На берегу Волги стоит город Кимры, чья история началась в XVI веке. Долгое время он считался «сапожным краем». По реке мимо городка провозили дешевую скотину, которую покупали для изготовления обуви. Во время правления Петра I здесь работали лучшие сапожники. Они изготавливали обувь для российской армии. Благодаря сапожному промыслу, город разбогател, а население стало вести свободный образ жизни. В тот момент и появилась фраза «пьян, как сапожник».
В 1915-1917 годах Кимры стал городом. Здесь появилась собственная железная дорога и крупная обувная фабрика.
Название «Кимры» — непривычное для русского слуха слово. Кимеры – это древние кельтские племена. Но жили они в горах Уэльса и никогда не были на Поволжье. При этом существует версия, что на месте города Кимры проживало племя меря. Это финно-угорские племена, которые пришли из Зауралья и поселились в междуречье Оки и Волги. А в кельтском языке меря и кимры – это одно и то же слово.
Множество интересных мест вокруг города — в гиде по Тверской области.
Для удобства планирования маршрута все упоминаемые достопримечательности мы отметили на карте города:
Исторические места и музеи
Кимрский краеведческий музей
Адрес: ул. Кирова, д. 13/18 Телефон: +7 (48236) 31267 Сайт: https://muzeykimry.ru Режим работы: 10:00 – 18:00 ср-сб, 10:00 – 17.00 вс, пн, вт – выходной Стоимость: студенты и пенсионеры – 50 руб., взрослые – 100 руб.
В музее работает постоянная экспозиция, на которой представлены предметы быта и жизни людей с древних времен. Особенную ценность представляют подлинники XVI-XVIII веков.
Посетители могут увидеть восстановленные интерьеры комнаты крестьянина, гостиную в стиле модерн и интерьеры 30-70-х годов XX века.
В музее с 2021 года работает мультимедийная экспозиция «Столица Сапожного царства». Посетители в интерактивном режиме увидят внешний облик улиц, домов и быт кимрян XIX-XX века.
Кимрский драматический театр
Адрес: Театральная площадь, д. 2 Телефон: +7 (48236) 31760 Сайт: teatr-kimry.ru Режим работы: 09:00 – 18:00 пн-пт Стоимость билетов: партер – 300 рублей, балкон – 370 рублей
Театр начал свою работу летом 1942 года. На протяжении войны в театре проходило по 2-3 спектакля в день. Утром театральная труппа выступала в госпиталях, а вечером приходили простые жители.
Театр активно развивался, когда им руководил А. М. Гиацинтов. Труппа гастролировала в Москву и Санкт-Петербург, в спектаклях играли известные актеры, а после войны театр получил грамоту от И. В. Сталина.
Но в 70-х годах театр закрыли на реконструкцию, а открыли 26 октября 1991.
Сегодня в театре ставятся не только спектакли. Перед представлением зрителей ждет выступление музыканта Борисова В. В. Ежегодно проводятся новогодние спектакли для детей, а репертуар дополняется премьерами.
Районный дом ремесел и фольклора
Адрес: ул. Кирова, д. 19 Телефон: +7 (48236) 31309 Сайт: https://kimrymaster.ru Режим работы: 09:00-17:00 пн-пт, 10.00-16.00 сб, вс Стоимость: 50 рублей
Школа ремесел расположена в старинном здании. Здесь в XIX веке проживала зажиточная семья крестьянки Шквариной. Она с сыновьями занималась торговым делом, держала хозяйство. С тех пор дом остался без изменений и не потребовал серьезной реконструкции.
Работать школа начала в 1995-97 годах. В ней сразу начали проходить занятия по ручной вышивке, резьбе по дереву и работе с кожей. Все занятия были направлены на изучение учениками народного промысла района.
В школе работает лаборатория народного костюма. Здесь воссоздаются традиционные наряды, которые используются для выступлений фольклорных групп и исполнителей. В музее можно заранее забронировать групповую экскурсию, на которой расскажут историю народного костюма и проведут мастер-класс по изготовлению куклы.
Город Кимры
Настало время последней главы о реконструкции станции Савелово. С 2019 года и по сей год я наблюдал как менялась станция, как проходили работы. За это время написал много постов, было много негатива и позитива, но куда без этого?
И вот, в ноябре 2021 года завершился первый этап реконструкции станции Савелово в рамках проекта развития линии Дмитров — Сонково — Мга по увеличению пропускной способности. За эти два года станция изменилась до неузнаваемости. Если честно, то снимать по станции пропало всякое желание, в первую очередь из-за реакций местных жителей которые не понимают простые вещи, а в другую очередь, станция стала просто скучной. Но подумал, что надо подвести итог и снять последнюю главу.
27 ноября на утреннем электропоезде я отправился в Савелово, чтобы оценить масштаб бедствия.
Электропоезд до Савелово традиционно полон и стоит только отъехать одну остановку от Дегунино, как начинается хождение торгашей. Многие отмечали, что в границах МЦД их нет, но вы зайдите утром в электропоезд до Савелово и немного удивитесь. За первые 10 минут прошел весь ассортимент с алиэкспресса, а потом вдогонку разносили всякого вида закуску — цветную капусту, помидоры и огурцы. Вот и получается, вроде электропоезда новые, а атмосфера прежняя.
