Город Обоянь Курской области: история, достопримечательности с фото


Немного истории города Обоянь

Сведения об основании Обояни немногочисленны и противоречивы. В разнообразных исторических материалах указываются разные годы, курский землемер Иван Башилов в своем “Описании Курского наместничества” за 1785 год писал, что город основан в 1650 году, а прокурор Сергей Ларионов указывает на 1651 год, есть данные об основании города в 1639 году.

Возникновение города связано с обороной южных границ Руси от нападения кочевников со стороны Дикого поля. Разбойничьи набеги крымских и ногайских татар совершались почти ежегодно.

Местность, на которой находится Обоянь, издавна представляла большие удобства для жизни человека. Возвышенность омываемая реками Псёл и Боянь, окруженная оврагами, балками, облегчала и усиливала оборону от нападения врагов.

С откоса над рекой Псёл открывались бескрайние дали, причем она, река, веками была естественным пограничным рубежом Руси, её щитом против кочевников.До постройки крепости на этой возвышенности находился сторожевой пост, с которого вели наблюдение за Муравским шляхом – главной дорогой для набегов крымских татар.

Сторожевая охрана, не имея возможности задержать врага, обратилась к Белгородскому воеводе Петру Пожарскому с просьбой поставить на этом месте укрепление. Построению крепости предшествовала челобитная первому царю из династии Романовых Михаилу Федоровичу. Содержание челобитной было следующее:

“Бьют челом разных городов курчане и белгородцы дворяне и детишки боярские и казаки и стрельцы и всякие служилые люди.Милосердный Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Михаил Фёдорович, пожалуй нас, вели город строить меж Курска и Белгорода на половинках от Курска 60 верст и от Белгорода 60 верст, на устье реки Боянь, а то Боянское городище искони вечно от Муравской сакмы верст с 10.

А как по твоему Государеву указу, бываем мы на твоей Государевой службе в станицах и на весях, и в том дальнем проезде наша братия погибает и в поляне живот свой мучим безысходно. А к тому Боянскому городищу приходит с Русской стороны река Псел, меж больших лесов поля пашенные, и нам детишкам боярским поместныя земли будут во многих крепких местах.” Помета на отписке Белгородского воеводы была следующая: ”Государь указал послать на городище осмотрети и на чертеж начертать”.

Общие сведения об Обоянском районе

Обоянский район расположен в южной части области, в 67 км от областного центра. Он граничит с Беловским, Большесолдатским, Медвенским и Пристенским районами. В южной части имеет участок границы с Белгородской областью. Общая площадь района – 1,026 тыс.кв.км. Население района на 1 января 2007 г. численность постоянного населения составляла 31,9 тыс. чел.
Территория Обоянского района относится к южному агроклиматическому району Курской области с умеренно-континентальным климатом. Лесистость территории составляет 10,3%. Почвенный покров района довольно разнообразен. Основными типами почв района являются черноземы – 74% и серые лесные почвы – 24%, почвы других типов составляют 2%. По механическому составу почвы тяжелосуглинистые – 91,9%, среднесуглинистые – 6,4%, легкосуглинистые – 0,9%, глинистые – 0,1%, супесчаные – 0,4%, песчаные – 0,3%. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 80,5 % территории района – 82701 га, из них 28936,81 га – пашня).

Полезные ископаемые района – очень много крупных месторождений полезных ископаемых к настоящему времени не выявлено, есть небольшие месторождения глины, суглинков, силикатные пески.

Район образован в 1928 году. Протяженность района с севера на юг 45 км, с запада на восток – 55 км. Площадь района – 1,026 тыс. кв. км, что составляет 4% территории области. Обоянский район граничит на западе с Беловским и Большесолдатским, на севере – с Медвенским, на востоке – с Пристенским районами Курской области, а на юге – с Белгородской областью России. На 01.01.2007 в районе проживало 31,9 тыс. человек, в том числе в городских условиях проживают 13,7 тыс. человек. Среди сельских населенных пунктов преобладают поселения с численностью населения от 100 до 500 человек – 41%. Плотность населения – 31 чел./кв.км.

Почему Обоянь

Д.Н.Никольский в “Философских записях” (выпуск 5, г.Воронеж, 1892 г.) писал: Пытливый ум народа стремиться уяснить себе то или другое непонятное для него имя, и найдя при помощи родного языка подходящее название, вполне им удовлетворяется….таково, например, народное толкование “Обояни” от двух Янов (оба Яна).

Исторические документы сохранили не только фамилии, но и имена строителей города, но среди них не было ни одного Яна. Городище получило своё название от реки Боянь, на которой было построено (около Боянь, следовательно Обоянь).

Существует и ещё одна версия. В журнале “История СССР” №3 за 1964 год была опубликована статья С.А.Высоцкого “Надпись о Бояновой земле в Софии Киевской”. В ней говорилось о том, что при изучении древних надписей – граффити Софии Киевской были встречены записи о купле супругой князя Всеволода земли Бояна. Имя это несколько раз встречается в “Слове о полку Игореве».

”Соловей старого времени”, известный песнотворец, поэт Древней Руси, Боян, оказывается, мой земляк, его вотчина находилась на месте теперешнего города (об этом официально свидетельствуют такие топонимы,как речка Боянка и Боянское городище).

Но так это было или иначе, теперь доказать сложно, можно только согласиться или искать другую версию. 1 августа 1639 года (в других источниках 1649) из Москвы, пешком и на подводах, прибыло 600 служилых людей под командой воеводы Ивана Колтовского.

