Не хватает денег на Париж — поедем в Мамадыш


Город Мамадыш Мамадыш
Герб
Страна РоссияРоссия
Субъект Федерации ТатарстанТатарстан
Муниципальный район Мамадышский
Городское поселение город Мамадыш
Координаты 55°42′00″ с. ш. 51°24′00″ в. д. / 55.70000° с. ш. 51.40000° в. д. / 55.70000; 51.40000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.70000&mlon=51.40000&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 55°42′00″ с. ш. 51°24′00″ в. д. / 55.70000° с. ш. 51.40000° в. д. / 55.70000; 51.40000 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.70000&mlon=51.40000&zoom=12 (O)] (Я)
Глава Иванов Анатолий Петрович
Основан в 1391 году
Город с 1781 года
Высота центра 60
Население ↗15 573[1] человек (2016)
Названия жителей мамады́шцы, мамады́шец
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 85563
Почтовый индекс 422190, 422191, 422192
Автомобильный код 16, 116
Код ОКАТО [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=92238501000 92 238 501 000]

Показать/скрыть карты

Мамадыш

Москва

Казань

Мамадыш

Аудио, фото и видео

на Викискладе
К:Населённые пункты, основанные в 1391 году

Мамады́ш

(тат. Мамадыш) — город (с 1781) в России, административный центр Мамадышского района Татарстана.

История

Древнее булгарское поселение в окрестностях Мамадыша появилось в начале XII века. Оно упоминается как «Ак Кирмэн», «Белые Кирмени», что в адекватном переводе на русский язык — «Белая Крепость» в 1151 году в летописях Киевской Руси… Общеизвестно, что укрепленное городище Керменчук в XII—XIV веках являлось центром удельного княжества Волжско-Камской Булгарии, вполне самостоятельного. И до недавнего времени остатки его стен находились в 18 километрах от современного Мамадыша, недалеко от села Русские Кирмени.

После взятия в 1552 году Казани Иваном Грозным и с включением мамадышских земель в состав русского государства, со второй половины XVI века в низовьях междуречья Вятки и Камы стали возникать русские поселения. С конца XVI столетия в письменных источниках появляется слово «Мамадыш».

3 июля 1613 года была подписана официальная грамота «Об образовании на месте старой мамадышской пустоши монастырского села Троицкое-Мамадыш», которое входило в Казанское воеводство, а затем вошло в состав Казанской губернии, как центр Мамадышского уезда. Вскоре, «10 июля 1617 года, архимандриту Заинского монастыря Корнилию разрешается в селе Мамадыше, что на реке Нократ, строить крепость для защиты от ногайских набегов».

