Наши памятники – наши герои. Город Людиново.


Наш Город: Людиново!

Несколько столетий назад на берегу реки Псурь была маленькая деревня Людиново, затерявшаяся среди дремучих лесов и состоявшая из нескольких изб. Её жители отвоёвывали у леса клочки земли, занимались различными ремёслами, хлебопашеством, охотой, рыбной ловлей, сбором мёда диких пчёл, торговали мехом, пенькой, смолой, воском.

Впервые деревня Людиново Брянского уезда волости Ботоговской упоминается в «Писцовых (переписных) книгах» за 1626 год, в состав которой входило «5 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 4 двора пустых», обнесённых частоколом от нашествий лесных обитателей, водившихся здесь в изобилии.

При императрице Екатерине II, после того, как 17 октября 1777 года Жиздра стала уездным городом, Людиново — уже как село — входило в Жиздринский уезд Калужского наместничества.

По одной из версий, название города происходит от древнерусского имени «Людин», что означает простолюдин — крестьянин-ремесленник, мастеровой человек. По другой версии, от словосочетания «Люди новые».

В начале XVIII века уральским промышленником Евдокимом Демидовым на реке Неполоть были построены 2 плотины и созданы верхнее (Людиновское) и нижнее (Сукремльское) водохранилище. В 1738 году на Сукремльском водохранилище был основан чугунолитейный завод. В 1745 году на Людиновском водохранилище был построен железоделательный завод (ныне тепловозостроительный). В 1857—1858 годах на заводе производились первые военные суда для Черноморского флота и речные суда, в 1879 году создан первый в России товарный паровоз. Наибольший расцвет промышленности приходится на 1875—1885 годы, когда в городе выполнялись крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны для железных дорог.

В 1820 году известный промышленник Иван Акимович Мальцов выкупил Людиновский и Сукремльский чугунолитейные заводы с принадлежащими к ним деревнями — Курганье, Еловка, Бобровка и Куява, с полотняным Людиновским заводом, а также с двумя винокуренными — Курганским и Приболвинским, то есть фактически город Людиново с окружающими деревнями, у Петра Евдокимовича Демидова, последнего из рода Демидовых на Людиновском заводе. Современники говорили, что это был карточный долг, и «В 1820 году город Людиново был проигран в карты»[3]

В 1840-х годах принадлежащие И. А. Мальцову владения приняли значительные размеры: они насчитывали до 240 тысяч га под лесами и угодьями с 20 крупными фабрично-заводскими предприятиями и множеством мелких вспомогательных, преимущественно размещавшиеся в трёх уездах: Брянском (Орловской губернии), Рославльском (Смоленской губернии) и Жиздринском (Калужской губернии). Этот округ известен под названием «Мальцовский промышленный район».

В 1841 году на Людиновском заводе выпущены первые русские рельсы для постройки Николаевской (в настоящее время Октябрьской) железной дороги. В 1858 году на Людиновском заводе были собраны первые в России три парохода, по 300 л.с. каждый, плававшие по Волге, Десне и Днепру.

В 1861 году Людиново становится центром Людиновской волости Жиздринского уезда Калужской губернии.

В 1866—1867 годах на Людиновском заводе запущены первые в России две мартеновские печи. В первой половине 1850-х годов Людиновским заводом были окончены работы по сооружению первой очереди водопровода в Москве. Функционировала первая в России частная узкоколейная железная дорога с множеством веток. В 1870 году, менее чем через год после начала организации паровозостроения, Людиновский завод выпустил первый русский товарный паровоз. В 1871 году было выпущено 19 паровозов, а в следующем году — 30 паровозов для юго-западных железных дорог.

К концу XIX века в Людиново насчитывалось более 10 тысяч жителей. В 1890—1894 годах началось первое в России массовое локомобилестроение. В апреле 1912 года завод отметил выпуск 1000-го локомобиля. За период наибольшего спроса на локомобили — с 1905 по 1914 годы — людиновцы построили 2024 локомобиля.

12 декабря 1918 года Высший Совет народного хозяйства объявил имущество всех Мальцовских заводов собственностью РСФСР, а 13 января 1919 года национализированные заводы переименовал в «Государственный Мальцовский фабрично-заводской округ». В 1922 году Людиновский завод возобновляет ремонт паровозов и производство локомобилей.

С 1929 года город является центром Людиновского района Брянского округа Западной области (с 1944 года — Калужской области).

В 1938 году рабочий посёлок Людиново преобразован в город.

В годы Великой Отечественной войны был оккупирован немецко-фашистскими войсками, освобождён 9 сентября 1943 года. В течение двух лет город был в прифронтовой полосе. Во время оккупации в Людиново действовала подпольная комсомольская группа.

16 февраля 1944 года было принято постановление Государственного Комитета Обороны о помощи в восстановлении Людиновского завода, были выделены крупные капиталовложения.

5 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Калужская область, куда вошёл Людиновский район.

