Путешествуй с Zhel.City: Фатеж и Ольгов-град


Город Фатеж
Герб
Страна РоссияРоссия
Субъект Федерации Курская областьКурская область
Муниципальный район Фатежский
Городское поселение город Фатеж
Координаты 52°05′22″ с. ш. 35°51′32″ в. д. / 52.08944° с. ш. 35.85889° в. д. / 52.08944; 35.85889 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=52.08944&mlon=35.85889&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 52°05′22″ с. ш. 35°51′32″ в. д. / 52.08944° с. ш. 35.85889° в. д. / 52.08944; 35.85889 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=52.08944&mlon=35.85889&zoom=12 (O)] (Я)
Первое упоминание XVII век
Город с 1779 года
Площадь ок. 4 км²
Высота центра 200
Население ↗5994[1] человек (2016)
Названия жителей фатежа́не, фатежа́нин, фатежа́нка
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 47144
Почтовые индексы 307100
Автомобильный код 46
Код ОКАТО [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=38244501 38 244 501]
Фатеж

Москва

Курск

Фатеж

Аудио, фото и видео

на Викискладе

Фате́ж

— город (с 1779[2]) в России, административный центр Фатежского района Курской области. С 2006 года образует Городское поселение город Фатеж.

История


Основан в XVII в. служилыми однодворцами

(этническими казаками-черкасами[3]), на берегу реки Усожи, как село (или станица)
Фатеж
. Название — предположительно черкесское. Тогда же имя «Фатеж» получил и впадающий в Усожу ручей… В конце XVII в. фатежане возвели на берегу полноводной тогда Усожи оборонительный бастион[4]. Первое документальное упоминание Фатежа содержится в переписных листах 1719 года (перепись населения 1719 года). Незадолго перед тем (в 1702 г.), волею «Великого преобразователя» Петра I, казаки-однодворцы были незаконно лишены дворянского звания[5]…

По указу Екатерины II об образовании Курской губернии от 23 мая 1779 года, село Фатеж было преобразовано в уездный город Фатеж. 8 января 1780 года был утверждён герб города Фатеж, составленный герольдмейстером Волковым. В верхнюю часть, как и положено, помещён был Курский герб. А внизу изображён щит, разделенный надвое: в одной части в красном поле ружье, а в другой — в зелёном поле золотая борона. Как счёл своим долгом подчеркнуть герольдмейстер, жители Фатежа были старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве

, в связи с чем в городском гербе
военное орудие с орудиями тщательного хлебопашца соединено.
В конце XVIII — начале XIX вв. в Фатеже торговали пенькой, зерном, мёдом, салом и воском. Основными занятиями населения до конца XIX века оставались сельское хозяйство и торговля.

Однодворцы трудились, распахивая всхолмлённую равнину, пробуждая к плодоносной силе вызолоченный глиной чернозём. (…) Славились на всю округу фатежские ярмарки, проводившиеся трижды в году: на Покров, да на зимнего и летнего Николу. Гусей, тёлок и овец сводили, продавали пеньку, щетину, хлеб, мёд, воск, шкурки заячьи. За конопляной пенькой приезжали купцы из Германии.

— пишет журналист Владимир Ерохин («Литературная Россия» от 20 июля 1979 г.). В 1856 году в городе насчитывалось 5 церквей, 309 домов, 112 лавок. В 1897 году было 2 православных каменных церкви[6]., женская прогимназия, 2 начальных училища, земская больница[7]. В 1907-08 г.г. земским врачом в Фатеже работал Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий — впоследствии Св. Лука Крымский… В XX веке в Фатеже развивается производство, включая пенькопрядильное, строятся заводы по переработке местных продуктов сельского хозяйства. Но экономический подъём был оборван Гражданской войной…
Во время Великой Отечественной войны Фатеж был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 22 октября 1941 года вплоть до 7 февраля 1943 года, когда в Фатежском районе (невдалеке от города) разместился штаб командующего Центральным фронтом генерал-полковника К. К. Рокоссовского. Примечателен следующий, ужасный в своей простоте инцидент, о котором в своё время поведал журналист Владимир Ерохин («Литературная Россия» от 20 июля 1979 г.):

Мостить дороги было нечем. Рокоссовский приказал разобрать разрушенную церковь в Фатеже и пустить её на строительство дороги. По этим камням прошли войска и танки[8].

На сегодняшний день в Фатеже имеются:

  • церковь иконы Божией Матери Тихвинской (1800, 1845) — ул. К Маркса, 33.
  • гостиница «Фатеж» — ул. Загородняя, 24.
  • Фатежская детская школа искусств — ул. Урицкого, 47.

