Фотопрогулка в Кременки. Репортаж Евгения Софронова из Старомайнского района


Кремёнки

Вероятно, название «Кремёнки» происходит от названия камня кремень, находившегося в этих местах в большом количестве. Кремень может означать и укрепленный пункт, заставу, крепость («твердый как кремень»). В XVI столетии Иван IV Грозный основал пограничные заставы вдоль реки Оки (за Окой начиналась Литва). Впервые Кремёнки упоминаются под 1709 г. в ландратской книге (переписи) Малоярославецкого уезда Хохловского стана. В документе указано, что крестьян 3-х дворов перевели из села Троицкое, находившегося во владении прапорщика Преображенского полка, князя Ивана Петровича Дашкова (1694–1743), на противоположный берег реки Протвы. Так было основано поселение дворовых людей, давшее начало будущему городу Кремёнки. По ревизии 1721–1722 гг. Кремёнки входили в состав Серпуховского уезда и по-прежнему принадлежали И. П. Дашкову.

Традиционно историю города связывают с княгиней Екатериной Романовной Дашковой (урожденной Воронцовой), в 1759 г. ставшей супругой Михаила Ивановича Дашкова – сына Ивана Петровича. После смерти мужа в 1764 г. бывшая сподвижница Екатерины II, известная своей литературной и просветительской деятельностью, стала полноправной владелицей имения Троицкое. С той поры жизнь княгини была тесно связана с поместьем, которое в ее бытность было приведено в образцовое состояние. Деревня Кремёнки также располагалась на землях, принадлежащих Е. Р. Дашковой, а потому деятельность княгини распространялась и на нее.

В Списке населенных мест Калужской губернии за 1859 г. Кремёнки значатся как деревня владельческая Тарусского уезда при реке Протве «по тракту из г. Серпухова в г. Боровск». В деревне было 28 дворов, в которых числилось 204 жителя обоего пола – 92 мужского и 112 женского.

В годы Великой Отечественной войны на этой территории прошли кровопролитные сражения за оборону Москвы на Серпуховском направлении. В октябре – декабре 1941 г. на линии обороны Дракино – Кремёнки – Павловка стояли насмерть бойцы 49 армии Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта Захаркина Ивана Григорьевича. Более 18 тысяч советских воинов отдали свои жизни на этом рубеже.

Современный период

В 1973 г. Владимир Андреевич Шкилев, являвшийся тогда председателем колхоза имени Ленина в селе Троицкое, обратился в Управление строительством 620 города Протвино с инициативой – создать колхозный поселок. Предполагалось построить для специалистов колхоза дома коттеджного типа с участками земли. Но потребность в жилье была очень большой, а средств на строительство планировалось выделить немного. Поэтому было решено сначала построить два панельных дома, которые в 1974 г. были заселены семьями специалистов колхоза. Этот год принято считать годом основания современного поселка Кременки, название которому дали по названию одноименной деревни, а сама деревня теперь является одной из улиц города – улицей Старые Кременки.

Первые 20 лет город рос быстрыми темпами. 9 мая 1975 г. открылся музей «Кремёнки», ставший филиалом Государственного музея Г. К. Жукова. 1 сентября 1985 г. приняла первых учеников Кременковская школа №1, которой в 1998 г. было присвоено имя Е. Р. Дашковой. В 1999 г. сдана 1-я очередь здания школы №2 – для начальной школы, вторая очередь была сдана через год – для средней школы, в 2001 г. школа была полностью построена. Жилищное строительство с началом перестроечного периода фактически прекратилось.

15 мая 1989 г. деревня Кремёнки Троицкого сельсовета в составе Жуковского района была преобразована в рабочий поселок. Законом Калужской области № 6-ОЗ от 28 декабря 2004 г. рабочий поселок Кремёнки получил статус города. Сегодня это молодой, чистый и красивый город. Здесь нет крупных промышленных предприятий, а значит и промышленных загрязнений. Но большинство жителей вынуждены устраиваться на работу за пределами города.

Фотопрогулка в Кременки. Репортаж Евгения Софронова из Старомайнского района

Всем любителям природы, утренний привет! В этом фоторепортаже я вам хочу рассказать, как мы позавчера ездили снова на совместный выезд в Старомайнский район нашей области, а точнее в Кремёнки. На этот раз в экипаже кроме меня были ещё двое любителей природы. Это уже всем вам знакомый любитель дикой природы протодьякон Сергий и согласился поехать с нами давний товарищ Сергия – Дмитрий (доктор наук, преподаватель УлГУ). Выехали мы довольно-таки рано, в начале шестого утра. Рассвет встречали на подъезде к Президентскому мосту….

По дороге в Старую Майну свернули на Кремёнки… Обычно сразу, в утреннее время справа от дороги на проводах, встречаются разные птицы. Так было и на этот раз. На проводах встречалась мелочёвка… Это молодой луговой чекан.

Обыкновенная овсянка…

И наконец-то нам повстречались две молодые обыкновенные пустельги, их здесь вижу в это время года постоянно. Пустельга – очень пугливый мелкий хищник и получилось сделать только это фото. Не успел сфокусировать камеру.

На въезде в село Кремёнки нас встретили пара воронов.

Проезжая через село, повстречалась молодая обыкновенная каменка и белая трясогузка.

