Виртуальная экскурсия «Памятники Усть-Кута»


Усть-Кут, нач. XXI в.

Усть-Кут
, город в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области, в пределах Братской епархии. Расположен у впадения реки Куты в реку Лену, в 610 км к северо-востоку от Иркутска (воздушным путем). Через город проходит Байкало-Амурская магистраль. Здесь находятся крупный речной порт, аэропорт, железнодорожная станция. Население — 44 805 человек (2012) [1].

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Один из старейших населённых пунктов на р. Лене. Город тянется вдоль реки на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 — 2,5 км.

Топонимика

Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).

Поселение

было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию:
в Усть-Куте́, из Усть-Кута́
и т. п.

Этнохороним — устькутя́не

(формы мужского и женского рода:
устькутя́нин, устькутя́нка
). Форма
устьку́тцы,
нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.

Станция Лена

названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).

Порт Осетрово

назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.

Усть-Кутский район Иркутской области

До 1926 года. Острог, волость
Усть-Кутский острог основан в 1631 году казацким отрядом под началом Ивана Галкина. Земли вокруг острога вскоре были объявлены волостью и подчинены Илимскому острогу.

Один из первых руководителей территорией Усть-Кутского района был Ерофей Хабаров. В 1665 году он в чине «сына боярского» был отправлен управлять Усть-Кутской волостью. С его правлением связано появление первых пашень на Лене и солеварни вблизи острога (ныне посёлок Курорт города Усть-Кута).

До 1775 года волость находилась в подчинении Илимска в составе Сибирской и Иркутской губерний.

В 1775 году в составе Иркутской губернии был выделен Киренский уезд, куда вошла Усть-Кутская волость.

В 1822 году Киренский уезд упразднён, а Усть-Кутская волость вошла в состав Иркутского округа.

В 1856 году Усть-Кутская волость вошла в состав новообразованного Верхоленского округа (с 1887 года — уезда).

В 1898 году перешла в подчинение вновь образованного Киренского уезда (с 1924 года — округа).

В 1925 году была укрупнена за счёт упразднения близлежащих волостей. Территория волости приняла очертания, близкие к границам современного Усть-Кутского района.

В течение этого времени территория нынешней Иркутской области многократно подвергалась административным преобразованиям, а регион менял названия. Подробнее см. статью «Административно-территориальное деление Иркутской области».

С 1926 года. Район

28 июня 1926 года в ходе очередной реформы на территории трёх волостей Киренского уезда — Орлингской, Марковской и Усть-Кутской — был образован Усть-Кутский район в составе Киренского округа Сибирского края. Площадь новообразованного района составила 35 120 кв. км, в него вошли 68 сёл и деревень с общим населением 11 720 человек, центром района объявлено село Усть-Кут, где на тот момент было 92 двора. Впоследствии границы района претерпевали лишь незначительные изменения.

К 1 апреля 1940 года Усть-Кутский район с центром в селе Усть-Куте включал:

  • 14 сельсоветов: Басовский, Боярский, Каймоновский, Максимовский, Марковский, Назаровский, Омолоевский, Орлингский, Подымахинский, Тарасовский, Таюрский, Турукский, Усть-Кутский, Якуримский;
  • посёлок районного подчинения Осетрово.

В 1963 году прошла всесоюзная реформа районного деления, в ходе которой районы Иркутской области были разделены на сельские и промышленные. Усть-Кут стал городом областного подчинения, район был упразднён. В 1965 году деление районов на сельские и промышленные было отменено, Усть-Кутский район восстановлен, административные органы города и района были объединены, сельские советы вошли в подчинение городского совета.

К 1 января 1966 года Усть-Кутский район включал в себя 13 сельсоветов: Басовский, Боярский, Каймоновский, Максимовский, Марковский, Назаровский, Омолойский, Орлингский, Подымахинский, Тарасовский, Таюрский, Турукский, Якуримский.

6 февраля 1996 года из Усть-Кутского района Киренскому был передан посёлок Небель на БАМе, а из Киренского района Усть-Кутскому — деревня Тира на реке Лене.

31 декабря 2004 года образовано Усть-Кутское муниципальное образование со статусом муниципального района[7], в составе которого:

  • 3 городских поселения: Усть-Кутское, Звёзднинское, Янтальское;
  • 5 сельских поселений: Верхнемарковское, Нийское, Орлингское, Подымахинское, Ручейское;
  • межселенная территория.

30 сентября 2008 года Орлингское сельское поселение было упразднено решением думы Усть-Кутского муниципального образования на основании решения схода граждан. Его населённые пункты вошли в состав межселенной территории[8].

История

Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.

