Лискинский историко-краеведческий музей объявил конкурс «Мой Ромахов»


  • Описание:
    Лискинский музей – муниципальное учреждение культуры. Торжественное открытие музея состоялось 9 сентября 2001 г. Этому событию предшествовала десятилетняя работа по переносу и реконструкции лискинского памятника архитектуры XIX века – пристанционной школы 1885 г. постройки.

    Начало работе по краеведению в районе положил Дмитрий Георгиевич Дегтярев (1919 – 1991). В 1962 г. отряд следопытов школы №12, созданный и руководимый учителем истории Д.Г.Дегтяревым начал сбор материалов по истории лискинской земли и самой школы. Так появился первый в районе краеведческий музей – школьный.

    Вершиной Лискинского краеведения стали работы Афанасьева И.А. (1939 – 2006) и главный труд его жизни – книга «Лискиведение».

    В начале 1991 г. в структуру Отдела культуры Лискинского муниципального района была введена должность директора строящегося Лискинского историко – краеведческого музея (им стал А.В. Аникеев).

    Тогда же был создан общественный Совет музея в составе 9 человек, учредивший районную премию по краеведению «Золотой летописец», которая ежегодно вручается лискинским краеведам и школьным музеям города и района.

    Советом музея проведен социологический опрос с целью определения 100 наиболее выдающихся Лискинцев XX столетия.

    В музее семь экспозиционных залов, художественный салон и выставочный зал им. В.П. Криворучко.

    Общая площадь здания музея 1066 кв. м., экспозиционная площадь 760 кв. м. Штат музея 11 человек, из них 3 научных сотрудника, 1 заслуженный работник культуры.

    Фонды музея составляют более 21000 единиц хранения, из них коллекция живописных и графических произведений составляет около 900 единиц. В основном, это работы известных воронежских и лискинских художников.

    Основой коллекции картин является дар художника В.П. Криворучко и его друзей – художников. Среди них Е. Б. Хорошилов, Г.А.Гончаров, В.К.Знатков, Ю.Н.Золотарев, П.И.Майоров, З.Е.Попов., К.Н.Успенская и многие другие воронежские художники (всего около 120 произведений).

    Ежегодно в музее организуется 10 – 15 художественных и фото выставок.

    В 2003 году состоялась выставка оригиналов кисти И.Н.Крамского из фондов Воронежского областного художественного музея.

    В 2005 г. Лискинский музей представил выставку картин в главном выставочном зале г. Липецка с названием «Коллекция провинциального музея».

    В 2010 г. в картинной галерее Лискинского музея состоялась выставка народного художника РСФСР, действительного члена Российской Академии художеств, Почетного президента AIAP (ЮНЕСКО) Савостюка Олега Михайловича.

    В разное время гостями Лискинского музея были народный поэт СССР Исаев Е., писатель, журналист Песков В.М., ученый, писатель – Семаго Л.Л., писатель – натуралист Калугин М.С., народная артистка Митрофанова З.Д., заслуженный артист Латушко А.Н., политические деятели Зюганов Г.А., Илюхин В.И.

    Коллективом и Советом музея ежегодно издается краеведческий альманах «Петровская слобода».

  • Лискинский район

    Администрация Лискинского муниципального района Адрес: 397900, г. Лиски, проспект Ленина, 32 Телефон: (47391) 4-62-95 Электронная почта Сайт: https://liski-adm.ru/

    Как самостоятельное административно-территориальное образование сформированный в составе Центрально-Чернозёмной области (ЦЧО) в 1928 году, Лискинский муниципальный район расположен в южной части Воронежской области и граничит с Каширским, Бобровским, Павловским, Каменским и Острогожским районами.

    Административный центр Лискинского района — город Лиски, который расположен в 116 километрах к югу от Воронежа (по трассе М-4 «Дон») и является одним из самых крупных и развитых поселений региона с численностью населения около 56 тысяч человек и одновременно крупным железнодорожным узлом на Юго-Восточной железной дороге.


