Историко-археологический комплекс Булгар, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится в Татарстане в 200 км к югу от Казани и в 120 км к северу от Ульяновска.
Болгарский музей-заповедник расположен на месте, где находились поселения эпохи неолита, бронзы и раннего железа, а позже возник главный город могущественной Волжской Булгарии. Ага-Базар в домонгольский период служил торговой площадкой с конца VIII века, соединяя Древнюю Русь с Востоком, а потом превратился в столицу Северного Улуса Золотой Орды.
Виртуальные туры 3D по Булгару на официальном сайте музея-заповедника
История создания
Фото с сайта — turbina.ru
В советский период, неподалёку от нынешнего Болгара, было обнаружено старинное городище, основанное тюркоязычными племенами в период становления Волжской Булгарии. Древнее поселение стало основой для создания музея-заповедника в далёком 1969 г.
В XXI веке началась всеобъемлющая реконструкция историко-архитектурного комплекса, которая завершилась в 2021 г. Теперь музей-заповедник предстаёт перед посетителями в обновлённом, довольно привлекательном облике.
Архитектурные памятники Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника
Соборная мечеть и Большой минарет
Строительство этого архитектурного памятника началось после монгольского завоевания и окончилось в 60-х годах 13 века. Мечеть являлась главнейшим сооружением города и должна была являть собою мощь государства и величие ислама, поражая иноземных гостей своей красотой и размерами. В начале 14 века мечеть подвергалась небольшой реконструкции, скорее всего связанной с появлением оборонительных функций главного храма, который служил убежищем жителям в случае осады города. У каждой стены мечети появилась пристройка – многогранная крепостная башня. Возле северной стены мечети можно увидеть примыкающий выступ – это фундамент Большого минарета. К сожалению, это внушительное 24-х метровое здание рухнуло в 1841 году, сохранившись лишь на старых рисунках, чертежах и описаниях. Стилистически архитектура Соборной мечети представляет собой оригинальное направление восточного зодчества, которая сложилась в условиях севера. В конце 60-х годов ХХ столетия началась фрагментарная реставрация и консервация здания мечети, а с 1995 года ведутся работы по восстановлению Большого минарета.
Соборная мечеть и Большой минарет
Северный мавзолей или Монастырский погреб
В северной части историко-архитектурного комплекса, напротив Соборной мечети располагается Северный мавзолей. Его сооружение датируется 30-ми годами 14 века, мавзолей был построен в качестве семейной усыпальницы знатного болгарского рода. В начале 18 века здание стали использовать в своих целях монахи Успенского монастыря. Здание выполнено из белого известняка и частично облицовано туфовыми блоками. Северный мавзолей в тот же период, что и Соборная мечеть подвергся фрагментарной реставрации и консервации.
Северный мавзолей или Монастырский погреб
Восточный мавзолей или Церковь святого Николая
Со стороны восточного фасада Соборной мечети расположен Восточный мавзолей. Архитектура и история создания в точности повторяет все данные Северного мавзолея, с той лишь разницей, что в начале 18 века мавзолей был превращен в русскую церковь Святого Николая.
Восточный мавзолей или Церковь святого Николая
Успенская церковь
Здание церкви расположено в северной части городища, являющейся его историческим центром. Удачное расположение возле высокого откоса Волги позволяет издали видеть храмовую часть церкви и колокольню, доминирующую среди болгарских строений. Построена церковь была в 1732 году, на пожертвования казанского купца Михляева. При постройке рабочие использовали для фундамента камни от развалин болгарских памятников, а цокольная часть церкви выполнена из болгарских надгробных памятников, а также армянских и арабских надгробий, которые представляют сейчас большую научную ценность для исследователей. Стилистическое решение здания церкви можно отнести к так называемому провинциальному барокко. Реставрационные работы здания проводились несколько раз, а с 1970-го года в церкви располагается историко-археологический музей заповедника.
Успенская церковь
Ханские палаты или баня
Это здание располагается неподалеку от Восточного мавзолея, его постройка относится к середине 13-началу 14 веков. Современными археологами оно было открыто лишь в 1984 году. Очевидно, в конце 19 века сооружение было сильно разрушено, с целью заготовки камня для строительства из древних развалин. Здание являет собою остатки самой крупной и старейшей общественной бани Болгара. В ходе археологических работ был вскрыт основательный слой земли, убраны тонны грунта и каменных завалов. Сейчас экскурсанты могут увидеть подпольную систему отопления – каналы, делающие диаметральное разветвление и одну из печей. Среди находок при раскопках археологи обнаруживали керамику, монеты, древнейшие водопроводные трубы, элементы архитектурных деталей. Археологическое обследование Ханских палат происходило в 1984-1991 годах.
Ханские палаты или баня
Черная палата
Здание Черной палаты расположенное в 400 метрах южнее комплекса Соборной мечети и примерно на таком же расстоянии восточнее комплекса Малого городка, является наиболее хорошо сохранившимся памятником булгарской архитектуры 14 века. Позднее, в начале 19 века в этом здании был устроен коптильный цех, поэтому здание и снаружи, и внутри действительно приобрело черный цвет.
Исследователи не пришли к единому мнению о назначении Черной палаты, так по одной из версии считается, что здание было судилищем. Судебный процесс производился ханом и советом из трех судей, при этом в здание судилища они входили каждый через свою дверь, расположенную соответственно сторонам света. Хан всегда входил в здание с западной стороны. В оформлении помещения можно заметить резкий контраст: высокий светлый куполообразный зал второго этажа, украшенный лепным декором, противопоставляется мрачному, без окон помещению первого этажа. Такое различие в оформлении свидетельствует в пользу версии о судилище: первый этаж вполне мог использоваться для временного содержания подсудимых, а богато убранный второй этаж вполне подходит для судебного зала.
Черная палата
Однако часть ученых считает, что здание могло быть мечетью или медресе (мусульманское учебное заведение), а некоторые и вовсе полагают, что Черная палата была ханакой с кельями. В странах Востока ханаки появились в ранние средние века и служили местом сбора и временного проживания странствующих дервишей. В основном план здания ханаки состоял из основного помещения – просторного молельного зала, вокруг которого были расположены жилые комнатушки-кельи для проживания паломников. В ханаке также вход осуществляется через четыре двери, символизирующие четыре толкования ислама.
В Черной палате имелись пристройки и обходная галерея с лестницами, поднимающимися на второй этаж. Археологические раскопки последних лет установили, что вокруг Черной палаты расположены фундаменты еще семи зданий, то есть когда-то она являлась одним из зданий целого архитектурного комплекса. Хорошая сохранность Черной палаты привела к тому, что в 70-х годах 19 века обществом Археологии, истории и этнографии Казанского университета в здании был устроен музей древностей. В 1884-1926 годах здание Черной палаты было отреставрировано красным кирпичом, что несколько нарушило исторический облик здания. Поэтому в 1976 году при проведении реставрационных работ большое внимание было уделено реставрации стен, вскрытию от поздних заделок проемов, а также очистке стен от поздних побелочных наслоений. Были восстановлены архитектурные лепные детали интерьера, лестница, которая связывала уровни двух ярусов.
Белая палата
Руины Белой палаты или бани 14 века расположены к югу от Черной палаты. На Востоке с древнейших времен баня представляла собой важнейший предмет быта, обеспечивающий достижение чистоты и опрятности, как одних из главных добродетелей освященных религией и обычаями. Белая палата состояла из раздевальни, комнат с холодной водой или бассейном и теплой водой для мытья, а также хозяйственных помещений. Согласно традиции баня разделялась на две половины – мужскую и женскую. Наряду с помещениями общего пользования, имелись в бане и отдельные номера для знатных гостей – с ваннами и фонтанами. Нередко в те времена бани являлись местом для отдыха, бесед и даже выступления ораторов, актеров и певцов. Проводились здесь общественные и политические собрания, формируя тем самым общественное мнение и политическое настроение народа. Для женщин бани зачастую бани были единственной «отдушиной» — местом, где они могли видеться и без помех проводить время. Арендуя бани на целый день, они устраивали здесь своеобразные праздники – пели, танцевали, обсуждали насущные проблемы.
