История
Первые поселения человека на территории Бора появились за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Археологи не только установили места неолитических поселений на территории Бора, но одновременно с этим во время осмотра дюн на Моховых горах обнаружили обломки глиняной посуды, относящейся к эпохе раннего железа. Археологические раскопки и летописные материалы говорят о том, что по берегам реки Везломы обитали финно-угорские племена (в частности, мещера). Название этой реки в смысловом переводе означает “река, протекающая через озеро”.
На том месте, где речка Везлома впадает в Волгу, образовалась группа построек — слободки Везломская, Копытовская и Никольская, считающиеся прародиной Бора. По разным причинам постепенно слободки Везломская и Копытовская переселились в Никольско-Боровскую, которая никогда не заливалась весенней водой и которая благодаря своему выгодному расположению “приобрела первенствующее значение между тремя слободками” и во всех документах стала называться Боровской. В XIV веке слободка Боровская, находясь у начала заволжской торговой дороги, преобразовалась в крупный населенный пункт — село Бор, окруженный дремучим, местами непроходимым лесом.
Жители заволжского села и его окрестностей вели различный образ жизни: одни промышляли охотой и рыболовством; другие занимались различным ремеслом: плотничали, прекрасно владея столярным инструментом и изготовляя различные предметы крестьянской домашней утвари (резные шкафы, горки, ковшики, солонки), плели лапти, обжигали древесный уголь, ткали из мочала кули, рогожи; третьи (старообрядцы-раскольники) жили за счет подаяния своих благодетелей. Были и лесные обитатели, которые жили без власти и закона, занимаясь разбоем и грабежом.
Начало XVII века связано с наиболее интенсивным заселением территории будущего Борского района. Среди поселенцев были выходцы из Москвы, скрывались в керженских лесах раскольники и участники крестьянских войн под руководством Болотникова, Разина, Пугачева. Селились на этих землях беглые крепостные крестьяне. С 1619 года боровскими землями владели разные хозяева: думский дьяк И.Грамотин, затем (конец XVII века — начало XVIII века) это были дворцовые государевы земли, т.е. собственность семьи царя. В самом конце XVII века боровские землями владела генерал-майорша А.А.Бороздина, а с 1799 года борскому обществу пришлось иметь дело с опекунами детей Бороздиной.
Крепостное состояние боровлян продолжалось всего девять лет. В 1806 году в соответствии с Высочайшим соизволением Александра I крестьяне села Бор могли выкупить себя и свои семьи за 160230 рублей государственными ассигнациями. Свобода жителям Бора далась нелегко — выкуп выплачивали трудно и долго.
Отмена крепостного права в России оказало благоприятное влияние на развитие Бора как большого торгового села. Водная дорога — Волга — удобно связывала его с Нижним Новгородом. Во второй половине XIX века Бор представлял из себя большое торговое село. К 1887 году население Бора составляло более 1400 жителей (293 двора). В селе была одна школа, больница, десяток торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. Центром села являлась базарная площадь с торговыми рядами, складами, трактирами, где еженедельно шумели базары, а дважды в год — 9 мая и 15 сентября — устраивались однодневные ярмарки. Тысячи людей из окрестных сел и деревень привозили на продажу хлеб, масло, сало, скот, пушнину, кожи, приобретая у купцов ткани, галантерейные и промышленные товары.
Экономику юга и юго-запада Семеновского уезда, где в настоящее время расположен Борский район, определяли прежде всего кустарные промыслы, самыми значительными из которых были валяльный — переработка шерсти и металлический промысел — производство гвоздей, якорей и цепей.
Продукция кузнечного промысла, развитием которого в Борском районе занимались бывшие бурмистры помещика, хорошо продавалась на мощном рынке сбыта готовой продукции — Всероссийской Нижегородской ярмарке. Центром кузнечного производства в районе была так называемая Красная Рамень — местность, включавшая в себя около 19 селений, и в которой в 1875 году было 497 кузниц, а в них — более тысячи кузнецов. На окраинах самого села Бор располагалось до 25 кузниц.
Валяльным производством в районе занималось несколько десятков селений. Тысячи человек изготавливали войлок, кошму, шляпы, валяную обувь, стельки. Сбыт готовой продукции как и доставка сырья производились через Нижний Новгород и его ярмарку.
Исстари часть населения Бора и его окрестностей занималась извозом. Переправа через Волгу напротив Нижнего Новгорода насчитывает не одну сотню лет. Во все времена Борский перевоз выполнял роль “главных ворот” Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно. В ХIХ его значимость многократно возросла в связи с переносом в 1817 году в Волжскую столицу Всероссийской ярмарки. Через Перевоз туда и обратно проезжало до 200 тыс. человек и провозилось до 150 тыс. пудов грузов в год. К Перевозу шли все транспортные пути и товаропотоки борского заречья.
