Волжский город, до 1964 года носивший название Ставрополь, а сейчас именуемый Тольятти, находится в Самарской области, единственным населенным пунктом и территориальной единицей городского округа с одноименным названием. Удобное расположение на левом берегу реки Волги, широкая транспортная развязка, наличие порта и крупных железнодорожных узлов делают его благоприятным для проживания.
Общие сведения и история Тольятти
Тольятти – административный центр Ставропольского района и один из крупнейших городов Самарской области, расположенный прямо напротив живописнейших Жигулевских гор.
Этот левобережный волжский город имел все шансы стать типичным представителем тихих провинциальных «поселений», известных, разве что, его коренным жителям. Однако сегодня Тольятти известен не только в России, но и за ее пределами. И тому есть несколько причин.
Первая – АвтоВАЗ, который, несмотря на множество шуток и подколов, по сей день остается одним из крупнейших автомобильных заводов России и позволяет Тольятти носить гордое название автомобильной столицы.
Вторая – численность населения (согласно статистическим данным Тольятти является самым крупным нестоличным городом России – так называемый город-субмиллионер, в котором на сегодняшний день проживает более 700 000 жителей).
Третья – талантливые тольяттинцы (преимущественно спортсмены), принесшие городу мировую известность (Алексей Немов, Виталий Гройсман, Илья Брызгалов, Александр Герунов).
И, наконец, четвертая – это богатая история, овеянная множеством тайн и легенд. Приоткроем завесу тайны и начнем знакомство с Городом святого креста (еще одно неофициальное название Тольятти).
Сначала была крепость возведенная Василием Татищевым в 1737 году и получившая название Ставрополь. Вплоть до 20 века Ставрополь представлял собой очень и очень скромное (даже по меркам того времени) поселение с 6000 жителей, одной больницей, двумя гостиницами и 4 ветряными мельницами. А потому решение преобразовать Ставрополь в сельский населенный пункт по причине экономической несостоятельности, принятое в 1924 году, кажется вполне логичным. Право называться горожанами ставропольчане вернули себе лишь спустя 22 года – в 1946.
Свое второе рождение город переживает в начале 1950 — годов, когда Советом Министров СССР было принято решение построить на Волге гидроузел (Жигулевскую ГЭС). Спасая город от погребения под толщами «искусственного» моря, Ставрополь переносят на новое место и дарят ему новую жизнь динамично развивающегося промышленного города. Волжская ГЭС имени Ленина, электротехнический , целый ряд химических предприятий, Волжский автомобильный завод – все это строится в рекордно короткие сроки, привлекая в «новый» волжский город тысячи молодых людей со всей страны.
Спустя всего 20 лет после перенесения на новое место, численность населения увеличилась в 20 раз (12000 жителей – в начале 1950-х годов и 251 000 горожан в 1970 году). Тогда же, в середине 1970-х было принято решение переименовать Ставрополь в Тольятти. Видимо, фамилия итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти показалась тогдашнему руководству страны более благозвучной, чем Ставрополь (в переводе с греческого — «город креста»).
Географические особенности
Перед путешествием у туриста появляется рой мыслей, вопросов, требующих подробного ответа.
— Для того чтобы ответить оперативно на вопрос, где находится город, достаточно открыть любую карту в поисковике. Интересно, что вплоть до 1964г. он назывался Ставрополем, а не официально его именовали «Ставрополь-Волжский».
— Перед путешествием в этот удивительный по красоте город стоит поинтересоваться, где находится Тольятти на карте, чтобы правильно выстроить маршрут. От Самары его отделяют 70 км., от Москвы – 990 км. Если отправиться на машине, то сообразнее продолжить маршрут через Пензу, Сызрань. В пути придется находиться чуть более 17 часов.
— У путешественников возникает вопрос, какая область граничит с Тольятти. Город тесно связан транспортными узлами с Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областями и Татарстаном.
— Тольятти – это какая область, появляется вопрос путешественника. Населенный пункт располагается в Самарской области.
Добраться до него от столицы России можно на поезде. Прямые рейсы организованы с Казанского вокзала. Также туристы добираются автобусами от автостанций Варшавская, Котельники или ТЦ «Москва». Теперь, когда вопросы о местоположении получены, интересно изучить, что это за город, чем он славится.
