Прекрасный Поволжский город, расположенный на полпути между Казанью и Самарой, станет замечательным местом для проведения отпуска. Саратов считается значительным промышленным и культурным центром в масштабах страны, входит в TOP-10 рейтинга Forbes для российских городов по инвестиционной привлекательности. Основанный в 1590 г. на месте Ордынской крепости полис, имеет богатую историю. Достопримечательности Саратова, фото и описания которых представлены в статье, ежегодно привлекают в город десятки тысяч туристов.
Общие сведения и история Саратова
Ныне можно считать твердо установленным фактом, что Саратов основан в 1590 году. В 1580-е годы на средней и нижней Волге появляются первые города-крепости, призванные защитить речные караваны от казаков и кочевников: в 1586 году — Самара, в 1589 году — Царицын. А в следующем году князь Г. О. Засекин и боярин Ф. М. Туров начинают строительство новой крепости и называют ее «сары тау», что в переводе означает «желтая гора».
Сложнее обстоит дело с определением местонахождения старинного Саратова. Первый Саратов просуществовал недолго и был уничтожен в 1613 году — разорен и сожжен либо осадившими город кочевниками, либо отрядом мятежного авантюриста Заруцкого, сторонника Лжедмитрия, противостоявшего центральной власти. Только в 1617 году Саратов был возобновлен на луговой стороне, на левом берегу Волги в устье малой речки Саратовки — в полутора километрах выше современного Энгельса.
В XVII веке Саратов являлся крупным торговым центром, через который шел торговый путь на Москву и другие города. В XVIII веке Саратов становится крупным торгово-купеческим и административным центром, главным городом Поволжья по торговле солью и рыбой.
В начале XX века Саратов был самым крупным по численности населения городом на реке Волге. Вплоть до 1990 года Саратов был закрыт для посещения иностранцев, потому что в городе работало много предприятий, обеспечивающих военную промышленность, а также выполняющих заказы для космической промышленности. На сегодняшний день Саратов – это крупный культурный, образовательный, промышленный и развлекательный центр в Поволжье.
Климат и экология Саратова
Климат Саратова умеренно континентальный с небольшими отклонениями от нормы. Зима обычно холодная, с обильным снежным покровом. Иногда случаются оттепели и резкие скачки температуры от -20 до 0. При увеличении скорости ветра начинается снежный буран, в котором видимость порой падает до 10 метров. В феврале и марте бывают снежные заносы, из-за которых перекрывают много трасс. Волга полностью замерзает в середине декабря, а очищается ото льда только в конце апреля.
Весна чаще всего ранняя, но иногда в мае отмечается понижение температуры, после которого следует резкое потепление. Почти всю весну идут дожди, но ближе к лету устанавливается солнечная теплая погода. Лето обычно жаркое и сухое, дождей мало, однако были года, когда почти два месяца шли дожди, порою такие же сильные, как и тропические.
В городе много зеленых парков и скверов, клумб и красивых фонтанов, где можно отдохнуть от городской суеты.
Набережная Космонавтов
В Саратове повышенный уровень подземных вод, из-за этого в середине города периодически опускается асфальт. В Волжском районе есть речка, на сегодняшний день заключенная в коллектор и ранее протекавшая по руслу Глебучева оврага.
Из-за обилия заводов в Саратове посредственная экология. В последние десятилетия наблюдается сильное загрязнение атмосферы и водной среды различными источниками выбросов. В год общее количество выбросов достигает 300 тыс. тонн загрязняющих веществ. Свою долю вносят автомобили, которые в большинстве случаев не соответствуют экологическим нормам.
В 12 км от Саратова в селе Докторовка Татищевского района есть военный полигон хранения радиоактивных отходов . В этом же районе располагаются несколько ракетных шахт. Поэтому с уверенность можно сказать, что экологическое состояние Саратова – критичное.
Зачем нужны набережные?
В отличие от многих других волжских городов, Саратов плотно «сидит» на Волге и ориентирован к ней.
