История происхождения
Алтайцы произошли от енисейских кыргызов, их родственными народами являются киргизы, телеуты, теленгиты, хакасы, якуты, шорцы, сибиры.
Южные и Северные Алтайцы не имеют существенных языковых различий, культурных, бытовых и антропологических отличий. В зависимости от регионов, заселявших земли Алтая, Алтайцы делились на кумандинцев, челканцев, тубаларов.
Большинство Алтайского народа проживает в Алтайском крае, на Западно-Сибирской равнине и окраине юго-востока. Не большая численность проживает в Казахстане и других странах СНГ и Азии. До революции Алтайцев называли – Алтайские татары.
Коренное население Алтайского края
Алтайский край населяют более 80 национальностей и народностей. Коренное население до 1991 г. было представлено алтайцами, составлявшими 2,3% всех жителей края, при этом 91,3% алтайцев проживали в границах Горно-Алтайской автономной области. В связи с образованием Республики Алтай (1991 г.) в крае резко сократилась доля алтайцев. К коренным народностям также относятся кумандинцы, телеуты, тофалары, тубулары.
Результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. еще раз подтвердили, что Алтайский край является одной из самых многонациональных территорий России. Во время переписи было учтено 120 национальностей (по России примерно 160 национальностей). По данным переписи наиболее многочисленными группами в крае являлись: русские – 2607426 чел. (92%), немцы – 79502 чел. (3%), украинцы – 52700 чел. (2%), казахи – 9825 чел. (0,4%), татары – 8899 чел. (0,3%), белорусы – 8280 чел. (0,3%), армяне – 8105 чел. Другие национальности представлены немногочисленными группами: азербайджанцы – 5852 чел., мордва – 4769 чел., чуваши – 3385 чел., цыгане – 3405 чел., узбеки – 1956 чел., молдоване – 1573 чел., евреи – 1096 чел., грузины – 1089 чел., удмурты – 920 чел., поляки – 896 чел., башкиры – 728 чел. и др.
АЛТАЙЦЫ – коренное население Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области. По Всероссийской переписи 2002 г. численность алтайцев – 67239 чел., из них в самой Республике Алтай – 62192 чел., в Алтайском крае – 1880 чел. Живут алтайцы также в Казахстане, Узбекистане.
Предки алтайцев тюркоязычные племена теле и тюкю. В XIII, XV–XVIII вв. в этногенезе алтайцев приняли участие монголоязычные племена, потомки некоторых вошли в состав алтайцев в качестве родов-сеоков (найман, дербет, могол, чорос).
Язык алтайский (тюркской группы алтайской семьи). Диалекты: южный (алтай-кижи, теленгит) и северный (туба, кумандинский, челканский). В середине XIX в. Глава Алтайской духовной миссии М. Глухарев разработал письменность на основе русского алфавита и на базе телеутского диалекта. С 1922 г. в основу алтайского литературного языка был положен диалект алтай-кижи.
В этнографическом отношении алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи, до середины XIX в. – телесы). Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары – в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша); челканцы – р. Лебедь и Байгол; кумандинцы – по р. Бии. Расселение южных: теленгиты – в бассейне рек Чуя и Аргут, по р. Чулышман и Башкаус; алтай-кижи – в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты – по р. Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края), по р. Большому и Малому Бачатам (Беловский район Кемеровской области). Группы заметно различаются по антропологическим признакам, а до начала ХХ в. И по роду хозяйственной деятельности. Северные алтайцы (устаревшее «черневые татары») принадлежат к уральской контактной расе. Основой жизни их были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы (устаревшее «ойроты», «белые калмыки») принадлежат к наиболее монголоидному центрально-азиатскому типу). Занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросительных каналов. Основной тип жилища – переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды – овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел.
Традиционной религией был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII–XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в конце XIX в. Оформилось религиозное национальное движение бурханизм), а в середине XIX в. – христианство. Существовал лунный календарь, в котором месяцы названы по фенологическим или хозяйственным признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.
Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость. Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и др. Новокрещенным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 г. алтайцы причислены к оседлым жителям. В 1990-х гг. 72,9% алтайцев проживали в селах, основное занятие – отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.
КУМАНДИНЦЫ – (варианты самоназвания тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи) – тюркский народ, проживающий в верхнем и среднем течении р. Бия. В административном отношении это территории г. Бийска, Красногорского и Солтонского районов Алтайского края, Турочакского района Республики Алтай и Таштагольского района Кемеровской области. По итогам Всероссийской переписи 2002 г. кумандинцев насчитывается 3114 чел. Из них 1704 проживают в городах: Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Таштагол. В Алтайском крае – 1663 чел. До 2002 г. кумандинцы были учтены в качестве отдельной народности лишь переписью 1926 г. Тогда на территории РСФСР их насчитывалось 6327 чел. Все они проживали на территории Сибирского края, в том числе 4948 – в Бийском округе, 1384 – в Ойратской автономной области (ныне Республика Алтай). В последующих переписях кумандинцы включались в состав алтайцев. В 2000 г. кумандинцы были отнесены к коренным малочисленным народам Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 255 от 24.03.2000 г.).
Антропологический тип кумандинцев, наряду с другими северными этносами алтайцев (челканцами и тубаларами), выделяется в самостоятельную северо-алтайскую расово-систематическую единицу, занимающую промежуточное положение между уральским и южно-сибирским антропологическими типами.
Язык кумандинцев является северным диалектом алтайского языка, входящего в уйгурскую группу тюркских языков. В языке кумандинцев выделяются три говора: турочакский, солтонский и старобардинский. Письменность создана в начале XX в. на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде.
Принято выделять верхних (орё куманды) и нижних (алтына куманды) кумандинцев, проживающих соответственно в верхнем и нижнем течении р. Бия. В основу выделения этих групп положены некоторые отличительные особенности культуры и хозяйства у верхних и нижних кумандинцев.
Традиционное занятие кумандинцев – это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.п. Кроме того, кумандинцы работают врачами, учителям, инженерами, строителями и т.д. В г. Бийске много коренных жителей работали на лесозаводе, который занимается заготовкой леса, его первичной обработкой, а также производит готовую продукцию. Но завод в данное время работает на грани закрытия, и в связи с этим многие кумандинцы потеряли рабочие места. Кумандинцы, проживающие в сельской местности, в основном работали в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, но в последнее время и эти формы хозяйствования утрачивают деятельность и опять – потеря рабочих мест. В связи с низким профессиональном уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнения сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания.
Источники информации:
- Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 34–35.
- Национальный состав населения Алтайского края: итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Барнаул, 2005. 63 с.
- Назаров И. И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная культура: монография / И. И. Назаров; отв. ред. Н. А. Томилов. Барнаул: 2013. 192 с.
Традиционная одежда Алтайцев
Традиционная одежда для Алтайцев, прежде всего, должна быть удобной. И мужчины, и женщины носят длинные рубашки без воротника, со свободными рукавами. В костюм входят широкие штаны. В летний период на костюм одевают халат, а в зимний период шубу из овчины. Халаты и шубы расписаны яркими узорами.
Овчинные шубы носят мехом внутрь и в теплую погоду, так как для этой местности присущ суровый климат. И шубы, и халаты не имеют пуговок, а подпоясываются широким поясом.
Женщины носят поверх халатов традиционные кардиганы в пол, которые называются чегедек.
Так же неотъемлемой частью гардероба Алтайцев являются головные уборы. Цилиндрически и круглые шапки делают из ткани и меха, в зависимости от времени года. С давних времен Алтайцы умели ткать, поэтому сами производили ткань из конопли и крапивы.