Некоторые события истории Усть-Кута

1631Основан Усть-Кутский острог
1639На соляных источниках устья Куты открыты первые солеварни, давшие начало знаменитому Усть-Кутскому солеваренному заводу, ставшему первым в Сибири (завод проработал более 310 лет и был закрыт в начале 1950-х)
1736Целебные свойства Усть-Кутского соляного источника впервые описал профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции В. Беринга
1885Пароходное сообщение по Лене начало осуществляться строго по расписанию
Конец XIXМестные промышленники и купечество организуют при солеваренном заводе грязелечебницу, в которой устанавливают несколько деревянных ванн. В 1902 устанавливается первая железная ванна, используемая в лечебных целях. Лечебница действует до 1913
1900В Усть-Куте отбывает ссылку Л.Д. Троцкий, впоследствии один из организаторов Октябрьской социалистической революции
1914Начаты инженерные изыскания будущей железнодорожной трассы на участке Тайшет — Усть-Кут
1925Усть-Кут становится административным центром Усть-Кутского района, образованного на базе трех волостей Киренского уезда — Марковской, Орлингской и Усть-Кутской
1928По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного пароходства на территории Усть-Кутского солеваренного завода возобновляется работа лечебницы, которая преобразуется в курорт. Основана Осетровская пристань.
1932Возобновлены изыскания железнодорожной трассы Тайшет – Лена
1934Вблизи Усть-Кута создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов
1940Село Усть-Кут преобразовано в рабочий поселок
1946Возобновлены (прерванные войной) строительные работы на железнодорожной магистрали Тайшет – Лена
1950Железная дорога Тайшет – Лена доходит до поселка Осетрово (к месту будущего речного порта), где строится станция Лена. В поселке Осетрово развернуто строительство речного порта
1954Путем слияния поселков Усть-Кут и Осетрово образован город Усть-Кут. В то время он являлся городом районного подчинения (уровня). На железнодорожной станции лена построено новое здание вокзала
1963Усть-Кут становится городом областного подчинения (уровня). Открыт новый аэропорт Усть-Кут (прежний, отработавший 15 лет, был на правом берегу Лены, в районе современного поселка РЭБ)
1974На строительство БАМа прибывают прибыли посланцы XVII съезда ВЛКСМ
1980Сдан первый в городе девятиэтажный дом
1985Завершена электрификация Западного участка БАМа
1987В город пришел первый скорый поезд Москва – Северобайкальск
2007Севернее Усть-Кута проложен магистральный нефтепровод «ВСТО»

Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х. В 1628 (по другим данным — в 1629) казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.

Развитие острога как постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.

Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.

Уже в XVII вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось хлебопашеством, работало на сользаводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт.

Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На сользаводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863.

Во время Гражданской войны в Усть-Куте развернулись бои за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 село, оставленное подразделениями отступающей Русской армии, было занято партизанами под командованием Даниила Зверева.

В 1926 в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928 на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.

В 1941 — 1945 более трёх тысяч устькутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях четыре жителя Усть-Кута получили звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.

В 1943 село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).

В июле 1951 в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной железнодорожной линии Тайшет – Лена. В том же 1951 сдана первая очередь Осетровского речного порта, в будущем крупнейшего в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом промышленного масштаба, обслуживает бо́льшую часть «северного завоза».

29 июля 1954 Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. В 1963 — 2004 являлся городом областного подчинения.

В 1974 Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.

В 1996 численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, после чего начало уменьшаться в связи с миграцией населения.

Наводнение 2001

В 2001 город пострадал от наводнения на Лене. В Усть-Куте были подтоплены все прибрежные улицы, в том числе в центре города, разрушены строения в частных секторах. Часть микрорайонов была лишена автобусного сообщения из-за затопления маршрутных трасс. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению трассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.

Аварии на теплосетях 2001

Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Владимир Корнейко, который в это время находился в отпуске.

Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.

  • Усть-Кутский острог
  • Проклятие забытых кладбищ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

Если на карте Иркутской области провести диагонали от воображаемых «углов» периметра, то в точке их пересечения окажется… Усть-Кут! Давно хотелось здесь побывать. И не просто потому, что это самый что ни на есть географический центр нашей необъятной территории. Здесь пересеклось столько всего, что хватило бы и на статус «северной столицы» области.

ОТ ОСТРОГА И ДО «СТРОЕК ВЕКА»

У расположенного на слиянии Куты с Леной города своя богатая интересная история. Началась с острога еще в 1631 году – на 30 лет раньше Иркутска. С самого начала Усть-Куту предрешено быть важным связующим звеном в политической и экономической жизни не только региона, но и всей страны. Здесь располагались базы подготовки северных экспедиций Беринга, Лаптевых, Шелихова и других прославленных русских исследователей. В купеческой России работал крупный солеваренный завод, была перевалочная база для золотопромышленников и охотников. Из ссыльных знаменитостей фигурировал сам товарищ Троцкий, который отсюда бежал при помощи местных крестьян, а в годы гражданской войны эта стратегическая точка стала зоной горячих боевых действий. Ходили по здешней тайге войска колчаковских генералов Перхурова и Каппеля, а воевал с ними легендарный красный командир Даниил Зверев.

В советское время Усть-Кут тоже стал важным транзитным узлом с крупнейшим речным портом и судоверфью – через этот город осуществлялась большая часть северного завоза и «вывоза». Ну и знаменательный 1974 год, когда отсюда начался БАМ. А в наше время этот район должен стать частью новой «стройки века» – автодороги «Вилюй» с выходом на северные земли вплоть до Якутска. Ну, разве нет повода сюда съездить?