    По одной версии город получил своё имя из-за лысоватой местности, на которой было основано изначальное поселение Лиски. Другое объяснение названию города основано на существование в его окрестностях крупных стай рыжих лисиц. И эта версия воплощена в гербе Лискинского района, центральным образом которого является рыжая лисица.


    Герб Лискинского района

    Лискинский район входит в зону Воронежских черноземов и относится к регионам, в экономике которых преобладает агропромышленный сектор. При том что общая площадь территории района составляет 2 032 квадратных километра, землями сельскохозяйственного назначения здесь являются 149,6 тысяч гектаров.


    Водные ресурсы Лискинского района включают в себя часть среднего течения Дона с его отрезком от села Коротояк до села Дивногорье, являющимся гидрологическим памятником природы, а так же малые реки Икорец, Хворостань и Тихая Сосна.


    Слияние рек Дон и Тихая Сосна в селе Дивногорье

    На территории района также располагается несколько прудов и озер — Погоново, Никосное, Сонькино, Мыльное, Жировское, Донище и Попов ключ. Причем суммарная площадь рыбохозяйственных водоемов составляет более 1 000 гектаров.


    Самые ранние свидетельства, касающиеся освоения Лискинской земли, относятся к 4-3 тысячелетию до нашей эры. В середине 1950-х годов близ села Щучье были найдены два долблёных дубовых челна эпохи неолита, один из которых ныне является экспонатом Государственного Исторического музея, а другой хранится в Воронежском областном краеведческом музее.


    Государственный исторический музей. Дубовый челн

    Каменные орудия труда, фрагменты древней керамики, кости мамонта и другие свидетельства прошлого, найденные на территории края, представлены и в экспозициях Лискинского и Щученского краеведческих музеев.


    Экспозиция Лискинского краеведческого музея

    На территории Лискинского района находятся два известнейших археологических памятника IX-X веков – остатки древнерусского укрепленного поселения, названного археологами Городищем Титчиха и, расположенная в 20 километрах к югу от него у хутора Дивногорье, Маяцкая крепость, которая была воздвигнутая в эпоху Хазарского каганата на высоком меловом мысу над слиянием рек Тихая Сосна и Дон. Кстати, являющееся ныне природным архитектурно-археологическим музеем-заповедником, Дивногорье получило свое название за меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами» (от слова диво — чудо).


    Маяцкая крепость и меловые «дивы»

    Они и вдохновили путешественника Игнатия Смольянина, сопровождавшего митрополита Пимена в 1389 года на его пути в Константинополь, написать следующие строки: «Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною…» Это первое письменное упоминание о землях современного Лискинского края было сделано в повествование «Хождение Пименово в Царьград», включенного в состав Никоновского списка древнерусских летописей.


    Первое письменное упоминание о достопримечательностях Лискинского края в Никоновской летописи

    В XIV веке на юго-восточных границах Московского государства появились первые скрытые караулы разъезжих сторожей и станичников, обязанностью которых было наблюдение за движениями татар, ведение разведки и предупреждение о набегах степных кочевников. Размещаясь вдоль пограничных рек по Дону, Хопру, Быстрой и Тихой Сосне, эти разъезды несли службу и на территории современного Лискинского района.


    На сторожевой границе Московского государства

    Когда же царским указом Ивана Васильевича (Грозного) от 1 января 1571 года русская сторожевая служба была оформлена официально, на землях Лискинского края на берегу озера Богатое (старица Дона) разместился общерусский сторожевой пост под названием Богатый затон. Его сторожа и передали эстафету сторожевой службе крепости Воронеж, учрежденной Боярским приговором от 1 марта 1586 года и гласящим: «…выстроить два новых города, Ливны и Воронеж […], второй на Дону и Воронеже, не доезжая двух днищ до Богатого Затону…» Причем Воронеж было приказано строить воеводе Семену Сабурову, Ивану Судакову и Василию Биркину, бывшему первым стоялым головой Богатого Затона.