Есть несколько участков набережных разных периодов. Например, в сталинском духе с зеленью и лавками:
Несколько лет назад её ремонтировали, в навигацию зачем-то вставили аэропорт. Или это тонкая шутка, что из Саратова хочется сбежать даже во время прогулки? В любом случае, указатель показывает на старый аэропорт, который выводят из работы.
Тут несколько ярусов, про доступную среду опять же можно забыть.
Вдоль забора ГРЭС относительно недавно возвели новый участок для соединения набережных. Связанность — штука нужная, но вот получился кусок асфальта вдоль двух заборов:
Оживить место пытаются хотя бы граффити, но работает слабо:
Местами тротуар почти полностью пропадает, зато есть велодорожка! Запомните: велодорожки нужны на улицах, где есть опасность машин. В парках и на набережных велодорожки скорее провоцируют конфликты. Если стоит выбор между широким тротуаром и велодорожкой, то однозначно нужно делать тротуар.
Ещё было бы неплохо заделать ямы.
Тут не хватает контакта с водой, навесов с тенью и от дождя, точек притяжения и хоть каких-то активностей. Пока единственное место, которое хоть как-то привлекает людей — скейт-парк.
Но вишенка на торте — последняя очередь набережной!
Её пробили через гаражи и полосу отвода жд ветки, сами пути просто убрали.
Проход к домам через калитку:
Это может показаться ужасом, но тут хотя бы можно пройти к застройке, в гаражах появляется бизнес и можно хранить лодки. Благоустройство убогое, никто не думал о привлечении людей, но есть, с чем работать.
Оригинал:
Хохловская площадь, Москва
Дешёвая копия:
Население Саратова
Согласно последний статистическим данным на 01 января 2014 года население города составляет 841 тыс. человек.
Что касается соотношения численности населения по полу, в данное время продолжительность жизни мужчин на 13 лет ниже, чем женщин. Такое преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 20-24 летнего возраста.
Если распределять население по районам города, то самый плотнонаселенный район – это Ленинский, в нем проживает 270 тыс. саратовцев. В Заводском и Кировском районах почти одинаковое количество людей: соответственно 190 и 192 тысяч человек.
Саратов. Консерватория
Вплоть до 1990 года, пока город был закрыт для посещения иностранцами, основное население состояло из русских и татар. После распада Советского Союза и открытия границ города в Саратов хлынул большой поток беженцев из Узбекистан, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Туркмении. На сегодняшний день в Саратове проживает около 135 национальностей. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года второй по численности национальностью в городе являются татары.
Районы и недвижимость Саратова
Город делится на шесть административных районов: Волжский, Фрунзенский, Октябрьский, Кировский, Ленинский и Заводской.
Карта Саратова
Волжский район
Район образован 26 октября 1934 г. Здесь находится основная часть памятников города и его архитектурных ансамблей, более 70 из них — федерального значения. Визитная карточка Волжского района — Набережная Космонавтов. Среди интересных мест можно отметить Театральную площадь — главную площадь города, парк «Липки», где любят гулять все люди без исключения. Летом «Липки» наполняются любителями беспроводного интернета – по парку организовано вещание Wi-Fi сети .
Парк Липки
Новая изюминка Волжского района – 38-этажный дом «Елена» на Предмостовой площади. На «Саратовском небоскрёбе» расположена смотровая площадка, сам дом виден даже из Энгельса.
Строительство Елены
Волжский район — прицентральный район города, в его состав входит несколько подрайонов:
- Юбилейный (Новосоколовогорский посёлок) — спальный микрорайон, в разговорной речи более известный как «Юбик», «Юбилейка». Население в основном живёт в высотных домах, но по направлению к посёлку Зональному часто встречаются массовые застройки коттеджей.
- Поселок Зональный – дачно-коттеджный район, разговорное название – «Зоналка». В основном оживает летом, в период отпусков, но и в зимнее время не выглядит пустым.