Белая палата
Малый минарет
Здание минарета расположено в 500 метрах южнее комплекса Соборной мечети. Малый минарет был построен во второй половине 14 века, архитектурно повторяя здание Большого минарета Соборной мечети. Малый минарет являлся составной частью расположенных вокруг усыпальниц, кладбища, поминальной мечети. Здание минарета выполнено в виде массивного 11-12 метрового столба, нижнее основание в виде куба с помощью плоских треугольных скосов плавно переходит в промежуточный восьмигранный ярус, украшенный пальметками с шестью лепестками и соединенный с круглым основанием высокого цилиндрического ствола. На верхнюю площадку поднимается винтовая лестница из 40 ступеней. Есть в минарете несколько окон, которые расположены на разном уровне, а с западной стороны на уровне входа располагается ниша, которую увенчивает стрельчатая арка и две богато орнаментированные плиты. Исследователи полагают, что возможно ниша выполняла функции места сбора приношений. В начале 70-х годов ХХ столетия Малый минарет был отреставрирован и восстановлен. Найденные элементы были установлены на свои места, отремонтирована внутренняя винтовая лестница и вся облицовка здания.
Малый минарет
Ханская усыпальница
Здание усыпальницы было построено в начале 14 века и располагается на территории бывшего кладбища, севернее Малого минарета. Северная и западная стена усыпальницы сохранились почти в полную высоту, по ним была произведена реконструкция здания. Усыпальница представляет собой квадратный мавзолей с входом, украшенным арочным порталом. Внутри здания были найдены 8 захоронений в ящиках-табутах, вещей и драгоценностей при усопших не было, по обычаям мусульманских обрядов захоронения.
Ханская усыпальница
Малый городок
Прямо у линии городских укрепительных сооружений, к югу от Черной палаты, примыкая к валу, располагается Малый городок. Он представляет собой небольшую, вытянутую с севера на юг и огороженную невысоким валом и неглубоким рвом, территорию. На территории городка находится площадь прямоугольной формы с каменными постройками, которая также огорожена рвом и валом. Малый городок был построен в 13-14 веках, и выполнял фортификационные оборонительные функции.
Малый городок
Вместе со строительством линии городских укреплений, происходившем в начале 14 века, форт влился в систему военно-инженерный сооружений Болгар, которая должна была прикрывать и контролировать главные южные ворота города. В истории архитектурных сооружений въездные ворота хорошо известны в городах Руси домонгольского периода – существовали такие укрепления в Киеве (Золотые и Софийские ворота) и во Владимире. Но строительная техника Малого городка имеет ряд особенностей, выделяющих ее среди памятников архитектуры 13-14 веков.
Достопримечательности Булгара
Фото с сайта — foto-planeta.com
На территории музея-заповедника находятся уникальные достопримечательности, раскрывающие культурные особенности Татарстана. В неизменном виде сохранён культурный тысячелетний ландшафт поселения. С домонгольского периода остался нетронутым Иерусалимский овраг. Сооружённое в XVIII в. небольшое селение на месте городища сохранило и поныне узнаваемые кордоны.
Вот некоторые из удивительных архитектурных объектов Болгарского музея.
Соборная мечеть
Соборная мечеть. фото с сайта — old.rinay.ru
Для показной мощи монгольского государства и величия религии в XIII в. была построена Соборная мечеть. Красота и размеры мусульманского комплекса поражали иностранцев, проплывающих по Волге. С высоких башен просматривалось побережье на десятки километров, открывая великолепный вид. Ныне территорию Соборной мечети частично восстановили. В дни религиозных праздников здесь проводят культурные мероприятия.
Большой минарет
Большой минарет. Фото с сайта — www.bolgar.info
Входом в Соборную мечеть служит Большой минарет, полностью реконструированный в прошлом веке. Высокая 32-метровая постройка состоит из двух ярусов, внутри поднимается винтовая лестница. В верхней части установлены смотровые тонированные стёкла. Старый минарет разрушили своей ненасытностью кладоискатели, совершавшие подкопы под основание сооружения.
Музей Булгарской цивилизации
Музей Булгарской цивилизации. Фото с сайта — tonkosti.ru
Музейное здание органично вписано в береговую линию Волги и дополнительно служит речным вокзалом. Шестиэтажный комплекс оснащён эскалаторами и лифтами. Галереи содержат более 1 600 предметов, повествующих об истории государства древних булгар и города.
Музей Булгарской цивилизации. Фото с сайта — tonkosti.ru
Археологические находки, старинные карты, декоративные панно и макеты показывают значимость великой цивилизации.
Ханская усыпальница
Ханская усыпальница. Фото с сайта — lookmytrips.com
Ханская усыпальница выполнена в классическом кубическом виде, характерном для мусульманской архитектуры. Вершину средневекового мавзолея украшает сферический купол. В усыпальнице были размещены восемь древних погребений ханской семьи. К нашим годам сохранился только один из четырёх мавзолеев.
Музейно-выставочный комплекс «Принятие ислама»
Музей Корана. Фото с сайта — hu.pinterest.com
Эта монументальная постройка возведена в честь обращения в ислам местных булгаров. Главной экспозицией центрального зала служит наибольший в мире напечатанный Коран. Его масса составляет 500 кг, а малахитовая ткань обложки покрыта серебряным узором. Дополнением служат полудрагоценные камни, позолота и прочный кожаный переплёт.
На цокольном ярусе расположен музейный зал Корана. Множество его экспонатов рассказывают о развитии религии в регионе.
Ханский дворец
Ханский дворец. Фото с сайта — irecommend.ru
На верхнем плато древнего городища расположены остатки монументального прямоугольного сооружения из камня и кирпича — Ханского дворца. Он был сооружён в XIII веке и относится к золотоордынскому периоду. По углам комплекса размером 29х24 м установлены четыре башни-пилона. Вся площадь археологических раскопок хорошо оформлена и защищена сверху специальной кровлей.
Чёрная палата
Чёрная палата. Фото с сайта — old.rinay.ru
Одним из древних сохранившихся зданий на территории городища является Чёрная палата. Сооружение было возведено в XIV в. и служило в разные периоды учебным местом, ханским судилищем и обителью. В здании сохранились оригинальные архитектурные элементы декора периода постройки. Названием палата обязана пожару, вызвавшему почернение стен.
Памятник сахибам
Памятник сахибам. Фото с сайта — gavtravel.ru
Неподалёку от Малого минарета недавно сооружён мемориал, посвящённый последователям мусульманского пророка Мухаммеда. Памятник сахибам установлен на предполагаемом месте погребения одного из них. Эти миссионеры пришли в ещё языческую Булгарию и занимались проповедованием ислама, а также лечением местных жителей. На памятнике увековечены единственные предметы, которые были у сахибов – чалма, простой посох и чернильница.
Музей «Болгарское чаепитие»
Музей «Болгарское чаепитие». Фото с сайта — vbolgar.ru
В музее «Болгарское чаепитие» основными экспонатами служат всевозможные самовары различных эпох. Их здесь порядка 50 экземпляров. Самый маленький помещается в ладонь и называется «Эгоист». Экспозиция показывает последовательность зарождения и развития чайной культуры региона. Здесь можно узнать о травяных отварах (старинном русском аналоге чая) и попробовать балмай (десерт из масла и мёда).
Колодец Габрахмана
Колодец Габрахмана. Фото с сайта — wikimapia.org
Чуть поодаль от основных исторических построек стоит древний колодец. Нельзя точно определить время его появления. По одним легендам его построили в VII в., по другим преданиям – в X веке. Вода из источника считается целебной, её можно набрать с собой. Вокруг колодца оборудованы смотровые площадки, места для отдыха и прогулочные дорожки.
Музей Абдуллы Алиша
Музей Абдуллы Алиша. Фото с сайта — vbolgar.ru
В этом доме создана экспозиция, рассказывающая о детском татарском писателе. Для школьников организованы специальные интерактивные занятия, посвящённые сказкам Алиша. Отдельно рассказывается о военном пути знаменитого писателя.
Успенская церковь
Успенская церковь. Фото с сайта — kazan-holiday.ru
В XVIII в. благодаря активной русификации на мусульманской земле был возведён православный храм. Деньги на сооружение выделил казанский купец Михляев. При возведении использовался материал из древних усыпальниц, памятников. Внутри церкви находятся интересные исторические экспонаты.
