Достопримечательности города Каменка Пензенской области


История города Каменка Пензенской области

Районный центр. В 75 км к западу от города Пензы, железнодорожная станция Белинская на линии Пенза – Москва, автодорога Пенза–Тамбов. Расположен по обоим берегам Атмиса (левого притока Мокши). На 1.1.2006 площадь 2395 га, 39917 жителей.

Главными отраслями являются сельскохозяйственное машиностроение, пищевая индустрия, промышленность строительных материалов. На 1.1.1995 крупнейшие предприятия: АО «Белинсксельмаш» (свыше 3 тыс. работающих) – сеялки, культиваторы, картофелесажалки, бороны и др.; мясокомбинат (773 чел.); сахарный (779 чел.); кирпичный завод (125 чел.); элеватор (282 чел.); (395 чел.) – железобетонные и столярные изделия. Маслозавод, хлебо (кондитерские изделия, овощные консервы), пивзавод, крупозавод и др. Железнодорожная станция, автовокзал, пассажирское автопредприятие (25 автобусов, 7 городских маршрутов). – ремонт автомашин всех марок; АО «Камагросервис» – обслуживание сельскохозяйственных машин и животноводческих ферм. 3 передвижные мехколонны «Агропромспецстрой», 2 – «Пензводмелиорация». Филиал комбанка «Тарханы». На балансе жилкомхоза города 80.977 кв. м жилья, в том числе 72.823 кв. м со всеми удобствами (1989).

На 1.1.1995 больницы городская (260 коек) и районная (310 коек), 2 здравпункта, 3 аптеки. 9 общеобразовательных школ, в т.ч. 8 средних (6272 учащихся); машиностроительный техникум (286 учащихся), профессионально-техническое училище №13 (готовит специалистов массовых профессий для села). 3 дома культуры, 6 библиотек, музыкальная и художественная школы, парк культуры и отдыха, кинотеатр, 2 стадиона, 2 детско-юношеская спортивная школы. 2 церкви (Дмитриевская и Сергиевская). С января 1993 года работает внутригородское телевидение. 4 памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, – земляками и умершим в местном эвакогоспитале. 11,5 тыс. пенсионеров.

Исторический центр города находится на правом берегу Атмиса. Планировочная структура правобережной части криволинейна, ориентирована на линию берега, поперечные улицы тянутся к реке. Во второй половине XIX века в центральной части построены административные здания, которые вместе с магазинами и усадьбой Воейкова образовали хорошо выраженную торговую площадь. Предмостная площадь появилась благодаря развитию правобережья. Крупное строительство развернулось в связи с эвакуацией в Каменку и получением 15.6.1944 статуса рабочего поселка, а 18.4.1951 – статуса города. Высокими темпами развивалась левобережная часть, где размещалось основное жилищное строительство в связи с развертыванием на левом берегу , на котором работало в конце войны 2 тыс. человек. Ее планировка отличается прямолинейной сеткой улиц с многоквартирными секционными домами.

В старой части города остался административный центр, здесь на предмостной площади находится мемориал погибшим воинам, а на Советской улице – система скверов, административные здания, ряд памятников архитектуры: бывший Поземельный крестьянский банк (1913), почтамт (1913), комплекс усадьбы, с дворцом, владельца местных земель Воейкова (1914), на улице Первомайской – гостиница второй половины XIX века. В 1990-х в районе железнодорожного вокзала на средства Германии построен жилой микрорайон для военнослужащих, выведенных из этой страны.

