Содержание
- 1 Города-миллионеры 1.1 Челябинск
- 2.1 Магнитогорск
- 3.1 Златоуст
- 4.1 Озёрск (Челябинская область)
- 5.1 Бакал
Как добраться?
Лучше ехать не через Южноуральск, а через Варламово: дорога не такая загруженная, иногда совсем пустая, и покрытие лучше. Но не забудьте обувь подходящую — грязь месить. ⠀ Выезжать из Челябинска надо по Уфимскому тракту, в районе Бишкиля уходить налево по указателю на Варламово. Вообще, по той дороге много интересного: от урановых рудников до восстановленных лавок старателей золотых приисков.
Средние города 20—100 тыс. человек
Озёрск (Челябинская область)
Существуют и другие населённые пункты с этим названием, см. Озёрск.
Население 79 518 человек (2016 год).
Троицк (Челябинская область)
Существуют и другие населённые пункты с этим названием, см. Троицк.
Население 75 825 человек (2016 год).
Снежинск
Население 50 323 человек (2016 год).
Сатка
Население 42 437 человек (2016 год).
Чебаркуль
Население 40 612 человек (2016 год).
Кыштым
Население 37 809 человек (2016 год).
Южноуральск
Население 37 716 человек (2016 год).
Коркино
Население 35 186 человек (2016 год).
Трёхгорный
Население 32 521 человек (2016 год).
Аша
Население 30 146 человек (2016 год).
Еманжелинск
Население 29 487 человек (2016 год).
Карталы
Население 28 697 человек (2016 год).
Верхний Уфалей
Население 28 267 человек (2016 год).
Усть-Катав
Население 22 627 человек (2016 год).
Малые города до 20 тыс. человек
Бакал
Население 19 942 человек (2016 год).
Куса
Население 17 521 человек (2016 год).
Пласт (город)
Население 17 483 человек (2016 год).
Касли
Население 16 488 человек (2016 год).
Катав-Ивановск
Население 16 333 человек (2016 год).
Сим
Население 13 365 человек (2016 год).
Юрюзань
Население 11 908 человек (2016 год).
Нязепетровск
Население 11 901 человек (2016 год).
Карабаш
Население 11 336 человек (2016 год).
Миньяр
Население 9 459 человек (2016 год).
Верхнеуральск
Население 9 321 человек (2016 год).
См. также
- Челябинская область
- Города России
[ + ] Города по регионам России | |
Города Северо-Запада (СЗФО) | Санкт-Петербург (и города в его составе) • Ленинградская область (исторический Старая Ладога) • Архангельская область • Вологодская область • Калининградская область • Карелия • Коми • Мурманская область • Ненецкий АО • Псковская область |
Города Поволжья (ПФО) | Башкортостан • Волгоградская область • Калмыкия • Кировская область • Марий Эл • Мордовия • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Пермский край • Самарская область • Саратовская область • Татарстан • Удмуртия • Ульяновская область • Чувашия |
Города Южной России (ЮФО) | Севастополь (в том числе Инкерман) • Республика Крым • Адыгея • Астраханская область • Краснодарский край • Ростовская область |
Города Северного Кавказа (СКФО) | Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия — Алания • Ставропольский край • Чеченская Республика |
Города Урала (УФО) | Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский АО — Югра • Челябинская область • Ямало-Ненецкий АО |
Города Сибири (СФО) | Республика Алтай • Алтайский край • Иркутская область • Кемеровская область • Красноярский край • Новгородская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область • Тыва • Хакасия |
Города Дальнего Востока (ДВФО) | Амурская область • Бурятия • Еврейская АО • Забайкальский край • Камчатский край • Магаданская область • Приморский край • Саха (Якутия) • Сахалинская область • Хабаровский край • Чукотский АО |
См. также | Города ДНР, ЛНР, Приднестровья, Южной Осетии • Регионы России • Города России |
Екатеринбург против Челябинска: 19 графиков о главных городах Урала
https://www.znak.com/2017-02-07/ekaterinburg_protiv_chelyabinska_10_grafikov_o_glavnyh_gorodah_urala
Дмитрий Колезев
Екатеринбург и Челябинск — два главных города Урала. Это самые близко расположенные друг к другу «миллионники» в России. Расстояние между ними — меньше 200 километров, впору говорить о медленном формировании «екатеринбургско-челябинской» конурбации. Конечно, во многом два города конкурируют между собой — за человеческие ресурсы, за средства федерального бюджета, за внимание инвесторов. Znak.com, в редакции которого одинаково любят оба города, решил сравнить их с помощью нескольких графиков.
В первую очередь мы пользовались данными Росстата. К сожалению, их база муниципальной статистики — это довольно неудобная система, в которой часто не хватает цифр или их невозможно получить из-за ошибок. Мы выбрали самые интересные, с нашей точки зрения, данные, которые имелись в наличии. Если было необходимо, пересчитали их «на 1000 жителей» и превратили в графики.
Количество жителей
Все знают, что по населению Челябинск чуть-чуть меньше Екатеринбурга. На конец 2021 года в Екатеринбурге, по данным Росстата, было 1,47 млн жителей. В Челябинске проживало 1,19 млн. Интересно, что темпы роста у двух городов почти идентичные — прирост составляет около 1% в год.