Уже 16 августа того года в Москву был отправлен гонец с донесением о том, что на Спасов день на Обоянском городище молебен пели и, воду освятив, ”…меж речки Боянки и Крутого Боярка заложили два города, трое ворот и шесть глухих башен.”.

Прекрасный климат средней полосы и замечательное географическое расположение способствовали строительству города и увеличению его населения. Параллельно велось строительство Богородецко-Знаменского мужского монастыря, основанного в 1663 году.

Строился он на холме, через овраг от крепости. По некоторым данным между ними (крепостью и монастырем) велись бесконечные тяжбы и споры, которые (по всей вероятности) и послужили причиной пожара в монастыре.

Впоследствии его восстановили, и в 1730 году в нем были две каменные церкви, перестройки чередовались с пожарами (три или даже четыре раза монастырь горел) и до наших дней от бывшего монастыря уцелели два двухэтажных каменных здания, в которых с 1943 по 1987 год размещалась средняя школа №1 и два одноэтажных, где с 1943 года находилась школа-интернат для глухонемых детей.

Современная планировочная структура Обоянского района

Планировочная структура Обоянского района сложилась исторически – вдоль речных планировочных осей . Основные из них: р. Псел и ее притоки – и по сегодняшний день остаются основными осями экономического развития района. Основная горизонтальная гидрографическая ось поддержана двумя основными транспортными артериями района: железнодорожной веткой «Обоянь-Пристень» и автомобильными магистралями регионального значения «Суджа-Обоянь» и «Обоянь-Солнцево». То есть основной прирост, и концентрация населения происходят на центральной широтной оси района.

Современное планировочное развитие базируется уже не на речном, а на транспортном каркасе территории. Поскольку любое производство и проживание, социальное обеспечение связано, прежде всего, с транспортной доступностью. Именно по этому значительное преимущество в развитии получили именно те населенные пункты, которые совмещают в себе пересечение осевых линий развития исторически сложившейся планировочной структуры (по гидрографии) с современной.

Исторически сложившиеся же населенные пункты, ориентированные на гидрографию, не подкрепленные хорошим транспортным сообщением, стремительно теряют население и становятся периферийно-рекреационными по своему значению.

Достопримечательности Обояни

В каждом таком вот маленьком городке России есть свои достопримечательности. Помимо старинных построек, приютивших разные службы, есть у нас парк Юных пионеров с Мемориалом памяти погибших в Великой Отечественной войне и вечным огнем.

Недавно здесь стал функционировать фонтан, есть аттракционы для детворы. Территория парка располагает к отдыху, часто можно увидеть гуляющих с детьми родителей, пожилое население. В жаркое время года в тени парковых аллей, у цветников, наслаждаясь красотой и покоем, проводят свободное время жители и гости города.

С 2021 года в центре Обояни появился новый красивый сквер, тоже, кстати, с фонтаном. Еще более очаровательный вечером, так как фонтан и деревья подсвечиваются, он стал одним из любимых мест для прогулок и встреч.

В городе Обоянь три действующих церкви: Смоленская, Свято-Троицкий и благоверного князя Александра Невского соборы, местные жители на общественных началах пытаются восстановить четвёртую – Ильинскую, находящуюся на холме по улице Московской.

Меня не раз посещала мысль – зачем в таком маленьком городе столько мест для молитвы, ведь если верить утверждениям, что храмы встарь строились на особых местах, значит в Обояни аж четыре таких места.

Среди людской молвы бытует мнение, что наш городок – это бывшие выселки для неблагонадежного населения столицы, мол всяких колдунов и ведьмаков отсылали за 600 км, с глаз долой, а мы все их потомки. Тут уж каждый выбирает для себя, мне, например, не хочется думать, что мои предки темные люди, а там кто ж их знает. Я сейчас собираю своё генеалогическое древо, интересно, кто мои прапрародители.

Примечательно то, что Смоленская церковь до недавнего времени, каких-то 20 лет назад, долго использовалась, как склад хранения строительных материалов. Такие факты в нашей истории меня очень сильно удивляют. В городе сохранились постройки вековой и более давности.

  1. Здание постоялого двора купцов Чебурашкиных (ул.Кооперативная,3).
  2. Жилой дом купца Абакумова (ул.Ленина,3).
  3. Здание кожевенных складов (ул.Ленина,14).
  4. Гостиница Абакумова (ул.Ленина, 23).
  5. Жилой дом кондитера Зубкова (ул.Дзержинского, 25).
  6. Здание женской гимназии, ныне педагогический колледж.

ОБОЯ́НЬ

ОБОЯ́НЬ, го­род в Рос­сии, в юж. час­ти Кур­ской обл., центр Обо­ян­ско­го р-на. Нас. 13,6 тыс. чел. (2012). Рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу р. Псёл, при впа­де­нии в неё р. Обо­ян­ка. Ж.-д. стан­ция. Че­рез О. про­хо­дит фе­де­раль­ная ав­то­трас­са «Крым» (Мо­ск­ва – Ту­ла – Орёл – Курск – Бел­го­род – гра­ни­ца с Ук­раи­ной).

Обоянь. Собор Святого Александра Невского. 1891–1907. Архитектор В. Г. Слесарев.