Экология и климат Тольятти
В целом климат Тольятти можно определить как ярко выраженный континентальный. А это значит, что летом здесь жарко (в среднем +21), а зимой – довольно холодно (опять же, в среднем, -11). Благоприятное (смягчающее) влияние оказывает на климат близость Куйбышевского водохранилища и лесные массивы, разделяющие районы города.
Тольятти зимой
Долгое время тольяттинцы (особенно люди старшего поколения) определяли погоду «по Москве» (и, надо сказать, весьма успешно). Например, если в Москве сегодня объявили резкое похолодание, то через 2 дня пора доставать одежду потеплее и жителям автомобильной столицы. Однако в последние 2-3 года эта закономерность все чаще и чаще дает сбои. И погоду как в Тольятти, так и во всей Самарской области, в большинстве случаев определяют южные регионы нашей необъятной родины.
Экологическая обстановка города оставляет желать лучшего. И если раньше главными виновниками здесь были крупнейшие промышленные предприятия, окутывающие город сизой дымкой атмосферных выбросов (особенно страдают жители Центрального района), то сегодня основным источником загрязнения воздуха является транспорт (на долю авто приходится порядка 70% вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу). Согласно статистике, каждый третий тольяттинец является автовладельцем.
Наряду с жизненно необходимым кислородом, через легкие тольяттинцев (в большей или меньшей степени – зависит от места проживания) ежедневно проходит пыль, окись углерода, двуокись серы, окислы азота и летучие органические соединения.
Спасает столь бедственное положение внедрение в производство современных очистных сооружений (благодаря им промышленное загрязнение в городе за последние 10 лет уменьшилось в два раза), а также обширные площади зеленых насаждений в черте города и лесные массивы за его пределами.
Миграция
В 2021 наблюдается отток проживающих в Тольятти: из 18 643 прибывших жителя, 18 795 — выбыло. Чистая миграционная убыль населения составила 153 человека, в то время как в 2021 году этот показатель был положительным и составлял 3020 жителей. Большую часть составляет молодежь 25-30 лет.
Постоянный миграционный обмен жителей города наблюдается со странами СНГ — 4 213 человек убыло и 3871 прибыло. Разница составила 342 человека, тогда как в прошлом периоде количество прибывших превысило отток жителей на 3 868 человек.
Самые активные направления естественного прироста миграции:
- Казахстан.
- Армения.
- Таджикистан.
- Узбекистан.
Выезжают из Тольятти более часто в следующие страны:
- Армения.
- Киргизия.
- Таджикистан.
Наименьшим спросом как на въезд, так и выезд пользуются Молдова, Туркмения и Беларусь.
Население Тольятти
По количеству проживающих в городе людей Тольятти занимает почетное 19-е место в России (707 408 человек на 1 января 2019 года). Среди не областных городов он и вовсе стоит на первом месте.
Особо стоит отметить Автозаводский район города, который в Поволжском регионе является самым густонаселенным районом. На его территории проживают более 440 тысяч человек, что составляет более 50 процентов от всего населения города. К примеру, в Центральном районе проживает более 157 человек, а в Комсомольском и вовсе 120 000.
Подобный дисбаланс вызван тем, что именно в Автозаводском районе находится знаменитый на всю Россию «АвтоВАЗ», производящий автомобили «Лада». Большая часть работоспособного населения данного района работает на этом заводе.
Тольятти — это уникальный город. Дело в том, что он является единственным городом в Самарской губернии, в котором на протяжении последних лет фиксируется естественный прирост населения. В 2013 году в Тольятти количество радостных поводов, связанных с рождением ребенка, превысило число траурных мероприятий, связанных с погребением усопших примерно на 1 тысячу.
Основной причиной смерти жителей Тольятти являются болезни системы кровообращения. За минувший год на долу этого недуга пришлось 52,4% летальных исходов. Средний возраст умерших составил 70,5 лет. В 65 лет чаще всего тольяттинцы умирают от злокачественных новообразований (17,2%), а в 42 года наиболее распространенной причиной смерти являются травмы и отравления (10%).
