МБУК «Централизованная библиотечная система» города Сельцо Брянской области


Герб

На голубом фоне, так как город расположен на реке Десне, начертано название города Сельцо. Изображенная на красном фоне пушка означает подчиненность города Сельцо Брянской области с центром в городе Брянске, основой промышленности которого было оружейное дело.

На зеленом фоне, так как город окружает лес, изображены:

  • символ Брянского химического завода, который внес основной вклад в развитие города, – шестерня, внутри которой помещен силуэт завода;
  • реактивный снаряд указывает на профиль завода, выпускающий в годы войны и в послевоенное время этот вид боеприпасов;
  • ель, означающая, что вокруг города Сельцо преобладает хвойный лес;
  • росток и голубые волнистые линии на общем фоне, означающие наличие в городе целебного источника минеральной питьевой воды.
  • Верхнюю часть герба от основной отделяют полоски, соответствующие цветам Российского флага.

LiveInternetLiveInternet

https://www.seltso-city.ru/museum/muz_cont.php

В середине XIX века на территории Сельцо сплошным массивом стоял заболоченный лес. Со всех сторон небольшую возвышенность окружали полосы болот Кочевижного, Сорочьего, Волкова, Ширяевского. Дорога от реки Десны к лесным деревням Дорожово, Домашово состояла из сплошных гатей и настилов.

1938 г. танцплощадка (возможно в районе нынешней ул. Матросова)
Сельцо 1946 г. д. №32, ул. Мейпариани (пер. Куйбышева) (восстанавливали пленные немцы) Сельцо 1946-47 г.г. Новая улица — восстановление поселка после войны Закладка сада. 10 класс. 2-ой послевоенный выпуск
Заводской профилакторий 1946-47 г.г. Ныне здание Пенсионного фонда, проезд Горького Ул. Кирова д.59 1946-47 г.г. («Бандуринский» магазин) Клуб 1946-47 г.г.
Школа № 3 1947 год

Лес на территории Сельцо принадлежал Хотылевской церкви и помещице Саловой, чьи владения находились на правом берегу Десны. Лес был полон зверей, в том числе и волков. На болотных озерах гнездились водоплавающие птицы.

В 60-е годы на территории Сельцо начались лесоразработки. Купцы — промышленники скупали лес, вырубали его, строили лесопильные заводы, на которых производили доски, брусья, шпалы.

На заливных лугах в пойме рек Сенны и Кочевиги возводилась земляная насыпь.

Началось строительство железной дороги Орел — Рига. По ней предполагалось вывозить зерно из черноземных губерний России за границу через портовые города Балтийского моря.

В 1873 году в нижнем течении реки Болвы был основан рельсопрокатный завод, который впоследствии стал градообразующим предприятием города Бежицы.

Первоначально это был рабочий поселок Губонино. А железнодорожная станция в Бежице называлась Болва.

В строительство Риго — Орловской железной дороги и рельсопрокатного завода вложили свои средства члены акционерного общества: инженер-промышленник Тенишев Вячеслав Николаевич, купец первой гильдии Губонин Петр Ионович и инженер Голубев Виктор Федорович.

В 1868 году от Бежицы до Дубровки прошел первый поезд. Поселка Сельцо еще не было. На его территории вблизи железной дороги образовались склады дров, досок, брусьев. Здесь работали крестьяне — поденщики. Жили они в деревнях за Десной.

Первые жилые дома в Сельцо стали появляться в конце 70-х годов XIX века. Это были доходные дома помещицы Саловой А.А., которые арендовали купцы-промышленники.

Дом Саловой в деревне Сельцо — детский дом. Ныне не существует

Самый первый дом на территории Сельцо был построен в 1877 году. В нем разместилась семья управляющего имением помещицы Данилы Григорьевича Казачинского. Под его руководством были заложены фруктовый сад, оранжерея и огороды для выращивания овощей.

В 1876 году построен вокзал Сельцо — Городцы. Для сбора мягкой воды на Кочевиге была возведена плотина, и образовалось озеро. Рядом с вокзалом поднялась водонапорная башня. На станции Сельцо построены четыре линии железной дороги. Здесь останавливались все поезда, чтобы налить в тендеры паровозов воды, которая не давала накипи и известковых отложений на котлах.

В конце 70-х годов на средства купца Губонина П. И. в Сельцо были построены четыре барака, в которых жили лесорубы, подрядчики, бригадиры и купцы-промышленники. Эти бараки просуществовали до 1943 года. В годы Советской власти в больших комнатах бараков разместились поселковый кинотеатр, библиотека, школа и другие учреждения.

Первыми промышленными предприятиями в Сельцо стали лесопильные заводы Кучкина, Дрейщева, Китаева. Самым крупным из них был завод купца Дрейщева, находившийся в районе нынешнего старого рынка и просуществовавший около 30 лет.

С 1886 по 1914 год в Сельцо действовал небольшой металлургический , состоящий из литейной мастерской и кузницы. Располагался он на территории современного деревообрабатывающего комбината.