Музей дворянства Спасского уезда
Музей дворянства Спасского уезда. Фото с сайта — vbolgar.ru
В усадьбе из камня и кирпича образца XIX в. оборудовали экспозицию, посвящённую дворянским сословиям. В ней представлены оригинальные предметы, элементы быта и экспонаты, относящиеся к временам проживания известных семей региона:
- Мусиных-Пушкиных;
- Молоствовых;
- Лихачёвых.
Дом по старинке разделён на две части – женскую и мужскую. При входе висит фотография с бывшими владельцами усадьбы.
Музей «Город на реке»
Музей «Город на реке». Фото с сайта — vbolgar.ru
Экспонаты музея «Город на реке» поведают о тяжёлой и драматичной жизни волжских булгар на речных берегах. Показана история освоения земель на пойме левобережной Волги в месте слияния с Камой. На старинном пароходе, превращённом в музейную экспозицию, выставлены на обозрение десятки рыболовных приспособлений, экспонатов и крючков.
История
Основную часть населения государства в Среднем Поволжье и бассейне Камы составляли тюркоязычные кочевники. Плодородные земли с реками и леса, полные дичи, способствовали оседлому образу жизни, поэтому племена занялись земледелием и животноводством, ремесленным производством, кожевенным делом, торговлей, охотой и рыболовством. Изделия местных ремесленников прославились на весь мир: например, лучшие сорта кожи назывались булгарскими.
После того, как киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат, у которого булгары находились в подчинении, начался расцвет Волжского торгового пути.
Булгария первой столкнулась с нашествием татаро-монгольских полчищ. В 1236 году Булгар был полностью уничтожен Батыем. Внук Чингисхана Берке, принявший ислам первым из монгольских правителей, восстановил город во второй половине XIII века. Велась бойкая торговля со странами Западной Европы, Малой Азии, Персией, Египтом, Индией, Китаем.
Город Булгар, где размещалась ставка Бату-хана и Улуса Джучи (Золотой Орды) имел необычайно развитую для эпохи средневековья инфраструктуру. Работали водопровод и канализация, были построены кирпичные и каменные здания.
В районах ремесленников и торговцев располагались обширные рынки и склады. В середине XIII века здесь началась чеканка первых золотоордынских монет. Хан Узбек (1312–1341) сделал ислам государственной религией.
Однако период процветания длился недолго. В конце XIV века знаменитый на всю Евразию город дотла сжег Тамерлан, а в 1431 году окончательно разрушил Федор Пестрый, воевода московского князя Василия Темного. Жители навсегда покинули эти места. Когда Русь сбросила татаро-монгольское иго, южные земли перешли к Москве, а в Северном Поволжье сформировалось Казанское ханство с новым этносом татар.
В 1712 году на месте городища была возведена православная церковь, а затем появился мужской монастырь.
В 1722 году мусульманские развалины посетил Петр I и издал специальный указ о «сбережении памятника».
Русские ученые отправились в Болгар для составления описи и зарисовок сохранившихся сооружений и артефактов.
Заброшенный город стал квинтэссенцией татарской истории, сохранив уникальные свидетельства жизни и традиций градостроительства двух исчезнувших цивилизаций — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Булгар в Татарстане — это еще и место паломничества для мусульман Поволжья — «малого хаджа» в Северную Мекку. Здесь установлен «Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году».
Экскурсии в Булгар
Фото с сайта — travel-russia.livejournal.com
Путешествие в Болгарский музей-заповедник является одним из популярных выездных туров из г. Казани. Туристы отправляются на экскурсию на автобусе с комфортными условиями в сопровождении виртуозного гида. За время поездки каждый узнает много интересного о происхождении Волжской Булгарии и истории этого края.
Тем, кто не хочет заказывать экскурсию, можно отправиться в путешествие самостоятельно:
- на автомобиле;
- рейсовом автобусе из Казани;
- по воде на теплоходе «Метеор».
Фото с сайта — personalguide.ru
Важно знать, что за посещение некоторых объектов на территории Булгара взимается дополнительная плата. Также придётся доплатить за фото и видеосъёмку в залах музея. Имеются и такие платные услуги как:
- палаточный лагерь;
- аренда гольф-кара;
- прокат велосипедов;
- камера хранения.
Более детальную информацию можно узнать на официальном сайте Болгарского музея-заповедника — vbolgar.ru.
Экспонаты музея
В музейных фондах Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника на сегодняшний день находится более 102 тысяч экспонатов, включая предметы археологии, нумизматики, живописи, скульптуры, графики, предметов этнографии, архивных документов и фотографий, предметов прикладного искусства и др. Некоторые экспонаты, найденные на территории музея-заповедника, переданы в Государственный Исторический музей г. Москвы, Государственный Эрмитаж, Государственный объединенный музей Республики Татарстан и даже Национальный музей Финляндии в г. Хельсинки.
Музейные экспонаты
В Болгарском музее-заповеднике хранятся достаточно ценные археологические коллекции, такие как Коминтерновский клад, Кожаевский клад и коллекция монументальной эпиграфики 13-15 веков. Коминтерновский клад был обнаружен случайно в 1983 году неподалеку от левого притока реки Кама. Предметы клада датируются 12-первой половиной 13 века и представляют собой комплект погребального инвентаря богатого захоронения периода Тюркских каганатов. В этой коллекции содержится 102 предмета из золота, серебра, бронзы и железа.
Экспонат музея
Кожаевский клад был обнаружен в 1988 году в ходе исследования булгарского селения, расположенного близ села Кожаевка. Исследователи относят клад к концу 11-началу 12 века. Коллекция немногочисленная, но интересная. Посетители могут увидеть массивную плетенную серебряную гривну, шесть перстней из серебра, которые были нанизаны на гривну, две височные подвески из золота, находившиеся внутри кольца гривны.
Кожаевский клад
Коллекция монументальной эпиграфики возникла в результате реставрационных работ на территории музея-заповедника во второй половине 60-х годов ХХ века. Исследователи детально изучили форму, орнаментацию, шрифт, языки, структуру текста, технику изготовления и способы установки эпитафических памятников. Самые крупные и лучшие экспонаты коллекции представлены в Северном мавзолее.
При археологических работах разных лет на территории музея-заповедника и его округи было обнаружено и помещено в музейные фонды 17 кладов, в состав которых входит около двух тысяч монет различных исторических периодов. Наиболее интересными экспонатами нумизматической коллекции Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника являются: монета из Ольвии, 3 век до н.э.; монета позднеримская, 364-375 годы н.э.; китайская монета динатии Сун, начало 12 века; греческая монета принципиата Ахайя, вторая половина 13 века; египетско-сирийская монета Аюбидов, конец 12 века; германская монета Оттона I, начало 11 века. Найденные экспонаты свидетельствуют об высоком уровне ремесел и обширных торговых связях Волжско-Камской Булгарии.
В состав музея-заповедника входит ряд интереснейших архитектурных памятников, которые делают эту территорию особо ценным объектом культурного и исторического наследия общероссийского значения.
Как добраться?
Фото с сайта — pilothub.ru
Булгар разместился в Спасском районе, на расстоянии менее 200 км от столицы Татарстана. Город стоит на самом берегу полноводной Волги. Добираться проще всего прилетев, либо приехав в Казань. От южного столичного автовокзала ходят ежедневные автобусные рейсы. Летом к речному вокзалу Булгара причаливают туристические теплоходы, скоростные «Метеоры».
Храмы и мечети Булгара
Культовые достопримечательности – вероятно, самые интересные места, которые гости города посещают здесь.
Белая мечеть
- Координаты GPS: 54.965894, 49.061226.
В древнем городе Булгар, сохранившем немалое архитектурное наследие исламской цивилизации, самым известным и величественным мусульманским культовым памятником стала мечеть, построенная уже в новой России. 2012 год ознаменован рождением «Северного Тадж-Махала». Так прозвали Белую Мечеть, ставшую одним из символов города.
Объект часто изображается на открытках и фото города Булгара. Сравнение с индийским сооружением, вошедшем в список «новых чудес света» — не случайно. Во внешнем облике действительно имеется сходство, очевидное даже тем, кто видел оба объекта только на картинах.
Инициатором строительства столь масштабной и яркой достопримечательности стал первый руководитель республики Татарстан — президент М.Ш. Шаймиев. Белая мечеть – один из результатов реализации программы «Возрождение», направленной на сохранение и развитие города Булгара.