Новоалтайск — город лучшего будущего
По правый берег реки Обь расположился Новоалтайск. На два берега город поделен рекой Чесноковкой. Городской статус закрепился за Новоалтайском только в 1942 г. Местные жители очень любят родной город за потрясающую природу, уютные и красивые улочки. По уровню жизни Новоалтайск даже обошел Барнаул и был признан самым комфортным для проживания во всем Алтайском крае. Проживают в Новоалтайске более 70 000 человек, в период с 2006 по 2012 гг. отмечалась убыль населения.
Сегодня это город молодых и талантливых. Местные власти много внимания уделяют развитию молодежи и ее будущего. Для жителей есть музеи, дом культуры, развлекательные учреждения, дети и студенты получают хорошее образование. Все направлено на то, чтобы люди не покидали родные края, оставались здесь работать.
Экономика Новоалтайска развивается благодаря близости с Барнаулом. С этим городом его связывают культурные, экономические и производственные связи. Развитая производственная сфера и хорошее географическое положение делают его важным железнодорожным узлом Алтайского края.
Экологическая обстановка не очень благоприятная, загрязнены местные реки, на берегах построены инженерные сооружения, не редкость и мусорные завалины на городских окраинах. Это негативно влияет на качество местной экологии.
Жизнь и традиции алтайского народа
В племени, алтайцы делятся на роды, которые ведутся по линии отца. В роду мужчины могут наследовать охотничьи угодья.
С ярким колоритом проходят свадьбы, которые празднуют два дня. Мужчина в семье добытчик, который с уважением относится к женщине, и берет на себя полную ответственность за нее.
Мальчиков с детства обучают охоте, рыбалке, а девочек гостеприимству – как подавать чай, сладости. После того, как дети вырастут, с родителями остается младший сын, который по традициям Алтая, ухаживает за родителями до смерти.
Народ Алтая занимается:
- Земледелием;
- Охотой и рыболовством;
- Скотоводство;
- Сбор ягод и кореньев;
- Ручная обработка бересты, войлока, дерева, кожи.
Барнаул — крупнейший город края
Барнаул раскинулся на левом берегу реки Обь. Здесь сосредоточено 27% народонаселения всего края. В 2009 г. впервые был отмечен естественный прирост за много лет. Более 89% жителей являются русскоязычными, в Барнауле также проживают и другие национальности:
- немцы;
- украинцы;
- татары;
- армяне;
- белорусы.
Сегодня основной прирост народонаселения повышается благодаря приезжающей молодежи, которая прибывает в Барнаул на учебу из мелких городков, поселков, деревень. В городе есть институты, академии, вузы.
Заработные платы здесь невысокие, при этом высокие цены на продукты, коммунальные услуги. Именно поэтому кто-то работает на двух работах, а кто-то покидает родной Барнаул в поисках более высоких зарплат. Местные жители трудятся на заводах, в сфере торговли. Неважно из-за промышленности обстоят дела с экологией, загрязнены некоторые реки.
Много в этом городе религиозных сообществ, самый высокий процент барнаульцев относит себя к православным. Есть здесь лютеранская, католическая, мусульманская общины.
Религия алтайского народа
Алтайцы очень духовный и религиозный народ. Они поклонялись верховным божествам, правителям царства мертвых, духу воды, духу горы и другим природным духам. В религии присутствовало жертвоприношение, когда убивали лошадей.
Также коренные жители Алтая верили в злых духов, поэтому у них по сей день есть шаманы. Шаманы помогали изгнать их, а также излечиться от болезней. Шамана можно выделить из толпы, их традиционные костюмы существенно отличаются от других алтайцев. У шаманов множество религиозных атрибутов в виде бубна, перьев и т.п.
Шаманы могли лечить болезни, давать дельные советы и даже предсказывать будущее.
Теленгиты
Малый этнос в составе алтайского, проживающий издавна в южной части Алтайских гор, приграничных с Монголией и Китаем территориях. Их часто называют телесами, происхождение теленгиты ведут от древнего тюркского племени «теле». Племя «теле» или долгане появилось в китайских хрониках V-VI вв. н. э.
