Сегодня Великий Устюг известен прежде всего как родина Деда Мороза. И большинство туристов, а их бывает здесь ни много ни мало больше трёхсот тысяч в год, приезжает сюда именно ради резиденции этого доброго сказочного волшебника. Последняя находится километрах в десяти от города, поэтому до самого Великого Устюга добираются далеко не все. Да пусть бы и так: туристический поток растёт, инфраструктура развивается, рабочие места создаются — хорошо же!
Самое удивительное во всей этой истории, что Великий Устюг прекрасен и без Деда Мороза. У города — богатейшее историческое прошлое, он — красив и интересен. Но главное — здесь практически идеально сохранились целые кварталы дореволюционной регулярной застройки. Купеческие особняки, которым по сто-двести лет, стоят ровными рядами словно древнерусские богатыри. И ряды эти не поредели со временем, они не только в строю, но и не перемежены неуместными строениями более поздних эпох. Вот как раз этой своей архитектурной однородностью Великий Устюг особенно ценен. Однозначно это — одно из приятнейших открытий этого года: город из которого совершенно не хочется уезжать, а потом очень хочется туда вернуться.
Мы ехали из Тотьмы в Великий Устюг. У меня зазвонил телефон. Я включил громкую связь.
— Здравствуйте, это — Любовь из вотчины Деда Мороза. Вы скоро приедете? Мы вас ждём!..
В этот момент мне показалось, что мы попали в сказку. Любовью оказалась пресс-секретарь Деда Мороза, но предвкушение скорой встречи с добрым волшебством от этого факта только усилилось.
Вотчина Деда Мороза
Ещё двадцать лет назад в Великом Устюге про Деда Мороза никто и слухом не слыхивал: ранее над географическим местом обитания этого сказочного старика особо не задумывались, и старые сказки на этот счёт света совершенно не проливали. Проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» был придуман в кризисном 1998 году тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. Будучи проездом в близлежащей деревне Морозовице, он спросил: «А почему Морозовица? Не здесь ли родина Деда Мороза?»
В декабре следующего года на базе отдыха леспромхоза «Новаторский» Дед Мороз принимал первых гостей в своём новом тереме. Поговаривают, что первым «дедушкой» был бывший электрик из того самого леспромхоза.
Прошло двадцать лет. Теперь вотчина Деда Мороза — огромный туристический комплекс. Здесь есть, кажется, всё: кузница, столярная мастерская, зоопарк, оранжерея, и даже лесная аптека (видимо, на случай, если вдруг кому-нибудь поплохеет — дитю от обилия развлечений, или его родителю от количества потраченных денег).
Сердце комплекса — огромный терем Деда Мороза. Рядом с ним в роли главной праздничной ёлки — украшенный гирляндами пластиковый конус. В этот самый момент сказка начинает трещать по швам.
Изнанка терема: страшные коробки белых сплит-систем и подгнившая от стекающей воды стена.
Сказке — конец, добро пожаловать в реальный мир!
Остановиться на территории вотчины можно в гостинице или в отдельно стоящих коттеджах. Ещё здесь есть ресторан, несколько кафе и сыроварня, где производят рагузанио, филотти и прочую качотту. Цены на местный сыр, кстати, — очень демократичные: в пределах 600-700 рублей за килограмм, что вполне сопоставимо с тем, что у нас под видом сыра обычно продаётся в сетевых магазинах.
Благодаря нашему гостиничному партнёру TVIL.RU, мы жили в одном из отдельных коттеджей. Принадлежал он туристической .
Коттедж состоял из двух этажей: нескольких спален, просторной кухни-столовой и подвала, в котором скрывались столы для бильярда и настольного тенниса. За одним из них я и провёл добрую половину ночи, активно размахивая ракеткой.
В одной из комнат на стене висела скромная табличка.
Наступило сказочное утро и мы, закинувшись совершенно несказочными бутербродами, отправились на встречу с Дедом Морозом.
Путь к волшебнику — непрост.
Для начала необходимо пройтись по «Тропе сказок»: пообщаться со сказочными персонажами, потанцевать, выполнить ряд конкурсов и отгадать ряд загадок.
Долго ли, коротко ли, все задания были выполнены, и мы оказались перед теремом.
Теперь нам предстояло побывать во всех его комнатах, а их тут — двенадцать, и познакомиться с личными вещами старика — подушками, шубами, книгами и новомодным селфи-посохом. В процессе мы узнали, что у Деда Мороза есть свои герб и штандарт, и что в тереме можно даже провести обряд для молодожёнов (брачная ночь в список развлечений не входит).
Последним испытанием стало ожидание в очереди. Время бежало. Очередь не двигалась.
Наконец, нас пригласили. Дед Мороз оказался двухметровым великаном с усталыми глазами.