Помимо самой мечети в состав комплекса входит молельная часть и резиденция для лидеров исламского духовенства. Сегодня новая мечеть в Болгаре – один из главных исламских храмов страны, место паломничества мусульман со всей России.
Соборная мечеть и большой минарет
- Адрес: улица Назаровых.
В непосредственной близости от того места, где красуется православная церковь, некогда располагалась главное культовое сооружение – соборная мечеть, а рядом с нею — большой минарет. Характерную «мусульманскую» башню возле христианского собора мы можем наблюдать и сегодня. Объект, утраченный ещё в XIX веке, был восстановлен на рубеже тысячелетий – в 2000 году.
Изначально оба объекта – мечеть и минарет были возведены в XIII веке. Археологи датируют постройку исламского храма 1260-ми годами.
Он представлял собой прямоугольное здание с арками и четырехгранными колоннами. Сегодня осталось лишь напоминание о величественном строении – сохранились фрагменты фундамента, колонн и внутреннего убранства, кладка пола частично осталась исторической, частично была восстановлена. Место, где стояла мечеть, по-прежнему привлекает исламских паломников. Здесь проводятся намазы.
Музей истории Успенской церкви
- Адрес: улица Назаровых.
Не только исламскими памятниками примечательна историческая часть Булгара. Татарские земли – место встречи двух религий, их соседство отразилось и в облике Болгарского городища.
Православная церковь, возвышающаяся среди руин исламских памятников, сразу бросается в глаза. Она напоминает о том, что в XVIII веке, когда татарские земли уже несколько столетий пребывали в составе России, в самом сердце бывшей болгарской столицы существовал Успенский монастырь. Его распорядился основать Петр I, после того как в 1722 году посетил эту местность.
Примечательно, что согласно царскому распоряжению обитель создавалась с целью «охранения наследия болгарской цивилизации». Ряд построек, сохранившихся ещё от булгарского периода, использовались монахами, а в 1730-х годах был возведен главный храм – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Спонсировал её строительство купец Иван Михалев.
Монастырь просуществовал недолго. Уже 1763 году его упразднили. Церковь стала приходской. В советское время не функционировала, а после учреждения музея-заповедника была передана в его ведение.
Относительно недавно было принято решение организовать в здании церкви музейную экспозицию, рассказывающую не только о монастыре и церкви, но и о судьбе православной религии в землях волжских булгар в целом. Так, посещая Городище, можно не только увидеть стоящие бок о бок культовые сооружения двух религий, но и узнать историю каждой из них.
Свято-Авраамиевская церковь
- Адрес: ул. Лихачёва, 144.
Действующий православный храм в Болгаре освящен в честь великомученика Авраама. Его мощи хранятся здесь и считаются главной святыней. Рядом бьет источник с целебной водой.
На своём нынешнем месте изящная церковь с серебристыми куполами и стрельчатыми окнами стоит с 1988 года, однако её история началась примерно на столетие раньше. В конце XIX века её построили собственными силами жители села Порфировка, что располагалось в Спасском районе недалеко от города Булгар. Исторические события беспокойного XX века оказались губительны для села, оно вымерло, а храм остался.
К 1000-му юбилею Крещения Руси церковь было решено перенести в Болгар. Теперь это один из знаменитейших православных храмов не только в Спасском районе, но и во всем Татарстане.
Где остановиться?
Отель «Регина», Болгар
Небольшой городок не располагает пятизвёздочными апартаментами, но это и не требуется. Наиболее комфортабельным считается отель «Регина» с номерами трёх классов и стильным интерьером. Хорошо принимают посетителей в пригородной гостинице «Медведефф», гостевых домах «Чингисхан» и «Лесная быль». Всегда рады гостям в отеле «Ландыши» и гостинице «Резалит». Туристы могут обратиться и в местные агентства недвижимости для выбора частного посуточного жилья.
Фото с сайта — tripguide.ru
Музей-заповедник поможет изучить культурные особенности древней Булгарии, погрузиться в её историю. Для ознакомления со всеми достопримечательностями лучше выделить несколько дней. Посетителям надолго запомнится удивительная аура старинных построек и дружелюбие местных жителей.
Билеты и часы работы
Единый входной билет взрослому посетителю обойдётся в 600 рублей, для студентов, пенсионеров и школьников действуют льготы. Им поход в музей будет стоить вдвое меньше — 300 рублей.
Музей работает ежедневно с 8:00 до 18:00, без обеда и выходных. Музейная улица работает с 9:00 до 18:00, выходной — понедельник.
Природные достопримечательности города и окрестностей
Заповедники, зоопарки, озера и парки – именно такими красотами природы славится Болгар и его окрестности.
Верблюжья ферма «Laidoya»
- Адрес: ул. Кул Гали, 9.
Верблюд для большей части россиян – животное экзотическое, поэтому побывать на ферме «Laidoya», где содержат верблюдов, интересно и взрослым, и детям. Ферма появилась в Великом Болгаре в 2013 году. Здесь содержатся верблюды рода бактрианы.
Посетители фермы могут не только насладиться созерцанием этих удивительных животных, но и покормить или подстричь верблюдов, покататься на них, сфотографироваться вместе с животными, да к тому же в костюме эпохи Древних Булгар.
На территории фермы есть сувенирная лавка, которая предлагает изделия из верблюжьей шерсти. На ферме можно попробовать, каково на вкус верблюжье молоко.
Капитанский колодец, или Колодец Габдрахмана
- Координаты: 54.988445, 49.070347.
На территории Болгарского музея-заповедника находится святой источник, который имеет два названия – колодец Габдрахмана или Капитанский колодец. Это одна из важнейших мусульманских святынь города.
По преданию, он находится на том месте, где один из посланников пророка Мухаммеда – Габдрахман — воткнул свой посох. Это история первого названия. Другое название относит нас к страницам изучения и описания источника, которые были проведены в XVIII веке ученым-географом, капитаном Николаем Петровичем Рычковым.
Над источником установлена ротонда, а вокруг него расположен природный парк — отличное место для прогулок и релаксации. Поэтому святой источник – это не только культовая, но и природная достопримечательность.
Озеро Рабига-Куль (Мочилищ)
- Координаты: 54.978470, 49.013399.
Одно из живописнейших мест расположено на окраине города. Это озеро Рабига-Куль, или Рабиги (татарское название), или Мочилище (русское название). Озеро имеет сакральное значение и является местом паломничества мусульман. Воды в нем считаются священными.
По легенде, озеро возникло после того, как болгарский хан оплакивал свою случайно убитую им дочь. Там, где текли его слезы – возникло озеро. Воды его считаются самыми чистыми. По научной теории озеро возникло в результате падения метеорита в возникшем кратере, что подтверждается его округлой формой.
Парк «Долгая поляна»
- Координаты: 55.049246, 48.941019.
В 2000 году в Республике Татарстан был создан историко-архитектурный природный парк «Долгая поляна». Это заповедный уголок на берегу реки Волги, объединивший усадьбу Молоствовых, деревню и природный парк с большим количеством растений, занесенных в Красную Книгу. В парке посетителей привлекает аномальная зона, где нарушается работа часов и фотоаппаратов. Она находится на двух больших полянах при спуске к Волге, на которых человеку становится хорошо и спокойно.
Спасский заказник
- Координаты GPS: 54.948952, 48.981851.
На 60 островах Куйбышевского водохранилища раскинулся комплексный заказник «Спасский». Он – самый большой из 11 заповедников и охранных территорий Татарстана. Назван так в честь существовавшего когда-то уездного города Спасск. В островной системе заказника охраняются и изучаются населяющие ее лесные звери, птицы, рыбы и пресмыкающиеся.
На территории этой природной достопримечательности сохранились археологические и исторические объекты. Так, например, на острове Старый город имеются останки Спасской тюрьмы. В заказнике ведется активная работа со школьниками, для туристов проводятся экскурсии.
Не пропустите достопримечательности других городов Республики Татарстан — Казани, Бугульмы, Елабуги, Свияжска, Зеленодольска, Альметьевска, Чистополя, Набережных Челнов
В городе Болгаре, или Булгаре, каждого туриста ждет удивительное историческое путешествие. Перечисленное в этой статье вовсе не исчерпывающий список достопримечательностей, которые можно встретить в поселении. Разные эпохи, различные культуры и непередаваемый колорит Татарстана переплелись в памятниках и музеях этого удивительного российского города.
