Муниципальный район г. Нерехта и Нерехтский район

Город Нерехта, расположенный в 46 км от Костромы, имеет древнюю историю. «Нерехта» на языке мерян, некогда населявших окрестности современного города, означало «река в низине, болото». По другой версии название города означает «место нереста рыбы».

Первое упоминание о Нерехте относится к 1214 году в связи с борьбой за нее детей князя Всеволода Большое Гнездо. Вероятно, поселение здесь было основано задолго до этого. Пойма речки Солоницы издревле славилась соляными источниками. Соль ценилась дорого, была одной из статей княжеского дохода, поэтому места эти были особенно привлекательны для владения.


Герб Нерехты

В 1362 году древний город Нерехта упоминается в рукописном Житии преподобного Пахомия Нерехтского, основавшего рядом с городом Троицкий монастырь. В 1406 году великий князь Василий Дмитриевич отдал Нерехту своей супруге Софье Витовтовне. В это время здесь уже активно занимались солеварением. В 1462 году великий князь Василий Темный отдал Нерехту с варницами своей жене Марии Ярославне. С введением опричнины многие костромские и галичские города были «взяты на государя». В 1609 году Нерехта была сожжена и опустошена поляками; восстановление ее заняло долгие годы. Однако уже в XVIII веке солеварение здесь окончательно прекратилось в связи с появлением в России более дешевой в производстве соли. Если бы не удачное расположение города на торговых путях в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и Суздаль, вполне возможно, что лишенная основного промысла Нерехта окончательно захудала.

В 1678 году по дороге во Флорищеву пустынь в Нерехте на несколько дней останавливался царь Федор Алексеевич с женой и младшими братьями Иоанном и Петром. Шестилетний Петр пожертвовал во Владимирскую церковь напрестольное Евангелие. Сам же Федор выдал деньги на построение Владимирской церкви в камне — первого монументального здания в городе.


Деревянные домики с ажурными наличниками

В начале XVIII века Нерехта со статусом пригорода вошла в состав Костромской провинции Московской губернии. В этот период создаются первые промышленные предприятия, в округе начинают выращивать лен. Вначале ткачеством занимались крестьяне, постепенно оно выходит и на промышленный уровень. В 1761 году местные купцы Лапшин-Грязновский и Пастухов выстроили в городе здание ткацкой фабрики, сохранившееся до наших дней. А к началу XIX века в городе функционировало уже несколько мануфактур. Ткани, производимые здесь, славились своим качеством не только в России, но и за ее пределами. Постепенно Нерехта превращается в один из крупных центров мануфактурного производства.

В 1778 году по указу Екатерины II Нерехта получает статус уездного города Костромской провинции с присвоением ей герба. Два сильных пожара — в 1785 и в 1838 годах — уничтожили большую часть городской застройки. В результате был составлен новый генеральный план города, закрепивший радиально-кольцевую схему улиц. Эта планировка сохранилась до наших дней.


Церковь Благовещения на старой фотографии

Среди горожан было немало зажиточных ремесленников, жители с успехом занимались огородничеством; в городе проводились ежегодно 3 ярмарки и еженедельные базары.

В советское время Нерехта продолжала развиваться как один из промышленных центров Костромского края. В 1970 году город был включен в список городов Малого Золотого кольца России. В 2014 году Нерехте исполнилось 800 лет.

Нашу прогулку по Нерехте мы начнем на улице Розы Люксембург, где расположена церковь Благовещения (ул. Розы Люксембург, 21). Построена она была в начале XVIII века на месте обветшавшего деревянного храма. Церковь представляла собой восьмерик на четверике, завершалась пятиглавием с северным Афанасие-Кирилловским приделом, также завершенным восьмериком. Трапезная с Георгиевским приделом и трехъярусная колокольня в традициях барокко выстроены в 1772 году по проекту местного архитектора Степана Воротилова. Закрыта церковь была в 1931 году, венчания ее сломаны. Пока храм остается не восстановленным.


Колокольня Никольской церкви

Проследуем вдоль по улице до ее пересечения с улицей Ленина. Свернув налево, вы вскоре выйдете к Владимирской церкви (ул. Ленина, 28б), которая была построена в 1678-1688 годах и стала первым каменным храмом в Нерехте. Вклад на построение церкви Богородицкого Сретенского монастыря сделал в 1678 году царь Федор Алексеевич, а на окончание его в 1685 году 250 рублей дал Петр I. В 1700 году пристраивается шатровая колокольня, в 1718 году — игуменские кельи и ограда. Внешне церковь близка ярославским храмам ХVII века: огромный четверик с мощным пятиглавием, нарядное крыльцо, изразцы, роспись на нем и в закомарах. В 1764 году Сретенский монастырь был ликвидирован, церковь переведена в разряд приходских.

Роспись храма, сделанную в 1775 году, исследователи приписывают кисти ярославца Михаила Алексеевича Соплякова.

В 30-е годы XX века храм сильно пострадал, восстановление его началось в 1995 году. С 2004 года Владимирский собор был передан церкви.