Но вот незадача – ехать на обычной легковушке в Усть-Кут по короткому пути через Жигалово небезопасно для машины, а о полной картине 1000-километрового маршрута через Тулун и Братск мало что было известно. Точнее так: до Братска дорога изучена, по разным участкам БАМа мне тоже доводилось ездить, а вот 400-километровый отрезок от Братска до Усть-Кута оставался инкогнито. Круг близких знакомых либо ничего не знал о нем, либо знал смутно, мол, есть неважные участки, но без подробностей. Тем не менее, есть регулярный рейс «Иркутск-Усть-Кут», и ходит по нему не «Урал»-вахтовка, а обычный междугородный автобус, с нормативным временем следования 19 часов. А раз так, значит, можно и на обычной легковушке рвануть. На Ford Focus, например.

НЕ ПРОГУЛКА

Цели доехать максимально быстрее автобуса или поезда не ставилось. Можно сказать, ехал в туристическом режиме, с экономией топлива и прочих ресурсов. Получилось за 15 часов. До Тулуна сейчас езда – отдых, даже в некогда проблемной Тулюшке теперь ровнехонький участок асфальта. В Куйтуне тоже проведена реконструкция. До Братска ветка неоднородная: местами асфальт хороший, местами дрянь, в том числе на участке с односторонним движением по две полосы. Неплохо сохранилась бетонка, а большие выбоины по краям плит имеют следы ремонта и ничего страшного не представляют. Известный братский «хайвэй» тем более не вызывает критики, да и дороги через город имеют сносное покрытие и указатели.

И вот он! Вскоре за монументальной, как египетская пирамида, плотиной Братской ГЭС, показался поблекший щит с надписью «Усть-Кут 382 км». Начинается абсолютно неведомый для меня участок с региональной трассой Р-419. Поначалу идет все хорошо, вполне гладкий асфальтик с различимой разметкой. Но уже через пару десятков км он превращается не в самую радостную гравийку, причем с красным оттенком от глинистых почв. Погода дождливая, колеса шлепают по липкой слякоти, машина потихоньку превращается в эдакий «кувшин» с характерной матовой «аэрографией», но главное – нагрузка на подвеску весьма приличная. На большом джипе здесь вольготно, а вот легковушке тяжко. Горка за горкой, поворот за поворотом, а каменисто-ребристому «тракту» не видно конца. Потом вновь асфальт, правда, частично «разбомбленный», да и он тоже ненадолго.

Дорога Тулун – Братск в 200 км хоть и с твердым покрытием, но только на оценку «удовлетворительно», потому что даже «продвинутый» участок с односторонним движением имеет волнистый и «кочкастый» профиль
На гравийке (и особенно близ Усть-Кута) – не до красот местной природы: надо в оба смотреть под колеса, обруливать камни и находить наиболее ровные куски дороги

Стало понятно, что из тех 200 млрд. рублей, что требует постройка 2800-киломметрового «Вилюя», на усть-кутский участок еще не выделено ни копейки и ничего пока не предвещает. Всего непокрытых кусков на этом пути три, общей протяженностью почти 130 км! А самый изнурительный 70-километровый пролегает уже ближе к Усть-Куту. Он и самый коварный для легковых автомобилей, поскольку именно здесь более всего проявляется такая местная природная аномалия, как «растущие камни». Дачники каждый год вместе с урожаем ведрами собирают на грядках камушки, которые сами «лезут» из-под земли, а крупные валуны портят и без того неважные дороги.

Вот с одним из таких «активных» валунчиков меня угораздило вступить в контакт. На том «слепом» перегибе его абсолютно не было видно, скорость около 40, и тут сильный металлический удар впереди под кузовом. «Все, поддон в хлам, масло из двигателя или коробки навылет, или загнут рычаг подвески, что тоже не лучше» – от этих молниеносных мыслей за тысячу км от дилерского центра все внутри похолодело. Останавливаюсь, смотрю под днище – что-то капает, но масло или грязь (на улице дождь) – не понятно. Возле валуна с острым гребнем два куска от пластиковой защиты моторного отсека. Стою жду, пока загорится лампочка давления масла. Не загорается, трогаю дальше, до города еще километров сорок.

Хорошо, что по приезду в Усть-Кут сразу была возможность заехать на эстакаду и осмотреть днище. Мне повезло: камень приложился на подрамник. У «Фокуса» он выглядит прочным, из сдвоенных слоев стали. Осталась только царапина и вмятинка, которая не может нарушить геометрию подвески. На подрамник в этом месте плотно заходит пластиковая защита, часть края которой от удара раскрошилась – вот и все потери.

