Набережные Челны- Достопримечательности: Православные и мусульманские святыни- Обзор достопримечательностей +Видео от путешественников

Достопримечательности и Набережные Челны. Набережные Челны – город в республике Татарстан, расположенные на берегу реки Кама. Городу принес популярность широко известный автомобильный завод Камаз, где выпускали грузовые автомобили.
Набережные Челны – молодой город, с широкими проспектами, зелеными аллеями и цветущими клумбами. Это многонациональный город, где переплетаются мусульманские мечети и православные храмы.

В Набережных Челнах множество разнообразных достопримечательностей, подробно с названием и описанием которых, ознакомимся далее.

Содержание

  • 1 Памятники архитектуры
  • 2 Мемориальные комплексы 2.1 Мемориальный комплекс «Родина-мать»
  • 3 Комплекс авангардных скульптур на бульваре Энтузиастов
  • 4 Памятники строителям города и КамАЗа
      4.1 Памятник строителям КАМАЗа
  • 5 Памятники известным жителям города
      5.1 Памятник Раису Беляеву
  • 5.2 Памятник Евгению Батенчуку
  • 5.3 Памятник Сергею Титову
  • 5.4 Памятник Низаметдинову
  • 6 Памятники творческим деятелям
      6.1 Мемориальный комплекс имени Мусы Джалиля
  • 6.2 Памятник Габдулле Тукаю
  • 6.3 Памятник Владимиру Высоцкому
  • 7 Памятники политическим деятелям
      7.1 Памятник Владимиру Ленину
  • 8 Обелиски
      8.1 Обелиск павшим в Великой Отечественной войне жителям села Боровецкое
  • 8.2 Обелиск павшим воинам в Великой Отечественной войне в посёлке Орловка
  • 9 Транспортные памятники
      9.1 Памятник трамвайному вагону
  • 9.2 Памятник пожарному автомобилю
  • 10 Прочие
      10.1 Памятник воинам-интернационалистам
  • 10.2 Памятник сотрудникам милиции
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • Памятники архитектуры


    Историко-культурное значение в Набережных Челнах имеют дома № 58, 64, 70, 72, 76, 80, 82, 84, расположенные по улице Центральная, и бывший больничный городок по улице Гагарина с прилегающими к нему территорией и постройками, поселок Элеваторная Гора (включая архитектурно-технический комплекс элеватора и жилые здания (улица Элеваторская, № 35, 37), здание бывшей школы), а также правобережье реки Мелекеска. Два городских здания числятся в государственном охранном реестре как архитектурные памятники республиканского значения — это церковь Космы и Дамиана и Свято-Вознесенский кафедральный собор. Единственным сохранившимся в городе памятником промышленной архитектуры является Набережночелнинский элеватор[2]. В 2002 году элеватор был включён в государственный охранный реестр местного значения[3].

    Храмы и церкви

    Мечеть Тауба

    Адрес: посёлок ГЭС, ул. Центральная, 6 Телефон: Соцсети: https://vk.com/club30021698

    Мечеть Тауба является главным храмовым комплексом мусульман Набережных Челнов. Это не только действующий храм, но также культовая достопримечательность.

    Храм возводили на пожертвования и денежную помощь мусульманских государств. Четверть расходов по его строительству взяло на себя Центральное управление мусульман России. Дата открытия мечети была приурочена к 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией.

    Строение мечети имеет необычное архитектурное решение в виде террасы для прогулок на крыше. Высота минарета – 53 м. На северном фасаде — витражи из литого стекла. Внутренний зал отличается великолепной акустикой, а интерьеры отделаны белым мрамором. Молельный зал вмещает 130 мест.

    Вознесенский Собор

    Адрес: с. Боровецкое, пр. Чулман, 127 Телефоны:, 72-67-22 Сайт: https://www.prihod.eparhia.ru/ Время работы: понедельник – пятница с 9-00 до 17-00

    Православный собор Московского Патриархата имеет статус Подворья Архиерея и является архитектурным памятником государственного значения.

    Одно из самых старых храмовых сооружений в городе и области.

    Свято-Вознесенский Собор — третье церковное сооружение, построенное здесь. Первой была небольшая деревянная церковь. Второй – большая каменная церковь 1872 года постройки, разрушенная после революции. Сейчас — современный собор, восстановленный на месте дореволюционного.

    Каменная церковь 1872 года называлась Боровецкой (по названию села – Боровецкое). Основная часть денег на её строительство была пожертвована купцом и писателем Иваном Стахеевым. Количество прихожан в то время составляло почти 2000 человек.

    После революции каменная Боровецкая церковь только через несколько десятков лет, в конце 20-го столетия, отстроена заново. Вместе с восстановлением каменных стен собора, была дополнительно возведена колокольня, построена отдельная крестильня, обустроен парк. Сооружение получило статус собора и название Свято-Вознесенский.

    АК Мечеть

    Адрес: 2-й комплекс, 14, бульвар Энтузиастов, 13 Телефоны:, +7 (855) 238-67-02 Сайт: https://akmechet.ru/ Соцсети: https://vk.com/club17237101

    Самая молодая мечеть Набережных Челнов. Имеет второе название — Белая мечеть.

    В её строении располагается медресе – учебное заведение. В нём готовят священнослужителей – имамов (на священнослужителей учатся мужчины) и преподавателей арабского языка. Здесь также готовят воспитателей детского сада (учатся девушки). Есть дневные, вечерние и заочные отделения. Созданы современные условия для жизни и учёбы – учебные классы, библиотека, молитвенный зал, спортзал и столовая, общежитие.

    На базе АК Мечети проводятся лекции для студентов, научные конференции, молодёжные конкурсы. Работают воскресные курсы по изучению ислама.

    Мечеть Нур-Ихлас

    Адрес: пр. Чулман, 110 Телефоны: +7 (8552) 56–85–58 +7 (8552) 56–65–99

    Нур-Ихлас – самая большая мечеть Набережных Челнов. Высота её минарета — 46 м. Вместимость – 500 человек. Есть два входа – для мужчин и для женщин.

    Построена в 90-х годах недалеко от парка «Прибрежный», напротив Набережночелнинского санатория. Стиль постройки – модерн. Автор проекта – В. Л. Манукян.

    Мечеть Нур-Ихлас занимается религиозной и просветительской деятельностью. Проводят традиционные мусульманские обряды: никах (бракосочетание), для новорождённого ребёнка – имянаречение, а также намаз (обращение к богу, молитва) и чтение Корана.

    Храм Серафима Саровского

    Адрес: пр. Набережночелнинский, 17А Телефоны: +7 (8552) 45–11–25 Сайт: https://www.serafima-sarovskogo.ru Соцсети: https://vk.com/serafima_sarovskogo Режим работы: ежедневно с 8 – 00 до 18 – 00

    Православный храм постройки 2006 года возведен на месте старой дореволюционной церкви. Он расположен на берегу реки Кама. Название старой церкви – во имя Ильи Пророка – сохранилось в названии часовни, построенной рядом. При восстановлении храма заново возведена колокольня.

    Сегодня храм украшен уникальным иконостасом, расписанным палехскими живописцами. Стиль росписи – лаковая миниатюра. Художники, выполнившие роспись иконостаса, являются представителями семейных династий иконописцев.

    В храме хранится старинная икона Серафима Саровского. Она украшает алтарь справа. Серафим Саровский – один из самых известных подвижников русской православной церкви. Храм постройки конца 90-х и начала 2000-х был назван в его честь, как надежда на спасение в тяжёлое постперестроечное время. Сегодня в храме хранятся мощи святого.

    Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

    Мемориальные комплексы

    Мемориальный комплекс «Родина-мать»

    Основная статья: Родина-мать (Набережные Челны)


    Является одним из первых произведений монументальной скульптуры в городе, расположен в его старой части на остановке «Студенческая». Открыт 9 мая 1975 года к 30-летию Победы[4]. Автор монументального комплекса — скульптор-монументалист Ильдар Ханов[5]. По мнению специалистов, для строительства подобного сооружения требовалось как минимум 2-2,5 года. А памятник построили в рекордные сроки — за 2 месяца 17 дней[6]. Для выражения идеи величия народного подвига автор использует древнеегипетский миф о бессмертной птице Феникс. Она представляется гигантской, неудержимо мощно летящей над поверхностью птицей, с лицом женщины, телом орлицы. Правой рукой она благословляет своих детей, а меч держит в левой. При всей её огромной массе, рассечённой повторяющимися напряженными ритмами, создается впечатление мощного полета.

    Строительство и открытие памятника повлекло за собой благоустройство всего близлежащего района. В течение полугода приводилось в порядок расположенное неподалёку кладбище, прокладывали трамвайные пути, строили новые дома, и саму площадь перед памятником[7].

    Озеро Лесное

    Живя в городе, всегда хочется отдохнуть на свежем воздухе. Если вы однажды придёте сюда, то это озеро останется вашим любимым местом, ведь чудесной красоты природа никого не оставит равнодушным.

    Здесь можно устроить пикник, покататься на велосипеде по лесу, позаниматься спортом на тренажёрах. Неподалеку есть и детская площадка, поэтому сюда можно смело отправляться с детьми. Кстати, есть повод вернуться на озеро зимой — здесь организуют горки с тюбингами.

    Также, для людей, предпочитающих экстремальный вид отдыха, рядом с озером разбит веревочный городок. Недалеко находится конная школа «Тулпар», поэтому здесь часто проезжают красивые и подтянутые лошадки. Ниже мы расскажем о зоопарке, который находится при этой школе.

    Как проехать: остановка Дворец спорта, от неё идти прямо в сторону Камы 450 метров, далее поворот налево и прямо ещё 220 метров.

    Координаты: 55.758926°, 52.391096°

    Автор: plaksimovaulyana

    Комплекс авангардных скульптур на бульваре Энтузиастов

    Является одной из визитных карточек Набережных Челнов. Автором является скульптор Ильдар Ханов, который работал над этим комплексом почти 10 лет — с 1982 по 1991 годы[6]. В состав комплекса входят такие скульптуры, как «Противостояние»(«Семья»), «Эволюция» (1982), «Гармония» (1982), «Пробуждение» (1983), «Древо жизни»(1989), «Ангел-хранитель» (1991). По задумкам Ильдара Ханова, композиция должна была насчитывать несколько десятков скульптур. В качестве материала скульптур использовал бетон с мозаикой. Абстрактные формы, покрытые смальтой, не имеют четкого объёма и пластической массы.

    Отзывы туристов

    • Оксана, Бугульма

    Приезжали вместе с мужем и детьми, остались довольны. Очень много памятников архитектуры. Сходила с детьми в дельфинарий и парк Победы, остались под впечатлением. Город большой и зеленый, чистенький. Приятно провели время, но не успели всё посмотреть, так что хотим вернуться через пару годиков, когда дети подрастут.

    • Михаил, Самара

    Слышал раньше о Челнах как о городе с грузовиками, да и всё. Приехал в качестве командировки. В выходные деваться некуда, решил посмотреть где отдохнуть и был приятно удивлен. Теперь хочу вернуться вместе с семьей.

    • Наталья, Казань

    В детстве часто ездила сюда зимой. Этим летом решила освежить воспоминания и взяла отпуск, чтобы приехать. Очень понравилась экскурсия от картинной галереи и исторический музей, проводила и там, и там почти весь день. Условиями тоже осталась довольна – город чистый, отель попался хороший.
    Набережные Челны – прогрессивный город, совершенствующийся с каждым днём. Турист, знающий куда сходить, безусловно проведет отдых с пользой – так, чтобы остались только приятные воспоминания.

    Памятники строителям города и КамАЗа

    Памятник строителям КАМАЗа

    Памятник расположен в начале промплощадки Камского комплекса заводов по производству грузовых автомобилей, напротив поворота трамвайной линии, идущей вдоль Автодороги № 1, к жилым кварталам Автозаводского района. На вершине рукотворного холма водружены скрепер и бульдозер, над которой развивается флаг Татарстана. Памятник был сооружен в 1981 году в ознаменование пуска второй очереди КамАЗа. Авторами памятника являются члены знаменитой краснознаменной бригады автоскреперов из УМС «Камгэсэнергостроя», возглавляемой кавалером двух орденов Ленина, заслуженным строителем Татарии Наурбиевым Уматом Камбулатовичем, сумевшим сплотить бригаду, в которой дружно трудились представители двух десятков наций и народностей Советского Союза. На этой технике «Наурбиевцы» выполнили немало земельных работ в период строительства автозавода.

    Памятники известным жителям города

    Памятник Раису Беляеву

    Памятник представляет из себя треугольную плиту, которая символизирует строительство города, колонна — строительство завода, а их взаимосочетание символизирует зависимость города от завода. Барельеф Беляева на этом памятнике подчеркивает его причастность и историческую роль в возведении города и завода.

    Памятник Евгению Батенчуку

    Открыт в 2002 году в честь бывшего руководителя «Камгэсэнергостроя», героя Социалистического Труда, участника Великой Отечественной войны, кавалера многих орденов и медалей, заслуженного строителя страны и Республики Татарстан, почетного гражданина города Евгения Батенчука, под руководством которого был построен город и автозавод. Памятник был разработан и создан за очень короткий срок челябинским скульптором С. Ворбьевым и челнинским архитектором В. Манукяном и представляет собой бронзовый бюст, стоящий на мраморном постаменте.

    Памятник Сергею Титову

    Посвящён директору Набережночелнинского картонно-бумажного комбината, лауреату Государственной премии Республики Татарстан, обладателю орденов Почета и «За заслуги перед Республикой Татарстан», медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Ветеран труда» Сергею Титову. Открыт 13 сентября 2012 года — в день годовщины со дня его смерти — около административного здания предприятия[8][9].

    Памятник Низаметдинову

    Памятный знак Низаметдинову Равилю Мифтаховичу, герою Социалистического Труда, заслуженному работнику сельского хозяйства РСФСР.

    Памятники творческим деятелям

    Мемориальный комплекс имени Мусы Джалиля

    Памятник воздвигнут в честь татарского поэта Мусы Джалиля.

    Памятник Габдулле Тукаю

    Один из новых памятников в Набережных Челнах. Воздвигнут в честь народного татарского поэта, литературного критика, публициста и общественного деятеля. Открыт 22 ноября 2011 года в Новой части города, в сквере возле дома 16/09, неподалеку от остановки «Улица Ершова»[10]. Автором шестиметрового монумента является казанский скульптор Владимир Демченко[11]. Памятник представляет собой единую скульптурную композицию. Помимо центральной фигуры поэта в неё вошли и персонажи его сказок — Шурале, Су Анасы и другие[12].

    Памятник Владимиру Высоцкому


    Челнинский памятник Владимиру Высоцкому является самым большим в России. В высоту он достигает 9 метров[13]. Памятник установлен 29 ноября 2003 года на площади, носящий его имя, возле бывшей гостиницы «Кама», где популярный бард останавливался на несколько дней в 1974 году. Это были его единственные гастроли в Челнах в составе труппы Московского театра на Таганке. Высоцкий не только был занят в спектаклях, но и с неизменным успехом пел на строительных площадках КамАЗа.

    Сам памятник представляет собой композицию, изображающую разрезанный колокол, гитару и нечто похожее на театральную сцену. Архитектором памятника является Владимир Нестеренко[14]. По его замыслу гитара — символ творческой деятельности Владимира Семеновича, колокол — символ добрых чувств и эмоций, пробужденных творчеством Высоцкого.

    Родник «Святой ключ»

    Во времена купеческой Елабуги, когда колокольный звон Елабужских церквей и соборов разливался далеко по окрестностям, вокруг города находилось семь святых целебных родников. С того времени, в неизменном виде остался только один источник.