Команда Кочующие
Болгарский музей-заповедник является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан. В 1998 г. Болгарский историко-архитектурный комплекс включен в Предварительный список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО по Российской Федерации (Список ожидания). Охранная зона для Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника установлена в пределах Болгарского городища и 50 м от древнего вала, включая развалины «Малого городка» и «Греческой палаты» (площадь 415 га) постановлением Совета Министров ТАССР от 7.11.1969 г. № 548 «Об утверждении охранных зон и зон регулирования застройки для памятников архитектуры в ТАССР».
Болгарский музей-заповедник
Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник создан на основании постановления Совета Министров ТАССР от 14.04.1969 г. № 222 «Об открытии в Татарской АССР на базе Болгарского городища государственного историко-архитектурного заповедника» во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 9 февраля 1968 г. № 77 «О практике руководства Совета Министров ТАССР культурным строительством в республике».
Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник является научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением, осуществляющим изучение, охрану и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на его территории. Находится в ведении Министерства культуры Республики Татарстан. Его деятельность финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан.
Махмутов Рафаиль Зуфарович — директор Болгарского музея-заповедника с 2000 г. Активно пропагандируя памятники истории и археологии, принимает участие во многих научных совещаниях и конференциях. За годы его руководства были произведены реставрационные работы на Черной палате, Малом Минарете, Белой палате. Капитально отремонтировано здание музея Археологии (церковь Успенья). Проводятся многочисленные выставки, в том числе и выездные в различные регионы России.
АК ПУЛАТ — БЕЛАЯ ПАЛАТА — БУЛГАР
Состав музея-заповедника Болгарское городище X-XV вв. Болгарское городище примыкает с востока к городу Болгар и занимает край коренной волжской террасы высотой около 30 м. С запада, востока и юга городище окружено земляным валом высотой местами до 5 м (называвшимся в XVIII в. «Большим») и рвом глубиной до 2 м. Протяженность укреплений 5,63 км. Ими ограничена площадь 380 га. Со всех сторон в укреплениях имеют место древние проезды. Форма городища подтреугольная и упирается «вершиной» к югу, где у проезда находится дополнительное укрепление — «Малый городок». На севере «Большой» вал и ров упираются в откос террасы. Северо-восточная часть городища занята оврагами: Большим и Малым Иерусалимскими, образующими у края террасы три мыса. Западный из них, образованный Большим Иерусалимским оврагом и краем террасы, с крутыми обрывами и несколькими отрогами оврага в западном направлении, был местом первоначального Болгара.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДРЕВНИХ БУЛГАР
Культурный слой Болгарского городища включает семь напластований от времени, предшествующему возникновению города, до современности. I — слой жизни современного села XX в. II — слой периода русской истории конца XVI-XIX вв. III — слой времени Казанского ханства середины XV-XVI вв. IV — слой золотоордынского периода истории города второй половины XIII — начала XV вв. Этот слой подразделяется на слои IVп — позднезолотордынский середины XIV- начала XV в. — и IVр — раннезолотоордынский середины XIII-начала XIV в. V- VI слой домонгольского периода истории города, причем слой V датируется второй половиной периода, а начало его образования — XI в., слой VI — первой половины периода, рубежом IX-X и частью XI в. VII — слой доболгарских поселений середины — 2-ой половины I тысячелетия Стратиграфическая шкала связана с периодизацией истории Волжской Булгарии и восточноевропейской средневековой истории в целом. Материалы и слои Болгарского городища отражают все особенности культуры и состава населения Волжской Болгарии и Золотой Орды, их политической истории.
АРХИТЕКТУРА БУЛГАР Архитектурные сооружения (середины XIII-XVIII вв.) — Соборная мечеть («Четырехугольник») — первое и единственное сохранившееся культовое архитектурное сооружение раннезолотоордынского периода (главная столичная мечеть Болгарского улуса Золотой Орды), Северный мавзолей («Монастыpcкий погреб»), Bocтoчный мавзолей («Цepкoвь cв. Hикoлaя»), Kpacнaя пaлaтa, Восточная палата («Ханские палаты или баня»), Черная палата, Белая палата, Малый минарет, Ханская усыпальница, Южное и Северное здания «Малого городка», каменное здание с водоемом, мавзолеи, церковь Успенья. В настоящее время на территории Болгарского городища выявлено около 100 архитектурных сооружений.
Суварское городище (X-XIV вв.) — культурный слой одного из крупнейших городов Волжско-камской Булгарии, центра самостоятельного княжества, а позднее округи — города Сувара в пределах укреплений в виде вала и рва протяженностью около 4,5 км. Город, широко известный в X-XIII вв. во всем восточном мире, почти с момента своего возникновения в начале X в. (920-е гг.) становиться объектом внимания путешественников и купцов, заинтересованных в расширении торговли с булгарами. В центе городища сохранились останки кирпичного здания и связанных с ним сооружений. Расположено в 4 км к юго-западу от центра с. Кузнечиха.
Армянская колония (XIII-XIV вв.) — культурный слой армянского поселения с христианским (армянским) кладбищем и остатками христианского храма XIV в. Колония была основана армянами, бежавшими от монгольского нашествия 1220-1230-х гг., расположена к западу, непосредственно за валом Болгарского городища. В настоящее время на территории Армянской колонии расположено районное хлебоприемное предприятие, а здание храма скрыто почвой и растительностью.
ПАМЯТНЫЙ ЗНАК В ЧЕСТЬ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА В ДРЕВНЕМ БУЛГАРЕ
Танкеевский могильник (IX-X вв.) — комплекс языческих захоронений, оставленный одной из этнических групп населения ранней Волжско-камской Булгарии в период ее формирования. Памятник является одним из крупнейших в Восточной Европе и ключевых в освещении важнейших вопросов истории ранней Волжской Булгарии, таких как время появления в Среднем Поволжье нового политического образования, формирование общебулгарской культуры в результате взаимодействия разнокультурных компонентов, характер и время появления мусульманской обрядности и т.д. Могильник расположен в 1 км к юго-востоку от деревни Танкеевка.
Другие археологические объекты, а также природный ландшафт — Рабига куль (озеро Мочилише), Туйбике коесы (колодец Св.Авраамия), Габдрахман Сахаба коесы (Капитанский колодец). Архитектурные объекты заповедника являются самым северным в мире памятником средневекового мусульманского зодчества, уникальным и единственным образцом булгаро-татарской архитектуры середины XIII-XIV вв. Не имеют аналогов в мире как ценный исторический памятник, свидетельствующий об исчезнувших государствах (Волжская Булгария, Золотая Орда), исчезнувшей культуре, жизненном укладе и как оказавший значительное влияние в течении X-XV вв. на развитие культуры, архитектуры. Культурный ландшафт сохраняется в неизменном виде на протяжении тысячелетия. Иерусалимский овраг существует с домонгольского времени. Болгарское городище сохраняет до настоящего времени свои границы, оборонительные сооружения в виде вала и рва. Границы села, основанного в XVIII в., остаются неизменными.
ФОНДЫ ЗАПОВЕДНИКА БУЛГАР Фонды Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника включают в себя предметы археологии, нумизматики, этнографии, живописи, скульптуры, изделия прикладного искусства, фотографии, документы. Число экспонатов основного фонда по состоянию на 1 января 2011 г. – более 102 тысяч предметов, в том числе предметов археологии – более 65 тысяч, предметов нумизматики – более 14 тысяч, предметов этнографии – 1,5 тысяч, изделий прикладного искусства – более 100, живопись – более 140, графика – более 250, скульптура — 13, документы – более 19 тысяч и другие. Часть находок с территории заповедника хранится в Государственном Историческом музее (г. Москва), Государственном Эрмитаже (г. Санкт-Петербург), Государственном объединенном музее Республики Татарстан (г. Казань), Национальном музее Финляндии (г. Хельсинки).
