Соликамск – один из древнейших городов Урала, обладающий огромным туристическим потенциалом. При этом Соликамск — третий по величине город Пермского края (его население около 100 тысяч человек).
Координаты для GPS-навигатора
59.648333, 56.771029
Город Соликамск на карте
Как не сложно догадаться по названию, начало городу дала соль. В 1430 году вологодскими купцами Калиниковыми здесь были организованы соляные промыслы. На берегу реки Усолки (притоке Камы) построили рассолоподъемные трубы и варницы для выпаривания соли. Сейчас наглядно понять, как все было устроено можно в Боровском музее соли в Соликамске или в архитектурно-этнографическом музее Хохловка близ Перми.
Благодаря соли, населенный пункт быстро рос и развивался, став вскоре соляной столицей России. Соль в то время очень ценилась (не хуже нефти в настоящее время).
Значение Соликамска сильно выросло с открытием здесь Бабиновской дороги в Сибирь (верстовой столб в память о Бабиновской дороге сейчас можно увидеть на Соборной площади города).
В XX веке тут открыли крупнейшие месторождения калийных и калийно-магниевых солей. Калийная промышленность в настоящее время – главная опора экономики города.
Соликамск занесен в список исторических городов, в нем множество культурно-исторических достопримечательностей, в том числе федерального значения. Чтобы увидеть их, сюда ежегодно приезжают тысячи людей, в том числе бывают гости и из других стран.
Остановимся на наиболее интересных достопримечательностях города, среди которых преобладают храмы. Всего в Соликамске 12 каменных храмов, у каждого из них своя история и свои особенности, расскажем здесь лишь о наиболее красивых и интересных.
Свято-Троицкий собор в Соликамске
Этот старый пятиглавый собор в историческом центре Соликамска построен в 1684-97 годы. Он был главным храмом города. В южной стене храма был установлен круглый изразец с изображением двуглавого орла, а на западной стене – рельефная корона из кирпича. До наших дней сохранилась лишь корона. Свято-Троицкий собор отличается богатым декорированием, его каменное кружево очень красиво. Интересны и два массивных крыльца храма.
В 1929 году храм закрыли, здесь разместили музей. На время Великой Отечественной войны он принял ценные эвакуированные экспонаты из центральной части страны. В настоящее время здесь расположен отдел истории Соликамского краеведческого музея. Телефон музея: +7 (34253) 54518.
Свято-Троицкий собор – памятник архитектуры федерального значения, один из главных символов Соликамска.
История города Соликамск
Источник исторической информации о городе Соликамск: В.В. Косточкин «Чердынь, Соликамск, Усолье». М. «Строиздат», 1988г.
Соликамск значительно моложе Чердыни. Было время, когда название этого живописного городка, ставшего теперь крупным промышленным центром Прикамья, не только писалось, но и произносилось раздельно. Крупнейшая на Урале река Кама и поваренная соль, добывавшаяся на впадающей в нее реке Усолке, дали Соликамску жизнь и красочное имя.
История Соли Камской – это история освоения далекой Сибири, история развития солеваренной промышленности на Руси и освоения естественных богатств обширного Пермского края.
Предполагается, что основание Соли Камской, ставшей впоследствии знаменитой благодаря богатым соляным промыслам, было положено в 1430 году, когда предприимчивые посадские люди Калиниковы, организовавшие выварку соли на реке Боровице, выше села Борового, в связи со слабой концентрацией получаемого там соляного рассола, перенесли свое несложное промысловое оборудование к югу, на берег Усолки, где залегание соляных пластов было менее глубоким, а крепость рассола значительно выше. В конце 15 века здесь на Усолке и образовался небольшой промысловый поселок. Правда, в начале следующего столетия этот поселок был опустошен тюменцами, захватившими в полон его немногочисленных обитателей, но не смотря на это, он быстро возобновил свою деятельность, а в 1558 году получил уже деревянные укрепления и тем самым превратился в город.
В 1559 году большая часть деревянных строений Соли Камской сгорела, но город вскоре снова отстраивается. По писцовой книге Ивана Яхонтова, составленной в 1579 году, в нем насчитывалось 190 обывательских дворов, 26 торговых лавок, 16 соляных варниц и 201 человек жителей – выходцев из Вологды, Великого Устюга, Усть – Сысольска, Балахны и Чердыни. Он становится тогда центром обширного Усольского уезда, население которого, вываривая соль на посаде, занималось также заготовкой дров для варниц, сельским хозяйством, кустарными промыслами и торговлей. Лишь неожиданное нападение пелымского князя Кихека в 1582 году, во время которого был сожжен соликамский пасад, перебита часть соликамских жителей и разорены соседние села, приостановило жизнь города, но восстановление его и на этот раз длилось недолго.
