Город Кимры. Происхождение названия и значение слова «кимры»


Кимры, как топонимическая загадка

Помнится, в далёких 70-х подарили мне шикарные кроссовки, на подошвах которых красовалось название “Кимры”. Удобные кроссовки были, прослужили долго. Но до сих пор помню, как удивился чудному названию — Кимры. И, судя по всему, этому названию удивлялся не я один.
Даже великий Татищев XVIII веке обратил внимание на имя сапожной столицы Российской империи:

Имя сие есть ли эстонское, мор­довское, значит, медвежье — как в Естляндии был град Киремпе, по-русски — «Медвежья глава». Кирема — река, впадающая в Волгу, по-русски — Медведица. Может, Кимры сами Киремы именовались.

В “Вики” по поводу названия написано следующее:

Существует несколько версий происхождения названия города. Среди краеведов рассматривается возможность происхождения слова «Кимра» («Кимера», «Кимеря», «Кимерь») от названия одного из финно-угорских племён — меря. Меряне проживали в Верхнем Поволжье и бассейне реки Клязьма на территории современных Ярославской, Ивановской, в северной и центральной частях Владимирской, северной и восточной частях Московской, восточной части Тверской, южной части Вологодской и западной части Костромской областей России.

История г. Кимры

Первый раз, тогда еще село Кимры, упоминается в грамоте Ивана Грозного от 1546 года. Ознакомиться более подробно с содержанием первого официального упоминания о Кимрах Вы сможете в одной из статей «Очерков». К тому времени это было уже довольно крупное торговое село Корчевского уезда Тверской губернии, жители его славились как искусные ремесленники.

В далеком 1677 году дворцовое село состояло в ведении Большого дворца, затем принадлежало Салтыковым и Скавронским. В 1847 г. жители этого села выкупились от графини Ю.П. Самойловой на волю с землей. На нашем сайте Вы сможете узнать более подробную информацию о владельцах села Кимры.

Даже императрица Екатерина II жаловала Кимры своим вниманием. В её дневнике от 1767 года можно встретить следующая запись: «Час от часу берега Волги становятся всё лучше. Вчера мы Кимру проехали, которая издали не уступает Петергофу, а вблизи уже всё не то». Мы предлагаем узнать более подробно об участие императрицы в развитие село и губернии в целом в статье «Кимры – село».

В XVIII веке село становится центром сапожного промысла. Кимрские мастера получают государственные заказы на пошив обуви для армии. К началу XX века село по числу жителей (10 тысяч) уже превосходило многие уездные города, а зажиточные кимряки даже строили дома в стиле «модерн». Тем, кому интересно, сможет прочесть на нашем сайте архитектурную характеристику города.

Смена статуса Кимр зрела уже давно, однако городом Кимры получили право называться только в июне 1917 года. Позже в состав города вошло и старинное село Савелово, где расположена одноименная железнодорожная станция, относящаяся к Октябрьской железной дороге, соединяющей города Москву и Санкт-Петербург. В 1926 году в Савелово построили машиностроительный завод и рабочий посёлок.

Железнодорожная линия Москва — Савелово была введена в эксплуатацию в 1900 году. Движение на Калязин было открыто только в 1919 году. С 1920 года началось регулярное сообщение с Рыбинском и Весьегонском, а в середине 30-х было открыто движение и на Углич. Наконец, строительство линии Овинище — Мга, завершившееся в 50-х годах, сделала савеловскую ветку резервным дублем железной дороги Москва-Ленинград. В 1978 году был электрифицирован участок Вербилки — Савелово, что сделало возможным сообщение с Москвой электропоездами.

По станции Савелово долгое время осуществлялась перевалка грузов на плоскодонки, где они транспортировались по Волге в Рыбинск и затем переваливались на баржи. Начиная с 1940 года после реализации генерального плана «Большая Волга» в результате строительства Иваньковского, Угличского и Рыбинского гидроузлов, Волга стала судоходной до Твери и надобность в транспортировке крупных грузов по савеловской ветке отпала.

“Меря намерила, чудь начудила…”

Если вы интересуетесь топонимикой России, то наверняка обратили внимание на то, что большинство топонимов и гидронимов приписывают летописному племени меря. Подозреваю, что делается это для того, чтобы списать попытки расшифровать названия городов и прочих весей с помощью русского языка. Как правило, попытки эти приводят к немотивированным переводам. А с мерей — вон какая красота! Считается, что народ сей исчез в славянском колонизационном потоке. А раз так, мерянские слова можно со спокойной исследовательской душой назначить непереводимыми. Но есть нюанс: многие исследователи XVIII и начала XIX века писали о том, что меря никуда не исчезла, а живет там, где и жила сотни лет. Сами себя меря называет мори, а русские эту мори называют мордвой.

