Актуальные данные
По данным Туластата в Туле в 2021 проживает 475 161 человек. Это на 3944 меньше, чем 2021 году. Сокращение вызвано не пандемией. По подсчетам Федерального штаба по контролю за COVID-19, от коронавируса с марта месяца по июнь умерли 200 человек. Уменьшение численности в текущем году вызвано другими причинами.
Основная причина ‑ это то, что смертность выше рождаемости. В 2018 году вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что показатель смертности в регионе один из самых высоких по стране. В первые три месяца 2021 года умерло в 2,4 раза больше, чем родилось. За тот же период в январе ‑ марте 2021 года этот показатель был меньше на 0,2%. Средний возраст туляков 43,5 года, в целом по стране – 41 год.
Для улучшения демографической ситуации необходимо, чтобы в каждой семье в течение 15 лет рождалось не менее 3-х ‑- 4-х детей. Но в городе наблюдается снижение рождаемости. Стабилизировать ситуацию поможет миграция в регион.
Численность населения Тулы
Известно, что население Тулы сокращается уже на протяжении почти тридцати лет. Обычно когда обсуждают эту тему, то говорят о ней в негативном ключе, причём как официальные лица, так и обычные люди. Считается что рост населения это хорошо — развитие региона, а вымирание (слово-то какое, как динозавры что ли вымираем) — наоборот, упадок. Я подумал и не смог найти ни одного нормального аргумента, чтобы считать рост населения благом вообще, и для нашего города в частности. Снижение населения Тулы — это просто стремление к естественному равновесию, при достижении которого «вымирание» прекратится само собой, а вот рост я считаю злом в чистом виде. Вот мои аргументы:
Предположим, что последние 30 лет население Тулы не падало бы, а наоборот росло такими же темпами как с 1980 по 1990, то есть примерно на 25 тысяч человек за 10 лет. Тогда сегодня в Туле проживало бы примерно 615 тысяч человек, то есть на 140 тысяч или на 30% больше чем сейчас.
1. Где жили бы эти люди?
Ответ — в 25-этажках, которыми были бы застроены окрестные поля. Возьмём соседнюю Рязань, население которой последние 10 лет росло — средняя этажность новостроек в Рязанской области в 2021 году составляла 19.7 этажа, второе место после Москвы. То же самое было бы и в Туле.
2. Как бы эти люди передвигались по городу?
Учитывая то, что в России нормальную работу общественного транспорта организовать не могут (чтобы хотя бы регулярно ездил и в пробках не стоял), за исключением быть может Москвы, можно предположить что на те же 30% выросло бы количество машин в городе. Представьте теперь какие были бы пробки в часы пик.
3. Экология
Больше население значит больше машин, заводов, выбросов, свалок. А с экологией у нас и так не особо.
Дальше я подумал, какие аргументы могли бы привести мне сторонники роста населения. Придумал три, на них и отвечу.
1. Больше людей производят больше товаров и услуг, следовательно растёт уровень жизни.
Ну посмотрим на средние зарплаты в ЦФО
Калуга (332 тыс.) 41 тыс. руб.
Тула (475 тыс.) 39.8 тыс. руб.
Липецк (508 тыс.) 38.8 тыс. руб.
Воронеж (1058 тыс.) 37.4 тыс. руб.
Рязань (539 тыс.) 37.1 тыс. руб.
То есть связи никакой нет. Кроме того, несмотря на сокращающуюся численность, заводы в Туле как работали, так и работают, и новые строят (Haval), а с полей собирают рекордные урожаи зерна и рапса. Единственное с чем соглашусь, так это то что чем больше город, тем больше возможностей. Ну так Москва рядом, кому не хватает Тулы.
2. Вымирающее население будет замещено мигрантами
Сравним Тульскую и Орловскую области. По площади территории они примерно равны, в Орловской области живёт в два раза меньше людей чем у нас. И чего же тогда мигранты в Орёл не едут, а в Тулу сразу поедут? Тоже нет. Мигранты едут туда где можно больше заработать, а не где население сокращается.
3. Такими темпами скоро на одного работающего придётся два пенсионера (или сколько там, не знаю)
Ну если вы беспокоитесь о том что через 20−30 лет некому будет скинуться на вашу пенсию, то вместо этого лучше стоит подумать о том как обеспечить самому себе безбедную старость. В нашей стране на пенсии будет выделено ровно столько денег, сколько нужно чтобы прожиточный минимум покрыть при любых доходах в бюджет.