Каменка основана в начале XVIII века в районе древнего каменного брода через реку Атмис на пути из Пензы в Нижний Ломов и Тамбов, а еще раньше, по-видимому, из золотоордынского г. Укек (Увек в Саратове) в г. Мохши (Наровчат). По этому броду и получил название населенный пункт. В 1710 – деревня с 8 дворами генерал-майора Ивана Михайловича Головина. В 1717 село Дмитриевское (по церкви во имя св. Дмитрия Селунского), Каменка тож, разорена кубанцами. В конце XVIII века – земледельческое село с мелкими маслобойными заведениями на базе разведения конопли и поташными заводами, на Атмисе имелось 4 водяные мельницы. Благодаря пензенско-тамбовской большой дороге крестьяне подрабатывали на извозе купеческих товаров, занимались мелкой торговлей и оказанием услуг проезжим. Местные жители участвовали в Крестьянской войне на стороне Е.И. Пугачева (1774), а крестьянин Иван Иванов собрал здесь небольшой отряд, которым пытался захватить Пензу. В 1795 году все 165 дворов крестьян села Дмитриевского, Каменка тож, находились на оброке и платили по 3 рубля с ревизской души в год. В середине XIX века в имении Фролова здесь разводились ангорские кролики для получения из них шерсти, неподалеку действовал винокуренный завод А.П. Быстровой. В конце 19 века в селе насчитывалось 503 баптиста и старообрядца беглопоповского толка. В 1918 году открылась школа второй ступени. Населенный пункт со времени основания и до 1928 входил в состав Нижнеломовского уезда, с 1860-х – волостной центр. В 1870-е благодаря стараниям местного землевладельца генерала Воейкова именно через Каменку прошла железная дорога из Москвы в Пензу, а станция наименована Воейковской. В 1878 году в селе открылась земская школа. В 1900-е годы, будучи комендантом Зимнего дворца в Петербурге, он объявил о намерении построить в Каменке курорт и вылечить от гемофилии царевича Алексея. Именно для царевича предназначался дворец Воейкова в этом селе. Одновременно владелец дворца немало сделал по пропаганде целебных свойств местной воды из родников в оврага Кувака, запустив для этого завод по производству углекислоты. В 1913 году действовало около 30 мелких предприятий: паровые мельницы, крупяной, пенькотрепальный, углекислый, кирпичный и др. В годы Русской революции 1905–1907 годов – один из крупных центров аграрного движения Нижнеломовского уезда. В октябре 1913 в центре села был открыт памятник «царю-освободителю» Александру II, на церемонии присутствовали комендант Зимнего дворца В.Н. Воейков и пензенский губернатор Лилиенфель-Тоаль. Во время Первой мировой войны Воейков открыл в селе лазарет для раненых, на базе которого в 1918 открыта больница, одна из лучших в губернии. Летом 1918 в селе произошел антибольшевистский мятеж, подавленный пензенскими красногвардейцами. В 1920 на основе мощностей, отобранных у частных владельцев, действовали промкомбинат, предприятия пищевой промышленности, одна из первых в губернии сельскохозяйственная артель «Маяк» (1918). С 1928 года – районный центр Средневолжской (Куйбышевской), с 1937 – Тамбовской, а с 1939 – Пензенской области. В 1938 году на кирпичном, крупяном, масло-сыроваренном заводах, элеваторе и др. насчитывалось 430 рабочих, протяженность улиц составляла 15 км, из них замощено 7 км; имелось 5 школ, больница на 70 коек, дом культуры, 3 клуба, 3 библиотеки, дом отдыха на 250 мест. Процесс преобразования из села в город ускорила Великая Отечественная война, так как в Каменке разместился эвакуированный из г. Кировограда (Украина) завод по производству сельскохозяйственной техники, который стал выпускать здесь оружие, а также мины, снаряды. В бывшей усадьбе Воейкова развернули эвакогоспиталь. С 1943 завод стал выпускать также конные, с 1946 года – тракторные сеялки, а с 1950 и картофелесажалки. С середины 1950-х годов продукция предприятия стала поступать на мировой рынок.

*6 ноября 1957 г. в Каменке, впервые в СССР — в районном центре, был основан телецентр. Телецентр был первым и в Пензенской области. Оборудование, при помощи которого удалось принять телевизионный сигнал и ретранслировать его в эфир, было изготовлено местными энтузиастами, в числе которых был Борис Шумов. Вместе со своими друзьями он привёз с завода по изготовлению телевизоров города Воронежа списанные детали. Телепередающий центр в Пензе начал работу двумя годами позже.*

В декабре 1975 в связи с расширением посевов в Пензенской области сахарной свеклы построен сахарный завод (один из крупнейших в СССР), при нем образован откормочный пункт КРС.

Крупнейшее предприятие – – преобразовано в АООТ (на 1.1.1995 – 3025 работников). Мясокомбинат – АООТ «Каменка-мясо» (773 работника), сахарный (779 работников); кирпичный завод (125 работников); элеватор (282 работника); №5 (395 работников), ТОО «Пищевик» – производство кондитерских ихделий и консервов овощных (100 работников) и др. 30 магазинов. 2 церкви – Дмитриевская и Свято-Сергиевская. С 1993 – внутригородское телевидение. 4 памятника защитникам Отечества. Родина академика медицины Н.Н. Бурденко (1876–1946), министра СССР, депутата Верховного Совета СССР, лауреата Государственной премии СССР П.И. Паршина (1899–1970), Героя Советского Союза В.С. Паршина (1921–1943), поэта М.И. Кириллова (род. в 1949 году). Место жительства Героев Советского Союза В.С. Дятлова (род. в 1910 году), М.Н. Хухлова (род. в 1921 году), полных кавалеров ордена Славы Г.Я. Лаухина (р. 1911), Героя Социалистического Труда Е.В. Крезова (род. в 1935 году). В городе жила и работала Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР В.Л. Белякова (1925–1973).

Численность населения: в 1717 – 52, 1795 – 1197, 1864 – 1695, 1897 – 3409, 1926 – 5229, 1939 – 8265, декабрь 1943 – 13026, 1.1.1946 – 9342, 1959 – 27101, 1970 – 29421, 1979 – 35425, 1989 – 39621, 1995 – 45900 жителей.