По Катуару заметил оживления по реконструкции платформы — судя по всему вспомнили, что надо доделать. А между Катуаром и Трудовой зашел дедуля торговец, я его еле узнал. Раньше он всегда продавал овощечистку и был слегка позитивным, а сейчас он очень сильно постарел. Еле стоял с палочкой, отпустил седую бороду, но все также задорно старался рассказывать о том, что продает. И тут себя поймал на мысли, что время никого не щадит и сколько езжу по этому направлению — уже многих продавцов знаю в лицо. Честно говоря, даже стало немного не по себе от того как быстро бежит время.
Икша оказалась пустая, потом по Трудовой пролетел резервом зеленый ВЛ11. Подумал, мол странно. Разведка сообщала о мощном движении. Но в Дмитрове все встало на свои места: в парке отправления кисли в ожидании зеленых сигналов ВЛ11 и ВЛ10У с грузовым поездами, а нас не отправляли по причине ожидания встречного поезда из Савелово. Итого по Дмитрову сразу три грузовых. Про станцию Дмитров уже давно надо снять отдельный репортаж, ибо Талдомская горловина станции уже достаточно сильно изменилась. За Дмитровом все по-старому, по Вербилкам было традиционное скрещение с электропоездом из Дубны, но мы уже везли опоздание, будто впереди нас полз грузовой состав. По Талдому эта теория подтвердилась, там нас пропускал вперед уже знакомый мне по последней вылазке в Икшу, Орловский тройник с наливным составом.
Савелово встречает серой и прохладной погодой, обилием зеленых электровозов, которые готовы были отправится с грузовыми поездами на Орехово и Бекасово. Сюда добавлю обилие шумозащитных заборов и лед. Лед был везде, где ходят люди и работники станции просто-напросто забили болт. А мы начнем осмотр станции, а точнее того что с ней сделали. Давайте начнем по пунктам.
С 2021 года на станции Савелово сделали:
1. Увеличили длину приемо-отправочных путей до 71 условного вагона, полностью уложили новое полотно.
2. Установили новое освещение — теперь станция выглядит как новогодняя елка в ночи. Такими выглядят большинство станций на главном ходу ОКТ между Москвой и Санкт-Петербургом.
3. Построили нормальный пункт оборота для электропоездов из Москвы. Теперь там 3 пути и электропоезда не мешаются у высокой платформы.
4. Ушли в историю ручные стрелки. Теперь вся станция на автоматике. К этому добавим новый пост электрической централизации, который открыли совсем недавно. Теперь дежурные сидят там, а в здании вокзала осталась только касса ЦППК и местный отдел транспортной полиции.
5. Провели капитальный ремонт пути от 129 км до 139 км.
По сути первый этап реконструкции окончен, осталось лишь немного. Это доделать несколько вытяжных тупиков, наладить работу СЦБ и стрелок, достроить дом отдыха локомотивных бригад.
Осмотр станции решил провести в Калязинской горловине станции, правда дойти до нее было квестом из-за обилия льда на платформе и дорожках. Здесь большой косяк местных работников, ибо посыпать песком утром — займет буквально пол часа. В итоге пока шел с передышками, наблюдал как пожилые люди, да даже молодые, лихо падали на пятые точки, а некоторые скатывались в сторону путей. Это, простите, нарушение безопасности. А если поезд поедет? Но работникам было пофигу. Помнится, меня упрекали, что я всегда защищаю РЖД, так вот — не всегда. Здесь прямое нарушение безопасности жизни пассажиров. На местном ПТОЛ в горячем состоянии стоял бубнил тепловоз серии 2ТЭ116 из депо Иваново Северной ЖД. Да, думаю многим так можно сломать шаблон, но у депо Иваново есть свои 2ТЭ116, но было неожиданно встретить такую машину в наших краях, но к ней еще вернемся. Первое что бросится в глаза любому туристу, фотографу и простому человеку — это новый зеленый забор по периметру станции. Ладно если бы это был обычный забор, так он еще с колючей проволокой. Сложилось ощущение, что находишься где-то на границе, будто Пыталово или Ивангород какой-нибудь.
Здесь же рядом сделали технический проход для местных, кому надо на другую сторону перейти через ЖД пути, но ходить по такой дороге невозможно, ибо она вся во льду. Вновь вопросы к работникам станции. Ведь вагонники тоже ходят по льду.
А теперь посмотрим на станцию.
На всей станции горят маневровые сигналы, что очень непривычно. Для адептов, кто называет нашу дорогу деревянной — шлю большой привет. В Калязинской горловине станции еще продолжались небольшие работы — не до конца установили шумозащитный забор, местные рабочие чем-то занимались у стрелочных переводов.
Блестящее в межпутье — это не вода, а лед. Много лестных отзывов услышал от местных жителей по этому поводу. Но стоило появиться мне с камерой, как местные рабочие немного смутились, а их главный в быстром темпе ушел в сторону вокзала. Подумал я, либо сейчас придет мой любимый сотрудник полиции предъявить за съемку, либо что-то еще, но все прошло тихо. А мы окинем взгляд на Москву, там как раз прибыл грузовой состав со стороны Талдома.