Улица 70 лет Октября в Тольятти
Из почти 708 000 человек, проживающих в Тольятти, трудоспособными являются порядка 455 тысяч человек. 113 тысячи горожан еще не достигли возраста, позволяющего заработать себе деньги на карманные расходы. Оставшееся население пользуется заслуженным правом на отдых после нескольких десятилетий трудовых подвигов. Точнее сказать, имеют право отдыхать на пенсии, однако нередко продолжают работать даже после достижения пенсионного возраста. А что делать? Ведь размер среднестатистической пенсии оптимизма не внушает.
Что касается гендерного распределения, Тольятти представляет собой классическую картину, весьма распространенную не только в России, но и во всем мире – женщин больше чем мужчин. Согласно последним данным, в городе проживает почти 388 тысяч представительниц слабого пола и 320 тысяч представителей пола сильного.
На сегодняшний день средний возраст тольяттинца составляет 38,4 лет, что несколько ниже, чем данный показатель по Самарской области (40 лет) или по России (39 лет). А потому лозунг «Тольятти — город молодых!», появившийся пару лет назад в местных средствах массовой информации, кажется вполне оправданным.
Следующим по важности фактором, определяющим «лицо» города, является уровень образованности населения. Еще каких-то 20 лет назад почти 85% тольяттинцев могли похвастаться дипломами об окончании средне-специальных или высших учебных заведений. Благо в то время в городе было достаточное количество образовательных учреждений различного уровня.
Как это ни парадоксально, несмотря на то, что сегодня количество школ увеличилось до 123, а ВУЗов стало порядка 20, среднестатистический тольяттинец стал менее образованным. Главная проблема в том, что все ВУЗы сегодня работают на коммерческой основе, а обычный заводчанин с зарплатой 15 тысяч рублей в месяц едва ли сможет позволить себе платить 70 тысяч рублей в год за обучение своего ребенка. Конечно, есть бюджетные места, однако попасть на них необычайно трудно (поможет либо знакомство с нужными людьми, либо 100-бальный результат по ЕГЭ).
Пол и возраст
Последние годы сохраняется примерно равное по половому признаку количество проживающих: 45,7% мужчин и 54,3% представительниц женского пола. Средняя продолжительности жизни составляет 40 лет, что является довольно низким показателем. По последним данным, в Тольятти проживает 19 человек, перешагнувших 100 летний рубеж.
Продолжительность жизни женщин дольше, чем мужчин. Число новорожденных за период январь-май 2021 года уменьшилось на 7% по сравнению с 2021 и составило 11 048 граждан.
Районы и недвижимость Тольятти
До недавнего времени (а именно, 2006 года), город Тольятти включал в себя три крупных района: Автозаводский, Центральный и Комсомольский. Однако летом 2006 года в состав города было решено также ввести ряд близлежащих населенных пунктов. Речь идет о селе Новоматюшкино, поселках городского типа Федоровка и Поволжский, а также поселке Загородный.
Весной 2009 года структура административно-географического разделения Тольятти стала еще «стройнее», после того, как вышеуказанные пригородные населенные пункты вошли в состав трех крупных районов, получив статус микрорайонов.
Карта Тольятти
Несмотря на то, что все три района находятся в пределах досягаемости (поездка из одного в другой занимает от 20 минут до часа в зависимости от выбранного пути), каждый из них имеет свое лицо, свой характер и присущие только ему особенности. Чтобы убедиться в этом, предлагаем совершить виртуальную экскурсию по улицам и закоулкам каждого из них.
Первый в нашем списке Автозаводский район (чаще именуемый тольяттинцами как «Новый город», «Новик» или «Автоград»), административное выделение которого произошло в 1972 году. В состав Автозаводского района входит 26 жилых кварталов, расположенных, так называемым, «квадратно-гнездовым способом», т.е. все улицы пересекаются под прямыми углами. По численности населения Автозаводский район является бесспорным лидером не только в рамках Тольятти, но и на территории всего поволжского региона. На сегодняшний день здесь проживают порядка 442 000 жителей.
Лицо нового города – это заводчане. Молодые люди 25-35 лет, посвятившие свою жизнь российскому автопрому и каждое утро в 7 утра толпящиеся на городских остановках в ожидании заводских маршрутов. Большая часть из них не отягощена высшим образованием, а потому свои заслуженные выходные они предпочитают проводить не в библиотеках, театрах и музеях (коих в Тольятти насчитывается порядка 100), а в городских парках культуры и отдыха или на внутриквартальных аллеях. Главное условие удавшегося вечера – удобная лавочка и пара «баклашек» любимого пива.