В 1963 году город Людиново отнесён к категории городов областного подчинения.

С 28 апреля по 2 мая 1986 года город подвергся заражению радионуклидами с территории Чернобыльской АЭС. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года Людиново включён в перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Людиново и Людиновский район

Историческая справка

Первое упоминание о Людинове относится к 1626 году. В писцовой книге за тот год говорится: «За князем Юрьевым княж Ондреевым сыном Звенигородским, что за ним из дворцовых сёл деревня Людиново на реке Псурке…» Это была небольшая деревушка, затерявшаяся среди непроходимых брянских лесов.
В начале ХУ111 века Людиновская земля привлекала к себе внимание первых русских промышленников своими природными ресурсами, лесами, полезными ископаемыми, наличием водных артерий, которые позволяли выходить в бассейны Днепра и Волги. Никита Никитович Демидов основал здесь металлургическое производство. В 1738 году начал работать чугунолитейный завод в Сукремле, а в 1745 году была пущена первая домна на Людиновском заводе. Оба завода полностью работали на местном сырье. Людиновские заводы внесли большой вклад в развитие отечественной промышленности.

Значительные успехи в заводском деле были достигнуты в период владения Людиновскими заводами крупным российским промышленником С.И. Мальцовым. Его усилиями в Людинове начинает развиваться машиностроение. Выпускаются паровые машины, пароходы, двигатели для морских судов, товарные паровозы, локомобили… Пароходы, изготовленные в Людинове, ходили по Днепру и Волге. Самые известные из них пассажирский пароход «Ласточка» и товаро-пассажирский пароход «Иоанн Богослов». Капитанами на них были выходцы из Людинова. Множество небольших паровых судов ходили по Болве и озеру Ломпадь. Первая русская паровая машина, первые рельсы для железной дороги Москва-Петербург, первый товарный паровоз и многое другое изготовлены на Людиновском заводе. Славились людиновские мастера искусством печного литья, эмальпроизводства, различных изделий домашнего обихода.

Вместе с заводами рос и развивался город. Уже к концу Х1Х века в Людинове насчитывалось более 10 тысяч жителей. Один из исследователей Мальцовских заводов А.П.Субботин писал о Людинове: «Местонахождение довольно картинное – вдоль обширного пруда, протянувшегося на 18 вёрст. С южной стороны к селу примыкает лес. Среди села, около завода, на обширной, несколько возвышенной, площади высится величественная церковь. Вправо от неё идут заводские здания, и пламя доменной печи освещает всё село в вечернее и ночное время, заменяя уличное освещение и придавая всему какой-то фантастический колорит… Всего домов до тысячи, из них половина каменных, городского типа, в три-четыре и пять окон, так что Людиново по внешнему виду и обширности превосходит большинство русских уездных городов и может быть приравнено к хорошему уездному городу». Известный писатель и публицист В.И.Немирович-Данченко в очерке «Америка в России» сравнивал Людиново с крупным промышленным центром Англии Шеффилдом.

В 1885 году Людиново посетил великий русский писатель Л.Н.Толстой. В письме из Людинова он сообщал: «Я в Людинове, тут куча заводов и фабрик, и чугунолитейный. Мы только весь вечер ходили по заводу, где льют чугун и делают железо. Всё это очень поразительно, страшная работа и необходимейшая».

Людиново – родина первого рабочего поэта России Егора Ипатьевича Алипанова. Его творчество было отмечено В.Г.Белинским. «За похвальные в российской словесности упражнения» людиновский поэт был награждён серебряной медалью Академии наук.

Со второй половины Х1Х века Людиново – один из центров рабочего движения. Выступления людиновских рабочих отличались решительностью и стойкостью. Выдвигались экономические требования: установление 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, снижение поборов и штрафов. Выдвигались также и политические требования, направленные против самодержавия. Самыми активными участниками рабочего и революционного движение в Людинове были И.И.Фокин, Г.А. Погодичев, Н.А.Кубяк, М.Ф.Соколов, И.Г.Табачников, Ф.П.Портнов, А.Ф.Смирнова-Политаева, П.П.Захаров, Д.Н.Кондаков и многие другие.

Людиновцы не раз доказывали свою преданность Родине. Людиновские заводы производили военную продукцию в годы Отечественной войны 1812 года, во время Крымской войны, поставляли вооружение для армии в первую мировую войну и во время Великой Отечественной войны. Наши земляки Афанасий Клюев и Никита Гришин стали полными Георгиевскими кавалерами. В.Ф.Шкудов доблестно сражался в составе экипажа самолёта «Илья Муромец». Г.П.Киреев командовал Тихоокенским флотом.