- В Глебучевом овраге образовался самостоятельный микрорайон из частных домов. Некоторая часть из них сгорела, а те, которые остались, образовали трущобы. Из-за того, что там практически никто не ездит, вся территория поросла высокой травой, а дороги пришли в абсолютную негодность. Соседство с коллектором и образовавшимся в результате его прорыва болотом добавляет оврагу мрачности и запущенности. В народе про овраг ходят плохие слухи, и поэтому люди ходят через него с осторожностью.
Приобрести недвижимость в Волжском районе можно по цене 2,2 млн. рублей за 2-комнатную квартиру с пластиковыми окнами и железной дверью. В новостройках цена может повышаться до 1,5 млн. рублей сверх рыночной цены.
Фрунзенский район
Крупный индустриальный район, научный и культурный центр. Самые известные места – Государственная консерватория, проспект Кирова — «Саратовский Бродвей» с расположенными на нем офисами и магазинами, здания Крытого Рынка и Цирка имени братьев Никитиных, магазин «Детский мир».
Проспект Кирова
Во Фрунзенском цены на жилье начинаются с 2,4 млн. рублей за 2-комнатную квартиру со всеми удобствами. Предел цены находится в диапазоне 8-10 миллионов за 4-комнатную квартиру.
Октябрьский район
Октябрьский район — это центральная и прицентральная части города, отсчитывает свою историю с 25 марта 1917 г., когда был образован Железнодорожный район. 2 марта 1920 г. он был переименован в Первый, а 15 декабря 1934 г — в Октябрьский.
В этом районе сосредоточено большинство лечебных учреждений города, в этом же районе находятся 5 высших учебных заведений, и любимое место отдыха жителей Саратова – Городской парк культуры и отдыха имени Горького, в обиходе – Горпарк.
Горпарк
Стоимость 2-комнатной квартиры с железной дверью и пластиковыми окнами составляет в среднем 1,7 млн. рублей. Жилье в новостройках на 100-200 тысяч дороже рыночной цены.
Кировский район
Самый большой район города, численность его населения около 129 тыс. чел. В районе расположены ж\д вокзал, автовокзал, аэропорт. Здесь же собраны все высшие учебные военные заведения города: Саратовский военный институт внутренних войск МВД России, Саратовский военный институт биологической и химической безопасности и Военный институт повышения квалификации специалистов мобилизационных органов ВС РФ.
Кировский район Саратова
Также в составе Кировского района выделяют микрорайон СХИ, с находящимся в нем военкоматом; далее находящиеся чуть ниже два весьма обширных микрорайона с закрепившимся в народе названием – Шанхай 1 и Шанхай 2, где в основном находятся частные дома. Микрорайоны граничат со СХИ и расположены от улицы Осипова и до улицы Рахова, с востока ограничены улицей Симбирской, с запада улицей Танкистов. Развлекательной инфраструктуры нет. Своё название получили из-за тесного нагромождения домов друг на друга, иногда даже соприкасающихся крышами. Эти районы понемногу превращаются в трущобы из-за своей неухоженности.
Ленинский район
С входящими в него спальными микрорайонами Солнечный и Северный, микрорайонами ВСО и Елшанка, а также так называемой «Молочкой» является, по сути, северо-западным краевым районом Саратова. Численность жителей Ленинского района около 269,8 тыс. чел. Образован район 2 октября 1945 года. Примечательным в районе является торговые и «Атрио».
Ленинский район Саратова
ВСО и Елшанка ничем не выделяются, это обычные жилые районы, включающие в себя как 5-этажки, так и высотки. На окраине Елшанки есть . Микрорайон Северный отличается обилием многоэтажек, как старой постройки, так и новой. Солнечный – полностью новый микрорайон, построенный по современным технологиям. Квартиры там просторные, с удобствами. «Молочка» — микрорайон, расположенный перед поселком «Солнечный». Дома в основном 5-этажные и высотные, но встречаются и частные. Через «Молочку» проходит маршрут 11 трамвая, который зимой часто застревает там из-за неочищенных в посадках рельсов.
