Коллапса здесь не будет. Преимущества жизни в Петергофе


Петергоф («двор Петра», с 1944 по 1997 — Петродворец) — город в России, муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива. Крупный туристический, научный и учебный центр к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге.

Железнодорожные станции Новый Петергоф, Старый Петергоф, Университет на Балтийской линии Октябрьской железной дороги. Пристань на Финском заливе.

Петергоф основан в 1710 году как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков музей-заповедник «Петергоф». Наукоград с 2005 года.

История

Возникновение слободы

До начала XVIII века на месте Петергофа на берегу Финского залива находились финские деревни Куусоя (фин. kuusoja — еловый ручей) и Похьяёки (фин. pohjajoki — северная речка), к югу от них, на Поповой горе (ныне Бабигонские высоты), — деревня Папингондо.

Впервые Петергоф (нем. Peterhof — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Вот какая запись появилась в Журнале Петра I от 13 сентября 1705 года:

«…наша шнау „Мункер“ пошла в Петербурх, после полудня в 4 часа против Петергофа кинула якорь, к вечеру пришли в Петербурх.»

В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку от Верхнего парка) и Большая слобода (к западу, так называемый Старый Петергоф, вдоль современного Собственного проспекта). Туда же, на Купеческую пристань, прибывали суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1721 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика (ныне Петродворцовый часовой завод).

Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720—1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты, действовавшие по принципу сообщающихся сосудов. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов.

Изначально поселение при Дворце застраивалось хаотично, а составлявшие большинство жителей поселения государственные крестьяне вообще жили в землянках. В 1730-х годах благодаря архитектору М. Г. Земцову Петергоф впервые получил чёткую планировку. Он перестроил ряд зданий, создав для петегофских государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных служащих — Кавалерский.

С 1747 года началась перестройка дворца, которая осуществлялась по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли. Была увеличена центральная часть дворца и пристроены два боковых флигеля, соединенные галереями с Церковным и Гербовым корпусами.

Город

С 1762 года Петергоф — город в ведении Дворцового ведомства.

В конце XVIII века по проектам архитектора Джакомо Кваренги и садового мастера Джемса Медерса был создан пейзажный Английский парк, в парке построен Английский дворец.

Вот как описывает Петергоф И. Г. Георги в 1794 году:

«§ 1148. Слобода Петергоф имеет каменную церковь, кроме оной однако же токмо деревянные, но столь хорошие строения, что оная на городок походит. Она содержит жилища некоторых придворных людей, конюшни, сараи и т. д. На высоком берегу расставлено с лишком тридцать пушек, для употребления в придворные праздники».

В конце XVIII века в городе числилось 57 обывательских домов, а в 1801 году вдоль Правленской улицы сложился ансамбль первых каменных зданий. Кроме служащих в ней стали селиться свободные люди, «обыватели». В 1824 году Александр I, велел перестроить «на казенный счет 58 наиболее уродливых зданий» по «образцовым проектам», разработанным В. П. Стасовым, В. Гестой, Л. Руской. В XIX — начале XX века в городе размещались лейб-гвардии Конно-гренадёрский, Уланский и Драгунский полки, а также Каспийский 148-й пехотный полк. С 1828 года в окрестностях Петергофа проходили летние лагерные учения воспитанников петербургских военно-учебных заведений.

В 1825 году земли к востоку от Нижнего парка император Николай I приобретает и дарит своей жене Александре Фёдоровне, и они получают название «Собственная её величества дача Александрия». С 1826 года архитектором А. А. Менеласом разбивается здесь пейзажный парк, строится двухэтажный дворец Коттедж. В 1830—1831 годах в парке строится Фермерский дворец, а в 1835 году Готическая капелла (архитектор К. Шинкель)

В 1828—1830-х годах к югу от Санкт-Петербургского проспекта создавался комплекс казарм лейб-гвардии Уланского полка. В 1830-е ведущим архитектором Петергофа был А. Шарлемань, создавший в 1837—1840-х годах комплекс готических домов и городской ансамбль с пожарным депо перед Верхним парком.

В 1826 году зверинец был перенесён к югу от Английского парка. Рядом возникла Егерская слобода. По проекту архитектора И. Шарлеманя на территории слободы в 1840 году выстроен военный госпиталь, а в 1848 году здание Присутственных мест, в 1879 году появляется богадельня, построенная по проекту Н. Бенуа.

Одновременно к западу от Петергофа Николай I приобретает дачу Нарышкиных, она стала имением дочери императора Марии Николаевны и её мужа герцога Лейхтенбергского. Архитектор А. И. Штакеншнейдер в 1839—1842 годах строит здесь в стиле классицизма загородный Дворец Лейхтенбергских. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах покрытую мрамором Капеллу. Вокруг был разбит пейзажный парк Лейхтенбергского.

В 1832 по 1857 годы к югу от Верхнего парка у Ольгина пруда возникает Колонистский парк. Он был создан по проектам архитектора А. И. Штакеншнейдера, садового мастера П. Эрлера и инженера М.Пилсудского. В 1842—1844 годах на островах Ольгина пруда возникают Царицын павильон (в подарок супруге императора Николая I Александре Федоровне) и Ольгин павильон (для дочери Николая I Ольги Николаевны).

В 1836 году разрастающуюся Малую слободу переименовали в Санкт-Петербургский форштадт. В 1850 году ведущим архитектором стал Н. Бенуа, уже построивший Верхнесадский дом (1847) и Фрейлинские дома (1848). Среди его последующих построек можно назвать: Дворцовый госпиталь (1853), почта (1854), железнодорожный вокзал (1857), конюшни (1852).

13 (26) ноября 1848 года указом императора Николая I уездную управу перенесли из Ораниенбаума в Петергоф. Город становится центром Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В 1853—1857 годах на средства известного предпринимателя А. Штиглица была построена Петергофская железная дорога протяжённостью 30 км — от Петербурга до Нового Петергофа. До этого, с 1830-х годов, по Петергофскому шоссе ездил сухопутный паровоз. В 1854—1857 годах велось строительство железнодорожной станции Петергоф. С 22 июля началось регулярное движение поездов. Состав прозвали «Кукушкой»; билеты продавали студенты, жившие на окрестных дачах; машинист и кондуктор были тоже нештатные[стиль!].

В конце XIX века в городе появились два гимназические здания. В 1905 году по проекту В. Султанова на берегу Ольгина пруда возвели собор святых Петра и Павла, а напротив него — небольшое здание церковно-приходской школы.

В годы Первой мировой войны в Петергофе дислоцировались первая, вторая и третья школы прапорщиков.

До 1917 года Петергоф был одной из главных летних императорских резиденций, которую населяли в основном дворцовые служители, офицеры и солдаты лейб-гвардейских полков.

Советский период

В 1918 году бывшие императорские дворцы Петергофа превращены в музеи. 18 мая 1918 года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия рабочих. За первое лето работы музея его посетило более двух тысяч трудящихся. Вскоре в многочисленных корпусах, где прежде жили придворные и дворцовая челядь, стали открывать дома отдыха, санатории, детские учреждения; в парках появились детские площадки, читальни, эстрады.

В 1936 году Петергоф переподчинён Ленсовету.

С 23 сентября 1941 года по 19 января 1944 года город оккупирован германскими войсками. 5 октября 1941 года в Петергофе был высажен Петергофский десант (морской). Линия фронта проходила на западной границе города по линии обороны Ораниенбаумского плацдарма. В результате военных действий город был почти полностью разрушен или сожжён. Наиболее сильно пострадал ансамбль Нижнего парка. Около 30 тысяч предметов живописи, декоративно-прикладного искусства и скульптуры из дворцовых коллекций было уничтожено или разграблено; фонтаны и водоводная система выведены из строя; 10 тысяч деревьев — более одной трети зелёного массива — вырублены.