Владимирская церковь

Вернувшись назад, осмотрим собор Казанской иконы Божией Матери (ул. Ленина, 2).

Инициатором его строительства был Петр I, за 2 недели до решающей битвы со шведами под Полтавой пожелавший посвятить храм Казанской иконе, к которой обращался за помощью для победы. Строительство завершилось в 1713 году, в 1780 году собор был расписан.

Собор дошел до наших дней в сильно измененном виде: лишенный пятиглавия, апсиды, ограды и обстроенный поздними пристройками, он долгое время использовался как здание хлебокомбината. Выделяет его из общей массы застроек лишь верхняя часть четверика с закомарами. Казанский собор является архитектурной доминантой центральной площади Нерехты, его устремленная ввысь колокольня словно венчает окружающее пространство.

Здесь же на площади расположены Торговые ряды (пл. 30-летия Свободы), построенные по проекту архитектора Петра Фурсова, автора пожарной каланчи и гауптвахты в Костроме. В 2014 году к 800-летию города была проведена их масштабная реконструкция.

На пересечении с улицей Володарского расположена церковь Богоявления (ул. Володарского, 1а), более известная как Никольская по одноименному приделу. Строительство ее взамен сгоревшей деревянной церкви было начато в 1710 году и продолжалось 15 лет, до 1725 года.


Торговые ряды

Церковь играет исключительно важную роль в формировании архитектурного облика левобережной части города. К завершающемуся пятиглавием четверику с востока примыкает трехчастная апсида, а с запада — прямоугольная трапезная и стройная шатровая колокольня с шестиколонным портиком. Луковичные чешуйчатые главы покоятся на глухих гладких барабанах, единственным украшением которых является карниз. По периметру кровли четверика помещен ажурный подзор, образец декоративно-прикладного искусства.

В 30-е годы храм был обезглавлен, сломаны апсиды, колокольня и ограда, а в 80-е годы XX века колокольня была восстановлена по проекту архитектора А.П. Чернова.


Купола собора Богоявления

Во внутреннем убранстве сохранились росписи, отличающиеся реалистичностью и большой живописностью. В 1987 году в церкви были установлены 3 иконостаса 1776 года, перевезенные сюда в целях сохранения из села Верховье Солигаличского района.

Чуть далее по ул. Володарского расположена церковь Воскресения (Варваринская). Церковь была построена в 1770-1787 годах костромским зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым. Представляет собой двухэтажную постройку в стиле барокко. Основной объем типа восьмерик на четверике перекрыт куполом с люкарнами и небольшой трапезной, соединен с трехъярусной колокольней. Внизу теплый Варваринский храм. Церковь была закрыта в 1930-х и использовалась под жилье и инкубатор. После реставрации 1983-1995 годов здесь разместилась одна из экспозиций краеведческого музея. Сравнительно недавно храм передан РПЦ.


Церковь Воскресения(Варваринская)

На сегодняшний день это один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области.

Вернувшись назад, пройдем по ул. Орджоникидзе и далее по улице Гагарина до Крестовоздвиженской церкви (ул. Гагарина, 22). Это характерный для бывшего уездного города кладбищенский храмовый комплекс, расположенный на северной окраине города у дороги на Кострому. Строительство Крестовоздвиженской церкви с приделом Дмитрия Солунского проводилось на средства Нерехтского купца и городского головы Дмитрия Прокофьевича Симонова, завершилось в 1788 году (освящена в 1793 г.). Архитектором, вероятно, являлся С.А. Воротилов, о чем свидетельствуют некоторые особенности церкви и колокольни.

В храме под более поздними записями частично сохранилась настенная живопись, первоначально выполненная маслом в 1810 году художником Алексеем Тимофеевичем Демидовым. В советское время церковь не закрывалась.


Вход на территорию Крестовоздвиженской церкви

Завершив осмотр основных храмов города, можно выйти к реке Нерехте, узенькой, словно лента, но необыкновенно живописной. Отсюда открываются незабываемые виды города, увенчанного куполами церквей.

В окрестностях Нерехты также есть немало интересного. Располагая временем, отправляйтесь в Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь (Нерехтский район, с. Троица).

Основателем обители был преподобный Пахомий Нерехтский, сын священника из Владимира, ученик Сергия Радонежского. Стремясь к уединению и отшельничеству, он поселяется на берегу реки Солоницы недалеко от Нерехты на месте, издревле именовавшемся Сыпаново. При помощи нерехтчан преподобный построил здесь деревянный храм во имя Живоначальной Троицы (около 1365-1378 гг.); постепенно вокруг храма возникают другие постройки, под горкой, на которой располагалась церковь, молитвами старца появился святой источник. В 1384 году преподобный Пахомий умер и был погребен в воздвигнутом им Троицком храме.