Впер­вые че­ло­бит­ная о строи­тель­ст­ве го­ро­да на мес­те совр. О. бы­ла по­да­на в 1638 кур­ски­ми и бел­го­род­ски­ми слу­жи­лы­ми людь­ми ца­рю Ми­хаи­лу Фё­до­ро­ви­чу. О. ос­но­ва­на по ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 26.2(8.3).1649. Под рук. вое­во­ды И. Н. Кол­тов­ско­го 16(26).8.1649 на Обо­ян­ском го­ро­ди­ще за­ло­же­на де­рев. кре­пость (строи­тель­ст­во за­вер­ше­но в 1650). В О. бы­ли пе­ре­ве­де­ны слу­жи­лые лю­ди из Ор­ла и Кур­ска. Во­круг кре­по­сти воз­ник­ли тра­ди­ци­он­ные для юж.-рус. го­ро­дов при­го­род­ные сло­бо­ды слу­жи­лых лю­дей (Стре­лец­кая, Ка­зац­кая, Пуш­кар­ная). Воз­ник­но­ве­ние О. спо­соб­ст­во­ва­ло за­се­ле­нию Верх­не­го По­псё­лья. Ок. 1663/64 ос­но­ван Обо­ян­ский Бо­го­ро­диц­ко-Зна­мен­ский муж­ской мон. (за­крыт в 1924, раз­ру­шен в кон. 1940-х – 1950-е гг.). В 1667 уч­ре­ж­де­на Бел­го­род­ская и Обо­ян­ская епар­хия (с 1787 Бел­го­род­ская и Кур­ская). Со 2-й пол. 17 в. центр Обо­ян­ско­го уез­да. Уезд­ный го­род (1708–27) и центр про­вин­ции (ме­ж­ду 1708 и 1719) Ки­ев­ской губ., уезд­ный го­род Бел­го­род­ской губ. (1727–79), Кур­ской губ. (1779–1924; до 1796 Кур­ское на­мест­ни­че­ст­во). В 18–19 вв. О., рас­по­ла­га­ясь на ма­ги­ст­раль­ной до­ро­ге из Мо­ск­вы в Крым, раз­ви­ва­лась пре­ж­де все­го как тор­го­вый центр (осн. пред­ме­ты тор­га: хлеб, скот, соль, пень­ка, са­ло), жи­те­ли так­же со­дер­жа­ли по­стоя­лые дво­ры и др. В 1857 О. со­еди­не­на шос­сей­ной до­ро­гой с Кур­ском. В 1882 обо­ян­ским зем­ст­вом по­строе­на уз­ко­ко­лей­ная ж. д. Марь­и­но (ны­не Ржа­ва) – Обо­янь (в сер. 1930-х гг. «пе­ре­ши­та» на ши­ро­кую ко­лею).

В дек. 1917 ус­та­нов­ле­на сов. власть. В 1918 неск. дней (17–19 апр.) го­род на­хо­дил­ся под кон­тро­лем герм. войск. В хо­де Гражд. вой­ны 1917–22 за­нят 19.8.1919 час­тя­ми Воо­руж. сил Юга Рос­сии (ВСЮР), 30.8.1919 – си­ла­ми РККА, 13.9.1919 вновь пе­ре­шёл под кон­троль ВСЮР. 26.11.1919 за­нят час­тя­ми РККА в хо­де контр­на­сту­п­ле­ния Юж. фрон­та.

В 1924–28 О. вхо­ди­ла в со­став Кур­ско­го у. Кур­ской губ. Рай­он­ный центр Кур­ско­го окр. Цен­траль­но­чер­но­зём­ной обл. (1928–30), Цен­траль­но­чер­но­зём­ной обл. (1930–34), с 1934 Кур­ской обл. В Вел. Отеч. вой­ну ок­ку­пи­ро­ва­на 16.11.1941 герм. вой­ска­ми. 4–10.1.1942 в хо­де ожес­то­чён­ных бо­ёв вой­ска­ми пра­во­го кры­ла Юго-Зап. фрон­та Крас­ной Ар­мии пред­при­ни­ма­лись не­удач­ные по­пыт­ки ос­во­бо­дить го­род. Ос­во­бо­ж­дён 18.2.1943 вой­ска­ми Во­ро­неж­ско­го фрон­та в хо­де Во­ро­неж­ско-Харь­ков­ской на­сту­пат. опе­ра­ции. В на­ча­ле Кур­ской бит­вы 1943 герм. вой­ска раз­вер­ну­ли на­сту­п­ле­ние на О., ко­то­рое бы­ло ос­та­нов­ле­но к югу от го­ро­да в хо­де обо­ро­нит. бо­ёв сов. войск на юж. фа­се Кур­ской ду­ги.

Го­род раз­де­лён на 2 час­ти не­боль­шой р. Обо­ян­ка. Вост. часть за­строе­на по ре­гу­ляр­но­му пла­ну, ут­вер­ждён­но­му имп. Ека­те­ри­ной II в 1784. Ар­хит. до­ми­нан­та­ми го­ро­да яв­ля­ют­ся мо­ну­мен­таль­ные со­бо­ры – Св. Трои­цы Жи­во­на­чаль­ной в рус­ском сти­ле (1891–1908) и 5-гла­вый Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в не­ови­зан­тий­ском сти­ле (1891–1907, арх. В. Г. Сле­са­рев). Так­же со­хра­ни­лись: цер­ковь в честь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1790, пе­ре­строе­на с до­бав­ле­ни­ем при­де­лов и ко­ло­коль­ни в 1845–49) и руи­ни­ро­ван­ная ц. Св. Илии Про­ро­ка (1841); зда­ния быв. ду­хов­но­го уч-ща (нач. 1850-х гг.), уезд­ной упра­вы (ны­не ад­ми­ни­ст­ра­ция рай­она), быв. жен­ской гим­на­зии (1888; от­кры­та в 1892, ны­не пе­да­го­гич. кол­ледж), 2-этаж­ные ку­пе­че­ские до­ма 19 – нач. 20 вв. В сти­ле сов. не­оклас­си­циз­ма по­строе­ны ж.-д. во­к­зал, ки­но­те­атр «Рос­сия» (1961). Крае­ведч. му­зей (ос­но­ван в 1966, с 2002 фи­ли­ал Кур­ско­го об­ла­ст­но­го крае­ведч. му­зея).