Проехав чуть дальше, увидели на небольшой часовне сидевшего чёрного коршуна на кресте. – Грешник. Грехи отмаливает. Не эстетичный кадр, – произносит Сергий.

Сразу за селом сворачиваем к Волге и едем на автомобиле вдоль берега…. На карте это примерно будет ЗДЕСЬ.

Подъехав, увидели как обмелела Волга, оголив свои песчаные берега. Наверное на 1-1,5 метра уровень воды упал? Из окна фотографируем куликов, которых здесь было много. В основном это молодые турухтаны.

Были здесь и большие веретннники.

Новички в фотоохоте, Сергий и Дмитрий, куликов видят впервые и из окна автомобиля своими камерами им трудно сфокусировать на куликов, поэтому решили выйти и фотографировать с берега.

Пока фотографировали куликов, почти над нами нас пролетел маленький самолёт.

По Волге несётся катер…. Рыбохрана? Навряд ли так рано.

Встретился пролетающий над Волгой болотный лунь…

Здесь, на берегу Волги,часто встречаются орланы-белохвосты…

Один орлан успел при мне схватить рыбу, кажется язя, с поверхности воды и полетел вдоль берега. Успел сделать это фото.

Прямо на нас летела приличная стайка больших бакланов…. Мои попутчики по увлечению сделать фото бакланов не успели, так как очень трудно сфокусировать их камерами на летящую птицу.

Едем вдоль берега Волги дальше….

Сергию очень нравится фотографировать серую цаплю… Просит меня остановиться, чтобы запечатлеть эту красавицу.

Пролетает ещё одна небольшая стая больших бакланов… Спешат куда-то?!

Согласитесь со мной, но не каждый раз увидишь, когда серая цапля садиться на воду и словно утка, плавает.

Едем дальше….

Проезжая по старой дороге, выложенной из старых шпал, встречается огромная стайка скворцов. Мне кажется,что здесь их несколько тысяч. Вот так они кучкуются в стаю и готовятся к отлёту на зимовку в южные районы.

Тут же, у берега Волги, кучкуются грачи и галки….

Встречаем красавицу жёлтую трясогузку…

Чуть дальше, в сторону домика рыбаков-промысловиков, встречаем куликов. В основном это снова турухтаны и кулик-воробей.

Проезжая по песчаной дороге в сторону БО “Славянское подворье”, к нашему удивлению, встречается удод. Красавчик.

– Ну надо же, встретили такую птицу! Никогда бы не поверил, что мне удастся в моей жизни вот так воочию увидеть удода. Я их видел только в книгах. Это большая удача для меня, – произносит Дмитрий.

Минут 20-25 мы пытались подъехать к этому красавцу, но удод нас не подпускал. Перелетел на забор у дороги.

Справа, сидя на столбе, за нами наблюдает молодой чёрный коршун.

С песчаной дороги сворачиваем к лесу…. Встречаются дикие яблоки и ранет. Сергий пробует на вкус.

– Очень кислые, брать домой такие не советую, – делает свой вывод протодьякон.

А вот этих яблок я мешочек с собой взял, они вкусные и ароматные.

Делаем остановку у сухого дерева, который был весь в паутине, и начинаем фотоохоту на мелочёвку, которой здесь было на наше удивление много.

Это обыкновенная овсянка даёт возможность себя сфотографировать на память о нашей встрече в Крёмёнках.

Пеночка-весничка

Садовая славка

Славка-завирушка.

Молодой любопытный обыкновенный жулан.

Серая славка.

И снова пеночка-весничка… Это уже взрослая птица.

На столбе,который был в паутине, уселся молодой пёстрый дятел.

В лес проехать не смоли, хотели там перекусить, но там перекопали лесную дорогу и возвратились снова на песчаную дорогу. Оставив автомобиль, мы вышли и решили пофотографировать птиц в Ивановском заливе.

В заливе было много куликов и серых цапель. Встречались и утки, но их очень мало.

Вот некоторые из куликов, которые удалось сфотографировать чуть ближе других. Кулик фифи.

А это кулик грязовик.

На переднем плане кулик бекас…

Кулик черныш.

Молодая серая утка.

Всё, кажется здесь мы во многих местах побывали, всех птиц пофотографировали. Возвращаемся обратно, через поле, на трассу Старая Майна – Ульяновск. В поле, засеянном подсолнечником, встречается молодой жулан.

Проехав пос.Мирный, свернули с трассы в сторону пос. Октябрьский (Чердаклинский р-н). Я решил показать начинающим фотоохотникам ещё одно место, где можно встретить и неплохо пофотографировать птиц. На первом болоте.что сразу за пос.Октябрьское у свинокомлекса, в основном были кулики турухтаны и несколько чибисов.

На сухом дереве у болота сидел молодой чёрный коршун.

Проезжая поле ко второму болоту, над нами летали два обыкновенных канюка.

Подъезжаем ко второму болоту, на котором уже можно было более качественно и удобнее рассмотреть птиц и их сфотографировать.

Молодая белая трясогузка.

Неожиданно у болота встретился лесной конёк.

Мы все вышли из автомобили и направились через траву и заросли к берегу этого болота. Встретились молодые чирки-трескунки.

А вот и болотный лунь с собственной персоной. Успел сделать только это фото.

Потом лунь взлетел и начал патрулировать болото в поисках своей очередной жертвы к обеду.

А это молодой болотный лунь.