    Святой источник хорошо обустроен, каптирован, построена часовня, оборудованы стоянка для транспорта, спуск и подходы. Есть купальня с купелью, здесь находится вода из подземного родника, где можно будет искупаться в летние жаркие дни, но будьте осторожны — вода холодная.

    Это тихое, спокойное место для единения с самим собой и своими мыслями. Здесь можно прочувствовать всю прелесть живой, чистой природы, полюбоваться видами нашего края и сделать красивые фотографии, которые ещё долгое время будут вас радовать.

    Где и как проехать: 22 км от города в сторону Елабуги. Родник расположен на южной опушке лесного массива «Малый бор» национального парка «Нижняя Кама», в 3 км восточнее города Елабуга.

    Обелиски

    Обелиск павшим в Великой Отечественной войне жителям села Боровецкое

    Открыт в преддверии праздника Победы в 2011 году в память о павших в Великой Отечественной войне жителей села Боровецкое. Памятник был возведен напротив Свято-Вознесенского собора. Новый памятник, облицованный гранитной плиткой и украшенный звездой победы, воздвигнут в замену старому, просуществовавшему напротив Вознесенского собора несколько десятков лет[15].

    Обелиск павшим воинам в Великой Отечественной войне в посёлке Орловка

    Строители «Челныгорстрой» в память о погибших жителях села Орловка в годы Гражданской и Отечественной войны соорудили памятный знак в виде огня. Холм, на котором воздвигнут Памятный знак, напоминает пятиконечную звезду, из которого выбивает пламя, выполненное из красного гранита. На камне высечены 186 имен павших. Автор-художник завода камнеобработки Платон Захарчук.

    Первая перепись в США, Потсдамская конференция и футбольный клуб «Порту»

    2 августа 1790 года подведены итоги первой переписи населения в США. Она показала, что в стране на тот момент проживало 3 929 326 человек, из которых 697 681 были рабами. Результаты переписи для штанов Делавэр, Джорджия, Нью-Джерси, Виргиния были утеряны между 1790 и 1830 годами.

    2 августа 1812 года в Одессе началась эпидемия чумы после заключения мирного договора между Российской и Османской империями. Торговля стала свободной, и большое количество коммерческих судов из турецких портов хлынули в Одесский порт. К 31 декабря 1812 года в городе заболели чумой 4 038 человек, умерли — 2 632, то есть Одесса потеряла каждого 9-го жителя.


    Фото wikipedia.org

    2 августа 1824 года в Нью-Йорке открылась Пятая авеню. Эта улица по праву считается одной из самых известных в городе, ведь именно на ней располагаются многие знаменитые здания, музеи и магазины города. Улица пересекает Манхэттен от парка Вашингтон-сквер в Гринвич-Виллидж, проходит вдоль восточной границы Центрального парка до 142-й улицы у реки Гарлем. А сам участок Пятой авеню между 34-й и 60-й улицами является одной из крупнейших и дорогих торговых зон в мире, в которой представлены магазины всех известных марок одежды, обуви, парфюмерии и предметов роскоши.

    2 августа 1906 года в Португалии был создан футбольный клуб «Порту». Эта команда входила в число самых титулованных и успешных клубов страны. «Порту» вместе с «Бенфикой» и лиссабонским «Спортингом» формируют «Большую тройку» в Португалии. В августе 1906 года за клуб взялся Жозе Монтейру да Кошта, также регулярно бывавший в Англии. Ради своей затеи он отказался от места в руководстве оздоровительного клуба Grupo do Destino, пользовавшегося государственной финансовой поддержкой. В течение нескольких месяцев были созданы штат клуба, его устав, совет директоров, а также появились второстепенные секции легкой атлетики, бокса, крикета, тенниса и водного поло. На счету «Порту» 71 национальный титул: 29 побед в чемпионате страны, 21 Кубок Португалии и рекордный 21 Суперкубок Португалии.


    Фото wikipedia.org

    2 августа 1945 года окончилась Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании. Она занимает особое место в мировой истории. На повестке стояли вопросы мирного послевоенного устройства Европы, в частности, о порядке подготовки мирных договоров с бывшими вражескими государствами. Для решения этих вопросов Потсдамская конференция с учетом некоторых поправок делегации СССР утвердила проект американской делегации об учреждении Совета министров иностранных дел (СМИД). В состав этого органа вошли главы внешнеполитических ведомств СССР, Великобритании, США, Франции и Китая — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Первоочередной задачей, поставленной перед СМИД, стало составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Кроме того, на Совет была возложена подготовка документов по мирному урегулированию для Германии, которые примет немецкое правительство после своего образования.

    Алексей Нечаев
    ОбществоИстория Татарстан

    Транспортные памятники

    Памятник трамвайному вагону


    Памятник вагону модели 71-605 производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, открывавшему трамвайное движение в Набережных Челнах 8 октября 1973 года — установлен на территории городского трамвайного депо — ООО «Электротранспорт»[16]. Внутри вагона оборудована мини-экспозицию по истории трамвайного движения.

    Памятник пожарному автомобилю

    Открыт 1 июля 2011 года. Памятник посвящён первому пожарному автомобилю ЗИС-5, поступившему на вооружение Набережночелнинских пожарных. Данный автомобиль стоял на вооружении пожарной команды города с 1950 года. Памятник расположен перед зданием Пожарной части-56 15-го отряда ФПС. Открытие памятника было приурочено к тридцатилетней годовщине образования военизированной пожарной охраны в Набережных Челнах[17][18].

    Примечания

    1. [old.nabchelny.ru/museum/okhrana_pamiatnikov/2010-04-12/o_sokhranenii_obektov_kulturnogo_naslediia О сохранении объектов культурного наследия города Набережные Челны](недоступная ссылка — история
      ). www.old.nabchelny.ru. Проверено 16 марта 2013.
    2. В. Ермаков.
      [v-chelny.ru/news/istoriya-stroitelstva-chelninskogo-elevatora/ История строительства Челнинского элеватора]. Вечерние Челны (29 сентября 2004). Проверено 24 февраля 2013. [www.webcitation.org/6FJjxoJDI Архивировано из первоисточника 23 марта 2013].
    3. [chelni.info/elevator-chelny.php Набережночелнинский элеватор: история]. www.chelni.info. Проверено 24 февраля 2013. [www.webcitation.org/6FJjza6TX Архивировано из первоисточника 23 марта 2013].
    4. [moi.nabchelny.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=detail&id=353&Itemid=8 Фотогалерея «Мои Челны»: Мемориальный комплекс «Родина-мать»]. www.moi.nabchelny.ru. Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6FizqxS3j Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    5. Людмила Пахомова.
      [elabuga.com/hall/_hanov_fenomen.html Феномен Ильдара Ханова]. www.elabuga.com (16 августа 2011). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6FizriSGZ Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    6. 12Эльмира Яковлева.
      [v-chelny.ru/news/luchshie-pamyatniki-i-skulpturi-goroda/ Лучшие памятники и скульптуры города]. Вечерние Челны (23 июня 2004). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6FizsZIN3 Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    7. Ольга Арминен.
      [www.chelnyltd.ru/obshchestvo/chelovechishche Человечище]. Челны ЛТД (10 мая 2011). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6FizuKCmH Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    8. [www.chelnyltd.ru/obshchestvo/otkrit_pamyatnik_titovu Открыт памятник Титову]. Челны ЛТД (13 сентября 2012). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fizx89b3 Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    9. [www.stv-media.ru/about/news/detail.php?ID=9934 Памятник Титову открыли в городе]. www.stv-media.ru (13 сентября 2012). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fizzkd5e Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    10. [www.chelnyltd.ru/novosti/Otkrit_pamyatnik_Tukayu Открыт памятник Тукаю]. Челны ЛТД (22 ноября 2011). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fj01Lexx Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    11. [www.chelny-izvest.ru/facts/4795.html В Челнах открыли памятник Тукаю]. Челнинские известия (23 ноября 2011). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fj04wYse Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    12. [www.stv-media.ru/about/news/detail.php?ID=5803 Памятник Габдулле Тукаю открыли в Челнах]. www.stv-media.ru (22 ноября 2011). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fj09dTHg Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    13. [www.komandirovka.ru/dostoprim/detail.php?ID=124783220 Описание достопримечательности: Памятник Владимиру Высоцкому]. www.komandirovka.ru. Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fj0BRidh Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    14. [chelny-guide.info/city/pamyatniki/402-pamyatnik-vladimiru-vysockomu.html Достопримечательности Набережных Челнов: Памятник Владимиру Высоцкому]. chelny-guide.info. Проверено 2 февраля 2021.
    15. [www.pravchelny.ru/pnews/?ID=2313 На Боровецком бульваре открыт памятник.]. www.pravchelny.ru (6 мая 2011). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fj0CuXCM Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    16. [transphoto.ru/vehicle/100341/ Набережные Челны, трамвайный вагон № 1]. Transphoto.ru. Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fj0ESvnf Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    17. Светлана Малакаева.
      [www.edinstvo-news.ru/gorod-i-gorozhane.-stati/1279-relikviya-na-postamente.html Реликвия на постаменте]. www.edinstvo-news.ru (7 июля 2011). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fj0FuDyx Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].
    18. [federalpolit.ru/govbody/mchs-1680/news/154400292/ В Набережных Челнах к 30-тилетию 15-го отряда Федеральной противопожарной службы по РТ был открыт необычный памятник]. www.federalpolit.ru (4 июля 2011). Проверено 10 марта 2013. [www.webcitation.org/6Fj0H4zYC Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013].