За­во­ды: «Изо­плит» (дре­вес­но-во­лок­ни­стые пли­ты и др.; при за­во­де – оран­же­рея по вы­ра­щи­ва­нию цит­ру­со­вых и др. суб­тро­пич. куль­тур), ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий «Тех­но­лог». Се­мен­ной за­вод «Ар­тель» (се­ме­на зер­но­вых и зер­но­бо­бо­вых куль­тур). Эле­ва­тор.

Близ го­ро­да, в с. Афа­нась­е­во, – ц. Свт. Ни­ко­лая в сти­ле клас­си­циз­ма (1840); де­рев. церк­ви: Свя­тых Кос­мы и Да­миа­на в с. Ко­си­но­во (1801), Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла в с. Тру­беж (1868), По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в с. Ка­мен­ка (1893), Св. Илии Про­ро­ка в с. По­лу­ко­тель­ни­ко­во (1895), Вмч. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца в с. Дол­жен­ко­во (1900–08).

Город Обоянь| Современные реалии

Градообразующее предприятие ЗАО “Изоплит”, производит древесно-стружечную (ДСП) и древесно-волокнистую плиты (ДВП), продукция популярна далеко за пределами района и даже области. Ещё в городе есть ООО”Акватон”, производственные базы которого осуществляют покраску вышеназванных плит и изготовление пластиковых панелей для декоративной отделки, как внутренних, так и наружных помещений.

Довольно продолжительно и стабильно работает ООО “Технолог”, изготавливающий резино-технические изделия для производственных станков. Хлебозавод, выпекающий более тонны хлеба и хлебобулочных изделий в сутки. Кстати, снабжающий хлебом не только свой район, но и близлежащий Медвенский, а также поставляющий свою продукцию и в соседнюю Белгородскую область.

Из сельскохозяйственных предприятий самое известное мне ООО “Артель”, управляемое братьями Антиповыми. Ребята хозяйственные, крепко стоящие на ногах, кроме пашни и посевов, осваивают все новые и новые сферы растениеводства и животноводства и плодовый сад, и семенное хранилище.

Районная газета часто пестрит информацией о деятельности этих людей, то на их базе проводятся какие-либо смотры и учения сельскохозяйственного направления, то они выделяют средства на благоустройство города и ремонт школ, помогают в облагораживании территорий различной принадлежности. Такие вот меценаты восстановили полуразрушенную Смоленскую церковь, самый старый памятник в нашем городе, постройки 17 века.

В городе Обоянь работают:

  • четыре детских сада;
  • три городских школы;
  • детская спортивная школа;
  • детская школа искусств;
  • краеведческий музей;
  • три библиотеки, одна из них детская;
  • педагогический колледж, готовящий дошкольных работников;
  • колледж культуры (бывший библиотечный техникум);
  • два профессионально-технических учреждения под одним названием – Аграрный техникум;
  • много всяких магазинов и супермаркетов (магнитов и пятерочек).

Таково, наверное, структурное деление всех маленьких городов. В дальнейшем я планирую более подробно остановиться на некоторых объектах своего города, а пока общее знакомство.

В связи с тем, что работы для всего трудоспособного населения города не хватает, люди вынуждены трудиться на стройках Москвы, на близлежащих предприятиях Мираторга, кто-то ездит в областной центр, за 60 км, на работу.

В районе зарегистрировано более 2000 предпринимателей, много самозанятых граждан, оказывающих услуги населению по строительству и ремонту. На полях района работают КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства) и крупные арендаторы земельных паёв, выплачивающие дивиденды за пользование оными.

ОБОЯНЬ РОССИИ

Есть в России населённые пункты, сами названия которых греют душу. Калач. Или Обоянь. Найдя это название на карте России, решила поехать туда. Обоянь… Старинный городок в русской глубинке, в шестистах километрах от Москвы. 13 тысяч население. Как сейчас живут там люди? Если и мегаполисы не удержали свои предприятия, их раздавил каток реформ, то как эти населённые пункты выживают? Где работает народ? Ведь закрытие даже одного предприятия в таких городках грозит массовой безработицей. Сохранилось ли в хищнических условиях рынка очарование провинции с её неспешностью, гостеприимством, обескураживающей наивностью, гордостью за свой уголок?

До Курска — на поезде. Прибываем в 6 утра. Красивейший железнодорожный вокзал: уют, величественность и достоинство сталинской архитектуры. Традиционная процедура в современных реалиях: в здание вокзала — через металлоискатель. Выхожу на площадь. Неуютность морозного темного утра, лица невыспавшихся людей, грязь прилегающей территории. Подходят одни за другими автобусы. Маршруты — самые разнообразные, например, «Колобок-Косухино». Все разъезжаются. Мы, группа желающих добраться до автовокзала, толпой в нетерпении бегаем по площади от одной прибывшей маршрутки к другой в надежде, что, наконец, — наша. Волнение увеличивается с каждым новым вливающимся в наши ряды потенциальным пассажиром: мы понимаем, что всем места не хватит. Вот и наш транспорт. Спешим к нему, набиваемся битком. Собираем деньги, передаём водителю. Он ворчит, что перегруз, лишние пусть выходят: стоять нельзя, оштрафуют. Мы дружно предлагаем стоящим садиться на колени к сидящим. Умудрились рассесться по трое на сиденья, которые рассчитаны на полтора человека, — настолько узки кресла. Сердобольный водитель возвращает деньги за тех, кто «лишний», приговаривая, что он спиной не видит, кто и как. Если остановят, он ничего не знает, денег у него за проезд — по количеству мест.