Вороны, сидя на сухом дереве, колдовали над каким-то очередным планом….

Кулики на противоположном берегу с осторожностью бродят… Среди них пара чибисов и фифи.

Посчастливилось увидеть и сфотографировать довольно-таки редкого для нашего региона круглоносого плавунчика.

И снова кулики фифи….

Всё, фотоохота закончена, всех птиц показал моим попутчикам, а теперь можно было и перекусить. Заехали в берёзовую лесопосадку, чтобы не так сильно на нас припекало солнышко. А было уже + 30 жары.

Наш скромный столик….

Перед началом нашего перекуса, начинающие фотоохотники меня поздравили с Днём рождения и спели “многая лета”…. Голос у обоих православных попутчиков, а особенно у Сергия, был таким, что кажется их слышали в соседних посёлках. – Спасибо вам, друзья, за такое неожиданное поздравление. – Вот и завершилось наше фотопутешествие, за которое мы благодарим, вас Евгений, за эту прекрасную совместную поездку, – потом напишет в подарок Дмитрий на листе бересты.

Вот таким у меня получился фоторепортаж о нашей совместной фотопрогулки в Старомайнский район, а именно в Кремёнки. До новых встреч, друзья!

Усадьба ТРОИЦКОЕ на Протве Е.Р. Дашковой, Калужская область, Жуковский район

Этот пост мы совместно с искусствоведом Борисом Бочарниковым bbocharnikov
хотели презентовать 2 мая, в День Рождения одной из самых известных женщин в российской истории — государыни Екатерины Второй. Почему? Дело в том, что речь пойдёт об усадьбе, принадлежавшей другой уникальной женщине, ближайшей подруге и сподвижницы Императрицы. В 2021 году исполняется ровно 210 лет со дня её кончины. Однако, буквально вчера Борис нашёл новые интересные факты об усадьбе, о которой пойдёт речь. Главными героями этого рассказа станут Екатерина Романовна Дашкова и её калужская усадьба Троицкое. Объект уникальный, обширный, примечательный во всех отношениях, но, увы, стремительно погибающий. Чем уникален архитектурный ансамбль Троицкого? Принимал ли участие в его создании архитектор Баженов? Какую роль в истории усадебного комплекса, по мнению Бориса Бочарникова, мог сыграть Болотов? Что роднит Троицкое с Липецкой усадьбой Баловнево? Был ли в усадьбе подземный ход? Что из старинных построек дошло до наших дней и как обстоят дела в усадьбе сейчас? Об этом и многом другом — в нашем новом материале. Отмечу также, что особым украшением этого поста стали изящный и профессиональный архитектурный анализ Бориса Бочарникова, а также — редкие архивные фотографии, подготовленные искусствоведом специально для читателей блога «Летопись русской усадьбы» Друзья, вы слышали об усадьбе Троицкое? Бывали ли там лично?

Дата фотографий
: 12 марта 2021 года. 2. Усадьба Троицкое расположена на крутом берегу реки Протвы в Жуковском районе Калужской области, с которого простилается бесконечная перспектива прилегающих к ней окрестностей. Село Троицкое, в котором расположена усадьба, упоминается ещё с середины XVII столетия, а с XVIII века как владение князей Дашковых, но никаких значительных сведений о каких-либо строениях этого времени неизвестно. Ансамбль усадьбы начал формироваться, видимо, при Михаиле Ивановиче Дашкове (1736-1764), но в значительной мере она была отстроена и пережила в пору управления им его вдовы — Екатерины Романовны Дашковой – дочери камергера, генерала-аншефа, сенатора и будущего владимирского генерал-губернатора Романа Илларионовича Воронцова.


3. Портрет княгини Е.Р. Дашковой, 1770-е годы.


4. В первый раз Екатерина Романовна Дашкова посетила Троицкое в 1760 году, когда вместе со свекровью и дочерью Анастасией она провела всё лето во владении своего мужа, с которым обвенчалась 14 февраля 1759 года. Во второй раз – после похорон супруга в 1765 году, безвременно скончавшегося 15 августа 1764 года. По-видимому, именно тогда началось строительство церкви в 1764-1767-х гг.


1990 год.
Храм Живоначальной Троицы.
5. Храм Живоначальной Троицы, построенный взамен деревянной церкви 1654 года, по-видимому, мог перекликаться со старым первоначальным усадебным домом елизаветинского времени, что пока недоказуемо.


6. Храм, решённый в строгой барочной стилистике, в пропорциях барабана и купола, как и в выступающих ризалитах рукавов креста главного объёма во многом отличает приземистость, восходящая к формам начала XVIII века, что может указывать на руку безымянного мастера или артели.


1954-1957 гг. 7. Несмотря на существенную простоту его архитектуры, мы не можем в полной мере судить, насколько нынешний облик храма соответствует первоначальному. Наличники, пилястры-лопатки с едва намеченными местами под капители, венчающие карнизы — все скрыты грубым слоем поздней штукатурки. Упрощённо выглядящий скупо решённый купол с главкой, увенчанной ныне обелиском, по-видимому, первоначально завершался фигурной луковичной главой, более соответствующей своей эпохе.


1990 г. 8. Вероятно, что в архитектурном решении барабана могли иметь место и декоративные фронтоны по каждой стороне его восьмигранной формы, взаимодействовавшие с фигурной кровлей купола.