В 1944 году Петергоф был переименован в Петродворец, так как немецкое название тяжело воспринималось на фоне разрушений, оставленных немецкой армией. В том же году началось восстановление города, его дворцово-паркового ансамбля и системы фонтанов. В работах принимали участие ленинградские архитекторы А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская, А. Э. Гессен, скульпторы В. Л. Симонов, И. В. Крестовский, Н. В. Дадыкин, И. И. Суворов, В. В. Элонен и другие, а также большой коллектив мастеров-реставраторов. 17 мая 1964 года, в день празднования 250-летия Петергофа, открылись двери первых воссозданных залов Большого дворца. Масштаб разрушений был столь велик, что не все объекты удалось восстановить. Так, сильно пострадавшая в войну Нижняя дача была снесена в 1960-е из-за аварийности, ветшали Константиновский и Фермерский дворцы. В целом, облик довоенного города был сохранён, и началось новое строительство. На основных улицах появились небольшие двух- и трёхэтажные дома. Были реконструированы Привокзальная и Советская площади. Возродился завод точных технических камней (бывшая гранильная фабрика); с 1954 года завод, выпускавший ранее часовые камни, начинает производство наручных часов.

В 1960-х годах в Старом Петергофе началось строительство научно-учебного городка Ленинградского государственного университета. Первым был построен в 1971 году физический факультет университета. Затем был возведен главный корпус Научно-исследовательского института физики, куда в 1971—1975 годах переместились научно-исследовательские лаборатории и другие структурные подразделения факультета. Во второй половине 70-х годов в новый университетский комплекс переехали факультеты прикладной математики — процессов управления, математико-механический и химический. Новые корпуса получили институт математики и механики, астрономическая обсерватория и вычислительный центр, институт химии, институт вычислительной математики и процессов управления. Были также построены студенческие общежития, жилые дома для сотрудников университета. Сюда же переводится Военное электротехническое училище имени А. А. Попова, ныне Военно-морской институт радиоэлектроники им. А. С. Попова (ВМИРЭ).

В 1960—1970-е годы началось массовое жилищное строительство в городе. Выросли новые кварталы с пяти-десятиэтажными домами, школами, торговыми центрами. Возле Английского парка, на бывшем Кадетском плацу, создан новый жилой массив с высотными зданиями.

26 ноября 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР город Петродворец был награждён орденом «Знак Почета» за большой вклад трудящихся в восстановление и развитие дворцов, музеев и парков и в связи с 250-летием.

Современный период

С 1990 года дворцы и парки Петродворца входят в состав художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф» и в том же году были включены в состав объекта охраны мирового наследия ЮНЕСКО под названием «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». В 1997 году ГМЗ «Петергоф» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Богатейший научный и культурный потенциал Петергофа позволил ему получить статус первого на Северо-западе России наукограда. 23 июля 2005 года было принято соответствующее постановление Правительства РФ № 449.

В 2005 году после реставрации открыты для посетителей Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке. В 2004 году открыты новые музеи — Музей велосипедов и Музей императорских яхт, а в 2007 году — Музей игральных карт.

Название города

Название Петерго́ф (нем. Peterhof — Петров двор) известно с 1705 года. Первоначально так называли только район дворца Монплезир, но вскоре это наименование распространилось на всё поселение. 27 января 1944 года город был переименован в Петродворе́ц. Новое название по сути было некорректным переводом старого на русский язык. При этом железнодорожные платформы Новый Петергоф и Старый Петергоф не переименовывались.

В 1997 году в закон «Об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга» были внесены поправки, Петродворец был разделён на две части — город Петергоф и посёлок Стрельна. Однако изменения в адресный классификатор тогда внесены не были, поэтому в некоторых документах указывалось прежнее название Петродворец, оно же значилось на географических картах. Вскоре Законодательное собрание Санкт-Петербурга сделало попытку официально превратить Петродворец в Петергоф на федеральном уровне, однако Правительство РФ в своём ответе разъяснило, что город Петродворец находится на территории города Санкт-Петербурга и переименовать Петродворец могут петербургские власти.

В мае 2009 года приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга в адресном классификаторе название «Петродворец» было заменено на «Петергоф». В сентябре 2009 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии приняла решение указывать на всех картах название Петергоф вместо Петродворца.

Герб и флаг города

См. также: Гербы с вензелями и литерами

  • Герб Петергофа (императорской резиденции в Санкт-Петербургской губернии) утвержден 12 марта 1831 года:

«В червленом щитке золотое вензелевое изображение имени Петра I»

24 декабря 1998 года муниципальный совет Петергофа постановлением № 43 утвердил Положение о гербе и флаге муниципального образования. Символы города зарегистрированы Геральдическим советом при президенте РФ под № 475. Согласно тексту Положения:

«Герб Муниципального образования города Петергофа представляет собой изображение в золотом поле геральдического щита лазоревой (синей, голубой) зубчатой стены, мурованной золотом, и поверх неё червленого (красного) столба, обремененного золотым вензелевым именем Петра 1 под золотой императорской короной с лазоревыми лентами».

  • Флаг Петергофа утвержден в 1998 году. Согласно тексту того же Положения:

«Флаг Муниципального образования города Петергофа представляет собой 3-х цветное полотнище с отношением ширины к длине 2:3 с расположением от древка равных вертикальных полос соответственно золотистого, красного и лазурно-голубого цветов, с односторонним изображением посередине, на центральной красной полосе золотистого коронованного вензеля имени Петра Первого под золотистой императорской короной с лазурно-голубыми лентами, как основного элемента Герба города Петергофа. Габаритная высота основного элемента герба составляет ½ высоты флага».

Петергоф

Территория на месте Петергофа в допетровскую эпоху

Территории на побережье Финского залива, в дельте Невы и около Ладожского озера были испокон веков заселены финно-угорскими племенами. На их языке данный регион назывался Инкермаа («прекрасная земля»). Уже начиная с X в. он вошел во владения Великого Новгорода, однако оставался языческим труднодоступным краем вплоть до XVII в. Новгородцы периодически отбивали нападения германских соседей, шведов и немцев, и самым знаменитым сражением стало Ледовое побоище 5 апреля 1242 года с участием князя Александра Невского. В последующее столетие происходили стычки со шведами, для которых неудачной оказалась в конечном счете попытка закрепиться в устье Невы в крепости Ландскрона.

Постепенное укрепление Москвы и ослабление Новгорода под управлением посадников из числа боярской знати привели к поражению новгородцев в битве на Шелони в 1471 году и присоединению всех земель бывшей вечевой республики к Московскому княжеству. В их числе была и Инкермаа или, на шведский манер, Ингерманландия. Земля, на которой позже вырос Петергоф, была передана сначала новому посаднику Ивану Гейроту, а затем его сподвижнику А. В. Бестужеву. Административный центр был перенесен в новую пограничную княжескую крепость Ивангород, напротив немецкой Нарвы.

В 1617 году владения на Неве перешли по мирному договору шведской короне. Разоренное смутой Московское княжество не могло противостоять этому решению, и русские оказались отрезанными от торговых путей на Балтийском море. Губернатором Ингерманландии был назначен близкий наставник шведского короля, Иоганн Скитте. Постепенно русскоязычное население было вытеснено из шведской губернии на юг, и на месте русских деревень, расположенных на территории будущего Петергофа, вновь появились финские поселения.

Реванш был взят лишь после блестящей победы русского оружия в Северной войне под предводительством Петра I. Интересная метаморфоза произошла с названием возвышенности, на которой был воздвигнут Петродворец. Изначально именуемая Поповой горой, она стала называться Папигондо под шведами, а после победы русских над шведами Петр назвал ее на русский манер – «Бабий гон», что постепенно превратилось в современное название Бабигонская возвышенность.