В начале XX века и до 1917 года в Сельцо действовали две ветряные и одна паровая мельницы, 10 лесопильных заводов, мыловаренные заводы.

На северной стороне поселка купец Авилов открыл большую лавку и трактир, постоялый двор и паровую мельницу. Самая же большая мельница была у купца Акимова. Она находилась рядом с домом управляющего имением помещицы Саловой.

О сельцовских мельницах знали далеко за пределами поселка. Сюда везли молоть зерно крестьяне из многих лесных деревень от Глаженки до Умыслич. Пользовались услугами Сельцовских мельниц и крестьяне задеснянских деревень.

Лесопильные заводы, мельницы, мыловарни, первые торговые лавки принадлежали богатым купцам Акимову, Авилову, Дрейщеву, Китаеву, Боголюбскому, Кухтикову, Четверикову, Соколову, Васюкову.

Жили купцы в больших добротных домах. После Великой Октябрьской социалистической революции эти дома были конфискованы. В них разместились поселковый Совет, почта, школа, больница, молокозавод, библиотека, ветеринарный пункт, лесничество, хлебопекарня, магазины.

На южной стороне в густом сосновом лесу профессор Петербургского университета Оскар Грейлих построил особняк-дачу, в которой поселилась его больная дочь Наталья. Наталья Оскариевна Грейлих была первой учительницей в Сельцовской школе, открывшейся в доме купца Васюкова в 1902 году.

На том месте, где сейчас начинается улица имени Ленина, по правую сторону за зданием церкви, богатый купец Myдров открыл первую в Сельцо столовую.

Называлась она «Харчевня Myдрова». Рядом с ней были разбиты огороды и находился скотный двор. Услугами харчевни пользовались крестьяне, приходившие на заработки в Сельцо, люди, сопровождавшие обозы по большаку на Дорожово, временные рабочие.

Первые улицы в Сельцо сформировались в 20-е годы XX века. Первые двенадцать домов, построенных вдоль большака за трактиром Авилова, долго называли «Богачевка».

Все жители Сельцо занимались сельским хозяйством, имели скот, обширные огороды и полосы для зерновых культур.

Кроме того, каждый дом представлял собой лавку промышленных изделий. В этой торговле была строгая специализация. Федины торговали нитками, иголками, наперстками, Ружицкие — скобяными изделиями, Степановы — керамической и стеклянной посудой, Кухтиковы — ситцем, платками. У купца Авилова можно было купить лошадь, сбрую, телегу, колеса. Только один двор имел право торговать спиртными напитками — дом Шаховских. Их винная лавка называлась «Монополия».

Самым красивым и ухоженным местом в Сельцо на рубеже XIX и XX веков была железнодорожная станция. Здесь росли декоративные кустарники шиповника, акации, боярышника, около вокзала был заложен обширный розарий. В помещении находился церковный пункт, где крестили детей и проводили воскресные службы. Привокзальный перрон был местом свиданий и прогулок сельцовской молодежи.

В 1908 году в доме для железнодорожных служащих в семье помощника начальника вокзала Лягина А. И. родился сын Виктор. В честь его рождения были посажены две липы.

Для предупреждения беспорядков и правонарушений в 1905 году в Сельцо был учрежден жандармский пост. Жандарм с семьей проживал в одном из домов купца Дрейщева.

Октябрьская социалистическая революция в Брянске победила сравнительно легко. Брянский Совет взял власть в свои руки без вооруженного восстания. Попытка эсеров поднять мятеж в войсках провалилась.

В ноябре 1917 года в Сельцо был создан Совет рабочих депутатов, его первым председателем был Шацкий Василий Васильевич.

В 1918 году был организован комитет бедноты, который возглавил Хабаров Захар Тихонович.

Комсомольцы проводили работу среди молодежи окрестных деревень по мобилизации на Южный фронт, находившийся в районе города Орла. На станции Сельцо несколько дней стоял бронепоезд, командиром которого был красноармеец Александров А.И. Здесь формировался эшелон с добровольцами. Все жители провожали их на фронт.

В годы новой экономической политики в Сельцо развернули торговлю бывшие купцы-промышленники Ширяев, братья Боголюбские, Васюков, Четвериков.

Универсальная лавка Боголюбских находилась в начале современной улицы Чкалова. Васюков купил монопольное право на торговлю вином. Ширяев завладел огромной полосой богатых лугов, которые сдавал в аренду. На южной окраине поселка рядом с домом-особняком он открыл универсальную лавку, в которой можно было купить шелковые ткани, обувь, посуду, парфюмерные изделия и даже книги.

В 1922 — 1924 годах в окрестностях Сельцо бушевали пожары. Сгорели мельница Дрейщева и лесопильный завод Китаева, лавка Четверикова и «Монополия» Васюкова.

В 1924 году в Сельцо было построено первое здание начальной школы.

В 1927 году все купеческие предприятия были конфискованы. В большом доме Васюкова (там, где сейчас находится суд) разместилась семилетняя школа; в доме Четверикова — ветеринарный пункт; оранжерея и сад Ширяева были преобразованы в агробазу.

