«Комариный» маршрут для туристов в Сясьстрое


Экономика

Промышленность

  • ОАО «Сясьский ЦБК»
  • ООО «Форза Марин»
  • ОАО «Волховхлеб»
  • ЗАО «Новая Голландия»
  • ООО «Агрофирма „Скиф“»

Другие предприятия

  • ООО «Химпром»
  • ОАО «Сясьский Торговый Дом»
  • МУП «Сясьстройские Коммунальные Системы»
  • ООО «Сясьстройский Жилищно-Коммунальный Сервис»
  • ООО «Север»
  • МУ «Сясь-Парк»

Торговля

  • Универсамы «Пятёрочка», «Магнит»
  • Салоны связи «Евросеть», «Связной», «МТС»
  • Фирменный магазин Великолукского мясокомбината
  • Аптеки «Невис»
  • Магазин хозтоваров «Улыбка радуги»
  • Fix Price
  • Торговые комплексы «ЦентR» и «Дом Быта»

Банки

  • «Сбербанк России»

Сясьстрой

Сясьские Рядки

В писцовых книгах 1550 года упоминается поселение Сясьские Рядки, располагавшееся на правом берегу реки Сясь, на месте современного города Сясьстрой. «Рядками» на Руси в XV–XVII веках называли торгово-промышленные поселения, не имевшие городских укреплений. В таких поселениях жители занимались различными промыслами. В XVI веке жители Сясьских Рядков занимались торговлей, главным образом рыбой и лесом, а также охотой. И стволов деревьев выдалбливали лодки, на которых передвигались по воде. Зажиточных людей было немного. Среди них известен купец Василий Каялин, его дом и сегодня можно увидеть в городе.

Существуют две основные версии происхождения названия города Сясьстрой. В переводе с прибалтийско-финского «сяакси» означает «скопа», т.е. хищная птица, которая питается рыбой. «Сясь» с языка вепсов (северной ветви прибалтийско-финских языков) означает «комариная» («сяськ» – «комар»). Это может указывать на основные занятия местных жителей – рыболовный и зверовой промыслы.

Некоторые исследователи полагают, что в период «смутного времени» на левом берегу реки Сясь находились шведские земли, а на правом – русские, граница между ними проходила по реке. Сохранилась древняя легенда, согласно которой русские жители попали в плен к шведам и были вывезены в Швецию. Молясь о возвращении домой, они узрели икону Успения Пресвятой Богородицы, которая явилась к ним в серебряной ризе и помогла выбраться из плена. Образ Богородицы указал им путь и помог на лодках добраться до устья реки Сясь. Спасшиеся люди доставили икону в церковь Успенья Богородицы, в котором она хранилась в течение долгого времени. Потомки шведских пленников и сегодня живут в Сясьстрое с фамилией Зарубины (пришедшие из-за рубежа).

22 января 1702 года указом Петра I было велено «Делать корабли на реке Сяси». Для строительства сясьских фрегатов в устье реки Сясь был направлен плотник Воутер Воутерсон. 1 мая 1702 года стольник Иван Татищев писал царю «на Сясьском устье начато делать два корабля». В сентябре 1702 г. на воду были спущены первые корабли Балтийского флота Русского государства – 2 малых фрегата «Фан Сас 1-й» и «Фан Сас 2-й». Оба корабля были длиной 19,8 метра, шириной 5,7 метра, глубина интрюма составляла 2,6 метра. На вооружении фрегатов стояли 18 орудий. Первые корабли прослужили не долго, они были сделаны в спешке, при отсутствии большого опыта, для их строительства был использован свежесрубленный тесаный лес. А потому фрегаты вскоре рассохлись и потеряли мореходные качества. С 1705 года они были переведены в брандеры и получили новые названия «Везувий» и «Этна».

При строительстве следующих кораблей были учтены допущенные ошибки, и в конце 1702 года на воду были спущены фрегаты «Михаил Архангел» и «Иван-город», которые были сделаны на славу. Предположительно, во время строительства этих кораблей, присутствовал, а возможно и работал, сам император Петр I.

Всего за время существования Сясьской верфи с 1702 по 1705 гг. было построено 4 фрегата, 6 шмаков, несколько скампавей и буеров, около 30 малых судов других модификаций. В периоды паводков верфь часто затоплялась водой, быстрое течение реки создавало дополнительные сложности для спуска судов, поэтому в дальнейшем Сясьская верфь использовалась только для строительства малых кораблей.

На рубеже XVII–XVIII веков село Сясьские Рядки было во владении сына Петра I царевича Алексея Петровича. В начале XVIII века здесь была построена деревянная церковь Алексия Человека Божия. В 1751 году рядом с ней был возведен Храм Успения Пресвятой Богородицы на средства Саввы Яковлева. В 1807 году деревянная церковь сгорела. С середины XVIII века село переходит во владение крупнейшего заводчика и миллионера Яковлева Саввы Яковлевича, после его смерти Сясьские Рядки переходят по наследству к его потомкам, жившим здесь до 1870-х годов.