Проезжаем мимо величественного мемориала погибшим воинам. Рядом — кладбище. Оно огорожено металлическим забором, на нём — звёзды, за забором — кресты. Кресты видишь через звёзды, поверх звёзд.

В микроавтобусе до Обояни (55 километров пути) публика разномастная: школьник, студент, пожилые женщины, молодой мужчина, старик… На трассе понимаешь, почему столько столкновений транспорта на дорогах: всего две полосы, от населённого пункта до другого едут фуры, грузовики — пожалуй, первые образцы ЗИЛов, они развить скорость не могут. За ними выстраивается хвост автомобилей, улучающих любой момент, чтобы обогнать. А дорога — то спуск, то подъём, видимость ограниченная.

Промежуточный пункт — посёлок Медвенка. Площадь. Малюсенький павильон автовокзала. Скамейка, на ней старик, видимо — поселковый, дремлет, время коротает. Водитель бежит в павильон. И оттуда раздаётся голос, с нотками официоза объявляющий: «На станцию Медвенка прибыла маршрутка Курск-Обоянь. В салоне имеется одно свободное место. Желающих просим занять места». Из потенциальных желающих, что прекрасно видит диспетчер из своего окна, один этот дремлющий старик, но он не желает занять «места» в салоне. Водитель выбегает, так и трогаемся с одним свободным местом.

Утро набирает силу, солнце вовсю светит. Лазурь неба, изумруд придорожного пейзажа… Прекрасный денёк.

А вот и указатель «Обоянь». По крутому подъёму взбираемся среди одноэтажных частных домов на три-четыре оконца. На самой вершине — автовокзал. На противоположной стороне — величественный храм из красного кирпича. Их в городе четыре, и все — очень хороши. Интересуюсь видами на возвращение: узнать расписание захожу в здание автовокзала, построенное в 70-годах прошлого века. С момента постройки, похоже, объект не ведал руки ремонтника. Но такая вот обветшалость, избитость ступеней мне даже милее нынешнего пластика евроремонта. Встречает пассажиров офис «Реставрация подушек, перин». Огорожен закуток «Секонд-хенд», продают цветы. Буфет, объявление: «Новинка: пирожки жареные. С ливером — 7 руб, с капустой — 6 руб, с картошкой — 6 руб». Я беру новинку с капустой. Как-то всё по-домашнему: буфетчица черпает ковшиком воду из ведра, наливает в чайник. Когда беру чай, она спрашивает, мне горячий или не очень. Не очень. Она наливает полстакана и полстакана доливает из банки — охлаждённой кипячёной воды.

День субботний, вовсю уже работает рынок, расположенный через дорогу. Товары — как и везде: китайский ширпотреб. У той или иной палатки продавец помимо своего товара — дешёвой штампованной обуви, канцелярских товаров, одежды — выставил кто ведро лука, кто яблок. В городе большой частный сектор — 60% населения проживает в нём, у домов есть участки земли, как правило, 6 соток, где жители занимаются огородничеством.

Две молодые продавщицы тискают щенков, которые все, любых пород, — умилительны и, как все дети, непосредственны. Щенки лезут лизать своих опекунш, те смеются, предлагают прохожим: «Отдадим в хорошие руки. Порода? Мама — пекинес, папа — по любви».

Иду в администрацию, которая расположена здесь же, на площади. Но там — выходной. Площадь очень хороша, не всякий большой город может такой похвастаться: прекрасный кинотеатр постройки 60-х годов, с колоннами, барельефами, с обеих сторон площади — скверы. В одном из них — памятник Ленину. За сквером, к сожалению, мало следят. И он порос дикой травой, через которую проглядывают цветы. Доска почёта, на ней, к чести местных властей, портреты в основном — людей рабочих специальностей.

Тот уют и прелесть маленьких городков, которые русский человек не может не любить, я в Обояни нашла: одно- и двухэтажные здания, кусты, газоны, палисадники, деревянные заборы, калитки, бабушки на скамеечках у ворот, берёзы и рябины под окнами… Невысотность строений даёт свету разгуляться. И при любом солнышке здесь — лучезарность.

ПриЯтно удивила вежливость водителей: стоит ступить на пешеходный переход — они останавливаются. Это вполне объяснимо и достижимо. По словам работников УВД, сотрудники ДПС то и дело дежурят на перекрёстках: и в служебной форме, и в гражданской. Нарушителей неукоснительно штрафуют. Уровень преступности (основные правонарушения — кражи, воровство) в районе реально снижается. По сравнению с прошлым годом на 4,6%: с 259 преступлений до 247. Помогают профилактика, воспитательная работа со школьниками…

Поначалу мрачность узких лестниц, скрип половиц, глухие голоса из подвала гостиницы — бывшего купеческого дома, где решила поселиться — меня насторожили. И я даже полюбопытствовала: не режут ли здесь постояльцев по ночам? Простодушная дежурная успокоила: «По ночам? Да не-ет! Зачем по ночам?» По тону я поняла, что не режут совсем, но ответ мог и не обнадёжить. А вот в УВД совсем успокоили: в этом году было одно убийство — на бытовой почве. Сразу скажу, что пребыванием в старом купеческом доме я осталась очень довольна: даже запах некоторого тлена нравится. А ещё маленькие оконца, настенный коврик, вязаная скатёрка на столе, репродукция картины Перова «Охотники на привале»… Того гляди и купец с картины Кустодиева вырастет на пороге. Правда, меня то и дело ночью или спозаранок будила кошка. Первая встреча с ней была сюрпризом. Номер — на втором этаже. Я села за стол писать. Вдруг чувствую, на меня в окно из сумрака кто-то смотрит. Повернула голову: вытаращенные глаза. Оказывается, под окном — навес. Потом эта гостья частенько наведывалась и, поднимаясь на задние лапы, то ли проверяла, открыта ли форточка, то ли пыталась открыть.