В 1966 году к городу была присоединена деревня Ульяновка, а в 1987 году — деревня 2-я Чаплыгина[9].

В 2005 году проведена реконструкция административного здания по улице Урицкого, где родился композитор Свиридов, под его Дом-музей.

Достопримечательности города Фатеж (Курская область)

Курская область — одна из самых крупных в Центрально-Черноземной полосе РФ, находится в центре России в лесостепной зоне на склонах Среднерусской возвышенности. Реки и озера, пастбища и луга, красивые дубравы и заповедные степи — неоценимое природное богатство Курской области.

В этих местах обитают свыше 300 видов позвоночных и несколько десятков тысяч беспозвоночных животных; насчитываются 255 видов птиц, среди которых знаменитый курский соловей, чьи трели считаются наивысшим достижением птичьего вокала.

В течение нескольких столетий формировался культурный потенциал и ресурсы Курской области. На территории области находятся множество памятников архитектуры, археологии и искусства. В этих местах большое количество различных соборов и монастырей — шедевров архитектуры эпохи Растрелли.

Экономика

  • Пенькообрабатывающий завод — построен в 1926 году; в настоящее время не функционирует
  • Производство трикотажных изделий — не работает
  • Маслодельный завод — практически не работает
  • Производство мясокостной муки — функционирует
  • Пищекомбинат — функционирует
  • Кирпичный завод — не функционирует

В большинстве своем городская промышленность пришла в упадок.

Единственный плюс — в поселке Чермошной, что рядом с городом, успешно развивается экспериментальный комбинат детского питания, филиал , который обеспечивает работой достаточно большую долю фатежан.

В самом городе значительную долю рабочих мест предоставляют частные предприниматели.

Марьино

В Рыльском районе Курской области расположен очень красивый дворцово-парковый ансамбль, усадьба «Марьино», семейное имение князей Барятинских. Дворец являлся основным местом пребывания княжеской семьи — это символ достоинства и величия княжеского рода.

Дворец был построен в XIX в. (1811-1820 гг.) в очень красивом уголке природы. Первоначально он назывался Избицкий дом, потому что находился на берегу речки Избица, но затем его стали называть «Марьино» — именем жены владельца, графини Келлер. Во время строительства дома был разбит красивый парк, а на реке устроен Марьинский пруд. Позднее в 1860 г. это красивое место дополнила церковь, возведенная в византийском стиле.

До настоящего времени центром дворцово-паркового ансамбля является 3-этажное здание с боковыми 1-этажными флигелями, которые образуют 2 больших хозяйственных двора. Сейчас в этом красивом месте сохранились мраморные камни, великолепная лепнина потолка, первоначальный паркет и предметы старинной мебели. В живописном парке находятся овальный и круглый пруды с островками, которые соединены 3 мостиками. На одном острове — лютеранская кирха, на втором — княжеская купальня (16-колонная ротонда). На окраине усадьбы сохранилась палата Мазепы.

Известные люди

В городе родились

  • Байков, Александр Александрович (1870—1946), учёный-химик, металлург.
  • Любич-Кошуров, Иоасаф Арианович (1872—1937), русский детский писатель.
  • Переверзев, Павел Николаевич (1871—1944), адвокат, министр юстиции Временного правительства.
  • Свиридов, Георгий Васильевич (1915—1998), композитор, народный артист СССР.
  • Фирсов, Александр Васильевич (1922—1952), Герой Советского Союза.

В городе работали

  • хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (в 1907-08 годах)

Примечания

  1. 12
    www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года
  2. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года / Составители В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М.: Изд-во «Известия Советов народных депутатов СССР», 1980. — 702 с. — С. 157.
  3. Казаки-черкасы были старинными выходцами с Кавказа (отсюда их прозвище), отчасти укоренившимися на Украине (а также на Дону, Средней и Нижней Волге, в Касимове и по Белгородской черте).
  4. Руководил фортификационными работами осадный голова Сафрон (Софрон) Гнездилов.
  5. Свою анти-однодворческую кампанию Петр I начал с ликвидации Касимовского царства и Касимовского казачьего войска.
  6. В 1818 году в Фатеже заложили новую церковь в честь Покрова Божией Матери на углу улиц Северной (Карла Маркса) и Тихой. Через 27 лет вдова купца Елизавета Харичкова в память о покойном муже и на его капиталы воздвигла рядом Тихвинский храм, ставший одним архитектурным ансамблем с Покровским.
    — [www.dddkursk.ru/number/775/planet/001448/ Анатолий БИРЮКОВ

