«Дальневосточный Сан-Франциско»: Владивосток превратят в город-миллионник


Основную часть населения современного Владивостока составляют потомки многочисленных народов, заселявших Приморский край. В девятнадцатом веке указом российского правительства, призывающим осваивать восточное побережье, образовано поселение.

Основная часть местного населения — уроженцы центральных областей страны. Переселенцы из Азии, Европы, прибывшие сюда торговать, строить, становятся определяющим большинством этнического состава, составляют основную часть численности местного населения будущего Владивостока.

Историческая справка

Основание военного поста, ставшего российской тихоокеанской гаванью, датируется серединой 1860 г. Согласно указу о поощрении заселения земель Амурской, Приморской областей сюда стекаются толпы вольных крестьян, желающих устроить жизнь. Отмена крепостного права усиливает местные миграционные процессы, создавая прирост поселенцев. 1878 г. — население гавани составляет 4000 граждан.

Серьёзным фактором, определившим развитие демографической ситуации Владивостока, становится территориальное расположение. Строительство Транссибирской магистрали, открывшей короткий путь к тихоокеанскому побережью, развитие международных торговых путей, экономических связей, военная интервенция иностранными державами — события, способствующие приросту численности населения центра.

Дальнейшая индустриализация страны, развитие сельского хозяйства, образования, медицины заметно повышают уровень благосостояния, способствуя увеличению рождаемости, массовому притоку переселенцев. В 20-х гг. население советского Владивостока составляет 100 000 жителей, согласно переписи.

Как появился Владивосток?

Не углубляясь в древнюю историю, отметим, что до подписания Айгунского договора в 1858 году Приморье принадлежало Китаю. Присоединением земель Россия обязана графу Николаю Муравьеву-Амурскому — генерал-губернатору Восточной Сибири, который сразу начал поиск места для создания дальневосточного опорного пункта.

Удобная, хорошо укрытая гавань в заливе Петра Великого как нельзя лучше подошла для этих целей, и с 1859 года в газетах замелькали сообщения о новой российской бухте под названием Владивосток, сложенным из двух слов: «владеть» и «Восток».

Первый переселенец появился здесь в 1861 году. Это был купец Яков Семенов, который стал старостой поста в 1870 году, а спустя год сюда перевели Сибирскую военную флотилию.

Согласно переписи 1878 года, на территории опорного порта проживало уже 4163 человека. Если вам интересно, какой области России Владивосток тогда принадлежал, то ответ простой. В 1880 году бухта получила статус города, который стал административным центом Приморской области.

Актуальные данные

В последнее десятилетие наметился естественный прирост. 606 561 житель — численность людей, проживающих в округе постоянно. В таблице представлены данные по городским районам.

Название районаЧисло горожан
Первомайский155 943
Ленинский155 306
Первореченский144 596
Советский92 057
Фрунзенский58 659

Статистика по годам

  • 1860 г. — число поселенцев достигает 200 горожан; основная масса — члены воинского экипажа, присланного осваивать восточное побережье России.
  • 1889 г. — население достигает 13 000. Причём на четырёх горожан мужского пола приходилась 1 женщина.
  • 1900 г. — в поселении проживают представители 70 национальностей.
  • 1914-1917 г. В данный период революционных волнений значение снизилось — 106 700 горожан.
  • 1917 г. — число граждан составляло 130 000. Завершение гражданской войны, восстановление народного хозяйства способствует естественному приросту.
  • 40-е г. — 215 тысяч жителей.
  • 1941-1945 г. — Вторая Мировая Война уносит жизни 25 тысяч советских уроженцев Владивостока.
  • 1974 г. — население достигает 500 400 граждан.
  • 1991 г. — зарегистрирован рекордный показатель — 679 000 горожан.
  • 1992 г. — снижение численности народонаселения, вызванное массовой миграцией местных жителей.
  • 2010 г. — показатель равен 604 800 горожан.
  • 1 января 2021 г. — согласно переписи, показатель постоянно проживающего населения составил 606 651 горожанин.