Суровым испытанием для людиновцев стала Великая Отечественная война. 4 октября 1941 года город был оккупирован фашистами. По территории района проходила линия фронта. Два года шли упорные, кровопролитные бои. Тысячи наших солдат погибли на Людиновской земле. Серьёзный урон врагу наносили партизаны Людиновского отряда под командованием В.И.Золотухина, А.Ф. Суровцева и А.В.Алексеева. В городе действовало комсомольско-молодежное подполье во главе с Алексеем Шумавцовым. Имена юных патриотов живут в памяти людиновцев. Алексею Щумавцову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами Ленина посмертно награждены Анатолий Апатьев, Александр Лясоцкий, Антонина Хотеева, Александра Хотеева. В 1960 году в городе открыт памятник героям Людиновского подполья. 11 людиновцев в годы войны стали Героями Советского Союза. В местах боев, на братских могилах воинов установлены памятники и мемориальные доски.

9 сентября 1943 года город был освобождён от фашистских захватчиков. В те дни известный поэт Павел Антокольский писал:

И ветер победы ударил в лицо, Свободен ещё один город, Смыкается Брянское крепко кольцо, Фланг вражеской силы распорот. Вдоль фронт проносится добрая весть: «Людиново наше, Людиново есть!»

В честь освободителей в 1983 году в городе открыта площадь Победы. В центре её композиции воин-горнист, возвещающий о Победе. В память о погибших горит Вечный огонь, увековечены названия воинских частей и подразделений, освобождавших город. В Аллее Героев установлены бюсты людиновцев — Героев Советского Союза, а на мемориальные доски занесены имена тех, кто не вернулся с войны, погиб на фронте, в партизанских отрядах, в вооружённых конфликтах.

После освобождения началась работа по восстановлению города и его промышленных предприятий. Заработала электростанция, а спустя некоторое время литейные цеха дали первую плавку. К 1947 году заводы достигли предвоенного уровня. Людиновским заводом выполнялись государственные заказы по производству локомобилей, которые отправлялись в сельскохозяйственные районы, в Украину, Казахстан, на предприятия лесной промышленности, экспортировались во многие страны. Заводу на вечное хранение передано переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. На стройки в разные уголки страны поставлял свою продукцию Сукремльский чугунолитейный завод.

С 1958 года в Людинове развивается тепловозостроение. Большой вклад в решение этой задачи внес директор ЛТЗ Г.Д.Гогиберидзе. За 50 лет тепловозостроительным заводом выпущено свыше 15 тысяч маневрово-вывозных и магистральных локомотивов различных модификаций, которые отличаются высокими техническими и эксплуатационными качествами. Значительным шагом в развитие тепловозостроения стало освоение выпуска тепловозов ТЭМ7 и ТЭМ7А. Освоен выпуск другой железнодорожной техники – дизель-поездов, тягово-энергетических установок, снегоочистителей, автомотрис.

За большой вклад в развитие отечественного тепловозостроения и высокие производственные показатели завод дважды, в 1966 и 1986 годах, награждался орденами Трудового Красного Знамени. Более ста человек награждены высокими правительственными наградами. Токарю В.А.Борискину и слесарю-сборщику А.М.Субачеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Новым этапом в развитии города стало появление в Людинове ещё двух крупных промышленных предприятий – агрегатного и машиностроительного заводов. В становлении этих предприятий самое деятельное участие приняли И.С.Козлов, Н.Г.Корнюшенков, П.В.Кудрявцев, Н.С.Степаков, М.Н.Астахов. Был налажен выпуск силовой гидравлики и гидрооборудования, производились металлообрабатывающие станки с числовым программным управлением, автоматические линии для предприятий автомобильной промышленности, товары народного потребления. В настоящее время эти предприятия выпускают гидрооборудование для горно-шахтной отрасли, железнодорожную технику и многое другое. За высокие достижения в труде бригадир машиностроительного завода Т.Т.Карпов награждён орденом Трудовой Славы трёх степеней. Высокими правительственными наградами отмечен труд многих других работников людиновских предприятий.

Самое молодое предприятие – ЗАО «, которое выпускает кабельную продукцию самого разного назначения. Предприятие постоянно расширяет номенклатуру изделий, наращивает объёмы производства.

Все без исключения предприятия Людинова обладают большим потенциалом для дальнейшего развития, проводят активную инвестиционную политику, внедряют современные технологии, осваивают новые виды продукции.

Семь выходцев из Людинова – в их числе П.И Ящерицын, В.И.Пляскин, Т.М.Сорокин, В.П.Лукьянов, А.Д.Морозов – стали докторами технических наук. Большую известность получило творчество нашего земляка Народного художника РСФСР, члена академии художеств Д.К.Свешникова. В городе трудятся Заслуженный врач России В.И.Петроченков, Заслуженные учителя РФ В.М.Голубева, Л.В.Гончарова, Т.А.Симакова, Л.С.Жиганова, В.М.Мишукова, Л.В.Морозова, Л.Н.Морозова, И.В.Савин, Заслуженные работники культуры И.Ф.Пронин, Т.С.Смирнова. В спорте высоких результатов добились Валентина Линькова и Игорь Исайкин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]