Ковров- Основные достопримечательности города- Что посмотреть? + Фото и Видео

Ковров уникальный в своем роде город, в котором тесно переплелись русская история и современность. Основан город был в 1778 году. Первое поселение на этом месте было возведено благодаря Юрию Долгорукому, названо оно было Елифановкой.
Позднее благодаря Андрею Боголюбскому это село было переименовано в Рождественское. В шестнадцатом веке в селе располагалось родовое имение князей Ковровых. Именно от их фамилии и образовалось современное название города.

Знаменит город Ковров своей оборонной промышленностью и тяжелым машиностроением, мотоциклами, текстильным производством и ковровской игрушкой.

Как добраться до Коврова?

Из Москвы добраться до города можно на поезде часа за четыре. Поезда, следующие через Ковров, отправляются с Ярославского, Казанского и Курского вокзалов. Попасть в Ковров можно и через Владимир, откуда ходят постоянные электрички до Коврова.

Автобусы до города отправляются с автовокзала в Москве от станции метро Щелковская с девяти утра почти до 11 вечера, время в пути около четырех с половиной часов.

На автомобиле можно добраться до города по трассе М7.

Ковров в черно-белых тонах.

Много на древней владимирской земле больших и малых городов, которыми она по праву гордится. Один из них — Ковров. Город труженик и умелец, по величине и промышленному значению занимающий второе место после областного центра, город, славный своими революционными традициями, город-сад.

Привольно раскинулся Ковров на берегах красавицы Клязьмы в окружении заливных лугов и светлых березовых перелесков, широких полей и густых сосновых боров.

Красота и щедрость природы привлекали сюда людей. Более восьми веков тому назад возникло тут первое славянское поселение. Как гласит легенда, звался городок-крепость Епифановкой, по имени старшего из княжеских дружинников, которым приказано было держать здесь сторожевой пост да поставлять на княжеский двор дичь, в изобилии водившуюся в дремучих лесах.

Прошли годы. Поднялась на крутом речном берегу церковь Рождества Богородицы, и стали с тех пор называть разросшееся здесь село Рождествено. В начале XVI века перешло оно во владение стародубскому князю Василию Ковру и получило название Коврово, которое с той поры уже встречается в исторических документах. При учреждении Владимирского наместничества в 1778 году село получило титул уездного города. Всего около 600 жителей насчитывал новый город Ковров. До середины XIX века развивался он медленно, был тихим провинциальным захолустьем.

Поворотным моментом в истории города стало сооружение Нижегородской железной дороги, которая пролегла через Ковров. В июне 1861 года здесь открылись железнодорожные мастерские, которым суждено было принести славу не только Владимирщине, но и всей России. Ковровскими мастеровыми были созданы первые русские пассажирские и грузовые вагоны, удостаивающиеся в 70—80-х годах на Петербургской и Московской промышленных выставках высших наград.

В городе появились механическая миткалево-ткацкая фабрика, чугунолитейный, кожевенный и винокуренный заводы, паровая мельница.

Таким был дореволюционный Ковров.

К началу XX века Ковров уже вышел в число важнейших промышленных центров европейской части России. Численность ковровского пролетариата достигла более 7 тысяч человек. Он отличался классовой организованностью и революционной сознательностью.

К 80-м годам прошлого века относится начало стачечного движения в городе. В 90-е годы в железнодорожных мастерских и на текстильной фабрике Треумова появились революционные кружки, а в 1903 году создается Ковровская организация РСДРП, развернувшая активную политическую деятельность по подготовке народных масс к грядущим битвам с царизмом. Ядром организации были Н. Е. Ляхин, Г. А. Асташов, И. К. Гунин, А. Я. Малеев, В. Ф. Кангин, И. И. Никонов, Е. Н. Васильев и другие.

Бывшая улица Базарная.