Илим. На дороге Братск – Усть-Кут это один из редких «выходов» на открытую местность

Но даже без этого приключения дорога от Братска до Усть-Кута не может не запомниться. Ощущение отрыва от «большой земли» довольно сильное – места тут дюже глуховатые. Основная часть маршрута идет по однообразному таежному коридору – без всяких там Vista point (смотровые площадки), кемпингов и прочих радостей дорожной инфраструктуры. Машин мало, кафешек раз-два и обчелся, да и с указательными знаками как на Луне, разве что таблички «Берегите лес» часто мелькают. Населенных пунктов тоже пересчитать по пальцам, и то часть из них в стороне от дороги. Сотовая связь «ловит» только в их непосредственной близости. Живописный «выход» на природу есть только на мосту через реку Илим, а потом пейзаж скрашивает тягости маршрута лишь ближе к цели, когда дорога начинает жаться к реке и соседствует с ж/д полотном.

ОСТАТКИ РОСКОШИ

Вот так, с двумя стихиями наперегонки – слева поезд, а справа мощная Кута – вкатываешься в город, который вольно вытянулся по красивейшей пойме двух величавых сибирских рек. Местность утопает в зелени лугов и окружена реликтовыми горными хребтами, покрытыми густой тайгой, с чередой замысловатых скальных останцев, похожих на развалины древних крепостей – природа здесь великолепна! Но сурова: в первый же вечер знаменитая мошкара «ободрала» открытую кожу до вида больного оспой, так что пришлось применять меры. В то же время самые длинные дни в году подарили в этой широте такое романтичное явление как белые ночи – конечно, не светло как днем, но небо до конца не темнело.

Интересно, что в Усть-Куте есть своя объездная автодорога, с которой открываются великолепные виды на город с высоты птичьего полета. Местный хлеб пекут невкусный, зато очень хорош сувенирный «Усть-кутский пряник» (по типу тульского), выпекаемый по эксклюзивной рецептуре. Есть и свой знаменитый на всю Россию курорт: от дореволюционного солеваренного завода ничего не осталось, на его месте еще в 30-х годах возник грязелечебный санаторий, который успешно действует по сей день.

Станция Лена с отреставрированным вокзалом. Отсюда и начинал строиться западный участок БАМа. Когда делал фото, местные охранники чуть не арестовали – почему-то нельзя, стратегически важный объект!

Из других рукотворных достопримечательностей – остатки некогда крупнейшего в СССР речного порта Осетровский, а также знаменитое речное училище, куда ехали парни со всей страны. Аэропорт находится на удалении 10 км от города, на горе, к нему ведет когда-то неплохой, а нынче с выбоинами асфальт. И конечно, ж/д станция Лена, которая вошла в историю страны как стартовая площадка в 10-летней эпопее строительства Байкало-Амурской Магистрали.
Вообще-то, БАМ придумали не в 70-х. Прокладывать рельсовые пути по северу Восточной Сибири и дальше собирались еще в царской России. Реальный прототип нынешнего БАМа существовал в первых пятилетках советской власти: в середине 30-х в регионе проводились изыскания и альтернативно Транссибу на востоке даже были построены сотни километров однопутной дороги с двумя десятками станций. Война помешала дальнейшему развитию, а рельсы и даже фермы мостов частично были демонтированы и отправлены под Сталинград. Новый, «брежневский» БАМ был спроектирован заново и c западной части пошел от Усть-Кута. До этого город для наземного транспорта был тупиковым: от Тайшета сюда подходила ж/д ветка, пущенная в начале 50-х как некий пролог БАМа, а дальше грузы и люди двигались по воде или по зимникам.

С 1974 года Усть-Кут становится «байконуром» всесоюзной стройки, в нем располагается штаб западного участка БАМа, который строили комсомольские отряды добровольцев, и в основном приезжие с западных и южных регионов страны. Например, сюда приехало много молодежи из Украины, часть из них так и осталась здесь жить. Людей покоряла сильная природа, завязывались новые отношения, вырисовывались перспективы.

Эта красота в 70-х покорила многих молодых строителей БАМа, так и оставшихся здесь жить

Одна из самых впечатляющих тем БАМа – это не имеющий аналогов контракт на поставку иностранной техники. Около 10000 грузовиков легендарной марки Magirus-Deutz, специально подготовленных немцами для российского Севера, по большей части «уходили на войну» именно через Усть-Кут. В свое время «Магирусы» служили армии Вермахта, а тут в условиях непроходимой тайги, трескучих морозов и полного бездорожья легион их потомков «пыхтел» на великой стройке непобежденного когда-то социализма. Причуды истории!

Советская пропаганда не афишировала сей факт, но оранжевый Magirus по сути стал одним из символов БАМа. Отправляясь в Усть-Кут, думал увидеть что-то типа памятника или другие следы их «подвигов». Но ничего такого не обнаружил. Хотя время от времени, и еще в бодром здравии, на дорогах здесь можно встретить самосвалы с характерным неповторимым гулом дизелей-воздушников. Вот и все напоминание о той эпохальной «мобилизации», а для Magirus-Deutz БАМ в какой-то мере стал «дембельским аккордом», потому как именно после этого контракта старинная немецкая .