Существует миф, что Екатеринбург растет только за счет мигрантов, а Челябинск прирастает естественным путем. На самом деле оба города в последние годы росли прежде всего за счет мигрантов. При этом поток мигрантов в Челябинск был не меньше, чем в Екатеринбург, и только в 2015 году резко снизился.
В обоих городах постепенно увеличивается естественный прирост. В Челябинске в 2015 году цифры естественного и миграционного прироста почти сравнялись.
Размер бюджета
Теперь посмотрим на доходы бюджетов. Вообще, у Екатеринбурга больше денег. Но Челябинск быстрее богатеет. За десять лет бюджет Екатеринбурга вырос более чем в два раза, на 113%. Бюджет Челябинска вырос более чем в 2,5 раза — на 163%. И хотя за последний год бюджет Челябинска уменьшился, общая тенденция говорит о том, что рано или поздно Челябинск может догнать Екатеринбург.
Если же мы пересчитаем бюджет из расчета «на 1000 жителей», то получим вот такую картину:
В пересчете на одного жителя Челябинск богаче Екатеринбурга.
Дороги
Челябинцы гордятся своими дорогами. Или, по крайней мере, считают, что они у них лучше, чем в соседних городах. Но, по статистике, в Екатеринбурге дорог с твердым покрытием больше:
Правда, в Челябинске общая площадь земель муниципального образования почти в два раза меньше, чем в Екатеринбурге. Поэтому если соотнести количество дорог с твердым покрытием и площадь города, то получится, что Челябинск все-таки «оснащен» дорогами лучше.
Какого качества эти дороги, статистка умалчивает.
Жилье
Теперь посмотрим на общую площадь жилых помещений. За последние девять лет площадь жилья в Екатеринбурге выросла на 24,92%. В Челябинске рост составил 15,31%.
При этом, если считать на 1000 жителей, в Челябинске жилья больше, чем в Екатеринбурге:
Еще один интересный график — количество вводимых квадратных метров жилья на 1000 жителей. В 2013 году Челябинск догнал Екатеринбург по этому показателю (или, точнее, Екатеринбург просел до уровня Челябинска), но равенство сохранялось недолго.
Зарплата и цены
Посмотрим, что со средней зарплатой. В Екатеринбурге она на четверть больше, чем в Челябинске:
А какова стоимость жизни? К сожалению, у нас нет данных по муниципалитетам, только в целом по региону. Росстат считает стоимость минимального набора товаров и услуг. В 2015 году такой набор в Челябинской области был дешевле, чем в Свердловской области. Но всего на 7,66%. Конечно, это не компенсирует разницу в зарплате. Если бы вы получили среднюю зарплату в Свердловской области и купили такой минимальный набор, у вас бы осталось 28 438 рублей. А в Челябинской области при таком же раскладе — всего 20 564 рубля.
Другое дело — стоимость жилья. Жилье на первичном рынке в Свердловской области дороже на 55%! Поэтому в Челябинской области за среднюю зарплату вы можете купить 0,87 квадратного метра новой квартиры. А в Свердловской — всего 0,71 квадратного метра. Соответственно, дороже и аренда жилья.
Магазины и кафе
Хорошо известно, что екатеринбуржцы живут как-то более гедонистично, чем челябинцы: у них больше кафе и магазинов. Статистика в целом подтверждает это. Вот количество мест в кафе и ресторанах:
Как мы помним, после покупки самого необходимого у екатеринбуржцев остается чуть больше денег, чем у челябинцев. Так что у них водятся деньги, которые можно потратить в кафе (если на жилье не разорятся).
Кафе и ресторанов в Екатеринбурге примерно в два раза больше. Даже поправка на количество жителей не так уж сократит эту пропасть. Правда, с 2014 года в этой сфере в Екатеринбурге наметился спад.
К слову, по столовым и закусочным Екатеринбург тоже значительно обгоняет Челябинск.
Сложнее обстоит дело с магазинами. Один из показателей, по которым получается сравнить Екатеринбург и Челябинск, — торговые площади. В 2015 году соотношение выглядело так:
Социальная сфера
Есть много показателей, по которым можно оценить развитие социальной сферы муниципалитета. Мы взяли только один: количество мест в детских садах на 1000 жителей. Во-первых, есть достаточное количество данных. Во-вторых, интересно посмотреть, как власти Екатеринбурга справлялись с задачей ликвидировать дефицит мест.
Видно, что Екатеринбург за шесть лет решил эту проблему и заодно обогнал Челябинск.
Инвестиции в будущее
Можно сказать, что сегодня Екатеринбург в целом более комфортный и подходящий для жизни город. В нем лучше развит бизнес, собирается больше налогов. Челябинск победнее и поскромнее. Но что ждет города в будущем? Важный показатель — инвестиции в основной капитал. Это вложения, которые делает бизнес, в будущем они приведут к развитию экономики и росту доходов бюджета.