Краткая история формирования музейных коллекций БГИАМЗ. До организации 1 июля 1969г. Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника экспонаты, переданные в 1961 г. Государственным музеем ТАССР (ныне Национальный музей РТ) из коллекций А.Ф.Лихачева и Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, подобранные в значительной мере произвольно, и происходящие в основном из дореволюционных раскопок и сборов, как на Болгарском городище, так и на других болгарских памятниках, иногда весьма отдаленных от Болгара (Биляр, Сувар, Чистопольский уезд и т.д.) хранились в районном краеведческом музее г. Куйбышева (ныне г. Болгар). Позднее, когда в 1985 г. экспонаты краеведческого музея вошли в состав фондов музея-заповедника, данная коллекция была внесена в учетную документацию под № БГИАЗ-75.
В том же 1969 г. впервые были переданы непосредственно во вновь созданный Болгарский музей-заповедник материалы археологических раскопок этого сезона на Болгарском городище под руководством А.П.Смирнова, и с этого времени ежегодно материалы раскопок поступали в БГИАМЗ. Полевые материалы на постоянное хранение передавались лично начальником Поволжской археологической экспедиции А.П.Смирновым, начальниками Болгарской экспедиции Т.А.Хлебниковой и Р.Ф.Шарифуллиным, руководителями отдельных раскопов М.Г.Крамаровским, В.И.Ледяйкиным, Л.А.Беляевым, Л.А.Савченковой, А.М.Губайдуллиным, И.Р.Газимзяновым и др. Вместе с археологическими материалами были переданы и документальные материалы: полевые дневники, чертежи, рисунки, фотографии и негативы, описи находок и др. В 1970-е гг. заместителем директора БГИАМЗ по науке Н.Д.Аксеновой были заказаны копии отчетов о раскопках на Болгарском городище с 1938 г., хранящихся в Государственном историческом музее в г. Москве, а также копии альбомов-отчетов раскопок 1964–1969 гг., хранившихся в Министерстве культуры ТАССР. В 1970-1990-е гг. БГИАМЗ участвовал в проведении археологических исследований булгарских городов Биляра, Сувара, Джукетау, Кожаевского комплекса (последний исследовался М.М.Кавеевым) и, естественно, раскопочные материалы и копии отчетов о раскопках поступили в фонды музея-заповедника. Болгарский музей-заповедник организовал также регулярные разведочные работы на разрушающихся памятниках в зоне Куйбышевского водохранилища, систематически проводил сборы подъемного материала и на Болгарском городище. Значительное количество археологического подъемного материала было обнаружено во время разведочных работ в Западном Закамье в 2000–2004 гг. (автор Д.Г.Мухаметшин).
ГОНЧАР В ДРЕВНЕМ БУЛГАРЕ
Музей-заповедник активно работал с населением, приобретая через фондово-закупочную комиссию отдельные археологические предметы, монеты и т.п.. Среди интереснейших приобретений можно назвать Коминтерновский клад (комплекс погребального инвентаря богатого курганного захоронения эпохи Первого Тюркского каганата).
Коллекция эпиграфических памятников и архитектурных деталей сформировалась в 1970-е гг. и постоянно пополнялась. Несколько камней находились в Куйбышевском районном краеведческом музее и поступили в фонды музея-заповедника во время присоединения районного музея к заповеднику. Часть эпитафий была обнаружена во время археологических раскопок, часть происходит из Черной палаты и Восточного мавзолея (дореволюционное собрание при музее Черной палаты). Однако основную часть коллекции составляют камни, обнаруженные во время реставрации церкви Успения. Первые камни были вынуты из стен церкви в конце 1970-х гг., последнее поступление относится к 2003 г. Были отдельные находки надгробий и архитектурных деталей и с других участков Болгарского городища. Нумизматическая коллекция формировалась, в основном, из монет, обнаруженных во время раскопок и сборов с территории Болгарского городища, а так же из округи Болгара и по берегам Куйбышевского водохранилища. Есть отдельные находки с территории Западного Закамья в пределах Татарстана, из Старомайнского района Ульяновской области и из других мест. Атрибуция монет проводилась С.А.Яниной, Г.А.Федоровым-Давыдовым, Д.Г.Мухаметшиным.
Большая часть коллекции краеведческого характера (предметы быта, этнографии, документы, фотографии, ордена, медали, личные вещи участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла) была собрана до 1980-х гг. краеведами под руководством О.И.Монстаковой, а затем – до конца 1990-х – начала 2000-х гг. – заведующей Куйбышевским краеведческим музеем (позже – завотделом БГИАМЗ) Г.Г.Барановой. Эти материалы полностью поступили в фонды БГИАМЗ. Отдельные находки были выявлены и взяты на хранение сотрудниками Болгарского музея-заповедника. Собрание арабографических старопечатных и рукописных книг музея-заповедника также стало формироваться в 1980-е гг. Отдельные рукописи и печатные книги были приобретены Д.Г.Мухаметшиным в Бугульминском, Сармановском, Балтасинском, Арском и Спасском районах РТ. Начиная с 1995 г. рукописный и печатный книжный фонд пополнялся, в основном, усилиями археографа-любителя из г. Ульяновска Вагиза Нурисламовича Мухтарова. В 1995-2005 гг. во время посещения Нурлатского, Буинского, Тетюшского, Апастовского, Дрожжановского районов РТ, а также Мелекесского и Старокулаткинского районов Ульяновского области и Камышлинского района Самарской области им было собрано и передано в Болгарский музей-заповедник большое количество рукописей, писем и документов различного характера. Таким образом, в фондах БГИАМЗ накопилось достаточно большое собрание книг на восточных языках второй половины XVII-XIX вв. Подавляющее большинство из них составляют рукописные книги на арабском, персидском, татарском языках. Это и художественная литература, и сочинения по грамматике арабского языка, по логике, по этике, историческая литература, произведения религиозного характера и труды татарских просветителей XVIII-XX вв. По мере поступления обработка рукописей и их предварительное изучение были проведены Д.Г.Мухаметшиным и Р.М.Минсагировой.
В 1980-е годы в Болгарском музее-заповеднике стала формироваться коллекция произведений искусства, тематически связанная с Болгаром – копии картин и гравюр дореволюционных авторов, рисунков художников – участников Куйбышевской и Поволжской археологических экспедиций под руководством А.П.Смирнова – Д.И.Архангельского, Н.О.Фреймана. В эти же годы через фондово-закупочную комиссию или в качестве даров в фонды БГИАМЗ поступили подлинные работы художников Татарстана. В их числе произведения Б.Урманче, Э.Зарипова, С.О.Лывина, Р.А.Гусманова, Ф.Халикова, А.М.Родионова, Н.Адылова, Хамзы и многих других. Пополнение фондов БГИАМЗ продолжается. И сегодня, согласно перспективному плану формирования фондов, основные поступления связаны с археологическим исследованием Болгарского городища и его округи.
КАРА ПУЛАТ — ЧЕРНАЯ ПАЛАТА
ЦЕННЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ И КЛАДЫ Коминтерновский клад, обнаруженный случайно летом 1983 г. на острове Беганчик напротив с. Коминтерн Спасского района, недалеко от устья р. Актай, левого притока р.Кама. Клад датируется VII – первой половиной VIII вв. и представляет собой, по-видимому, набор погребального инвентаря богатого захоронения эпохи Тюркских кагагатов. Всего в коллекции 102 предмета, в том числе: золотые, серебряные, бронзовые, железные изделия.
Кожаевский клад, обнаруженный в 1988 г. при исследовании М.М. Кавеевым булгарского Кожаевского IV селища, расположенного у с. Кожаевка Спасского района РТ, на мысу коренной террасы р. Актай, левого притока р.Кама. В состав клада входит 9 предметов: массивная плетеная серебряная гривна, шесть перстней того же металла, которые были нанизаны на гривну, и две золотые височные подвески, находившиеся внутри кольца гривны. Клад по стратиграфии и вещевому материалу датирован исследователем концом XI – началом XII вв.
Коллекция монументальной эпиграфики XIII-XV вв. особенно ценна, самобытна, комплектование ее началось с проведением археологических, архитектурно-реставрационных работ на территории Болгарского городища в 1964-1969 гг. Все эпитафии датированы, атрибутированы, неоднократно опубликованы и вызывают неподдельный интерес у посетителей экспозиции Северного мавзолея, где представлены самые крупные, лучшие экспонаты коллекции. Исследователями детально изучены форма, орнаментация, шрифт, язык, структура текста, почерки, техника изготовления, способы установки эпиграфических памятников. В коллекцию входят также и заготовки для эпитафий, что доказывает существование в Болгаре мастерской по изготовлению надгробий. Имеющиеся материалы по булгарской эпиграфике позволяют исследователям говорить о существовании в Болгарах собственной школы резьбы по камню.