Река Нерехта

В 1675-1676 годах на месте деревянного храма был возведен каменный, тоже Троицкий; мощи преподобного Пахомия остались при новом храме. В 1679-1686 годах возведена «теплая» (зимняя) Покровская церковь, в 1683-1684 годах — шатровая колокольня, чуть позже — игуменские и братские кельи, каменная ограда со Святыми воротами.

В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель была упразднена, храм обращен в приходской. Однако многочисленные паломники хранили древние монастырские традиции, до сих пор сохранился обычай трижды спускаться и подниматься по монастырской горе от обители к святому источнику с молитвой преподобному Пахомию.


Традиционная кукла

В советское время храм был закрыт, неоднократно предпринимались попытки разрушить источник у древней обители. А в 1992 году монастырь был возрожден (как женский). Троицкий храм восстановлен, в монастыре построен новый сестринский корпус и богадельня.

Святыни монастыря:

  • святые мощи преподобного Пахомия Нерехтского;
  • чудотворная Владимирская Нерехтская икона Пресвятой Богородицы;
  • святой источник преподобного Пахомия.


Колодец в монастыре


Пахомиево-Нерехтский женский монастырь

Образ Нерехтской иконы Божией Матери

Список с Владимирской иконы является одной из самых известных святынь древней Нерехты. Согласно преданию, в 1634 году. Богородица явилась во сне жителю города Ярославля Иоанну Аверкиеву и повелела пойти к иконописцу, взять икону Пресвятой Богородицы Владимирской и отнести ее в Нерехту. Иоанн, усомнившись, ослушался и тяжело заболел. И лишь доставив икону в Нерехту, где ее торжественно встретили духовенство и жители города, сразу же исцелился. Икону же поставили в деревянную часовню, а позже устроили рядом Сретенскую обитель. Посетивший Нерехту в 1678 году царь Федор Иоаннович повелел воздвигнуть в обители каменный храм. Владимирский собор был освящен в 1686 году, после упразднения монастыря икона продолжала храниться в его стенах. И лишь после закрытия храма в 30-х годах XX столетия чудотворная икона, как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации она находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенской церквях города Нерехты. В мае 2004 года. Владимирский собор города Нерехты был передан церкви; с того же времени чтимый образ Царицы Небесной пребывает в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре и приносится на богослужения, совершаемые по особым праздникам во Владимирском соборе.

История[ | ]

В переводе с языка древнего населения этих мест, мерян, Нерехта

означает «река на болоте».[
источник не указан 964 дня
] Первое упоминание о Нерехте относится к 1214 году, когда за неё боролись дети Всеволода Большое Гнездо. Нерехта упоминается также в 1362 году в житии Пахомия, основавшего в 3 верстах от города монастырь (упразднённый в 1764 году и обращённый в приходскую церковь). В 1406 году волость Нерехту великий князь Василий I Дмитриевич отдал своей супруге Софье Витовтовне; в это время здесь уже были соляные варницы.

Древнерусская часть Нерехты первоначально располагалась на правом берегу реки Нерехты (приток реки Солоница). Считается, что освоение левого берега началось в XVI веке, однако Костромская археологическая экспедиция выявила наличие древнерусского слоя и в левобережье. Зафиксированы хозяйственные ямы с вещами XII—XIV веков (включая фрагмент стеклянного браслета, дно гончарного сосуда с клеймом в виде креста вписанного в круг). Подтверждено наличие культурного слоя и более позднего времени[6].

В 1462 году великий князь Василий Тёмный отдал Нерехту[7] с варницами своей жене Марии Ярославне. Около 1609 года Нерехта была сожжена и опустошена; по описи 1627 года жилища здесь наполовину стояли пустыми, варницы были оставлены. Солеварение окончательно прекратилось в XVIII веке. До 1778 года Нерехта была пригородом Костромского уезда, а затем сделана уездным городом. По описи в 1764 году в Нерехте были богатые купцы и зажиточные ремесленники; жители с успехом занимались огородничеством; были 3 ярмарки и еженедельно базары.

Нерехтский краеведческий музей

В Богоявленском храме располагается Нерехтский краеведческий музей. При желании вы сможете не только прослушать интереснейшую экскурсию, но и подняться на колокольню. Помимо здания церкви Богоявления, музей располагает и другими историческими зданиями:

  • помещение старой аптеки, памятник архитектуры начала XX века (ул. Володарского, 9);
  • фабричная больница фабриканта К.А. Брюханова (нач. ХХ в.), первый памятник архитектуры в городе стиля модерн;
  • ансамбль женской гимназии в стиле классицизм (1840 г.). «Романовский памятник», построенный в честь посещения Нерехты цесаревичем (будущим Александром II) в 1837 г. на средства Нерехтского благотворительного общества при участии императорской семьи (ул. Орджоникидзе, 17).

Адрес музея: ул. Восход, 3 (ансамбль Брюхановской больницы); тел.; время работы: с 9:00 до 17:00, чт. — с 10:00 до 18:00; пн. — выходной.