История г.Мамадыш и Мамадышского района

По переписи населения в 1764 году в селе Троицком, в Мамадыше было всего 139 дворов с населением 545 человек обоего пола. Здесь находился монастырский двор, деревянная церковь Никольская, построенная в 1614 году, мельница на реке Ошма. С 1764 года Мамадыш — экономическое село и соответственно его жители — государственные крестьяне. Этот перевод жителей из одного разряда в другой, конечно же, не облегчил их участи. Еще более тяжелым стало положение татар-мусульман, которые и отличие от татар-кряшен, кроме уплаты повышенных государе/шейных налогов, обязаны были выполнять дополнительные повинности. Тик с 1718 года, когда по Указу Петра Первого в Казани было учреждено Адмиралтейство, например, с каждого девятого двора татар мусульман для заготовки корабельного леса брался один конный и один пеший работник, прозванные в народе «лашманами» и вошедшие под этим названием во многие горестные баллады и байты татарского народа. Работа эта была адской, многие гибли от холода, голода, болезней… Русских и крещенных, православных татар, к корабельным работам не приписывали. В Мамадышском крае с середины XVIII века ярко наметились следы классового расслоения, которое шло как среди татар, так и среди русских, марийцев, чувашей, удмуртов… Но грянули Февральская, а затем и Октябрьская революции. В уездном городе, как и везде в России, кипела политическая борьба. В истории Мамадыша тех времен оставили заметный след уполномоченный Временного правительства, правый эсер А. Д. Билкжович; большевик, учитель прогимназии В. В. Абрамов; председатель уездного Совета крестьянских депутатов, левый эсер И. Р. Степанов и другие. День 12 декабря 1917 года вошел в историю Мамадыша как день установления Советской власти. Первым председателем большевистского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был избран Александр Васильевич Давыдов. В тот же день разгоняются городская управа и уездное земство. Однако никто не собирался мирно отдавать власть в руки большевиков. Летом 1918 года разгорелась гражданская война. В мае 1918 года в числе добровольцев-красноармейцев в уезде состояло 110 человек (рота). В то же время был образован уездный военкомат во главе с А. В. Давыдовым. В составе военного комиссариата активно работали Трофим Гаврилович Дажин (впоследствии — председатель Набережночелнинского кантисполкома, а затем и профессор), Степан Васильевич Домолазов (впоследствии — красный генерал, комдив), Шамси Шарафутдинович Хисамутдинов и другие. Но часть мамадышцев была на стороне белой гвардии, в частности — в воевавшем здесь отряде штабс-капитана Леонида Щербакова, сына хозяина местного винокуренного завода. Летом 1918 года белочехи и белогвардейцы захватили город и провели карательные акции, жертвы которых похоронены в братской могиле на горе Пузанка (гора Героев). Рядом с обелиском, воздвигнутым погибшим от рук белочехов, высится еще один обелиск -тем, кто погиб при освобождении города от белогвардейцев и белочехов в сентябрьские дни 1918 года бойцами 28-й Азинской дивизии. Началось мирное строительство. Но недолго оно продлилось -гражданская война опять вовлекла Мамадышский край в свое пекло. В середине 1919 года армия Колчака захватила территорию современного Татарстана, и Мамадышский уезд был объявлен прифронтовым, а линия фронта проходила по реке Вятка. Здесь создается Ревком, которому передается вся полнота власти и проводится всеобщая мобилизация военнообязанных в Красную Армию. В это же время, несмотря на распутицу, крестьяне уезда представили фронту около 10 тысяч подвод для эвакуации учреждений, машин, грузов, драгоценного имущества. Уком РКП (б) вынес постановление о мобилизации на фронт 70 процентов своих коммунистов. Так что, за короткое время из коммунистов и добровольцев был сформирован бывшим унтер-офицером С. В. Домолазовым отряд в 600 штыков, получивший наименование «Мамадышский коммунистический батальон». Командиром батальона стал сам Домолазов, а комиссаром -Тимофей Иванович Артемьев. Затем этот батальон перерос в 39-й полк Азинской дивизии, которым умело командовал все тот же Домолазов Степан Васильевич — герой гражданской войны, один из тех немногих, удостоившихся трех орденов Боевого Красного Знамени за боевые заслуги. До 24 мая 1919 года линия фронта долгое время проходила по реке Вятка — от Сокольих Гор до Вятских Полян. Полосу от Соколок до Мамадыша удерживала дивизия Азина: 39-й полк держал оборону у деревни Грохань, а полк девятнадцатилетнего В. И. Чуйкова (будущего полководца, Маршала Советского Союза) располагался в городе Мамадыше. Здесь же располагался штаб 3-й бригады, комбриг — Гонихин. В штабе бригады часто бывали комдив Азин и комиссар дивизии Пылаев. В месть событий гражданской войны многие улицы города носят названия имен героев тех дней — улицы Давыдова, Азина, Домолазова, Чапаева, Красноармейская и другие. Майское наступление 1919 года увенчалось успехом красноармейцев и боевые перестрелки более уже никогда не звучали на улицах Мамадыша. В уезде началась мирная жизнь.