В целях «окультуривания» современные «пролетарии» время от времени посещают кинотеатры (благо последнее время их число в городе заметно выросло – отдельные залы есть в каждом крупном торговом центре). Парни и девушки, не обремененные семьей, не прочь отметить конец рабочей недели в ночном клубе (их в городе 17), семейные же пары предпочитают тихий семейный отдых в кафе.
Будучи практически ровесником своих обитателей, Автозаводский район может похвастаться превосходным жилым фондом. Более 1300 1,2 и 3-х комнатных квартир в относительно новых панельных и кирпичных домах ждут своего нового хозяина. Здесь можно найти и жилье эконом-класса на вторичном рынке, где стоимость квадратного метра составляет порядка 35 000 рублей, и приобрести совсем «свежую» квартиру в новостройке, квадратный метр которой колеблется в диапазоне от 40 000 до 50 000 рублей.
Автозаводской район города
Центральный район (или «Старый город» — по аналогии с «новым») расположен непосредственно в центральной части города (отсюда и название). На западе его соседом является Автозаводский район, а на востоке – Комсомольский. Несмотря на такое, казалось бы, территориально выгодное положение, Центральный район существенно меньше Автозаводского. В нем постоянно проживают порядка 158 000 человек. Однако именно его принято считать административным центром города.
На территории Центрального района расположено здание городской мэрии и Тольяттинской Городской Думы, Тольяттинский краеведческий музей, памятник основателю города В.Н. Татищеву, городской музейный комплекс «Наследие», мемориальный комплекс «Созидателям города» и еще множество интереснейших культурных и архитектурных памятников, повествующих о богатой истории этого волжского города.
Памятник Татищеву
Полностью отвечает неофициальному названию района (Старый город) состояние местного жилого фонда. Большая часть зданий здесь была построена еще во времена Сталина и Хрущева и с тех самых пор капитальному ремонту практически не подвергалась. На стоимость жилья, однако, это особо не влияет. Квадратный метр на рынке вторичного жилья стоит в среднем 35 000 рублей, в новостройке – 45 000 — 47 000.
Если в основе проектировки Автозаводского района лежит так называемый «квадратно-гнездовой» метод, то Центральный район построен в соответствии с радиальной системой планировки (в центре – городской парк и центральная площадь ДК Тольятти, от которой в разные концы района расходятся улицы).
Значительную часть Центрального района занимает частный сектор, в котором причудливым образом соседствуют ветхие покосившиеся домишки бабушек-одуванчиков и роскошные комфортабельные коттеджи, охраняемые сворой бойцовских собак.
Традиционно считается, что жители «старого города» более интеллигентны, нежели их соседи из Автограда. Они чаще посещают городские театры, музеи и картинные галереи, нередко бывают в филармонии и временами даже заглядывают в библиотеки (в наш век стремительно развивающихся виртуальных технологий этот культурный объект, к сожалению, имеет все шансы кануть в лету).
Настоящим украшением Центрального района является микрорайон Портовый (известный также как Портпоселок или Портгород) – «маленькая Швейцария». Уютно расположившись на живописном волжском берегу, он является настоящим украшением города и традиционно считается одним из самых престижных мест Тольятти. Роскошные многоэтажные коттеджи, утопающие в буйной зелени леса, прекрасная деревянная церковь, построенная на деньги прихожан, конный клуб и отсутствие типовых высотных зданий придают этому месту особое очарование. Настоящий «райский уголок»! Правда, чтобы в полной мере оценить всю прелесть проживания в этой заповедной зоне (Портпоселок, представляя собой памятник социалистической эпохи, претендует на статус историко-архитектурного заповедника) придется раскошелиться. Стоимость сотки земли под строительство коттеджа здесь колеблется в диапазоне от 10 000 до 15 000 долларов.
Вид на Портпоселок. Фото by igormo1973 (https://fotki.yandex.ru/users/igormo1973/)
Комсомольский район (или Комса) – самый маленький из административных районов Тольятти (всего 120 000 жителей). Даже несмотря на то, что в его состав на сегодняшний день входят сразу 4 микрорайона (поселки Жигулевское море и Шлюзовой, а также поселки городского типа Поволжский и Федоровка).