То есть никаких реальных аргументов в пользу роста численности населения я не вижу, только иррациональное стремление к увеличению своей популяции.
Статистика по годам
Снижение численности началось с 1992 года. Сравним количество жителей Тулы по годам:
- 2005 – 515200.
- 2006 – 509000.
- 2007 – 504000.
- 2008 – 500000.
- 2009 – 496035.
- 2010 ‑ 501169.
- 2011 ‑ 500314.
- 2012 ‑ 499511.
- 2013 ‑ 493819.
- 2014 ‑ 490508.
- 2015 ‑ 487841.
- 2016 ‑ 485930.
- 2017 ‑ 485221.
- 2018 ‑ 482873.
- 2019 ‑ 479105.
Численность населения за последние 15 лет снизилась на 36095 человек. Уменьшение происходило неравномерно год от года, например в 2006 году город потерял 6200 человек в сравнении с 2005 годом, а 2017 году всего 709.
Соседи. Тула: город из другой лиги
Новый проект YA62.ru
Соседи стартует с материала о самом близком (меньше 150 км по прямой) и самом похожем на Рязань городе – Туле. Посудите сами, Тула почти ровесница Рязани, города практически идентичны по численности населения, расстояние от Москвы тоже одинаковое. Поэтому можно смело утверждать, что эти два города идеальны для сравнения.
Рязанский след
В проекте «Соседи» мы будем обращать особое внимание на связь исследуемых городов с Рязанью – это могут быть исторические или современные точки соприкосновения или топонимические следы.
Тула в этом смысле один из «самых рязанских» городов. Начнем с того, что, по одной из самых популярных и логически обоснованных версий, город был основан именно рязанскими князьями, которые поставили дубовый острог на месте впадения Тулицы в реку Упу. По их задумке, новый городок должен был служить своего рода сторожевым пунктом на границе Рязанских земель. Первое достоверное упоминание Тулы в документах тоже непосредственно связано с Рязанью. Оно содержится в договорной грамоте великого князя московского Дмитрия Ивановича с великим князем рязанским Олегом Ивановичем 1382 года.
Неудивительно, что «рязанские следы» обнаруживаются и в тульской топонимике. Одна из главных улиц города называется Рязанской. Есть улицы Ряжская и Михайловская. Кроме того, в городе действует Ряжский железнодорожный вокзал.
Как встречает Тула
Две главные точки встречи гостей Тулы с городом – это автовокзал на проспекте Ленина и Московский железнодорожный вокзал.
Поскольку прямого ж/д сообщения у Рязани с Тулой нет, рязанцы прибывают именно на центральный тульский автовокзал. Его главной отличительной особенностью является двухметровый забор, отделяющий платформу от места посадки в автобусы. Честно говоря, такую странную конструкцию не приходилось больше видеть нигде. Зачем этот забор перед платформой, когда весь ее смысл заключается в том, чтобы к ней подъезжали автобусы и принимали/высаживали пассажиров?
Другой изюминкой тульского автовокзала является балка перед выходом на платформы. Она расположена приблизительно на высоте 170 см и, если ваш рост выше этой отметки и вы вдобавок отвлеклись на что-то, шишка вам обеспечена. Так что не зевайте.
На Московском вокзале балкой в лоб вы не получите. И даже наоборот, здесь вас гостеприимно встретят сразу несколько памятников, высокие платформы с электронным табло (интересно, в Рязани когда-нибудь такое чудо появится?) и опрятное здание вокзала.
Зато площадь перед Московским вокзалом наверняка приведет вас в уныние – забегаловки, пыль, гигантская парковка и ПАЗики-«гробовозы» точно не улучшат настроение гостя Тулы.
Справедливости ради нужно сказать, что на Московский вокзал ходят не только ПАЗики, но и троллейбусы, трамваи, нормальные автобусы, а также маршрутки.