На территории Болгарского городища и его округи были обнаружены и хранятся в фондах музея-заповедника 17 кладов, включающих в себя около 2 тысяч монет самых разных исторических периодов. Самый ранний клад происходит с Суварского городища и обнаружен при раскопках под руководством Т.А. Хлебниковой в 1974 году. Монеты атрибутированы, по своему составу это серебряные дирхемы династии Саманидов, Бувейхидов, Зияридов (в количестве 21 монеты).
В 2001 г. при работах экспедиции Болгарского музея-заповедника были обнаружены немногочисленные по количеству, но исторически ценные монеты X века династии Саманидов и так называемые фельсы. Клады происходят с Болгарского городища (II сектор, 17 серебряных монет) и из с. Кокрять Спасского района РТ (9 монет, 6 из которых серебряные). Особенно известен так называемый «Клад в кубышке», обнаруженный при раскопках на Болгарском городище в 1980 г. на раскопе LXXXIII, под руководством М.Д. Полубояриновой. Клад включает в себя 121 серебряную монету XIII в., чеканенные в Болгаре-аль-Махруса, с именем Менгу-Темир и анонимные монеты с тамгой дома Бату.
СЕВЕРНЫЙ МАВЗОЛЕЙ В ДРЕВНЕМ БУЛГАРЕ
Также золотоордынские монеты содержат клады с раскопа XV на Болгарском городище (1972 г.) под руководством А.П.Смирнова (23 монеты, 22 из которых серебряные), клад с Болгарского городища (1984 г.) – 65 медных монет, клад с так называемого Капитанского колодца (1995 г.) – 9 медных монет, с усадьбы Терехина, жителя с. Болгары (1993 г.) – 15 серебряных монет, монеты с раскопа CVII (1990 г.) – 22 серебряные монеты. Кроме того, известны клады, происходящие из округи Болгарского городища, также включающие джучидские монеты. Это клад монет с Маклашеевского городища (1986 г.) – 20 монет, 1 из них серебряная, и клад из с.Ново-Мордово Спасского района РТ. Клады джучидских монет из фондов Болгарского музея-заповедника привлекают внимание исследователей-нумизматов. Часть кладов опубликована в нумизматических сборниках. Монеты вышеописанных кладов характеризуют денежное обращение Волжской Булгарии.
Особенно интересными уникальными монетами в составе нумизматической коллекции фондов музея-заповедника являются: •монета, Ольвия, III в. до н.э.; •монета Оттона I, Германия, начало XI в.; •монета принципиата Ахайя, Греция, вторая половина XIII в.; •монета позднеримская, 364-375 гг.; •монета Аюбидов, Египет-Сирия, конец XII в. (1169-1186 гг.); •монета династии Сун, Китай, начало XII в.
ВАЛ И РОВ БУЛГАРСКОГО ГОРОДИЩА
Новые поступления 2010г. Особо ценными предметами, поступившими в 2010 г, являются предметы археологии, обнаруженные при археологических раскопках на территории Болгарского городища. Уникальный клад XIV века, состоящий из 7 золотых предметов и трех медных сосудов, был обнаружен в июле 2010 г. в ходе археологических охранно-спасательных работ на месте строительства здания речного вокзала. Золотые изделия представлены образцами ювелирного искусства: три витых из золотой проволоки серьги с полудрагоценным камнем на конце, две подвески и инкрустированный бирюзой перстень с орнаментом по внешнему краю. Одна из подвесок сделана в виде объемной ажурной фигурки птицы в сложной технике скани. Другая в виде небольшого желудя, также изготовлена с использованием техники скани. Медная посуда, свидетельствующая так же о достатке и даже богатстве его хозяев, состоит из двух котлов и большого ковша. При археологических охранно-спасательных работах на месте строительства Памятного Знака, были обнаружены прекрасные образцы импортной посуды: китайское селадоновое блюдо с растительным орнаментом и иранский кашинный сосуд. В ходе археологических работ этого года выявлен большой ремесленный квартал с усадебной застройкой, богатый жилой квартал, и обнаруженные предметы свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел и обширных торговых связях Волжско-Камской Булгарии. Осенью 2010 года проводились Дни Дарений, главная цель которых — сбор материала для будущей экспозиции Музея Хлеба. Всего было подарено -33 предмета материальной культуры конца XIX- конца XX вв., Книга Дарителей пополнилась на 14 дарителей. Среди них и постоянные участники Дней Дарений – это Баронова О.И., жительница г. Болгара, медработник центральной больницы, Заляитдинова Х.Г. — пенсионерка, жительница г. Болгара, Прохорова А.Г.- ветеран Великой Отечественной войны, жительница г. Болгара.
В этом году активными дарителями стали жители п. Приволжский: Епифанова Е.Н. — вдова участника Великой Отечественной войны, Пигалева Т.П.- домохозяйка, Коробочкина И.П.- пенсионерка, Костина З.И.- пенсионерка. Интересны фетровые валенки 30-40 гг. XX в., онучи шерстяные второй половины XXв., посуда, скатерти, подзоры, салфетки и др. предметы быта и домашней утвари.
ХАНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА И МАЛЫЙ МИНАРЕТ В БУЛГАРЕ
ИСТОРИЯ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Во второй половине XVII в. при царе Федоре Алексеевиче (1661-1682 гг.) было дано указание описать древние каменные здания и другие развалины, находящиеся на территории Болгарского городища. Оно было осуществлено в 1712 г. дъяком Андреем Михайловым, побывавшем на городище, в связи с основанием на его территории православного монастыря. Он достаточно подробно впервые в истории описал более 70 средневековых зданий. Монастырь вскоре был построен. Его соорудили в центре городища — на месте Ханского (княжеского) двора и Соборной мечети. Сохранившиеся мавзолеи у развалин Соборной мечети («Четырехугольника») монахи приспособили по свои нужды: один мавзолей (Восточный) был оборудован под небольшой храм — «Церковь Святого Николая», другой (Северный) под хозяйственные надобности — «Монастырский погреб». В 1732 г. богатым купцом Михляевым была сооружена для монастыря каменная церковь «во имя Успения Богоматери». С этого времени соседствуют памятники двух вер — ислама и христианства. Монастырь был закрыт в 1770-х годах, монастырская слобода переименована в село Успенское, позднее в село Болгары в честь древнего Болгара. В 1722 г. городище посетил Петр I. Он отдал распоряжение о сохранении каменных построек древнего города, сборе и переводе эпитафий намогильных плит с болгарскими и армянскими надписями. В 1767 г. на Болгарские памятники обратила внимание императрица Екатерина II.
На протяжении всего XVIII и XIX вв. его посещали путешественники, писатели, поэты, журналисты, военные, ученые, архитекторы, художники, иностранцы и краеведы — П.С.Паллас, И.И. Лепехин, Ф.И. Эрдман, П.И. Свиньин, Н.Н. Кафтанников, М.С. Рыбушкин, И.А. Второв, А. Шмидт, Э.П. Турнерелли, И.Н.Березин, братья Н.Г. и Г.Г. Чернецовы, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов и многие другие, которые оставили ценные описания, чертежи, планы и рисунки зданий и руин древнего города, большинство из которых до нас не дошли. Состоявшийся в Казани в 1877 г. IV-й Археологический съезд учел необходимость длительного постоянного наблюдения за памятниками древнего Болгара. В марте 1878 г. создано Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Дальнейшая судьба болгарских памятников вплоть до революции 1917 г. была тесно связана с деятельностью Общества.
В 1880 г. Общество археологии, истории и этнографии было передано 862 квадратных сажен земли, занятой болгарскими развалинами. С 1881 г. из государственного казначейства ежегодно отпускалось субсидия в размере 300 рублей «на поддержание в приличном виде и на охранение древнего города Булгар». В 1888 г. для охраны памятников нанимается сторож, сами здания обносятся деревянными заборами. В Черной палате открывается музей болгарских древностей. В 1884, 1885, 1889, 1896 и 1905 годах были проведены работы по ремонту и поддержанию болгарских памятников. Были расчищены остатки Белой палаты, Соборной мечети, пилоны Малого городка и руины мавзолеев у Малого минарета, Греческая палата.