    Тайны фатежских подземелий]

  7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  8. Речь здесь, очевидно, идёт о вышеупомянутой Покровской церкви, 1818 года постройки.
  9. [archive.rkursk.ru/gako/fond_guide Путеводитель по фондам государственного архива Курской области]
  10. 1234567891011121314151617
    [www.MojGorod.ru/kursk_obl/fatezh/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Фатеж]. Проверено 25 января 2014. [www.webcitation.org/6MtKcjW3F Архивировано из первоисточника 25 января 2014].
  11. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
  12. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
  13. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOjhZ5L Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
  14. [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
  15. [www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
  16. [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
  17. [kurskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurskstat/resources/ee617b804e86dcf6bf81ffb8fc91c3ba/том+1.pdf Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1. Численность и размещение населения Курской области]. Проверено 31 января 2014. [www.webcitation.org/6N2ZGXrqv Архивировано из первоисточника 31 января 2014].
  18. [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
  19. [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
  20. [www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
  21. [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
  22. с учётом городов Крыма
  23. [www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года. Таблица «31. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2021 года». RAR-архив (1,0 Mб)]

Коренная пустынь

Коренная Рождество-Богородичная пустынь — это один из первых мужских монастырей в Курской области. Он расположен в очень красивом и живописном месте на правом берегу реки Тускарь. В зелени обширного леса виднеются золотые кресты монастырских обителей, белокаменные ступени спускаются к речке и церкви Живоносного Источника, основанной в 1957 г. на месте чудотворного явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Ступени идеально вписываются в красивый ансамбль обители и создают максимальные удобства для паломников и богомольцев. Со всех площадок и ступенек видна середина церкви, и отлично слышатся совершаемое в ней богослужение.

Строительство Коренной пустыни шло очень трудно. Только к концу XVIII в. она была полностью завершена. С двух сторон Святых ворот находились двухэтажные братские и настоятельские кельи. С левой стороны пустыни была заложена Всесвятская обитель, а за монастырем располагались 2 гостиных двора. На территории священного места имелся красивый монастырский сад.

В настоящий момент в монастыре действуют 4 храма, но в основном службы ведутся только в одном из них — Рождества Пресвятой Богородицы.