Парадоксальный тульский транспорт
Про общественный транспорт Тулы отдельный разговор. Начать его стоит с трамвая. Да, Туле удалось сохранить самый экологичный, вместительный, регулярный, безопасный и предсказуемый из всех существующих наземных видов транспорта. Но именно что сохранить. Состояние трамвайной инфраструктуры оставляет желать лучшего. И если старые неубиваемые татровские вагоны, которые грохочут по городу, это не так страшно (хороший трамвай при правильном уходе за ним легко служит 50 лет и более), то состояние рельсов вызывает шок. Их кривизна порой заставляет задумываться, как трамваи умудряются оставаться в колее и не опрокидываться. А уж трясет и мотает в тульских трамваях, как на ухабистой сельской дороге.
Мало кто задумывается об этом, но трамвайная система, тем более такая развитая, как в Туле, – это настоящий подарок для современного города. На трамвае при правильном подходе можно вывозить почти весь город, тем самым поборов пробки и существенно улучшив экологическую ситуацию.
Для этого, во-первых, надо километр за километром ремонтировать рельсы, желательно делая их бесстыковыми.
Во-вторых, следует оптимизировать маршрутную сеть, сократив количество маршрутов с нынешних 11 до четырех, максимум пяти. При этом сделать пересадочную схему, как в метро. Тогда у вас по одной линии трамваи пойдут один за другим. И, кстати, в этом случае не надо будет как в каменном веке ломиком стрелки переводить, потому что по одной линии трамваи будут идти одним маршрутом.
Но здесь важно создать удобные пересадочные хабы и билетное меню, которое бы обеспечивало местным жителям бесплатные пересадки (туристам – необязательно).
В-третьих, нужно отделить трамвайные пути от автомобилей. Причем сделать это можно как дорого и основательно – путем физического отделения, так и дешево – при помощи банки с краской и камер (оба способа последние пару лет прекрасно используются и показывают отличные результаты в Москве). Сейчас же тульские трамваи стоят в пробках среди автомобилей, тем самым нивелируются все преимущества этого вида транспорта.
В-четвертых, надо сделать нормальные платформы, чтобы люди из трамвая не выходили прямо под колеса автомобилей.
Причем ширина большинства тульских улиц это позволяет, а там, где не позволяет, отлично подойдут платформы «венского типа».
Есть ли понимание у тульских властей, что трамвай надо развивать, а не просто кое-как поддерживать в нем жизнь, большой вопрос… И, судя по всему, ответ на него отрицательный.
Помимо трамваев в Туле развито троллейбусное и автобусное движение. Причем большинство автобусов – это экологичные «метановые» НЕФАЗы, которые изредка встречаются и в Рязани. Ни о каких коптящих старых ЛИАЗах в городе и речи нет. Они изредка попадаются лишь на пригородных маршрутах.
Троллейбусы здесь тоже в хорошем состоянии. Вот это, пожалуй, самый «дряхлый» экземпляр.
Как видно, самый старый тульский троллейбус по возрасту приблизительно соответствует самому новому рязанскому. Большинство троллейбусов в Туле полностью или частично низкопольные, а это, помимо доступности для маломобильных граждан, означает еще и ускоренную высадку и посадку и как следствие более эффективную работу на линии. Вдобавок к низкопольности тульские троллейбусы работают в режиме электробусов, складывая «рога» и проезжая по улицам без контактной сети или объезжая препятствия.
Есть в Туле и белорусские троллейбусы-«маршрутки» «Витовты» – маневренные и компактные двухдверные машины, также умеющие ездить без проводов.
При этом в Туле ездят еще «подарки» из Москвы. Просто полюбуйтесь на них.
Современные, низкопольные, классно выглядящие автобусы и троллейбусы, которым еще ездить и ездить. А теперь давайте вспомним разваливающийся и коптящий металлолом, который прислала Златоглавая в Рязань… Видимо, тульские чиновники подсуетились и урвали у богатого соседа что получше, а рязанским ленивым бездарям как обычно достался чермет со свалки.
Вообще, только побывав в «городе-близнеце» Туле, понимаешь всю глубину транспортной ямы, в которую угодила Рязань благодаря бездарным коррупционерам, правящим нашим городом последние десятилетия. И самое страшное, что ситуация совершенно беспросветна.
По всему вышеописанному складывается ощущение, что в тульском транспорте все хорошо. Но если так, откуда в городе такое дикое, почти рязанское количество маршруток? Хотя даже в Рязани довольно много «от рождения пассажирских» экземпляров типа «Газели Next» или «ПАЗа Vector Next», а в Туле почти сплошь микроавтобусы, переделанные из грузовых фургонов. И если в Рязани в классе «скотовозок» (это не характеристика их пассажиров, а скорее показатель отношения коммерческих перевозчиков к своим клиентам) популярны Peugeot Boxer и Ford Transit, то Тула наводнена Iveco.