    Парки, строения, развлечения

    Парк Прибрежный

    Адрес: пересечение пр. Хасана Туфана и ул. Раскольникова Режим работы: круглосуточно

    «Прибрежный» — самый большой городской парк Набережных Челнов. Условно делится на три зоны: прибрежную, лесопарковую и центральную (бульварную).

    Основная часть парка высаживалась для защиты города от ветров. Сегодня он выглядит как настоящий хвойный лес с озером посередине. Между стволов сосен натянуты верёвочные переправы – это верёвочный парк «Тарзан».

    На территории парка летом работают многокилометровые веломаршруты. Зимой — лыжные трассы. Одна из них протянута через озеро. Проводятся вело и лыжные марафоны. Есть прокат велосипедов и беговых лыж, катание на тюбах. Для вечерних развлечений парк освещается.

    Есть центральная площадь – Майдан, на которой проводят концерты и праздники. Она вмещает до 15 тыс. человек. Есть ипподром с конной школой. И выход к берегу и обустроенному пляжу.

    Парк Культуры и Отдыха

    Адрес: пер. Парковый, 9а и пр. Мира, 81 Телефон: +7 (8552) 570-746 Сайт: https://www.park-chelny.ru/about/ Режим работы: понедельник — воскресенье с 9-00 до 22-00

    Парк Культуры и Отдыха основан в 1972 году на территории лесополосы, на окраине города. Сегодня состоит из двух парковых территорий общей площадью 11 га. Имеет 3 сценические площадки и 78 аттракционов – детских, семейных, экстремальных.

    Парк Победы

    Адрес: пр. Мира, 21 7 Телефон:, +7 960-068-58-26 (администратор) Соцсети: https://vk.com/park_pobedy_chelny Режим работы: май – сентябрь с 10-00 до 22-00, октябрь – апрель с 10-00 до 20-00. Стоимость колеса обозрения: 200 руб. взрослый, 150 руб. ребёнок до 9 лет.

    Парк Победы открыт в 1975 году. Здесь 7 га территории и 50 аттракционов. Самый популярный парк Набережных Челнов, отмеченный на Всероссийских выставках наградами за озеленение и благоустройство. Входит в десятку лучших развлекательных парков России.

    На территории парка работают 3 сценические площадки, есть зона военной техники (танк, пушка, гаубицы), новое колесо обозрения 2016 года постройки.

    Дельфинарий

    Адрес: г. Набережные Челны, посёлок ГЭС, ул. Набережная Тукая, 121 Телефон:, 8-800-707-45-47 (бесплатный звонок) Сайт: https://delfinariy-chelny.ru/ Время работы: вторник – воскресенье с 9-00 до 19-00, выходной – воскресенье. Стоимость билетов определяется программой: минимальная стоимость от 800 руб. взрослый, от 600 руб. дети 7-17 лет, от 500 руб. дети 3-7 лет, дети до 3-х лет бесплатно.

    Единственный стационарный дельфинарий в Поволжье. Принимает одновременно 350 посетителей. Здесь есть свои, рождённые в чаше бассейна, дельфинята.

    Здесь показывают традиционное для аквазоопарков выступление морских животных — дельфинов, морских львов, морских котиков.

    В дельфинарии проводятся образовательные занятия и экскурсии, свадебные фотосессии, дни рождения, шоу.

    Парк Гренада

    Адрес: Новый Город, пр. Московский, 104А Сайт: https://vk.com/nch.extreme.park

    Парк Гренада – открыт сравнительно недавно, в 2012 году. Получил статус экстрим-парка.

    Здесь есть площадка для паркура, скалодром, верёвочная полоса. Обустроены поля для волейбола, баскетбола, футбола, размещены тренажёры. Для детей и подростков есть поролоновая яма и военизированная полоса. А также специальная трасса – пам-трек с ямами, кочками и уклоном – для велосипедистов и любителей радиоуправляемых моделей.

    В парке Гренада проводят:

    • байк-шоу;
    • стрит-рейсинг;
    • гонки на автомобилях;
    • гонки на грузовиках.

    Также есть прокат картинга, работают бары и дискотеки.

    Площадь Азатлык

    Адрес: пр. Хасана Туфана, пл. Азылтык

    Азатлык, или площадь Свободы — самая большая площадь Набережных Челнов, место проведения главных городских праздников. Здесь проходят Парад Дедов Морозов, празднование Масленицы, утренняя йога для горожан. В зимнее время работает прокат коньков. Круглый год продаются сувениры.

    Городской пляж

    Адрес: Новый Город, парк Прибрежный Телефон:

    Центральный городской пляж расположился возле парка Прибрежного. Для качественного и спокойного отдыха здесь проведены работы по очистке дна, обустроены туалеты, работает медпункт, есть пост спасателей.

    Русский драматический театр «Мастеровые»

    Адрес: ул. Академика Рубаненко, 7 Телефон: (служба продаж) Сайт: https://russdramteatr.ru/index.php/ru/ Соцсети: https://vk.com/rusdramteatr Стоимость: от 550 руб. в зависимости от спектакля

    Название театра – «Мастеровые» – связано с его историей. В первой постановке (1975 г.) работали не профессиональные артисты, а рабочие . Это была дипломная работа будущего руководителя театра Юрия Михайловича Колесникова, выпускника Московского института культуры.

    Современный состав театрального коллектива – выпускники Казанской и Санкт-Петербургской академии культуры и театрального училища. Среди них – главный режиссёр Денис Хуснияров, художественный руководитель Валентин Ярюхин. Артисты: Евгений Федотов, Евгений Гладких, Анна Дунаева (академия культуры в Санкт-Петербурге), Александра Ольвина, Александра Петрова, Алексей Ухов (Казанское театральное училище).

    Среди постановок – классика и современность. Пьесы по произведениям Горького, Шварца, Киплинга, Булгакова, Набокова. Среди наиболее известных постановок театра: «Плутни Скапена» (по пьесе Жана Батиста Мольера), «Событие» (по рассказу Владимира Набокова), «Круглянский мост» (по повести Василия Быкова), «Две стрелы» (по пьесе Александра Володина).

    Также на сцене театра проводятся праздничные представления и спектакли к Новому году.