Нерехта и ее окрестности

Сидели мы как-то с Сашей и думали а куда бы нам прокатиться, пока его патруль немного в разобранном виде. Давно я смотрел в сторону небольшого городка костромской области – Нерехту. Было там пару мест которые очень хотелось посетить. Решили так же кинуть клич на разных интернет площадках – познакомиться так скажем с новыми людьми, а то мы все одни да одни ездим, да и то когда мы в последний раз выбирались куда-либо втроем? По-моему это было аж в 2015 году в апреле. Потом, то у одного дела, то у другого. В общем да — направление выбрано — в путь!

Под катом 43 фотографии!

На дворе великолепная пора – «золотая» осень. Наверное мое самое любимое время года. Сейчас пишу этот текст за городом. На улице легкий минус, в печи потрескивают дрова. Но дома тепло и уютно. Горячий чай из Кипрея согревает меня в такую погоду. Направление сегодняшнего путешествия выбрано – старинный городок Нерехта и ее окрестности. Погоду синоптики обещали «шикарную», одни сплошные дожди. Верить синоптикам не стали и все же решили ехать. По пути к месту ночевки то и дело начинал идти сильный дождь, а чем ближе мы подъезжали к Нерехте тем чаще он становился. В город мы приехали уже поздно вечером. В небольших провинциальных городах в такое время суток, улицы, как правило, уже пусты -людей почти нет. Как обычно немного поплутав по городу, выехали мы в сторону точки с первым лагерем. Попутно, где-то в поле встретились с первым экипажем (Артемом и его дочерью Владой) и покатили в сторону заброшенной деревни Княгинино. До места сбора добрались без приключений. Повезло что в деревне оказался небольшой пяточек на котором мы и решили разбить лагерь. Дождик тем временем и не думал прекращаться. Под крышкой багажника немного постояли, познакомились, выпили по чашке чая и полезли по спальникам. Завтра должен быть интересный день. Тем временем в лагерь стягивались остальные экипажи. Утро встретило нас хмурым небом, но радовало отсутствие дождя. Есть время немного оглядеться, посмотреть на остатки села Княгинино. Но от села осталось немногое: Казанская церковь и по-видимому бывшая насосная станция. Вдоль бывшей улице села растут остатки плодовых деревьев и заросли кустов сирени. Вдали, за небольшими зарослями. Показались силуэты церкви. Из истории села получилось найти немногое: Это древнее село называлось Княгининским и известно ещё с 1356 г. В духовном завещании Московского Вел.князя Ивана (отца Д.Донского)сказано, что «Нерехта с варницами бортниками бобровниками и селом Княгининским» принадлежали матери Ивана-Вел.княгине Елене, жене Ивана Калиты. По титулу Вел.княгини Елены село и получило своё название. Впоследствии, с.Княгинино вместе с соседними сёлами и деревнями Еленой было пожалованно Троице-Сергиеву монастырю. В 1762 г. в указе Екатерины II также было упомянуто с.Княгинино в связи с возвращением ранее отписанного имения Платона Мусина-Пушкина, которое вместе с селом Княгинино и деревней Попадейка, было возвращенно и пожалованно его детям… Каменная же церковь Казанской Божией Матери с приделом Василия Великого в с.Княгинине была построенна около 1795 г. помещиком Н.А.Хомутовым. В 1795 г. это село принадлежало Н.А.Супоневу, отец которого был губернатором во Владимире. Церковь является одним из лучших памятников Нерехтского района, композиция и декор которой повторяют формы допетровской архитектуры 17 века, близкой Ярославской школе. Храм расположен на одной из возвышенностей открытой холмистой местности, покрытой небольшими рощами и кустарником.

(по материалам книг:Д.Ф.Белоруков «Деревни,сёла и города Костромского края» и каталога «Памятники архитектуры Костромской области»-выпуск 11) Или вот еще из справочной книги «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии»., Кострома, Губернская типография 1911 г. —
Богородицкая церковь с. Княгинина каменная, с каменной колокольней, построена в 1795 году усердием прихожан, окружена каменной оградой, в коей приходское кладбище. Престолов два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой — во имя святит. Василия Великого. Достопримечательностью церкви служит древняя Казанская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе, чтимая окрестными жителями, и небольшой крест с частями мощей разных святых. Причт: священник и псаломщик, казенное жалование священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Аренды от пахотной земли священник получает 99 руб. в год, псаломщик свою часть обрабатывает сам. Неудобной земли при церкви нет. Для священника дом церковный. Земли в пользовании причта: луговой 3 десятины 1890 сажень, пахотной удобной 31 десятина 42 сажени. План на землю есть, межевой книги нет. Прихожан муж. пола 287, жен. пола 315, приход сельскохозяйственный, частью фабричный. Приходских селений два: село и деревня Пирогово в полуторах верстах.
1.

2.

3.

4.

5.

В церкви почти ничего не сохранилось, все убранство утрачено. А вот виды открывающиеся от нее просто завораживают! 6.

7.