9. Примыкающая со стороны трапезной Колокольня, с непропорционально соотнесёнными ярусами звона складывается с более пропорционально решёнными объёмами храма и трапезной в единую живописную композицию.


10. Е. Р. Дашкова, 1777.


Существующий ансамбль усадьбы – яркий пример архитектуры 1770-1790-х гг., сочетающий в своём плане регулярный (парадный) и пейзажный (парковый) планировочные принципы. Любопытно отметить, что в тоже время, когда Екатерина Романовна начала работы по обустройству усадьбы, её брат Андрей Романович Воронцов, управлявший строительством в имении их отца «Андреевское» Владимирской губернии, создавал один из последних частновладельческих позднебарочных ансамблей. Екатерина Романовна же избрала для своей усадьбы стилистику классицизма, что, впрочем, не отменяет предположения о присутствии в архитектуре главного дома позднебарочных черт. К сожалению, изображений господского практически не осталось кроме вида усадьбы на период действовавшей в ней фабрики Воронцовых-Дашковых, по которому вполне угадывается первоначальный трёхчастный объём дома с выделяющимися наличниками обрамлений окон, в том числе и мезонинного этажа. По своему объёму и композиции типологически он напоминал подобный ему Фонтанный дом Шереметевых в Петербурге. Впрочем, каких-либо иных достоверных изображений пока не имеется. Существует также и «классицизирующая» реконструкция облика дворца, разработанная архитектором-реставратором А.С.Днепровским, обладающая не меньшей обоснованностью. По ней создан и макет для мемориального музея Е.Р. Дашковой в соседнем городе (бывшем селе) Кремёнки, в облике которого скорее узнаются черты господского дома усадьбы Дубровицы. Судить об облике усадьбы на момент её расцвета в 1790-е гг. и проследить этапы её формирования довольно трудно, так как опубликовано мало документов и недостаточно известны все особенности архитектурной программы ансамбля. Анализируя план, можно определённо сказать, что усадьба выстроена по центральной оси с северо-запада на юго-восток и по перпендикулярной оси с юго-запада на северо-восток соответственно. Центральную её часть составляет компактно организованный двор с местом главного дома и двумя симметрично расположенными флигелями, фланкирующими триумфальную въездную арку, от которой очевидно расходится трёхлучие – центральной подъездной оси, дороги к селу и аллеи ведущей храму. Возле церкви располагались постройки скотного, конного и каретного дворов.
Въездная арка.
11. Особый интерес заслуживает въездная арка – редкий пример классицизма 1770-х, по своему несколько дробному характеру сохраняющий свойственные этому времени черты его связи барокко. Впечатление от них ныне нарушаемо только остатками лесов в центральной арке, оставшийся со времён неоконченной реставрации памятника архитектуры конца 1980-х.


12. Её трёхчастная композиция с повышенной центральной частью и пониженными боковыми пилонами знакома по знаменитой въездной арке дворца М.М.Голицына на Волхонке (Пречистенского дворца Екатерины II), созданной архитекторами С.И.Чевакинским и И.П.Жеребцовым (или М.Ф.Казаковым).


1980-1990? Фото отсюда https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/ 13. Однако, по своей архитектуре они несколько отличаются, находя близость в арке созданного позднее Пашкова дома (1784-1788 гг.), приписываемого В.И.Баженову. Другой и наиболее близкой аналогией являются ворота в усадьбе Муромцевых в Баловнево Липецкой области, имеющие немало общего с воротами в усадьбе Голицыных и в Троицком, что заметно по композиции, в трактовке и пропорциональном соотношении главной и пониженной частей и в общей конфигурации венчающего антаблемента.


1982 год. 14. Дорический ордер в трактовке фриза, задающий монументальный характер арки в Баловнево, явно отвечает сходному решению арки в Троицком, что может указывать на отсылку к некоему общему архитектурному прототипу.


Арка в усадьбе Баловнево, 2015 год. 15. Но не исключено, что изначально проект ворот был несколько иным, поскольку на самой пилонной «раме» ворот заметны линии мутул и горизонтального руста, обозначенных посредством выпуклых филёнок, которым вполне могли отвечать не белокаменные, а муфтированные колонны, на что указывает наличие зубчатых линий карнизов, перерезающих пилоны по линии боковых симметричных проходов. Правки эти я решил сделать, поскольку перечитал комментарии про Троицкое со стороны других реставраторов, так и внимательно пересмотрев аргументирующие материалы.


1990 год. 16. Это логично объясняет определённую странность в одновременно и несвойственных правилам взаимодействия черт классицизма и барокко в этом памятнике.


17. Тем не менее, гладкие и лёгкие парные колонны, вольно трактованного дорического ордера, поддерживающие раскрепованный антаблемент , при неизменной возможной изначальной композиции, зрительно менял их работу в пространстве.


18. Несомненно, в архитектуре ворот важную роль должна была играть декоративная скульптура, по всей видимости, венчавшей центральную часть. Логично предположить, что это была композиция из герба и аллегорических фигур или ваз. Тем не менее, если считать предположение о предполагаемой атрибуции ворот Баженову, то такое сочетание декора и особенность композиции вполне могли быть в его творчестве.

Флигели.
19. Два больших флигеля, фланкирующих ворота, отличает строгий и лаконичный характер классицистической, достаточно типичный для времени 1780-х гг.