Возникновение города и происхождение названия

Активное строительство по берегам Финского залива началось в петровскую эпоху. На месте бывших финских деревень появились «путевые дворы» и пристани, одна из которых была упомянута 12 июля 1705 года в походном журнале императора под названием Петергоф. Истоки наименования, означающего в переводе с голландского буквально «Петров двор», лежат в европейской топонимической традиции. Оно, несомненно, отражает уже возникший на тот момент у Петра I замысел построить на этом месте свою резиденцию.

В петровские времена название Петергоф распространялось лишь на дворцовый комплекс, но уже к 1726 году, когда вокруг сложилась разветвленная инфраструктура, и поселились рабочие, инженеры, крестьяне и военные, Петергоф приобрел статус города.

Ближе к концу Второй мировой войны, 27 января 1944 года, город был переименован в Петродворец с целью устранить явное немецкоязычное звучание. В перестроечную эпоху болезненные ассоциации сошли на нет, и в 1997 году поправки к закону «Об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга» разделили Петродворец на город Петергоф и поселок Стрельна.

Петергоф в XVIII веке при Петре I

Официальной датой основания города считается 1705 год, когда на заболоченной прибрежной низменности развернулись активные ландшафтные и архитектурные работы. Первый деревянный государев дворец появился в 1708 году, к западу от Марли, и просуществовал до 1770 года. Резиденция Петра находилась на полпути между новой столицей и строящимся Кронштадтом и замысливалась как символ победы в войне со Швецией и триумфального выхода России к Балтийскому морю.

Архитектура комплекса не стала простым подражанием современным европейским образцам, а была ярким примером зарождающегося самобытного русского искусства. Петергоф был задуман как монумент славы русского оружия, насыщенный множеством аллегорий, воспевавших мужество русских воинов и высмеявших противника. К проекту были привлечены знаменитые архитекторы и скульпторы М. Земцов, Ж. Леблон, Н. Микетти, И. Браунштейн, а также инженер П. Сауль и ландшафтный архитектор Л. Гарнехфельст. Петр I сам активно участвовал в разработке и обсуждении деталей проекта, ему принадлежат множество воплощенных художественных идей. Порой он специально велел зодчим уклоняться от европейских стандартов, чтобы создать уникальные творения.

Земельный участок был разбит на Верхний сад и Нижний парк, в которых должны были разместиться многочисленные фонтаны. Подобный замысел был нетипичен для регулярных парков того периода. Специально для уникальной водной феерии был построен беспрецедентный водовод от источников в 22 верстах от Петергофа и система мощных насосов.

Торжественное открытие резиденции состоялось 15 августа 1723 года, за 2 года до смерти Петра. Это было величественное празднество, заставшее Россию на вершине процветания: победа в Северной войне стала последней ступенькой к статусу Империи. К окончанию правления Петра в Петергофе были уже завершены окончательная планировка Верхнего сада и Нижнего парка, дворец с Большим каскадом и каналом, Аллея фонтанов, дворцы Монплезир и Марли, а также Эрмитаж.

Вокруг петровской резиденции начали расти усадьбы ближайших императорских сподвижников, среди которых были фельдмаршал Я. Брюс и медик И. Блюментрост. Помимо этого императорский дворцовый ансамбль окружали жилые слободы – Большая (будущий Старый Петергоф) и Малая. В 1721 году при водяной мельнице была открыта Петергофская гранильная фабрика, изготавливавшая драгоценности для царской семьи. После Октябрьской революции предприятие было переименовано в Петродворцовый часовой завод. С его линий сошли знаменитые марки часов «Звезда», «Победа» и «Ракета».

Петергоф в XVIII веке при преемниках Петра I

В короткое правление Екатерины I, длившееся с 1725 по 1727 гг., в Петергофе продолжались работы по завершению уже отстроенных дворцовых комплексов. Кроме того, на территории появились новые фонтаны «Тритон», «Фаворитка» и «Ева», причем прообразом для последнего послужила сама императрица. Одновременно с этим развернулось масштабное строительство дворца «Монкураж» для всесильного фаворита петровской эпохи князя А. Д. Меншикова. Однако этот проект известного зодчего М. Земцова не был завершен — опальный министр отравился в ссылку в 1727 году.

Окружение нового государя, молодого Петра II, отличалось крайними анти-петровскими и анти-петербуржскими взглядами, поэтому двор вскоре вернулся в Москву. Три долгих года казалось, что звезда северной Пальмиры, а вместе с ней и Петергофа, окончательно закатилась.

Но уже в 1730 году, с восшествием на престол императрицы Анна Иоанновны, маятник качнулся обратно, и в Петергоф для продолжения строительных работ был вновь приглашен уже опытный М. Г. Земцов. Главная заслуга архитектора заключалась в том, что, кроме постройки новых дворцовых фонтанов, он перепланировал и упорядочил прилегающие слободы и перестроил некоторые здания в общественные помещения: Мастеровой двор для крестьян и Кавалерский двор для придворных служащих. На обширной территории, ставшей позднее Александрией и Английским парком, разместился императорский зверинец.

После Дворцового переворота 1741 года в Петергоф, по указу императрицы Елизаветы Петровны, прибыли такие знаменитые архитекторы, как Б. Ф. Растрелли и Б. Фок. Набиравший популярность садово-парковый английский стиль нашел свое отражение в Английском парке по проекту Джакомо Кваренги и Дж. Медерса. Преемники Елизаветы на троне, Екатерина II и Павел I, также внесли ощутимую лепту в расширение и украшение дворцового комплекса в Петергофе.

Петергоф в XIX веке

К началу XIX в. в прилегающем к дворцу городе уже было 57 обывательских домов, причем 10 из них – каменные. В Петергофе квартировались военные из лейб-гвардии Конно-гренадерского, Уланского и Драгунского полков и Каспийского 148-го пехотного полка. В простых деревянных домах ютились низшие придворные чины и матросы. В конце 1820-х гг. по приказу Александра I десятки самых неказистых строений были перестроены за казенный счет известными столичными архитекторами Л. Руска, В. Гесте и В. Стасовым. Город постепенно расширялся и становился более благоустроенным.

В годы после наполеоновских войн деятельность Гранильной фабрики временно пришла в упадок, но в то же время в Петегрофе появилось собственное бумажное производство.

Настоящий расцвет строительства в Петергофе начался после воцарения на троне Николая I в 1825 году. Царь приобрел земли, на которых находился зверинец времен Анны Иоанновны, и переместил животных в Английский парк, освободив таким образом владения под строительство дачи Александрия, названной в честь императрицы Александры Федоровны. Проектом, в результате которого в Петергофе появились новый пейзажный парк и дворец Коттедж, заведовал архитектор А. А. Менелас. В 1830-е гг. его сменил архитектор И. Шарлемань, который отстроил поблизости от Верхнего парка ряд готических домов и городских сооружений. Наравне с этим развивалась местная инфраструктура: в 1840-е гг. в городе появились военный госпиталь и присутственные места, а через 30 лет – богадельня по проекту Н. Бенуа. Эти объекты находились на территории т.н. Егерской слободы, к югу от Английского парка.

Традиции А. Шарлеманя одновременно развивать и дворец, и город продолжил его последователь А. И. Штакеншнейдер. Благодаря в том числе и их усилиям, разросшийся Петергоф получил в 1849 году статус уездного города, однако, он всегда оставался тихим провинциальным оазисом, в котором преобладала частная застройка. Вторая половина XIX в. была отмечена появлением множества зданий в стиле классицизм, в том числе Дворца Лейхтенбергских, возведенного для дочери Николая I Марии и ее мужа герцога Лейхтенбергского. В то же время трудами А. И. Штакеншнейдера появился немецкий Колонистский парк, а на островах Ольгина пруда выросли живописные павильоны – Царицын и Ольгин, в честь жены и дочери государя. Конец столетия был увенчан неустанной деятельностью талантливого архитектора Н. Бенуа.