В 1922 году уезд переименован в кантон, а в 1930 году стал называться районом, но уже с измененными, границами. Мамадышцы — как всегда, активно участвуют в жизни страны: об этом красноречиво говорит хотя бы то, что на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 13 тысяч человек, из них каждый четвертый пал смертью храбрых. 3вания Героя Советского Союза удостоены Гафият Нигматуллин, Иван Максимов, Михаил Москвин, Михаил Просвирнин, Петр Воробьев. Пять человек — X. Валеев, В. Вознесенский, А. Кадыров, М. 3айнуллин, М. Игнатьев удостоены орденов Александра Невского, а М Христофоров — ордена Кутузова. К сожалению, многие видные люди Мамадышского района были репрессированы в 1930-50-ые годы, среди них и С. В. Домолазов, и А. В. Домолазов, и М. X. Будайли и другие. Кстати, писателю и журналисту Махмуту Будайли 30 августа 1993 года открыт памятник в родном селе Шадчи. Мамадыш военных лет был глубоким тылом. Сюда были эвакуированы целые учреждения и промышленные предприятия других городов. Так, в Мамадыше оказался подмосковный детский дом и хлопчатобумажная фабрика, в Соколках и Таканыше — ленинградские средние школы. К весне 1944 года Мамадышская хлопчатобумажная фабрика начала выпускать продукты для фронта. На фронт работало и старейшее мамадышское предприятие — спиртовый завод. Коллектив этого завода первым в районе подхватил почти горьковчан «Работать за себя и товарища, ушедшего на фронт!». Под этим же девизом трудились в годы войны и село. В декабре 1941 года в Мамадыше были созданы курсы трактористок, и к весне следующего года они уже подготовили более 80 девушек. В совхозах, при МТС формируется женские бригады. И тем не менее труженики района с большим энтузиазмом участвовали во всех формах всенародного движения в помощь фронту — в создании фонда обороны, сборе средств на вооружение Красной Армии, в подписке на военный заем. Они собирали теплые вещи для тех, кто находится в окопах, отправляли им посылки, часто отрывая своего скудного стола. Так, к марту 1942 года труженики мамадышского тыла внесли в фонд обороны Родины более 263 тыс. рублей, приобрели облигации государственного займа более чем на 167 тыс. и денежно — вещевой лотереи — на 270 тыс. рублей. Каждому празднику бойцам отправлялись подарки. Свыше 3 млн. рублей трудящиеся района собрали на строительство танковой колонны «Колхозник Татарии». Так, жители Верхнеякинского, Куюкерыксинского и Малмыжского сельских советов внесли в этот фонд по 100 тыс. рублей. Сабир Салимов, Мубаракша Мухамедшин, Шакур Ганеев из деревни Хасаншина и Верхняя Яки перевели в фонд строительства танковой колонны по 5 тыс. рублей каждый. Всем троим пришли личные телеграммы с благодарностью от Верхнего Главнокомандующего Сталина. В том же грозном 1943 года на средство тружеников района были построены самолеты для авиационного звена » Мамадышский колхозник». И снова от И.В. Сталина была получена телеграмма: «Передайте трудящимся Мамадышского района, собравшим 2 млн. (фактически было собрано 2228 тыс. рублей.- Авт.) на строительство боевых самолетов «Мамадышский колхозник», мой братский привет и благодарность Красной Армии». Самолеты для авиазвена » Мамадышский колхозник» изготавливались на Казанском заводе имени С. П. Горбунова.

Экономика

Производятся молоко, творог, а также другие продукты. В городе также имеется гостиница.

В городе есть предприятия по производству молочной продукции и мясных изделий, кирпичный завод.

Действует промышленный парк «Вятка»[21], резидентами которого являются ООО «ПК «Успех» (Переработка сельскохозяйственной продукции (овощей, ягод, мёда), глубокая заморозка, консервирование, упаковка, хранение), ООО «ПК «МЕГА АГРОПРОМ ЦЕНТР» (глубокая переработка мяса, рыбы, консервирование, хранение, упаковка) и ООО «ФАГРЭКО-Поволжье» (производство средств защиты сельскохозяйственных растений, обеспечения сохранности кормов и препаратов для животноводства).

Описание района Мамадышский район занимает часть земель древней Булгарии на берегах рек Кама и Вятка. Район образован в 1931 году. После ликвидации в 1961 году Таканышского района его часть присоединилась к Мамадышскому району, и он стал крупнейшим в республике районом (2,6 тыс. кв. км). фото www.old.mamadysh-rt.ru

Территория Мамадышского района расположена в восточной части Русской равнины, на северо-востоке Татарстана. На востоке она граничит с Елабужским районом, на юге — с Нижнекамским и Чистопольским, на западе — с Тюлячинским и Сабинским, на севере — Кукморским районами, на северо-востоке — с Удмуртией. Мамадышский район расположен очень близко к Кировской области. фото www.info-islam.ru

Площадь района составляет 2,6 тыс. кв. км. Естественной границей района на востоке является река Вятка, на западе — река Кама. Положение Мамадышского района удобно в экономико-географическом отношении. Судоходство по рекам Вятка и Кама, автомагистраль Казань — Набережные Челны благоприятствуют экономическим отношениям с дальними и ближними регионами. Расстояние до Казани — 167 км, до Набережных Челнов — 87 км, до Кукмора — 80 км. Население: 42 тыс. 021 чел.