Дальше нас ждал музей и небольшая прогулка по Нерехте. К сожалению экспозиция музея небогатая, а ведь город старинный и я уверен, что ему есть что рассказать про свою историю.

8.

9.

Прогулка так же была небольшой – задерживаться в городе долго не стали, ибо нас ждали полевые и лесные дорожки. Но, а в целом город мне понравился. Есть на что посмотреть, хотя конечно Нерехта типичный провинциальный городок, но все же. В городе хорошо сохранилась центральная часть с торговыми рядами.

10.

11.

12.

Интересный памятник архитектуры города – «дом-носок». Это двухэтажный дом со скругленным углом. Принадлежал он купцу Хворинову, и был одним из лучших в городе. Построен дом в конце XVIII века, когда Нерехта начала отстраиваться каменными домами после крупного пожара 1785 года. В «доме-носке» останавливался на ночлег император Павел I, проезжавший в 1798 году через Нерехту по пути из Казани в Ярославль.

13.

Самый главный вид на который я хотел посмотреть к сожалению «облагородили»; точнее что-то сделали с набережной реки Нерехты, толи ее очистили от мусора и кустарника, толи здесь будет набережная, но вот того провинциального вида который я хотел заснять наверное уже не будет, но посмотрим, время покажет. А еще в Нерехте, в центре города, есть палатка с великолепной выпечкой! Будете в городе непременно загляните в нее.

14.

15.

В сам город я в ближайшее время вернусь, там есть на что посмотреть, но это тема будущих рассказов. А сейчас мы держим путь по тряскому грейдеру в сторону леса. Вокруг конечно красиво, ничего не скажешь – «золотая» осень. 16.

17.

Свернули в поля. Полевые и лесные дороги, несмотря на дожди вполне держат вес машин и никаких трудностей не представляют. От пригорка до пригорка – приехали мы в следующую точку нашего путешествия – Никульское.

18.

19.

20.

21.

22.

От бывшего села Никульского осталась Церковь Троицы Живоначальной 1793 года постройки. Один дом, вполне обитаемый, с целыми стеклами и подпертой, деревянным дрыном, дверью. Напротив этой избы расположился пруд и парк – остатки некогда существовавшей здесь усадьбы. Из Писцовых книг про село узнаем следующие: Троицкая церковь с. Никульского каменная, с такою же колокольнею и оградой, построена в 1793 г. старанием Николая Александровича Хомутова. Кладбище вне церковной ограды на расстоянии 10 сажень от церкви, обнесено каменной оградой. Престол один во имя Пресвятой Троицы. Постоянные средства церкви: проценты с капитала в 1100 руб. и арендная плата за жертвованную землю 1302 сажени около 1 руб. 70 коп. Причт: священник и псаломщик. Постоянные средства причта: казенное жалование священнику 294 руб., псаломщику 98 руб.; проценты с капитала в 1700 руб. Доход от богослужений и треб священника 165 руб., псаломщика 55 руб. Священник живет в своем доме, псаломщик – в церковном. На устройство дома для священника есть 380 руб. Церковной земли в пользовании причта: усадебной 1 десятина 1372 сажени, пахотной 40 десятин 956 сажень, лесной 2 десятины 2040 сажень, сенокосной 2 десятины 900 сажень. Планы и межевые книги на землю есть. Прихожан по документам муж. пола 306, жен. пола 326, но в действительности их меньше: они занимаются землепашеством, излишние в семье уходят в плотники и печники. Приходских селений 5, школа при церкви одна, церковная.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. 23.

24.

25.

26.

Но а мы едем дальше. Дороги красивые. Но не сложные. Был один неприятный участок, на котором (наверно по неопытности) застрял Артем, но его быстренько вернули в нужную колею, и помчали дальше. Уже сумерках доезжаем до следующей точки – Давыдовское. 27.

28.

29.

30.