К 1836 году Малая Слобода настолько укрупнилась, что была переименована в Санкт-Петербургский форштадт (от нем. «пригород»). К концу XIX в. в Петергофе было уже 387 жилых домов, из которых только 70 были каменными. Росту населенного пункта немало поспособствовала и ветка Петергофской железной дороги, проложенная в 1850-е гг. на средства предпринимателя А. Штиглица и соединившая Петергоф с Петербургом. Открытие этого участка железнодорожного полотна состоялось 22 июля 1857 года, а к 1864 году его продлили до Ораниенбаума.

В период царствования Александра III Петергофский комплекс был лишь незначительно дополнен, так как император предпочитал проводить время в Гатчине. Тем не менее в 1885 году в Александрии появилась Нижняя дача по проекту архитектора А. Томишко, которая предназначалась для царевича, будущего Николая II. Кроме того, в конце столетия в Петергофе открылись две гимназии.

На рубеже веков Николай II повелел построить казармы Драгунского и Пехотного Каспийского полков. Одним из самых заметных новшеств для Петергофа и всего Петербурга стала электростанция, выросшая к западу от Александрийского парка.

Петергоф / Петродворец в XX веке

В 1905 году был завершен православный собор Святых Петра и Павла, строившийся по проекту архитектора Н. В. Султанова, утвержденному еще Александром III. Пирамидальный храм, следующий канонам русского средневекового зодчества, стал живописной доминантой на берегу Ольгина пруда.

С приходом к власти большевиков дворцово-парковый ансамбль Петергоф был национализирован, и в 1918 году по бывшей императорской резиденции прошли первые экскурсии. К середине 1920-х гг. водоводная система Петергофа была выведена из строя из-за финансовых сложностей и разрушительного наводнения 1924 года, нанесшего заметный урон Нижнему парку. Реконструкционные работы, продолжавшиеся до самой войны, помогли восстановить часть фонтанов и укрепить сооружения Морского канала и Большого каскада.

Жилые помещения, которые населяли дворцовые служители, офицеры и солдаты, постепенно были перестроены в дома отдыха, санатории и детские учреждения.

Огромный урон Петергофу нанес более чем двухлетний период фашистской оккупации, с сентября 1941 года по конец января 1944 года. Город был разграблен и сожжен практически до основания, около трети парковых деревьев были вырублены и использованы для строительства противотанковых завалов. Многие бесценные произведения искусства были похищены или уничтожены, и лишь небольшую часть парковых скульптур удалось вывезти из дворцового парка до прихода немцев.

Восстановление Петергофа, на которое после войны были брошены лучшие силы отечественной культуры, продолжалось до 1973 года. 26 ноября 1973 года город был удостоен ордена «Знак Почета» в честь 250-летия и за вклад трудящихся в реконструкцию исторических ценностей и музейную работу. В реставрационном процессе принимали участие выдающиеся ленинградские архитекторы А. А. Оль, Е. В. Казанская, А. Э. Гессен, скульпторы В. Л. Симонов, А. Гуржий и т.д. Уже в 1946 году возобновили работу 38 водометов в центральной части дворцового комплекса, а в 1950-е гг. центральная часть города пополнилась новыми зданиями и приобрела довоенный облик. В 1954 году был перезапущен Петергофский часовой завод. В последующие десятилетия город продолжал расти за счет частной застройки, в том числе и высотными зданиями, и вплотную подошел к железнодорожному полотну.

В 1960-е гг. в Старом Петергофе началось строительство зданий, относящихся к образовательным и научно-исследовательским структурам Ленинградского государственного университета. В 1971 году были открыты физический факультет и сопутствующий НИИ физики. Во второй половине 1970-х гг. научный городок расширился за счет факультетов химии, прикладной математики и мехмата. Поблизости были возведены исследовательские институты, занимающиеся научной работой в данных сферах, и астрономическая обсерватория. По соседству с корпусами был также обустроен жилищный фонд для студентов, преподавателей и сотрудников научных учреждений.

В наши дни Петергофский дворцово-парковый музей-заповедник, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наравне со множеством других объектов исторического центра Санкт-Петербурга, является общепризнанной туристической меккой. К началу 2000-х гг. была полностью восстановлена большая часть архитектурных памятников таких, как Бельведер, Коттедж в Александрии, Царицын и Ольгин павильоны, и регулярная планировка Верхнего сада и Марлинского ансамбля Нижнего парка. Восхищенных посетителей встречает настоящая водная феерия: в Петергофе действуют в общей сложности более 170 фонтанов и 4 каскада. Многие художественные ценности были кропотливо реконструированы по сохранившимся фрагментам, фотографиям и историческим свидетельствам. Масштабные реставрационные работы продолжаются и по сей день.

Герб и флаг Петергофа

Современный герб города, принятый постановлением муниципального совета 24 декабря 1998 года, основан на историческом образце 1831 года. Император Николай I лично утвердил проект первого официального герба резиденции Петергоф. На гербовом поле изображен позолоченный личный вензель Петра I, составленный из первых букв титула Petrus Primus Imperator («PPI»). Над ним расположена императорская корона.

Архитектура и достопримечательности

Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства. Включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков — бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года. Современный статус музей-заповедник получил в 1990 году.

В состав музея-заповедника входят:

Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»

  • Большой Петергофский дворец

Дворец — основное здание Петергофского дворцово-паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен при императрице Елизавете Петровне в 1747—1752 годах по модели Версаля (архитектор Ф.-Б. Растрелли), — в так называемом стиле зрелого барокко. 30 залов, в том числе богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами.

  • Верхний сад

Регулярный сад (15 га) к югу от Большого дворца разбит в 1714—1724 году по плану архитектора Б. Растрелли. 5 прудов, фонтаны (5 фонтанов и каскад: фонтаны Квадратных прудов, фонтаны «Межеумный», «Дубовый» и фонтан «Нептун» с каскадом Аполлона), статуи и трельяжные беседки.

  • Нижний парк

Регулярный парк (102 га) на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Морской канал от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части. В парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей: Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, Большая оранжерея с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами «для поваренных трав», дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны (более 150 фонтанов и 4 каскада): Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним, парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады», Морской канал с Аллеей фонтанов, каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида», фонтаны-шутихи, каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый», «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».

Парк Александрия

Дворцово-парковый ансамбль «Александрия»

Приморский пейзажный парк (площадь 115 га) на берегу Финского залива к востоку от Нижнего парка. Разбит в 1826—1832 году как летняя загородная резиденция семьи императора Николая I архитекторами А. А. Менеласом, А. И. Штакеншнейдером и садовым мастером П. И. Эрлером.

  • Дворец Коттедж (1826—1829, архитектор А. Менелас) — небольшое двухэтажное здание с мансардой в готическом стиле. В 1842—1843 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера к Коттеджу пристраивается столовая с мраморной террасой.
  • Фермерский дворец (1828—1831, архитектор А. Менелас) — павильон при молочной ферме для великого князя Александра Николаевича. В результате перестройки архитектором А. И. Штакеншнейдером превратился в загородный дворец в стиле неоготики и стал играть роль летнего загородного дворца семьи Александра II.
  • Готическая капелла (1830—1834, архитектор А. Менелас) — это церковь святого Александра Невского, построенная в готическом стиле.
  • Нижняя дача Николая II (конец XIX в., архитектор А. Томишко)

Колонистский парк

Парк на юге города с Ольгиным прудом и павильонами в стиле итальянского Возрождения на искусственных островах, разбит в 1838—1847 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера и садового мастера П. И. Эрлера.