Новые высотки в Ленинском районе
В Ленинском районе стоимость квартир начинается с 2 млн. рублей за двухкомнатную квартиру и доходит до 11 миллионов за 4-комнатную квартиру в посёлке Солнечный.
Заводской район
Образован 7 сентября 1936 г. под названием Сталинский. В ноябре 1961 г. переименован в Заводской – в соответствии с названием в нем располагается ряд крупнейших заводов города. В район вошли 16 посёлков: Нижняя Стрелковка, Калашникова, Рейник, Увек, Рокотова, Князевка, Тепличный, Верхняя Стрелковка, Углёвка, Комсомольский, Шарковка, Воробъёвка, Юнгеровка, Лесопильный, Юриш, Заплатиновка, Муравлёвка.
Пролетарка. Заводской район Саратова
На сегодняшний день разделения между поселками нет, но некоторые названия, такие как Увек, Комсомольский и Тепличный, сохранились в названии остановок и в разговорной речи. Поселок Тепличный в обиходе называют «Тепличкой», а Комсомольский – «Комса».
Нефтеперерабатывающий дал название всему микрорайону вокруг него. Дома там в основном частные, вперемешку с 5 этажными «сталинками» и «хрущевками». Район – типичные трущобы, днем в частном секторе не видно людей, половина частных домов выглядят брошенными, а в некоторых пятиэтажках выбиты стекла и двери в подъездах.
В Заводском районе сравнительно дешёвое жилье по сравнению с другими районами. Стоимость однокомнатной квартиры начинается от 800 тысяч рублей, за 4-комнатную потребуют 7-8 миллионов. Такая дешевая стоимость обусловлена большим количеством старого жилья, и плохой экологией от работающих заводов.
Инфраструктура Саратова: дороги и прочие беды
В следствие плохих дорог в Саратове постоянно возникают пробки. Каждодневные места скопления автомобилей – «Стрелка» и 1-я Дачная. Затор там происходит из-за обилия автобусных маршрутов и узкого моста, на котором автобусы и маршрутки иногда стоят в три ряда, не давая проехать встречному движению. Ещё одно больное место – улица Чернышевского. Пробки здесь бывают в час пик, но подолгу стоять не приходится. Этому способствует и ширина улицы, и многочисленные ответвления прилегающих дорог, по которым можно объехать проблемное место.
Транспорт в Саратове представлен во всех видах: от маршруток до автобусов и электричек. Трамвайные пути связывают Заводской, Кировский и Ленинский районы, это позволяет практически без пробок добраться в желаемое место. Из-за шума и выделения отдельных полос движения трамваи хотят сокращать. Уже убран 12 маршрут, ходивший по улице Большой Горной и дублирующий маршрут 11 трамвая.
Троллейбусы опутали Саратов сетью проводов не меньше, чем трамваи. Основные улицы маршрутов троллейбусов – это Московская, Чернышевская, проспект 50 лет Октября, Тархова и другие. Троллейбусы в силу их независимости от полосы движения сокращать не собираются.
Автобусы не отстают от троллейбусов в охвате территории, а некоторые маршруты охватывают весь Саратов и часть Энгельса. Автобусы в силу устаревания часто ломаются, из-за этого возникают пробки, о которых упомянуто выше.
Маршрутки после обновления автопарка в основном представлены иностранными марками, но водители остались такими же гонщиками, как и были на «Газелях». Поэтому часто на улице Чернышевского можно увидеть, как со светофора стартуют наперегонки два «Мерседеса» или «Пежо». В результате, маршрутки быстро доставляют пассажиров к остановкам и успевают сделать на рейс больше. Пробок из-за маршруток замечено не было.
Электрички летом доставляют дачников на их огороды, а зимой даже используется как альтернатива автобусу. Доехать на них из Елшанки до железнодорожного вокзала будет в разы быстрее, чем на других видах транспорта. Было время, когда на основе электричек хотели сделать лёгкое метро. Проект остался на стадии обсуждения и потом забылся.