Отрывок, характеризующий Фатеж

– Я те дам полегоньку. Постреленок! – крикнула Мавра Кузминишна, замахиваясь на него рукой. – Иди деду самовар ставь. Мавра Кузминишна, смахнув пыль, закрыла клавикорды и, тяжело вздохнув, вышла из гостиной и заперла входную дверь. Выйдя на двор, Мавра Кузминишна задумалась о том, куда ей идти теперь: пить ли чай к Васильичу во флигель или в кладовую прибрать то, что еще не было прибрано? В тихой улице послышались быстрые шаги. Шаги остановились у калитки; щеколда стала стучать под рукой, старавшейся отпереть ее. Мавра Кузминишна подошла к калитке. – Кого надо? – Графа, графа Илью Андреича Ростова. – Да вы кто? – Я офицер. Мне бы видеть нужно, – сказал русский приятный и барский голос. Мавра Кузминишна отперла калитку. И на двор вошел лет восемнадцати круглолицый офицер, типом лица похожий на Ростовых. – Уехали, батюшка. Вчерашнего числа в вечерни изволили уехать, – ласково сказала Мавра Кузмипишна. Молодой офицер, стоя в калитке, как бы в нерешительности войти или не войти ему, пощелкал языком. – Ах, какая досада!.. – проговорил он. – Мне бы вчера… Ах, как жалко!.. Мавра Кузминишна между тем внимательно и сочувственно разглядывала знакомые ей черты ростовской породы в лице молодого человека, и изорванную шинель, и стоптанные сапоги, которые были на нем. – Вам зачем же графа надо было? – спросила она. – Да уж… что делать! – с досадой проговорил офицер и взялся за калитку, как бы намереваясь уйти. Он опять остановился в нерешительности. – Видите ли? – вдруг сказал он. – Я родственник графу, и он всегда очень добр был ко мне. Так вот, видите ли (он с доброй и веселой улыбкой посмотрел на свой плащ и сапоги), и обносился, и денег ничего нет; так я хотел попросить графа… Мавра Кузминишна не дала договорить ему. – Вы минуточку бы повременили, батюшка. Одною минуточку, – сказала она. И как только офицер отпустил руку от калитки, Мавра Кузминишна повернулась и быстрым старушечьим шагом пошла на задний двор к своему флигелю. В то время как Мавра Кузминишна бегала к себе, офицер, опустив голову и глядя на свои прорванные сапоги, слегка улыбаясь, прохаживался по двору. «Как жалко, что я не застал дядюшку. А славная старушка! Куда она побежала? И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской?» – думал в это время молодой офицер. Мавра Кузминишна с испуганным и вместе решительным лицом, неся в руках свернутый клетчатый платочек, вышла из за угла. Не доходя несколько шагов, она, развернув платок, вынула из него белую двадцатипятирублевую ассигнацию и поспешно отдала ее офицеру. – Были бы их сиятельства дома, известно бы, они бы, точно, по родственному, а вот может… теперича… – Мавра Кузминишна заробела и смешалась. Но офицер, не отказываясь и не торопясь, взял бумажку и поблагодарил Мавру Кузминишну. – Как бы граф дома были, – извиняясь, все говорила Мавра Кузминишна. – Христос с вами, батюшка! Спаси вас бог, – говорила Мавра Кузминишна, кланяясь и провожая его. Офицер, как бы смеясь над собою, улыбаясь и покачивая головой, почти рысью побежал по пустым улицам догонять свой полк к Яузскому мосту. А Мавра Кузминишна еще долго с мокрыми глазами стояла перед затворенной калиткой, задумчиво покачивая головой и чувствуя неожиданный прилив материнской нежности и жалости к неизвестному ей офицерику. В недостроенном доме на Варварке, внизу которого был питейный дом, слышались пьяные крики и песни. На лавках у столов в небольшой грязной комнате сидело человек десять фабричных. Все они, пьяные, потные, с мутными глазами, напруживаясь и широко разевая рты, пели какую то песню. Они пели врозь, с трудом, с усилием, очевидно, не для того, что им хотелось петь, но для того только, чтобы доказать, что они пьяны и гуляют. Один из них, высокий белокурый малый в чистой синей чуйке, стоял над ними. Лицо его с тонким прямым носом было бы красиво, ежели бы не тонкие, поджатые, беспрестанно двигающиеся губы и мутные и нахмуренные, неподвижные глаза. Он стоял над теми, которые пели, и, видимо воображая себе что то, торжественно и угловато размахивал над их головами засученной по локоть белой рукой, грязные пальцы которой он неестественно старался растопыривать. Рукав его чуйки беспрестанно спускался, и малый старательно левой рукой опять засучивал его, как будто что то было особенно важное в том, чтобы эта белая жилистая махавшая рука была непременно голая. В середине песни в сенях и на крыльце послышались крики драки и удары. Высокий малый махнул рукой. – Шабаш! – крикнул он повелительно. – Драка, ребята! – И он, не переставая засучивать рукав, вышел на крыльцо. Фабричные пошли за ним. Фабричные, пившие в кабаке в это утро под предводительством высокого малого, принесли целовальнику кожи с фабрики, и за это им было дано вино. Кузнецы из соседних кузень, услыхав гульбу в кабаке и полагая, что кабак разбит, силой хотели ворваться в него. На крыльце завязалась драка. Целовальник в дверях дрался с кузнецом, и в то время как выходили фабричные, кузнец оторвался от целовальника и упал лицом на мостовую. Другой кузнец рвался в дверь, грудью наваливаясь на целовальника. Малый с засученным рукавом на ходу еще ударил в лицо рвавшегося в дверь кузнеца и дико закричал: – Ребята! наших бьют! В это время первый кузнец поднялся с земли и, расцарапывая кровь на разбитом лице, закричал плачущим голосом: – Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!.. – Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца. – Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник! Высокий малый, стоя на крыльце, мутными глазами водил то на целовальника, то на кузнецов, как бы соображая, с кем теперь следует драться. – Душегуб! – вдруг крикнул он на целовальника. – Вяжи его, ребята! – Как же, связал одного такого то! – крикнул целовальник, отмахнувшись от набросившихся на него людей, и, сорвав с себя шапку, он бросил ее на землю. Как будто действие это имело какое то таинственно угрожающее значение, фабричные, обступившие целовальника, остановились в нерешительности. – Порядок то я, брат, знаю очень прекрасно. Я до частного дойду. Ты думаешь, не дойду? Разбойничать то нонче никому не велят! – прокричал целовальник, поднимая шапку. – И пойдем, ишь ты! И пойдем… ишь ты! – повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец шел рядом с ними. Фабричные и посторонний народ с говором и криком шли за ними. У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках. – Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал. Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе. – Куда идет народ то? – Известно куда, к начальству идет. – Что ж, али взаправду наша не взяла сила? – А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит. Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку. Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов. – Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь. – Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их. – Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]