Годы первой русской революции вошли яркой страницей в историю города. В авангарде революционной борьбы шли рабочие железнодорожных мастерских, там же был главный ее штаб. Кульминационным моментом явилась всеобщая октябрьская забастовка, выдвинувшая наряду с экономическими и серьезные политические требования. В городе организовывались массовые демонстрации и митинги, была создана боевая рабочая дружина. Не раз приезжал в Ковров из Иваново-Вознесенска М. В. Фрунзе. А в составе первого Иваново-Вознесенского Совета рабочих-уполномоченных было одиннадцать уроженцев Коврова и Ковровского уезда.

В дни Декабрьского вооруженного восстания в Москве Ковровская организация РСДРП направила для связи делегатский поезд. Но в Орехово-Зуеве рабочие-делегаты были расстреляны казаками. Геройски погибли машинист А. Я. Малеев и кузнец И. К. Гунин. Когда же за телами увитых товарищей отправилась делегация ковровских революционеров, казаки снова встретили ее градом пуль. Были убиты член стачечного комитета В. Ф. Кангин, рабочие Соколов и Талантов.

Но и мрачные годы реакции не сломили дух ковровского пролетариата. Борьба с царизмом продолжалась, росли ряды большевиков. 1914 год был ознаменован самой крупной 33-дневной забастовкой текстильщиков фабрики Треумова. Десятитысячной демонстрацией приветствовали ковровцы Февральскую революцию. В марте 1917 года был создан Совет рабочих депутатов, первым председателем которого стал большевик, преподаватель реального училища А. Н. Барсуков. Совет начал свою деятельность с повсеместного введения восьмичасового рабочего дня. Сила Совета была в поддержке трудящихся. Его опорой являлся созданный в августе 1917 года отряд Красной гвардии.

Первые выступления.

К моменту Великой Октябрьской революции Совет практически уже владел всей властью в городе. Им был создан военно-революционный комитет, который возглавил пламенный большевик-ленинец инженер пулеметного завода Н. С. Абельман. Вскоре он стал председателем Ковровской организации РСДРП(б). По его инициативе на помощь революции в Москве был послан отряд из революционно настроенных солдат 250-го запасного полка и рабочих-красногвардейцев. В составе сводного двухтысячного отряда Владимирской губернии под руководством М. В. Фрунзе они отважно сражались с контрреволюцией, пока над Кремлем не взвилось красное знамя.

В январе 1918 года организуется объединенный уездный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Председателем его избирается Н. С. Абельман. Ковровцы единодушно делегируют его на V Всероссийский съезд Советов, проходивший в Москве, где вожак большевиков города геройски погиб при подавлении мятежа левых эсеров.

Но еще теснее сплотили ряды ковровские рабочие. Они отдавали все силы на борьбу с контрреволюционными выступлениями, на защиту и укрепление Советской власти. Много боевых дел на счету чекистов, которыми в те годы руководил Т. Павловский. Добровольческий отряд из ковровских коммунистов, комсомольцев и беспартийных рабочих, составивший костяк 2-го народного Владимирского полка, сражался на фронтах гражданской войны и особенно отличился на восточном фронте, при взятии Казани. А в городе шла упорная самоотверженная борьба с голодом, холодом, разрухой. Рабочие железнодорожных мастерских помогали восстановлению транспорта. В 1922 году возобновила работу текстильная фабрика Треумова, получившая имя Н. С. Абельмана.

Н.С. Абельман

Всего за два года текстильщики достигли довоенного уровня производства. Рос и набирал силу призванный революцией и созданный крепкими руками ковровских рабочих завод, снабжавший молодую Красную Армию первыми в мире автоматами системы В. Г. Федорова. Он, генерал царской армии, талантливый изобретатель, выдающийся русский ученый, сердцем принявший революцию и отдававший ей все силы и знания, был инициатором создания в Коврове этого завода, основателем конструкторского бюро и образцовой мастерской, которую возглавил одаренный умелец-самоучка В. А. Дегтярев, имя которого стало впоследствии известно всей стране.

Первая пятилетка. Страна, ставшая гигантской строительной площадкой, остро нуждалась в землеройных машинах, и первые отечественные экскаваторы дал СССР рабочий город Ковров.