Станция была прилично забита составами — 4/6 путей были заняты. Пока стоял и наблюдал за жизнью станции, показался тепловоз из-под пригородного поезда. Он производил маневры под рейс на Углич. Номер тепловоза уже родной.
Данный тепловоз я еще снимал синим, а потом и зеленым. Теперь он попался в третьем варианте окраса. Благодаря включенной ЭЦ по станции — оборот поездов может происходить быстрее. Например, грузовые поезда вместо полутора часов, теперь делают оборот за 55 минут, а маневры и того быстрее происходят. А графики пассажирских поездов и пригородных — увы, пока не тронули.
Вот и сигнал М21 загорелся белым. Фотография для тех, кто не верит или не поверит, что в Савелово работает электрическая централизация.
Через минуту тепловоз проехал М21 и проследовал под пригородный поезд на Углич. А я прогулялся в сторону Бурково, где нашел крик души от местных жителей.
Их, конечно, тоже можно понять. Любая стройка вызывает дискомфорт, но и большинство косяков все же за местной администрацией. Например, те же дороги в поселках должны были делать власти, а не РЖД. О расширение Савеловского направления было известно с 2014 года, а уж за 7 лет построить новые дороги — можно. Туда же история с переездом. По сути, РЖД своим строительством вскрыло гнойник, который давно набухал в городе Кимры, но местные жители не хотят разобраться и винят во всем других, но не себя, не местную администрацию. Строительство закончится, строители где могут уберут за собой, а дороги в поселках так и останутся, как и были 7-9 лет тому назад. Ну, а про шум поездов, опасный груз и прочее, отвечу лишь так — можно написать письмо в РЖД, чтобы отменили электропоезда на Москву и всем станет спокойнее, ведь электропоезд тоже создает шум.
Вернемся к позитиву. Здесь на станции наконец-то познакомился с Сашей Коновым, одним из участников нашего сообщества «Савеловская Магистраль», подумали немного и решили выехать в сторону Белого Городка, ибо по станции больше ловить нечего. По пути пока шли к вокзалу заснял пригородный поезд на Углич.
Частенько встречаю выражения на всяких форумах, чатах, мол здесь не ездит народ и ничего нового сюда не надо. Но эти люди, живя в Москве, забывают одну вещь. Чтобы вернуть пассажира — нужно развитие, и удобные графики поездов. Сейчас они не особо удачные и вся система пригородных поездов от Савелово до Пестово нуждается в обновлении и встряске. Личное наблюдение. Поездом Сонково — Савелово прибыло 30 человек на два сидячих вагона. Суббота — не самый пиковый день. На Углич посадка вышла порядко 25-30 человек на те же два вагона. Не исключаю, что почти все едут до Калязина. В сезон и пиковые дни — эти цифры можно смело умножать на два, а то и более. Летом это рыбаки, дачники. По воскресеньям и пятницам — студенты, которые живут в Кашине, Калязине. Сюда давно нужно более удобное сообщение и желательно с ускорением, но пока, увы. У городов таких как Кашин, Калязин и Углич — есть большой потенциал, чтобы стать туристическими точками, что сейчас в моде.
А мы отправились в Белый Городок, о чем будет отдельный рассказ. В тех краях я тоже очень давно не был и пора наверстывать упущенное. Но мы вернемся в Савелово. Здесь за время нашего отсутствия на станции случился затык — не было свободных путей под прием грузовых составов и не было свободных тепловозных бригад. Теперь такая картина более чем реальна на нашей линии. Из-за того, что грузовых поездов стало больше — случаются пробки, не приемы по станции. В день когда я был в Савелово, по стыку проходило около 10 пар грузовых. По сути это главная проблема опозданий электропоездов из Савелово и Дубны в последний месяц — низкая пропускная способность Московской ЖД от Савелово до Дмитрова. Я много раз писал кто в этом виноват и почему, не буду вновь расписывать. Лишь скажу, что такое будет еще как минимум 1.5 года, пока не построят 3 разъезда на МЖД.
Главная цель из-за чего мы вернулись на станцию — северный 2ТЭ116, который должны были загонять под состав. Вообще локомотивы с Северной ЖД уже не редкость в Савелово — 2ТЭ116УД основные машины на нашем ходу до Сонково наравне с 2ТЭ25КМ. Я еще помню моменты когда сюда забегали 2ТЭ10В, 2ТЭ10М/У из Иваново, Печор. Но это было давно. 2ТЭ116 в Иваново появились относительно недавно и большинство машин работают с ПМС. В поездной работе было замечено лишь 3-4 тепловоза из 10. Вот такой один забрел и к нам в Савелово, а раз птица редкая — надо чтобы была в архиве. Мы приехали вовремя, тепловоз как раз менял кабину и маневрировал под состав.
Это я говорил, что в Савелово все снял. Как оказалось — еще не все и иногда бывают интересные объекты. На втором пути скучал еще один 2ТЭ116 в ожидании бригады. Совершенно внезапно за этот день встретилось аж две старых машины — теперь это редкость.
На этой ноте я попрощался с Сашей и побежал на электропоезд до Москвы. Ждать отправления грузовых было бы нелогично, ибо световой день теперь короткий. К слову, только заметив меня с камерой утром, к обеду по станции везде было посыпано песком, забавно вышло.