Давыдовское – это бывшая усадьба, от которой сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1760 года постройки, развалины усадебного дома и часть парка. К сожалению осенью быстро темнеет и посмотреть толком регулярный парк у нас не получилось. Небольшая историческая справка об Давыдовском: Усадьба Давыдовское(Давидовское). Пример дворянской усадьбы 18 века, перешедшей во 2-й половине 19 века в купеческие руки; от первого периода сохранилась церковь и регулярный парк, от второго-жилой дом. Расположена усадьба на возвышенном месте, со всех сторон окружена полями и лугами. С 16 века Давыдовское принадлежало роду известных князей Васильчиковых. Так, например, село с деревнями было в поместье Л.Г.Васильчикова-брата А.Г.Васильчиковой, невенчанной жены Царя Ивана Грозного, впоследствии сосланной им в один из монастырей. В дальнейшем,село было в вотчине В.Н.Васильчикова, который к стоявшей здесь в то время Покровской церкви, пристроил второй этаж во имя св.Никиты-в честь своего деда. Село в роду Васильчиковых находилось до 1861 г. В середине 18 века им владел А.И.Васильчиков, отец декабриста Н.А.Васильчикова-члена»Союза благоденствия», который после восстания декабристов в 1825 г. был исключён из гвардии и лишён имений и титула. Существующая усадьба начала формироваться, приблизительно, в это же время при статском советнике И.С.Васильчикове. Так, согласно экономическим примечаниям к Генеральному межеванию(1776 г.),в селе,при котором было три копаных пруда, стояла деревянная церковь Покрова. Существующая же каменная церковь возведена,приблизительно, в посл.четв.18 в. К тому же периоду можно отнести и устройство регулярного парка и строительство деревянного господского дома. Трапезную церкви с приделами Фёдоровской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца,видимо, можно датировать 2-й четв. 19 века. Тогда же был пристроен западный притвор. Во 2-й пол.19 в. усадьбу купил купец Ковырялов, при котором был выстроен новый каменный дом. К настоящему времени утрачены все жилые и хозяйственные постройки усадьбы, за исключением сохранившихся руин этого кирпичного дома; утрачены луковичная глава храма и шпиль колокольни, каменная ограда вокруг церковной территории разрушена, парк сильно зарос и частично вырублен, северный пруд заболочен, западный высох. В алтаре и в основном объёме храма, довольно редкого по архитектуре для Нерехтского района с декором в духе елизаветинского барокко и трапезной позднего классицизма, фрагментарно сохранилась масляная живопись 1860-х гг., исполненная в академических традициях. В основном объёме храма на своде просматривается частично сохранившаяся роспись Троицы Новозаветной с Собором сил небесных. В восьмерике на восточной стене написан вид Голгофы и Иерусалима, некогда служивший фоном для Распятия. На западной стене различаются композиции «Встреча Марии и Елизаветы» над входом и «Величит душа моя Господа». На южной стене-«Христос в доме Марфы и Марии» и «Взятие Богородицы на небо». Из евангелистов наиболее сохранился образ Иоанна Богослова. Вся живопись храма,к сожалению,сохранилась лишь частично, сама же церковь в плохом состоянии. (Памятники архитектуры Костромской области. Кострома 2009.)

31.

У всего есть несколько сторон, как и у осени: несмотря на красоту вокруг, световой день ничтожно мал и мы не посмотрев и половины вынуждены искать место под лагерь. Вначале на ночевку хотели встать в бывшей деревне, но места для четверых машин с поляной под шатер и местами для палаток мы не нашли, зато нашли хорошее место около деревни, на дне небольшого песчаного карьера. Места много, оно ровное, сухое, а стены карьера хорошо защищают от ветра. Разбиваем лагерь здесь, натягиваем тент, разжигаем костер. В мангале скворчит мясо. Артем готовит шурпу. Вещь, надо отдать должное, просто великолепная. Артем тебе за шурпу отдельное спасибо. После ужина, сгруппировав кресла вокруг костра – Иван взял в руки гитару и душевный вечер наполнился не менее душевными песнями. Сидели мы наверно часов до двух, но всему надо знать меру и пора расползаться по спальным местам. Завтра будет новый не менее интересный день. 32.

Утро нас встретило серостью, моросью и чаем из самовара. Поужинав, поехали до Благовещенской церкви села Улошпань. Небольшая историческая справка: Каменная церковь в селе построена в 1795 г.помещиком Н.А.Хомутовым на месте старинной деревянной церкви; колокольня, возможно, на несколько лет позднее усилием прихожан. Трапезную с приделом Александра Свирского расширили, предположительно, во 2-й четв.19 века, тогда же, вероятно, выстроили заново два верхних яруса колокольни. В советское время утрачены большая часть внутреннего убранства церкви,в том числе фрагментарно и настенная живопись. В настоящее время в храме частично сохранился чрезвычайно редкий для провинции лепной декор конца 18 в. в стиле классицизма и клеевая живопись в лепных клеймах. Так, на своде просматриваются сцены Страстей Христовых. На восточном лотке вверху написано Распятие с четырьмя предстоящими, внизу в линейно очерченных клеймах-врезках помещены сцены «Снятие со Креста» и «Жёны-мироносицы у гроба Господня». В верхнем ярусе в центральном клейме читается образ Троицы Новозаветной, по сторонам от неё помещены два варианта Воскресения Христова-как «Восстание из гроба» и как «Сошествие во ад». Лепнина подцвечена в три краски (жёлтая,красная и синяя). Фрагментарно сохранившиеся росписи прописаны маслом. В манере живописи просматривается робкое провинциальное подражание европейским прототипам иконографии и стиля. Сохранившиеся фрагменты позволяют датировать запись кон.19 в.

(по материалам: Д.Ф.Белоруков «Деревни, сёла и города Костромского края», и «Памятники архитектуры Костромской области», каталог, выпуск 11) Немного прогулялись по селу. От села осталось несколько покосившихся изб. С одного конца села открывается великолепный вид на окрестности. Где-то в дали виден шпиль церкви в Емсне , хотя изначально я думал, что это церковь в Княгинино, чем ввел в заблуждение ребят. Но я думаю, что об этом уже никто не помнит. 33.