Однако, мал золотник – да дорог. И ценность его, в первую очередь, историческая. Созданный изначально на основе строительных поселков, Комсомольский район сегодня – открытая книга, рассказывающая о масштабном строительстве Волжской ГЭС в середине 20 века. На его территории находятся важные промышленные и исторические объекты. К первым относятся «ТольяттиАзот», «АвтоВАЗагрегат», тольяттинский речной порт, «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», а также ЗАО Мясокомбинат Комсомольский. Вторые представлены Свято-Тихоновским храмом и Благовещенским скитом, возведенным еще в середине 19 века.
Отдельного внимания заслуживает микрорайон Шлюзовой (а точнее один из его кварталов, который местные жители любовно называют «маленьким Петербургом»). Кажется, жизнь здесь остановилась много лет назад. Вместо шумных шоссе – узкие улочки, вместо высотных зданий – малоэтажные хрущевки и сталинки, а вместо супермаркетов – старые-добрые советские магазины с продавщицами в белых колпаках у прилавка. Однако, несмотря на такую идиллическую картину, недвижимость в Комсомольском районе повышенным спросом не пользуется. Полюбовавшись чудесными постройками советского классицизма, большинство тольяттинцев с радостью возвращается в свои комфортабельные квартиры в новых районах.
Дворик микрорайона Шлюзовой
Административно-территориальное деление
Город разделен на три административно-территориальных единицы: Автозаводский район, Центральный и Комсомольский. В 2006 году Тольятти расширился за счет включения в состав населенного пункта прилегающих поселков, которые стали микрорайонами или частями существующих районов.
Автозаводской район, который сами тольяттинцы называют Новым городом или Автоградом, включает в себя двадцать шесть жилых кварталов. Население Тольятти, проживающее в данной территориальной единице, в основном трудоустроено на автомобильном заводе. Число сотрудников ОАО «АВТОВАЗ» насчитывает более 65 тысяч специалистов, в границах же Автозаводского района проживает около 442 тысяч жителей.
Центральный район (или Старый город), хоть и является административным центром города, но значительно меньше своих «соседей» – Автозаводского и Комсомольского. Большая часть Старого города застроена частными домами, также тут много достопримечательностей, культурных и архитектурных памятников.
Комсомольский район (или Комса) насчитывает всего 120 тысяч жителей. Территориальная единица ценна, в первую очередь, с исторической точки зрения. Район буквально «рассказывает» о масштабном строительстве гидроэлектростанции в середине двадцатого века, а многие строения и вовсе датируются девятнадцатым веком.
Инфраструктура города
Тольятти, как город, который стремится к 1 миллиону жителей, обладает отлаженной инфраструктурой. Однако и здесь не обходится без проблем.
Основным источником головных болей является жилищно-коммунальное хозяйство, которое, как и в дореформенный период продолжает удивлять жителей города постоянным ростом тарифов и неизвестно откуда берущимися суммами, указанными в квитанциях. Сегодня, наверное, невозможно найти человека, довольного работой ЖКХ. Еще свежи воспоминания о переходном периоде, когда люди получали две квитанции об оплате коммунальных услуг, а спустя несколько месяцев их предупреждали о судебном преследовании за неоплату одной из квитанций.
Управляющие компании Тольятти обслуживают 9 757 жилых зданий, в которых расположены 219,1 тысяч квартир общей площадью 14 482,7 тысяч м2. 90% данного жилья находится в частной собственности. 88,2% квартир в многоквартирных домах приватизированы.
Больше всего зданий (5 959) расположено в Центральном районе. В Комсомольском районе насчитывается 2 768 зданий. Несмотря на то, что Автозаводский район является самым крупным не только в городе, но во всем Поволжье, на его территории расположено «всего лишь» 891 здание.
Подавляющее большинство строений в Тольятти имеет 1 или 2 этажа (7 378). На втором месте 6-, 9- и 10-этажные. Их в городе насчитывается 708. Также в Тольятти есть 656 5-этажных, 491 3-х и 4-х этажных, 259 12-этажных и более высотных зданий.