20. Плоскости их фасадов в едином ритме расчленены вертикальными филёнками с расположенными в них окнами в обоих этажах, часть которых заложено ещё при Дашковой, а часть – при противоаварийных работах.


21. Макет усадьбы в мемориальном музее, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое в Кременках.


22. План усадьбы из книги: Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998.


23. Венчающие оба флигеля зубчатые карнизы, присутствующие и в воротах, лишь усиливают впечатление об их монументальном характере.


24.


25. Существовал также и второй северный флигель, но он не сохранился.


26. Несомненно, что по характеру разрушений южного флигеля (в отличии от целого 1-го северного), можно с полной умеренностью полагать, что изначально флигели задумывались более короткими, но из-за изменений в процессе строительства южный флигель был расширен, а северный следом возведён абсолютно симметрично первому. К сожалению, не сохранилось ограды со звеньями кованных решёток и разделяющими их столбами, от которых не осталось и следа. Также сохранился в перестроенном виде и один из флигелей, расположенный к северу от места главного дома — там был крепостной театр. Позднейшая переделка флигеля «Крепостного театра» из здания эпохи классицизма обрела черты фабричной постройки XIX века. Скорее всего, в фабричный период усадьбы в нём был устроены или котельная фабрики, или или мыльня со служебными помещениями.

Главный дом.
27. Главной доминантой усадебного двора был сам дом, от которого сохранились только подземные структуры цокольного полуподвального этажа, которые были непосредственно связаны со сложной и инженерно продуманной системой гротов и спусков, расположенных по склону со стороны реки. Усадебный дом, разобранный в 1950-е гг., о котором шла речь выше, по масштабу был сопоставим с флигелями, соответствуя им своим превосходящим размером и расположение в глубине двора.


28. Судя по тому же единственному изображению вида усадьбы в 1870-е гг.(?), можно отметить разнородных характер частей дома, часть которых могла относиться ко времени самой Е.Р.Дашковой, а частично к более позднему времени.


29. Исходя из реконструкции, предложенной учеником П.А.Барановского калужским архитектором-реставратором и исследователем усадьбы А.С.Днепровским, главный дом был выдержан в том же ритме, что и флигеля. Его главной особенностью было то, что представлял он собой главный большой корпус с двумя симметричными меньшими по высоте г-образными флигелями, соединённым с центральным корпусом посредством арок. Плоскости части его стен были расчленены вертикальными филёнками, как и флигели, а мезонинный этаж, поднимающийся посредине, был увенчан бельведером, согласно Врангелю бывшим башней, служившей библиотекой.


30. Посреди двора перед главным домом Дашковой был устроен обширный газон, уложенным на английский манер травянистым дёрном, который был не единственной затеей в усадьбе. О парке, который считается одним из первых пейзажных парков той поры, устроенный княгиней по образцу виденных ею в своей поездке 1775-1782 гг., к сожалению, сведения скудны. Сама Екатерина Дашкова в своих записках писала о нём: «…каждое дерево и каждый куст были посажены по моему выбору на моих глазах».


31. Особенностью всего устроенного парка была разбивка аллей не только по пейзажному принципу, но и в качестве надёжной защиты обширному плодовому саду, который вымерз только зимой 1939 года. Парк состоял из лип, дубов, клёнов, берёз и елей, до наших дней сохранившись частично в юго-западной части в качестве одной единственной аллеи, вторящей излому реки. Значительный урон парку пришёлся на 1940-е и во время разрушительного урагана 1965 года, обратя его простилающийся пустырь с отдельными уцелевшими и случайными насаждениями.


32. Из парковых затей тоже ничего не осталось, за исключением кургана, с находившейся прежде на вершине беседкой. Имелись также чайный домик (в парке) и башня на въезде в усадьбу недалеко от церкви, с которой, по преданию, княгиня любила осматривать окрестности с далёким видом на Серпухов. Обширный оранжерейный павильон располагался против церкви со стороны Западного флигеля,


33. Екатерина Дашкова. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1784 год.

Обелиск.
34. В некотором отдалении от основного ядра усадьбы, на самом конце перпендикулярной центральной оси дороге находится последняя значимая, но вызывающая споры о посвящении достопримечательность – обелиск, вознесённый на высоком насыпном кургане.


35. Время его установки доподлинно не известно за утратой давным-давно медных досок с посвятительными надписями. Обычно считается, что возведён он был в память о Екатерине II, на манер аналогичных обелисков в Яропольце Чернышёвых и несохранившегося в подмосковном Быково, но в отличии от этих имений, Екатерина в Троицкое не приезжала.


36. Вполне возможно, если рассматривать эту версию, обелиск был установлен в воспоминание об императрице, либо в честь восшествия её на престол в 1762 году, в котором Екатерина Романовна (уже будучи Дашковой) приняла непосредственное участие. Другие версии касаются больше личной жизни самой Екатерины Романовны, по одной из них обелиск был установлен в честь приезда выше упомянутой леди Гамильтон, что выглядит, несомненно, несколько сомнительным при известной скупости княгини. По второй версии обелиск мог быть посвящён либо почившему супругу – Михаилу Ивановичу Дашкову (ум. в 1765 г.), или сыну – Павлу Михайловичу (ум. в. 1807 г.).