Промышленность Основные предприятия промышленной отрасли Мамадышского района расположены в райцентре. Мамадышский спиртзавод — производит водку, спирт, сухие кормовые дрожжи. фото Mamadysh. rt

Мамадышский сыродельно-маслодельный комбинат — сыры и цельномолочную продукцию. Мамадышское РайПО производит хлебобулочные, макаронные, кондитерские изделия, копчености, занимается заготовительной деятельностью. Колбасные изделия представителя малого бизнеса ИП Мутигуллина Р.М. реализуется не только в Республике Татарстан, но и за его пределами. ЗАО «Стройсервис» (Мамадышский кирпичный завод) самое крупное предприятие в строительной отрасли.

База Мамадышского и Камского лесхозов является основополагающим в развитии деревообрабатывающей промышленности.

Сельское хозяйство Сельское хозяйство района — многоотраслевое. Оно включает производство зерна, технических культур и кормов, животноводство состоит из мясомолочной, свиноводческой, пчеловодческой, звероводческой, птицеводческой отраслей. Растениеводство — основа сельского хозяйства. В районе выращивают пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, горох и другие сельскохозяйственные культуры. фото komanda-k.ru/

Площадь сельскохозяйственных угодий района составляет 132 тыс. га, в том числе 88,8 тыс. га пашни. Животноводство в районе — важная отрасль. Ее основу составляет содержание крупного рогатого скота. Прибыльным является и свиноводство. На звероводстве специализируется агро. Сельскохозяйственное производство осуществляют 15 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 53 фермерских хозяйств. Наиболее крупные предприятия района — ООО Агро, ООО Агро, ЗАО Агро и другие. Немаловажное место в производстве сельхозпродукции занимает частный сектор.

Образование Сейчас в районе насчитываются 68 общеобразовательных учреждений (46 — татарских, 6 — татарско-русских, 13 — русских, 1 — удмуртское, 1 — марийское), 1 — вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, 1- коррекционная школа — интернат, 1 сельхозлицей и 1 профколледж. В них обучаются свыше 5,4 тыс. детей. Более 1,6 тыс. детей воспитываются в 44 детских общеобразовательных учреждениях (30 татарских, 13 русских, 1 марийский детский сад). 85% учителей имеют высшее образование, 15% — среднее специальное образование. Также в районе образовательную деятельность осуществляет 1 учреждение дополнительного образования. фото tatfrontu.ru

Культура В районе функционируют 138 учреждений, в их числе 38 сельских Домов культуры, 37 сельских клубов, 1 — Мамадышский районный Дом культуры, 54 библиотеки, 4 музея, 1 детская школа искусств (с двумя филиалами), 2 автопередвижных клуба, при клубах функционируют 3 театра и 4 ансамбля, 1 парк культуры и отдыха им. 60 — летия Победы.

Герб Мамадышского муниципального района «В зелёном поле над волнистой оконечностью, волнисто пересеченной серебром и лазурью (синим, голубым) — золотой, перевязанный червлёной (красной) лентой, хлебный сноп между двух сообращённых серебряных серпов».

Герб Мамадышского района разработан на основе исторического герба уездного города Мамадыш Казанской губернии, Высочайше утвержденного 18 октября 1781 г., подлинное описание которого гласит: «Въ верхней части щита гербъ Казанскiй, въ нижней — два серебряные серпа и въ средин‡ оных золотой снопъ пшеницы въ зеленомъ пол‡, въ знакъ изобилiя сей страны всякого рода житомъ».