Почему в Туле с ее приличным транспортом столько дорожных паразитов, я так и не понял. Даже наличие в городе отдаленных поселков, в которые экономически нецелесообразно пускать вместительный транспорт, все равно не объясняет тульской маршруточной аномалии.
В общем, «пробка из маршруток» для Тулы такое же обыденное явление, как и для Рязани.
Еще в Туле остро не хватает выделенных полос для общественного транспорта. Они прямо просятся на проспекте Ленина, Пролетарской и Октябрьской улицах. Но власти почему-то на это не идут. Хотя больших денежных вложений такая реформа не требует.
Пыль и парковка
Тула – пыльный город. Очевидно, тут, как и у нас, администрация высыпает зимой на улицы тонны дешевого песка, а потом не особо стремится его убирать. Да и невозможно песок такого качества полностью удалить с улиц. Он все равно забьется в щели, а потом превратится в пыль.
Другая причина запыленности – это паркующиеся на газонах автохамы. Тут с этим все ровно так же, как в Рязани, – туляки бросают свои машины где ни попадя. Примечательно, что самую жуткую газонную парковку я встретил именно на улице Рязанской. В общем, Тула и Рязань – братья навек.
При этом в центре города действует платная парковка. И стоит она в два раза дороже рязанской (40 рублей), а штраф за неуплату выше в 2,5 раза (2 500 рублей). Так что рязанским водителям, ноющим в соцсетях о «невыносимо дорогой» 20-рублевой парковке, стоит, наверное, помолчать или поездить на общественном транспорте.
Надеюсь, что Тула и дальше будет расширять зоны платной парковки и распространит их в том числе на спальные районы и дворы. Это без сомнений единственно правильный путь для любого современного города.
Фуры и пешеходы
Пешеходу в Туле приходится не сладко. Широченные дороги, стихийная парковка, пережиток советского прошлого в виде подземных переходов в самом центре городе (Рязань от этого, по счастью, избавлена), отсутствие знаков пешеходных переходов и зебр, дурацкие заборы – все это делает Тулу очень враждебным городом.
Прибавьте сюда еще большегрузный транспорт, который почему-то снует туда-сюда по центру города.
В целом, по комфорту для пешеходов Тула Рязани даже уступает.
Общественные пространства с другой планеты
Говоря в предыдущем параграфе про удобство для пешеходов, я имел в виду улицы Тулы, но никак не общественные пространства. Они здесь как на другой планете. Сравнивать их с рязанскими «аналогами» даже стыдно.
Не так давно в Туле сначала задумали, а потом реализовали суперамбициозный проект реконструкции набережной у Тульского кремля, а также превращение находящейся неподалеку улицы Металлистов в пешеходную. Сказать, что вышло хорошо, нельзя. Потому что получилось потрясающе!
Начнем с Крестовоздвиженской площади, с которой начинается новая пешеходная зона. Ее тульские архитекторы отвоевали у автомобилистов, при этом, уверен, ни один даже самый отбитый водитель с терминальной стадией автомобиля головного мозга по итогу не выступил против такого благоустройства. Просто посмотрите, какая площадь была и какой стала.
Та же чудесная трансформация произошла и с некогда унылой улицей Металлистов. Она превратилась в отличное пространство со стильной уличной мебелью, приятным освещением, продуманным благоустройством.
Единственное, чего пока не хватает тульскому Арбату, – это бизнеса. Видно, что кафешки, закусочные, частные музеи и галереи еще не успели сюда заехать. Ведь реконструкция до сих пор на 100% не завершена. Но не стоит сомневаться, что через пару лет это будет переполненное жизнью и весельем пространство.
Каким уже является настоящее тульское чудо – Казанская набережная. Бывшая свалка промотдохов одного из местных предприятий буквально за несколько лет превратилась в общественное пространство, ничем не уступающее московскому Зарядью, питерской Новой Голландии или парку Галицкого в Краснодаре.