10 декабря 2021

Реконструкция станции Савелово. Последняя глава. Ноябрь 2021

Настало время последней главы о реконструкции станции Савелово. С 2021 года и по сей год я наблюдал как менялась станция, как проходили работы. За это время написал много постов, было много негатива и позитива, но куда без этого?

И вот, в ноябре 2021 года завершился первый этап реконструкции станции Савелово в рамках проекта развития линии Дмитров — Сонково — Мга по увеличению пропускной способности. За эти два года станция изменилась до неузнаваемости. Если честно, то снимать по станции пропало всякое желание, в первую очередь из-за реакций местных жителей которые не понимают простые вещи, а в другую очередь, станция стала просто скучной. Но подумал, что надо подвести итог и снять последнюю главу.

27 ноября на утреннем электропоезде я отправился в Савелово, чтобы оценить масштаб бедствия.

Электропоезд до Савелово традиционно полон и стоит только отъехать одну остановку от Дегунино, как начинается хождение торгашей. Многие отмечали, что в границах МЦД их нет, но вы зайдите утром в электропоезд до Савелово и немного удивитесь. За первые 10 минут прошел весь ассортимент с алиэкспресса, а потом вдогонку разносили всякого вида закуску — цветную капусту, помидоры и огурцы. Вот и получается, вроде электропоезда новые, а атмосфера прежняя.

По Катуару заметил оживления по реконструкции платформы — судя по всему вспомнили, что надо доделать. А между Катуаром и Трудовой зашел дедуля торговец, я его еле узнал. Раньше он всегда продавал овощечистку и был слегка позитивным, а сейчас он очень сильно постарел. Еле стоял с палочкой, отпустил седую бороду, но все также задорно старался рассказывать о том, что продает. И тут себя поймал на мысли, что время никого не щадит и сколько езжу по этому направлению — уже многих продавцов знаю в лицо. Честно говоря, даже стало немного не по себе от того как быстро бежит время.

Икша оказалась пустая, потом по Трудовой пролетел резервом зеленый ВЛ11. Подумал, мол странно. Разведка сообщала о мощном движении. Но в Дмитрове все встало на свои места: в парке отправления кисли в ожидании зеленых сигналов ВЛ11 и ВЛ10У с грузовым поездами, а нас не отправляли по причине ожидания встречного поезда из Савелово. Итого по Дмитрову сразу три грузовых. Про станцию Дмитров уже давно надо снять отдельный репортаж, ибо Талдомская горловина станции уже достаточно сильно изменилась. За Дмитровом все по-старому, по Вербилкам было традиционное скрещение с электропоездом из Дубны, но мы уже везли опоздание, будто впереди нас полз грузовой состав. По Талдому эта теория подтвердилась, там нас пропускал вперед уже знакомый мне по последней вылазке в Икшу, Орловский тройник с наливным составом.

Савелово встречает серой и прохладной погодой, обилием зеленых электровозов, которые готовы были отправится с грузовыми поездами на Орехово и Бекасово. Сюда добавлю обилие шумозащитных заборов и лед. Лед был везде, где ходят люди и работники станции просто-напросто забили болт. А мы начнем осмотр станции, а точнее того что с ней сделали. Давайте начнем по пунктам.

С 2021 года на станции Савелово сделали:

1. Увеличили длину приемо-отправочных путей до 71 условного вагона, полностью уложили новое полотно.

2. Установили новое освещение — теперь станция выглядит как новогодняя елка в ночи. Такими выглядят большинство станций на главном ходу ОКТ между Москвой и Санкт-Петербургом.

3. Построили нормальный пункт оборота для электропоездов из Москвы. Теперь там 3 пути и электропоезда не мешаются у высокой платформы.

4. Ушли в историю ручные стрелки. Теперь вся станция на автоматике. К этому добавим новый пост электрической централизации, который открыли совсем недавно. Теперь дежурные сидят там, а в здании вокзала осталась только касса ЦППК и местный отдел транспортной полиции.

5. Провели капитальный ремонт пути от 129 км до 139 км.

По сути первый этап реконструкции окончен, осталось лишь немного. Это доделать несколько вытяжных тупиков, наладить работу СЦБ и стрелок, достроить дом отдыха локомотивных бригад.