Вообще в Обояни домашние животные могут подать пример людям, которых Пушкин упрекал, дескать, ленивы и нелюбопытны. Кошки здесь не нелюбопытны, а собаки не ленивы: время от времени около гостиницы собаки поднимали лай. И ночь их не брала сном. Да и по городу эта сторожевая братия занималась гонками то за тем, то за другим прохожим, пока не убеждалась, что не производит на путника никакого впечатления.

А снять в городе комнату можно за 600 рублей в месяц, шикарную — за 1.300 рублей.

Как в любом городе живут люди? Работают. Учатся. Лечатся. Соблюдают или нет порядок, следят за внешним видом, проводят досуг… Вот по всем жизненно необходимым человеку точкам я и прошлась. Часами бродила по улицам, улочкам. Город, во время войны 15 месяцев находившийся под оккупацией, не сильно был разрушен. Советские войска обошли его с двух сторон, и немцы, боясь полного окружения, вышли без боя. Так что сохранилось много старинных зданий. Среди жителей — 12 Героев Советского Союза, 3 полных кавалера ордена Славы. Героический народ. Да и ныне многие горожане — это герои: афганцы и участники боевых действий на Кавказе. 74 человека насчитывает воинское братство, ведущее в городе активную работу.

Вдруг ассоциация с Ленинградом родилась: здесь тоже дома имеют свой облик. Много каменных небольших одноэтажных строений, у которых как-то по-особенному выложена кладка, каменные ворота, наличники, ставни. Герани и гортензии в окнах, тюлевые занавески. Калитки ворот распахнуты, сушится бельё, стоят велосипеды, утварь. Огороды уже убраны. Много яблонь! На улицах «наливные» яблоки валяются под ногами.

В советские годы здесь был огромный плодоовощной совхоз «Обоянский», там работало 3 завода. Консервный в том числе. Закатывали горошек, делали повидло, кабачковую икру, сушили грибы, яблоки, поставляя в районы Крайнего Севера. Пришли новые времена. Всё разгромили! «Земли кто-то из московских хозяев скупил. А ладу у него не случилось,— обрисовывает экономическую ситуацию пожилая жительница. — Стояли чаны из пищевого алюминия на 25 тонн каждый. Повидло делали. Распилили на лом, увезли. И оборудование так же».

Сейчас действует завод по производству джемов. Но продукция в районе не распространяется. В магазинах из обоянского только хлеб и смогла купить: ни молока, ни творога, ни колбасы. На рынке есть крестьянское молоко, творог. Держат скот даже в городе, если кто с краю.

Обрабатывающая промышленность как упала при демократии, так и лежит. Были свинокомплекс на 18 тысяч голов, ремонтный завод, мебельная фабрика. Всё это было, да сплыло из Обоянского района и самого города. А где же люди работают? Помимо школы, больницы. ЖКХ и других обслуживающих население структур — на («специализируется на производстве древесноволокнистых плит и их отделке водоэмульсионными лакокрасочными материалами, деталей щитовых мебельных на основе кашированной ДВП, тротуарной плитки, газонного и бордюрного камней, столярных изделий, вентиляторов»). На «АКВАТОНЕ» («является производителем стеновых ПВХ панелей; потолочных ПВХ панелей, плинтуса»).

«Изоплит» гордо именуют градообразующим. А работает там 300 человек. Другие ездят в Курск, работают в Москве, на строительстве Воронежской АЭС многие трудятся. Семьи здесь — отцы в отхожих промыслах. На здешние заработки как проживёшь? У библиотекаря — 4.600, 6.800 на руки. Как удаётся сводить концы с концами? Ведь за один газ зимой до 4 тысяч в месяц отдаёшь. Да свой огород выручает. У цен здесь — полная разноголосица: хлеб — 14 рублей, картошка на рынке — 7-10 рублей, ведро яблок — 100 рублей. Но цены в магазинах — с московскими во многом вровень. Какой-нибудь «Домик в деревне» — он и в Обояни — ещё по той цене домик. Двухкомнатную квартиру в благоустроенном доме можно за 700-800 тысяч купить. Всё бы хорошо! Но работать где? Потому и покидают родные места. Кого ни спросишь, дети где? В Курске, Белгороде, Москве…

И не жалуются люди, не стонут! Приноровились. Я с теми, кого навестила на служебных местах, говорила только о работе: сколько посетителей в библиотеке, чем интересуются, какие книги поступают. В больнице: контингент, наличие лекарств. В музее — какие вопросы в основном интересуют посетителей, сколько их в год. В школе: есть ли у учащихся стремление к учёбе и её продолжению в дальнейшем. Совсем не затрагивала политику, не за ней ехала. И сами люди её не касались. А на улице с кем ни заговоришь, они узнают в тебе неместную и начинают ругать власти и местные, и центральные — выговориться хотят. Водитель попутки, узнав, что я — журналист из Москвы, вскричал: «Да я вас таким материалом снабжу! Сенсация на всю Россию! У нас прокуратура продажная. Суды продажные. Все продажные!» Я заметила, что если бы здесь перечисленные структуры были непогрешимыми, это была бы сенсация.