Тут собраны все достижения современной дизайнерско-урбанистической мысли – и рельеф, и многоуровневость (набережная расположена на трех «ярусах»), и зонирование (каждый найдет себе место по вкусу и текущему настроению), и потрясающее освещение, и детская площадка, на которой взрослым хочется играть вместе со своими детьми, и прямой контакт с водой (без заборов и парапетов!), и потрясающе стильное озеленение с крутыми газонами (и да, по ним можно ходить).
Ну и как финальная вишенка на торте – вылизанный, ярко подсвеченный Тульский кремль.
При этом сам кремль по своим масштабам и архитектуре сильно уступает рязанскому. Но зато все, что вокруг него, даже нельзя сравнивать с колхозным убожеством, которое творится у кремля в Рязани.
Если вы думаете, что это всё, вы ошибаетесь. Также недалеко от кремля в Туле организовали «хипстерское» арт-пространство «Искра». И там тоже все очень современное и передовое – паллеты, шезлонги, газоны, модные кафешки, коворкинги, дизайнерские штучки и шуточки, чистый, удобный и бесплатный туалет.
В Рязани, увы, нет ничего, даже отдаленно напоминающего квартал «Искра» по уровню понимания и организации современного городского пространства. У нас в ходу все тот же чиновничий колхоз – плитка, урны, лавочки и какая-то хрень в центре круга. Именно этот набор рязанские чиновники называют общественным пространством.
Бельмо на глазу
Портит картину в центре Тулы – здание областного правительства. Оно как раз выходит на благоустроенную Крестовоздвиженскую площадь. Портит не только и не столько архитектурой (что поделать, такие дома были в моде в 80-е годы и это уже тоже наша история, которую надо хранить), сколько гигантской парковкой, расположенной с трех сторон от административного здания.
Ясное дело, что тульские чиновники очень любят ездить на работу на автомобилях и принимать в своих кабинетах гостей-автомобилистов, но надо и совесть немножко иметь. Рязанское правительство ведь как-то обходится внутренним двором своего здания и не вылезает со своим автопарком на городские улицы, а значит, и тульское вполне может сократить площадь парковки раз в эдак в 10.
Кстати, правительство Рязанской области не имеет огромной парковки скорее в силу обстоятельств. Ведь очень похожее здание строили для областных чиновников на улице Соборной, но из-за кризиса 90-х годов они были вынуждены отдать недострой Центробанку. И там, конечно, поле для парковки было бы на зависть коллегам из Тулы.
Еще про общественные пространства
На самом деле и это не все про благоустройство Тулы. Уже уезжая из города, я приметил небольшой скверик. Он расположен недалеко от автовокзала, рядом со зданием Тульского госуниверситета. И хоть сквер совсем небольшой, но очень приятный. Все здесь по уму – и лавочки вокруг кадок с растениями, и газон, и деревья. Ну и изюминка – кафешка-лестница, которая сочетает в себе функции общепита, амфитеатра для посиделок и смотровой площадки. Очень остроумное и недорогое решение.
Новогодняя столица
Тула недавно провела фестиваль «Новогодняя столица». И сделала это, по всеобщему мнению, блестяще.
У Рязани, которой передали эстафету на 2021 год, нет ни малейшего шанса превзойти соседей по уровню организации праздника. Даже если мэром у нас назначат Собянина, а общественные пространства будут делать Сергей Капков (человек, преобразивший Парк Горького в Москве. – Прим. ред.
) и Наталья Фишман (помощник президента Татарстана, организатор множества общественных пространств в республике. –
Прим. ред.
). Главное – совсем не ударить в грязь лицом.
Не на пользу Рязани играет и репутация города. Благодаря Comedy Club и более молодым юмористам Рязань стала символом отсталости и «деревенскости» (что, в принципе, не так далеко от истины). А какие ассоциации с Тулой? Сплошь вкусные и приятные! Пряники, самовары, оружейники, да еще и Лев Толстой с Ясной Поляной в придачу. То есть от Рязани, в отличие от Тулы, еще и изначально ничего хорошего не ждут.
Заключение
Тула – город противоречивый. С одной стороны, в сравнении с Рязанью он очевидно играет в другой лиге и по уровню организации транспорта, и по качеству городской среды, и по многим другим аспектам, с другой – загибающийся, стоящий в пробках трамвай, отсутствие выделенок и ненависть к пешеходам на многих тульских улицах не позволяют говорить о нем как о городе, комфортном для людей. Однако есть надежда, что дух тульской набережной, квартала «Искра», улицы Металлистов уже не отпустит тульских чиновников и они продолжат работать в правильном направлении.