Я первый раз увидел в Савелово по станции сразу три тепловоза и лишь один электровоз. Обычно, всегда был дефицит машин ОКТ, теперь наоборот.
По пути мне попалось еще 3 грузовых на Савелово по Талдому, Вербилкам и Дмитрову. После узнается, что составы копились и в Белом Городке, Скнятино, Кашине. Чую такое движение — была небольшая репетиция нового графика.
На сегодняшний день в Савелово доделывают вытяжные тупики и в целом, движение немного утихло. Предварительно, объем перевозок хотели увеличить до стабильных 8-10 пар, что почти равно движению в Волоколамске — там стабильно пар 10-13.
Будет ли второй этап строительства в Савелово — неизвестно, как и второй этап всего проекта. Сейчас сданы почти все разъезды (кроме Дуневки и 50 км), провели много, где капитальный ремонт пути, мостов.
Савеловская Магистраль теперь не та дорога, которая была заповедная, деревянная. Теперь это маленький организм грузовых перевозок в направлении Санкт-Петербурга. Благодаря этому внезапно оживает Савелово, перестраивают станцию Хвойная и там же строят новое депо, в котором скорее всего будет свой приписной парк. Я буду в глубине души надеяться, что эта стройка даст хоть небольшой толчок в развитии и пассажирских перевозок, знаю что людей не так много, но участками можно развивать и нужно.
Что касается станции Савелово — это была последняя глава именно со строительством станции. Больше не вижу смысла о чем либо писать, рассказывать — почти все сделано. В рамках нашего сообщества и этого блога, время от времени буду снимать жизнь станции и окрестностей. Я знаю, что часто гуглят мой блог по запросу строительства и прочего, надеюсь этот пост станет полезным.
Источник:
Савеловская Магистраль
Парки и памятники, улицы
Памятник сапожнику
Адрес: ул. Кирова, д. 18
Памятник сапожнику открыли в сентябре 2014 года по инициативе местных жителей. Именно Кимры славились своими сапожниками с XVII века.
Для создания памятника был открыт благотворительный фонд под руководством А. Андреева и В. Суковатицына. В течение 2,5 лет фонд собрал необходимые денежные средства за счет предпринимателей, предприятий и пожертвований частных лиц.
Над созданием памятника работал член Союза художников России Самвэл Сарданян.
Считается, что это единственный памятник сапожнику на территории России.
Памятник самолету ТУ-124
Адрес: улица 50 лет ВЛКСМ
Кимры являются родиной А. Н. Туполева. Он был выдающимся инженером в области самолетостроения. Благодаря ему, были разработаны более 100 типов гражданских и военных самолетов. Его изобретения являются образцом отечественной авиации для многих зарубежных инженерных бюро.
Самолет ТУ-124 стоит на противоположном берегу Волги, недалеко от авиационного завода. Он был в 1984 году подарен конструкторским бюро А. Н. Туполева жителям города Кимры. Самолет самостоятельно долетел до города, а от аэродрома «Борки» его отбуксировали к мосту через Волгу.
Первые годы это был популярный памятник у местных жителей. Они фотографировались здесь, устраивали встречи. Но в 90-х года самолету нанесли ущерб вандалы. В настоящее время администрация работает над восстановлением внешнего облика самолета.
Набережная Фадеева
Улица Фадеева – самая старая улица в городе Кимры. До революции она называлась Набережной. С 60-х годов ее стали называть Набережной Фадеева в честь автора книги «Молодая гвардия».
Прогулку по набережной лучше начинать с 1-го дома, в котором размещалась гостиница «Чайка». Дом построен в середине XIX века и принадлежал семье Черниговских. Они основали гостиницу в своем доме, развивали пожарное дело в городе. В советское время гостиница стала государственной.
Ранее за гостиницей стоял деревянный дом. В нем проживали торговец М. И. Пономарев, врач И. И. Пономарев и их сестра О. И. Пономарева. Врачом Иваном Ивановичем Пономаревым в годы его жизни было вылечено много жителей города Кимры. Свою медицинскую практику он проводил только дома и не покидал его. Но семью ждало грустное завершение. Никто из них не имел детей, поэтому со смертью братьев и сестры род прекратил свое существование. Дом был разобран в конце 70-х годах прошлого века.
Дом №4 принадлежал богатым торговцам Шквариным. Братья владели пароходом с баржами и торговали на нем по Волге. Дом имел площадку, с которой братья могли смотреть на концерты музыкантов на набережной. Но с приходом советской власти торговля у братьев прекратилась, в доме устроили госпиталь, а затем отряд милиции.
В доме №6 на первом этаже проживал купец Рыбкин, а второй снимал агент пароходной компании. В гостях у хозяев бывал известный писатель Салтыков-Щедрин. Но достоверных сведений о его проживания в городе Кимры не осталось.
Сохранился дом 39, который теперь угловой с улицей Ленина. Принадлежал он кожевеннику В. М. Крюкову. При советской власти в доме устроили коммунальные квартиры.
В доме № 11 на первом этаже жила семья Фальчевских, а на втором – актриса А. М. Зайцева.
Исторические постройки после пересечения набережной улицей Радищева не сохранились.