    Богатый затон на Дону

    Предшественниками современного города Лиски явились села Новопокровское и Песковатка, а в дальнейшем — Лиски и Залужное. Ныне включенные в городскую черту и разделенные рекой Дон, они возникли по обе стороны реки в середине XVIII века.


    Лиски — город выросший на месте четырех сел

    Материальным свидетельством той эпохи является кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы – самая древняя реликвия города Лиски. Построенная в селе Новопокровское в 1784 году, она затем перестраивалась, но несмотря на перестройку сохранила черты барокко ХVIII века, в первую очередь — оригинальные полуглавия четверика храма.


    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

    О прошлом Лискинского края напоминает и этот памятник, установленный в сентябре 2007 года неподалеку от впадения реки Икорец в реку Дон на месте Икорецкой верфи — одной из шести судостроительных верфей, основанных Петром I на территории нынешней Воронежской области в эпоху строительства первых кораблей регулярного русского военного флота.


    Памятник на месте Икорецкой верфи

    После кончины Петра I сведенное к минимуму, судостроение на территории Воронежского края возродилось с воцарением императрицы Екатерины II. В связи с тем, что мирный договор с Турцией был прерван, Екатерина II в конце ноября 1768 года приказала адмиралу Д.Н. Сенявину построить на Дону флотилию и с этой целью завести новую судоверфь в Новохоперске, а так же возобновить кораблестроение на «петровских» верфях в Павловске, Таврове и на Икорце.


    Адмирал Д.Н. Сенявин и Екатерина II

    При этом Адмиралтейств-коллегия предложила разработать новый тип парусно-гребных судов, способных, преодолев мелководные участки Дона, вести военные действия на Черном море. Размерами и конструкцией не походившие на ранее строившиеся военные корабли, эти суда получили название «новоизобретённых» и составили основное ядро образованной в 1773 году Черноморской эскадры Азовской флотилии. В апреле 1969 года со стапелей Икорецкой верфи были спущены пять пушечных прамов — «Гектор», «Парис», «Лефеб», «Елень» и «Троил» — похожие на огромные ящики, плоскодонные парусно-гребные корабли, которые применялись при осаде крепостей в качестве плавучих батарей.


    «Новоизобретенный» корабль и пушечный прам

    И там же на следующий год были построены еще шесть «новоизобретенных» кораблей: большой бомбардирский корабль «Яссы», транспорт «Бухарест», малые бомбардирские корабли «Первый» и «Второй», а так же два 16-пушечных корабля 2-го рода – полуфрегаты «Модон» и «Морея», которые стали первыми судами Азовской (Донской) флотилии, вошедшими в состав Черноморского флота.


    Строительство кораблей

    в 1773 году оказавшись под началом будущего флотоводца — лейтенанта Ф.Ф. Ушакова, корабли «Модон» и «Морея» ходили в Таганрог, в Балаклаву, в Кафу и в Керчь, участвовали в разведке, защите берегов и крепостей побережья от турецких десантов. И знаменательно, что, построенный на Икорецкой верфи, полуфрегат «Модон» в 1783 году первым вошел в Ахтиарскую бухту, впоследствии ставшую главной гаванью Севастополя и базировавшегося в ней Черноморского флота.


    Вход в Ахтиарскую бухту

    Начиная со второй половины XIX века, история Лискинского района тесно связана с развитием железной дороги. 8 января 1871 года по новому стилю или 27 декабря 1870 года по старому на участке строящейся железнодорожной линии «Воронеж-Ростов» у села Новая Покровка был основан небольшой полустанок, получивший свое название по имени села Лиски, расположенного на противоположной стороне Дона. Затем рядом с полустанком появился одноименный пристанционный поселок, который стал расти, как только в 1895 году через Лиски прошла вторая ветка железной дороги «Харьков – Балашов» и, в соответствие с тем, станция стала узловой.