Тут следует понимать: то, что уже сделано в городе, это не просто красивая набережная, модное молодежное пространство и стильная пешеходная улица. Это заявка на уход от провинциальности, на изменение людского мировоззрения. Тулякам уже точно не подсунешь под видом хорошего благоустройства рязанский Лесопарк или площадь Ленина. Кстати, интересно, что бы сказали жители Тулы, увидев чудеса рязанского благоустройства последних лет. Наверное, снисходительно улыбнулись бы.
Вердикт
Жить в Туле однозначно комфортнее, чем в Рязани.
Тула. Краткая информация
Дата основания:
1146 год.
Численность населения:
482 843 жителя.
Площадь:
145,8 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой)
: 145 км.
Расстояние до Москвы:
174 км.
Глава администрации:
Евгений Авилов (в должности с марта 2011 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте:
20 рублей (15 рублей – при безналичной оплате).
Цена проезда в коммерческом транспорте:
25 рублей (20 рублей – при безналичной оплате).
Большой фоторепортаж из Тулы доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Калуге.
Текст и фото: Александр Мойсеюк
Также в материале использованы фотографии
, изданий и , портала
Информация
В составе области 103 муниципальных образования, 19 муниципальных районов, 23 поселения городского типа и 54 сельских поселения. Площадь Тулы ‑ 1495,6 кв.м, плотность – 368,8 человек на 1 кв.м.
Здесь сосредоточено большое количество предприятий химической, металлургической промышленности: «Машиностроительный , ОАО «Тульский патронный , ТПП ФГУП «ГНПП «Базальт», ОАО «Тулачермет» и целый ряд других крупных заводов. Это один из самых развитых индустриальных регионов Центрального Федерального округа. Экологические проблемы города связаны с высокой плотностью расположения промышленных предприятий.
Газета Аргументы и факты привела данные по выбросам в атмосферу загрязняющих веществ. Промышленные предприятия выбросили в 2021 год в атмосферу 106,63 тысяч тонн, по сравнению с 2021 годом увеличение на 2,5%. Больше всего вредных выбросов (59,2%) было зафиксировано в Туле. Некоторые предприятия сбрасывают отходы производства в реку.
Регион занимает 32 место по уровню жизни в РФ. Прогнозируется рост доходов населения выше, чем в среднем по ЦФО за счет роста экономики и увеличения инвестиций.
Национальности
В Туле проживают люди разных национальностей:
- Русские составляют большинство ‑ 95,2%.
- Украинцы ‑1,33%.
- Татары ‑ 0,54%.
- Армяне ‑ 0,39%.
- Белорусы ‑ 0,36%.
- Немцы ‑ 0,28%.
- Молдаване ‑ 0,14%.
- Таджики ‑ 0,12%.
Небольшой процент азербайджанцев, цыган, евреев, грузин, вьетнамцев, лезгинов. За счет приезда мигрантов из стран СНГ меняется процентный состав населения.
Возрастно-половой состав
В Тульской области, по данным Росстата проживает мужчин 669703 и 809115 женщин. В таблице можно видеть изменение численности мужского и женского населения в зависимости от возраста. Перелом в количественном соотношении мужчин и женщин наступает после 40 лет.
С увеличением возраста численность мужского населения снижается. В возрасте 70 лет и более разница составляет 84100 человек. Ожидается, что к 2024 году рост продолжительности жизни мужчин приведет к уменьшению гендерной разницы.
Из общей численности трудоспособного возраста мужчин- 425087, женщин- 374235. К 2024 году количество работающих увеличится на 2,5% за счет увеличения пенсионного возраста.
Календарь истории. 1 октября: в Туле опубликованы данные о населении области
1 октября 1971 г. областной статистический комитет опубликовал данные по итогам Всесоюзной премии о населении Тульской области.
Общая численность населения области на 15 января 1970 года составляла 1 952 167 человек, в том числе 877 188 мужчин и 1 075 279 женщин.
Численность городского населения составила 1 392 362 человека, сельского – 560 105 человек. Для сравнения: в 1939 году было 616,4 городского и 1 109,5 сельского населения, или 35,7 на 64,3 процента; а уже в 1959-м – 60 процентов городского и 40 сельского. В 1971 году соотношение составляло 71 на 29.