Сейчас Усть-Кут не назовешь процветающим: новостроек не видно, на всем печать длительного постсоветского выживания. Городская дорожная инфраструктура далеко не в лучшем виде, а пригородные дороги и вовсе требуют автомобилей повышенной проходимости. Так, не успел я отойти от происшествия с «пробитым» днищем на трассе, как пришлось по камням форсировать ручей, чтобы попасть к друзьям на дачный участок. И эта была лучшая из дорог, поскольку другая в этот дачный кооператив была под силу только тракторной технике.

НЕТАЕЖНЫЙ ТУПИК

За весь период «нового времени» о городе в стране если и слышали, то в связи с катаклизмами. В 2001 году усть-кутяне пережили два бедствия: холод и сильнейшее наводнение. Из-за разморозившейся системы отопления люди в городских квартирах как в блокадном Ленинграде вынуждены были топить буржуйки. И только «звонок другу», когда мальчик в прямом эфире по ТВ обратился к Президенту, ситуацию ускоренно решили. Однако отсутствие горячей воды летом для большинства районов города по-прежнему обычное явление, и администрации до этого, похоже, нет никакого дела.

Речное хозяйство производит удручающее впечатление. Из нескольких крупных частей речпорта сегодня работает только один, в грузовых терминалах других видны только горы ржавого металлолома. Да и сама Лена какая-то усохшая, обмелевшая, как будто в кризисе: работы по углублению судоходного русла явно приостановлены. Из многочисленных предприятий, в том числе из нескольких могущественных СМП (строительно-монтажные поезда), после сокращений, дикой приватизации и прочих социальных стихий на плаву остались единицы. Народ, особенно молодежь, по возможности разъезжается.

Некогда крупнейший в СССР речной порт Осетровский ныне в полуразваленном состоянии. Даже горы ценного металлолома, похоже, пока некому утилизировать
Величавая Лена (от эвенкийского «елю эне» – большая река) в Сибири по своему значению что Волга для центральной России. При разливах может наделать много бед, но в маловодье ее оголенные берега выглядят жалостливо

Вместе с тем город не умирает. Эпоха отчуждения сменяется на что-то другое, призрачное пока, но все же перспективное. Часть предприятий функционирует, появляются и новые рабочие места, в том числе вахтовым методом на новых северных месторождениях. Кто-то находит здесь площадку и для развития честного бизнеса. Массовый отток населения (до 1500 человек ежегодно!) в последнее время вроде как сокращается, а такой признак благосостояния как автопарк – явно растет. В том числе за счет новых иномарок, покупаемых у иркутских, а чаще даже красноярских дилеров (здесь, кстати, вообще снабжение все больше «западное», нежели иркутское). Свои же дилеры есть только по российским маркам.

Да, приверженность к отечественному автопрому и, в частности, к джипам, еще налицо, что объяснимо. Былого и «вынужденного» на БАМе культа «Нивы» уже нет, суровая необходимость во внедорожниках решается куда разнообразней, однако основные продажи классических моделей ВАЗ приходятся именно на здешние районы.

Все же повезло, что инфраструктуру автосервисов по личной необходимости изучать не пришлось. Ну разве что с некоторым поиском по наводке воспользовался мойкой: отмыли глину неплохо, быстро, но и стоимость как в среднем по Иркутску – 200 рублей только за кузов. С обеспечением топливом хорошо, только подороже. Заправки разные, в том числе есть фирменные от крупных сетевиков, где все же рискнул залить высокооктановый.

Спрашиваю заправщика в лоб: «У вас 95-ый сильно плохой?» Он сначала замялся, но потом марку поддержал: «Да нет, нормальный, заливают же». Залил и я полный бак, и каких-то отклонений в работе двигателя потом не заметил. Возвращался уже по сухой жаркой погоде. Гравийные участки нещадно пылили, а солнце щедро жарило до +35. Обошлось без происшествий, хотя по дороге было много чужих ЧП, и по большей части перевертыши с серьезными последствиями. Видимо, зной оказывает свое влияние. Верю, что в Усть-Кут когда-то можно будет спокойно доехать целиком по асфальту. При строительстве БАМа считалось, что ж/д-сообщения будет достаточно на все случаи жизни. Сейчас очевидно, что без развития автодорог Северу тоже не жить.

Василий ЛАРИН, фото автора

Автомаркет+Спорт № 08/2011

География

Географическое положение

Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.

Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

  1. по железной дороге — 1385 км (Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
  2. по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
  3. прямым воздушным путём — 510 км.

Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на север вниз по течению Лены).

Климат

Климат города резко континентальный. Средняя температура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.

Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.

Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.

Рельеф и геологическое строение

Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытой тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.

Непосредственно на территории города находятся запасы уникальных лечебных вод и грязей. Лечебные средства: радоновые 15 нкюри/л (43 единиц Махе) хлоридные натриевые рассолы, содержащие бром, которые в разведённом виде используют для ванн; иловая грязь озера. Лечение заболеваний органов движения и опоры, гинекологических, периферической нервной системы[3].

Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).

Почвенный покров

Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.