Осмотр станции решил провести в Калязинской горловине станции, правда дойти до нее было квестом из-за обилия льда на платформе и дорожках. Здесь большой косяк местных работников, ибо посыпать песком утром — займет буквально пол часа. В итоге пока шел с передышками, наблюдал как пожилые люди, да даже молодые, лихо падали на пятые точки, а некоторые скатывались в сторону путей. Это, простите, нарушение безопасности. А если поезд поедет? Но работникам было пофигу. Помнится, меня упрекали, что я всегда защищаю РЖД, так вот — не всегда. Здесь прямое нарушение безопасности жизни пассажиров. На местном ПТОЛ в горячем состоянии стоял бубнил тепловоз серии 2ТЭ116 из депо Иваново Северной ЖД. Да, думаю многим так можно сломать шаблон, но у депо Иваново есть свои 2ТЭ116, но было неожиданно встретить такую машину в наших краях, но к ней еще вернемся. Первое что бросится в глаза любому туристу, фотографу и простому человеку — это новый зеленый забор по периметру станции. Ладно если бы это был обычный забор, так он еще с колючей проволокой. Сложилось ощущение, что находишься где-то на границе, будто Пыталово или Ивангород какой-нибудь.

Здесь же рядом сделали технический проход для местных, кому надо на другую сторону перейти через ЖД пути, но ходить по такой дороге невозможно, ибо она вся во льду. Вновь вопросы к работникам станции. Ведь вагонники тоже ходят по льду.

А теперь посмотрим на станцию.

На всей станции горят маневровые сигналы, что очень непривычно. Для адептов, кто называет нашу дорогу деревянной — шлю большой привет. В Калязинской горловине станции еще продолжались небольшие работы — не до конца установили шумозащитный забор, местные рабочие чем-то занимались у стрелочных переводов.

Блестящее в межпутье — это не вода, а лед. Много лестных отзывов услышал от местных жителей по этому поводу. Но стоило появиться мне с камерой, как местные рабочие немного смутились, а их главный в быстром темпе ушел в сторону вокзала. Подумал я, либо сейчас придет мой любимый сотрудник полиции предъявить за съемку, либо что-то еще, но все прошло тихо. А мы окинем взгляд на Москву, там как раз прибыл грузовой состав со стороны Талдома.

Станция была прилично забита составами — 4/6 путей были заняты. Пока стоял и наблюдал за жизнью станции, показался тепловоз из-под пригородного поезда. Он производил маневры под рейс на Углич. Номер тепловоза уже родной.

Данный тепловоз я еще снимал синим, а потом и зеленым. Теперь он попался в третьем варианте окраса. Благодаря включенной ЭЦ по станции — оборот поездов может происходить быстрее. Например, грузовые поезда вместо полутора часов, теперь делают оборот за 55 минут, а маневры и того быстрее происходят. А графики пассажирских поездов и пригородных — увы, пока не тронули.

Вот и сигнал М21 загорелся белым. Фотография для тех, кто не верит или не поверит, что в Савелово работает электрическая централизация.

Через минуту тепловоз проехал М21 и проследовал под пригородный поезд на Углич. А я прогулялся в сторону Бурково, где нашел крик души от местных жителей.

Их, конечно, тоже можно понять. Любая стройка вызывает дискомфорт, но и большинство косяков все же за местной администрацией. Например, те же дороги в поселках должны были делать власти, а не РЖД. О расширение Савеловского направления было известно с 2014 года, а уж за 7 лет построить новые дороги — можно. Туда же история с переездом. По сути, РЖД своим строительством вскрыло гнойник, который давно набухал в городе Кимры, но местные жители не хотят разобраться и винят во всем других, но не себя, не местную администрацию. Строительство закончится, строители где могут уберут за собой, а дороги в поселках так и останутся, как и были 7-9 лет тому назад. Ну, а про шум поездов, опасный груз и прочее, отвечу лишь так — можно написать письмо в РЖД, чтобы отменили электропоезда на Москву и всем станет спокойнее, ведь электропоезд тоже создает шум.

Вернемся к позитиву. Здесь на станции наконец-то познакомился с Сашей Коновым, одним из участников нашего сообщества «Савеловская Магистраль», подумали немного и решили выехать в сторону Белого Городка, ибо по станции больше ловить нечего. По пути пока шли к вокзалу заснял пригородный поезд на Углич.