В Туле население было 461 965 человек – 146,3 по отношению к 1959-му. То есть чуть более, чем за десять лет выросло почти в полтора раза. В Новомосковске – 133 892 (125,4 процента), в Щекине – 61 313 (134,6 процента). В процентном отношении более всего выросло население Ефремова. Оно составило 48 156 человек или 167,9 процента по отношению к 1959-м.
В связи со снижением рождаемости в последние годы уменьшился процент детей младших возрастов, значительно увеличилась общая численность и процент лиц старших возрастов. 58,3 процента по отношению ко всему трудоспособному населению находилось в трудоспособном возрасте (мужчины 16 – 59 лет, женщины 16 – 54 лет). Правда, в 1939 году этот показатель был еще ниже – 51,7. Общая численность пенсионеров на начало 1970 г. составила 353,5 тысячи человек.
При переписи к пенсионерам причислили себя лица, для которых пенсия является основным источником средств существования. Пенсионеры, находившиеся на постоянной работе, были учтены в числе лиц, имеющих занятия.
В 1970 году доля мужчин во всем населении области составила 44,9 процента, женщин, соответственно, 55,1. В городских поселениях – 45,4 и 54,6. В сельской местности – 43,8 и 56,2. Такое соотношение между численностью мужчин и женщин сложилось за счет старших возрастов и вызвано главным образом последствиями войн. Разрыв в численности мужчин и женщин постепенно сокрашался. В возрасте до 44 лет включительно в 1970 году женщин было больше, чем мужчин, на 13,5 тысячи человек, а в 1959 году женщин был больше, чем мужчин, на 52,7 тысячи человек.
Из каждой тысячи мужчин в 1970 году в браке состояло 740 человек, а из тысячи женщин 580 человек. Меньшая доля женщин, состоящая в браке, по сравнению с мужчинами, объяснялась превышением численности женщин над численностью мужчин.
Уровень образования населения непрерывно повышался. В 1959 году высшее законченное образование имели 25 478 человек и 11 120 высшее незаконченное. В 1970-м – 56 976 человек имели высшее и 17 976 незаконченное. Общее среднее в 1959 имели 84 071 граждан Тульской области, а в 1970 – 174 085.
Кстати говоря, в то время существовало такое определение, как специалист. То есть работник, занимающий иногда даже очень высокую должность, но вместо высшего или специального образования имеющий немалый трудовой опыт в данной сфере.
Большинство населения составляли русские – 1 869 293, которые стопроцентно считали родным языком язык своей национальности. Вторыми по численности были украинцы – 36 880, из них 41,9 считали родным язык своей национальности и 95, 2 владели русским. Третьими по численности были татары – 11 471. 70,6 процента из них считали родным татарский язык, и 94,2 владели русским. Численность белорусов была 9 247. 36,5 процента считали родным белорусский язык, 96,3 владели русским.
В Тульской области проживало 8 873 немцев. 41,6 считали родным немецкий, на русском говорили 97,2 процента. Из 4 854 евреев 9,3 процента назвали родным язык своей национальности. Но русским владели 98,5 процента. Из 2 476 цыган 72,8 процента считали родным язык своей национальности, русским владели 83,8. Из 1 400 молдаван 75 процентов считали родным языком молдавский, русским владели 89,6 процента. А вот из 1 160 мордвы только 43,6 процента считали родным мордовский, а русский знали 96,2 процента.
Также в Тульской области было 6 813 людей другой национальности, 94,4 процента из них владели русским.
При переписи национальность и языки записывались на основе собственных заявлений переписываемых. Национальность детей записывалась со слов родителей.
Миграция
Тула один из экономически развитых городов России, крупный промышленный и научный центр. На жительство приезжают из бывших республик СССР и из некоторых соседних регионов с более низкими доходами: Ярославской, Орловской, Калужской областей.
Цифры по миграции между субъектами РФ следующие:
- 3226 приехали, 3440 туляков выехали в другую местность.
- За 3 первых месяца 2021 года прибыло 10294 человек, выбыло 9731, величина прироста ‑ 563.
- Внешняя для региона миграция 6391 прибывший и 5828 уехавший.
- Прирост населения за счет миграции с государствами СНГ в 2020 году составил 700 человек, 77 человек из других зарубежных стран.