Общие сведения
В настоящее время в Кимрах есть несколько десятков больших и малых предприятий. Среди них выделяется Савеловский станкостроительный завод — крупное предприятие по производству высокотехнологичных и наукоемких станков. Есть предприятия по металлообработке, деревообработке, высокотехнологичному приборостроению, швейной и обувной промышленности.
В 2013 году в Тверской области был запущен проект – «Сохранение и использование культурного наследия в России». В рамках этого проекта в Кимрах решили воплотить в жизнь программу «Столица сапожного царства». В Кимрах ежегодно проводится фестиваль исторической реконструкции
«Былинный берег». Задачей фестиваля является освещение культуры и традиций древнерусского государства и воспроизведение различных исторических событий.
Название старинного города Кимры у всех на слуху. Город имеет славное историческое прошлое и большое количество архитектурно-исторических памятников. Но в целом у города пока судьба большинства небольших провинциальных старинных городков. Мало просто говорить о «седой старине» — надо вкладывать деньги для её сохранения и делать это планомерно, из года в год. Увы, пока власти города в этом не преуспели. Много уникальных старинных объектов находится в удручающем состоянии. А ведь Кимры могут стать такой туристической конфеткой — пальчики оближешь!
Церкви и Храмы
Храм Вознесения
Адрес: Каляевский пер., д. 2 Телефон: +7 (48236) 31753 Сайт: vozneseniekimry.ru Режим работы: 09:00-14:00 пн-чт, 09:00- 19:00 пт-вс, 14:00- 16:00 перерыв
Колокольня храма видна практически из любой точки города. Построен он был в 1813 году вместо двух сгоревших деревянных церквей. С тех пор он подвергался переделкам, но сохранил свой общий облик.
Храм возводили на средства прихожан и купцов Башиловых. Благодаря купцам, позже в храме расширили трапезную, добавили украшения, обустроили иконостас и реконструировали колокольню. Братья после своей смерти завещали средства на содержание храма.
Долгое время в храме хранилась грамота XVII века. Она была подписана царями Иваном и Петром и выдана боярину Салтыкову. Но в начале этого века грамоту передали в Тверские музеи.
Кроме грамоты в храме хранился серебряный крест графини Самойловой, икона Дмитрия Солоунского, образ Спасителя и Знамение Божьей Матери.
На время советского правительства храм был изъят и использовался как склад Кимроторга. Статус храма был возвращен только в начале 90-х годов.
Преображенский Собор
Адрес: ул. Урицкого, д. 65 Телефон: +7 (48236) 31970 Сайт: kimry-sobor.ru Режим работы: 08:00-12:00 пн-пт, 07:3019:00 сб-вс
Строительство храма началось в 1902 году, а завершилось в 1911. В этот период не успели построить каменную колокольню, а после революции советские власти запретили ее достраивать. В 1927 году был подписан документ о закрытии храма. Но с первой попытки у власти не удалось описать имущество. Прихожане в день закрытия окружили церковь и не пустили чиновников. Они обратились за помощью к милиции. После ареста зачинщиков, храм был описан и закрыт.
Поначалу здание использовалась для размещения кустарей, но затем там стали хранить зерно.
Во время Великой Отечественной войны церковь внесла ощутимый вклад в победу, что позволило прихожанам посещать ее после победы над фашистами.
Как Кимры стали столицей сапожного царства, и что осталось от былой роскоши в наши дни
В наши дни Кимры производят на путешественника весьма гнетущее впечатление. На красивейшие некогда здания, которые разваливаются на глазах, не взглянешь без слез. На вопрос, почему это происходит, местные власти лишь разводят руками: нет денег. Да, когда местным бюджетам не хватает финансов на выплату зарплат бюджетникам, необходимый ремонт городской инфраструктуры и поддержание социальной сферы, тут уже не до реставрации старинных зданий, хватило бы на людей.
Особняк купца Теплова (ул. Кирова, 5)
Кимры, которые стоят на высоком волжском берегу у места впадения речки Кимрки в Волгу, в старину называли Кимра. Река Кимрка делила поселение на две части: центральную Троицкую и заречную Вознесенскую. До революции это было одно из богатейших сел России, своим обликом больше напоминающее город, крупный центр кожевенно-обувной промышленности.
Место впадения Кимрки в Волгу и вид на Вознесенскую сторону
Первые люди появились в этих местах около 12 тысяч лет назад. В X-XI веках сюда пришли кривичи, которые, возможно, ассимилировали живущих здесь мерян. В 1485 году эти земли в составе Великого княжества Тверского были присоединены к Московскому княжеству.
Впервые село Кимра упоминается в грамоте Ивана Грозного от 15 февраля 1546 года. В то время оно состояло в ведении приказа Большого дворца, т.е. было дворцовым и жаловалось особо отличившимся государственным служащим. Владельцами села в XVI-XVIII веках были старицкий князь Владимир Андреевич, князь Фёдор Иванович Мстиславский, князь Алексей Михайлович Львов, боярин Александр Петрович Салтыков, графиня Екатерина Ивановна Головкина (урожденная княжна Ромодановская), графиня Анна Карловна Воронцова (урождённая графиня Скавронская).
Благодаря своему выгодному положению на Волге, Кимры быстро росли. Еще во времена Ивана Грозного на торг в Кимрах прибывали «не только из Переславля, но даже смоляне», крестьяне Песношского, Соловецкого, Белозерского монастырей. К 1635 году в Кимре насчитывалось 104 двора.