В самом конце XIX и начале ХХ веков борское левобережье было отмечено многолюдьем. Во-первых, соседствующий с ним Мочальный остров ежегодно к началу ярмарки (15 июля) превращался в своеобразный склад огромнейших масс всяческого товара и, кроме постоянно снующих баркасов, буксиров, тянувших баржи, на берегу было скопление всякого работного люда: крючников и грузчиков, сбытчиков-торговцев, оптовиков-покупателей, учетчиков, доверенных лиц и просто сомнительных личностей. Во-вторых, после небывалого опустошительного пожара 1893 года, почти уничтожившего Бор, прибывало множество чернорабочих мастеровых людей, занятых в строительстве.
С развитием во второй половине XIX века пароходства в Нижнем Новгороде на Бору продолжали развиваться перевозной и кузнечный промысел. В основном кузнецами изготавливался крепежный материал, цепи и другие изделия для барж. В 1984 году на Бору на Поповой гриве был построен кузнечно-механический и чугуно-медно-литейный завод, который поставлял судовые якоря, багры и одну паровую машину для пароходов в год. Работали также на борской земле кирпичные заводы, лесопилка, валяльно-сапожные мастерские. В 1911 году на судоверфи, расположенной на Фофановых горах, представляющих тогда песчаные дюны, которые не заливались по весне волжской водой, был заложен баркас “Кашевар”. Так началось рождение завода “Теплоход”. За все годы своего существования слово “Теплоход” никогда не исчезало и не менялось в наименовании предприятия.
В первые годы Советской власти экономика Борского района переживала некоторые трудности. Из-за отсутствия военных заказов в 1922 году был закрыт на год единственный крупный завод “Нижегородский теплоход”. В тяжелом положении оказались и кустари. Кустарные мастерские закрывались из-за нехватки сырья. Кустарные промыслы, особенно по выделке металлических изделий, тоже пришли почти полностью в упадок.
В результате социалистического строительства, в течение первых пятилеток в Борском районе была создана мощная новая промышленность. В 1923 году в д. Завражное был основан завод “Красная Рамень”, занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны. В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н.Новгород-Котельнич, которая связала Нижегородский промышленный район с Уралом, Сибирью, востоком и севером страны. В ходе этого строительства была проложена железнодорожная ветка Толоконцево — Моховые Горы, игравшая первостепенную роль в индустриализации всего Борского района. В этом же году село Бор стало рабочим поселком, в который вошли деревни Кононово, Мухино, Макарово, затон им. К.Маркса, Борский перевоз, поселок Моховые Горы. В 1928 году на Бору появилась первая трансформаторная будка по приему электроэнергии из Балахны.
В октябре 1929 года был утвержден эскизный проект будущего механизированного стекольного завода на Моховых Горах. Завод предназначался для выпуска крупноразмерного стекла и триплекса для нужд бурно развивающейся автомобильной и других отраслей тяжелой промышленности. Стеклогигант всей Советской индустрии был пущен 1 февраля 1934 года. Одновременно со стеклозаводом вошел в строй лесотарный завод. К этому периоду в Борском районе успешно работали Борский силикатный завод, первая очередь войлочной фабрики №6, велась реконструкция завода “Теплоход”, закончилось строительство высоковольтной линии на судоремонтном заводе (бывший затон Собчинский). В эти же годы велось капитальное строительство на Ситниковском торфопредприятии и в Красной Рамени.
Из торгово-промышленного села Бор с производством, обслуживающим волжское судоходство, стал крупнейшим производителем автомобильного стекла — межрайонным специализированным промышленным центром с рядом предприятий.
Город Бор: история и современный статус
Город Бор получил свой статус в 1938 г. Теперь это центр городского округа город Бор Нижегородской области.
Город расположен на левом берегу Волги, напротив Нижнего Новгорода. Сообщение с Нижним Новгородом осуществляется с помощью двух мостов и канатной дороги, а также электропоезда.
Население города по данным на 2021 г. составляет 78 385 человек.
История города
Название города произошло от хвойных лесов, которые являются частью тайги на севере области. В самом городе сохранен целый массив сосен и елей на Моховых горах, являющихся достопримечательностью Бора.
Село Бор было основано в первой половине 16 века. В писцовых книгах упоминаются Везломская слободка, Никольско-Боровская, Копытовская.
Везломская и Копытовская слободки заливались по весне водой, а Боровская располагалась на невысоком, но незатопляемом водой горном кряже. Благодаря своему положению Боровская слободка стала главной.
Жители заволжского села и его окрестностей вели различный образ жизни: одни промышляли охотой и рыболовством; другие занимались различным ремеслом: плотничали, изготовляя различные предметы крестьянской домашней утвари (резные шкафы, ковшики, солонки), плели лапти, обжигали древесный уголь, ткали из мочала кули, рогожи; третьи (старообрядцы-раскольники) жили за счёт подаяния своих благодетелей.