В абсолютных объемах Екатеринбург, конечно, лидирует. Но разрыв между двумя городами не так уж велик. А если мы пересчитаем инвестиции в основной капитал на 1000 жителей, мы увидим, что в Челябинске к 2014 году начали инвестировать столько же, сколько в Екатеринбурге. Так что конкуренция двух «миллионников» продолжается.
Переехавшие
В редакции Znak.com есть люди, которые жили в обоих городах и могут их сравнивать.
Юлия Сорокина, 31 год, житель Челябинска (переехала из Екатеринбурга).
Многие говорят о шикарных широких дорогах Челябинска. Отчасти это правда. Дороги шире, средняя скорость выше. И, хотя в последнее время качество покрытия значительно ухудшилось, передвигаться по городу действительно проще и быстрее.
Но есть одна вещь, которая меня как водителя удивила неприятно. Это уровень уважения к товарищам по движению. Можно, например, минут двадцать пытаться выехать с парковки на оживленную улицу, а если сам остановишься, чтобы кого-то пропустить, тебя еще и обсигналят с ног до головы с суровым челябинским матом.
Когда я переехала в Челябинск и устроилась на новое место, моя челябинская зарплата, вопреки ожиданиям, оказалась выше екатеринбургской. К тому же она впервые за многие годы была полностью «белой». Учитывая, что недвижимость и многие другие вещи (за исключением разве что цветов) здесь дешевле, получается, что жить проще. Возможно, поэтому за два года я ни разу не пожалела о переезде и почти сразу почувствовала себя здесь комфортно.
Отдельное удовольствие – южноуральское лето. Хотя расстояние всего 200 км, здесь теплее и солнечнее, но главное – гораздо больше мест, куда можно выехать отдохнуть. Пресные и соленые озера находятся в такой близости, что можно смотаться после работы. На выходные можно уехать чуть дальше на водоемы или в горы.
Челябинск гордится своими широкими дорогамиНаиль Фаттахов
Александр Полозов, 37 лет, житель Екатеринбурга (переехал из Челябинска).
После шести лет жизни в Челябинске я хорошо знаю, чего мне не хватает в Екатеринбурге, несмотря на то, что последний в моих глазах несомненно лучше, красивей и удобней для жизни, из-за чего около года назад я без колебаний сюда вернулся.
Например, мне здорово не хватает того интернет-провайдера, с которым я успешно просуществовал все шесть лет в Челябинске. Екатеринбургские операторы рынка связи здорово проигрывают не только в качестве предоставляемых услуг, но даже в организации взаимодействия с абонентами.
Еще я скучаю, к примеру, по сети продуктовых магазинов, где закупался в Челябинске, находя приемлемое соотношение цены и качества, включая, опять же, обслуживание.
К слову, челябинская «пищевка» — тема для отдельного разговора, в ходе которого вы, я думаю, поймете, почему среди прочих равных я предпочту взять с прилавка товар челябинского происхождения.
Чему я определенно рад по возвращении в Екатеринбург — это возможности дышать более чистым воздухом и гулять по более чистым улицам, которые, на мой взгляд, более располагают к прогулкам, чем в Челябинске. Не говоря о наличии в городе мест, где можно задержаться на часок после работы, просто с комфортом наблюдая за городской жизнью, людьми или за тем, как с движением солнца и облаков меняется скайлайн. Ну, и большим преимуществом для меня является то, что в Екатеринбурге мне почти не приходится пользоваться машиной, в то время как в Челябинске это очевидная повседневная необходимость.
Екатеринбург превратился из промышленного в торговый городЯромир Романов/Znak.com
Не соперничать, а сотрудничать
«На мой вкус у Челябинска, есть четыре ключевых конкурентных преимущества, — говорит руководитель проектного направления АЦ «Эксперт» Сергей Ермак. — Первое — серьезный логистический потенциал. По крайней мере, проект Южноуральского ТЛК оказался куда более жизнеспособным, нежели Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра (о последнем говорят уже лет 15, но все, что удалось сделать, — построить склад на 30 тыс. кв. метров).
Второе преимущество — природа (как бы странно это ни звучало). Кто бы что ни говорил, но челябинские озера — бренд. Да, физически они находятся за пределами города, однако ассоциируются в первую очередь с ним. Ничего подобного в радиусе 100 км от Екатеринбурга нет (Синара, Балтым, Таватуй в моем понимании им не конкуренты).
Третье преимущество — потенциал к более плотному сотрудничеству с Казахстаном.
Четвертое — мощный промышленный потенциал (для экологии это, конечно, ужасно, но с точки зрения развития инженерных компетенций — отлично). Екатеринбург в последние 15–20 лет все же тяготеет к третичной экономике (город понимает, что ему надо совершить разворот, но не факт, что это получится).
Вместе с тем, я убежден, что конкуренция Екатеринбурга и Челябинска за капитал — тупиковая стратегия. Уж слишком это уникальная ситуация — два миллионника на расстоянии 200 км. На мой взгляд, гораздо больше оба города могли бы получить от взаимодействия, нежели от борьбы. Конурбация в 3,5–4 млн жителей посреди Урала, я уверен, дала бы территории мощный модернизационный толчок (в агломерациях даже коровы доятся лучше, и это не шутка)».