Зашла в больницу. Объясняют, что здесь они временно, пока их помещение ремонтируется. Да и этому зданию постройки 1982 года, что заложено на фронтоне, пора подновиться. Милейшая Людмила Николаевна Масалова, которая после окончания мединститута вернулась сюда, домой, и вот уже не один десяток лет трудится терапевтом, рассказывает, что профильных заболеваний в районе нет, болеют, как и везде. Больше стало социальных недугов: сахарный диабет, туберкулёз у определённого контингента. Люди плохо питаются, не получают витаминов, организмы ослаблены, поэтому легко подвержены заболеваниям. Никому не отказывают во врачебной помощи, даже если нет полиса. Город лежит на федеральной трассе, часто в дороге человеку стало плохо — он обращается в больницу. Все необходимые лекарства есть. Лечение бесплатное. А за какие-то дополнительные обследования, которые делают большей частью в Курске, приходится платить.

Но вот разговорилась с женщинами, тёплым вечером сидевшими на скамеечке возле ворот. Они лечились в больнице прошлой зимой: почти все лекарства принесли из дома. Врачи сослались, что у них нет. Кстати, в аптеке продавщица сказала, что есть лекарства — абсолютные аналоги. Но люди берут не наше за 12 рублей, а импортное за 150, считая, что это эффективнее.

Иду мимо ремонтируемой больницы, на крыльце надпись: «Требуем достойной зарплаты». То ли молодёжь, то ли медсёстры требуют. Говорят, что когда стали по новым правилам пересчитывать зарплаты медработников, то медсёстры получили платёжки с суммами 2.600 рублей. На полной ставке! А экономисты («чего, скажите, в поликлинике экономить? Самое верное — зарплату этих экономистов») получают по 35-50 тысяч. То есть главное лицо в больнице, как и во всей стране, — финансист. Вот и терапевт с более чем 30-летним стажем получает 6.800. Плюс 8.400 — это недавняя профильная добавка терапевтам. Как прожить? Тоже — огородом. Все держатся за участок: «Всего сажаем понемножку. Вот и трепыхаемся».

Есть и дачные участки. Люди в советское время стали охотно брать 6, 15 соток. А сейчас почти все забросили: даже 10 км от города здесь считается далеко: бензин, амортизация машины. «Под лопатку не вскопаешь 15 соток. Найти лошадь или трактор. А что получишь ещё? Я сажала 10 ведёр картошки, а выкопала 2 ведра. Крот исходил. Напал просто. А вот яблоки у нас хорошо урожают. И ягоды: за клубникой малина, да вишня, да смородина. Хорошо урожают. Да только ягодами-то не проживёшь», — делится покупательница в магазине.

«Много цыган понаехало. Домик можно купить и за 50 тысяч в деревне. А они материнский капитал получают: и жильё, и машину купят на них. Браки официально не заключают. Считаются матерями-одиночками, пособие получают. Не работают. Обязанностей никаких, а права — все». Двух сестёр-цыганок посадили за распространение героина. Для тихой Обояни это было громом: наркотики. Вот вам взаимообогащение народов. Мы их пособиями и материнским капиталом, они нас кражами и наркотиками. В такой ситуации хоть сколько песен пой о толерантности.

В прекрасном кинотеатре, с особой, забытой уже атмосферой большого зала (мест на 400), посмотрела фильм в одиночестве и по выбору: если куплено 3 билета, проводят сеанс. Приобрела билеты. Всё-таки смотреть большой экран — особое ощущение. И удивительно: ни в кинотеатре, ни в ДК, ни в библиотеках, ни на детской площадке городского парка, ни в краеведческом музее, ни на стадионе не застала никого ни в будний день, ни в выходные. Да и улицы почти пусты. А после шести — вымирают.

В нашей стране, что ни библиотека, что ни музей — везде милейшие женщины-энтузиастки. Готовы тебе всё рассказать, показать, очень гордятся своими экспонатами, книгами, историей, словно это их личные достижения. В краеведческом — стенды мебельной фабрики, ремонтного завода… Только в музее уже и увидишь. Обоянь гордится своим земляком физиком Василием Владимировичем Петровым, который открыл электрическую дугу. В доме, где он раньше жил, ныне — городская администрация и библиотечный колледж — некогда известный в Союзе библиотечный техникум.

В здание администрации вход свободный: ни охранников, никого не встретила на первом этаже. Так что главы города — в шаговой доступности от населения. Разговор с мэром города Сергеем Ивановичем Кареловым и его заместителем Геннадием Александровичем Апостоловым подкупает их любезностью. Они говорят об успехах. Хвалят Обоянь (и есть за что — красивый уютный городок). А вот жители, с которыми я разговаривала на улицах, на рынке, в магазинах, на почте, ругают власти. «Им бы избраться, наворовать, и считают, что своё дело сделали. Вы спросите, кто ЖКХ скупил, где родня пристроена». Ни одного доброго слова от людей на улицах не услышала о властях. И ни одного худого — о самом городе. Город любят. Гордятся его былой мощью, славой.