  • Царицын павильон (1839—1850, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — построен по типу древнеримских вилл, открытых при раскопках Помпеи, в подарок супруге императора Николая I Александре Федоровне.
  • Ольгин павильон (1846—1848, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — строгое трехэтажное здание на мощном цоколе в стиле южноитальянских вилл, построен для дочери Николая I Ольги Николаевны.

Другие достопримечательности

Также среди достопримечательностей города:

Парки и дворцово-парковые ансамбли города

  • Александровский парк

Пейзажный парк (144 га) с прудами и островами к югу от парка Александрия на востоке города. Разбит в 1832—1836 годах по проекту архитекторов А. А. Менеласа, И. И. Шарлеманя, садового мастера П. И. Эрлера. До наших дней сохранились только здания двух караулок, построенных в XVIII веке.

  • Английский парк

Первый пейзажный парк Петергофа с прудом плотинами и мостами в западной части города. Разбит в 1779—1790 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги и садового мастера Джеймса Медерса по образцу английский усадеб. Кваренги построил в парке Английский дворец и Берёзовый сруб, уничтоженные во время Великой отечественной войны. Из всех построек сохранились лишь оранжереи и руинный мостик.

  • Английский дворец (1781—1796, архитектор Дж. Кваренги) — в стиле строгого классицизма. Дворец разрушен в Великую Отечественную войну. До настоящего времени сохранились руины цокольного этажа, где установлен памятный знак. Одна из капителей главного портика находится в Музее истории Петербурга в Петропавловской крепости.
  • Луговой парк

Парк (85 га) без границ с системой шлюзов, каналов и прудов вдоль линии Самсониевского водовода на юге города в направлении Бабигона (деревня Низино). Разбит в 1825—1857 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, садового мастера П. И. Эрлера и инженера М. И. Пилсудского. От большинства построек, в том числе павильона Озерки, остались только руины. Почти 18 га территории Лугового парка заняты девятью прудами — Большим запасным (Никольским), Самсоновским (Малым запасным), Орлиным, Руинным, Круглым, Мельничным, Саперным, Бабигонским, Церковным. Вода этих прудов по Петергофскому каналу подается для питания фонтанов и каскадов Верхнего сада и Нижнего парка Петергофа.) Парк и его сооружения, сильно пострадавшие в 1941—1944 годах, постепенно восстанавливаются. Планируется восстановление Никольского сельского домика у Большого Западного пруда, павильона Озерки у начала Самсониевского водовода, Царской мельницы вблизи шлюза на Самсоновском пруду, «Руины» на одном из островков Руинного пруда.

  • Бельведер (1852—1856, архитектор А. И. Штакеншнейдер) дворцовый павильон, находится в самой южной части парка, на Бабигонском холме. Предназначался для пикников императорской фамилии. После Октябрьской революции дворцовый павильон стал домом отдыха трудящихся. Во время Великой Отечественной войны дворцовый павильон серьёзно пострадал, скульптурные группы безвозвратно исчезли. После реставрации в 1953—1956 годы во дворце снова открылся дом отдыха. В настоящее время во дворце ведутся серьёзные реставрационные работы.

Особенности Бельведера: с верхней галереи можно увидеть Финский залив, Кронштадт, Санкт-Петербург; в XIX веке действовала специальная подъемная машина — прототип современного лифта; парадный вход был украшен скульптурами в точности повторяющие те, что стоят сегодня на Аничковом мосту.

  • Парк Ольденбургского (1838—1839, архитектор В. П. Стасов, Знаменская улица, 29) — бывшая дача принца П. Г. Ольденбургского. Все эти постройки были разрушены, в основном во время войны.
  • Дворцово-парковый ансамбль «Собственная дача» (1844—1850, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — сочетание регулярного и пейзажного парка, дворец в стиле необарокко, Свято-Троицкая церковь в стиле барокко с одним многогранным куполом.
  • Дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка» — бывшее имение дочери императора Николая I Марии Николаевны и её мужа герцога Лейхтенбергского. Архитектор А. И. Штакеншнейдер в 1839—1842 годах строит здесь в стиле классицизма загородный дворец Лейхтенбергских. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах покрытую мрамором Капеллу (не сохранилась). Вокруг был разбит пейзажный парк.
  • Дворцово-парковый ансамбль «Знаменка».
  • Дворцово-парковый ансамбль «Михайловка».

ПЕТЕРГО́Ф

ПЕТЕРГО́Ф, го­род в Рос­сии, в со­ста­ве Пет­род­вор­цо­во­го р-на г. С.-Пе­тер­бург. Нас. 85,7 тыс. чел. (2019). Рас­по­ло­жен на юж. бе­ре­гу Фин­ско­го зал. Бал­тий­ско­го м. (при­стань). В городской чер­те – 2 железнодорожные стан­ции (Но­вый Пе­тер­гоф и Ста­рый Пе­тер­гоф). Че­рез П. про­хо­дит ав­то­до­ро­га С.-Пе­тер­бург – Со­сно­вый Бор.

История

До нач. 18 в. на мес­те П. на­хо­ди­лось несколько финских на­се­лён­ных пунк­тов, в т. ч. мы­за ка­пел­ла­на [По­по­ва мы­за; назв. про­изош­ло от за­го­род­ной ре­зи­ден­ции ка­пел­ла­на лю­те­ран­ской церк­ви в Тю­ри­се (Тю­рё, ны­не р-н Мар­тыш­ки­но в г. Ломоносов)]. В нач. 1704 в По­по­вой мы­зе ца­рём Пет­ром I на­ча­то строи­тель­ст­во но­во­го «дво­ра го­су­да­ре­ва». С 1705, на­ря­ду с назв. По­по­ва мы­за, в ис­точ­ни­ках встре­ча­ет­ся назв. Пе­тер­гоф (Пи­тер­гоф), окон­ча­тель­но за­кре­пив­ше­е­ся с 1710-х гг. В 1710 на­ча­лись ра­бо­ты по фор­ми­ро­ва­нию двор­цо­во-пар­ко­во­го ан­самб­ля и строи­тель­ст­во Боль­шо­го двор­ца – па­рад­ной за­го­род­ной ре­зи­ден­ции. Про­чая за­строй­ка в П. ве­лась к за­па­ду от ре­зи­ден­ции (т. н. Ста­рый Петергоф). В 1721 для ук­ра­ше­ния ин­терье­ров ре­зи­ден­ции ос­но­ва­на «во­дя­ная пиль­ная мель­ни­ца» (с 1801 Гра­ниль­ная ф-ка; с 1932 за­вод точ­ных тех­нич. кам­ней; с 1954 Пет­ро­двор­цо­вый ча­со­вой за­вод) – центр про­изводства из­де­лий из яш­мы, мра­мо­ра, ураль­ско­го ма­ла­хи­та, си­бир­ско­го неф­ри­та, мо­за­ик из цвет­ных кам­ней. Го­род с 1762. В 19 – нач. 20 вв. в П. бы­ли рас­квар­ти­ро­ва­ны Кон­но-гре­на­дёр­ский, Улан­ский и Дра­гун­ский лейб-гвардии пол­ки, а так­же 148-й пех. Кас­пий­ский полк (сохр. их во­енные го­род­ки). В 1848–1923 уезд­ный го­род Санкт-Пе­тербургской гу­бер­нии (в 1914 переменована в Пет­ро­град­скую). В 1857 от­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­нии С.-Пе­тер­бург – Но­вый Пе­тер­гоф, в 1864 – Но­вый Пе­тер­гоф – Ора­ни­ен­ба­ум (ны­не Ло­мо­но­сов).