Не обошла Тольятти стороной извечная проблема плохих дорог. Каждую весну городские дороги выглядят так, как будто они подверглись ковровому бомбометанию. Ямы бывают просто устрашающих размеров. Если учесть, что ливневые с токи уже на протяжении многих лет не справляются со своей задачей, скрытые под водой ямы таят нешуточную угрозу автолюбителям. Трудно сказать с чем это связано, но в 2012 году резко возросло количество судебных исков к организациям, отвечающим за состояние дорожного полотна. Интересно, что все эти иски были удовлетворены и пострадавшие автовладельцы получили необходимую компенсацию.
Конечно, дороги ремонтируются, но не такими быстрыми темпами, как они изнашиваются. Муниципалитет пытается бороться с ямами при помощи ямочного ремонта, но как власти сами и признают, это всего лишь временный экстренный вариант, помогающий хоть как-то нормализовать движение на дороге и дождаться серьезного ремонта, включающего замену всего дорожного полотна.
Помимо ям также стоит отметить дорожную разметку, которая каждую весну смывается с дорожного покрытия вместе с талым снегом.
Плачевное состояние дорог, отсутствие культуры вождения у большей части местных водителей и постоянно растущее число автомобилей нередко приводят к аварийным ситуациям. Поскольку многие дороги в Тольятти просто не приспособлены для пропуска большого транспортного потока, достаточно одной заглохнувшей машины, чтобы собрать пробку длиной в несколько сотен метров. В час пик, когда люди спешат домой после трудного рабочего дня, подобная неприятность может вообще парализовать движение на отдельно взятой улице.
Складывается впечатление, что городские архитекторы, создавая дорожные развязки и внутриквартальные проезды, даже и подумать не могли, что в городе, в котором ежегодно производятся десятки тысяч автомобилей, когда-нибудь автомашины будут едва ли не в каждой семье.
Тольяттинцы, которые еще не стали обладателями собственного средства передвижения, передвигаются по городу на общественном транспорте. На сегодняшний день в Тольятти существует 49 автобусных и 22 троллейбусных маршрута. Что касается маршрутных такси, точное количество их маршрутов подсчитать довольно сложно. Сегодня их насчитывается около 100. Автобусный и троллейбусный парк постоянно обновляется, а на смену «Газелям» постепенно приходят куда более комфортабельные микроавтобусы иностранного производства.
Всем известно, что театр начинается с вешалки, а борьба за интеллект — со школьной скамьи. Так исторически сложилось, что тольяттинские школы используются в качестве площадки для внедрения различных новаторских идей и опробования самых последних разработок в сфере школьного среднего образования.
На сегодняшний день в Тольятти порядка 100 общеобразовательных школ, в которых обучается 66 117 человек. Вложить в них знания пытаются 3 639 педагогов. Причем иногда весьма успешно.
Предприятия и работа в Тольятти
Еще несколько лет назад Тольятти с экономической точки зрения был одним из самых благополучных российских городов. Небезызвестный журнал Forbes, составляя рейтинг самых привлекательных для бизнеса российских городов, в 2008 году отдал Тольятти весьма почетное 5 место, а сам город назвал крупнейшим экономическим и промышленным центром, который играет важную роль не только в экономике региона, но и страны в целом.
К сожалению, сегодня ситуация существенно изменилась. И отнюдь не в лучшую сторону. Мировой финансовый кризис изрядно потрепал тольяттинскую экономику. А потому когда-то преуспевающий город с амбициозными планами сегодня вновь вынужден завоевывать утраченные позиции.
Градообразующим предприятием Тольятти является Открытое Акционерное Общество «АВТОВАЗ» — завод, специализирующийся на выпуске легковых автомобилей «ЛАДА». На сегодняшний день здесь работают более 66 000 человек, включая порядка 5000 временных работников. Полный пакет социальных гарантий, стабильность, четко фиксированный рабочий день и возможность время от времени «колымнуть» — все это делает завод по-прежнему самым привлекательным рабочим местом для тольяттинцев.
Автоваз
Также на территории Тольятти расположены еще несколько крупных предприятий машиностроительной отрасли. Это «GM-АВТОВАЗ» — автомобильный завод, который является плодом совместного труда тольяттинцев и их американских коллег, группа , представляющая собой крупный производственный холдинг, специализирующийся на выпуске широкого спектра разнообразной продукции (начиная автомобильной и заканчивая оборонной), «Детальстройконструкция», «Джонсон Контрол Тольятти» — завод по пошиву чехлов для автомобилей, «ВазИнтерСервис» — компания, поставляющая на автосборочные заводы России и зарубежья комплектующие, и «АвтоВАЗагрегат».