    Отрывок, характеризующий Памятники Набережных Челнов

    Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».) – Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это. Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал. Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном. Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю. – Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем… Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый. – А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего. – Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел. Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!» – Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству? Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него. – Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров! – Ваше сиятельство, я полагал… – Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты. Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п. Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул. – Др… или дура!… – проговорил он. «И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой. – А княгиня где? – спросил он. – Прячется?… – Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении. – Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол. Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить. – Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга. Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его. – Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j’ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она. – Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь. – Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал. – Нет, mon pere. [батюшка.] Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился. После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора. Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу. – Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует. – Не нужно ли чего? – Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.] – Ну, хорошо, хорошо. Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской. – Закидана дорога? – Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости. Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом. – Ну, хорошо, хорошо. Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет. Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге. Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты. Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль. Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!» – Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия. – Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем. – Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А? – Помни, что для тебя от этого зависит всё. В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение. «Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас. Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны. – Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло. Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности. – Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!] Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье. – Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо! Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны. – Нет, это нельзя, – сказала она решительно, всплеснув руками. – Non, Marie, decidement ca ne vous va pas. Je vous aime mieux dans votre petite robe grise de tous les jours. Non, de grace, faites cela pour moi. [Нет, Мари, решительно это не идет к вам. Я вас лучше люблю в вашем сереньком ежедневном платьице: пожалуйста, сделайте это для меня.] Катя, – сказала она горничной, – принеси княжне серенькое платье, и посмотрите, m lle Bourienne, как я это устрою, – сказала она с улыбкой предвкушения артистической радости. Но когда Катя принесла требуемое платье, княжна Марья неподвижно всё сидела перед зеркалом, глядя на свое лицо, и в зеркале увидала, что в глазах ее стоят слезы, и что рот ее дрожит, приготовляясь к рыданиям. – Voyons, chere princesse, – сказала m lle Bourienne, – encore un petit effort. [Ну, княжна, еще маленькое усилие.] Маленькая княгиня, взяв платье из рук горничной, подходила к княжне Марье. – Нет, теперь мы это сделаем просто, мило, – говорила она. Голоса ее, m lle Bourienne и Кати, которая о чем то засмеялась, сливались в веселое лепетанье, похожее на пение птиц. – Non, laissez moi, [Нет, оставьте меня,] – сказала княжна. И голос ее звучал такой серьезностью и страданием, что лепетанье птиц тотчас же замолкло. Они посмотрели на большие, прекрасные глаза, полные слез и мысли, ясно и умоляюще смотревшие на них, и поняли, что настаивать бесполезно и даже жестоко. – Au moins changez de coiffure, – сказала маленькая княгиня. – Je vous disais, – с упреком сказала она, обращаясь к m lle Bourienne, – Marieie a une de ces figures, auxquelles ce genre de coiffure ne va pas du tout. Mais du tout, du tout. Changez de grace. [По крайней мере, перемените прическу. У Мари одно из тех лиц, которым этот род прически совсем нейдет. Перемените, пожалуйста.] – Laissez moi, laissez moi, tout ca m’est parfaitement egal, [Оставьте меня, мне всё равно,] – отвечал голос, едва удерживающий слезы. M lle Bourienne и маленькая княгиня должны были признаться самим себе, что княжна. Марья в этом виде была очень дурна, хуже, чем всегда; но было уже поздно. Она смотрела на них с тем выражением, которое они знали, выражением мысли и грусти. Выражение это не внушало им страха к княжне Марье. (Этого чувства она никому не внушала.) Но они знали, что когда на ее лице появлялось это выражение, она была молчалива и непоколебима в своих решениях.

    Новое в блогах

    uritsk

    Кама — крупнейший приток Волги, несущий к ней с Урала громадную массу воды. Официальная длина Камы сегодня — 1805 километров (если считать окончанием реки Камский залив Куйбышевского водохранилища), а до создания водохранилищ протяжённость Камы составляла более 2000 километров (от истока до места слияния Камы и Волги, затопленного теперь Куйбышевским морем). Кама настолько велика, что при встрече с Волгой в 70 километрах к югу от Казани, она по многим параметром даже больше великой русской «матушки-реки», поэтому многие люди (особенно, конечно, на Урале), любят говорить, что на самом деле не Кама впадает в Волгу, а ровно наоборот — Волга в Каму. Но об этом мы ещё поговорим, а пока — предлагаю вашему вниманию небольшое фотопутешествие по Каме. Верховья Камы в этот раз оставим за скобками (но я немного напишу про те места), а начнём мы от Перми и далее вместе пройдём 900 км по Каме до места её слияния с Волгой.

    Кама берёт начало из ключей в центральной части Верхнекамской возвышенности в одном из самых отдалённых уголков Удмуртской глубинки и далее в верховьях течёт по достаточно малонаселённым уголкам Удмуртии и Пермского края. В верховьях Кама несколько раз меняет направление своего течения — вначале она течёт на север, затем — на восток и по мере приближения к главному Уральскому хребту поворачивает к югу, делая таким образом большую петлю. Затем (уже после Перми) река сохраняет направление течения с севера на юг, постепенно беря всё более на запад. После слияния с Белой (своим самым крупным притоком) Кама течёт практически строго на запад, сохраняя это направление до своего слияния с Волгой.

    В верхнем течении Кама течёт через густые леса Предуралья, течение реки быстрое, русло извилистое. В связи с особенностями грунтов цвет воды в Каме — тёмно-бурый. Уже с самых первых километров своего пути с Урала к Волге Кама принимает многочисленные притоки и быстро набирает мощь. В верхнем течении в Каму впадают Весляна, Коса, Пильва, Уролка и другие реки.

    Чуть выше устья Вишеры находится посёлок Керчевский, где в 1930-1980-е находился один из крупнейших в мире лесосплавных рейдов. В советское время по Каме сплавлялось огромное количество леса: в верховьях — молевым способом (россыпью), а далее в огромных плотах. Посёлок Керчевский был центром и главным отправным пунктом лесозаготовок и лесосплавной промышленности на Урале — в навигацию всё русло реки от берега до берега было забито молевым лесом, который тут обвязывали и собирали в гигантские многокилометровые плоты для дальнейшего сплава. Целый город на воде! В связи с природоохранными мероприятиями в период с 1960-х по 1980-е объём лесосплава в бассейне Камы сократился почти втрое, а с 1995 года и вовсе был запрещён. Сегодня лес по Каме перевозят только на грузовых судах, и уже не в таких огромных количествах, как лет 50 назад.

    А далее Кама встречается с Вишерой — одним из крупнейших своих притоков и одной из самых живописных рек Урала. Вишера — крупнейший приток Камы в её верхнем течении. При этом (как и в случае с Волгой и Камой), уральские краеведы часто любят говорить, что не Вишера впадает в Каму, а наоборот, Кама в Вишеру. При встрече реки действительно сопоставимы, но Кама всё-таки чуть больше: 1) Кама несёт в среднем порядка 550 кубических метров воды в секунду, а Вишера — 460; 2) Длина Камы от истока до места встречи с Вишерой — порядка 700 км, а длина Вишеры — 415 км; 3) На стороне Вишеры разве что строение долины — при встрече двух рек Кама подходит к Вишере под углом и в дальнейшем как бы принимает её направление. В любом случае, объединившись с Вишерой, Кама становится могучей рекой — ранее от места слияния с Вишерой заканчивалась Верхняя Кама и начиналось её среднее течение. Сегодня ниже устья Вишеры начинается Камское водохранилище, поэтому границу Верхней и Средней Камы правильнее проводить по плотине Камской ГЭС, расположенной в Перми.

    Камское водохранилище огромно — оно было образовано в 1954 году плотиной Камской ГЭС, поднявшей уровень воды в Каме на 20 метров, и протянулось по реке на 370 километров. На берегу водохранилища находятся крупные промышленные города Урала — Соликамск и Березники (центры Березниковско-Соликамского промышленного района добычи и переработки калийных солей, производства различных минеральных удобрений, магния и пр.; по ряду предприятий — монополисты на российском рынке). В Камское водохранилище впадает около 40 рек, в том числе могучая Чусовая с Сылвой. До образования водохранилища Сылва впадала в Чусовую в 20 километрах перед её впадением в Каму; сейчас устья Чусовой и Сылвы превратились в длинные заливы Камского моря: по Чусовой подпор воды распространяется на 153 километра, а по Сылве — на 120.