По­ста­нов­ле­ни­ем Временного пра­ви­тель­ст­ва от 15(28).7.1917 вклю­чён в со­став Пет­ро­гра­да. В 1918 быв. имп. двор­цы объ­яв­ле­ны му­зея­ми. В 1923–27 за­штат­ный го­род Пет­ро­град­ской губернии (в 1924 переименована в Ле­нин­град­скую). В 1930–36 в со­ста­ве Ле­нин­град­ско­го При­город­но­го р-на Ле­нинградской области. С 1936 под­чи­нён Лен­со­ве­ту, с 1938 в П. раз­ме­ща­ет­ся ад­ми­ни­ст­ра­ция Пе­тер­гоф­ско­го (в 1944 переименован в Пет­род­вор­цо­вый) р-на Ле­нин­гра­да (с 1991 Санкт-Пе­тер­бур­г). В Великую Отечественную вой­ну 23.9.1941 был ок­ку­пи­ро­ван германскими вой­ска­ми. Ли­ния фрон­та про­хо­ди­ла по западной ок­раи­не го­ро­да, ко­то­рый в ре­зуль­та­те во­енных дей­ст­вий был поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен. Ос­во­бо­ж­дён 19.1.1944 в хо­де Крас­но­сель­ско-Роп­шин­ской на­сту­пательной опе­ра­ции. В 1944–2009 на­зы­вал­ся Пет­ро­дво­рец. В 1944 на­ча­лись ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию города и его двор­цо­во-пар­ко­во­го ан­самб­ля (ру­ко­во­ди­тель про­ек­та – арх. А. А. Оль). В 2005–10 имел ста­тус нау­ко­гра­да (офи­ци­аль­но не про­длён).

Архитектура

Большой дворец со стороны Верхнего сада. Фото П. С. Павлинова

Ос­но­ву го­ро­да со­став­ля­ет один из круп­ней­ших в Рос­сии двор­цо­во-пар­ко­вых ан­самб­лей 18–19 вв. (пл. св. 1,1 тыс. га). Глав­ная ком­по­зиц. идея цен­траль­ной его час­ти при­над­ле­жит Пет­ру I. Под его лич­ным кон­тро­лем на об­ра­щён­ном к мо­рю ус­ту­пе по­стро­ен Боль­шой дво­рец [1710–1717, ар­хи­тек­то­ры И. Ф. Бра­ун­штейн, Ж. Б. Леб­лон и др.; до­стро­ен по­сле по­жа­ра (1721) к 1723, арх. Н. Ми­кет­ти]. В 1746–54 пе­ре­стро­ен в фор­мах ели­заве­тин­ско­го ба­рок­ко по про­ек­ту арх. Б. Ф. Рас­трел­ли; до­бав­ле­ны бо­ко­вые кры­лья, флан­ки­ро­ван­ные ку­поль­ны­ми па­виль­о­на­ми (5-гла­вая ц. Свя­тых Пет­ра и Пав­ла, 1747–51, и «кор­пус под гер­бом»). В 1779–85 с за­па­да при­стро­ен «кор­пус за гер­бом» (ар­хи­тек­то­ры Ю. М. Фель­тен, И. Е. Яков­лев; пе­ре­стро­ен в 1838–1840, арх. И. И. Шар­ле­мань). В 1846 над­стро­ен вост. фли­гель (арх. А. И. Шта­кен­шней­дер). Б. ч. фа­са­дов вос­ста­нов­ле­на к 1958 (про­ект 1945, ар­хи­тек­то­ры А. А. Оль, В. М. Сав­ков, Е. В. Ка­зан­ская, А. Э. Гес­сен и др.).

Картинный зал Большого дворца.

В ин­терь­е­рах двор­ца со­хра­ни­лись эле­мен­ты уб­ран­ст­ва вре­ме­ни Пет­ра I. В нач. 1750-х гг. оформ­ле­ны 5 па­рад­ных за­лов (в т. ч. Тан­це­валь­ный зал, 1751–52), па­рад­ная ле­ст­ни­ца и ан­фи­ла­ды гос­ти­ных (зо­ло­чё­ная резь­ба, рос­пи­си Дж. Ва­ле­риа­ни, Б. Тар­сиа, И. Я. Виш­ня­ко­ва, Л. Вер­не­ра и др.; пар­кет и т. д.). В 1763–64 по про­ек­там Ж. Б. Вал­лен-Де­ла­мо­та Кар­тин­ный зал ук­ра­шен 368 порт­ре­та­ми ра­бо­ты П. Ро­та­ри, в 1766–69 Ки­тай­ские ка­би­не­ты – ла­ки­ро­ван­ны­ми па­не­ля­ми и рос­пи­ся­ми А. Пе­ре­зи­нот­ти, бр. И. И. и А. И. Бель­ских и др. В кон. 1760-х – 1770-е гг. в сти­ле клас­си­циз­ма по про­ек­там Ю. М. Фель­те­на оформ­ле­ны Чес­мен­ский и Трон­ный за­лы, Бе­лая сто­ло­вая, жи­лые по­кои (в т. ч. Ко­рон­ная).

Большой каскад. 1715–24. Архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов. Фото А. И. Нагаева

К югу от двор­ца рас­по­ло­жен пря­мо­уголь­ный Верх­ний сад (1710–24, рас­ши­рен в 1754–70-е гг.) с ре­гу­ляр­ной сис­те­мой ал­лей, пер­го­ла­ми, Квад­рат­ны­ми пру­да­ми (1719–20, про­ект Ж. Б. Леб­ло­на) и 5 фон­та­на­ми (в т. ч. «Неп­тун» с нем. скульп­тур­ной груп­пой 1650-х гг., ус­та­нов­лен­ной в 1798–99). К се­ве­ру, со сто­ро­ны Фин­ско­го зал., – об­шир­ный ре­гу­ляр­ный Ниж­ний парк (пл. 102,5 га; 1710–40-е гг., са­до­вые мас­те­ра Л. Гар­них­фельт, А. Бо­ри­сов; в пла­не – 2 пер­пен­ди­ку­ляр­ных тре­зуб­ца) с круп­ней­шей в ми­ре сис­те­мой фон­та­нов (с 1720; 176 фон­та­нов; гид­рав­ли­ки – бр. Джу­лиа­но и Джо­ван­ни Ба­рат­ти­ни, П. Ж. Суа­лем, Ф. А. Стрель­ни­ков и др.), для ко­то­рой соз­дан во­до­вод от Роп­шин­ских клю­чей дли­ной 22 км (1720–21, инж. В. Г. Ту­вол­ков), вы­ры­ты Но­во­со­еди­ни­тель­ный ка­нал (1832–33), а так­же 18 во­до­ёмов. По оси вы­ры­то­го от за­ли­ва Боль­шо­го ка­на­ла (1715–21) у под­но­жия двор­ца рас­по­ло­жен Боль­шой кас­кад (1715–24, ар­хи­тек­то­ры Леб­лон, Н. Ми­кет­ти, М. Г. Зем­цов; в цен­тре – скульп­ту­ра «Сам­сон, раз­ди­раю­щий пасть льва», зо­ло­чё­ная брон­за, 1801, скульп­тор М. И. Коз­лов­ский; по­хи­ще­на в 1942; вос­соз­да­на в 1947 скульп­то­ра­ми В. Л. Си­мо­но­вым, Н. В. Ми­хай­ло­вым) с гро­том (1716–20, пе­ре­стро­ен в 1859–60 по про­ек­ту Н. Л. Бе­нуа), брон­зо­вы­ми скульп­ту­ра­ми Ф. И. Шу­би­на, Ф. Ф. Щед­ри­на, И. П. Про­кофь­е­ва, И. П. Мар­то­са, Ж. Д. Ра­шет­та (все 1800–06, вос­ста­нов­ле­ны в 1947–1950 скульп­то­ра­ми Н. В. Да­ды­ки­ным, И. В. Кре­стов­ским, В. В. Эл­ло­не­ном), ко­пия­ми Ф. Г. Гор­дее­ва ан­тич­ных ста­туй, ба­рель­е­фа­ми К. Б. Рас­трел­ли, Г. К. Ос­не­ра, Ф. П. Вас­су, де­ко­ра­тив­ны­ми ва­за­ми (Коз­лов­ский, по эс­ки­зам арх. А. Н. Во­ро­ни­хи­на). Ниж­нюю пло­щад­ку пе­ред кас­ка­дом ог­ра­ни­чи­ва­ют па­виль­о­ны-ко­лон­на­ды (1800–02, Во­ро­ни­хин). К вос­то­ку от Боль­шо­го кас­ка­да – кас­кад «Шах­мат­ная го­ра» (1721–26, про­ект Ми­кет­ти, в 1738–39 пе­ре­стро­ен под рук. Зем­цо­ва; итал. скульп­ту­ры 18 в.) с 2 Рим. фон­та­на­ми (1738–39, ар­хи­тек­то­ры И. Я. Бланк, И. Да­вы­дов; пе­ре­строе­ны в 1799–1800; брон­зо­вые мас­ка­ро­ны – 1817, по мо­де­ли Мар­то­са); к за­па­ду – кас­кад «Зо­ло­тая го­ра» (Мар­лин­ский кас­кад; 1722–25, ар­хи­тек­то­ры Ми­кет­ти, Зем­цов, Т. Н. Усов; за­вер­шён в 1731–32; в 1870 об­ли­цо­ван мра­мо­ром) с 2 Ме­на­жер­ны­ми фон­та­на­ми (1722–25), «Льви­ный» кас­кад (1799–1801, Во­ро­ни­хин, пе­ре­стро­ен в 1854–57, арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер; вос­ста­нов­лен в 2000); так­же фон­та­ны «Адам» (1721–1722) и «Ева» (1725–26, оба – арх. Ми­кет­ти; скульп­тур­ные ко­пии Дж. Бо­нац­ца, 1718, с ори­ги­на­лов А. Риц­ци), «Пи­ра­ми­да» (1721–24, Ми­кет­ти; пе­ре­стро­ен в 1799–1800 по про­ек­ту И. Е. Яков­ле­ва), фон­та­ны-шу­ти­хи и др.