В 1763–1767 годах в звании полковника Суздальского полка, расквартированного в Новой Ладоге, в Сясьских Рядках неоднократно проводил летние учения А. В. Суворов. По преданию здесь был вырыт колодец, за которым закрепилось название «суворовский», так как из него пил воду легендарный полководец.

В эпоху царствования Петра I началось обустройство естественных водных маршрутов каналами и шлюзами. В 1718 году началось строительство Старо-Ладожского канала, ранее он назывался «Канал императора Петра Великого». 30 марта 1731 г. указом императрицы Анны Иоанновны канал, соединяющий Новую Ладогу и Шлиссельбург, был открыт. Он стал крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе. В 1920-х годах Старо-Ладожский канал закрыли для судоходства.

Тихвинская водная система являлась самым коротким путем с северо-запада к реке Волге. В 1724 году Петру I Сенатом был представлен доклад с прошением о разрешении строительства Сясьского канала в рамках Тихвинской водной системы. Предполагалось строить канал шириной 28 метров и глубиной 2,1 метра. Только 28 мая 1764 года прошение Сената было утверждено, и 1765 году началось строительство канала. Но вскоре работы были остановлены по причине отсутствия финансирования. Строительство велось с длительными перерывами и было закончено только через 36 лет, и 1 июня 1802 года канал был открыт для движения судов. В 1878–1888 годах был построен Новосясьский канал, который раньше назывался «Канал Императрицы Марии Федоровны».

В «Списке населенных мест Санкт-Петербургской губернии» за 1864 год (по сведениям 1862 года) Сясьские Рядки значатся как село владельческое в составе Новоладожского уезда, в 11 верстах от уездного города Новая Ладога. В селе числилось 163 двора и 970 жителей обоего пола – 442 мужского и 528 женского. В селе значатся: 1 православная церковь, 3 часовни, раскольничья молельня, сельское училище, почтовая и обывательская станции, 2 ярмарки, казенный перевоз через реку Сясь.

Сясьстрой в XX веке

В 1925 году началось строительство одного из первенцев отечественной целлюлозно-бумажной промышленности – Сясьского целлюлозно-бумажного комбината. Раньше на этом месте, у слияния рек Сяси и Валгомки, стояла маленькая деревня Носок из восьми домов. 26 июня 1925 года СНК СССР утвердил план строительства поселка комбината имени товарища Сталина – будущего города Сясьстрой. Предприятие стало градообразующим, за два года в поселке было возведено более 60 2-этажных домов.

Закладка первого камня в фундамент комбината состоялась 18 июля 1926 года, в честь этого события впоследствии одна из улиц города Сясьстрой была названа «18 Июля». В 1928 году была сдана в эксплуатацию 1-я очередь Сясьского комбината – древесно-подготовительный цех, кислотно-варочный цех, сушильно–бумажный цех и ТЭС-1. 3 ноября 1928 года с конвейера комбината вышла первая продукция – первые тонны сульфитной целлюлозы. Для ее производства на предприятии было установлено шесть варочных котлов и два пресспата немецкой производительностью 100 тонн в сутки. Одновременно велось строительство 2-й очереди завода.

16 мая 1927 года указом Президиума ВЦИК село Сясьские Рядки было отнесено к категории рабочих поселков Волховского уезда Ленинградской губернии с присвоением наименования Сясьстрой.

Во время Великой Отечественной войны часть Сясьского целлюлозно-бумажного комбината была эвакуирована в тыл. 9 марта 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве Сясьской судоверфи в устье реки Валгомки. 20 мая 1942 г. отсюда была спущена на воду первая баржа, предназначавшаяся для отправки грузов в блокадный Ленинград. До конца войны Сясьская судоверфь спустила на воду около 100 судов.

В 1992 году рабочему поселку Сясьстрой присвоен статус города районного подчинения. Село Сясьские Рядки в настоящее время вошло в черту города Сясьстрой.