Карта

Усть-Кут: карты

Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние
можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Железногорск-Илимский101 (136)З
2Новая Игирма117 (186)З
3Магистральный124 (198)ЮВ
4Казачинское125 (213)ЮВ
5Улькан160 (241)ЮВ
6Киренск180 (268)СВ
7Железнодорожный217 ()СЗ
8Жигалово221 (688)Ю
9Усть-Илимск222 (336)СЗ
10Северобайкальск254 (364)ЮВ
11Нижнеангарск (Республика Бурятия)260 (389)ЮВ
12Братск262 (353)З
13Вихоревка290 (383)З
14Качуг314 (553)Ю

Краткая характеристика

Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.

Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.

В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.

Территория (кв. км): 56

Информация о городе Усть-Кут на русском сайте Википедии

Исторический очерк

В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута — «торфяное болото, топкое место, трясина».

В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от «острожка» открыли солеварни.

В середине 17 в. острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.

Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).

Экономика

Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.

Основные предприятия

ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

ЗАО «Верхне-Ленское речное пароходство»
, Иркутская область, Усть-Кутский р-н, г. Усть-Кут, ул. Пролетарская, 1
Предлагает:

Культура, наука, образование

Речное училище.

Краеведческий музей.

Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.

ВУЗы города

Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте)
666793, Иркутская область, Усть-Кутский р-н, г. Усть-Кут, ул. Володарского, 65

Архитектура, достопримечательности

Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.

Численность населения по годам (тыс. жит)
19394.0199261.8200745.8201642.5
195921.3199662.4200845.3201742.3
196729199859.6201044.5201841.7
197033.2200057.1201145.4201941.1
197949.6200156.2201244.8202040.8
198253200350.0201344.3202140.3
198657200547.6201443.6
198961.2200646.6201543.0

Транспортная доступность

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.

Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Железнодорожный транспорт

Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:

грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;

исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)

До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.

Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).

Пассажирское сообщение

. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:

• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.

• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.

Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).

Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.

Воздушный транспорт

Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.

Речной транспорт

Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).

Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).

В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).

Автозимники

. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.

Городская улично-дорожная сеть

. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.

Автобусное сообщение

В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск); • по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск); • прямым воздушным путём — 520 км.

Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).

Религия

Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.

В «Описной книге» 1699-1700 годов имеется упоминание об острожной Спасской церкви . В течение двух веков храм несколько раз перестраивался.

С декабря 1721 года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.

В XIX веке на территории солеваренного завода был построен Прокопиевский храм.

Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1911 год:

«Жизнь нравственно-религиозная, видимо, давно замерла в Ленских просторах и пока ничего не предпринимается, чтобы оживить её. Религиозно-нравственных чтений и бесед с народом не ведётся

«.

В отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1915 год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт

«.

В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.

К началу 1990-х годов в Усть-Куте была основана община православных христиан — около 20 человек. Община собиралась в половине двухквартирного списанного дома по улице Котовского. Старостой общины была Витковская Ксения Тарасовна.

В 1992 году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.

В 1993 году открылся храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

С 2006 по 2008 год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.

5 октября 2011 года город вошел в состав Братской епархии.

Храмы

  • Николая Чудотворца
  • Прокопия Устюжского (строится)
  • Спаса Нерукотворного Образа (строится)
  • «Споручница грешных» иконы Божией Матери, в колонии строгого режима УК-20
  • Успения Пресвятой Богородицы

Городская инфраструктура

Город вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 километра, в то время как максимальная ширина застройки не превышает трёх километров.

Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из микрорайонов и посёлков. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения. Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными недостроенными объектами городского значения.

Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. В настоящее время известное как микрорайон «старый Усть-Кут». Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная. Сохранились исторические здания, не входящие в перечень объектов культурного наследия.

Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.

Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, Петух, Мир и другие.

Усть-Кут

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова «Города Иркутской области», 2010 год На сайте «Прибайкалье» (www.pribaikal.ru) публикуется с разрешения авторов

Усть-Кут — это один из старейших городов Восточной Сибири. Он основан в 1631 г. — на 30 лет раньше Иркутска.

Находится в устье реки Куты (отсюда название города) при ее впадении в реку Лену, в 510 км к северо-востоку от Иркутска по прямой.

Является административным центром Усть-Кутского района, от­носится к северным городам Иркутской области (вместе с Братском, Бодайбо, Киренском и Усть-Илимском).

Город стал конечным пунктом железнодорожной магистрали Тайшет —Лена, строившейся в 1946-1950 гг., и начальным пунктом Байкало-Амурской магистрали, строившейся в 1974-1987 гг. Со второй половины 1970-х гг. его называли восточной столицей БАМа.

В советский период (и до 2006 г.) Усть-Кут являлся городом областного подчинения (уровня). Сейчас он включен в состав Усть-Кутского муниципального района и отнесен к городам районного уровня (подчинения). Площадь города — 56 км2 (5,6 тыс. га).

Рельеф.

Усть-Кут расположен на Лено-Ангарском плато, в поймен­ной долине реки Лены, на высоте 295 м над уровнем моря.