Мы наскоро перебросились с ним парой фраз, сфотографировались, после чего дедушка передал пламенный привет белорусскому Дзеду Марозу и финскому Йоулупукки, с которыми я встречался ранее.
Мы отправились пить чай. Поприветствовать членов экспедиции приехал глава Великоустюжского района Александр Кузьмин. Дед Мороз угощал нас медом и вареньем из шишек да причитал: — Огорчили вы меня, что приехали без семьи и без ребятишек. Ведь наши семьи — это самое дорогое, самое большое богатство. Берегите своих родных и близких, никогда не звоните по телефону, а ходите друг к другу в гости.
Я в ответ рассказал, что тоже огорчён: пластиковые конусы вместо живых ёлок никуда не годятся! Дед Мороз пообещал мне, что когда-нибудь рядом с теремом будет расти настоящая пушистая ель, а я пообещал в следующий раз приехать со своей семьёй. На том и порешили (автор фото с чаепитием — Саша Сафронов).
Напоследок Дед Мороз бросил балабановское «Ну, любишь медок — люби и холодок!», стукнул посохом, поправил корону и отправился на улицу общаться с приехавшей к нему в гости ребятнёй.
А мы пошли в ледник, смотреть на собранную там «всю красу сверканья севера».
Что скажу: вотчина Деда Мороза — превосходный пример того, как надо с нуля создавать туристические бренды. Вся история развития этого проекта — авантюра в чистом виде, с одной стороны, и следствие периодического наличия политической воли с другой.
Транспортная доступность Великого Устюга в 1999 году была практически нулевой: строительство моста через Северную Двину, по которому сейчас можно легко попасть в Котлас, тогда было фактически заморожено, дорога со стороны Вологды находилась в крайне удручающем состоянии, а местный аэропорт дышал на ладан, принимая лишь пару-тройку рейсов в неделю. По сути, добраться в город можно было лишь по железной дороге: в прицепном вагоне к поезду «Москва — Воркута», поймать билеты на который было не так уж и просто, либо на электричке, соединявшей в то время Великий Устюг с Ядрихой, железнодорожной станцией на перегоне «Вологда — Котлас».
В наши дни и дороги есть — путь из Котласа занимает не более часа, а из Вологды — не более пяти; и аэропорт обещают к следующей осени реконструировать; а зимой из Санкт-Петербурга и Москвы на вотчину Деда Мороза пускают специальные туристические поезда.
Если в 1999 году в Великом Устюге побывало не более двух тысяч туристов, то в 2021 — уже более трёхсот тысяч. И на 99% это именно заслуга вотчины. Кажется, вот он — успех.
Но есть у этой медали и обратная сторона: искусственно синтезированная вотчина Деда Мороза в старинном Великом Устюге — это как пластиковый стеклопакет в столетнем деревянном купеческом доме: результат вроде есть, а приглядишься внимательнее — всё как-то не так. Этот проект — исключительно про деньги, это видно с первой минуты. И волшебства тут — как в торговом центре: гудящие кондиционеры на стенах да хамоватые двухметровые охранники, отгоняющие детей от старика в его тереме. Типа и так сойдёт. А ведь когда вотчина только зарождалась, любой ребёнок мог вечером позвонить из дома в Великий Устюг и лично поговорить с Дедом Морозом…
— Приехали тут взрослые дяди и тёти блогеры, сказку им подавай. Чем искусственные ёлки не угодили? Вот на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге — тоже перед Новым годом пластиковый конус устанавливают…
А плохо в этой истории то, что в ней нет искренности: вотчина Деда Мороза — конвейер по выкачиванию денег, работающий, к слову, практически идеально. На вопрос — что мешает сделать всё действительно хорошо, с вниманием к мелочам, проект-то — всероссийский, и деньги тут явно есть, — ответа нет.
Напоследок не могу не сказать, что за кулисами вотчины не первый год кипят шекспировские страсти: туристический центр — довольно лакомый кусок, и за обладание им идёт настоящая борьба. В этом году эта история достигла апогея: старая команда была уволена, а у комплекса появился новый владелец. По официальной версии все эти изменения связаны с усовершенствованием системы управления и оптимизацией расходов, по версии местных жителей это — обычный рейдерский захват.
Планы по развитию у новых владельцев — воистину наполеоновские: в течение следующих пяти лет на территории вотчины должны появиться парк аттракционов, кинотеатр, аквапарк и спа-комплекс. Может и ёлку настоящую наконец посадят.