О городе Сясьстрой

Угро-финское прошлое сохранилось в топонимике края: название реки Сясь – в переводе означает – «комариная», река Валгомка – «пристань». Крупным известным поселением на территории города были Сясьские Рядки, известные по писцовым книгам с 1572 года. В те времена здесь процветала торговля, особенно рыбой и лесом. На реке Сясь была основана и существовала с 1702 по 1705 год Сясьская верфь, и были спущены на воду первые корабли Балтийского флота России, один из которых был фрегат «Михаил Архангел», «Иван город». Следующий этап развития Сясьстройского поселения был связан с рытьем каналов вдоль Южного побережья Ладожского озера, которые сохранились и функционируют в наши дни. В это время появился еще один промысел населения – проводка судов по каналам с помощью конной тяги. Новая жизнь края связана со строительством в 1925-1928 годах первенца советской целлюлозно-бумажной промышленности – Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, который и сегодня является градообразующим предприятием. 18 июля 1926 года – закладка первого камня в фундамент основного цеха Сясьского цеха. 3 ноября 1928 года комбинат был пущен в работу. 16 мая 1927 года Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был утвержден список рабочих поселков Ленинградской губернии по Волховскому уезду, среди них – рабочий поселок Сясьстрой. Краткая характеристика Сясьстройского городского поселения: — общая площадь земель – 12230 га; — численность населения -14.7 тыс. человек; В структуре экономики ведущее место занимает предприятие целлюлозно-бумажной промышленности ОАО «Сясьский ЦБК» с объемом выпуска продукции 94 % от общего объема выпускаемой продукции и численностью работающих 52 % от общего числа занятых в экономике ( ? 2300 человек). В сфере малого и среднего бизнеса работают около 700 человек. Флаг муниципальных образований установлен принятыми в России современными геральдико-правовыми нормами как гербовый. Флаг МО «Сясьстройское городское поселение» Волховского муниципального района Ленинградской области представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины флага к длине -2:3, воспроизводящее композицию герба муниципального образования «Сясьстройское городское поселение» в синем, белом и желтом цветах. Серебряный лист бумаги – символ Сясьского ЦБК. Рыба переменных цветов символизирует историческую роль рыболовства в жизни местного населения и тесную историческую связь местного хозяйства с Ладогой. Лазоревый (синий, голубой) – цвет знания, истины, символизирует честность верность, безупречность, реку Сясь, а также побережье Ладожского озера.

«Комариный» маршрут для туристов в Сясьстрое

Специально для читателей «Общей газеты» она составила особый «комариный маршрут».

«Ребята, да это же целая кладезь для экскурсий!» — говорит Евгения Халтурина. Она — местный краевед, участник общественной организации спорта и туризма города Сясьстроя.

— Вообще изучением Сясьстроя я занимаюсь около 10 лет. И хочу сказать, что он недооценён сегодня. Ведь здесь, можно вспомнить, и «Дорога жизни» проходила во время Великой Отечественной войны, история населения — минимум, 460 лет. А река Сясь протекает здесь не менее 10 веков.

А какой удивительный тут отдых на воде! Фестивали, праздники. Я была поражена настоящей деревенской атмосферой на них. Знаете, как раньше… Ведь сегодня зачастую этого не хватает.

Ещё у нас — ни об одном месте, мне кажется, так не расскажешь — два часа уходит на то, чтобы о левом береге реки Сясь поведать, а потом о правом. А восход — он здесь всегда разный. И закат — тоже. Такого нигде нельзя увидеть, только у нас.

«Сясь» в переводе с финского означает «комары». Поэтому и маршрут, который я разработала, называется «комариный».

На чём он основывается? На рассказе о деревнях, которые здесь — рядом, но о них никто и никогда из Ленинградской области не говорил. Маршрут — коротенький. Около 10 км. Но даже на таком маленьком пути можно столько всего рассказать! И о том, как связаны Тихвинский и Волховский районы, города Лодейное Поле и Шлиссенбург, с Петром I. Можем только храмы посетить, можем чисто патриотически взглянуть на места здешние, а можем и вовсе — водный путь использовать.

Для начала мы сами — я и местный учитель — попробуем весь путь пройти. Мысленно я уже дорогу нашу представляю. Но, как говорится, ещё есть, где копать.

Зависит экскурсия от аудитории, способа передвижения и времени года. С молодыми, допустим, можно летом пешком пройтись, а зимой — на лыжах. Да, и по реке на них же. Пенсионеры — сядут в автобус и выходить будут лишь в особых случаях, в определённых пунктах. Вышли, посмотрели, зашли. Важно ещё — местные вы или приезжие. Ведь для тех, кто всю жизнь здесь прожил, придумать нужно будет что-то особенное.

«Прогулка по комариному краю»

Примерный маршрут составлен для приезжих взрослых туристов.