Закрытие Владивостока для иностранцев

Стратегически важный восточный оплот СССР всегда был под пристальным вниманием высшего руководства страны, и с 1 января 1952 года город становится закрытым для посещения иностранцами. Даже если заграничные туристы знали, в какой области находится Владивосток, при попытке въезда их разворачивали обратно.

Помните фразу из песни Высоцкого: «Открыт закрытый порт Владивосток»? Владимир Семенович тогда имел в виду внутренние рейсы, а для иностранцев город открыл Борис Николаевич Ельцин только в 1991 году.

Последствия распада СССР сильно подорвали экономику города. Оборонная промышленность потеряла заказчиков, а морепродукты из «рыбной столицы» шли в Японию, процветало браконьерство, контрабанда леса и японских автомобилей. Жители города массово переезжали в центральные регионы, и только в начале XXI века Владивосток начал вновь становиться на ноги.

О городе

Владивосток сегодня — культурная столица Дальневосточного федерального округа России, крупный торговый порт Приморья, Тихоокеанская база Российского военного флота. Территория города охватывает 2 полуострова, 50 мелких островов. Специфика островного расположения наделяет данный город умеренным климатом. Холодная ветреная зима сменяет дождливое туманное лето.

Экономика приморского центра за 160-летнюю историю развития пережила несколько подъёмов, спадов. 1952-1991 гг. — город закрыт указом правительства. Соответственно, иностранным судам, советским гражданам доступ запрещён. 2015 г. — порту присвоен статус «свободной зоны», дающий привилегии беспошлинной торговли товарами. Основная масса азиатских товаров доставляется морским торговым транспортом.

Высокий уровень цен товаров первой необходимости, плохая экология, суровый климат —основные «минусы», определяющие оценку местного населения. Средний бал, согласно рейтинга, — 3. Результаты исследований Финансового университета показали отрицательную динамику: Владивосток ежегодно теряет позиции. 2021 г. — город занимает 68 строчку федерального городского рейтинга.

«Город с инфраструктурой на берегу моря»

Первый город-миллионник на Дальнем Востоке станет центром притяжения для жителей не только самого региона, но и Сибири, а в перспективе может стать привлекательным и для Центральной России, считает руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов.

— При весьма привлекательной градостроительной концепции, разработанной в ВЭБ.РФ, может появиться прибрежный город с полноценной инфраструктурой и всеми атрибутами столичной жизни на берегу моря, — говорит Цыганов в беседе с «Известиями». — Если сегодня многие выбирают Сочи для жизни на пенсии, то Владивосток после реновации станет похож на Сан-Франциско и точно найдет новых жителей. Наличие большого числа потребителей позволит развиваться театрам, ресторанам, медицинским учреждениям, службам доставки и т.п. Станет проще с местами отдыха, парками и развлечениями, появится экономическая эффективность современной утилизации мусора.

Дальневосточный Сан-Франциско


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Кроме того, по мнению эксперта, получит развитие проект Дальневосточного университета, который станет более востребованным как у российских, так и у иностранных студентов.

— Основная цель такого проекта — создание комфортной городской среды, — считает собеседник «Известий». — Сама по себе крупная городская агломерация станет фактором экономического развития, тем более что у территории есть льготный статус и потенциал. Появление нового центра притяжения и экономического роста поможет и Дальнему Востоку в целом — образуется стабильный рынок сбыта, а повышение благосостояния населения станет фактором экономического развития региона.

«Нигде больше в мире 8 часов лететь за $100 невозможно»

Глава Минвостока Алексей Чекунков — о снижении цен на билеты и продукты, подорожании жилья и новых льготах для иностранных компаний

Как отмечает Цыганов, опыт присоединения пригородов есть у нескольких российских мегаполисов — «новой Москвы», большого Сочи и Санкт-Петербурга, для подтверждения статуса были проведены присоединения окрестностей в Воронеже и Волгограде, опыт успешного формирования крупных городских агломераций есть по всему миру, хотя существуют и издержки сосредоточения населения в крупных городах.