Волга в Кимрах. Мост через Волгу был построен в 1974-1978 годах, его длина составляет 905 м, ширина — 20 м, высота — 15 м
Кимры и окрестности издавна славились своим кожевенным промыслом. В начале XVIII века Василий Федорович Салтыков, владевший в то время селом, добился размещения части армейских заказов в Кимрах: кимрские крестьяне поставляли для нужд армии обувь, кожаные мундиры и седла. Кимряки усовершенствовали сапог: поставили его на твердую подошву и укрепили задник. Благодаря этому заказу, сапожный промысел в Кимрах начал стремительно развиваться. По словам шведского путешественника Строленберга, посетившего эти места в 1710 году, «В Кимрах находятся лучшие портные, сапожники, известные по всей России».
Во второй половине XVIII века Кимры стали одним из крупнейших центров российского обувного промысла. Недаром говорили, что «русская армия маршировала по мостовым Парижа в сапогах кимрского производства». В знак признательности за поставку обуви в армию в 1812 году, император Александр I пожаловал селу батарею пушек, из которых впоследствии стреляли в праздничные дни.
Большую роль в развитии села сыграл супруг А.К.Воронцовой граф Михаил Илларионович Воронцов. Благодаря ему в Кимрах начала активно развиваться торговля, на Соборной площади были построены каменные торговые ряды. В начале XIX века кимряки также стали заниматься торговлей хлеба по Волге и, разбогатев на этом, стали вкладывать деньги в сапожное ремесло, тем самым способствуя его дальнейшему развитию.
В 1847 году графиня последняя владелица села Юлия Павловна Самойлова, которая в основном жила за рубежом, продала Кимрскую вотчину в казну. Кимрские крестьяне вместе с прилегающими деревнями воспользовались ситуацией и выкупили себя с землёй и строениями за 495 тысяч рублей (немалую по тем временам сумму) с рассрочкой на 37 лет и 6 % годовых.
Кимрские сапожники и башмачники делились на два разряда. К первому разряду принадлежали владельцы крупных мастерских. Второй разряд составляли жители села, шившие обувь на дому и сбывающие её на субботних базарах. Вокруг Кимр образовалось настоящее «сапожное царство» площадью 1500 квадратных километров. В XVIII веке обувной промысел активно развивается в расположенном недалеко от Кимр Талдоме.
Иллюстрированная карта Европейской России, 1896 год. Кимры обозначены крестом. Источник: retromap.ru
Большой популярностью пользовалась обувь производства Столяровых. Изготовленные ими сапоги получили высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году. Выданный диплом давал им право на внутренней стороне голенища ставить личное клеймо. В 1907 году “Товарищество Н.А.Столярова с сыновьями” основало обувную фабрику «Якорь». В 1916 году здесь было выпущено 200 тысяч пар обуви.
Перед Первой мировой войной в Кимрском уезде и прилегавших волостях Кашинского и Калязинского уездов насчитывалось более 16 тысяч сапожников. Объемы выпускаемой продукции поражали: около 2,5 миллионов пар обуви в год! Говорили: «Кимряк из глины сапоги слепит». Уникальную коллекцию кимрской обуви XVIII-XIX веков можно увидеть в местном краеведческом музее.
Сапожник за работой. Экспозиция Кимрского краеведческого музея. Фото с сайта музея muzeykimry.ru
Кимрские ярмарки были одними из самых крупных в Тверской губернии. Каждую неделю на них съезжалось до 20 тысяч человек. Конечно, самым ходовым товаром была обувь. Обычно её продавали оптом скупщикам — “налимам”, как их называли, которые затем перепродавали её значительно дороже по всей России.
Базарный день, 1917-1930 годы. Источник: pastvu.com
Своим городским обликом Кимры обязаны большому пожару 1859 года, в котором погибла почти вся деревянная застройка. Император Александр II распорядился выделить на восстановление села 18 тысяч рублей без возврата и заем в 14 тысяч. Страховые премии составили 27 тысяч рублей. Кимры получили регулярный план застройки, хотя это была привилегия городов. Однако менять свой статус на городской кимряки не спешили, дабы не платить более высокие по сравнению с сельскими налоги.
Панорама села Кимры с колокольни Троицкого собора, 1913-1917 годы. Источник: pastvu.com
Вид с колокольни Троицкой церкви, 1900-1903 годы. Источник: pastvu.com
Вид с колокольни Троицкой церкви на реку Кимрка, 1915-1938 годы. Источник: pastvu.com
Там, где сейчас находится красно-белое здание Кимрского театра дамы и комедии, прежде стоял холодный пятиглавый Покровский собор. Он был возведен в 1816-1825 годах на месте сгоревшей при пожаре в 1807 году одноименной церкви в стиле барокко, построенной итальянскими зодчими. Ближе к реке Кимрке стоял зимний одноглавый Троицкий собор с колокольней, 1829-1833 годов постройки. По словам авторов издания «Европейская Россия» 1913 года, Большая Соборная площадь в Кимрах могла быть украшением любого губернского города, и даже столицы.