    Станция Лиски в начале XX века

    В начале ХХ века в Лисках началась застройка привокзальной площади одно-двухэтажными зданиями общественного назначения (больницы, богадельни, училища) и жилых домов, выстроенных в качестве казарм для железнодорожных рабочих и их семей. Таким образом, при станции постепенно сформировался крупнейший в губернии после Борисоглебска архитектурно-градостроительный комплекс, для которого характерно ярко выраженное функциональное зонирование и архитектурно-стилистическое единство.


    Лиски — пристанционная площадь в разные эпохи

    В новейшей эпохе российской истории, наступившей в Лисках 5 декабря 1917 года — с момента перехода власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов, станция и пристанционный поселок утвердились в качестве одного из самых значительных и стратегически важных железнодорожных узлов Советской России, где пересекались магистрали, соединяющие юг и север, запад и восток страны.


    В годы гражданской войны «всероссийский железнодорожный перекресток» Лиски стал вожделенной целью противоборствующих сторон, а территория современного Лискинского района ареной ожесточенных боев Красной Армии — вначале с белоказачьими войсками под командованием войсковых атаманов А.М. Каледина и П.П. Краснова, а затем с белогвардейской Добровольческой армией во главе с генералом А.И. Деникиным.


    Бронепоезд Добровольческой армии (1919 год)

    Белогвардейцы дважды захватывали Лиски (22 декабря 1918 года и 7 ноября 1919 года) и оба раза части Красной Армии возвращали станцию, освобождая ее ходе ожесточенных боев. Те схватки и послужили причиной переименования пристанционного поселка Лиски в городок Свобода, а произошло это по приказу командующего революционными войсками Рязанской и Воронежской губерний Г.К. Петрова, прибывшего на станцию Лиски с целью воодушевить защитников железнодорожного узла, отражающих натиск белых войск.

    А десять лет спустя революционное название Свобода перешло и на село Новопокровское, официально включенное в состав пристанционного поселка. Отныне именуемый рабочим, новый поселок стал административным центром Лискинскинского района, названному так по железнодорожной станции Лиски и образованному из земель Бобровского, Коротоякского и Острогожского уездов постановлением ВЦК и СНК РСФСР от 30 июля 1928 года.


    Лискинский район на карте ЦЧО (1928 год)

    К тому времени в новом райцентре насчитывалось 612 дворов, 3 120 жителей, работало почтово-телеграфное отделение, больница на 25 коек, железнодорожное училище, школа I степени и семилетка, а так же электростанция на 39 киловатт, элеватор, мельница, хладокомбинат и бойня. Причем крупнейшим предприятиями тех предвоенных лет в поселке Свобода была водная пристань, грузооборот которой составлял 45 тысяч тонн, что было на 12 тысяч тонн больше грузооборота железнодорожного узла Лиски.


    Лискинский грузовой порт: две эпохи

    Во время Великой Отечественной войны, как когда-то в годы гражданской, «всероссийский железнодорожный перекресток» Лиски снова стал стратегической целью вражеских войск. Летом 1942 года гитлеровцы несколько раз предпринимали тщетные попытки пробиться к узловой станции и, в конце концов, вынуждены были остановиться на подходе к городу Свобода, защитники которого не позволили врагу распахнуть «железнодорожные ворота» на пути к Сталинграду. Через них в город-крепость и шли эшелоны с войсками и техникой, которые вели паровозы специальных колонн, сформированных на Лискинском железнодорожном узле.


    Герои-железнодорожники (1942-43 гг.)

    Свидетельством беспримерного мужества и непреклонности города железнодорожников стало событие, не имеющее аналогов в истории иного другого железнодорожного узла страны: в разгар 1943 года сразу трём железнодорожникам-лискинцам – Александру Лысенко, Филиппу Федосову и Владимиру Жолудеву – были присвоены высокие звания Героев Социалистического Труда.


    Лискинские железнодорожники: Герои Социалистического Труда А.К. Лысенко, В.Н. Жолудев и Ф.Д Федосов

    Став непреодолимой преградой на пути гитлеровце, Лискинский край в январе 1943 года оказался в ] Острогожско-Россошанской наступательной операции[/anchor], начатой ударами со Сторожевского и Щученского плацдармов и названной послевоенными историками «Сталинградом на Среднем Дону».