После революции 1917 г. охрана болгарских развалин перешла в Отдел по делам музеев и охране памятников старины, искусства и природы при Академическом центре Татарского народного комиссариата просвещения. В 1923 г. создан план ремонтных работ, которой был осуществлен в 1926 г. Работы проводились на Малом минарете, Ханской усыпальнице, Северном и Восточном мавзолеях, Соборной мечети, Черной палате. Это на некоторое время задержало процесс механического разрушения болгарских памятников. В 1933 г. село Болгары, вся территория древнего города, окруженная валом объявлена «неприкосновенным заповедником». С конца 30-х гг. с небольшими перерывами проводится глубокое, целенаправленное и систематическое археологическое изучение этого памятника. С 1954 г. комплекс является объектом систематических историко-архитектурных исследований, а с 1960-х гг. по настоящее время — работ по реставрации и консервации памятников. В целях усиления охраны памятников в 1962 г. в селе Болгары открывается историко-архитектурный музей, а в 1969 г. организован Болгарский историко-архитектурный заповедник. С 1969 г. проведены значительные исследования археологического культурного слоя Болгарского городища, работы по частичной реставрации, консервации, музеефикации и благоустройству архитектурных памятников — Соборной мечети, Черной, Восточной и Белой палат, Ханской усыпальницы и Малого минарета, Северного и Восточного мавзолея, Успенской церкви. Утвержден проект зон охраны Болгарского городища и установлен режим его использования. Выявлены остатки доболгарских поселений, древнейшей части города доболгарского времени на северо-восточной части комплекса, прослежен рост территории поселения, изучены жилые, ремесленные, а также архитектурные и оборонительные сооружения. Созданы экспозиции болгарских древностей в помещениях Успенской церкви, Северном мавзолее, Ханской усыпальнице. В 1991 г. выполнена 1-я очередь дноуглубительных работ.
__________________________________________________________________________________ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО: Команда Кочующие. https://www.bolgar.info/ https://www.bolgar-hram.info/ https://www.bulgarizdat.ru/
Вложение | Размер |
173.92 КБ | |
91.6 КБ | |
101.45 КБ | |
137.7 КБ | |
122.4 КБ | |
94.37 КБ | |
90.02 КБ | |
80.12 КБ | |
69.95 КБ | |
116.4 КБ | |
295.18 КБ | |
77.05 КБ | |
114.5 КБ |
История и архитектура татарского Болгара
Большую роль в туристической жизни этого небольшого города Татарстана играют исторические достопримечательности – архитектурные места, набережные, мавзолеи и усыпальницы.
Восточный мавзолей
- Координаты: 54.985431, 49.056680.
Характерной традицией мусульманских народов было строительство усыпальниц для знатных особ. Несколько таких объектов можно увидеть на территории городища Булгар. Одна из них — так называемый «Восточный мавзолей», входивший в центральный ансамбль древнего города Булгара и расположенный к востоку от главной мечети, отчего и получил своё название.
Шестигранное здание с шатровой крышей дошло до наших дней с наименьшими потерями, лучше всех других строений комплекса сохранив свой изначальный облик. Интересна и судьба строения. В монастырский период усыпальнице исламских вельмож довелось послужить приверженцам другой веры. Здесь размещалась православная церковь, освященная в честь Святого Николая.
Северный Мавзолей
- Координаты: 54.986096, 49.056142.
Представляет собой каменное строение с округлым куполом сверху и «стрельчатыми окнами». Облик объекта был воссоздан в результате реконструкции, проведенной в конце 1960-х годов. От первоначального мавзолея сохранился лишь фундамент, фрагменты стен и некоторые элементы внутреннего убранства и планировки.
В монастырский период здание использовалось как погреб, тогда же монахи «откопали» могильные плиты. Сегодня надгробья знатных булгар представлены в экспозиции, посвященной булгарской эпиграфике и размещенной внутри сооружения.
Черная палата
- Координаты: 54.982112, 49.054125.
Памятник архитектуры XIV века относится к числу наиболее полно сохранившихся сооружений. О предназначении данной постройки у ученых есть разные версии. Предполагалось, что здесь могло располагаться медресе или ханский суд. О том, почему палата названа «черной», сообщает легенда, согласно которой в этом здании укрылась ханская семья. Завоеватель велел обложить здание деревянным коробом и поджечь, чтобы семья задохнулась в огне.
В его планы вмешалась красавица – ханская дочь, она пленила его красотой. На предложение выйти замуж она ответила отказом. Тогда Аксак-Тимур решил вынудить её, шантажируя жизнью братьев. Испуганная девушка согласилась, но отдать себя нелюбимому не смогла, бросилась в огонь и погибла, но тем самым спасла своё семейство.
Белая палата
- Координаты: 54.979886, 49.052453.
Укоренившееся название строения, возведенного в XIV веке, отражает стремление восточных народов к чистоте. Функционал у него был соответствующий – здесь размещалась баня. Упоминания о «Белой палате» в городе Болгаре можно встретить в восточной литературе, в частности в «Сказках 1001 ночи». Исторический облик здания запечатлели на своих картинах такие живописцы как П.С. Паллас, Н. Г. Чернецов. Они творили в XVIII – XIX веках.
Малый минарет
- Координаты: 54.981279, 49.061071.
На городище Великий Болгар можно увидеть сохранившийся с XIV века Малый минарет. Его высота- 10 метров. Это каменный столб из двух цилиндров разного диаметра с богато декорированной нишей и арочным входом, наверху установлен купол с полумесяцем – символом мусульманской веры. Наверх ведет каменная лестница, которая постепенно сужается кверху, так что идти по ней довольно сложно, но оно того стоит, чтобы посмотреть окрестности.
Ханская усыпальница
- Координаты: 54.981586, 49.060975.
Рядом с Малым минаретом можно ознакомиться с руинами четырех усыпальниц. Одна из них носит название Ханская усыпальница. Особенностью усыпальницы является то, что в кубе, который она собой представляет, нет входа. Это образец мавзолеев, которые использовались в мусульманской погребальной культуре. Исторический объект частично отреставрирован
Историческая набережная
- Координаты: 54.987012, 49.049754.
На территории Болгарского историко-археологического музея открыта для посещений Историческая набережная. Это участок вдоль реки Волги, где расположена аллея, которая знакомит с биографиями выдающихся личностей, связанных с городом Болгар и ханским периодом истории. Там же есть площадка со средневековыми играми, которая будет особенно интересна детям.
В тему: Куда сходить в Казани с детьми
Малый городок
- Координаты: 54.966158, 49.059090.
За пределами Булгарского городища на его южной окраине расположилась ещё одна важная достопримечательность — «Малый городок». Это археологический комплекс, имеющий форму неправильного четырехугольника и занимающий площадь в 7 га. Здесь расположились въездные ворота в средневековый город, а также две башни, выполненные из камня. В наши дни можно увидеть фрагменты сооружений. Территория «малого городка» обнесена рвом.
Баня №2
- Координаты: 54.967364, 49.059769.
Общественные бани – объект повседневной культуры, они бы не представляли большого интереса, если бы речь не шла о строениях XIV века, возведенных мусульманами, для которых бани имели особенное значение.
Одно из таких строений – Баня №2 – была сооружена из грубого камня неправильной формы. Её стены были толщиной до 90 сантиметров. Строение обнаружено археологами и после реставрации помещено под стеклянный купол как историческая достопримечательность.
Памятный знак сахабам (сахибам)
- Координаты: 54.981134, 49.060684.
Хранитель исторического наследия – город Болгар – не может похвастаться разнообразными монументальными памятниками. В этой категории стоит выделить памятный знак, расположившийся рядом с Малым минаретом. Он посвящен сахабам.
Так именовались исламские проповедники, распространявшие свою веру в Булгарии. По поверью, сюда прибыли три проповедника, и один из них остался жить навсегда, умер и был погребен в Болгаре.
На месте его предполагаемой могилы ныне и возвышается колоритный памятник. Его центральным элементом является стела, на которой высечены чалма, посох и перо – атрибуты сахаба. Над стелой возвышается конструкция, имитирующая купол исламской мечети.