Любезные и предупредительные главы считают, что жители всегда и везде недовольны, сколько ни делай для них. Но даже в центре города руины разрушенных домов: были аварийные, они то ли сами упали, то ли их сносили. Людей расселили в новые жилища. А руины стоят, даже не огороженные. Рядом — жилой сектор. Как детей можно отпускать на улицу в таком соседстве: или затащит кто в развалины, или сами упадут в подвал. Грязь на улицах. «Это жители не убирают возле домов». Но городской сквер кто запустил, площадь автовокзала, с которой начинается знакомство с городом? Единственная баня в городе давно закрыта… И это повсеместно в стране: власти считают, что они ударно работают, а неблагодарное население не ценит их потуг.

На почте молоденькая девочка-оператор делится, какими услугами пользуются обоянцы: посылают посылки («на неделе было целых 8 штук»), получают письма (в основном официального характера). Я хотела позвонить, но на почте нет телефона: идите на телеграф. Позвонить на почте нельзя, а вот купить набор кастрюль, носки, какую-то мелочь можно.

Несколько парикмахерских в городе. Есть «салон красоты и здоровья». Как наводят блеск обоянские красавицы? На какую сумму могут себе позволить прихорошиться? 200 рублей за стрижку и 150 за маникюр. Дороже — уже не по карману. Спрашиваю: кто эти клиентки, что раз в неделю выкладывают 350 рублей: учителя, врачи? Девушка изумлённо: «Да вы что? У врачей и учителей денег нет на такие процедуры. Они в парикмахерской стригутся». А тут — чиновницы, предпринимательницы.

Обоянь — город купеческий, и эта торговая жилка сохранилась: какие-то лавочки, киоски, прилавки… По словам Геннадия Апостолова, третье место в Курской области занимает Обоянь по розничной торговле. Но на зарплаты местных жителей не расторгуешься: так, средняя зарплата в сфере ЖКХ — 10.386 «грязными». О больницах, библиотеках уже шла речь. Да и торгуют-то привозным.

Завуч Обоянской школы №2 Марина Ивановна Проскурина увлечённо рассказывает об учениках, успехах (50% выпускников поступает в вузы на бюджетные места), мероприятиях. Недоумевает: «Ученики спрашивают: почему сейчас по телевизору даже дикторы говорят неправильно? О постановке ударения, похоже, вообще не знают. Может, принято так сейчас?» Что ответить? Съездили бы наши телезвёзды на мастер-класс к школьникам Обояни, те поставили бы им правильную речь.

Интересуюсь, где местный Дом культуры. Мне объясняют: до светофора, потом направо. Иду, выглядываю — не вижу. Уже вечереет. Должен бы светиться, нет, не видно, наверное, ещё далеко. И почти упираюсь в столб светофора. Он не работает. Уже с полгода, объясняют. Но и потом то и дело меня ориентировали по светофору: дойдёте — и налево. Дойдёте, потом ещё один квартал… Парень по мобильному кому-то: «Я у светофора тебя буду ждать». Местный ориентир. А почему не работает? Наверное, потому же, что и большинство фонарей. Главный редактор местной «Обоянской газеты» Леонид Яковлевич Пильман среди прочих тем затронул и абсурдность ситуации. Все управляющие организации перевели в Курск. У администрации района и рычагов нет, чтобы управлять. И вот перегорает лампа в фонаре уличного освещения. Её ведь не встал на стул да вкрутил. Вышка нужна, помимо самой лампочки. Тогда пишется письмо местным энергетикам, они — в Курск, тот ещё куда-то. Там дают санкцию. По той же цепочке — обратно: лампочку вкрутить! Уходят и время, и деньги на все эти формальности.

Уезжала из Обояни, которая действительно обаяет любого, с ведром яблок с рынка, с просто очаровавшей меня картиной местного художника В.Матасова. И теплотой в душе. К реке Псёл, к домикам-избушкам, к яблоням. Остались у моей обожаемой Родины уголки, где люди сохранили человечность, свет в душе, теплоту, стойкость к жизненным обстоятельством, глубокое понимание того, ради чего стоит жить и растить детей.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Выводы

Конечно, это очень маленький рассказ о городе Обоянь, но чтобы не утомлять вас, я буду сворачивать свое повествование. Город продолжает жить своей жизнью, время бежит быстро, строятся новые дома, появляются новые улицы. Вот уже и в центре города по программе улучшения жилья сносятся старые постройки, а на их месте быстро “вырастают” современные здания.

Преображаются фасады привычных строений, магазины привлекают внимание бегущей строкой и яркими вывесками. Кинотеатр “Россия” в последнее время стал достойным местом досуга, и жители города с удовольствием посещают его.

Иногда даже раскупаются все билеты на вечерние сеансы, особенно на премьеры. Возможность смотреть кино в 3D формате открыла новые горизонты для этого заведения культуры.

Меняются представление о воспитании детей и поведении в общественных местах. То, что в моем детстве было не приемлемо, теперь норма. Меня не перестают удивлять привычки некоторых родителей отправлять ребенка в школу на такси. Благо данный сервис в Обояни представлен в изобилии, хотя со слов некоторых мам я узнала, что с утра иногда не хватает машин для всех желающих.

Вспоминая свое детство, становится смешно, потому что я ходила в первый класс в школу с папой, он работал рядом со школой в дорожной службе и ему было по пути провожать меня до двери. Но это только вначале учебного года, потом я стала от него убегать к подружками, с которыми встречались недалеко от дома, и мы шли вместе в школу, обсуждая уроки или какие-нибудь свои дела.

Это была возможность сблизиться друг с другом, подружиться. Домой возвращались таким же образом. Но каждому свое. Надеюсь, мой рассказ был интересен, и вы обзорно “погуляли” по Обояни, напишите, пожалуйста, в комментариях знакома ли жизнь в маленьких городах, интересна ли она вам?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]