Частенько встречаю выражения на всяких форумах, чатах, мол здесь не ездит народ и ничего нового сюда не надо. Но эти люди, живя в Москве, забывают одну вещь. Чтобы вернуть пассажира — нужно развитие, и удобные графики поездов. Сейчас они не особо удачные и вся система пригородных поездов от Савелово до Пестово нуждается в обновлении и встряске. Личное наблюдение. Поездом Сонково — Савелово прибыло 30 человек на два сидячих вагона. Суббота — не самый пиковый день. На Углич посадка вышла порядко 25-30 человек на те же два вагона. Не исключаю, что почти все едут до Калязина. В сезон и пиковые дни — эти цифры можно смело умножать на два, а то и более. Летом это рыбаки, дачники. По воскресеньям и пятницам — студенты, которые живут в Кашине, Калязине. Сюда давно нужно более удобное сообщение и желательно с ускорением, но пока, увы. У городов таких как Кашин, Калязин и Углич — есть большой потенциал, чтобы стать туристическими точками, что сейчас в моде.

А мы отправились в Белый Городок, о чем будет отдельный рассказ. В тех краях я тоже очень давно не был и пора наверстывать упущенное. Но мы вернемся в Савелово. Здесь за время нашего отсутствия на станции случился затык — не было свободных путей под прием грузовых составов и не было свободных тепловозных бригад. Теперь такая картина более чем реальна на нашей линии. Из-за того, что грузовых поездов стало больше — случаются пробки, не приемы по станции. В день когда я был в Савелово, по стыку проходило около 10 пар грузовых. По сути это главная проблема опозданий электропоездов из Савелово и Дубны в последний месяц — низкая пропускная способность Московской ЖД от Савелово до Дмитрова. Я много раз писал кто в этом виноват и почему, не буду вновь расписывать. Лишь скажу, что такое будет еще как минимум 1.5 года, пока не построят 3 разъезда на МЖД.

Главная цель из-за чего мы вернулись на станцию — северный 2ТЭ116, который должны были загонять под состав. Вообще локомотивы с Северной ЖД уже не редкость в Савелово — 2ТЭ116УД основные машины на нашем ходу до Сонково наравне с 2ТЭ25КМ. Я еще помню моменты когда сюда забегали 2ТЭ10В, 2ТЭ10М/У из Иваново, Печор. Но это было давно. 2ТЭ116 в Иваново появились относительно недавно и большинство машин работают с ПМС. В поездной работе было замечено лишь 3-4 тепловоза из 10. Вот такой один забрел и к нам в Савелово, а раз птица редкая — надо чтобы была в архиве. Мы приехали вовремя, тепловоз как раз менял кабину и маневрировал под состав.

Это я говорил, что в Савелово все снял. Как оказалось — еще не все и иногда бывают интересные объекты. На втором пути скучал еще один 2ТЭ116 в ожидании бригады. Совершенно внезапно за этот день встретилось аж две старых машины — теперь это редкость.

На этой ноте я попрощался с Сашей и побежал на электропоезд до Москвы. Ждать отправления грузовых было бы нелогично, ибо световой день теперь короткий. К слову, только заметив меня с камерой утром, к обеду по станции везде было посыпано песком, забавно вышло.

Я первый раз увидел в Савелово по станции сразу три тепловоза и лишь один электровоз. Обычно, всегда был дефицит машин ОКТ, теперь наоборот.

По пути мне попалось еще 3 грузовых на Савелово по Талдому, Вербилкам и Дмитрову. После узнается, что составы копились и в Белом Городке, Скнятино, Кашине. Чую такое движение — была небольшая репетиция нового графика.

На сегодняшний день в Савелово доделывают вытяжные тупики и в целом, движение немного утихло. Предварительно, объем перевозок хотели увеличить до стабильных 8-10 пар, что почти равно движению в Волоколамске — там стабильно пар 10-13.

Будет ли второй этап строительства в Савелово — неизвестно, как и второй этап всего проекта. Сейчас сданы почти все разъезды (кроме Дуневки и 50 км), провели много, где капитальный ремонт пути, мостов.

Савеловская Магистраль теперь не та дорога, которая была заповедная, деревянная. Теперь это маленький организм грузовых перевозок в направлении Санкт-Петербурга. Благодаря этому внезапно оживает Савелово, перестраивают станцию Хвойная и там же строят новое депо, в котором скорее всего будет свой приписной парк. Я буду в глубине души надеяться, что эта стройка даст хоть небольшой толчок в развитии и пассажирских перевозок, знаю что людей не так много, но участками можно развивать и нужно.

Что касается станции Савелово — это была последняя глава именно со строительством станции. Больше не вижу смысла о чем либо писать, рассказывать — почти все сделано. В рамках нашего сообщества и этого блога, время от времени буду снимать жизнь станции и окрестностей. Я знаю, что часто гуглят мой блог по запросу строительства и прочего, надеюсь этот пост станет полезным.