Город находится среди покры­тых тайгой холмов с абсолютными отметками вершин от 558 до 757 м над уровнем моря.

На пологой пойменной тер­ритории рек Лены и Куты имеются небольшие участки, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Почвы здесь дерново-карбонатные и дерново-подзолистые, в луговой части — средне- и легкосуглинистые. Эти земли осваивались русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых. В настоящее время почти все эти участки заняты жилой застройкой современного Усть-Кута.

Климат.

Город расположен на территории, приравненной к райо­нам Крайнего Севера. Климат здесь резко континентальный. Среднемно-голетняя продолжительность безморозного периода составляет 97 дней. Первые заморозки фиксируются 9 сентября, последние — 3 июня.

Среднемесячная температура января -25,5 °С (абс. -52 °С), июля +17,6 °С (абс. +38 °С). Среднегодо­вая температура -3,7 °С.

Среднегодовая величина вы­падающих осадков равна 431 мм, из этого количества на май —август приходится 57 %.

Население.

В городе про­живают 44,5 тыс. чел., или 1,8% населения Иркутской области (по состоянию на 2010 г.). Численность населения Усть-Кута начала быстро сокращаться с середины 1990-х гг. как по причине естественной убыли, так и в результате возросшего в этот кризисный период оттока насе­ления. Эта неблагоприятная для города демографическая динамика сохраняется до настоящего времени и пока не преодолена.

Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприяти­ях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.

Динамика численности населения Усть-Кута, тыс. чел.

Год 1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010
Население 23,4 33,2 50,8 61,4 57,1 47,6 44,5

Социальная сфера.

В городе и районе действуют 16 средних, 6 основных, 3 начальные школы, 4 учреждения дополнительного и 21 учреждение дошкольного образования. Функционируют речное училище и профессиональное училище № 61.

В городе действует цен­тральная библиотечная система с сетью филиалов, имеется краеведческий музей и музей истории транспорта, училище искусств.

В городе и районе около 100 спортивных сооружений, десятки спортивных залов. Ежегодно проводится множе­ство спортивных мероприятий.

Здравоохранение представлено Центральной районной больницей с поликлиникой, Осе-тровской больницей (бывшая лечебница водников), железнодорожной больницей на станции Лена с поликлиникой и стационаром на 80 мест. Действуют также санатории «Усть-Кут» на 250 мест и «Эйсейра» (быв­ший профилакторий Осетровского речного порта).

Перспективы.

Дальнейшие перспективы города связаны с ком­плексным освоением и переработкой углеводородного сырья, лесо­химическим и деревообрабатывающим производством, сохранением опорной ремонтной базы речного флота, осуществляющего судоходство в бассейне Верхней Лены, укреплением позиций в качестве ключевого железнодорожно-водного перевалочного узла. Очень важно возрожде­ние аэропорта Усть-Кута и увеличение объема северных авиаперевозок. Целесообразно продвижение имиджа Усть-Кута как курортного горо­да с повышением качества обслуживания в санаториях «Усть-Кут» и «Эйсейра». В городе также возможно размещение базы обслуживания магистрального нефтепровода «ВСТО». При освоении северных ме­сторождений углеводородного сырья целесообразно создание в районе Усть-Кута и Киренска крупных генерирующих мощностей (такая воз­можность рассматривалась ОАО «Иркутскэнерго»), на которых будет использоваться попутный газ данных месторождений.

Облик города.

Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).

Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу. Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены дву­мя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.

Административно город не разделен, хотя в действи­тельности состоит из отдель­ных, во многом самостоятель­ных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жи­лые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными вре­менными поселками.

Ядром Усть-Кута явля­ются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены со­временными каменными мно­гоэтажными и полностью бла­гоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, разме­щены важнейшие социально-культурные объекты. Город­ским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки нахо­дятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний —любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные од­ноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных по­селка — Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).

Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).

Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетаю­щих самолетом — аэропорт Усть-Кут.

Герб

Усть-Кута утвержден городской ду­мой в 2009 г. На его зеленом щите изображены золотые соболь, якорь и башня острога. Место слияния рек Лены и Куты показано в виде перевернутой буквы «У». Авторы нового герба — А. Половикова (Усть-Кут), К. Моченов (Химки), О. Фефелова (Балашиха), К. Переходенко (Конаково). Внесен в ге­ральдический регистр РФ (№ 4833)

Геральдика

Герб

у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.

10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева — бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».

Флаг

города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.