Родина академика медицины Бурденко Николая Ниловича (1876–1946), министра СССР, депутата Верховного Совета СССР, лауреата Государственной премии СССР Паршина Петра Ивановича (1899–1970), Героя Советского Союза Паршина Виктора Степановича (1921 — 14.11.1943), поэта Кириллова Михаила Ивановича (род. 14.01.1949). Место жительства Героев Советского Союза Дятлова Василия Семёновича (15.08.1910 — 21.07.1988), Хухлова Михаила Николаевича (27.11.1921- 05.11.2004), полных кавалеров ордена Славы Лаухина Гаврилы Яковлевича (13.06.1911- 14.06.1997) и Янаева Хамзи Исмаиловича (02.06.1924 — 04.11.1997), Героя Социалистического Труда Крезова Евгения Владимировича (р.13.06.1935,). В городе жила и работала Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР БЕЛЯКОВА Валентина Леонидовна (08.02.1925–20.01.1973).

Литература: 1. Крылов Г.И. Каменка. Саратов, 1980. 2. Фельдман П.А. Каменка и Каменский район. 3. Полубояров М.С. Каменка / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 226-227. 4. Полубояров М.С. — https://suslony.ru, 2007. 5. *22 телеканал, Пенза.

Военный аэробром в Каменке уничтожен

В городе Каменке Пензенской области сейчас полным ходом идёт демонтаж (уничтожение) военного аэродрома. Об этом свидетельствует документ, с которым нас познакомил Юрий Владимирович Вобликов. Документ представляет собой письмо Администрации города Каменки, адресованное правозащитнику Ю.В. Вобликову в ответ на его запрос по поводу демонтажа ряда объектов в городе Каменке.

Приводим слова из отрывка, где говорится о демонтаже аэродромных плит:

«Искусственная взлетно-посадочная полоса, газоновочная площадка [так в тексте, очевидно, вместо «газовочная площадка» — ред.], центральная заправка транспорта и место стоянки, соединительная дорожка – 1, соединительная дорожка – 2, соединительная дорожка – 3, соединительная рулежная дорожка – 4, соединительная рулежная дорожка – 3, соединительная рулежная дорожка – 2, соединительная рулежная дорожка – 1, магистральная рулежная дорожка, столовая, казарма, далее именуемые аэродромом закреплены на праве оперативного управления за в/ч № 09436, т.е. находится в собственности Министерства обороны РФ.» «Согласно письму Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ от 24.08.2013 № 312/4/7709, направленное в адрес Правительства Пензенской области, следует, что аэродром в г. Каменка в интересах Минобороны РФ не используется и в соответствии с перспективной системой базирования ВС РФ к дальнейшему применению по предназначению не планируется.» «…Демонтаж плит произведен представителями Минобороны РФ согласно нарядам-заданиям, выданной инженерно-аэродромной службой войсковой части № 94198-К. «На основании изложенного, законные основания для использования и распоряжения указанными объектами у администрации отсутствуют».

Просим читателей извинить нас за длинную цитату, но в этой выдержке, как нельзя лучше, отражается вся ситуация в целом. Казалось бы, всё правильно и логично: Каменский аэродром, является собственностью Министерства обороны, и оно, как собственник, может делать с ним всё, что пожелает. Захочет – может даже все бетонные плиты стереть в порошок и развеять по ветру, и никаких обоснованных претензий Каменская администрация ему предъявить не сможет.

По-хорошему говоря, для того, чтобы избежать демонтажа, нужно было обращаться к силовикам, а не в районную администрацию, но поезд уже ушёл, и ничего поправить нельзя. Скоро на месте Каменского аэродрома останутся только рожки да ножки. И всё это будет совершено на законных основаниях.

Но есть, кроме закона, ещё и здравый смысл. А он говорит вот что: в области теперь остался только один аэродром. Он находится в Пензе. С него взлетают и на нём приземляются самолёты. Если вдруг произойдёт какая-либо авария, стихийное бедствие или, боже сохрани, теракт, в результате чего Пензенский аэропорт выйдет из строя, то самолётам, постоянно кружащим в воздухе, некуда будет садиться.

В советские годы в каждой области был запасной аэродром, а то и не один.

В Пензенской области таковым был Каменский военный аэродром. Теперь его нет, и, в случае любой оказии, пилотам придётся сажать машину у чёрта на рогах.

А посадить крупный пассажирский лайнер – штука не из легких. Не так давно средства массовой информации писали о том, какие высокие государственные награды получили два московских пилота, сумевшие 15 августа 2021 года посадить аварийный самолёт на кукурузном поле под Жуковским. За это оба пилота были удостоены звезды героя России. А ведь посадка была не из мягких. Многие пассажиры получили травмы.

Этот широко известный пример хорошо иллюстрирует, насколько сложно посадить самолёт. И эта задача становится в десятки раз труднее, если под колёсами шасси в этот момент не будет твёрдой бетонной полосы.

Спрашивается, разве администрации района и области не могла прийти такая простая мысль? Почему они не сделали всего возможного для того, чтобы предотвратить демонтаж аэропорта?

Почему руководство области не обратились в Министерство обороны, в Генштаб, наконец, к верховному главнокомандующему? Только не говорите, что ничего нельзя было сделать.

Почему с таким лёгкомыслием они подвергают жизнь людей опасности?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]