1. Остановка автобуса на площади перед зданием Дворца культуры. 2. Спуск к реке (рассказ об археологических памятниках, о реках Сясь и Валгома, верфи 1702 года). 3. Возвращение на площадь — рассказ о зданиях Школы фабрично-заводского ученичества, Дворца культуры, Детской школы искусств. Рассказ о людях — знаменитых земляках: Петре Лаврове, Василии Голубеве, Жоресе Алфёрове, Василии Сафонове, Марии Филипповой. 4. Памятник работникам Сясьской судоверфи (рассказ об Андрее Подлесном). 5. Пионерский мост – Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат. 6. Улица Советская — мемориал — рассказ «Сясьстрой — Дорога жизни». 7. По ул. Культуры возвращаемся на площадь (пешеходная экскурсия — 1 км.) 8. На автобусе по ул. Кольцевая к ул. Советская до рынка (рассказ о строительстве Сясьстроя). 9. Парк, пляж — пешком 15-20 минут (автобус переезжает на стоянку к магазину «Дикси»). 10. На автобусе в Сясьские Рядки (храм Успения Пресвятой Богородицы, дом купца Каялина). 11. На автобусе в деревню Рогожа (храм Собора Пресвятой Богородицы, жизнь деревень — Подрябинье, Судемье, Перевоз, Отаево, Матеево). 12. На автобусе в посёлок Аврово (по дороге рассказ о деревнях — Опока, Пехалево, Пульница, ООО «Новая Голландия»). 13. Остановка у фабрики (рассказ про фабрику). Автобус переезжает к спортивному комплексу. 14. Пешком возвращаемся к спортивному комплексу.

Идём пить чай.

Город Сясьстрой является Административным центром Сясьстройского городского поселения. Расположен в Волховском районе Ленинградской области, на р. Сясь, в 7 км к западу от ж.д. станции Лунгачи, в 140 км к востоку от Санкт-Петербурга.

Население города в 2010 году составило 13747 чел.

Первое письменное упоминание о селе Сясьские Рядки относится к 1582 г.

В 1702 г. по указу Петра I на реке Сяси рядом с селением построили верфь. Вскоре здесь были спущены на воду два боевых корабля: «Михаил Архангел» и «Ивангород». Верфь пол­ностью обеспечивалась местными плотниками и кузнецами. Через несколько лет верфь устроили в Лодейном Поле, и создание военных судов продолжилось там. В Сясьских Рядках стали собирать только небольшие каботажные суда (приспособленные к прибрежному плаванию и не выходящие в открытое море).

Село процветало, развивалось, и в 1751 г. здесь была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Среди святынь храма имелась особо чтимая икона Успения Пресвятой Богородицы. С ней связано предание о нескольких русских пленных, чудом спасшихся от шведов и неведомой силой перенесенных на лодках к Сясьским Рядкам. После строительства церкви селение получило второе название — Успенский Сясьский погост.

Во время правления императора Александра I началось сооружение Тихвинской водной системы — наиболее короткой судоходной трассы, связавшей Санкт-Петербург с центром страны. Было прорыто несколько каналов, среди них Сясьский и Свирский. В 1811 г. систему открыли для судоходства. На всем водном пути находилось 105 пристаней, и одной из крупнейших стала пристань в Сясьских Рядках. Это благотворно сказалось на развитии прилегающих территорий. Жители Сясьских Рядков стали заниматься судоходством и судовождением.

В 1851 г. между Петербургом и Москвой прошел первый поезд. С развитием железнодорожной сети значение Тихвинской водной системы стало падать, хотя еще долгое время ее использовали для местных перевозок. К началу XX в. некогда крупное село превратилось в небольшой рыбацкий поселок.

В 1926 г. на реке Сяси началось сооружение целлюлозно-бумажного комбината. Недалеко от Сясьских Рядков был устроен рабочий поселок для строителей, названный Сясьстрой. Через год он получил статус поселка городского типа. Уже в 1928 г. новый комбинат ра­ботал на полную мощность. В годы Великой Отечественной войны оборудование комбината эвакуировали в Кировскую область, а в цехах разместилась база по ремонту военной техники — самолетов, танков, боевых катеров. На берегу реки в Сясьстрое в срочном порядке начали строить большегрузные баржи для легендарной Дороги жизни — всего их соорудили около ста. На баржах в блокадный Ленинград доставляли продовольствие, боеприпасы и медика­менты, а из него вывозили детей, больных и раненых.

С 1992 г. Сясьстрой получил статус города. В 2007 г. был утвержден его герб.

Сегодня, как и ранее, градообразующим предприятием Сясьстроя является Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат, с основанием которого и было связано возникновение города.

Через город проходит автодорога М18 «Кола».

Из основных достопримечательностей города можно отметить:

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Сясьских рядках построен в 1751 году (Ул. Ленина, 77а, Тел.: 8 (813 63) 5 56 71). Ранее, по народному преданию, в этой местности существовал деревянный храм в честь св. Алексия Человека Божия. К сожалению, этот храм сгорел; антиминс и утварь были спасены и перенесены в Успенскую церковь.

В Сясьских Рядках (исторический район Сясьстроя) существует колодец, названный Суворовским.

Телефонный код: +7 81363

Официальный сайт администрации ГП: www.syasadm.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]