С окончательным присоединением Сибири и усиленным заселением Северного и Среднего Урала количество соликамских жителей, несмотря на суровые климатические условия и малую плодородность почв, начинает неуклонно увеличиваться. Рост соледобывающей промышленности в Камском Усолье все более и более повышает экономическое значение города. Особое влияние на его развитие оказывает «государева Верхотурская дорога», превратившая Соль Камскую в главный перевалочный пункт перед Уральским хребтом. В ней появляются ямщики, проводящие караваны в Верхотурье и обратно, она становится важным транспортным узлом на «государевой Верхотурской дороге».
В 1614 году московское правительство дает даже распоряжение воеводе близлежащей Чердыни произвести ремонт соликамских укреплений, чтобы «воровские люди» к «городу и к острогу безвестно не пришли и дурна какого не учинили».
В начале 17 века выгодное расположение Соли Камской на «государевой» дороге, прочно связавшей центр страны с далекой Сибирью, сказывается на ее развитии еще сильнее. …
Судя по писцовой книге Михаила Кайсарова, составленной в 1624 году в Соликамске в ту пору насчитывалось 357 дворов, 67 лавок, 37 варниц и более 620 человек жителей только мужского пола.
Особенно интенсивно Соль Камская стала развиваться во второй четверти 17 века, после огромного пожара 1635 года, уничтожившего 11 церквей и оставившего в трех местах на посаде лишь «малое дело». Одновременно с развитием народного хозяйства страны, развивается и город Соликамск. Среди соликамских солеваров появляются люди, посторонние соликамскому посаду. Накопив средства в сфере обмена и торговли, она вкладывают деньги в в соликамские соляные промыслы, являвшиеся тогда главным источником богатства города и прилегающих земель. Вследствие этого, количество соляных варниц Соли Камской стало быстро увеличиваться. Расширяется и административная роль города. В 1636 году сюда, из Чердыни, в бывший Чердынский «пригород», переводится резиденция воеводы и сосредотачивается управление всем краем.
На промышленное развитие города не влияли даже страшные пожары, являвшиеся следствием не только отсутствия элементарных противопожарных условий при выварке соли, но и умышленных поджогов, вызывавшихся либо местью доведенных до отчаяния работных людей, либо конкуренцией солепромышленников, не брезговавших никакими средствами для нанесения ущерба своим деловым соперникам. Они уничтожали не только отдельные улицы с их домами, хозяйственными постройками, промысловыми строениями и церквами, но и весь город в целом. Такой пожар в 1672 году уничтожил город практически полностью.
Однако, Соль Камская, словно феникс, всегда поднималась из пепла. По переписи 1678 – 1679 годов на соликамском посаде насчитывалось 513 дворов местных жителей и 318 изб, принадлежавших людям, прибывшим в город на заработки. Общее количество жителей составляло 2257 человек только мужского пола.
К концу 17 века Соль Камская превратилась в самый крупный солеваренный центр государства: в ней и окрестностях действовало уже более 200 солеварен.
И в конце 17 века, когда Соль Камская, играя ведущую роль в жизни Урала, достигла зенита торгово – промышленного развития, в ней развертывается большое каменное строительство.
В основном из камня (кирпича) возводились тогда культовые здания. Они ставились и в центре города, и на его окраинах. Соликамцы воздвигали их по обыкновению на местах старых церквей, уничтоженных пожарами 1688 и 1695 годов. Это были отдельные сооружения, но некоторые из них стали впоследствии основой архитектурных комплексов. Наряду с богато убранными каменными храмами на улицах Соликамска появились и каменные жилые дома состоятельных жителей.
Такого широкого строительства, какое на исходе 17 века развернулось в Соликамске, никогда еще не было в Прикамье. Внесшее элементы нового в художественный облик города, основная застройка которого по – прежнему оставалась все же деревянной, оно продолжается и в начале следующего столетия, распространяясь постепенно и за его пределы. Благодаря ему знаменитый соляной промысел становится главным центром строительной культуры во всем крае, законодателем его художественной моды. Он переживает самый бурный период своего развития. Слава о нем распространяется по всей стране. О его постройках знают в Москве, говорят в городах Сибири.