    Острогожско-Россошанская наступательная операция

    В результате стремительно развивающейся Острогожско – Россошанской операции 16 января 1943 года Лискинский район был полностью освобожден от гитлеровских захватчиков. После чего лискинские железнодорожники обратились к властям о переименовании города Свобода в город Лиски, чтобы название героической железнодорожной станции совпадало с именем города. И со 2 февраля 1943 года согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР город Свобода стал называться Лисками.


    Въездной знак в город Лиски

    Однако через двадцать два года в марте 1965-го город Лиски во второй раз за свою историю по приказу свыше, а, точнее, по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР был переименован в Георгиу-Деж. Проделано это было, как гласил Указ «в целях увековечивания памяти руководителя румынских коммунистов и государства Румыния, видного деятеля международного коммунистического и рабочего движения Георге Георгиу-Дежа». К этой торжественной фразе просто необходимо добавить реплику: не имеющего ни малейшего отношения к городу Лиски, к Лискинскому району и всей Воронежской области.


    Станция Георгиу-Деж и Георге Георгиу-Деж

    Можно только предполагать, что город железнодорожников заслужил этой «чести» потому, что в начале своей жизни Георгиу-Деж работал на железной дороге электриком, а затем, как секретарь Всерумынского ЦК действия рабочих-железнодорожников, был осужден на каторжные работы за участие в организации забастовки железнодорожников. Современное историческое название Лиски было возращено городу в 1991 году. Причем, демократическая процедура возврата потребовало гораздо больше сил и времени, чем предыдущий акт безоговорочного присвоения административному центру Лискинского района никому неизвестного имени Георгиу-Дежа.


    Забастовка Железнодорожников и Георге Георгиу-Деж в СССР

    Дело в том, что население восприняло это повторное переименование неоднозначно, разделившись по возрастному принципу. Лискинцы постарше были довольны, а молодые георгиудежцы не хотели расставаться с романтичным, на их взгляд, хотя и непривычным русскому уху названием. И потому все решил референдум, итоги которого засвидетельствовали, что большинство горожан — за переименование города Георгиу-Деж в Лиски. А ведь помимо этих двух, предлагались самые разные варианты наименования города железнодорожников: Лискинск, Свобода, Новопокровск, Мелогорск, Дивногорск и даже – Милан и Верона…


    Лиски: возвращение исторического имени (1990 год)

    Символом новых Лисок стал памятник ангелу-хранителю города на привокзальной площади, который был освящен по православному обряду и торжественно открыт лискинцами. летом 1998 года. И с тех пор над Лисками как бы парит фигура ангела с крестом, увенчивающая 13-метровую колонну на постаменте — колоколе с надписью: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».


    Памятник ангелу-хранителю на привокзальной площади города Лиски

    Обращенный к лискинцам, этот призыв можно было разместить и над входом в Лискинский историко-краеведческий музей – давно уже являющийся брендом Лискинского района, один из самых крупных провинциальных музеев Воронежского края, фонды которого составляют более 20 000 единиц хранения. В числе музейных экспонатов, размещенных в 7 экспозиционных залах, работы известных воронежских и лискинских художников, представленных в картинной галерея имени В.П. Криворучко.


    Лискинский краеведческий музей и картинная галерея

    Однако, главным брендом и основной достопримечательностью Лискинского края несомненно является природный историко — археологический музей-заповедник «Дивногорье» — один из самых известных музеев России, расположенный под открытым небом на площади почти в 1100 гектаров.


    Дивногорье — Церковь Сицилийской иконы Божией Матери и вид через меловые «дивы» на Успенский монастырь

    Далеко за пределами Лискинского района известна марка природной минеральной воды «Икорецкая», источник которой находится в селе Средний Икорец и, по преданиям, открыт еще Петром I, бывавшим на Лискинской земле в эпоху строительства здесь первых кораблей регулярного русского военного флота. Изучение свойств и особенностей минеральной воды икорецкого источника началось только во второй половине 19 века, а в 1925 году в селе Средний Икорец появился первый на лискинской земле санаторий, в котором проводилось бальнеолечение.