Среди теленгитов, впрочем, как и у всех алтайских малых этнических сообществ, огромную роль играет институт рода (сеока). В свете родовых отношений определяются новые браки, развиваются семейные отношения. Сегодня у теленгитов различают 18 родов-сеоков, наиболее многочисленными из них являются кобок, иркит, телес, кыпчак, сагал, моол.
В религии теленгитов тесно сплелись традиционный шаманизм, они ощутили на себе влияние православия, буддизма (ламаизма) и так называемой «Белой веры» бурханизма. От буддистов телесы взяли календарь животных с двенадцатилетним циклом.
Основными шаманскими культами стали культ природы или поклонение духам (ээзи). Они почитали горные высокие перевалы, преодолев которые, они всегда оставляли духу горы подарки, складывали камни (обоо), втыкали в них ветви и повязывали на них светлого тона ленты.
Теленгиты всегда почитали водоемы, священные родники, реки и горные озера. Они считали, что у каждого водоема, у целебных источников есть своя хозяйка «Суу ээзи», представляли они хозяйку в виде юной девушки, взрослой женщины или старухи. Чем крупнее водоем, тем могущественнее и коварнее его хозяйка.
Почитали телесы тотемных и посвященных животных, большое значение в шаманских обрядах имел схожий с тувинцами, якутами и бурятами культ собаки. Именно с собакой телесы связывают репродуктивность и весь жизненный цикл людей. Уважительно, как все кочевники, телесы относятся к огню, считают его живым существом, всегда его всячески оберегали, запрещали выносить его из жилища.
Традиционная еда народа Алтая
Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.
Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.
Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.
Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.
Алтайцы
Коренным немногочисленным народом Алтая являются алтайцы, населяющие предгорья и высокие горы этой красивой горной страны. В середине XIX столетия алтайцы, потомки древних джунгар, стали переходить постепенно от кочевой скотоводческой жизни к оседлой, долго делились на племена и родовые территориальные группы. Сегодня они разделяются на несколько народностей: алтайцы, шорцы, челканцы, телеуты (телесы), кумандинцы, тубалары, урянхайцы, теленгиты.
Происхождение алтайцев лучше всего освещает их язык. Язык алтайцев является основополагающим для многочисленных групп языков, тунгусо-манчжурских, японо-корейских, тюркско-монгольских и образует целую алтайскую языковую семью.
Традиционным алтайским жилищем стал аил, круглое национальное жилище, взявшее свои истоки от юрт центрально-азиатских кочевников. Алтайский аил непременно шестиугольный, это сакральное число у данного народа. Строится жилище из деревянного бруса, крыша его остроконечная, в ее середине находится небольшое отверстие для выхода дыма.
Сегодня в большинстве алтайских этнических деревень можно наблюдать соседство русского традиционного дома рядом с алтайским аилом. Аилы сегодня хозяйки используют как летнюю кухню, а живет семья в доме. Еда у данного народа в основном состоит из мяса, конины, говядины, баранины, молока и кисломолочных продуктов, сладкого и соленого теста.
Важнейшими общественными мероприятиями алтайцев-язычников являются «тяжыл-дыр», так называемый «праздник зеленых листьев». Проходит он в начале лета в новолуние и похож своим смыслом на Троицу у русских. Осенью с размахом проходит праздник «саарыл-дыр» или «праздник желтых листьев», посвященный началу зимнего сезона.
Один раз в два года в республике проходит общенациональный праздник «Эл-Ойын». На этот праздник приезжают делегации из всех районов республики, представители Казахстана, Тувы и Монголии. Дневная часть праздника проходит по типу старинных алтайских зайсанских спортивных игрищ, с выступлениями фольклорных коллективов и конкурсами национального костюма и горлового пения. Вечерняя часть праздника проходит уже по-современному с выступлениями приглашенных артистов, лазерными и пиротехническими шоу.