Зоосад
Дед Мороз в Великом Устюге стал хозяином не только Нового Года, но и филиала Московского зоопарка. Он непосредственно прилегает к вотчине и находится на живописном берегу реки Сухоны. Зоосад открыл свои двери в 2009, его площадь составляет около 7,5 га. Первыми тут поселились медвежата с колоритными именами – Маша и Миша. Работникам зоосада пришлось выкармливать их самостоятельно, ведь их маму убили браконьеры. Чуть позже компанию медвежат разбавил волк Клык и лиса Алиса.
На сегодняшний день в Зоосаде обитает 250 млекопитающих и 136 птиц.
Из них несколько видов, занесенных в Красную книгу РФ:
- пятнистый олень;
- северный лесной олень;
- сухонос;
- горный гусь;
- белощекая казарка;
- степной орел;
- японский журавль.
См. также: Удивительные животные Красной книги для детей
Поездка в гости к Деду Морозу может стать настоящим событием для детей всех возрастов. Ведь в Зоосаде есть 2 площадки, где посетителям разрешено кормить и даже гладить животных и птиц.
Великий Устюг
Великий Устюг, в противовес вотчине, — живой и искренний.
Наше с ним знакомство началось с Дымковской слободы. В прошлом — село, после — посёлок, а ныне — район города, расположенный на противоположном от исторического центра берегу Сухоны. Интересно, что своя Дымковская слобода есть и в находящемся не так далеко от Великого Устюга Кирове. Расположенная по такому же принципу — на противоположном от города берегу Вятки — «кировская» Дымковская слобода является родиной дымковской игрушки.
Великоустюгская Дымковская слобода знаменита своими церквями. Считается, что первые храмы на этом месте появились около 1380 года — в честь победы русского войска в Куликовской битве. Всё это было давно, да и вообще — не точно: от тех старинных храмов не осталось ни следов, ни достоверных упоминаний. Дошедшие до нашего времени церкви — Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского — были построены в начале XVIII века.
С набережной в Дымковской слободе открывается лучший вид на исторический центр города. Зимой можно перейти реку по льду, летом местные по привычке переправляются на лодках (хотя в паре километров выше по течению есть автомобильный мост).
Сердце Великого Устюга — Соборное дворище. В его архитектурный комплекс входят Успенский собор, архиерейский дом и ещё пять церквей, но с этого берега все они выглядят словно единое сложное строение.
Сто лет назад на территории города было около тридцати храмов. Советские времена пережили меньше половины из них, но даже сейчас количество куполов, возвышающихся над городскими крышами, поражает.
Великий Устюг встречает гостей нарисованными от руки афишами. По моему опыту, это — один из первых признаков того, что город — крайне интересен.
История этих мест уходит корнями в XIII век. Тогда на высокой горе в нескольких километрах от современного города ростово-суздальскими князьями было основано городище Гледен (в оригинале — Глядень — так как с укрепления удобно было «оглядывать» все окрестности). Сейчас там расположена деревня Морозовица, та самая где московскому мэру пришла идея про «родину» Деда Мороза. Память об историческом названии этой земли хранит недействующий ныне Троице-Гледенский монастырь.
Городище Гледен вскоре после основания было сожжено то ли чудью, то ли новгородцами, то ли вятчанами. Следующее поселение появилось уже в другом месте — на левом берегу Сухоны рядом с устьем реки Юг. Укреплению было дано название Усть-Юг, в дальнейшем трансформировавшееся в Устюг (соответственно с ударением на первый слог).
В XVI веке началось активное развитие Северного торгового пути. В Устюге с одной стороны сходились сразу несколько маршрутов — из Вологды и Новгорода (по Сухоне), с Вятки и Волги (по Югу) и с Предуралья (по Вычегде). С другой — был прямой речной путь по Северной Двине к Белому морю. Торговое значение Устюга в то время оказалось настолько велико, что Иван Грозный включил его в состав опричных городов и утвердил за ним название Великий.
К началу XVII века Великий Устюг стал одним из богатейших и крупнейших по населению городов Русского царства.
В наши дни основная масса туристов приезжает в Великий Устюг во время зимних каникул. Тогда, говорят, здесь — не продохнуть. В остальную часть года город находится в спячке, немного оживая лишь на выходных.
Мои друзья, которые бывают здесь чуть ли не каждый год в течение последних пятнадцати лет, рассказывают, что Великий Устюг за это время стал шумным и неуютным, мол в прошлом он был красивой и глухой провинцией типа Суздаля. В ответ им я лишь могу заметить, что и Суздаль тоже уже давно не тот…
Большинство домов в Великом Устюге — каменные. Невооружённым глазом заметно, что город в прошлом был поразительно богат.
Самое удивительное — что вся эта дореволюционная купеческая застройка дошла до наших дней в первозданном виде. Вообще, Великий Устюг — одно из немногих мест, где сохранность исторического центра — идеальная. На сегодняшний день мне известен только ещё один подобный город — Елец.