Наряду с «каменными здателями» в Соликамске в начале 18 века работали также местные живописцы, трудились плотники, столяры и резчики по дереву, выдавали свою продукцию кузнецы, гончары и другие ремесленники. Их плодотворная деятельность на городских стройках привлекла вскоре внимание Петра 1, начавшего спешно строить тогда на Неве новую государственную столицу. И не случайно, что в 1703 году царским указом соликамских кузнецов отправляют в Тихвин и в Таганрог «к городовом строению», а в 1710 году забирают соликамских плотников, столяров и котельников на петербургские стройки.
Уделил тогда внимание Петр 1 и самому, уже сильно изменившемуся, Соликамску. В 1722 году по его распоряжению в город присылается даже «академии учитель» Степан Жеребцов, обязанный обучать детей местных жителей «арифметической и геометрической наукам». Это был период наивысшего развития «соляной столицы» Российской империи, пора ее бурного экономического подъема и культурного роста. Город в то время занимал уже значительную территорию и был больше, чем в начале 18 века…
Большие строительные работы велись в Соликамске и в третьей четверти 18 века. Однако на этот раз они были обусловлены уже не столько ростом экономики города, сколько двумя грандиозными пожарами, последовавшими друг за другом в середине 1743 года.
Особенно сильным был июльский пожар 1743 года, унесший за собой 16 человеческих жизней и уничтоживший 700 посадских домов, не считая торговых рядов и большого моста через Усолку, а также общественных строений. После этого пожара, расплавившего даже колокола на двух церквах, в Соликамске уцелели только две деревянные церкви и 20 домов. Это было страшное бедствие, вызвавшее отъезд многих погорельцев в Кунгур, Степаново городище и Чердынь…. Однако скорее город вновь поднялся из пепла. Были построены заново не только дворы его именитых жителей и дома обывателей, но и отремонтированы все обгоревшие каменные церкви, с их приделами и колокольнями, на которых вскоре повесили новые колокола; их специально отливали в 1746 и 1747 годах в Чебоксарах.
В ходе этого колоссального восстановительного строительства, прерывавшегося более мелкими пожарами 1753 и 1759 годов, начала упорядочиваться и общая планировочная структура города. Его кварталы становятся еще более прямоугольными, улицы и переулки – более широкими и прямолинейными.
Это также был бурный период в строительном развитии знаменитого промысла, как и во время конца 17 – начала 18 века. Постройка корпуса присутственных мест в 1781 году и утверждение соликамского герба в 1783 году (соляной колодец с опущенным в него ведром на золотом фоне) были как бы завершающим его этапом.
Однако во второй половине 18 века солеваренная промышленность Соли Камской, столь развивавшаяся к концу 17 века, уже не играла значительной роли в экономике города. С начала 18 века, в связи с введением казенной монополии на соль в 1705 году и изменением условий ее производства и сбыта, удельный вес соликамской промышленности начал быстро снижаться. Резкому сокращению местного солеварения способствовал также рост добычи самосадочной соли открытым способом из поволжских озер Эльтон и Баскунчак. Это привело к уменьшению количества варниц Соли Камской. Часть их просто не восстанавливали после пожаров. И если в 1724 году на соликамском посаде действовало 44 соляных варницы, то в 1743 году их работало только 34, а в 1760 году их число снижается до 23. Город теряет значение основного центра русского солеварения, которое в связи с созданием крупной металлургической промышленности вообще перестает быть передовым участком русского производства, и в 1816 году в нем не остается уже ни одной действующей варницы.
С появлением нового сибирского пути, прошедшего от Казани через Пермь и Кунгур на основанный в 1721 году Екатеринбург, Соликамск к концу 18 века теряет также значение и торгового центра (он становится в стороне от этого пути). С переводом же провинциальной канцелярии в Кунгур в 1738 году Соликамск перестает быть и административным центром края.
Сегодня Соликамск – крупный центр современной химии, однако основу старой регулярной планировки город сохранил до сих пор.
Богоявленская церковь Соликамска
Богоявленская пятиглавая церковь с колокольней построена в 1688-95 годах на средства прихожан в стиле московского барокко. Фасады церкви украшены богатой каменной резьбой. В 1934 году церковь была закрыта, затем в 1943-62 годах здесь вновь проходили богослужения. В настоящее время в Богоявленской церкви – отдел древнерусского искусства Соликамского краеведческого музея. Один из наиболее ценных экспонатов – икона святого Николая, подаренная по легенде жителям Соликамска Иваном Грозным. Внутри храма сохранилось церковное убранство, восстановлен деревянный резной иконостас. Здесь можно увидеть старинные иконы XVII — XVIII веков. Недавно храм был отреставрирован, став настоящим украшением города.