34.

35.

36.

37.

Здесь от нас отделяются два экипажа: Валентин и Алексей; Артем и его дочка – они держат путь в Москву. Мы же, с Костей, пробуем проехать до Княгинино. Карты и спутниковые снимки обещали нам «веселую» дорогу, наделе оказалось все проезжим. Время оставалось и мы думаем куда бы нам еще прокатиться. Пока выбирались на дорогу с твердым покрытием, я все думал, куда бы поехать. Решили выдвигаться в сторону дама, и где-то сокращать путь по лесным дорогам. Первый телепорт по Ярославской области был великолепен. Раскисшие дороги хоть и не таили в себе неприятностей, а вот карты OSM «жгли», Выбирались мы какими-то неведомыми тропинками и дорожками, полями и охотугодьямь с охотничьими вышками. Все надеялись, что мы упремся в какой-нибудь ручей, где наконец-то размотаем лебедки. Но нет уперлись мы в пашню. Памятуя о весеннем нашем приключение, было как то боязно ехать через поле. Хотя накатанные следы говорили о том, что проблем возникнуть не должно. Полями и огородами выбрались мы на асфальт. 38.

39.

40.

41.

Время еще позволяло, и мы решили дальше искать приключения. Был один телепорт из Ярославской в Ивановскую область по нефтепроводу. Но сначала заглянули в село Остров, где сохранилась Церковь Воскресения Христова – 1782 года постройки. 42.

Ну а дальше жопа требовала приключений и мы с асфальта выезжаем на полевую дорогу. Полевая дорога внушает оптимизм ровно до того места как она уперлась в пашню. Смеркается. Начинаем искать нужную дорогу. Сначала едем по какой-то заросшей колее от вахтовки. Сначала дорога была ничего, дальше колея и заболоченные низины становились глубже и длинней. Разворачиваемся. Выезжаем на нефтепровод, вполне наезженная колея уходит в нужном направление, это снова внушает оптимизм. Но ненадолго. Далее колея выходит на какое-то поле с гатью… Ехать становиться немного тяжелей. Скоро будет совсем темно. Надо что-то делать. Штурмана побежали вперед, посмотреть что там дальше. А мы ждем их вердикта. Они вернулись и мы едем дальше. Ребята идут впереди машины, мы едем за ними. Шанс остаться здесь на лишнюю ночевку у нас был как никогда высок. Но, Саша сегодня был без Патруля и поэтому мы все благополучно выбрались на дорогу с «твердым» покрытием, правда, там лужи были глубиной по колено, наверное, но это уже были пустяки – главное это была дорога. Выбравшись окончательно на асфальт мы качаем колеса, прощаемся и отправляемся по домам. 43.

Но нам с Сашей приключений было мало и мы решаем продлить немного внедорожную часть этого дня. Нам еще нужно было наполнить фляги родниковой водой. Я вспомнил, что где-то под Ростовм я видел какой-то святой источник. Но ни указателей, ни тем более точной дороги я естественно не знал. Сворачиваем в поля, небольшой круг по каким-то полям не дал ожидаемого успеха – видимо промахнулись. Подгружаю спутниковые карты, смотрим местность, вроде есть что-то похожее на источник, но он на противоположном берегу, делаем крюк и снова съезжаем в поля. Каких-либо приключений мы конечно не нашли, что наверное и к лучшему, а вот канистры наполнили и теперь выполнив все свои дела мчим домой… Спасибо всем кто приехал! Рад новым знакомствам! Надеюсь всем все понравилось! До новых встреч!

44.

Церковь Преображения (Ильинская)

Церковь по адресу Красноармейская улица, 10 строилась с 1787 по 1791 год по проекту С.А. Воротилова. Храм имеет два этажа и несвойственную русским церквям овальную форму. Первый этаж значительно ниже второго и строился как теплый. Довольно изящно оформление его фасадов в стиле позднего барокко. Стены верхнего храма когда-то были оформлены росписью в стиле позднего классицизма. Частично живопись восстановлена.

Население[ | ]

Численность населения
1856[8]1897[8]1931[8]1939[8]1959[9]1967[8]1970[10]
2300↗3100↗8800↗16 300↗22 310↗26 000↘25 722
1979[11]1989[12]1992[8]1996[8]1998[8]2000[8]2001[8]
↗26 723↗29 295↗30 100↘29 200↘28 600↘28 000↘27 600
2002[13]2003[8]2005[8]2006[8]2007[8]2008[14]2009[15]
↘26 002↘26 000↘25 400↘25 100↘24 900↘24 308↗24 512
2010[16]2011[8]2012[17]2013[18]2014[19]2015[20]2016[21]
↘22 828↘22 800↘22 467↘22 138↘21 847↘21 719↘21 612
2017[22]2018[23]2019[24]2020[25]2021[1]
↘21 403↘21 262↘21 060↘20 929↘20 635

На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 650-м месте из 1116[26]городов Российской Федерации[27].