В 1929 году был заложен лесопильный завод и Утилькомбинат. В домах купца Авилова находились пекарня и сепараторный завод.

Поселок Сельцо с этого времени стал быстро расти. Из деревень переселялись крестьяне, недовольные сплошной коллективизацией. Здесь можно было построить дом и найти работу на предприятиях Сельцо или Бежицы. В это время курсировал пригородный поезд от Сельцо до Бежицы, а в 30-е годы пригородные поезда стали ходить от Жуковки до Брянска.

К началу 30-х годов в поселке Сельцо были сформированы улицы.

Самая первая была названа Сельцовской (ныне улица имени Кирова)

. Самая длинная — улица Советская. Небольшие улицы на Северной стороне поселка назывались так: имени Сталина, имени Демьяна Бедного, имени Третьего Интернационала, Лесная. На Южной стороне, так называемом Сеновале, располагались небольшие улицы имени Ленина, Красноармейская, Пролетарская. Там же в 30-е годы выросли улицы Брянская, Октябрьская, Киевская, Московская.

В 1925 году было основано Сельцовское кладбище. Оно находилось в глухом лесу на северной стороне. Сейчас на этом месте переулок имени Свердлова, построены жилые дома, почта, семейное общежитие и баня.

В 1935 году в лесу, в двух километрах от Сельцо, был заложен большой завод оборонного значения. Его строительство сопровождалось бурным ростом населения. Для размещения квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников и служащих создавались целые микрорайоны жилых домов: «Первый участок», «Второй участок», «Городок ИТР», «Промплощадка», «Соцгородок».

До 1938 года Сельцо именовалось как станция Сельцо Брянского района Орловской области.

В 1938 году поселку Сельцо официально было присвоено название «рабочий поселок Сельцо».

В этом же году закончено строительство кирпичного здания средней школы. Сейчас это школа №3. Но детей в Сельцо было так много, что школы по-прежнему продолжали размещаться в деревянных, приспособленных для обучения домах. Поэтому на южной стороне на нынешней улице Кочевиге в 1939 году была открыта новая деревянная семилетняя школа.

В годы первой и второй пятилеток велось большое культурное строительство. На «Первом участке» был построен клуб с кинозалом. Рядом оборудован стадион с местами для зрителей. Постоянно работала кинопередвижка. На «Промплощадке» строилось кирпичное здание клуба.

На северной стороне в лесу возводились три больших четырехэтажных дома. Одновременно закладывался фундамент четвертого дома и здание хлебозавода. Здесь же было построено здание детского сада.

B 1939 году был сдан в эксплуатацию завод №113, выпускавший артиллерийские снаряды. На строительстве и в основных цехах завода работали свыше тысячи человек. А население поселка Сельцо в 1940 году превысило восемь тысяч человек.

В годы третьей пятилетки Сельцо приобрело вид современного промышленного поселка. Его окрестности представляли собой строительные площадки. В лесу в двух километрах от завода возводились капитальные складские помещения для боеприпасов. Этот район строительства условно назывался «Г». По лесным дебрям и болотам к строящимся складам прокладывались шоссейная и железная дороги, от станции Сельцо до завода №113 — железнодорожная ветка протяженностью три километра.

В поселке появились индивидуальные жилые дома, осуществлялась электрификация и радиофикация улиц.

С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 267 человек. Вдовство и сиротство черным горем вошли в семьи жителей Сельцо. Демобилизованные солдаты и офицеры нуждались в помощи, особенно инвалиды.

Население поселка росло. Из Германии вернулись узники фашистских концлагерей. Из сожженных деревень в Сельцо ехали семьи крестьян. Ценой огромных усилий жители преодолевали последствия Великой Отечественной войны: разруху, голод, нищету, безнадзорность детей, эпидемии тифа и малярии.

Заводской профилакторий, 1946-47 годы. (Ныне здание Пенсионного фонда) Клуб, 1946-47 годы.

В 1946 году урожай в европейской части России пропал в результате страшной засухи. Продовольственная проблема предельно обострилась.

С 1946 по 1955 годы советский народ выполнял планы четвертой и пятой пятилеток. Это было время восстановления и развития народного хозяйства. И наш поселок был восстановлен в границах довоенного времени. Появились новые улицы имени Чкалова, Кирова, Пушкина, Матросова, Безымянная, Ворошилова, Калинина, Куйбышева, Луговая.

На улице имени Кирова вырос целый квартал двухэтажных домов. Был построен клуб завода №121, хлебозавод, восстановлен и увеличил свои мощности лесопильный завод.

На северной стороне поселка было построено деревянное здание начальной школы и типовая школа на 320 посадочных мест.

В 60-е годы были построены Дворец Культуры, Дом спорта и школа на 960 мест.

В 80-е годы была проложена шоссейная дорога Сельцо — Бежица, по которой регулярно стали ходить автобусы, и электрифицирована железная дорога Брянск — Жуковка, по которой пошли электропоезда.

В годы перестройки в Сельцо появились первые частные коммерческие предприятия: «Клен», «Сенна», «Тамошь», «Камбий», «Сельцовский родник» и другие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]