Зелёный цвет поля символизирует природу, надежду, весну и здоровье. Золотой сноп — традиционный символ единства сил и духовных устремлений, плодородия и богатства. Сноп, перевязанный красной лентой, также аллегорически указывает на неразрывную связь городского и сельских поселений, входящих в состав района. Золото — символ богатства, прочности, великодушия, стабильности. Красный цвет — символ силы, мужества, труда, красоты и праздника.

Серебряные серпы символизируют сельскохозяйственную направленность Мамадышского района и трудолюбие его населения. В жизни района огромную роль играют водные ресурсы, что отражено голубой оконечностью и серебряным волнистым поясом. Голубая оконечность символизирует р. Каму и другие малые реки. Голубой цвет — символ чести, благородства, духовности. Серебряный пояс аллегорически указывает на р. Вятку: одно из названий Вятки — Нократ — в переводе с татарского языка означает «серебряная река». Серебро — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

Утвержден решением Совета Мамадышского муниципального района от 02 ноября 2006 года № 10−8. Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 2734. Внесен в Государственный геральдический регистр Республики Татарстан под № 80.

Флаг Мамадышского муниципального района «Флаг Мамадышского муниципального района представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, состоящее из трёх горизонтальных полос: зелёной (габаритной шириной в 7/9 ширины полотнища), волнистой белой — в 1/10 ширины, и голубой; посередине зелёной полосы изображены фигуры герба района: жёлтый сноп, перевязанный красной лентой и два белых серпа по сторонам, остриями к снопу».

Флаг Мамадышского района создан с учётом герба, который разработан на основе исторического герба уездного города Мамадыш Казанской губернии, Высочайше утвержденного 18 октября 1781 г. Подлинное описание исторического герба гласит: «Въ верхней части щита гербъ Казанскiй, въ нижней — два серебряные серпа и въ средин‡ оных золотой снопъ пшеницы въ зеленомъ пол‡, въ знакъ изобилiя сей страны всякого рода житомъ».

Авторская группа: разработка герба и флага произведена Геральдическим советом при Президенте Республики Татарстан совместно с Союзом геральдистов России в составе: Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннулин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Кирилл Переходенко (Конаково), Юрий Коржик (Воронеж), Оксана Афанасьева (Москва), при участии Павла Смирнова (Мамадыш) и Рамиля Миниханова (Мамадыш).

Утвержден решением Совета Мамадышского муниципального района от 02 ноября 2006 года № 11−8. Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 2735. Внесен в Государственный геральдический регистр Республики Татарстан под № 81.

Образовательные учреждения

  • Мамадышская средняя общеобразовательная школа №1.
  • Лицей №2 имени академика К.А. Валиева города Мамадыш.
  • Средняя общеобразовательная школа №3 города Мамадыш.
  • Средняя общеобразовательная школа №4 г. Мамадыш.
  • Мамадышский политехнический колледж.
  • Детская школа искусств города Мамадыш имени композиторов Яруллиных (см. Яруллин, Загидулла Яруллович, Яруллин, Фарид Загидуллович и Яруллин, Мирсаид Загидуллович).
  • Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа по борьбе.
  • Детско-юношеская спортивная школа «Олимп».
  • Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию.

Мамадыш

(Республика Татарстан)

Код ОКАТО:
92238501
Основан:Город с:
1781 Город районного подчинения (Мамадышский р-н Республики Татарстан)
Центр:
Мамадышский р-н
Телефонный код (справочный телефон)

85563*****31-00-9

Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
55°42′
Географическая долгота:
51°24′
Высота над уровнем моря, метров:
60 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Мамадыш

Ссылки

  • Москва

    (0—16)¹

    Московская область: Реутов (16) | Балашиха (16—30) | Старая Купавна (36—37) | Обухово (42—44) | Ногинск (50—60)


    Владимирская область: Покров (103) | Петушки (121) | Лакинск (150) |
    Владимир
    (180—192) | Вязники (291) | Гороховец (330)

    Нижегородская область: Дзержинск (384, 402) | Нижний Новгород

    (414) | Кстово (440) | Лысково (502)

    Чувашия: Чебоксары

    (651) |
    Кугеси
    (660) | Цивильск (683)

    Татарстан: Казань

    (820) | Елабуга | Набережные Челны (1055) | Мензелинск

    Башкортостан: Верхнеяркеево

    (1193) | Дюртюли |
    Кушнаренково
    |
    Уфа
    (1342)

    см. далее: М-5 «Урал»

    ¹ Число в скобках указывает расстояние от центра Москвы в километрах: до Hижегородской области — по данным топографических карт, далее — по GPS-карте.