Этнический состав

Национальный состав Владивостока представлен многими этническими группами. Основной показатель — 86% жителей — составляют русские, украинцы — 2,5 %, представители корейской национальности — 1%, татары — 0,5 %. Оставшиеся 10% составляют китайцы, казахи, узбеки, белорусы, азербайджанцы, армяне. Удэгейцы, нанайцы, тазы входят в состав коренных этнических групп, представленных малочисленным национальным составом.

Национальные традиции, культура, язык аборигенов постепенно забываются. Основной язык местных жителей — русский; вторую позицию занимает английский язык — 6,5% горожан; третье место — украинский язык: 1,2%.

Генеральские миллионы

На днях — видимо, ввиду приближающейся переписи — животрепещущий вопрос о численности владивостокцев поднял в ЖЖ-сообществе «Владивосток» популярный местный блогер russlan-v (за этим ником скрывается не менее популярный во Владивостоке деятель медиасферы и музыкального мира Руслан Вакулик). Вот что он пишет: «Официально население Владивостока составляет 667000 человек. Но, по данным силовых структур, эта цифра сегодня колеблется от 1300000 до полутора миллионов. Об этом в разговоре мне совершенно официально поведал генерал МВД. 667000 — это люди с пропиской. Реально же здесь живут сотни тысяч людей без нее: китайцы, студенты из дальневосточных городов, военные, моряки и рыбаки со всей страны, прочие непрописанные деятели из Уссурийска, Находки, Комсомольска, Хабаровска, Новосибирска и т. д. А также Ферганы. То есть в два раза больше официальной цифры. И население стабильно растет. Уезжают, да, но приезжает больше в разы… Полтора миллиона — это угрожающая цифра для города с такими узкими дорогами». И добавляет чуть позже: «То<�т> же самый человек сказал, что РЕАЛЬНО здесь живет более двух <�миллионов>, СКОРЕЕ ВСЕГО».

Если принять эту генеральско-блогерскую версию, выводы могут быть амбивалентными. С одной стороны, оказывается, стоны «уходим, уходим, уходим» некорректны: выходит, никакой демографической катастрофы нет, к нам валом валят приезжие, а это может говорить только о том, что город становится привлекательнее и комфортнее, а качество жизни в нем — все выше. Эта точка зрения выгодна для местных органов власти: значит, они работают хорошо; а если обыватель улучшений не видит — ну, на то он и обыватель, чтобы не видеть дальше собственного носа. С другой стороны, эти же самые выводы неутешительны в том смысле, что органы власти, получается, не владеют ситуацией. Население растет, при этом явно нарушается паспортный режим, но милиция ничего не делает с незаконными приезжими из Китая и Средней Азии; администрации продолжают, например, рассчитывать нагрузку на дороги исходя из сильно заниженных цифр и т. д. С третьей стороны, этими выводами можно манипулировать похитрее. Например, мэрия, признав, что во Владивостоке давно живет больше миллиона, может именно этим фактом (а не своей некомпетентностью) объяснить и плотность наших пробок, и качество наших дорог, и очереди в учреждениях. Опять же это дает основания для увеличения штатов мэрии.

Пол и возраст

Начало 2021 г. — численность народонаселения города-героя занимает 26 позицию в списке 1115 городских поселений России. Численность женского населения значительно больше мужской. Результаты переписи, опубликованные Росстат, показывают: процентное соотношение по половому признаку составляет 52,5% и 47,5% соответственно. Возрастная структура порта. Актуальность — 01.01.2020.

ВозрастЧисленность, челЖенщин, чел.Мужчин, чел.
Младше трудоспособного97 47247 34150 131
Трудоспособный389 434184 292205 142
Старше трудоспособного146 238103 06143 177

Раздел 3. Особенности климата


С научной точки зрения считается, что Владивосток имеет муссонный климат. На практике же это означает следующее:

  • зима в городе и области прохладная и сухая, а погода в холодное время года ясная;
  • весна же довольно продолжительная, часто меняется температура;
  • лето влажное и тёплое, на этот сезон приходится максимальное количество осадков;
  • осень тёплая, осадки уменьшаются к зиме, первые заморозки в основном появляются в первых числах ноября.