Как проехать до города Соликамск:
Маршрут рассчитан на стандартные легковые автомобили. Расстояние от г. Екатеринбург — около 570 км., от г. Пермь — около 210 км.
Из г. Екатеринбург до г. Соликамск можно проехать двумя способами:
1) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Нижний Тагил. Н.Тагил проезжаем по объездной — стороной проехав г. Верхняя Тура, по указателям уходим в сторону г. Чусовой Пермского края, ориентируясь на поселок Промысла. Далее проезжаем Промысла — г. Гремячинск — пос. Усьва — г. Соликамск.
2) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Пермь — далее уходим на г. Соликамск.
Расстояние в обоих случаях примерно одинаково, около 570 км..
Совместить поездку:
Путешествие по Пермскому краю на автомобиле.
Дом воеводы в Соликамске
Очень интересен каменный дом воеводы, построенный в 1688 году. Это самое древнее каменное гражданское сооружение в Пермском крае. Толщина стен дома достигает двух метров. В здании сохранились внутристенные ходы и бойницы. Кроме того, от дома воеводы уходило несколько подземных ходов. Сейчас здесь исторический отдел краеведческого музея: здесь можно познакомиться с ранней историей города и увидеть интерьер приказной избы XVII века.
Развитие транспортной инфраструктуры
Общая длина дорог Соликамска составляет 326,6 км, а с твердым покрытием – 261,2 км. По городу пролегает автомагистраль областного значения, по которой идут междугородние автобусы. Сейчас автотранспорт является основным видом междугороднего транспорта, что создает большую нагрузку на данную транспортную сеть. Внутри города этому способствовал рост числа автомобилей и грузовых автотранспортных перевозок.
Поэтому важным направлением развития транспортной сети является улучшение качества внутригородских дорог и проведение своевременного их ремонта.
Остро стоит и проблема с обеспечением железнодорожным транспортом. Для удовлетворения этих целей намечена реализация проекта строительства обходного участка Березников и линии Белкомура.
Спасская и Архангельская церкви
В давние времена в Соликамске был деревянный кремль. Сегодня на этой территории сохранились всего несколько построек, одна из которых — Спасская церковь (ул. 1 Мая, 45), возведенная на месте сгоревшего храма в конце 17 века. Несколько лет назад действующий храм был отреставрирован, поэтому теперь он выглядит нарядно и выделяется в городской застройке.
Рядом со Спасской стоит еще одна церковь — Архангела Михаила (ул. 1 Мая, 43). Это совсем небольшой храм с единственным куполом в центре, который хоть и сохранился до наших дней, но находится в плохом состоянии и в настоящее время закрыт на восстановление. Кроме того, первоначальный архитектурный замысел был несколько раз искажен перестройками.
Архангельская церковь с первого дня отапливалась, поэтому работала круглый год, а Спасская была холодной и принимала прихожан только летом.
Адрес: ул. 1 Мая, 43.
Архангельская церковь
Иоанно-Предтеченская церковь
Одна из самых красивых церквей Соликамска — Иоанно-Предтеченская (ул. Привокзальная, 32Б). Она построена в 18 веке в стиле русского барокко и запоминается ярко выраженной устремленностью всех архитектурных элементов вверх. Сейчас при храме возрождается женский монастырь.
Иоанно-Предтеченская церковь стоит в бывшем селе Красное, в окружении невысоких домов. Благодаря такому контрасту и архитектурным особенностям ее прозвали «церковь-корабль».
Адрес: ул. Привокзальная, 35.
Иоанно-Предтеченская церковь
Усть-Боровской солеваренный завод — музей соли
Соликамск носит свое имя не случайно. Город был основан при соляных промыслах на берегу реки Усолки. Его название всегда было связано с солью: Усолье на Камском, Усолье Камское и даже просто — Соль Камская. Сегодня на бывшем Усть-Боровском заводе работает музей, где посетители могут узнать историю производства соли в нашей стране в 17-20 веках, а заодно исследовать уникальный историко-архитектурный комплекс — памятник деревянного зодчества под открытым небом.
Адрес: ул. Газеты Звезда, 2. Веб-сайт.
Усть-Боровской солеваренный завод