Карта

Мамадыш: карты

Мамадыш: фото из космоса (Google Maps)Мамадыш: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Мамадыш. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние
можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Нижнекамск27 (124)В
2Камские Поляны29 (171)Ю
3Елабуга40 (59)В
4Грахово (Удмуртская Республика)52 (159)СВ
5Заинск59 (149)ЮВ
6Чистополь60 (177)ЮЗ
7Вятские Поляны61 (73)С
8Менделеевск61 (81)В
9Сосновка61 (88)С
10Кукмор62 (60)СЗ
11Красная Поляна (Кировская область)62 (80)С
12Набережные Челны62 (80)В
13Кизнер (Удмуртская Республика)65 (202)С
14Богатые Сабы69 (98)СЗ
15Новошешминск71 (210)Ю
16Тюлячи75 (77)З
17Шемордан83 (119)СЗ
18Рыбная Слобода84 (101)З
19Алнаши (Удмуртская Республика)85 (119)СВ
20Сарманово90 (137)ЮВ
21Алексеевское93 (145)ЮЗ
22Можга97 (157)СВ
23Малмыж101 (130)СЗ
24Аксубаево101 (242)ЮЗ
25Балтаси103 (139)СЗ
26Арск105 (101)СЗ
27Альметьевск105 (206)ЮВ
28Мензелинск106 (137)В
29Пестрецы109 (122)З
30Нижняя Мактама112 (199)ЮВ

Краткая характеристика

Расположен в Прикамье, в 80 км к юго-востоку от ж.д. станции Кукмор, в 167 км к востоку от Казани. Пристань на правом берегу Вятки (приток Камы).

Территория (кв. км): 15

Информация о городе Мамадыш на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Возник как татарская деревня Мамадыш с названием по имени первопоселенца. С 17 в. в ней начинают селиться и русские, а после возведения в деревне храма во имя Святой Троицы она становится селом Троицкое, Мамадыш тож.

С 1781 г. уездный город Мамадыш Казанского наместничества (с 1796 г. — Казанская губерния).

В 1856 г. в уездном городе Мамадыш Казанской губернии насчитывалось 1 церковь, 570 домов, 18 лавок.

Экономика

Хлопчато-бумажная фабрика, производство обуви и другие предприятия.

Музеи, галереи, выставочные залы

Краеведческий музей д. Таканыш 422140, Республика Татарстан, Мамадышский р-н, д. Нижний Таканыш
Мамадышский краеведческий музей 422170, Республика Татарстан, Мамадышский р-н, г. Мамадыш, ул. Советская, д. 12

Мемориальный музей — библиотека Шайхи Маннура 422140, Республика Татарстан, Мамадышский р-н, с. Тулбаево

Музей Фарида Яруллина 422170, Республика Татарстан, Мамадышский р-н, с. Малая Сунь

Численность населения по годам (тыс. жит)
18563.7198911.8200613.9201515.5
18974.2199212.7200714.0201615.6
19135.9199613.4200814.1201715.7
19312.3199813.6201014.6201815.8
19397.7200013.9201114.4201915.9
19599.0200114.0201214.7202015.9
19709.7200313.5201315.2202115.8
197910.3200513.8201415.3