Во второй половине19 века все слободки объединились в село Бор. К 1887 году население Бора составляло более 1 400 жителей (293 двора). В селе была одна школа, больница, десяток торговых лавок, мельница и железоразделочный завод. Центром села являлась базарная площадь с торговыми рядами, складами, трактирами, где еженедельно шумели базары, а дважды в год – 9 мая и 15 сентября – устраивались однодневные ярмарки.
Экономику села определяли прежде всего кустарные промыслы, самыми значительными из которых были валяльный – переработка шерсти, и металлический промысел – производство гвоздей, якорей и цепей.
Исстари часть населения Бора и его окрестностей занималась извозом. Переправа через Волгу напротив Нижнего Новгорода насчитывает не одну сотню лет. Во все времена Борский перевоз выполнял роль “главных ворот” Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно. В ХIХ веке его значимость многократно возросла в связи с переносом в 1817 году в Волжскую столицу Всероссийской ярмарки. Через Перевоз туда и обратно проезжало до 200 тысяч человек, и провозилось до 150 тысяч пудов грузов в год. К Перевозу шли все транспортные пути и товаропотоки борского заречья.
В 1894 году на Бору на Поповой гриве был построен кузнечно-механический и чугуно-медно-литейный завод, который поставлял судовые якоря, багры и одну паровую машину для пароходов в год. Работали также на борской земле кирпичные заводы, лесопилка, валяльно-сапожные мастерские. В 1911 году на судоверфи, расположенной на Фофановых горах, был заложен баркас “Кашевар”. Так началось рождение завода “Теплоход”.
В течение первых пятилеток в Борском районе была создана мощная новая промышленность. В 1923 году в д. Завражное был основан завод “Красная Рамень”, занимавшийся производством цепей и ставший впоследствии одним из основных поставщиков своей продукции для всей страны. В 1927 году вступила в эксплуатацию железнодорожная линия Н. Новгород – Котельнич, которая связала Нижегородский промышленный край с Уралом, Сибирью, востоком и севером страны. В этом же году село Бор стало рабочим посёлком, в который вошли деревни Кононово, Мухино, Макарово, затон имени К.Маркса, Борский перевоз, посёлок Моховые Горы.
В октябре 1929 года был утверждён эскизный проект будущего механизированного стекольного завода на Моховых Горах. Стеклогигант всей Советской индустрии был пущен 1 февраля 1934 года. Одновременно со стеклозаводом вошёл в строй лесотарный завод. К этому периоду в Борском районе успешно работали Борский силикатный завод, первая очередь войлочной фабрики № 6, велась реконструкция завода “Теплоход”, закончилось строительство высоковольтной линии на судоремонтном заводе (бывший затон Собчинский). В эти же годы велось капитальное строительство на Ситниковском торфопредприятии и в Красной Рамени.
Из торгово-промышленного села Бор с производством, обслуживающим волжское судоходство, стал крупнейшим производителем автомобильного стекла – межрайонным специализированным промышленным центром с рядом крупных предприятий.
Статус города Бор получил в 1938 году. В настоящее время Бор – современный промышленный и культурный центр Нижегородской области. В 2021 году городу Бор исполнится 80 лет.
Бор сегодня
Основные виды выпускаемой продукции:
стекло строительное полированное, триплекс, сталинит, стеклопакеты, сварочные электроды, дегидрированные продукты питания, пластиковые пробки, поливинилбутеральная пленка, автомобильные аккумуляторы, чугунное и стальное литье, трубы электросварные, силикатный кирпич, стеклянная посуда, торфобрикет, мебель, шерсть, войлок, валяная обувь, торговое оборудование, пиломатериал, хлебобулочные и кондитерские изделия.
Важно!
Языковая особенность. Нормой считается говорить «на Бору»: живу на Бор, поеду на Бор.
Нельзя говорить «в Боре», «в Бору». Верно: в городе Бор, города Бор.
Бор
Из Нижнего Новгорода
До Бора можно добраться на паромной переправе. Пристань, куда причаливает паром, находится, как я уже писала, на Нижневолжской набережной. На самом деле, никакой оформленной пристани здесь нет, просто на дорогу выдвигается конструкция для заезда автомобилей и захода людей. Дорога начинается сразу по окончании красиво оформленной набережной. Опознать ее можно по очереди из автомобилей и одиноко стоящему киоску для продажи билетов на берегу реки.