Храмовый комплекс. Собор Покрова Пресвятой Богородицы и собор Троицы Живоначальной, 1903 год. Источник: pastvu.com
Троицкий и Покровский собор, вид с Волги, 1867 год. Источник: pastvu.com
Покровский собор закрыли в 1930 году, в 1936-м взорвали. На его месте возвели Клуб промкооперации, в 1980-е годы — существующее ныне здание Театра драмы и комедии. Троицкий собор после закрытия использовали в качестве зернохранилища, в 1936 году его планировали перестроить под музей, но в 1937-м разобрали на кирпичи. Сейчас на его месте расположены частные жилые дома.
Кимрский театр драмы и комедии был образован в 1942 году в результате объединения эвакуированных Ржевского и Торжокского театров
На Вознесенской стороне находится храм Вознесения Господня. Он был построен был в 1813 году на средства прихожан и братьев Башиловых, на месте стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Был закрыт в 1941 году, после чего в нем разместился маслобойный завод, затем — склады Кимрского торгового общества. В 1990 году он был передан верующим, началась реставрация.
Храм Вознесения Господня и Вознесенская часть Кимр
Три собора создавали прекрасную перспективу, отмечая устье Кимрки.
Вид с колокольни Вознесенского храма на г. Кимры. 1903 год. Фото М. П. Дмитриева. Источник: pastvu.com
В 1902 году в Кимрах началось строительство Спасо-Преображенского собора, которое закончилось в 1911 году. Он был закрыт в 1929 году, служивших в нем священников расстреляли. В здании бывшего храма разместился клуб кустарей, затем зернохранилище. Однако в 1947 году по просьбе верующих богослужения в нем возобновились.
Спасо-Преображенский собор в Кимрах (ул. Урицкого, 65). Источник: Википедия
Всего же до революции в Кимрах было шесть православных храмов, а также подворье Ильинского Свято-Троицкого женского монастыря. До наших дней сохранились только два из них: Спасо-Преображенский собор и храм Вознесения Господня. Здание подворья ныне перестроено, в нем размещаются разные учреждения и магазины.
12 октября 1912 года на Соборной площади (ныне Театральная площадь), приблизительно там, где сейчас разбита клумба, был установлен памятник императору Александру II: Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II посетил Кимру в 1837 году.
Памятник Царю Освободителю Александру II, 1912 год. Источник: pastvu.com
В 1914 году на Соборной площади на месте обветшавшего «воронцовского» гостиного двора был возведен Новый Гостиный двор в неорусском стиле, напоминающий московские Верхние торговые ряды (ГУМ) в миниатюре. Чуть ранее, в 1909 году на месте старых лавок были построены кирпичные торговые ряды.
Новый Гостиный двор и Торговые ряды на Соборной площади, 1914-1917 годы. Источник: pastvu.com
Увы, в наши дни от Гостиного двора и Торговых рядов остались руины.
Руины Гостиного двора (до обрушения)
Руины Гостиного двора и Торговых рядов (фото сделано в 2014 году, еще до обрушения)
В 1890 году численность населения Кимр превышала 6 тысяч человек, в 1916 году — 20 тысяч. Разбогатевшие кимряки приглашали знаменитых архитекторов и строили дома «как в столицах». В отличие от весьма бедных крестьян Тверской губернии, они были людьми обеспеченными, щеголями и вообще жили на широкую ногу. Возможно, отсюда идет знаменитая поговорка: «Пьян как сапожник».
Большая улица (ныне ул.Володарского), 1890-1908 годы. Источник: pastvu.com
Ильинская улица (ныне ул.Урицкого) у домов Наумова (№6) и Собцова (№5), 1914-1917 годы. Источник: pastvu.com
Улица Троицкая, 1890-1907 годы. Источник: pastvu.com
В марте 1871 года в Кимрах был учрежден «Кимрский сельский общественный и братьев Мошкиных банк», ставшим первым в Российской империи сельским банком. К 1916 году в Кимрах работали два банка, казначейство, кредитное товарищество; насчитывалось 4 училища, 2 министерские школы, 5 земских школ; имелись богадельни, пожарное депо, электростанция, водопроводная система, библиотека-читальня, ночлежные дома, почтамт.
Кимрское Троицкое общество трезвости. Чайная. Угол Конной и Ильинской улиц. 1906-1911 годы. Источник: pastvu.com
В 1900-1902 годах была построена Савеловская железная дорога, соединившая Москву с расположенным на противоположном берегу Волги селом Савёлово (ныне входит в состав города Кимры). В 1915 году в Савёлове открыли железнодорожные мастерские по ремонту подвижного состава узкоколейных железных дорог.
Станция Савелово, 1910-1917 годы. Водонапорную башню снесли в 2000-х годах якобы по причине появившейся в кирпичной кладке трещины, а здание вокзала обито сайдингом в серо-красных цветах РЖД. Источник: pastvu.com
В годы Первой Мировой войны крупные производители организовали в Кимрах Военно-промышленный комитет, поставлявший обувь на фронт. В городе также был организован Комитет по устройству госпиталей имени торговцев и промышленников села Кимры, который возглавил Василий Николаевич Серепьев, предоставивший свой дом для госпиталя Всероссийского земского союза.