Отрывок, характеризующий Мамадыш

– Vous ne me prenez pas en расплох, vous savez, – сказал он. – Comme veritable ami j’ai pense et repense a votre affaire. Voyez vous. Si vous epousez le prince (это был молодой человек), – он загнул палец, – vous perdez pour toujours la chance d’epouser l’autre, et puis vous mecontentez la Cour. (Comme vous savez, il y a une espece de parente.) Mais si vous epousez le vieux comte, vous faites le bonheur de ses derniers jours, et puis comme veuve du grand… le prince ne fait plus de mesalliance en vous epousant, [Вы меня не захватите врасплох, вы знаете. Как истинный друг, я долго обдумывал ваше дело. Вот видите: если выйти за принца, то вы навсегда лишаетесь возможности быть женою другого, и вдобавок двор будет недоволен. (Вы знаете, ведь тут замешано родство.) А если выйти за старого графа, то вы составите счастие последних дней его, и потом… принцу уже не будет унизительно жениться на вдове вельможи.] – и Билибин распустил кожу. – Voila un veritable ami! – сказала просиявшая Элен, еще раз дотрогиваясь рукой до рукава Билибипа. – Mais c’est que j’aime l’un et l’autre, je ne voudrais pas leur faire de chagrin. Je donnerais ma vie pour leur bonheur a tous deux, [Вот истинный друг! Но ведь я люблю того и другого и не хотела бы огорчать никого. Для счастия обоих я готова бы пожертвовать жизнию.] – сказала она. Билибин пожал плечами, выражая, что такому горю даже и он пособить уже не может. «Une maitresse femme! Voila ce qui s’appelle poser carrement la question. Elle voudrait epouser tous les trois a la fois», [«Молодец женщина! Вот что называется твердо поставить вопрос. Она хотела бы быть женою всех троих в одно и то же время».] – подумал Билибин. – Но скажите, как муж ваш посмотрит на это дело? – сказал он, вследствие твердости своей репутации не боясь уронить себя таким наивным вопросом. – Согласится ли он? – Ah! Il m’aime tant! – сказала Элен, которой почему то казалось, что Пьер тоже ее любил. – Il fera tout pour moi. [Ах! он меня так любит! Он на все для меня готов.] Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot. – Meme le divorce, [Даже и на развод.] – сказал он. Элен засмеялась. В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа. Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери. Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась. – Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня. – Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j’ai des devoirs, [Ах, маменька, не говорите глупостей. Вы ничего не понимаете. В моем положении есть обязанности.] – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле. – Но, мой друг… – Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses… [Ах, маменька, как вы не понимаете, что святой отец, имеющий власть отпущений…] В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть. – Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu’il m’a manque parole. [Нет, скажите ему, что я не хочу его видеть, что я взбешена против него, потому что он мне не сдержал слова.] – Comtesse a tout peche misericorde, [Графиня, милосердие всякому греху.] – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом. Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери. «Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня. В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма. «Sur ce je prie Dieu, mon ami, de vous avoir sous sa sainte et puissante garde. Votre amie Helene». [«Затем молю бога, да будете вы, мой друг, под святым сильным его покровом. Друг ваш Елена»]

Население

Статьи • География г.Мамадыш

Численность населения и ее изменения

В районе проживают 47,3 тысячи человек. Это – 1,5% населения Татарстана. Плотность – 18,2 человека на 1кв. км га. Рождаемость – в год в среднем 420 детей (14,8%), смертность – 820 человек (14,5%), регистрируются 282 брака (31 – смешанные, 11%), естественный прирост – 0%.

Средняя продолжительность жизни в регионе – 53 года. В городе Мамадыше проживают 13,7 тысячи человек (28,9%), в деревнях – 33,6 тысячи (71,1%). Трудоспособное население составляет 47,7 %, молодежь – 25%, пенсионеры – 27,3%.

В последние годы рост численности населения в районе связан с процессом миграции, наблюдается сокращение численности сельского населения. Сельское население сокращается в среднем за год на 370 человек или на 1%. Исчезли многие деревни: Кутуши, Кабык Купер, Астан Елга, Ефремов Починок, Этбасмабас (Верхний Шандер), Медный Завод, Новая Сунь и другие. Семь деревень – на грани исчезновения. Ниже дается распределение деревень по численности хозяйств и жителей:

Число подворий до 10 до 50 до 100 до 500 до 100 свыше 1000
Число деревень 14 38 42 59 6 1
Число жителей деревни до 10 до 100 до 500 до 1000 свыше 1000 всего
Число деревень 7 38 66 16 5 118

47,2% населения – мужчины, 52,8% — женщины. Семьи состоят в среднем из 3,5 человек, в каждой семье в среднем по 1,5 ребенка.