Самый тёплый месяц во Владивостоке – август, температура +20…+21 градус по Цельсию. Самый холодный – январь, температура -11,3…– 11,5 градусов. Температура воды в августе +23 градуса, однако плавать решаются только самые отчаянные и смелые.

Средний уровень осадков за год – 818 миллиметров.

Браки и разводы

Анализируя годовые показатели заключённых браков и разводов, экспертами выявлена неутешительная статистика. Согласно данным переписи, Приморский край стал абсолютным лидером по количеству разводов в 2021 г. 9 298 супружеских пар, зарегистрировавших брак, решили развестись, что представляет 59% от общего числа зарегистрированных браков — 15 695.

Согласно статистике 2021 г.: на 10 браков, заключённых в отделениях ЗАГС Владивостока, приходится 7,4 развода. Число оформленных браков — 4 574, 2 967 заявлений о расторжении брака. 6 из 10 супружеских пар, состоящих в браке, выбирают развод.

Широта крымская, долгота колымская

Приморский край несколько изолирован и в плане флоры и фауны, тут довольно много эндемиков. Такой «затерянный мир» получился из-за Сихотэ-Алиня, барьерного хребта, перегородившего путь леднику. Поэтому тут не было последнего резкого климатического скачка, и далеко не всё успело повымереть. Сейчас природа — это смешение южного и северного набора растений и животных. Добавьте к этому теплоаккумулятор в виде океана, практическое отсутствие крупных рек, холодное течение рядом и получите как раз Владивосток. Зима тут несуровая, хрустящий снежок, скорее, редкость, но это не те -40, что в безветренной Сибири, а те -15, которые ощущаются как ледяной ад из-за ветра. Ну и если что, ледяные дожди тоже никто не отменял. Последний вот перекрыл дорогу на остров Русский, пока лёд сбивали с вантов моста. Военные быстро организовали поставки продуктов в магазины и переправу для медиков, но это совсем не то же самое, что мост или старые паромы, которые были до него. А так обычно только глазированные машины.
Несмотря на количество машин в городе (540 машин на 1000 жителей на 2021 год), бензином не пахнет, потому что сильный ветер просто всё это выдувает в море. В обмен, правда, городу достаются тайфуны и цунами.


Это на мысе Тобизина на Русском

Так что приезжайте смотреть туманы. Город ими славен, и часто покрывается весь. Хотя солнечных дней довольно много, главные два слова в описании ситуации — туман и ветер. Выглядит это безумно красиво, если вы приехали на пару недель или показываете японцу самый прекрасный город на Земле с его эстетической точки зрения, но местных жителей немного достаёт влажностью и ветерком. Особенно зимой.

Теперь отмотаем чуть назад, на момент освоения региона. Исторически тут искали женьшень и потом собирали его. То есть как: находили росток, делали в голове геометку и возвращались к нему через 3-5 лет, надеясь, что его не взял кто-то другой. Было много охоты и рыбалки. Собственно говоря, китайское название города — «залив трепанга» (американское — Порт Май). Сейчас трепанга можно встретить не только в музее, но и на фермах.


Трепанг — морской огурец, или, как называют его китайцы на жаргоне, морской хрен (где хрен — отнюдь не растение, поскольку огурец любит расти вертикально в определённые моменты своей жизни). Возможно, это одна из причин, почему название города не переводилось с китайского впрямую.


Ферма трепанга, тут он ещё маленький и растёт в кассетах


На Русском в бухтах выращивают ещё мидию и гребешка.


Моллюск, кстати, обладает отличной механикой глаз: они у него пока однопиксельные, зато распределённые. Это, по сути, фотодиоды. Когда над ним проплывает хищник, глаза в кластере по очереди быстро затеняются, но не все сразу. В ответ гребешок как можно быстрее закрывает створки и сидит боится.


Камчатский краб живёт тут рядом в Японском море. Его выносят поздороваться с гостем до того, как готовить. При заказе стейка с телёнком так не делают.