    Камская ГЭС находится в северных районах Перми, и на расположенное выше неё Камское водохранилище можно съездить — например, на электричке от центра Перми до микрорайонов Голованово или Лёвшино. Там интересные места — Чусовской залив, бывшее место впадения Чусовой в Каму, Камская ГЭС и уникальные сооружения шестикамерного судоходного шлюза.

    1. В центре Перми Кама — очень мощная река.

    2. Круизный теплоход возвращается из очередного рейса. Речные круизы очень популярны на Урале — и в советское время, и в 90-е, и в начале 2000-х, и сейчас. По состоянию на 2021 год, из Перми работают 7 теплоходов, совершающих многодневные круизы до Астрахани, Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга и городов Поволжья. Регулярно заходят в Пермь круизные суда и из других регионов.

    3. А теперь совершим небольшое путешествие из Перми на Камское водохранилище. Камская ГЭС мощностью 550 МВт — первая из трёх гидроэлектростанций на Каме. Она была построена в 1949 — 1956 годах и расположена в северной части Перми (выше центра города).

    4. Камская ГЭС — совмещённого типа (т.е. водосливная плотина совмещена со зданием ГЭС, в котором находятся агрегаты). По сооружениям плотины проходят также автомобильная и железная дороги.

    5. Напорный фронт земляных сооружений Камской ГЭС жарким летним днём. Вдали — монументальная диспетчерская башня судоходного шлюза.

    Пермский шлюз имеет очень необычную конструкцию — он шестикамерный, то есть суда преодолевают 20-метровый перепад высот между верхним и нижним бьефами шестью небольшими ступенями водной лестницы (на других ГЭС Волжско-Камского каскада для преодоления перепада высот плотин устроены одноступенчатые шлюзы, а на Нижегородской, Жигулёвской и Волжской ГЭС — двухступенчатые). Необходимость устройства шестикамерного шлюза (шесть ступеней по 3-4 метра) была обусловлена тем, что в 1940-1950-е годы, когда проектировалась и строилась ГЭС, выполнялся колоссальный объём лесосплава с верховьев Камы и её притоков, и «пологая» конструкция шлюзов была обусловлена необходимостью пропуска не только судов, но и огромных плотов с лесом. Причём для транспортировки плотов вдоль сооружений шлюза была устроена специальная железная дорога с небольшими электровозами (наподобие такой, как на гигантских шлюзах Панамского канала). Пермский шлюз — двухниточный. В советское время по одной из ниток шлюза осуществлялся пропуск судов, а по другой — плотов с лесом. С начала 1990-х годов сплав леса в плотах по Каме практически прекратился, и в последние годы работала только одна нитка шлюза (с 1994 по 2015 год — только восточная, а западная была закрыта из-за аварии; в настоящее время работает восстановленная западная, а восточная — на плановой реконструкции).

    7. Восточная (слева) и западная (справа) нитки Пермского шлюза — взгляд вниз. На фото хорошо видна железная дорога с локомотивами вдоль судопропускных сооружений.

    8. Восточная (справа) и западная (слева) нитки Пермского шлюза — взгляд вверх.

    9. Сухогруз покидает шлюз и выходит в Камское водохранилище.

    Камское водохранилище распространяется вверх по руслу Камы на 370 километров, а по её крупному притоку Чусовой — на 153 километра. Место впадения Чусовой в Каму находится непосредственно выше плотины Камской ГЭС — сегодня оно заполненно водохранилищем, которое распространяется как по Каме, так и по Чусовой. Место где когда-то встречались реки, сегодня можно узнать по большой скале, которую видно на следующем фото.

    10. Камское водохранилище. Мыс на месте слияния Камы и Чусовой. Слева вдаль за мысом (куда направляется судно) — Кама, а правее — Чусовая.

    11. Крупнее. Сегодня место впадения Чусовой в Каму, затопленное Камским морем, выглядит так (Кама уходит за мыс).

    12. А теперь прогуляемся немного вдоль Чусовой, а сегодня — огромного Чусовского залива Камского водохранилища. Через Чусовую близ её впадения в Каму построено два моста — один железнодорожный…

    13. …А второй — автомобильный.

    15. Чусовая (Чусовской залив Камского водохранилища). Взгляд вверх по реке. За дальним поворотом в Чусовую впадает Сылва — её крупнейший приток. Низовья Сылвы, как и Чусовой, на 100 с лишним километров затоплены водами Камского моря, образовав Сылвинский залив длиной 120 километров. Если низовья Чусовой и Сылвы сегодня превращены в море, то выше по течению — это по-прежнему бурные и потрясающе красивые реки Урала. А сплав по Чусовой на рафтах или байдарках — это классика Урала на все времена!

    16. Плакат из прошлого на стене одного из двухэтажных деревянных домов.

    18. Пора возвращаться в Пермь. Далее — фотографии Камы от Перми до Чайковского, сделанные с борта большого круизного теплохода.

    19. Отправляемся из Перми и берём путь вниз по Каме. В черте города берега реки соединяют три моста (четвёртый переход — по плотине Камской ГЭС). Камский железнодорожный мост расположен на главном пассажирском ходу Транссибирской магистрали и построен в 1897-1899 годах. В 1919 году один из его пролётов был взорван отступавшими войсками Колчака и затем восстановлен красноармейцами. В 1953 году мост был реконструирован — были расширены опоры и на них установлены фермы под второй железнодорожный путь, а в конце 1980-х была выполнена ещё одна реконструкция — прослужившие 100 лет старые «царские» фермы первого пути были заменены новыми пролетными строениями.

    20. Пермский железнодорожный мост через Каму и фирменный поезд N1 Москва — Владивосток на главном пассажирском ходу Транссиба.

    21. Ниже железнодорожного моста берега Камы соединяет Красавинский мост — это совсем новый мост, открытый в 2005 (первая очередь) и 2008 (вторая очередь) годах на западном обходе города.

    Непосредственно ниже Камской ГЭС и Перми начинается следующее на Каме Воткинское водохранилище, образованное в 1962 — 1964 годах плотиной Воткинской ГЭС, расположенной у города Чайковский. Подпор воды от Воткинской ГЭС распространяется вверх по Каме до плотины Камской ГЭС, расположенной в 365 километрах выше по течению. Долина Камы сжата в этих местах предгорьями Уральских гор, поэтому Воткинское водохранилище на большей части своей длины от Перми до Чайковского — неширокое и напоминает скорее мощную реку, и лишь ближе к плотине Воткинской ГЭС разливается настоящим морем. Далее на фото — фотографии Воткинского водохранилища от Перми до Чайковского.

    24. Церковь Троицы в селе Нижние Муллы.

    25. Встречный сухогруз класса «река-море».

    26. Ещё одна красивая церковь на берегу Камы.

    27. Берега Воткинского водохранилища довольно крутые и покрыты лесами.

    32.

    33.

    35. Длина Воткинского водохранилища по руслу Камы — 365 километров. Теплоход преодолевает этот путь в среднем за 15 часов. Так, например, если судно отправляется из Перми утром, то к Воткинскому гидроузлу подойдёт заполночь. Ближе к плотине водное пространство расширяется, берега становятся заметно дальше.

    36. Воткинская ГЭС — вторая ступень Камского каскада, построенная в 1955 — 1965 годах. Мощность станции — 1035 МВт, то есть она почти в два раза мощнее Камской ГЭС, расположенной выше по течению. Во время строительства станции рядом со стройплощадкой возник Чайковский — рабочий посёлок гидростроителей, который в 1962 году получил статус города. Сегодня Чайковский — районный центр Пермского края с населением более 80 тысяч человек.