- Меньше стало переселений внутри области на 799 человек (17,0%).
- 88% уезжающих туляков, остаются в ЦФО, в основном в Москве и Московской области, 3,4% переезжают в СЗФО, 3,2% – в ЮФО, в ПФО-2,3% и УФО – 0,9%.
Актуальные данные по миграции населения размешены на сайте Тулстата.
Прогноз
Комитет Тульской области по делам ЗАГС и обеспечению деятельности мировых судей опубликовал данные, что в мае 2021 года в регионе было зарегистрировано 845 рождений (за апрель-2020 родилось на 69 малышей больше) и 2159 летальных исходов (плюс 566 случая к апрелю). За май населения Тульской области уменьшилось на 1 341 человек.
В будущем прогнозируется уменьшение числа жителей. По данным Аналитического Центра Института Цифровых Трансформаций и Исследований Экономических Трендов, темпы снижения численности населения к 2024 достигнет 11500 человек.
В 2013 году в регионе была принята программа по качественному улучшению демографии, планировали сохранить численность населения к 2021 году. Но, как признался губернатор области: “Пока не удалось переломить тренд сокращения численности жителей области”.
Несмотря на снижение количества жителей и неблагоприятную экологическую обстановку, город активно развивается, строится. Решаются задачи по снижения вредных выбросов в атмосферу, по улучшению качества жизни, по созданию дополнительных рабочих мест. В мае этого года губернатор области провел совещание по ситуации на рынке труда. Почти 2800 рабочих мест должны появиться в области в 2020 году.
С каждым годом население Тульской области сокращается: за последние 8 месяцев — на 0,8%
С каждым годом население Тульской области сокращается. Об этом печальном факте говорит статистика Туластата.
Согласно последним данным (по состоянию на 1 августа, прим. редакции), в 2021 году численность населения региона составила 1 438 000 человек. С начала года она сократилась на 10,9 тысяч человек, или на 0,8%.
Для сравнения: за первые восемь месяцев прошлого года, когда пандемия коронавируса только набирала обороты, население Тульской области сократилось на 7,6 тысяч человек.
Давайте посмотрим, как уменьшалось количество людей в регионе за последние двадцать лет. Например, в 2000 году в регионе проживало 1 743 368 человек, в 2010-м — 1 553 925 человек. В 2021 году население Тульской области составляло 1 466 127 человек.
За это время численность населения тульского региона сократилась более чем на 277 тысяч человек.
Численность населения Тульской области, данные Росстата
Смертность и рождаемость
Демографическая ситуация в Тульской области из года в год характеризуется процессом естественной убыли населения, связанной с высоким уровнем смертности и низким уровнем рождаемости. За первые восемь месяцев этого года в регионе умерли 17 090 человек, а родились — 5 934 человека.
Естественная убыль населения в Тульской области составила 11 156 человек.
В прошлом году за первые восемь месяцев умерли 14 930 человек и родились — 6 251. Естественная убыль населения составила 8 679 человек.
Такая ситуация обусловлена, в большинстве случаев, пандемией коронавируса, которая в 2021 году стала еще более разрушительной. Последний месяц в Тульской области смертность от осложнений, вызванных инфекцией, бьет антирекорды. Растет заболеваемость COVID-19 и среди детей.
А вот смертность среди младенцев в Тульской области за год снизилась на 7%.
В 2020-м было зарегистрировано 39 смертей детей до года, в 2021 году — 32.
Руководитель тульского минздрава рассказал, как регион будет «выбираться» из демографических ям
Браки и разводы
С января по август 2021 года в Тульской области было заключено 4 673 брака, 3 237 союзов расторгнуто по желанию супругов. В прошлом году эти цифры были меньше — 3226 браков и 2 692 развода соответственно (возможно из-за того, что ЗАГСы были закрыты во время локдауна весной 2020 года).
Браки и разводы, январь — август 2021 года
Ранее «Тульская пресса» рассуждала на тему, почему же число разводов за год увеличилось практически на треть (+35,1% по данным Туластата, прим. редакции). Большинство супругов расходятся из-за того, что не оправдались их брачные ожидания, на некоторых негативно повлияла самоизоляция из-за пандемии. Также в число распространенных причин для развода входят измены, финансовые и жилищные проблемы, отношения с родственниками.