37. По характеру архитектуры обелиска, несомненно, что он относится к четверти XVIII столетия, т.е. – к 1780-м, о чём свидетельствуют его массивные пропорции приземистого постамента и монументальный характер самого обелиска, посаженного на четыре шара с мраморной крестовиной.


38. Такой тип обелиска стилистически близок аналогичным декоративным обелискам в Кусково (из них сохранился лишь один у канала), но отличается и от большого обелиска в честь Екатерины там же, так и от спроектированных Ринальди для Царского села (Кагульского), Гатчины (Чесменского) и Бренной для Петербурга (Румянцевского) обелисков.


39. Портрет Е.Р. Дашковой, 1786 год. Гравюра М.К. Майра по портрету работы Д.Г. Левицкого.


40. Но кто же был автором усадебного ансамбля? Многочисленные свидетельства современников указывают на то, что сама княгиня активно занималась строительством, так и занималась собственноручно разбивкой парка, возможно, консультируясь с Болотовым.


41. Про подземные ходы в рамках этого поста уже не укладывается материал. Поэтому советую вам посмотреть исследования здесь https://www.horisonts.narod.ru/troickoe.html


42.


43. Известно, что на момент окончания строительства дома в Троицком велось сооружение московского дома на Большой Никитской 13, ныне включённого в основу нынешнего здания консерватории. Оно, согласно документальным свидетельствам сооружалось по проекту В.И.Баженова в 1792-1795 гг., но с учётом предпочтений самой княгини.


44. Возможно, в тоже время Баженов мог для Е.Р.Дашковой разработать проекты строений, которые по вкусу самой княгини могли быть изменены при воплощении замысла. Но, определённо ясно, что главный дом, как и флигеля, относятся к одному строительному периоду и потому датируются рубежом 1780-1790-х гг.


45. В тоже время, Дашкова владела своим домом на Галерной улице (дом 15), дачей Кирьяново на Петергофской дороге под Петербургом, усадьбой на Большой Никитской в Москве (дом 13) и селом Круглое в Могилёвской губернии, отчего нетрудно предположить, что не только Баженов, но и другие архитекторы могли работать с ней.


Троицкое было большой заботой Екатерины Романовны, и в годы её зарубежных странствий, и по возвращении в Россию в 1782 году. Несмотря на директорство в Российской академии наук и председательство в учреждённой в 1783 году Императорской российской академии, она любила здесь проводить время и принимать гостей. Так в 1784 году она здесь принимала леди Эмму Гамильтон (1765-1815), с которой была дружна, о чём впоследствии оставила упоминание в своих записках. Также в усадьбе гостила родственница леди Гамильтон – Мария Вильмонт, отмечавшая, говоря о Троицком, что крестьяне княгини, о которых заботилась Дашкова, по её словам «отличались зажиточностью и не знали нужды». Время порой неумолимо сменяет благоденствие на нищету, расположение на неприязнь, а память на забвение. Как ни парадоксально, но неудачные для Е.Р. Дашковой годы связанные с охлаждением отношений с Екатериной II и последующей краткой опалой со стороны Павла, безвременная кончина сына и невестки, как и подступившая старость стали благоприятным временем для Троицкого и других её владений. Забота об образовании крестьян, вдумчивая организация хозяйства, отсутствие бессмысленных трат на предметы роскоши и прочие затеи принесли благо как самой княгине, так и её слугам. Крестьяне Дашковой пользовались экономическими льготами от владелицы, а хозяйства их содержались в образцовом состоянии. Экономически продуманное отношение Дашковой к Троицкому, как и к другим своим многочисленным сёлам и владениям, перешедшим к ней по наследству от мужа, действительно процветали, ярким примером чему служит увеличение крестьянских душ в самом Троицком с 840 до 1500-та мужского пола. По переписи 1785 году, учинённой Екатериной Романовной, то в совокупности количества крестьян обоего пола составляли 2152 души. Современники, знавшие, или заставшие великолепие Троицкого в этот период оставили восторженные отзывы в своих записках и воспоминаниях — М.Д. Бутурлин, П. Бартенев, К. Уильмот. Выдающийся русский селекционер, учёный и архитектор Андрей Тимофеевич Болотов говорил о Троицком как о воздвигнутом княгиней «великолепном замке». 46. Неизвестный русский художник. Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность. 1790-ые гг.


47. 16 января 1810 году на 67 году жизни в своём доме на Большой Никитской Екатерина Романовна Дашкова скончалась. Согласно её воле погребена она была не возле мужа и сына в соборе Новоспасского монастыря, а в церкви Святой Троицы в Троицком, в котором ей так хотелось жить и умереть.