Госпиталь Всероссийского Земского союза, 1915 год. Источник: pastvu.com
3 (16) июня 1917 года село Кимры указом Временного правительства получило статус города.
В годы Гражданской войны фабрика “Якорь” продолжила выпускать обувь, в основном армейского образца. За это время было изготовлено 300 тысяч пар обуви. В 1923 году за заслуги перед Красной Армией она была переименована в “Красную звезду”. В годы Великой Отечественной войны на «Красной звезде» было выпущено 3 миллиона пар обуви, включая 1 миллион солдатской. Знаменитые кирзовые сапоги изготовлялись, в том числе, и в Кимрах.
В Кимрах родился советский писатель А.А.Фадеев, село Пустомазово близ Кимр — родина авиаконструктора А.Н.Туполева. Прославились Кимры и своими самобытными художниками. Скульптор-самоучка И.М.Абаляев (1901-1941) создавал наивные скульптуры малых форм, многие из которых изображают кимрских кустарей. Работы представительницы наивного искусства бабы Любы — Любови Михайловны Майковой (1899-1998) завораживают своими образами и красками. Их работы можно увидеть в Кимрском краеведческом музее.
В настоящее время Кимры — районный центр в Тверской области с населением менее 45 тысяч жителей. Остатки былой роскоши некогда богатейшего села можно увидеть и в наши дни.
Дома по улице Володарского
Здание Общественного банка (1912 год) и главный дом городской усадьбы 2-й пол. XIX века — гимназия Собцовой (ул. Володарского, 24, 26)
Дом в стиле модерн (ныне — отделение связи, ул.Володарского, 18)
Бывший купеческий клуб А.Н.Наумова (ул. Урицкого,4/6) и дом постройки 1913 года (Майская пл., 6/4)
Дома по улице Кирова
Конечно, в Кимры стоит ехать: архитектура Кимр — это прекрасный образец провинциального модерна. Нужно торопиться посмотреть то, что пока еще не разрушено временем и людьми.
Дома братьев Лужиных (фото 2014 года, до реставрации; ул.Кирова, 28а-б)
Дом врача Н.А.Жардецкого (ул. Кирова, 3 )
Дом торговцев Серепьевых (ул. Кирова, 23)
Но только очень грустно оттого, что некогда богатейшее село превратилось в город, название которого ассоциируется больше с разрухой, наркотиками и криминальной хроникой. Но это беда всей нашей страны…
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Достопримечательности в окрестностях
Зооцирк Колкуново
Адрес: Кимрский район, д. Плешково Телефон: +7 (495) 7369486; +7 (916) 7369449 Сайт: kolkunovo.ru Режим работы: круглосуточно Как добраться: из города Кимры двигаться 17 км в сторону деревни Плешково. Комплекс находится на выезде из деревни.
На территории комплекса «Колкуново» работает контактный зоопарк с лошадьми, пони и другими животными.
Взрослые могут заняться водными видами спорта, посетить баню, заняться рыбалкой.
Для проживания доступно несколько домов с вместимостью от 2 человек до 10.
НЛО Парк
Адрес: д. Плешково, Ленинский пр., д. 72/2 Телефон: +7 (495) 7369486 Режим работы: круглосуточно Стоимость: 550 рублей – комплексный билет; 250 рублей – для детей старше 3-х лет Как добраться: из города Кимры двигаться 13 км в сторону деревни Плешково
Крупный парк развлечений открылся в пригороде города Кимры в 2014 году. На территории работают разнообразные детские аттракционы, обустроены игровые площадки, веревочный парк для взрослых и малышей, есть бассейн, зоопарк.
В зоопарке представлены домашние и экзотические животных. Парк занимает большую территорию, поэтому многие животные обитают в лесу, в комфортных условиях.
Парк стоит на берегу пруда, где можно порыбачить или поплавать на катамаране.
Отдохнуть после прогулки можно в небольших кафе, которые равномерно распределены по комплексу.
Музей гадов
Адрес: п. Волжский, ул. Восточная, д. 4А Телефон: +7 (48236) 79348 Сайт: muzey.gadovo.ru Режим работы: 08:00-16:00 вт-пт, 11:00-16:00 сб, вс, пн — выходной Как добраться: ехать 30 км от города Кимры по шоссе Кимры – Белый Городок
Волжский носил прежде название Гадово. По одной из легенд, этот поселок является родиной героя сказок Змея Горыныча. По другой версии, в этом поселке всегда водилось большое количество змей. Но из-за неблагозвучного названия в 60-х годах Гадово переименовали в Волжский.
Сейчас в экспозиции музея представлены змеи из разнообразных материалов. Посещать его лучше всего с детьми. Для них устраивают различные мероприятия, рассказывают об истории края, о змеях и как себя вести.
В здании музея работает кафе в русском стиле.
Церковь Иерусалимской Божьей Матери
Адрес: п. Белый Городок Телефон: +7 (48236) 3-92-98 Сайт: hram-belogorodok.ru Как добраться: двигаться по шоссе Кимры – Белый Городок 20 км
История церкви тесно связана с иконой Иерусалимской Божьей Матери. По легенде, чудотворную икону написал евангелист Лука. Хранилась икона у правого клироса.
После революции храм закрыли. В 90-х годах образовалась религиозная община, которая добилась открытия храма и восстановления церкви.
Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).