Образование в Саратове развито на уровне чуть выше среднего: где-то не хватает детских садов и школ, а где-то их слишком много. В результате получается большая очередь на обучение. В некоторых районах Саратова школ не хватает, а в других их слишком много. Результатом такой неорганизованности являются опоздания учеников на уроки из-за пробок.
Также некоторые школы объединяют в одно здание, как это и произошло со школой №12, здание которой под эгидой партии «Единая Россия» отремонтировали и расширили, а потом «подселили» туда ГЭЛ (Гуманитарно-экономический лицей). Некоторые школы имеют не очень хорошие отзывы по качеству образования и по методам обучения учеников. Несколько таких школ есть в Заводском районе и одна в Волжском.
В Саратове большое количество вузов, а также филиалов вузов крупных городов. Среди них ярко выделяются учебные заведения с юридическими и экономическими специальностями, к примеру, Саратовская Государственная академия права (СГАП), Саратовский Государственный Социально-экономический университет (СГСЭУ). Этим объясняется преобладание данных профессий над другими, не менее важными, но мало респектабельными. Большой популярностью среди поступающей молодежи пользуется классический Саратовский государственный университет.
Саратовский государственный университет
После реформы образования, многие вузы были реструктуризированы и объединены под одним названием. Так, например, Саратовская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии, Саратовская государственная сельскохозяйственная академия им. Н.И. Вавилова и Саратовский государственный агроинженерный университет в 1998 году были объединены, новое учреждение получило название Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова.
В систему здравоохранения населения Саратова входят многочисленные больницы, поликлиники, родильные дома, профилактории, санатории, станции медицинской помощи, аптеки, а также два учебных заведения: медицинский институт и медицинское училище.
Первое впечатление — страдай
В материале о новом аэропорте я подробно рассказал о важности первых впечатлений. Если аэропорт влюбляет в себя своей продуманностью и приятностью, то привокзальная площадь вызывает очень простую эмоцию: надо валить.
Это типичная пост-советская проблема: полвека назад всё закатали в асфальт, но это была большая пешеходная площадь, можно было переходить в любом месте, транспорта было мало и никто никому не мешает. За полвека успели перестроить сам вокзал, но дизайн площади всё ещё остался на уровне 1950-х годов.
1966
У вокзала сквер, вокруг которого одностороннее кольцо. Сам сквер разрезан на две части проездом. Пешеходных переходов к дорожкам от и к вокзалу в нужных местах нет, ноль навигации, а куча маршрутов блокирует целые полосы в ожидании пассажиров.
Единственный короткий проход к вокзалу через сквер — это зебра без светофора через 4 полосы движения. При том ширина полос здесь больше, чем на МКАДе. Идеальные условия для игры в боулинг людьми.
Площадь не работает нормально ни как общественное пространство, ни как транспортный хаб. Прямо комбо, как делать не надо.
В 2021 году тут решили в тестовом режиме поменять схему движения: сделать пешеходные переходы во всех необходимых местах, вернуть двустороннее движение, разнести остановки и сделать навигацию. Ничего радикального не было, аналогичные проекты в Москве у Киевского и Савёловского вокзалов куда смелее.
2018
Цель была простой — проверить решения перед капитальной реконструкцией. Но была полностью провалена общественная кампания, не было согласия среди чиновников города — в итоге тут всё убрали и вернули всё взад. Проект не был идеальным, но вместо анализа проблем тут просто всё свернули. Не жили хорошо, так нечего и привыкать. А вот дорожники заработали на новом асфальте.
Предприятия и работа в Саратове
Промышленность Саратова всегда обеспечивала город всем необходимым. Но с середины 90-х годов заводы начали закрываться и сокращать штат сотрудников. Так, например, ушли в небытие ламповый завод, СНИИМ, станкостроительный завод, маслозавод. Совсем недавно, в 2008-2009, окончательно развалился Саратовский авиационный завод. Его уникальное оборудование пошло с молотка, а огромная территория теперь застраивается домами и торговыми центрами.