Ещё в регионе живёт амурский тигр, которым все очень гордятся. Особенно Амуром, который прославился дружбой с козлом. Тут надо, опять же, развеять пару мифов. Дело в том, что козёл для тигра — это обогащение среды, то есть спортивно-игровой инвентарь в первую очередь и пища во вторую.

Если б козёл не наглел бы, то он бы жил и жил. Тигра будить даже я не додумался бы, а он его копытом пом-пом — вставай и вставай! Алексей Аносов, ветеринарный врач сафари-парка

Кучу поломанных животных из края и соседних областей можно увидеть в этом самом сафари-парке. Там есть программные животные для сохранения (те же тигры) и есть приют для тех, кого спасли в том или ином виде. Алексей вот подобрал грифа в кафе, нашёл харзу с загнивающей лапой в дикой природе и так далее.

В природе абсолютно здоровых животных невозможно встретить в принципе… это паразиты абсолютно разнообразные, инфекционные заболевания, в том числе и передающиеся человеку. К нам поступает очень много травмированных животных, то есть это или травмы какие-то в результате жизнедеятельности, или ДТП-шные они. Я вообще про природу говорю в целом. К нам обычно поступают животные, те, которых привозят люди, они все либо когда-либо были повреждены, либо это ещё свежие травмы. У нас в основном травматизм идёт. Или крайняя степень, терминальная стадия заболевания какого-либо инфекционного или тех же паразитарных инфекций, которые их уже довели до крайней степени истощения. Животное даже не может убежать от человека. Алексей

Второй чертовски важный объект — это океанариум. Интересен он далеко не шоу дельфинов, а тем, что содержит очень много животных в экспозиции и вне экспозиции, причём с ними ведётся научная работа. Собственно, он выставляет наружу API, позволяющее провести какой-то опыт над животным и получить результаты удалённо. То есть кто-то где-то на планете придумывает задачу, её исполняют в океанариуме и присылают результат.

Из самых интересных экспериментов — изучается разумность ларг (они решают логические задачи и сортируют массивы), выделяют мультипотентные стволовые клетки из кожи рыб, есть куча программ по размножению разных рыб в неволе (и результаты там отличные), плюс, что меня особенно удивило (но это уже привычная история для океанариума) — там бодро размножаются пингвины.

Естественное движение

Разница основных показателей рождаемости и смертности населения является естественным приростом. Отрицательное значение показателя означает естественную убыль. Согласно переписи местных жителей 2019 г. установлено: естественное движение имеет отрицательный характер. Показатель смертности — 7073 — превысил рождаемость — 5703. Убыль составляет — 1370.

Главная причина естественной убыли — стремление молодого поколения переехать в развитые субъекты Федерации, найти работу, обустроиться, завести семью, детей. Пенсионеры, люди старшего поколения боятся переезжать, оставлять хозяйство, дома, надеясь найти лучшие условия. Предпочитая умереть в любимом городе, люди преклонных лет уже смирились с ужасной экологической ситуацией побережья, высокими ценами, низким уровнем социального развития, обеспечения города Владивостока.

Стратегические плюсы

Как объясняет в беседе с «Известями» советник президента группы по цифровым рынкам и глава корпоративного блока компании Владимир Анников, наличие города-миллионника станет благоприятным фактором для развития дальневосточного региона по ряду стратегических причин.

Прежде всего речь идет о подходе, берущем начало из советского прошлого, когда миллионникам предоставлялось дополнительное финансирование. «Стоит отметить, что специального регулирования, направленного на предоставление преференций по этому основанию, нет — тут скорее традиция», — говорит Анников.

Дальневосточный Сан-Франциско


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Второй фактор — это статус миллионника как некий региональный и миграционный бренд: с большей вероятностью экономически активное население будет выбирать именно такой город для проживания и работы при рассмотрении вопроса внутренней миграции. Не стоит забывать и про общее позиционирование: как считает собеседник «Известий», город-миллионник будет чаще попадать в региональные программы масштабирования бизнеса.