Список крупных промышленных объектов города продолжают две теплоэлектроцентрали – ТЭЦ Волжского автозавода и Тольяттинская ТЭЦ – и внушительная группа предприятий химической промышленности. Последнюю представляют «ТольяттиАзот» — самый крупный в мире завод по производству аммиака, «КуйбышевАзот», специализирующийся на производстве минеральных удобрений, а также «Тольяттикаучук» — завод, выпускающий синтетический каучук.
Также стоит отметить динамично развивающуюся пищевую промышленность (в городе есть свои мясокомбинаты, молоко- и хлебозаводы, ликеро-водочный завод, комбинат шампанских вин и коньяков, винзавод), предприятия, специализирующиеся на производстве электрооборудования, заводы, производящие пластмассовые и резиновые изделия и прочие виды промышленного производства.
Хорошо развит банковский сектор, много страховых компаний, принимающих активное участие в экономической жизни Тольятти. Неплохо обстоят дела с малым бизнесом.
Казалось бы, город с таким количеством крупных промышленных объектов, просто обречен на процветание. Однако вот уже на протяжении нескольких последних лет тольяттинцы живут в постоянном страхе – «Что день грядущий нам готовит?» После массовых увольнений в кризисные годы миф о стабильности работы «у станка» был окончательно развеян. Да и зарплаты до сих пор не могут оправиться от шока и выйти хотя бы на докризисный уровень.
В местной прессе и на крупных городских форумах ведутся оживленные «дискуссии» (конечно, если это определение можно применить к диалогу между заявлениями федеральных властей и рядовыми тольяттинцами). Причина возмущения жителей Автограда – сильно завышенная официальная статистика, согласно которой среднемесячная заработная плата в городе составляет порядка 20 000 – 21 000 рублей. Оно и понятно. Ведь рядовой заводчанин (а таких на АвтоВАЗе большинство) получает в месяц в среднем 11-13 тысяч рублей, работник «Тольяттикаучук» — порядка 12 тысяч, учителя – 8-10 тысяч рублей, менеджеры автосалонов и турфирм – 12 000-15 000 рублей, а продавцы, кассиры, операторы и прочие сотрудники федеральных торговых сетей (коих в городе великое множество) – не больше 15 000. 20 тысячами даже и не пахнет…
И здесь надо сказать спасибо немногочисленному, но такому важному для статистов, руководящему звену, скрывающемуся, подобно тайным агентам, в уютных кабинетах вазовской «высотки». Именно благодаря этим бойцам невидимого фронта с официальными зарплатами в несколько миллионов рублей, уровень жизни тольяттинцев «в среднем» выглядят весьма достойно!
Офис Автоваза
О населении
Разные национальности в Тольятти дружно уживаются, работая на разных предприятиях города. Свыше 700 000 человек в городе трудится на , в торговле, химической промышленности.
АвтоВаз
Район открыт для инвесторов, куда текут вливания из Франции, Австрии, Германии. Заводы-автоматы подвергаются реконструкции для улучшения экономического развития.
«АвтоВаз» в Тольятти – крупный лидер производства автомашин: он выпускает больше 700 тыс. автомобилей в год. Хорошо отлажено производство минеральных удобрений. Среди предприятий по их изготовлению выделяют «Тольяттиазот». Тем, кто собирается переехать, следует изучить рынок недвижимости.
Криминал
— Здравствуйте! Мы из Тольятти. — А что вы сразу угрожаете?!!
Тольятти стал негласной криминальной столицей еще в лихие 90-е и до сих пор не потерял этой сомнительной славы. Именно в Тольятти 20 лет назад шли ожесточенные войны между организованными преступными группировками, жертвами которых, к сожалению, становились не только члены различных ОПГ, но и простые мирные жители. И сегодня гости города иногда специально приезжают на городское кладбище, чтобы посмотреть на так называемую «аллею героев», на которой похоронены криминальные авторитеты и члены их банд.
Чем же привлекателен был Тольятти для криминальных элементов всех мастей, и что послужило причиной настоящей бойни, которая происходила в городе в начале 1990-х годов? Ответ прост – это «АвтоВАЗ».