На бе­ре­гу Фин­ско­го зал. рас­по­ло­жен дво­рец Пет­ра I «Мон­пле­зир» (1714–23, ар­хи­тек­то­ры И. Ф. Бра­ун­штейн, Ж. Б. Леб­лон, Н. Ми­кет­ти, Т. Н. Усов; по эс­ки­зу Пет­ра I и, воз­мож­но, А. Шлю­те­ра) с ин­терь­е­ра­ми, оформ­лен­ны­ми с изы­скан­ной про­сто­той (Ла­ко­вый ка­би­нет с пан­но Г. Брум­кор­ста, И. Ти­ха­но­ва, П. Фё­до­ро­ва и др.; резь­ба по де­ре­ву Н. Пи­но, рос­пи­си Ф. Пиль­ма­на, Ф. Во­робь­ё­ва, М. Не­гру­бо­ва, С. Бу­шуе­ва; ок. 140 кар­тин зап.-ев­роп. ху­дож­ни­ков 17–18 вв.), Гол­ланд­ским са­дом (1718, мас­тер Л. Гар­них­фельт), при­стро­ен­ны­ми Ас­самб­лей­ным за­лом (1726–32, М. Г. Зем­цов), Ека­те­ри­нин­ским кор­пу­сом (1747–49, Б. Ф. Рас­трел­ли, пе­ре­стро­ен в 1785–86, арх. Дж. Ква­рен­ги; вос­ста­нов­лен в 1987). К вос­то­ку от Боль­шо­го ка­на­ла так­же воль­е­ры (1721–22, Ми­кет­ти), Боль­шая оран­же­рея (1722–25, пе­ре­строе­на в 1769–1770, арх. И. Е. Яков­лев). К за­па­ду от Боль­шо­го ка­на­ла – по­стро­ен­ные в 1721–1723 по про­ек­там Бра­ун­штей­на дво­рец «Мар­ли» (пе­ре­стро­ен в 1898–99, арх. А. И. Се­мё­нов) и па­виль­он «Эр­ми­таж», ла­би­ринт (1721) и др.

С по­след­ней четв. 18 в. к вос­то­ку и за­па­ду от пер­во­на­чаль­но­го яд­ра П. на­чал скла­ды­вать­ся ком­плекс пей­заж­ных пар­ков с двор­ца­ми и па­виль­о­на­ми. К за­па­ду от Боль­шо­го двор­ца пар­ки: Анг­лий­ский (пл. 173 га; 1779–90, арх. Дж. Ква­рен­ги, са­до­вые мас­те­ра Дж. Ме­дерс, В. Гульд; руи­ны Анг­лий­ско­го двор­ца, 1781–94, Ква­рен­ги), прин­ца П. Г. Оль­ден­бург­ско­го (пл. 39 га; 1837–39, арх. В. П. Ста­сов), Сер­ги­ев­ка (пл. 173 га; с 1839; дво­рец вел. кн. Ма­рии Ни­ко­ла­ев­ны и гер­цо­га М. Лейх­тен­берг­ско­го – 1840–42, арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер, вос­ста­нов­лен в 1965 и в 1971–74; ны­не Био­ло­ги­че­ский ин­сти­тут С.-Пе­терб. гос. ун-та), «Соб­ст­вен­ной да­чи» (пл. 61 га; с 1730-х гг., пе­ре­пла­ни­ро­ван в 1843–54; дво­рец кн. А. Г. Дол­го­ру­ко­ва – пред­по­ло­жи­тель­но 1727–29, пе­ре­стро­ен в 1844–50, Шта­кенш­ней­дер, вос­ста­нов­лен в 1955–63, арх. И. Н. Бе­нуа; ц. Св. Трои­цы, 1858–1860, Шта­кенш­ней­дер).

Готическая капелла Святого Александра Невского в парке Александрия. 1831–34. Архитекторы А. А. Менелас, И. И. Шарлемань, по проекту К. Ф. Шинкеля.

Дворец Бельведер в Луговом парке. 1853–56. Архитектор А. И. Штакеншнейдер. Фото Д. В. Соловьёва

С вос­то­ка к Ниж­не­му пар­ку Боль­шо­го двор­ца при­мы­ка­ет парк Алек­сан­д­рия (пл. 115 га; 1826–32, са­до­вые мас­те­ра Ф. Ван­дельс­дорф, П. И. Эр­лер и др.) с за­го­род­ным до­мом имп. Алек­сан­д­ры Фёдо­ров­ны «Кот­тедж» (1826–29), Ка­ра­уль­ным до­мом (1827), Ру­ин­ным мос­том (1827–29, все – арх. А. Ме­не­лас), Фер­мер­ским двор­цом при мо­лоч­ной фер­ме це­са­ре­ви­ча Алек­сан­д­ра Ни­ко­лае­ви­ча (1828–31, Ме­не­лас; пе­ре­стро­ен в 1853–1859, арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер), Го­ти­че­ской ка­пел­лой Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1831–34, ар­хи­тек­то­ры Ме­не­лас, И. И. Шар­ле­мань по про­ек­ту арх. К. Ф. Шин­ке­ля, скульп­ту­ры В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ско­го). К югу от не­го – Алек­сан­д­ров­ский парк (пл. 144 га; 1832–36, Ме­не­лас, Шар­ле­мань, Эр­лер). К вос­то­ку вдоль за­ли­ва – пар­ки Зна­мен­ка (пл. 74 га; 1835–69, са­до­вые мас­те­ра Дж. Буш, Эр­лер и др.; дво­рец гр. А. Г. Ра­зу­мов­ско­го, 1750–60-е гг., пе­ре­стро­ен в 1856–60, арх. Г. А. Бос­се; ц. Свя­тых Пет­ра и Пав­ла, ос­вя­ще­на в 1771; ча­сов­ня Св. Ио­си­фа, 1867, арх. Н. Л. Бе­нуа) и Ми­хай­лов­ка (пл. 106 га; 1830–40-е гг., пе­ре­пла­ни­ро­ван в 1859–62, арх. Бос­се, са­до­вый мас­тер Н. Фрост; дво­рец вел. кн. Ми­хаи­ла Ни­ко­лае­ви­ча, 1858–61, ар­хи­тек­то­ры Шар­ле­мань, Бос­се; ны­не Выс­шая шко­ла ме­недж­мен­та С.-Пе­терб. гос. ун-та; ц. Св. рав­но­ап. кн. Оль­ги, 1861–64, арх. Д. И. Гримм). Вдоль Сам­со­ни­ев­ско­го ка­на­ла, к югу от Боль­шо­го двор­ца: пар­ки Ко­ло­ни­ст­ский [пл. 29 га; 1838–47; на ост­ро­вах Оль­ги­на пру­да (вы­рыт в 1837–38) – па­виль­о­ны Ца­ри­цын (1842–44) и Оль­гин (1846–47), оба – Шта­кенш­ней­дер] и Лу­го­вой (пл. ок. 85 га; 1835–57, Шта­кен­ш­ней­дер, инж. М. И. Пил­суд­ский; у Ба­би­гон­ско­го пру­да – дво­рец Бель­ве­дер в ду­хе др.-греч. хра­ма, 1853–56, Шта­кенш­ней­дер). Двор­цы и пар­ки П. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