    Дом отдыха Совнаркома (санаторий имени Цюрупы в 1925—1932 годы)

    Открытый изначально как Дом отдыха Совнаркома и названный в те годы именем Наркома продовольствия РСФСР А.Д. Цюрюпы, средне-икорецкий санаторий и в наши дни специализируется на лечении минеральными водами или бальнеотерапии, являясь одной из известнейших достопримечательностей Лискинского края и всей Воронежской области.


    Санаторий им. Цюрупы

    А в 1987-м году на территории Лискинского района на живописном берегу Дона и озера Богатое был построен еще один бальнеологический санаторно-курортный комплекс «Радон», который сегодня входит в число самых популярных здравниц Воронежской области.


    Санаторий «Родон» в Лискинском районе Воронежской области

    Месторождение природной радоновой воды в санатории «Радон» – единственное в Центральном Черноземье. И радоновая вода из здешних минеральных источников не уступает по своим лечебным свойствам водам таких знаменитых курортов как Цхалтубо, Мацеста и Хмельник.

    Лискинский историко-краеведческий музей объявил конкурс «Мой Ромахов»

    Лискинский историко-краеведческий музей пригласил жителей поучаствовать в областном конкурсе «Мой Ромахов». Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщила директор музея Ирина Белякова.

    Заявки принимаются с 1 по 25 июля.

    – Конкурс состоится в рамках поэтического вечера «Шестая жизнь», который проводится с 2007 года. В этом году встреча посвящается 60-летию поэта Александра Ромахова, первого лискинца, принятого в Союз писателей РФ, – рассказала Ирина Белякова.

    В конкурсе пять номинаций: «Песня на стихи Александра Ромахова (видео)», «Стихотворение, посвященное Александру Ромахову (текст)», «Художественное прочтение стихотворения Александра Ромахова (видео)». Также принимаются творческие работы – портреты автора, иллюстрации к его стихотворениям и стихотворения на свободную тему.

    Заявку на участие нужно прислать до 25 июля на электронную почту музея Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. с пометкой «Конкурс «Мой Ромахов»». Телефон для справок 8 (47391) 4 86 52. Итоги творческого состязания подведет жюри под председательством литературного критика, члена редколлегии журнала «Подъем» Вячеслава Лютого.

    – Участие в конкурсе заочное. Всех конкурсантов пригласят на поэтическое вече 31 августа, – сообщила научный сотрудник музея Светлана Вечорко.

    Справка РИА «Воронеж»

    Александр Ромахов родился в Лисках 31 августа 1961 года. Поэт, член Союза писателей России (1993). После окончания средней школы в 1978 году работал на различных предприятиях плотником, токарем, слесарем, сварщиком и по другим специальностям. Начало литературной деятельности относится к 1979 году. Член Воронежского клуба поэтов «ЛИК» с момента его создания (1987 год).

    Автор книг: «И все-таки сонет» (1990), «На зимнем ветру» (1991), «Не святые писанья мои» (1992), «Откройте – это я» (1994), «Пятая жизнь. Вне прозы» (2006). Александр Ромахов включен в список «100 лискинцев XX века» (2001). Посмертно вышли подготовленные М. И. Болговым сборники неизданных стихов Ромахова и биографических материалов о нем (Воронеж, 2007). По инициативе М. И. Болгова и А. В. Аникеева с 2007 года в Лисках 31 августа проходит ежегодный поэтический фестиваль «Шестая жизнь», посвященный Ромахову. В 2011 году к 50-летнему юбилею поэта во дворе историко-краеведческого музея ему установили памятник. В 2021 году в рамках поэтического вече «Шестая жизнь» прошел первый фестиваль «Мой Ромахов».

    Поэт умер 9 июня 2007 года.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]