Население

Динамика численности населения Усть-Кута

1875 1959 1960 1967 1970 1979 1980 1982 1986 1987
278 21 343 23 400 29 000 33 197 49 647 50 800 53 000 57 000 58 000
1989 1990 1992 1996 1998 2000 2001 2002 2003 2005
61 165 61 400 61 800 62 400 59 600 57 100 56 200 49 951 50 000 47 600
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
46 600 45 800 45 300 44 832 45 375 45 290 44 805 44 301 43 552 42 971
2016 2017 2018 2019 2020
42 498 42 272 41 689 41 149 40 783

Демографическая ситуация

До середины XX века Усть-Кут оставался крупным селом с преимущественно крестьянским населением, включая семьи осевших здесь ссыльных. Переломными стали 1940-е годы, когда началось строительство Осетровского речного порта и Ленской железной дороги, на строительство которых стекались рабочие из близлежащих поселений и других регионов СССР. В 1943 Усть-Кут приобретает статус рабочего посёлка, в 1954 становится городом при численности населения около 20 тысяч человек, преимущественно рабочих. С возобновлением строительства БАМа в 1970-х город переживает вторую волну миграции — здесь селятся тысячи молодых специалистов, в большом числе из Ставропольского и Краснодарского краёв, шефствовавших над станцией Лена. Вслед за строителями в Усть-Кут прибывают геологи в составе нескольких геологических экспедиций.

Номинальная численность населения города продолжала расти до 1996, когда достигла исторического пика 62,4 тыс. человек. (Эти данные, однако, не отражают реальную динамику естественного прироста и миграции: в 1996 в состав города был включён рабочий посёлок Якурим.) С этого времени отмечается массовый отток населения, в 2001 — 2003 достигший максимальной величины: за два года населённость Усть-Кута сократилась на 6,2 тыс. человек (более 10% населения). С 2010 по 2021 численность населения Усть-Кута сократилась почти на 5 тысяч человек.

Большинство жителей города работают на предприятиях водного и железнодорожного транспорта, в государственных и бюджетных организациях города, торговле, а также в лесоперерабатывающей промышленности1.

Экономика

Экономика Усть-Кута основана на добыче природных ресурсов, лесном хозяйстве и деятельности предприятий транспортного узла «железная дорога — порт».

Основные предприятия:

• в нефтегазовом комплексе — ООО «УКНГ» (Ранее ОАО «УстьКутНефтегаз» — дочернее предприятие ООО «Иркутская нефтяная компания»; нефтебаза

• в транспортном комплексе — Осетровский речной порт, Верхне-Ленское речное пароходство, ОАО «Алроса-Терминал», предприятия ВСЖД;

• в лесном комплексе — ООО «Микура», ООО «Леналессервис», ЗАО «Велес», ЗАО «Ленаэкспортлес», ОИК-51.

Основные отрасли промышленного производства в порядке уменьшения объёмов — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, теплоэнергетика. Бо́льшая часть добываемых природных ресурсов экспортируется в другие регионы России и в Китай. Ассортимент конечной продукции, выпускаемой в городе, очень мал — преимущественно это пиломатериалы и изделия из дерева. Кроме того, для нужд города выпускают продукцию предприятия пищевой промышленности — хлебозавод, частные пекарни, молокозавод.

Социальная сфера

Образование

По состоянию на 2021 в Усть-Куте работали 12 общеобразовательных учреждений. Также имеются:

• Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Кутский промышленный техникум»;

• Филиал негосударственного образовательного профессионального образования «Иркутский гуманитарно-технический колледж»;

• Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ)1.

Здравоохранение

Муниципальные учреждения здравоохранения по состоянию на 2018:

• Центральная районная больница;

• Железнодорожная линейная больница, в том числе станция скорой помощи.

Частные медицинские учреждения:

• ООО «Доктор» (ул.Реброва-Денисова, 8);

• ООО «Стомкомфорт» (ул.Речников, 45),

• кабинет ультразвуковой диагностики Григорьева И.Н. (ул.Кирова, 124),

• ООО «Санаторий «Эйсейра» (ул.Речников, 1а),

• ООО «Стоматологическая поликлиника Проскоков И К» (ул.Кирова, 90 кв.45) и другие1.

Культура

В городе имеются дома культуры, библиотеки, музей, детская школа искусств, кинотеатр.

Речники (городской дом культуры, город Усть-Кут)

Спорт

По состоянию на 2021 в городе имелись: один стадион, две детско-юношеские спортивные школы, 42 спортивных зала1.

Уроженцы и жители

  1. Задорожная Елена Анатольевна, Болсун Елена Ивановна — легкоатлетки, участницы Олимпиад, уроженки Усть-Кута.
  2. Акулич Олег Александрович — российский и белорусский актёр, детство и юность провёл в Усть-Куте. Выпускник Осетровского речного училища.
  3. Марков Нектарий Константинович — заслуженный учитель России, краевед, в 1955–1984 директор Усть-Кутской средней школы № 2, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин города Усть-Кута.
  4. Троцкий Лев Давидович — российский политический деятель, один из лидеров Октябрьской революции, отбывал ссылку в Усть-Куте в 1900.

Герои Советского Союза (участники Великой Отечественной войны):

  1. Андреев Михаил Александрович;
  2. Антипин Иван Николаевич;
  3. Пестерев Алексей Иванович;
  4. Тюрнев Пётр Фёдорович.

Герои России:

  1. Рудых Александр Витальевич — участник боевых действий в Афганистане и в других «горячих точках».
  2. Шерстянников Андрей Николаевич — участник антитеррористической операции в Чечне.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]