На остальных закрывшихся заводах происходит то же самое. На их площадях открываются рынки, на которые идут работать все те работники, которые трудились на заводах до момента сокращения. В результате таких действий Саратов опять превращается в торговый город, каким и был раньше. Половина продукции, которая производилась в Саратове до перестройки, теперь ввозится из других городов, или из-за рубежа.
На данный момент в Саратове остались работать несколько гигантов промышленности. О них пойдет речь ниже.
Саратовское электроагрегатное производственное объединение (СЭПО) основано 14 мая 1939 года, до сих пор является лидером российского агрегатостроения. Это одно из крупнейших предприятий России, производящее электронные и сложные электротехнические изделия, применяемые в различных отраслях народного хозяйства. Значительный объем продукции составляют спецагрегаты для авиационных двигателей. Побочная продукция предприятия представлена холодильниками и морозильниками «Саратов», автомобильными компонентами, авиационными компонентами, дорожной техникой, производством и монтажом печатных плат.
Саратовский нефтеперерабатывающий завод (сокращенное название — ОАО «Саратовский НПЗ») – входящий в группу «ТНК–ВР» – является одним из старейших российских производителей нефтепродуктов и был основан ещё в 1934 году. В последние годы завод углубляет переработку нефти, что позволяет ему увеличить объёмы переработки нефти более чем в 1,5 раза. В настоящее время завод производит более 20 видов продукции и занимает одно из лидирующих мест среди промышленных предприятий региона.
Саратовский НПЗ
Также можно рассмотреть варианты трудоустройства на ОАО «Саратовский подшипниковый , или ОАО «Саратоворгстекло».
В Саратове на сегодняшний день открыто несколько крупных ТЦ, которые предоставляют своим посетителям не только товары на продажу, но так же и большой спектр развлечений. Уместно упомянуть о ТЦ «Триумф-молл Саратов», ТЦ «Арена», ДЦ «Навигатор», ТЦ «Атрио» и ТЦ «Поволжье».
ТЦ Арена в Саратове
Пешеходный каркас
Есть и положительные моменты. Например, в планах сделать огромный пешеходный маршрут через центр города и набережную. Основная часть — проспект Кирова, пешеходный с 1983 года, но недавно тут провели реконструкцию:
было
Стало аккуратнее и ровнее, но вот вопрос билбордов посреди тротуара решить так и не смогли:
Здесь же город начал вводить дизайн-код, но максимально неправильно. Дизайн-код — хороший инструмент для очищения города и подстёгивания конкуренции, но важно вводить его постепенно и плавно, чтобы не ударить по бизнесу. Здесь же заменить вывески потребовали, кажется, примерно за месяц. Обычно же переходный период от одного до трёх лет. В итоге бизнес устроил бунт, и это абсолютно ожидаемо. Важно не только сделать хороший регламент, но и правильно его внедрять.
Ещё тут появилось образцовое казарменное благоустройство: всё параллельно и перпендикулярно друг другу!
Пешеходную улицу потихоньку продлевают и подводят к набережной. Вот площадь Кирова, было:
2018
Стало. Теперь тут большая детская игровая для разных возрастов и тихая зона, даже туалет стоит с бабушкой внутри!
Можно было сделать детскую площадку получше, всё же центр города. Но хотя бы есть зоны для разных возрастов и нет кислотных цветов — могло быть хуже.