Все началось еще в 80-е с банального воровства автозапчастей, которые в те времена были большим дефицитом. Конечно, речь идет не о выносе деталей в карманах брюк или перебрасывании коробок с запчастями через заводской забор. С , груженные ворованными деталями. Спустя 10 лет ОПГ, уже поделившие город на сферы влияния, развязали настоящую войну за установление контроля над «АвтоВАЗом». Никто не мог даже подумать, что городу придется пережить три волны насилия, связанные с борьбой за криминальное главенство в Тольятти.
Бандиты прекрасно понимали, что на «ВАЗе» крутятся огромные деньги, однако до поры до времени единственное, что им удавалось – это грабить покупателей автомобилей за территорией завода. Этого было мало. Все началось с оккупации заводских КПП и магазина «Жигули», единственного в Тольятти официального заводского магазина.
В 1992 году бандиты начали осуществлять контроль над отгрузкой автомашин с завода. Этот бизнес оказался самым доходным. Пользуясь схемой, разработанной Владимиром Биличенко, организованные преступные группы выгоняли порядка 30 тысяч автомобилей ежегодно. Это чересчур лакомый кусок, чтобы все шло тихо и мирно. Между группировками начали возникать первые конфликты.
Началась первая Великая рэкетирская война. Ее инициатором стала «агиевская» ОПГ во главе с Владимиром Агием и Александром Воронецким, которые решили взять «АвтоВАЗ» под свой единоличный контроль. Для осуществления своих планов они обратились к банде Олега Хорошева по кличке «Подарок», которая за солидное вознаграждение согласилась отстреливать конкурентов.
Первой целью «агиевской» группировки стал бывший наперсточник Владимир Вдовин по кличке «Напарник», возглавлявший «напарниковскую» ОПГ. К середине 1992 года Вдовин практически прибрал к рукам магазин «Жигули». Несмотря на все старания ни одно из покушений успеха не имело. После этого «агиевские» переключили свое внимание на лидеров «купеевской» группировки Сергея и Гарри Купеевых. Однако братья Купеевы им также оказались не по зубам. Следующей целью «агиевских» стал Владимир Биличенко, которому после покушения выжить не удалось. С этого момента и начались кровавые разборки между организованными преступными группировками.
Первая война длилась больше года. В результате криминальный мир потерял таких авторитетных бандитов, как Владимир Биличенко, Сергей Купеев, Александр Маслов, Александр Воронецкий, Владимир Доровских «Сивый». Некоторые из бандитов пропали без вести. Вместо Маслова во главе «волговской» ОПГ встал Дмитрий Рузляев по кличке «Дима Большой». Максимальную выгоду от этой войны получил Вдовин, который, оставшись единственным представителем «старой гвардии», поднялся на самый верх тольяттинской преступной иерархической лестницы. Без его участия в городе не решался ни один серьезный вопрос.
Владимир Вдовин
В результате последующих двух войн между ОПГ практически все авторитетные бандиты оказались либо убиты, либо посажены в тюрьмы на длительные сроки. За 10 лет конфликтов погибло более 500 человек, имевших отношение к криминальному миру. Единственным человеком, которому удалось пройти через все разборки и остаться в живых, является Владимир Вдовин по кличке «Напарник». Сегодня он отошел от дел и живет в одной из европейских стран.
Яркие моменты истории
Оренбургская экспедиция во главе с В. Татищевым положила начало истории этого места в 1737 г. крепость Ставрополь, образованная в 1739 г., предназначалась для защиты населения. На службу в Ставропольский гарнизон каждый год прибывали калмыки, которых активно солдаты приобщали к земледелию.
Вера во Христа с большим трудом укреплялась на этих территориях среди калмыков, которых здесь оставляли на постоянное место жительства.
Второй важный момент в становлении сыграло строительство ГЭС. Ценный для государства гидроузел начали строить в 1950 г. В итоге уровень волги удалось поднять и образовать водохранилище.
Это пагубно сказалось на самом поселении, оно фактически полностью оказалось на дне. Тогда населенный пункт перенесли на левый берег Волги в 18 км от ГЭС. Постепенно город вырос и расцвел до отечественной столицы автопрома.