В начале 1930 года железндорожные мастерские были переименованы в ремонтно-механический завод, задачей которого являлось восстановление и ремонт экскаваторов, приобретавшихся страной за границей на золото. Выросли свои специалисты, мастера, окреп в борьбе с трудностями заводской коллектив. Его первым красным директором назначили бывшего токаря-большевика Н. Н. Широкова. Общей мечтой было создание первого советского экскаватора. И днем его рождения стало 21 апреля 1931 года. «Ковровец» — так назвали отечественную землеройную машину. Экскаватор был полуповоротным, на железнодорожном ходу, с емкостью ковша около двух кубометров. Конструкция первенца постепенно совершенствовалась. За годы первых пятилеток экскаваторный завод выпустил 1253 землеройных машины.

В те годы Ковров стал настоящей крепостью индустрии. Было освоено производство первых советских механических топок для строящихся электростанций. Ковровский завод имени Киркижа начал выпускать первые автомобильные стартеры типа «бендикс» для Нижегородского автогиганта. Отсюда вышли и отечественные универсально-заточные станки, превосходившие по качеству те, что ввозились прежде из-за границы.

Старый наплавной мост через клязьму

Фабрика Треумова

Но мирный труд нарушила война. Немеркнущими подвигами прославили себя ковровцы на фронтах Великой Отечественной. Бессмертным стало имя бывшего рабочего экскаваторного завода, начальника 13-й пограничной заставы на Западном Буге Алексея Лопатина. В первые же часы войны приняли на себя пограничники шквал гитлеровских атак. Ничем не могли сломить упорство советских воинов. Только на 20-й день этой неравной борьбы, когда погибли герои, умолкла застава. Посмертно А. В. Лопатин был удостоен звния Героя Советского Союза. Ковровец Герой Советского Союза В. Ястребов повторил беспримерный подвиг Александра Матросова. Геройской славой покрыли себя на фронтах Великой Отечественной войны Герои Советского Союза И. В. Першутов, А. П. Генералов, В. А. Бурматов, П. К. Ранжев, И. С. Носов, Ф. Г. Коньков и другие.

Ковров стал кузницей оружия для Красной Армии. Здесь, на заводе имени Киркижа, Героем Социалистического Труда замечательным конструктором-оружейником В. А. Дегтяревым было создано знаменитое противотанковое ружье, боевые качества которого получили у фронтовиков высшую оценку и очень помогли отражать натиск фашистских танков. В. А. Дегтярев был удостоен Государственной премии СССР.

А.Я. Малеев

В.Ф. Кангин

На этом славном предприятии, награжденном в 1942 году орденом Трудового Красного Знамни, началось движение стахановцев-двухсотников, чьим девизом было: «Двести процентов — не меньше — такова норма военнго времени!» Здесь в сентябре 1941 года родилась первая в стране фронтовая комсомольско-молодежная бригада под руководством Зинаиды Лазоревой. К концу ноября 1941 года на предприятиях города уже работало 65 фронтовых бригад, полживших начало патриотическому движению советской молодежи, охватившему всю страну.

Труженики тыла всем, чем могли, помогали фронтовикам. В фонд обороны жителями города было передано 126 миллионов рублей. Часть этих средств пошла на строительство танковых колонн «Ковровский комсомолец» и «Ивановский осоавиахимовец». По инициативе городского комитета партии в короткий срок был построен и вооружен бронепоезд «Ковровский большевик». Из коммунистов и комсомольцев была сформирована его команда, прославившая себя в боевых сражениях.

Летом 1942 года рабочие завода имени Киркижа приняли шефство над 299-й стрелковой дивизией 10-й резервной армии, формировавшейся в Иванове. Перед отправкой на фронт они вручили ее полкам пять красных знамен, передали воинам оружие, приобретенное на личные средства тружеников завода.

Неоднократно Коврову вручалось переходящее Красное знамя ЦК ВКП(б). За выдающиеся трудовые заслуги в годы Великой Отечественной войны завод имени Киркижа получил в 1945 году вторую высокую награду — орден Ленина.