Осталось научить коммунальщиков закрывать открытый грунт мульчей, чтобы не было пыли:
Здесь же стоит знаменитый крытый рынок, достопримечательность города. Лично у меня именно он всплывает в голове при слове «Саратов»:
Внутри всё ещё работает рынок, сохранилось много старых деталей, но с налётом советского ремонта:
А вот проблему ларьков вокруг решить не смогли:
2018 2020
В итоге человек смотрит не на красивую архитектуру и достопримечательность, а на коробки ларьков. Говорят, что проблемы пытаются решить, но пока вот так:
Ещё одна работа последних лет — бульвар Рахова:
Вот здесь ларьки вставлены аккуратно и наоборот раскрывают потенциал бульвара — можно купить попить и перекусить, а после посидеть под деревом или в сквере:
Ничего особенного тут нет, просто бульвар сделали аккуратным, с площадками по ходу, фонарями и без растяжек — для Саратова это прогресс.
Вот только проект бросили на полпути: архитекторы заложили несколько уникальных входных групп, нет велопереездов, местами торчат страшные подстанции газовиков. Но главное, что благоустройство не дотащили до фасадов, в порядок привели только бульварную часть.
Криминальная обстановка
Мнения жителей об уровне преступности в городе, расходятся. Одни считают самыми криминальными районами Саратова Заводской (Комса, Квартала) и Ленинский (особенно п. Солнечный). Другие уверяют, что Саратов – самый тихий и спокойный город. Многие вспоминают 90-е годы, когда Саратов входил в десятку по количеству криминальных группировок и авторитетов. Все вспоминают две самые известные и нашумевшие группировки — «чикуновскую» и «наволокинскую».
Братья Наволокины Алексей и Александр имели цеха по производству «левых» вино-водочных изделий. Спирт похищался с винных заводов Азербайджана и переправлялся большими партиями от пяти и более тонн. Младший брат Наволокиных был убит из пистолета «ТТ» в ноябре 1991 года и его группировка стала под главой Чикуна.
Чикунов Игорь родился и вырос в Заводском районе, долго занимался боксом. Чикунов был отчаянным и дерзким, первым затевал ссоры с другими группировками. С ним никто не хотел связываться. Занимался рэкетом и имел прозвище «человек-волк». Многие считали его «крестным отцом» Саратова. Банда Чикуна состояла из бывших афганцев и спортсменов. Под его контролем была половина коммерческих фирм города.
Осенью 1995 года был застрелен конкурент Чикуна — авторитет Игорь Давыдов по прозвищу «Зубан», его убийство было приписано Чикунову. А в ноябре этого же года в здании малого предприятия «Гроза», расположенного на Алтынной горе был застрелен и сам Чикун с десятью членами своей группировки. А в начале февраля 1996 года убивают старшего брата Алексея Наволокина.
В преступном мире Саратова, после смерти крупнейших авторитетов, началась кровавая война за передел территории и сферы влияния. В июне 2011 года в Саратове были задержаны 14 членов преступной группировки под название «Заводские». Группировка, повторяя опыт 90-х годов, занималась вымогательством у предприятий с применением изощренных пыток. Члены группировки имели альпинистское снаряжение для ограбления квартир на верхних этажах. В декабре 2009 года «Заводские» напали на магазин «Золото» и украли ювелирные изделия на полмиллиона. Грабителей поймали через 5 минут на проспекте Кирова, но украшения до сих пор еще не нашли.
Тротуарная революция
Зато в городе заметили, что последние полвека никто не ремонтировал тротуары!
Было-стало:
Как мне рассказали, на тротуары городу дали миллиард, который нужно обязательно освоить до конца года. Так как про тротуары тут никогда особо не думали, то вместо капитальных решений просто заменили старое на новое. В лучшем случае добавили технический проход у края проезжей части:
В некоторых местах подсуетились, вырубив деревья ради парковки по программе ремонта тротуаров. Да, умные головы в высоких кабинетах догадались в местном климате рубить деревья, ведь зачем вообще тень от кроны дерева в +40?
Заодно начали ставить заборы:
Про приподнятые заезды во дворы, уширения перед переходами и прочие элементарные вещи здесь вообще не знают. Ведь задача — освоить, а не сделать хорошо.
Доступная среда — тоже излишняя головная боль.
Вот тут хорошо видны приоритеты мэрии города: