«Родина-мать зовёт!» – поразительные особенности знаменитого монумента


Знаменитая скульптура «Родина-мать зовёт!» принадлежит к самым высоким статуям мира. Она превосходила все известные изваяния, созданные руками человека, на протяжении 22 лет. Сегодня же сложно найти человека, которых не видел «Родину-мать» – пусть даже и на изображениях.

Этот монумент стал символом Великой Отечественной войны и доблести народа, а для иностранцев вполне типичной является ассоциация этой скульптуры и России. Но если суть статуи вполне ясна, то далеко не многим известна её история. Знаете ли вы, что «Родина-мать зовёт!» – это часть скульптурного триптиха? Когда же появился замысел создать изваяние, ставшее гимном доблести защитников Сталинграда? С чем связана история скульптуры?

История создания

Мужество, проявленное советскими воинами при обороне Сталинграда, а также победа в Сталинградской битве стали решающим моментом в ходе Великой Отечественной войны. Конкурс на создание монумента был объявлен ещё в 1944 году. Участвовать в нём могли все желающие.

Свои эскизы, воплощающие идею защиты Сталинграда, присылали и именитые архитекторы, и солдаты, участвовавшие в битве. Замыслы были самыми разными. К примеру, предложением Андрея Бурова стало создание 150-метровой пирамиды с переплавленными танками в верхней части.


Выбор места для монумента символичен – для всего мира оборона Сталинграда стала примером непревзойдённого героизма и мужества советского солдата / © Г.Зельма,1942 год,

Мне сложно представить, насколько непростой была задача по выбору одного предложений из целого моря самых разных (и нередко – прекрасных) идей. В итоге была выбрана работа скульпторов Евгения Вучетича и Николая Никитина.

Кстати, первоначально скульптура должна была выглядеть несколько иначе. Согласно замыслу ваятелей, на ней изображалась женщина, Родина, которой коленопреклонённый солдат отдавал свой меч. Однако было принято решение изменить суть композиции. К тому времени война ещё не закончилась, а потому отдавать меч не стоило.


Высоко поднятый меч олицетворяет силу и готовность к борьбе с врагом

Фонтан со скульптурой «Эволюция»

На бульваре Энтузиастов среди множества фонтанов выделяется этот. Не все горожане разгадали задумку автора. Многим фонтан казался несколько странным.

Но, когда власти решили убрать композицию с городских улиц, жители Набережных Челнов встали на защиту этого произведения искусства. Фонтан остался на своём месте.

Люди спорят, что означает эта необычная композиция. Возможно, именно вы разгадаете эту тайну?

Особенности статуи

Однако к возведению монумента приступили лишь в 1959 году. На кургане перед Сталинградом (ныне – Волгоградом) были установлены строительные леса, создана насыпь, на которой и должна была в дальнейшем появиться «Родина-мать». Однако процесс создания длился восемь долгих лет.

Считается, что источником вдохновения для создания знаменитой скульптуры для Евгения Вучетича стал барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже. Кроме того, заметно сходство «Родины-матери» с известной античной статуей Ники Самофракийской.


Франсуа Рюд Барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке, 1836 год, Париж, Франция

Неизвестно, с кого скульпторы лепили своё великое изваяние. Предположительно фигура была создана с Нины Думбадзе, советской спортсменки, а вот лицо «Родины-матери» очень напоминает облик супруги Вучетича.

С процессом возведения было связано немало сложностей. Одна из них крылась в особенностях материала, из которого была создана статуя. «Родина-мать зовёт!» – первое железобетонное изваяние. Конечно, железобетон принадлежал к одним из самых дешёвых материалов, однако он не был долговечным.

Уже через год после создания монумента стали проявляться микротрещины, что грозили уничтожить результат восьмилетнего труда ваятелей за недолгий срок. Из-за этого скульптуру стали ежегодно обильно покрывать водоотталкивающим составом.


Пифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э. Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

«Родина-мать зовет!» в цифрах

О скульптуре в цифрах:

  • высота с мечом — 85 м, без него — 52 м;
  • длина меча — 33 м;
  • вес меча — 14 т;
  • общий вес статуи — около 8 000 т, из которых 5 500 т — это бетон, а 2 400 т — металлические конструкции;
  • толщина стенок статуи — 25-30 см;
  • высота фундамента — 16 м;
  • высота постамента — 2 м;
  • первоначальная высота насыпи для установки статуи на кургане — 14 м;
  • за 8 лет (с 2000 по 2008 гг.) отклонение монумента от оси составило 16 мм.

Высота статуи Родина-мать в Волгограде почти в 30 раз больше, чем рост среднестатистического человека.

Часть триптиха

«Родина-мать зовёт!» была внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое высокое (на тот момент) изваяние, созданное руками человека. Для сравнения: знаменитый памятник, посвящённый Сталинградской битве, выше Статуи Свободы в два с половиной раза. При этом далеко не все знают, что «Родина-мать» стала вторым творением в триптихе.