Ниже в таблице показан естественный прирост по некоторым СМС:

Название СМС Рождаемость Смертность Разница Прирост на 1000 человек
Таканышский Олуязский Ишкеевский Секинесьский Кляушский Берсутский Суньский8 17 10 1 4 4 512 29 7 3 17 12 14-4 -12 -3 -2 -13 -8 -9-2 -7 -9,3 -10 -13 -16 -22,5

Национальный состав населения

Население района многонациональное. 72,5% всех жителей – татары, 24,2% — русские, 1,4% — марийцы, 1,3% — удмурты. Проживает незначительное количество армян, азербайджанцев, греков, ингушей, грузин, украинцев и представителей других народов. В сельской местности проживают в основном татары. Многие покидают сельскую местность. Таблица заброшенных деревень:

№ п/п Название деревень Название СМС Кто проживал
1 2 3 4 5 6 7 8Кабык Купер Ефремовка Никольское Отарное Новая Сунь Кутуши Мулла Иле Верхний ШандерТавельский Кляушский Дигитлинский Дигитлинский Суньский Секинесьский Кемешкульский Нижнешандерскийрусские русские русские русские русские русские татары татары

Переселение русских на территорию района начинается после 1613 года, с передачей земель Зуйскому монастырю. Таблица переселения:

Название деревень Откуда переселились Дата переселения (г.)
1АлкиноОкрестности Казани1830
2Верхний АрташЛашманы1810
3АлбаевоТюлячи, Кумырык1873
4Беляев КлючКрасная Горка1809
5Березовая ГриваОмара1810
6ВасильевоКушак (Вятская губ.), Красная Горка (Елабуга), Беляев Починок1809
7ГремячкаМамадыш1840
8ГурьевкаПенза1837
9ЕфремовкаКрасная Горка, Каменный Починок1820
10ЗюриСтарые Зюри (Меша)
11ТашлыярМочалкино
12Малые КирмениДер.Кошар (Казанская губ.)
13Русские КирмениСарапул
14ВандовкаОмара
15Красная ГоркаНовгород, Вятск. губ.
16Кулушева пустошьСекинесь, Остолоково (Лаишево)1666
17Малая СуньАбди1835
18КляушиМамадыш, Гурьевка, Красная Горка, Лубяны, Арск1795
19СарбашКляуши1852
20ТогузКляуши1852
21ПойкиноПойкино (Вятская губ.)
22МамадышСвияжск1605
23Медный заводЗлатоуст1725
24НикифоровоВладимирская губ.1872
25НикольскоеТульская губ.1844
26ОмарыКазань, Уразбахтино16 в.
27Омарский ПочинокПермская губ.16 в.
28ОтаркаНурма, Комаровка (Лаеш)1750
29Отарка НижняяДеревни Мамадыша
30ЧупаевоКрасная Горка, Отарка, Чекурчи (Казань)1795
31Русский ПакшинКрасная Горка1825
32Постников ПочинокКукмор1875
33РагозиноСекинесь18 в.
34СоколкаСвиная Гора (Вятская губ.)1682
35СекинесьДер.Керженец (Н.Новгород)16 в.
36ТавелиВятская губ.16 в.
37ТулбаевоТоллы (Кукморский район)
38УрманчеевоКоек18 в.
39МалмыжкаМалмыж (Уфимская губ.)18 в.
40ЧаксыКлючищи (Лаишево), Молдавия
41КаргалиСтарая Шия
42ЯковкаМамадыш1844
43КырбашЯнасал (Лаишево)1809

Исламской религии придерживаются татары-мусульмане, православия – русские, кряшены, марийцы и удмурты. В последние годы усилилось внимание строительству, восстановлению мечетей, церквей.

Добавлено: 13 Августа 2007 | Просмотров: 13284 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев : 2
0 Спам

1

Рафаэль • 16:05:30, 23 Февраля 2008 [Материал]

надо что-то менять, рождаемость поднимать, развивать город и район, куда смотрит руководство города и района?

0 Спам

2

Аноним • 08:52:36, 25 Января 2014 [Материал]

В городе нет условий,кредиты огромные,зарплата ничтожная…как жить простому народу…о рождаемости и речи не может идти…все запущено…на 6-7 тысяч зарплаты не реально содержать семью!!!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]