Площадь Ленина украшена традиционной для последних лет пластиковой пародией на новогоднюю ель.
Набережная улица — старейшая в городе. Считается, что она появилась в первые годы после его основания и соединяла Соборное дворище с первым укреплением, находившемся чуть в стороне.
Именно так выглядит истинный Великий Устюг.
Над Сухоной летают парапланеристы. Каково им там в двадцатиградусный мороз — можно лишь гадать.
По старой советской традиции те храмы, в которых после революции не были устроены склады (привет, Старица), жилые дома (привет, Великий Новгород) и винзаводы (привет, Тотьма), были отданы под музеи. Великий Устюг — не исключение.
Так в церкви Николая Чудотворца XVII века находится музей этнографии.
Там можно посмотреть традиционную русскую вышивку со свастикой.
Изящные, характерные только для этого края, расписные деревянные опечья.
Резные пряничные доски.
Церковь вознесения, XVII век.
Здесь расположен музей древнерусского искусства.
Ещё один храм, ныне превращённый в музей, — церковь Жён Мироносиц. Под её сводами расположена экспозиция новогодней игрушки.
Есть в Великом Устюге и своя резиденция Деда Мороза. Самое интересное там — зал, в котором местные мастера занимаются традиционными художественными промыслами.
В соседнем здании с городской резиденцией расположена почта Деда Мороза. Сюда приходят письма от детей со всего света, достаточно на конверте написать: 162390, Вологодская область, Великий Устюг, Деду Морозу.
Комфортный туризм
Кроме погружения в сказку, поездка в Великий Устюг является комфортным туристическим направлением. В поселении для гостей имеются гостиницы, кафе и рестораны, спортивные комплексы и игровые площадки. И куда же без сувенирных лавок, предлагающих забрать домой частичку сказочного отдыха.
В них можно приобрести:
- памятный подарок Новогодней тематики;
- берестовые шкатулки и лукошки;
- уникальное вологодское кружево;
- резные деревянные изделия;
- сувениры из кости;
- украшения из черненого серебра.
Сувенирные лавки встречаются на каждом углу, пройти мимо них и ничего не купить не получится.
Шемогодская резьба по бересте
Напротив почты расположен центр народной культуры «Лад». Там нам рассказали про традиционный великоустюгский художественный промысел — шемогодскую резьбу.
Береста испокон веков занимала особое место в жизни крестьянина. Её использовали везде — от строительства домов до производства утвари, лаптей и одежды. Со временем в деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, притоке Северной Двины, крестьяне начали украшать свои изделия из бересты искусной резьбой. Традиционно этим промыслом занимались мужчины: зимы были долгие, заняться было нечем — вот и вырезали потихоньку по вечерам под свет горящей лучины.
Особо талантливыми мастерами славилась шемогодская деревня Курово-Наволок, а наиболее искусным резчиком-художником был Иван Вепрев, крестьянин этой деревни, основавший в последствии целую промысловую династию. Изделия были настолько искусными, что вскоре слава о великоустюгском «берестяном кружеве» разлетелась по всей России, а потом и по Европе. Так промысел получил собственное название — шемогодская резьба.
Традиционно такой резьбой украшались шкатулки, коробочки, туески, блюда, тарелки и портсигары. Традиционными сюжетами были переплетающиеся стебли растений, цветы, и ягоды. В них вписывали изображения птиц и зверей, а иногда и целые сцены — охоты, гуляний и чаепитий.
Промысел сохраняется до сих пор, но теперь это — исключительно женское занятие. Как и раньше, всё делается исключительно вручную, никаких штампов при этом не используется. Поэтому каждое изделие — уникально, двух одинаковых не бывает. Считается, что у каждого мастера есть свой почерк, поэтому он легко может отличить своё творение от чужих.
Традиционных цветов для подложки — три: красный, бордовый и зелёный.
На производство маленького туеска с фотографии выше обычно уходит от недели до двух, на производство большого — от месяца.
Изделия шемогодских мастеров может купить любой желающий. Такая тарелочка с архитектурным мотивом стоит 2000 рублей. Простые орнаменты — дешевле: около 1200.
Самая правильная береста для промысла — снятая во время «второго сокодвижения», то есть в конце июня, когда в этих краях цветёт шиповник. У каждого дерева — свой цвет коры: если берёза растёт на болоте — то оттенок будет темнее, если на сухом месте — светлее. Перед тем как использовать бересту для резьбы, ей дают вылежаться. В среднем этот процесс длится около года, при этом её цвет может произвольно измениться — посветлеть либо потемнеть.
Инструментов у мастера — два: самодельный острый нож и тупое шило. Шилом на бересту наносится рисунок, ножом — вырезается фон.
План.
Факт.