Паромная переправа обычно открывается в мае и работает примерно до ноября, в зависимости от погодных условий и уровня воды в реке Волге. Переправа работает ежедневно с 07:00 до 22:00, но в весенний и осенний периоды время работы может несколько изменяться, что опять же зависит от уровня воды. Например, паром может не загружать автомобили, а перевозить только пассажиров или загружать только автомобили с высокой подвеской. Такое происходит потому, что пристань плохо оборудована, и если уровень воды в реке слишком высок, то машина может «клевать» землю или поцарапать бампер при заезде и выезде с переправы. Но, по-моему, подобное случается достаточно редко. И пешие пассажиры и пассажиры на велосипедах смогут попасть на переправу всегда. Длительность пути по ней — около 15 минут, во время которых можно полюбоваться видами двух городов, насладиться речным ветерком и даже покормить чаек (их всегда много поблизости, так что можете захватить для них корм).
С парома открывается великолепный вид на Чкаловскую лестницу и Кремль, основные достопримечательности Нижнего Новгорода. Для пассажиров здесь предусмотрены лавочки, на которых можно посидеть во время плавания. Летом по маршруту курсирует сразу 3 парома, чтобы ускорить работу и увеличить пассажиропоток.
Стоимость проезда на паромной переправе отличается для разных категорий граждан:
- если вы путешествуете пешком, стоимость пассажирского билета составит всего 20 рублей, а для детей до 7 лет 10 рублей.
- если на легковом автомобиле, то цены стартуют от 230 рублей и зависят от габаритов автомобиля. Сюда прибавляют еще 20 рублей за каждого пассажира, не считая водителя.
- на мотоцикле — от 120 рублей.
- провезти велосипед можно за 40 рублей.
Если у вас остались вопросы, можете позвонить в справочную службу, номер телефона которой.
Как добраться от пристани до центра города
На Борской стороне паром причаливает на пристань в конце улицы Интернациональной. По сути, это просто дорога без оборудованных тротуаров. Подняться на автомобиле по ней не составит никакого труда. Только будьте внимательны на поворотах: разметка здесь также отсутствует, а некоторые любят погонять, выезжая из полосы. Пешеходам придется несколько сложнее, так как транспорт до сюда не ходит и придется до центра города идти пешком. Правда, дорога не длинная, всего пара километров, мы их обычно проходим за 15-20 минут, зато сразу оказываешься в самом центре города.
Канатная дорога
Канатная дорога — один из самых популярных и мой любимый способ добраться на Бор. Путь занимает всего 13 минут и сопровождается великолепными видами на реку Волгу, панораму городов Нижний Новгород и Бор.
Стоимость проезда составляет 90 рублей за поездку в одну сторону. Если вы планируете посетить этот чудесный городок неоднократно в течение месяца или путешествуете большой компанией, то можно приобрести проездные билеты на 10, 20, 30 или 48 поездок. Экономия получается не слишком большая, но все же заметная: к примеру, проездной на 10 поездок стоит 820 рублей, а на 48 — 3 550 рублей. Студентам и другим льготным категориям предоставляются скидки только на проездные билеты, одноразовый билет будет стоить для них так же, как и для всех остальных — 90 рублей. Льготный проездной на 10 поездок обойдется всего в 430 рублей, почти в два раза дешевле стандартной цены. Неиспользованные поездки сгорают через 30 дней (30 и 48 поездок через 60 дней), так что лишний раз подумайте, стоит ли покупать такой проездной.
Правила проезда
Бесплатно вы можете провезти ручной багаж размером до 120 см и весом до 30 кг, лыжи, коляски. А вот за провоз велосипеда придется доплатить стоимость одного места. Также стоит отметить, что проезд детей, не достигших 14 лет, разрешается только в присутствии взрослого. Хотя на деле это правило не соблюдается, во всяком случае я никогда не слышала о случаях, чтобы кого-то не пустили на канатку. Если же вам нет 14 лет, и вы хотите путешествовать один, то просто присоединитесь к другим пассажирам, сделав вид, что вы с ними (полагаю никто возражать не будет).
Канатная дорога работает по расписанию:
- понедельник–четверг — с 06:45 до 21:00,
- пятница–суббота — с 06:45 до 22:00,
- воскресенье и праздничные дни — с 09:00 до 22:00.
В понедельник и четверг на дороге проводятся технические работы с 10:30 до 13:00.
Подробнее уточнить расписание работы канатной дороги можно по телефону: (831) 4-111-009.
Рядом с канатной дорогой есть бесплатная парковка вдоль домов, но места на ней найти очень сложно. Есть и платная охраняемая парковка за забором, напротив мечети (на дороге вы увидите указатель). Стоимость часа здесь составит всего 20 рублей, за долгую стоянку фиксированная цена (в районе 100 рублей).
Обратите также внимание, что зимой при сильных холодах, в другое время года при штормовых предупреждениях, сильном ветре или проливных дождях канатная дорога может прекращать свою работу на некоторое время.
Как добраться от станции до центра города
Станция канатной дороги находится поблизости от самого центра Бора, до которого отсюда можно дойти пешком (недалеко ж/д станция, о которой я рассказывала выше, и далее центр города).