«Национальная круизная линия станет важным прорывом»

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков — о перспективах туризма в регионе и новых ледоколах в Арктике

Кроме того, по мнению эксперта, не исключено, что, в случае если Владивосток станет городом-миллионником, он сможет претендовать на получение статуса города федерального значения, а «это уже совсем другой разговор».

Миграция

Согласно последней переписи граждан, переселенцы «организовали» значительный прирост показателя основного населения тихоокеанского побережья. 901 человек — число прибывших мигрантов — данные, зарегистрированные органами УФМС Владивостока в первом квартале 2019 г. Данные переписи опубликовал официальный сайт мэрии Владивостока.

Перепись 2021 г.: показатели численности прибывших мигрантов составили 26 529, выбывших — 23 638 соответственно. Миграционный прирост дальневосточного побережья достиг значения 2891. Значительную долю граждан, покинувших приморскую гавань, представляют мигранты в среднюю полосу. Большинство людей, переехавших сюда, составляют представители международной миграции — соседнее зарубежье, страны бывшего СНГ.

Порт, военно-морская база и не только

На протяжении своего существования Владивосток был и остается важнейшим стратегическим объектом повышенной обороноспособности за счет главного пункта базирования Тихоокеанского флота РФ.

Владивосток связывается с Японским морем Амурским и Уссурийским заливами. Здесь проходят важнейшие для экономики страны тихоокеанские морские пути, обеспечивающие торговые связи с сотнями стран мира. Город также является крупнейшим финансовым и культурным центром Дальнего Востока.

Чем еще примечателен город, разросшийся из маленького опорного пункта? Это интересно!

  1. Автомобильный завод компании Sollers, изготовитель Mazda и Toyota.
  2. Судостроительные предприятия «Даль.
  3. Рыбоперерабатывающие комбинаты, например, «Дальрыба» и«Дальморепродукт».
  4. Дальневосточный федеральный университет, множество других вузов и их филиалов.
  5. Приморский океанариум.
  6. Приморская государственная картинная галерея.
  7. 5 профессиональных театров, 21 кинотеатр, цирк.

Если вы оправляетесь во Владивосток, какую область или край вам предстоит посетить, знать не помешает, хотя бы для правильного заполнения деловых документов и чтобы не обидеть владивостокцев своим невежеством. Заявляйте со знанием дела: «Владивосток — это административный центр в Приморском крае!» И наслаждайтесь культурной жизнью города, поражающей своим разнообразием.

Здесь ежегодно проводятся фестивали, форумы и праздники, жителям города скучать не приходится, а гостям рекомендуется обязательно посетить местные достопримечательности.

Прогноз

Многолетний статус закрытого порта оказал пагубное влияние, замедлив экономическое, культурное, внешнеполитическое развитие приморского порта. Отсутствие рабочих мест, финансовая нестабильность порта, снижение уровня рождаемости побережья, рост преступности, массовые переселения — последствия вынужденной изоляции.

Согласно прогнозу, численность Приморского края к 2036 г. может снизиться на 200 тысяч — официальные цифры Приморскстат на август 2019 г.

Большинство опрошенных местных жителей, покинувших город-герой Владивосток, отмечает необоснованно завышенные цены на продукты, недвижимость, плохое качество воздуха, дорог. Государственные программы финансовой поддержки молодым семьям, малообеспеченным слоям населения, муниципальные проекты по заселению Дальневосточного региона не привлекают местных жителей, решивших навсегда уехать отсюда в поисках лучшей доли.

Остаётся надеяться: величественный красавец город-герой Владивосток сумеет восстановить статус крупного международного порта, культурного центра Приморья. А дальневосточное побережье вновь станет привлекательным в глазах молодого поколения.

Иностранное влияние

Владивосток рядом с Кореей, Японией и Китаем. Про Японию и б/у машины оттуда, вы, наверное, знаете. В общем, японцы покупают машину, ездят на ней примерно до 70-90 тысяч километров, а потом продают это старьё. Жители Владивостока покупают эти прекрасные новые машины и продают дальше по стране.