Мастерская Мастера-Мороза

В 5 км от Нерехты в деревне Лаврово находится мастерская Мастера-Мороза, функционирующая при Лавровской фабрике художественной росписи. Этот туристический проект, направленный на возрождение популярности народной деревянной игрушки, предлагает разнообразные интерактивные программы и мастер-классы. Здесь вы сможете узнать о традициях наших предков, прослушать интересную экскурсию и, конечно, с помощью мастеров расписать игрушку. Проект будет интересен как детям, так и взрослым. Адрес: д. Лаврово, ул. Победы, 1в; тел.; сайт: lavrovotur.ru.

Как добраться:

Из Костромы на автобусе. На пригородном поезде из Ярославля, Костромы, Иваново. Или на поезде дальнего следования из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Где остановиться:

  • Гостевой домFamily Hotel-RU. Свердловаул., 11. Сайт: familyhotel-ru.com.
  • Гостиница «Кладезь». Победы ул., 3.

Что привезти:

Самыми популярными сувенирами, привозимыми из Нерехты, являются традиционные народные куклы самых разных форм и размеров: льняные куклы-нерехтчаночки, куклы-обереги веснянка, крупеничка, вепская куколка-капустка, свадебные куклы… Всего и не перечесть. По преданиям, они могут защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю и ведению хозяйства. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традициями их изготовления. Словом, на любой случай можно подобрать индивидуальный сувенир.

Поделиться ссылкой

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ a b c d e f g Закон № 112-4-ZKO
  2. ^ Б «Общая информация» (на русском языке ) . Проверено 24 февраля 2021 года .
  3. ^ а б Федеральная служба государственной статистики (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [ Всероссийская перепись населения 2010 , т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    . Федеральная служба государственной статистики .
  4. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года» . Федеральная служба государственной статистики . Проверено 23 января 2021 года .
  5. ^ a b c d e Закон № 237-ZKO
  6. «Об исчислении времени» . Официальный интернет-портал правовой информации
    . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2021 года .
  7. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. ( Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    почтовый Поиск объектов
    ) (на русском языке )

  8. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек» [Население России, ее федеральных округов, федеральных округов, округов, Городские поселения, сельские поселения — административные центры и сельские поселения с населением более 3000 человек] (XLS) .
    Всероссийская перепись населения 2002 года
    .
  9. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, отрицательных явлений, городских поселений и сёл-райцентров» [Всесоюзная перепись населения 1989 года: нынешнее население союзных и автономных республик, Автономные области и округа, края, области, районы, городские поселки и села, выполняющие функции районных административных центров. Всесоюзная перепись населения 1989 года [Всесоюзная перепись населения 1989 года]
    . Институт демографии национального исследовательского университета: Высшая школа экономики [Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики]. 1989 — через
    Demoscope Weekly
    .
  10. Резолюция № 133-а
  11. Изображение команды

  12. Афиша матча в Боровичах с участием команды «Старт»
  13. https://www.rusbandy.ru/season/322/

Источники [ править ]

  • Костромская областная Дума. Закон №112-4-ЗКО от 9 февраля 2007 г. «Об административно-территориальном устройстве Костромской области», в ред. Закона №567-5-ЗКО от 24 сентября 2014 г. «О внесении изменений в Закон Костромской области» Об административно-территориальном устройстве Костромской области «». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «СП — нормативные документы», №10 (70), 28 февраля 2007 г. (Костромская областная Дума. Закон № 112-4-ЗКО от 9 февраля 2007 г. « Об административно-территориальном устройстве Костромской области»
    с изменениями, внесенными Законом № 567-5-ЗКО от 24 сентября 2014 г. «
    О внесении изменений в Закон Костромской области»). «Об административно-территориальном устройстве Костромской области»
    . Действует с даты официального опубликования.).
  • Администрация Костромской области. Постановление №133-а от 8 апреля 2014 г. «Об утверждении населенных пунктов Костромской области». Вступил в силу 11 апреля 2014 г. Опубликован: «СП — нормативные документы», №15, 11 апреля 2014 г. (Администрация Костромской области. Постановление № 133-а от 8 апреля 2014 г. « Об утверждении реестра населенных пунктов Костромской области
    . Действует с 11 апреля 2014 г.»).
  • Костромская областная Дума. Закон №237-ЗКО от 30 декабря 2004 г. «Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом», в ред. Закона №496-5-ЗКО от 28 февраля 2014 г. «О внесении изменений в Закон Костромской области» Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом «». Вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Опубликован: «Северная Правда» («Документы: СпецВыпуск»), №8, 26 января 2005 г. (Костромская областная Дума. Закон от 30 декабря 2004 г. № 237-ЗКО « Об установлении границ муниципальных образований и
    присвоении им статуса» в редакции Закона от 28 февраля 2014 г. № 496-5-ЗКО.
    О внесении изменений в Закон Костромской области «Об установлении границ муниципальных образований и присвоении им статуса»
    . Действует по истечении 10 дней с даты официальной публикации.).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]