Само Троицкое после смерти Е.К.Дашковой перешло по наследству её крестнику внучатому племяннику Ивану Илларионовичу Воронцову (1790-1854) – владельцу и инициатору перестройки своего имения в Быково, который по указу Александра I, по завещанию самой Екатерины-Романовны в 1807 года именовался графом Воронцовым-Дашковым. Новый владелец, увы, ведя активную дипломатическую и светскую жизнь, чей петербургский дом считался одним из самых именитых в своём время, мало интересовался судьбой Троицкого, бросив его на произвол судьбы. В 1825 году М.Д.Бутурлину – родственнику и владельцу ныне разрушенной усадьбы Белкино предстала картина разорения главного дома, разграбленного и растаскиваемого крестьянами. После смерти Ивана Илларионовича, его сын — Илларион Иванович Воронцов-Дашков решил привести в порядок свои владения, распорядившись перестроить разорённый дом вначале в суконную фабрику, которую затем переоборудовали в бумажную. Потом, после продажи Ильиным подмосковного Быково, граф продаёт и приносящую одни убытки фабрику в Троицком Дворянскому банку. Картину смерти Троицкого запечатлел на странице своей книги «Помещичья Россия» барон Н.Н.Врангель : «
…стоит мертвый и унылый дом, полный глухого проклятия. Церковь неуклюжая, старая, Аннинская: снаружи нетронутая, внутри вся поновлена. Только цела одна риза, шитая жемчугом. В саду, что в 1873 году восхищал П. Бартенева, еще страшнее развал.Здесь, недалеко от церкви, высится простая высокая башня. По преданию, княгиня любила входить на нее смотреть дивные окрестности с далеким видом на Серпухов. На «Бестолковом месте» еще сохранился обветшалый памятник в виде пирамиды. Он весь зарос бурьяном и кустарником, и коровы и лошади пасутся тут же. У дома направо – какая-то покосившаяся башенка; это бывшая библиотека, которая некогда находилась на крыше старого дома. Нечего говорить, что от книг не осталось и следа. Я был в Троицком, когда три дня подряд горели окрестные села. Бил глухой набат, бил днем и ночью, сзывая народ. Красный язык пламени спокойно и настойчиво лизал свежую зелень ближнего парка и леса. Так умирало все, не только в усадьбе, но и кругом, повсюду. И думалось, что только случайно еще не съел огонь и не постигла разруха все родовые гнезда…
»

Архивные фотографии из книги Днепровского «Мои пенаты».

Троицкая церковь.


Восточный фасад парадных ворот. Снято в 1987 году (реставрация).


Западный фасад ворот.


Троицкое. Панорама.


Фрагмент Троицкой церкви. Апсида придела, где погребена Е.Р. Воронцова-Дашкова.


Троицкая церковь. Реставрация калужскими художниками.


Часть сохранившейся аллеи парка.


Фрагмент некрополя у Троицкой церкви, 1997 год.


Обелиск. Поставлен Е.Р. Воронцовой-Дашковой в честь леди Гамильтон.


Сохранившаяся часть парка.


Южный флигель.


Фрагмент флигеля, вид до реставрации в 1985 году.


В книге здание подписано, как «крепостной театр».


В 20 веке использовалось, как служебное помещение.

Карты.
1874 год.


1941 год.


1987 год.


2021 год.

Могила Екатерины Романовны была устроена в трапезной части церкви «в левой стороне трапезной, против столба», в её северо-восточном углу в склепе, расположенном под полом. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой: «Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой». Позднее место захоронения было потеряно, но в 1993 году в память о ней был отслужен молебен в годовщину её смерти, а спустя 6 лет 22 октября 1999 года инициативе МГИ им. Е. Р. Дашковой было вновь была воссоздана чугунная плита над её могилой. Годом ранее в соседнем городе Кремёнки открылся мемориальный музей, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое. Революция 1917 года не принесла Троицкому ни возрождения, ни быстрой гибели. Брошенная фабрика так и осталась некому не нужной, вместе с выстроенным для неё дополнительным корпусом. Дом, преданный забвению исчез в 1950-е, а разбросанные камни, выходящие из-под земли своды подвалов покрылись саваном тлеющей травы. Само Троицкое, несмотря на утрату самой усадьбы как село оставалась одним из наиболее благополучным. Организованный на территории колхоз-миллионер им. В.И.Ленина до конца советской власти оставался одним из крупнейших агрокомплексов, в чём, возможно, сказалась и предыстория этого места
Список литературы.

1. Алексеев В.Н. Владения княгини Е.Р.Дашковой // Е.Р.Дашкова и её время. Исследования и материалы. Ред. Тычинина, Лариса Викторовна. М. 1999. Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, С. 86-94

2. Врангель Н.Н. Помещичья Россия: (очерки истории русской дворянской культуры)/ СПб.: «Коло», 2007

3. Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998

4. Федосюк Ф.Ю. «Улица Герцена,13»/ серия «Биография Московского дома», изд. «Московский рабочий», М., 1988 г., стр. 10

https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/ https://russos.livejournal.com/627486.html https://sobory.ru/article/?object=04780

Частные объявления в Кремёнках, в Калужской области и в России

Добавить объявление

Калуга

Ремонт сенсорной панели оператора управления тачскрина экрана монитор …

Калуга

Ремонт серводвигателей сервомоторов servo motor энкодер резольвер серв …

Калуга

Начинающий специалист

Калуга

Натяжные потолки от компании Эксклюзив
123ru.net
— ежеминутные новости с ежедневным архивом. Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. «123 Новости» — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Не нравится, не хотите слышать — не читайте, читаете — будьте взаимно вежливы и корректны в своих высказываниях. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. 123ru.net — обозреватель новостей. Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть —онлайн с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии. 123ru.net — живые новости в живом эфире! Быстрый поиск от 123ru.net — это не только возможность первым узнать, но и преимущество сообщить срочные новости мгновенно на любом языке мира и быть услышанным тут же. В любую минуту Вы можете добавить свою новость — здесь.