Леворульную машину в городе называют «с атипичным расположением руля».

Владивосток, на самом деле, был городом, который очень сильно советский… Здесь рыболовецкий флот, флот торговый, заводы, которые делают всё, начиная от часов и заканчивая кораблями. Не только Владивосток, но и ближайшие к нему города, агломерация. Очень сильно это всё [развал СССР] подействовало на город, потому что практически ни один завод не поднялся. Практически ни один завод не продолжил существование так, как это было. Они очень быстро загнулись. Владивосток очень долго жил исключительно морем. Причём поскольку у нас не строили корабли, даже не ремонтировали их, на самом-то деле… При этом весь город жил благодаря автомобилям. Автомобили привозили, автомобили продавали, автомобили чинили, автомобили перегоняли в другие города под заказ. Громадный рынок, который сейчас, конечно, не имеет ничего общего с прошлым своим видом. Сейчас это как раз сайты, это продажи через интернет. Тогда это громадная совершенно часть города, которая полностью сравняла с землей один из фортов Зелёный угол… Каждый в городе так или иначе зависел от автомобильного бизнеса. Ольга Ермошина

Упрощая, история такая. Сначала машины доставались морякам. Можно было раз в год привезти в трюме машину. Естественно, она там покупалась, потом продавалась уже в России. Когда стало понятно, насколько это выгодно, некоторые получали паспорт моряка только ради такого рейса: по документам это был член экипажа, по факту — карго. Потом некоторое время возили машины отдельно от двигателей для последующей модификации. Когда тему с запчастями прикрыли, стали пилить автомобили и сваривать во Владивостоке: распил с точки зрения таможни был металлоломом, а с точки зрения счастливого нового владельца — иногда смертельной ловушкой. Первые транспортники с ними загружали так, что случайный шторм мог утопить парковку. В общем, тут постоянно придумывают какие-то схемы, направленные трёхсторонне: ввести в заблуждение государство, японцев (это недавние технологии) и, конечно, конечного покупателя. Чтобы правильно купить машину во Владивостоке, надо иметь квалификацию автомастера — потому что вам попадётся если не ихтиандр, то хотя бы скрутыш.
Вместе с машинами традиционно возили и другую контрабанду, и товары народного потребления. Контрабанду и сейчас нет-нет, да можно встретить на том же рынке (точнее, происхождение товаров ряда магазинов не удастся проверить). А из товаров народного потребления самое вам знакомое — это аниме. Точнее, первый культурный шок вызвали те разновидности аниме, которые сейчас злят РКН-тян. Но и обычное аниме на кассетах также пошло гуляют по стране из Владивостока. Сейчас, кстати, в городе есть устойчивые гик-сообщества, и някающие люди — достаточно частое явление. Косплееров много, и они довольно хорошо организованы.

Китай связан с городом огромным количеством трудовых мигрантов. Именно эти люди привнесли во Владивосток то, на что моряки тратили деньги: азартные игры (которые после исчерпания кредита должника заканчивались игрой «на мясо», то есть на палец или кусок живота), другие досуговые дома — ну и кучу китайских товаров. Сейчас в центре города есть квартал Миллионка с антуражем ушедших китайцев, а точка концентрации нынешних — рынок на Спортивной, который с каждым годом цивилизуется, но всё ещё со всех сторон слышны крики в духе «Подходи, подлюка, тебе халясо трусы!». Там действительно клёво, особенно, с учётом нейминга заведений китайской кухни в духе «Добрыня и Аня», потому что китайцы берут себе имена той страны, куда приезжают.

Следы корейской культуры тоже можно заметить. Милкис и пянсе — это то, что надо обязательно попробовать в городе. Можно ещё запить кофе «Доширак» и заесть дошираком.

Много иностранцев в ДВФУ. Всего 20 тысяч студентов, из них 3,5 тысячи — иностранные. То есть это большинство населения острова Русский.