    38. Чайковский шлюз — самый глубокий на магистральных водных путях России. В этом исполинском колодце суда опускаются (поднимаются) на 23 метра. И весь перепад высот осуществляется «одной ступенью», в одной камере шлюза. А среди всех шлюзов бывшего СССР Чайковский шлюз занимает третье место по глубине — после шахтных шлюзов ДнепроГЭС (Запорожье, Украина — напор 38.2 метров) и Усть-Каменогорской ГЭС (р. Иртыш, Казахстан — напор 39,8 м). В колодце Чайковского шлюза трёх- и четырёхпалубные круизные теплоходы кажутся совсем маленькими — если поставить два теплохода один на другой, то надстройка верхнего теплохода будет лишь едва видна из «колодца». :))

    Ниже Воткинской ГЭС и Чайковского Кама на протяжении примерно 130 километров сохраняет общее направление течения на юг, но по мере приближения к месту слияния с Белой река берёт всё западнее. От устья Белой начинается Нижняя Кама — и на этом заключительном участке пути до самой Волги река течёт практически строго на запад.

    Теперь немного истории. По первоначальному проекту Волжско-Камского каскада гидроэлектростанций и Единой глубоководной системы европейской части России (ЕГС), подпор от каждого последующего гидроузла должен был распространяться до вышележащего, и соответственно — участок от Нижнекамской ГЭС до вышележащей Воткинской ГЭС должен был быть полностью зарегулирован Нижнекамским водохранилищем, подпор от которого должен был доходить как раз до Воткинской ГЭС. Но случилось иначе. Нижнекамская ГЭС (наряду с Чебоксарской ГЭС на Волге) — самые молодые и завершающие плотины Волжско-Камского каскада, строительство которых осуществлялось в 1970-е годы (остальные ГЭС каскада, 7 на Волге и 2 Каме были введены в эксплуатацию в период с 1937 по 1967 годы). Если при создании первых водохранилищ на Волге и Каме, проектировавшихся и строившихся в 30-е-50-е, с затопляемыми территориями и переселением людей особо не церемонились, то к 70-м годам для Нижнекамского и Чебоксарского водохранилищ было предусмотрено возведение многокилометровых защитных дамб, призванных уменьшить площади затопления, оградить ряд населённых пунктов, объектов хозяйственного значения и памятников культуры в зоне влияния водохранилищ. По первоначальному плану строительства обеих ГЭС предполагалось к 1978-1982 годам построить гидроэлектростанции и заполнить Нижнекамское и Чебоксарское водохранилища до промежуточных отметок, а в последующие 10 лет выполнить строительство систем инженерной защиты и к концу 80-х поднять оба водохранилища до проектных отметок. Нижнекамское водохранилище было заполнено до промежуточной отметки в 1978-1979 годах, Чебоксарское — в 1980-1982 годах, за 80-е годы были построены системы инженерной защиты обоих водохранилищ — многокилометровые дамбы. А дальше — пришла перестройка и на волне общественных протестов и движений того времени от дальнейшего подъёма Нижнекамского и Чебоксарского водохранилищ временно отказались. В результате обе ГЭС и сегодня работают на пониженных отметках, оба водохранилища заполнены на 5 метров ниже проектного уровня, многие территории, подготовленные в 80-е годы к затоплению, так и остались не затопленными, а Волга и Кама на участках Городец — Нижний Новгород и Чайковский — Сарапул на протяжении 50-70 километров текут в естественных берегах, что приводит к существенным проблемам с судоходством (в особенности проблемным является участок Волги от Нижнего Новгорода до Городца, который лимитирует движение по всей ЕГС и в иные годы практически разрывает сквозное судоходство по Волге).

    Но вернёмся к Каме. Итак, в 1963 — 1987 годах у города Набережные Челны была построена Нижнекамская ГЭС, образовавшая Нижнекамское водохранилище. В 1979 году оно было заполнено до промежуточной отметки (62 метра над уровнем моря), и по проекту к 1990-му году должно было быть поднято ещё на 6 метров выше (до отметки 68 метров). К этому времени из зоны затопления переселили людей (6000 дворов), перенесли коммуникации, вырубили лес, а для защиты не подлежащих затоплению территорий построили десятки километров мощных защитных дамб. Но несмотря на это, в конце 1980-х на волне начавшейся перестройки и массовых протестных движений подъём уровня водохранилища было решено отложить на неопределённый срок — в результате оно и сейчас заполнено не до проектной отметки (68 метров), а на 5-6 метров ниже (промежуточные отметки 62 — 63.3 метра).

    Сегодня Кама от Чайковского до Сарапула течёт практически в естественных берегах, подпор Нижнекамского водохранилища в его нынешней пониженной отметке начинается чуть ниже Сарапула по течению, а о том, что уровень воды должен был подняться ещё на 5-6 метров, напоминают лишь построенные, но ставшие ненужными защитные дамбы, которые хорошо видно как с левого, так и с правого берегов на всём протяжении зоны затопления — до самых Набережных Челнов. На некоторых фотографиях защитных дамб ниже в посте я провёл красную линию — это проектный уровень водохранилища, до которого должна была подняться вода. Вопрос поднятия уровня Нижнекамского водохранилища до сих пор дискуссионный и является предметом дебатов регионов — Татарстана, Башкирии, Удмуртии и Пермского края. Периодически всплывают-таки разговоры о возможном подъёме уровня до проектной 68-й отметки в интересах энергетики и судоходства — но, думается, что в сегодняшних реалиях это врядли возможно. Уж слишком много времени прошло…. Так что остаётся только любоваться дамбами и в уме представлять, как выглядели бы эти места, если бы уровень воды всё-таки подняли.

    1. Сегодня на участке от Чайковского до Сарапула Кама течёт в естественных берегах, и глубина судового хода в среднем составляет 3.3 метра (вместо гарантированных 4 метров при проектном уровне Нижнекамского водохранилища). Неподалёку от Чайковского среди холмов видны конструкции трамплинов — это уникальный горнолыжный комплекс «Снежинка» с трамплинами высотой 20, 40, 65, 95 и 125 м, соответстующий наивысшим современным международным требованиям.

    2. Кама от Чайковского до Сарапула. Берега здесь холмистые и покрыты густым лесом.

    3.

    4. Сарапул — третий по величине город Удмуртии (после Ижевска и Воткинска). Это старинный город, первые упоминания о котором относятся ещё к 1579 году. С реки хорошо видна набережная города и защитные бетонные дамбы, построенные в 80-е годы. Дамбы предназначены для защиты города при подъёме уровня Нижнекамского водохранилища до проектной отметки (68 м). Сегодня уровень Нижнекамского водохранилища по-прежнему на 5 метров ниже проектного (отметка 63.3 м), и Кама у Сарапула течёт практически в естественных берегах. Для наглядности я провёл линию — до куда бы поднялась вода, если бы водохранилище было заполнено до конца.

    6. Храм Николая Чудотворца

    8. Живописные крутые берега.

    9. Ниже Сарапула берега Камы связывает железнодорожный мост — его строительство началось в 1914 году, а завершилось уже после революции — в 1919-м, ровно 100 лет назад. Разумеется, за это время он не раз реконструировался — в 1920-м году заменили один из пролётов, взорванный красноармейцами почти сразу после открытия моста для задержки продвижения войск Колчака; в 1973 году были расширены опоры и возведены фермы под второй путь, а в 2002 — 2007 годах исторические 100-летние «царские» фермы первого пути были заменены новыми современными пролетными строениями.

    13. Кама у Сарапула — взгляд вниз по течению.

    25. Храм в селе Колесниково — это старое фото. Сегодня его отреставрировали.

    26.

    27. Ниже Колесниково Кама делает поворот и готовится ко встрече с Белой — своим крупнейшим притоком, главной рекой Башкирии. Отсюда всё сильнее начинает чувствоваться подпор Нижнекамского водохранилища, становится шире, низменный левый берег заболочен и подтоплен водой.

    28. Показалось широкое водное пространство — слева со стороны Башкирии в Каму впадает река Белая. Среднее течение Камы заканчивается, от устья Белой начинается Нижняя Кама.