О том, как тверда была вера ковровцев в победу, говорит такой факт. В 1944 году, когда еще гремели бои, на экскаваторном заводе родилась идея создания нового экскаватора, который потребуется стране для послевоенного строительства. Конструкторы, рабочие, не жалея сил, безвозмездно трудились над новой машиной в нерабочее время. 21 апреля 1946 года новый экскаватор Д-107 вышел на заводские испытания и вскоре был запущен в серийное производство.

Столовая железнодорожных мастерских — штаб ковровского революционного движения

С 1949 года Ковровский экскаваторный завод первым среди родственных предприятий начал экспортировать продукцию. В июле 1966 года за успехи, достигнутые в выполнении и перевыполнении государственных планов, экскаваторный завод награждается орденом Ленина, а еще через три года экскаватор Э-652Б удостаивается государственного Знака качества. Это была первая продукция в области и первый экскаватор в стране, получивший высшую оценку. В 1970 году прошел государственные испытания и был рекомендован для серийного производства новый экскаватор с гидравлическим приводом. В сентябре 1974 года начался массовый выпуск новых машин. На заводе имени Дегтярева с 1945 года началось создание крупного мотоциклетного производства. А сегодня каждый четвертый мотоцикл, выпускаемый в стране, — дегтяревский.

Ковровские «Восходы» пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и на Кубе, в Сирии, Иране, Пакистане и других странах, куда идут на экспорт. Сейчас мотоцикло-строители упорно трудятся над созданием еще более современной машины — «Восход-3». За успешное выполнение плана 8-й пятилетки заводу имени Дегтярева присуждена третья правительственная награда — орден Октябрьской Революции.

Экскаватор «Ковровец» — первенец отечественного экскаваторостроения

Если до революции в Коврове не было ни одной массовой библиотеки, то сегодня их 69 с общим книжным фондом более 2 миллионов экземпляров. Действует ковровский филиал Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника, мемориальный музей В. А. Дегтярева. Свой досуг горожане проводят в трех домах культуры и клубе. Здесь работают около 200 творческих самодеятельных коллективов, пяти из них присвоено звание народных. Любимое место отдыха ковровцев — красивые парки, где проводятся традиционные массовые гулянья, концерты, встречи со знатными людьми и почетными гостями города. Свыше 30 тысяч горожан с увлечением занимается физкультурой и спортом. В их распоряжении — два дома физкультуры, зимний плавательный бассейн, несколько стадионов, 25 спортзалов, 8 стрелковых тиров, 70 спортплощадок, 4 лодочные станции. Очень популярен в Коврове мотоспорт, и это закономерно, ведь спортивные мотоциклы выпускаются здесь же, на заводе имени Дегтярева. И в числе спортсменов, и в числе зрителей — те, кто делает их собственными руками. В окрестностях города ежегодно проводятся всесоюзные мотокроссы, привлекающие тысячи болельщиков. Ковровские кроссмены участвуют в крупных международных соревнованиях. Сердца тысяч поклонников завоевал мотобол, появившийся в Коврове сравнительно недавно. С 1976 года молодая ковровская мотобольная команда завоевала право выступать в числе лучших команд страны — классе «А». Насыщенной, полнокровной жизнью живет трудовой Ковров. Год от года крепнут его интернациональные связи. Особенно тесные узы дружбы связывают его с городом-побратимом Либерецем Северо-Чешской области ЧССР. В Коврове есть улица Либерецкая, а в Либереце—Ковровская. Более 43 тысяч ковровцев являются членами Общества советско-чехословацкой дружбы. В городе проводятся месячники братского искусства, выставки, кинофестивали. Города-побратимы регулярно обмениваются делегациями, искренне радуются успехам друзей, перенимают передовой опыт коммунистического строительства. Двести лет исполняется Коврову — городу революционной, боевой и трудовой славы. Но он молод и жизнерадостен. Его жители умеют прекрасно трудиться и весело отдыхать. Они уверенно смотрят в будущее, которое создают своими рабочими руками.
Ковров в фото. Автор-составитель К. Г. Якушина Фото Б.А. Ручкина, Е. С. Крекина Художник Е. В. Терехов Редактор М. Е. Зархина Художественный редактор В. Д. Демидов Технический редактор В. В. Горшкова Корректор Л. М. Логунова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]