Главный корпус ДВФУ

Сам по себе остров, кстати, был дикими землями, где почти не было дорог и машин с номерами до момента строительства эпического моста к эпическому саммиту. Потом там построили новый университет, и это стал остров студентов, военных и уже потом местных жителей. Обучение у нас на русском, поэтому многие студенты из Азии сначала год учат язык, а уже потом проходят основные дисциплины:

Самые популярные специальности у них – это, прежде всего, медицина и физика. Студенты из Индии едут изучать ядерную физику, а также физику наноматериалов. У Китая очень популярны международные, менеджерские, экономические, гуманитарные программы и направления. Студенты из Средней Азии и Европы, США и Великобритании едут к нам изучать медицину. Александр Крестов

Я на всякий напомню на примере ПЦР-лаборатории ДВФУ, что смысл такой: один раз обучив группу врачей работе с нашими протоколами, на нашей технике и с нашими тест-системами, мы получаем мощное лобби на закупку этого всего у нас, соответственно. Поэтому иностранные студенты — это маркетинг отечественного производства, а не бизнес про обучение.


Кубсат студентов

И на это всё едет куча туристов. Японцам тур во Владивосток продают как «Европа в двух часах», потому что центр города во многом немецкой архитектуры. Корейцы просто познают загадочную русскую душу, но при этом по крауд-путеводителям. В смысле, съездила одна пара, запостила маршрут, посещённые рестораны и магазины с конкретными купленными товарами — и теперь все примерно так и делают, потому что из их маршрута ещё и взяли данные для официального путеводителя. Специально для корейских девушек делали квартиры для Букинга и AirBnB в мишках и розовых тонах, а для мальчиков — в стилистике победившего коммунизма со старой мебелью и портретами Ильича. Сейчас это всё уже пропало с рынка из-за пандемии.

Почему центр немецкий? Потому что немцы и американцы открывали свои торговые компании. Первый супермаркет на Руси был создан Кунстом и Альберсом. Они просто привозили товары в город, продавали их из специально построенного здания напротив конторы — и покупали в городе пушнину и другие товары на экспорт, чтобы везти обратно. На них же работала первый тревел-блогер Элеонора лорд Прей, которая написала невероятное количество совершенно прекрасных писем про город со всеми деталями. Книгу издали небольшим тиражом в местном издательстве, и она выстрелила. Очень рекомендую, особенности быта интересные.

Ну и очень много про взаимодействие с иностранцами можно найти у Арсеньева, в частности, в «Дерсу Узала». Эту книгу можно читать и как сказку, и как дневники исследователя края: там очень драматичный сюжет и очень плотная подача.

Ну и остались самые многочисленные туристы из иностранных. Китайцы двигаются по городу миниатюрными группами по 50-60 человек, тоннами покупают сгущёнку и птичье молоко (тут его делают на агар-агаре, и у фабрики нет права на это название, но это именно птичье молоко). Для них же тут есть совершенно странная штука — музей трепанга. Собственно, там немного музея и много торгового зала со всякой клюквой типа целебных когтей медведя и прочего. Это такой симметричный ответ китайским экскурсиям на производство, когда экскурсия занимает 30% времени, а 70% — магазин. Кстати, если раньше наше население ездило в Суйфыньхэ за одеждой, поесть и полечить зубы, потому что получалось дёшево, то теперь с падением рубля уже китайцы ездят к нам. Началось с ювелирных магазинов, быстро сделавших вывески на китайском. Потом присоединились магазины сладостей. Потом пришли уже исконные китайские магазины продавать азиатские товары, потому что это же лучшее место что-то купить, верно?

Отдельно про Суйфыньхэ надо сказать, что именно там в декабре 2013 по решению Госсовета КНР стал официально использоваться рубль (вместе с юанем). А вторая вещь — это целый бизнес по беспошлинному перевозу товаров через границу: предлагались туры выходного дня с багажом 5 килограмм за счёт «импортёров». «Импортёры», соответственно, давали вам багаж для проноса через границу: 30 пар джинсов для личного пользования родственникам, пачку лифчиков и так далее. В итоге народ ездил даже стричься в Суньку, потому что получалось дешевле.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]