Скульптор Лев Николаевич Головницкий, архитектор Яков Борисович Белопольский «Тыл – фронту», 1979 год Местонахождение: Магнитогорск, Россия

Первой среди скульптур стала «Тыл – фронту», установленная в Магнитогорске. А завершением триптиха стала скульптура «Воин-освободитель», установленная в берлинском Трептов-парке.

Я хочу обратить внимание на меч в каждом из этих творений. Согласно замыслу, символ борьбы и свободы был выкован на Урале, после чего оказался в руках «Родины-матери», поднявшей его в разгар войны, а опускает меч советский солдат, дошедший до Берлина.


Скульптор Евгений Викторович Вучетич, архитектор Яков Борисович Белопольский «Воин-освободитель», 1949 год Местонахождение: Трептов-парк, Берлин, Германия

Бизнес-

Самое высокое здание Набережных Челнов, одна из главных достопримечательностей города. Высота здания – 81 метр, количество этажей – 24. Без небоскрёба «2.18» сложно представить архитектурный облик Набережных Челнов.

Поднимитесь на крышу. Здесь оборудована смотровая площадка. Видны городские кварталы и местность вплоть до берегов Камы.

Оригинальная конструкция появилась в городе благодаря помощи иностранных инвесторов. Небоскрёб был сдан в эксплуатацию в 2005 году. Сейчас здесь размещены офисы крупнейших российских и зарубежных компаний.

Описание монумента

Но давайте пристальнее взглянем на скульптуру «Родина-мать зовёт!». Несомненно, это один из самых ярких аллегорических образов в истории ваяния. Родина здесь представлена в облике высокой статной женщины, поднимающей меч. Она словно шагает навстречу нам. Её тело чуть повёрнуто назад, туда же в приглашающем жесте направлена и левая рука. Она действительно зовёт своих сыновей на битву с врагом.

О решимости и воинственности «Родины-матери» говорит и выражение её лица. Рот приоткрыт, словно в призыве идти в атаку, а брови сурово сдвинуты. Но главной “изюминкой” скульптуры является динамика, которая передаётся за счёт развевающихся по ветру одежды и волос.


В складках развевающихся одежд прослеживаются античные мотивы

Скульпторы виртуозно передали эту часть композиции. На мой взгляд, в драпировке одежд, в их кажущейся лёгкости можно заметить античные мотивы, что, вероятно, и вдохновили создателей.

Высоко поднятый меч статуи олицетворяет борьбу и силу. Неспроста у Сталинграда была установлена не солдатская, а именно женская фигура. На бой воинов-защитников действительно поднимала Родина, за которую они сражались и отдавали жизни – в имя счастливого будущего своих потомков.


Скульптор Евгений Викторович Вучетич, инженер Николай Васильевич Никитин «Родина-мать зовёт!» , 1959-1967 годы Местонахождение: Волгоград, Россия

А напоследок хочу привести интересный факт о скульптуре «Родина-мать зовёт!». Внутри она представляет собой полую конструкцию. Все части удерживаются лишь за счёт натяжения тросов. При этом снаружи никаких креплений к основанию, на котором она стоит, не имеется. «Родина-мать» держится исключительно за счёт собственного веса. А вот на тросах установлены датчики, показатели которых контролируют специалисты Как видите, в этом изваянии сочетается не только память о прошлом, но и современные технологии.

Картинная галерея

Филиал государственного музея изобразительных искусств открылся в Набережных Челнах в 1980 году. Основу коллекции составили подлинники предметов народного творчества и картин известных мастеров.

При музее работает детская изостудия. Регулярно проходят встречи с талантливыми художниками Татарстана.

Адрес: пр-т. Мира,52/16.

Музей истории и боевой славы автомобильных войск

Идея создания этой экспозиции принадлежит ДОСААФ «КАМАЗа». Большая коллекция наглядно показывает, как создавались автомобильные войска, какими были первые военные машины.

Представлены фотографии, документы, модели военной техники, исторические реликвии, подаренные военными. Часть экспонатов рассказывает о подвиге водителей-афганцев.

Адрес: ул. Низаметдинова,26.

Без городских храмов и мечетей невозможно представить второй по численности населения город Татарстана. Здесь мирно уживаются люди разных вероисповеданий.

Осмотрите культовые сооружения разных религиозных общин. Среди храмов и мечетей немало памятников старины.

Храм Космы и Дамиана

Старейшее городское сооружение появилось в Набережных Челнах в 1859 году. Архитектор Константин Тон создал очередной шедевр.

Храм, в облике которого присутствуют византийские и псевдорусские мотивы, просуществовал до середины 30-х годов. Большевики прекратили богослужения и организовали в помещениях склад.

За шестьдесят лет эксплуатации стены храма обветшали. Спасением духовной обители занялись горожане. После реставрации к храму добавили новые постройки. Сейчас это величественное сооружение является украшением Набережных Челнов.

Адрес: пр-т. Набережночелнинский,37а.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]