    Белая — главная река Башкирии и крупнейший приток Камы, несущий массу воды со Среднего и Южного Урала. Это очень живописная и красивая река, в верхнем и частично среднем течении — горная, а в нижнем течении — равнинная. Она очень популярна у туристов — в горной части по ней сплавляются на байдарках и рафтах. Выйдя с Уральских гор на равнину, характер реки меняется — далее это спокойная извилистая река, текущая среди лугов и поросших лесом холмов. На берегах Белой стоит столица Башкирии город-миллионник Уфа. В черте города Белая принимает свой главный приток реку Уфу, также текущую со Среднего Урала — после слияния с Уфой водность Белой удваивается. Объединившись с Уфой, Белая становится очень мощной и широкой рекой, по водности сравнимой с Окой. От города Уфы на реке начинается регулярное судоходство: Белая — важная водная магистраль Башкирии, по которой осуществляются грузовые и пассажирские перевозки. Гарантированные глубины здесь меньше, чем на Волге и Каме — 1.80 метра (кроме устьевого участка, находящегося в подпоре Нижнекамского водохранилища — там глубины увеличиваются до 4 метров). По Белой на мелкосидящих баржах транспортируется башкирская нефть — иногда её транспортируют из Башкирии прямо до места назначения (например, на Северо-Запад или на нефтеперерабатывающие заводы Поволжья), а иногда на мелкосидящих баржах доставляют до устья Белой, а там перегружают на более крупные танкеры, на которых нефтепродукты везут далее по Каме, Волге и другим водным путям. В районе устья Белой действует перевалочный нефтерейд.

    Помимо транспортировки грузов, по Белой выполняются и круизные маршруты — на протяжении 450 километров от города Уфы и до впадения Белой в Каму по реке ходят двухпалубные туристические теплоходы: можно отправиться в круиз из Уфы до различных городов Поволжья (по состоянию на навигацию 2021 — ходит теплоход «Башкортостан») или наоборот: из Москвы отправиться в многодневный круиз до Уфы по Волге, Каме и Белой (по состоянию на навигацию 2021 года, такие маршруты выполняют теплоходы «Василий Чапаев» и «Григорий Пирогов»). Белая — потрясающе красивая река: неширокая по сравнению с Волгой и Камой, извилистая, текущая среди лугов и смешанных лесов предуралья. А как здесь замечательно золотой осенью — до сих пор с ностальгией вспоминаю своё путешествие на теплоходе по Белой в сентябре 2005 года! Сейчас круизных маршрутов по Белой становится всё меньше — для круизов по этой реке нужны специальные двухпалубные теплоходы с небольшой осадкой: раньше их было много, но сейчас многие из них списали из-за возраста, морального старения и нерентабельности. И возможно, в скором времени таких рейсов не будет совсем — но если вдруг у вас будет возможность пройти по Белой на туристическом теплоходе, используйте её — это очень красивый маршрут!

    Будет интересно привести здесь традиционное сравнение водности Камы и Белой в месте их встречи. Кама к месту слияния несёт в секунду в среднем 1800 куб.м воды, а Белая — 950 куб.м воды (т.е. Кама почти в два раза мощнее). Также интересно, что две реки очень сильно отличаются по цвету воды: у Камы он тёмно-бурый, а у Белой — светло-зеленоватый (Белая, а по-башкирски «Агидель» — большая белая река; название обусловлено именно характерным цветом воды) и при встрече границы двух потоков очень хорошо заметны.

    И ещё немного описания устья Белой — как было; как есть сейчас; и как должно было быть (и может когда-нибудь будет, но скорее всего всё-таки не будет).

    1) Как было. До конца 1970-х годов в месте слияния реки текли в своих естественных берегах.

    2) Как есть. После строительства Нижнекамской ГЭС и заполнения в 1978-1979 годах водохранилища до промежуточной отметки 62 метра, уровень воды в месте слияния Камы и Белой поднялся примерно на 3-4 метра, а подпор Нижнекамского водохранилища распространился вверх по Белой примерно на 100 километров. Устье Белой оказалось существено подтоплено (затоплена низкая пойма в устьевой части реки), но при промежуточной отметке Нижнекамского водохранилища (62-63.3 метра) место впадения Белой в Каму различимо всё равно достаточно чётко.

    3) Как должно было бы стать, но не стало. В 1980-х годах вдоль нижнего течения Белой были построены несколько защитных дамб, и к 1990 году планировалось поднять уровень в Нижнекамском водохранилище до проектной 68 отметки — но планам помешала начавшаяся перестройка. Если бы это произошло, то уровень воды в месте слияния двух рек поднялся бы ещё на 5-6 метров (то есть на 9-10 метров относительно естественного уровня) и устье Белой было бы полностью затоплено рукотворным морем — на много-много километров здесь было бы видно только бескрайнее водное пространство: где Кама, где Белая — только разделительный буй судовых ходов обозначал бы то место, где реки когда-то встречались. В этом случае устье Белой было бы превращено в огромный залив рукотворного моря, а подпор воды по реке распространился бы на 200 километров.

    В теории вопрос поднятия Нижнекамского водохранилища до проектного уровня до сих пор остаётся открытым, но реально врядли это когда-либо произойдёт — так что наблюдая устье Белой с борта туристического теплохода, остаётся только видеть его таким, какое оно есть сейчас (подтопленное, но не затопленное и хорошо различимое), представлять, как оно выглядело раньше, до 1978-1979 годов, когда реки текли в естественных берегах; и — представлять как эти места могли бы разлиться рукотворным морем ещё на много-много километров вокруг, если бы уровень водохранилища подняли ещё на 5-6 метров.

    29. Итак, в настоящий момент движемся по Каме и проходим устье Белой транзитом.

    30. Белая приходит к Каме слева. В низовьях пойма Белой очень широка и сегодня она подтоплена водами Нижнекамского водохранилища. В левой части кадра виден судоходный знак на заметном бугорке, возле которого различима маленькая рыбацкая лодка. Эта насыпь под судоходный знак (как и многие другие инженерные системы в зоне затопления) сделана под проектную отметку водохранилища — вода должна была подняться почти до самого верха этого бугорка, чтобы створный знак остался над просторами рукотворного моря.

    31. Сегодня устье Белой подтоплено, но по-прежнему хорошо различимо.

    39. В зоне затопления Нижнекамского водохранилища расположено несколько нефтяных месторождений Татарстана, которые были огорожены системами инженерной защиты, построенными под проектную отметку воды. Сегодня в условиях пониженного на 5 метров уровня эти огромные многокилометровые дамбы оказались ненужными и смотрятся необычно. На следующих фотографиях — на фоне этих дамб проведён красной линией проектный уровень воды.

    41.

    42. Наконец, приближаемся к Набережным Челнам, крупному промышленному городу Татарстана с населением более 500 тысяч человек. Набережные этого города создавались в 70-е годы также под проектную отметку водохранилища, и сегодня здесь довольно много неприглядных заболоченных мест, поросших осокой и мелким кустарником. Если бы вода была на 5 метров выше, городской фасад смотрелся бы гораздо красивее.

    43. Городская мечеть и традиционная красная линия, проведённая по проектному уровню воды.

    45. Устье реки Мелекеска, впадающей в Каму в центре города.

    47. Перепад высот между верхним и нижним бьефами (проектный — 13-14 метров, фактический — 8 метров), суда преодолевают в судоходных шлюзах. Шлюз Нижнекамской ГЭС — однокамерный двухниточный, по гидросооружениям плотины проходят автомобильная и железная дороги, а сам гидроузел во многом унифицирован с конструкциями Чебоксарской ГЭС на Волге (они строились в одно время, имеют схожие параметры, и, как показало время, — схожую судьбу).

    48.

    50. Туристический теплоход в камере шлюза Нижнекамской ГЭС.

    51. Линейка с отметками уровня в шлюзе — красным я показал проектную 68-ю отметку, с 1979 по 2002 год водохранилище эксплуатировалось на промежуточной отметке 62 метра, с 2002 года промежуточная отметка чуть выше — 63.3 метра.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]