Города


Город Кременки

— город в Жуковском районе Калужской области (городом стал с 28.12.2004), центр городского поселения «Город Кремёнки» Жуковского муниципального района. Население по состоянию на конец 2011 года 11,9 тыс. жителей. Площадь поселения — 222,7 гектаров. Устав муниципального образования «Город Кремёнки» принят постановлением городской Думы муниципального образования «Город Кременки» от 14 октября 1998 г. № 12. Город расположен на левом береге реки Протвы, при впадении в неё реки Боровны, в 32 км от райцентра Жукова, на границе с Московской областью, в непосредственной близости от города Протвино. В Кремёнках имеется военно-исторический музей, санаторий «Вятичи», музей им. Е. Р. Дашковой. Рядом (через мост через реку Протву) находится храм, в котором похоронена Екатерина Дашкова, романтические руины её имения Троицкое — остатки корпусов и водяной мельницы.

Код ОКАТО: 29213560 Основан: нач. 17 в. Поселок городского типа с: 1989 Город с: 2008 Отклонение от московского времени, часы: 0 Географическая широта: 54°53′ Географическая долгота: 37°07′ Высота над уровнем моря, метров: 130

Образование в городе Кременки

В городе имеется ряд среднеспециальных, общеобразовательных и дошкольных учреждений. Учреждений высшего профессионального образования в городе нет, поэтому будущие студенты едут поступать в другие города.

Экономика города Кременки

Население в основном занято на предприятиях городов Протвино, Серпухов и Серпуховского района. В городе также хорошо развита торговая система. Поскольку на территории города располагается санаторий «Вятичи», городская экономика прежде всего ориентирована на обслуживание потока туристов из Москвы и Московской области. Работает производство по выпуску термоизоляционных покрытий

История города
Кременки
Возник как населённый пункт около села Троицкое в начале XVIII века. По ревизии 1721-1722 (первая подушная перепись населения России) Кремёнки были приписаны к Серпуховскому уезду и принадлежали прапорщику Преображенского полка Ивану Петровичу Дашкову. Развитие связано со строительными потребностями города Протвино. Город был образован из-за советской политики прописки — в нём селились в основном те строители, на которых было невозможно или нецелесообразно делать заявку на «лимит» проживания в Московской области. Так как город (тогда посёлок) располагался в Калужской области, лимита на прописку в нём не существовало. Строители города обслуживали в основном строительство протонного ускорителя в Протвино. В соответствии со ст.1 Закона Калужской области от 28.12.2004 № 6-ОЗ статус «рабочий посёлок» населёного пункта «Кремёнки» был изменён на статус «город»

Герб города
Кременки
В скошенном лазурью и червленью поле женщина с серебряными волосами в золотом платье, имеющая знак ордена Св. Екатерины на большой ленте и звезду этого же ордена на груди, держащая в деснице серебряное гусиное перо, а в шуйце, перед собой, развернутый серебряный свиток. В правом верхнем углу — процветшая лилия, скошенная червленью и серебром; в левом верхнем углу — золотой, стремя верхними трилистными концами крест, поставленный на опрокинутый, имеющий лицо золотой полумесяц, под которым звезда о шести лучах того же металла».

Обоснование символики: История города Кременки неразрывно связана с именем русского госу-дарственного деятеля, директора Петербургской Академии наук княгини Екатерины Романовной Дашковой, урожденная графиня Воронцова (1744-1810 г.г.), которая стала основой герба города. Крест, полумесяц и звезда — основной фрагмент родового герба Дашковых, а лилия взята из герба Воронцовых. Голубой цвет символ чести, искренности, красоты и добродетели (может отражать также реку Протву, на которой расположен город). Красный символ здоровья, любви. Символ знатного происхождения. Серебро в геральдике — мудрости, мира, взаимосотрудничества. Золото — символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.

Авторская группа: Идея герба: Константин Моченов (г. Химки), Михаил Ваганов (г. Железнодорожный). Художник: Роберт Маланичев (г. Москва).

Герб утвержден постановлением городской Думы МО «город Кременки» Калужской области от 26.01.2001 г. № 7П/ГД.

Флаг города
Кременки
Прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, на основной части которого, занимающей (3/5) полотнища у древка, воспроизведены поле и фигуры герба города Кремёнки; свободный край голубой (одного цвета с верхней частью гербового поля); разделительная линия между основной частью и свободным краем отсутствует.

Обоснование символики: Флаг муниципального образования «город Кремёнки» составлен на основании герба муниципального образования «город Кремёнки». История города Кременки неразрывно связана с именем русского государственного деятеля, директора Петербургской Академии наук княгини Екатерины Романовной Дашковой, урожденная графиня Воронцова (1744-1810 г.г.), которая стала основой герба города. Крест, полумесяц и звезда — основной фрагмент родового герба Дашковых, а лилия взята из герба Воронцовых. Голубой цвет — символ чести, искренности, красоты и добродетели (может отражать также реку Протву, на которой расположен город). Красный символ здоровья, любви, знатного происхождения. Серебро в геральдике — мудрости, мира, взаимосотрудничества. Золото — символ прочности, величия, интеллекта, великодушия.

Авторская группа: идея флага: Константин Моченов (Химки), Ольга Никитина (Кременки), Михаил Ваганов (Железнодорожный); художник: Роберт Маланичев (Москва); компьютерный дизайн: Сергей Исаев (Москва).

Утвержден постановлением городской Думы МО «город Кременки» (#4п/ГД) от 26 марта 2002 года.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]