Источник:

Савеловская Магистраль

Город Кимры. Происхождение названия

Меря — это мордва. Ну, или народ, близкий по культуре и языку мокше и эрзе. Если так, то “непереводимые” мерянские топонимы и гидронимы должны как-то мотивированно переводиться с помощью, например, эрзянского языка.

Подчеркну: мотивированно — значит, отображать некую физическую реальность, связанную со спецификой конкретной местности или ремеслами.

В случае с Кимрами мы имеем дело именно с ремесленной деятельностью жителей города — производством сапог. Но тогда получается, что ни киммерийцы, ни прочие кривичи никаким боком не имеют отношение к слову “кимры”. Точнее — Кимра.

Обратите внимание на окончание слова — Ра. В мордовских языках Ра — это название реки Волга. Иногда говорят Рав или Рава, то есть Волга-мать.

А что такое “Ким”? Предположим, что Ким — это измененное при устной передаче слово Кем, то есть…”сапог”.

Получается, Кимры — Кимра — Кемра — это “волжские сапоги” или “сапоги с Волги”.

Однозначно мотивированный и логичный перевод названия российской сапожной столицы. Кимра — Волжские сапоги. По-моему, прикольно! А вы как думаете?

Кимры сегодня

Город Кимры расположился на обоих берегах реки Волги. Ей он обязан как возникновением, так и дальнейшим своим развитием. В настоящее время в Кимрах имеются транзитный и внутригородской причалы. На левом берегу, теперь располагается центр города. Здесь сохранилось множество старинных построек, большинство из которых являются памятниками архитектуры. Микрорайон Савелово, расположившийся на правом берегу Волги, преимущественно застроен более современными домами.

Берега связаны между собой большим мостом через Волгу, сооруженным еще в начале 80-х и отреставрированным уже в XXI веке. До этого времени переправа осуществлялась при помощи пассажирского и грузового паромов. В трех направлениях от города уходят автодороги. Старинная Ильинская дорога через Горицы ведет к Твери и Кашину. По Московской дороге через Дубну и Дмитров можно доехать до столицы. Талдомская дорога ведет к Белому Городку, Талдому, Калязину. По местной дороге, уходящей от станции Савелово, также можно добраться до Дубны и дальше.

Город Кимры окружен как большими, так и маленькими населенными пунктами. Между городом и большинством из них поддерживается регулярное автобусное сообщение. Автобусными маршрутами Кимры связаны с городами Тверь и Москва, расстояние до которых составляет соответственно 135 и 150 км. Помимо автобусов, с Москвой Кимры связывает также железнодорожная станция Савелово. Расписание движения автобусов и электропоездов Вы сможете узнать в основном разделе сайта.

Дальнее сообщение осуществляется с Москвой и Рыбинском. Пригородное сообщение электропоездами осуществляется с Талдомом, Дмитровым, Москвой. С Калязиным, Угличем, Кашиным, Сонково организовано пригородное сообщение «рабочими» поездами с тепловозной тягой.

Кимры — портовый город на Волге, а в 15 км вниз по течению в Белом Городке находится крупное судоремонтное предприятие.

Площадь города Кимры примерно равна 43,6 квадратных километров, из которых 4,4 квадратных километра занято приусадебными участками граждан, а 3,4 — коллективными садами.

Сегодня в городе, согласно Всероссийской переписи населения 2010, проживает 49 тыс. человек.

Кимры — крупнейший промышленный центр области. Промышленность города представлена различными отраслями. Основные из них — машиностроение (станкостроение, авиационные заводы ВПК), легкая (швейная, обувная промышленность и мебельное производство) и пищевая промышленность. В экономике района занято более 26 тыс. человек.

В Кимрском районе развито мясомолочное скотоводство, свиноводство. Выращивают картофель.

В городе есть механико-технологический техникум, медицинское училище, филиал университета.

Кимры на карте России: география, природа и климат

Кимры находятся к востоку от областного центра, в 100 км от столицы России. Населенный пункт построен там, где река Кимрка впадает в Волгу. Особенности рельефа в черте города обусловлены его расположением в Верхневолжской низине. Высота местности над уровнем моря составляет 100-130 метров. Преобладают болотистые, подзолистые и пойменные почвы.

Кимры – типичный город зоны умеренно-континентального климата. Лето в этих краях нежаркое и влажное, зима – довольно длительная и прохладная. В июле, самом теплом месяце года, средняя температура воздуха держится около отметки +18,7 °C, в феврале воздух охлаждается до −7,6 °C.

Взглянув на карту Кимры со спутника, нельзя не заметить, что город окружен лесами. Здесь произрастают как хвойные, так и лиственные массивы деревьев. В лесах встречаются зайцы, лисы и енотовидные собаки. В реках живут бобры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]