За­строй­ка П. упо­ря­до­че­на в 1732–39 под рук. М. Г. Зем­цо­ва, а так­же по пла­ну 1848 (арх. И. И. Шар­ле­мань). Гл. ма­ги­ст­раль – С.-Пе­терб. просп., про­хо­дя­щий па­рал­лель­но бе­ре­гу. Сре­ди по­стро­ек в сти­ле клас­си­циз­ма со­хра­ни­лись: зда­ние Пе­тер­гоф­ской гра­ниль­ной фаб­ри­ки (1777, Ю. М. Фель­тен), ан­самбль шес­ти од­но­этаж­ных Ка­ва­лер­ских до­мов (1799–1801, Ф. П. Броу­эр), особ­няк А. П. Стру­ко­ва (1827–28, В. Ф. Фе­до­се­ев), фли­гель-адъ­ю­тант­ский дом (1834–39, В. П. Ста­сов, Шар­ле­мань). В сер. 19 в. в сти­ле нео­го­ти­ки по­строе­ны да­ча Н. В. Все­во­лож­ско­го (1836–38, Г. Фос­са­ти), ан­самбль до­мов у пар­ка Алек­сан­д­рия (1837–44, Шар­ле­мань); двор­цо­вые ко­нюш­ни (1847–1855), ж.-д. во­кзал Но­вый Пе­тер­гоф (1854–57; все – арх. Н. Л. Бе­нуа). Так­же зда­ние поч­ты (1850–54, ар­хи­тек­то­ры А. Ка­вос, Н. Л. Бе­нуа), не­оба­роч­ные фрей­лин­ские кор­пу­са (1853–57; ны­не Му­зей се­мьи Бе­нуа), офи­ци­ант­ский дом (1859–61, ны­не ад­ми­ни­ст­ра­ция Пет­ро­двор­цо­во­го р-на; оба – арх. Н. Л. Бе­нуа); усадь­ба А. Ф. Гей­ро­та (1853, арх. А. И. Шта­кен­ш­ней­дер), де­рев. дом Хру­щё­вых (1870–80-е гг.); 5-гла­вый со­бор Свя­тых Пет­ра и Пав­ла в рус­ском сти­ле (1895–1904, В. А. Ко­ся­ков по про­ек­ту Н. В. Сул­тано­ва), зда­ние офи­цер­ско­го со­б­ра­ния Улан­ско­го пол­ка (1901–03, В. А. Крит), усадь­ба Бел­лей (1907–09, И. А. Пре­тро), не­оба­роч­ное зда­ние Во­ен. шко­лы имп. Алек­сан­д­ра II (1914, Л. А. Иль­ин; ны­не Во­ен.-мор. ин-т ра­дио­элек­тро­ни­ки им. А. С. По­по­ва). В пос. Про­све­щение (быв. дер. Бо­быль­ская) – да­чи Л. И. Кро­на (1891–92), М. Н. Бе­нуа (1892, обе – с эле­мен­та­ми мо­дер­на, арх. Л. Н. Бе­нуа), ц. Прп. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го (1904–06, арх. Н. Н. Ни­ко­нов). В кон. 1960-х – 1980-е гг. по­стро­ен на­уч. го­ро­док ЛГУ (ны­не С.-Пе­терб. гос. ун-т).

Па­мят­ни­ки: вел. кн. Алек­сан­д­ре Ни­ко­ла­ев­не (1844–47, скульп­тор И. П. Ви­та­ли; вос­соз­дан в 2000), строи­те­лям П. (1840-е гг., арх. А. И. Шта­кенш­ней­дер, ус­та­нов­лен в 1932), имп. Пет­ру I (1884, скульп­тор М. М. Ан­то­коль­ский; вос­со­здан в 1956), Ме­мо­ри­ал в па­мять обо­ро­ны го­ро­да в 1941–44 (1961, арх. Т. Н. Во­ро­ни­хи­на и др.; 1975, арх. В. С. Мас­лов и др.).

Центры науки и культуры

В П. рас­по­ло­же­ны ряд фа­куль­те­тов, НИИ (в т. ч. Ас­тро­но­мич. ин-т им. В. В. Со­бо­ле­ва с об­сер­ва­то­ри­ей) и сту­ден­чес­кий го­ро­док С.-Пе­терб. гос. ун-та (т. н. Пет­род­вор­цо­вый учеб­но-на­уч. ком­плекс), фи­лиа­лы во­ен. ву­зов С.-Пе­тер­бур­га. Ху­дож.-ар­хит. двор­цо­во-пар­ко­вый Му­зей-за­по­вед­ник «Пе­тер­гоф» [ос­но­ван в 1918, совр. назв. с 1992; фи­лиа­лы – му­зеи се­мьи Бе­нуа (1988), вос­ко­вых фи­гур (1990), кол­лек­цио­не­ров (2002; в Верх­не­сад­ском до­ме; в т. ч. рус. жи­во­пись 19–20 вв.), ве­ло­си­пе­дов, «Имп. ях­ты» (оба 2004), иг­раль­ных карт (2007)].

Хозяйство

В городской эко­но­ми­ке ве­ду­щую роль иг­ра­ет сфе­ра ус­луг (в т. ч. об­ра­зо­ва­ние, тор­гов­ля, об­слу­жи­ва­ние ту­ри­стов). Еже­год­но П. по­се­ща­ют св. 6 млн. чел. (2018). Действуют предприятия: «Пет­род­вор­цо­вый ча­со­вой за­вод» (основан в 1721 как «Петергофская гранильная фабрика»), «Завод промышленной фурнитуры» (выпуск метизов, крепежей, металлической тары и др.), завод железобетонных изделий.

Планировка

Граница Петергофа проходит от пересечения улицы Крылова с урезом воды Финского залива, далее по оси границы с посёлком Стрельна на юг до пересечения с границей Ломоносовского района Ленинградской области, далее на запад по границе Санкт-Петербурга с Ломоносовским районом Ленинградской области до пересечения с границей города Ломоносова, далее вдоль границы с городом Ломоносовым до пересечения с урезом воды Финского залива и далее на восток по урезу воды Финского залива до пересечения с осью улицы Крылова..

Город Петергоф состоит из четырёх исторически сложившихся частей, возникших изначально, как слободы при резиденции: Старый Петергоф, Средний Петергоф, Новый Петергоф и Егерская слобода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]