Наверняка все слышали про Кольский полуостров. Но все ли знают, почему он так называется?
Кольский полуостров получил свое название от небольшого городка Колы. Этот город считается старейшим населенным пунктом и историческим центром полуострова. Мне посчастливилось побывать в Коле в 2015 году, когда город праздновал свое 450-летие.
И сегодня я приглашаю вас совершить вместе со мной виртуальное путешествие в этот удивительный северный городок.
- Страницы истории
- Благовещенская церковь
- Мост через реку Тулому
- «Кольский Алеша»
- Штрихи к портрету города
Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
Давайте посмотрим, что нам говорит о Коле Википедия:
Административный центр Кольского района Мурманской области, исторический центр Кольского полуострова, город-спутник Мурманска. Город расположен при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря, в 12 км от центра города Мурманска. Население — около 10 тысяч человек по данным на 2021 год.
Кола считается древнейшим городом Кольского полуострова. Историки называют две ключевых даты, связанных с основанием Колы:
- 1264 год — волость Коло упоминается как поселение поморов
- 1565 год — город Кола, в котором построен Кольский острог
Насчет этимологии самого названия нет единого мнения. Все сходятся в том, что поселение названо в честь реки, на которой оно стояла. Тогда почему сама река получила такое имя?
Версия первая: от финно-угорского Кульйоки, что переводится как «рыбная река».
Версия вторая: от саамского Кольйок, что переводится как «золотая река».
В любом случае, в русский язык это название пришло как Кола-река, которое потом модифицировалось в Кола. Затем Колой назвали поселение, а от поселения имя перешло к целому полуострову.
Уже при Иване Грозном на Кольском полуострове возникает международная торговля. В 1582 году в ответ на агрессивные действия Дании царь сажает в Кольский острог воеводу Аверкия, в монашестве Авраамия Палицына. Это был известный писатель и церковный деятель. Именно Авраамий Палицын учредил в Коле гостиный двор, почтовую службу, ввел торговые и промысловые пошлины.
В мурманском краеведческом музее (он называется «Музей истории») есть целый зал, посвященный истории возникновения и развития Колы. Там рассказывается о повседневной жизни и занятиях колян.
Суровый северный климат не позволял колянам выращивать зерновые культуры. Однако они снимали такой богатый урожай капусты и репы, что продавали эти овощи датчанам, жившим на побережье.
Кольская капуста
Академик Н.Я.Озерецковский, изучавший быт колян, писал:
«Капуста родится хорошо… но никогда в вилки не завивается, как бы долго осенью на грядках не стояла, и какие бы морозы ее не корчили и не сжимали; листы ее, поднимаясь вверх, всегда расходятся в сторону и бывают широки и длинны.В таком виде снятую с гряд капусту коляне сечками не рубят, как обыкновенно по всей России то делается, а целыми листами варят ее в воде, и потом укладывают в кадки, подливая самою тою водою, в которой варила, но несколько просоленою. Когда же надобно варить, то ее рубят, и кольские щи бывают отменно вкусны…».
Ещё коляне собирали морошку, которая пользовалась большим спросом по всей России. Они арендовали у местных жителей-лопарей целые острова и занимались сбором ягод. Оказывается, морошку поставляли даже к императорскому двору!
А вот мне ни в Мурманске, ни в Коле морошку найти не удалось. Вернее, зеленые ягоды я видела в Мурманске, когда гуляла по сопкам. Но хотелось узнать, какой же вкус у спелой морошки. И удалось попробовать эту удивительную ягоду лишь неделю спустя, уже в Архангельской области, когда я приехала в гости к Светлане Харюшевой.
Разумеется, занимались жители Колы и рыбной ловлей, и китобойным промыслом, и извозом.
«Кольский тракт»: Кола — Кандалакша
Кола была местом пересечения северных морских и сухопутных путей. Именно здесь заканчивалась единственная на Кольском полуострове дорога. Называлась она «Кольский тракт» и шла из Кандалакши в Колу. Она соединяла Кольский полуостров с остальной частью России.
Именно по этому тракту в Колу приезжали купцы и промышленники со всего Поморья, ученые и архангельские губернаторы. Весной они собирались в Коле, а затем расходились по становищам Мурманского побережья. Местные жители-лопари занимались извозом по суше, а русские судовладельцы — морскими перевозками.
На тракте было оборудовано 10 дорожных станций, так называемых «ямов».
Вот так выглядели почтовые станции в начале ХХ века.
В одном из залов Музея истории в Мурманске я обнаружила интересные высказывания о Коле. Если бы я сейчас работала учителем истории, точно «захомячила» бы этот материал для урока. Столько интересных речевых оборотов — это уже во мне говорит лингвист! — и фактов, на основе которых можно придумать творческие задания!
Давайте, к примеру, возьмем одну-единственную фразу из этого списка: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». И сразу возникает туча вопросов.
- Где находятся Холмогоры?
- Почему именно из Холмогор до Колы, а не до другого населенного пункта?
- В каком значении употреблено имя Никола?
- Что значит «тридцать три Николы»?
- Почему именно тридцать три?
- Как звучала бы эта фраза на современном русском языке?
Да тут запросто можно сделать самый настоящий квест! Причем, не только для учеников, но и для взрослых. Например, для тех, кто приезжает в Мурманск в качестве туриста. Я бы точно поучаствовала!
Плюс триста лет
В советское время историки Иван Ушаков и Игорь Шаскольский нашли опубликованные записки голландского купца Симона ван Салингена, в которых он описывает Колу 1565 года как поселение, находящееся на этапе своего становления и состоящее всего из трех дворов. Именно 1565 год сегодня и принято считать первым упоминанием Колы — такой принцип использует советская школа историографии при установлении дат основания поселений. Эта дата указана и на стеле при въезде в город.
Однако недавно опубликованы данные о том, что еще в XIII веке новгородский посадник Александра Невского Валит Корелянин, выполняя распоряжение великого князя, воздвиг в 1264 году в Усть-Коле каменное укрепление. Оно представляло собой «каменную загороду в двенадцать стен», которая была названа «вавилоном». Это строение впоследствии было разобрано во время постройки Кольского острога в 1583 году у слияния рек Колы и Туломы. Иными словами, уже в XIII веке Кола представляла собой форпост Новгородской Руси на Кольском Севере. Она несла «запирающую» функцию двух важнейших торговых путей, один из которых по реке Туломе вел в сторону Финляндии и Швеции, а другой, по реке Коле — в Карелию и Новгородскую Русь.
По мнению митрополита Митрофана, данные Салингена невозможно считать объективными. Недавно введен в оборот так называемый «финляндский источник» 1556 года на шведском языке, который свидетельствует, что в Коле уже в то время население насчитывалось, «как пять церковных приходов». Приходами в то время назывались поселения, которые имели возможность содержать храм. Для этого приход должен был насчитывать 100-120 человек. Если в Коле было пять церковных приходов, значит, там проживали не менее 500-600 человек.
Уже в XIII веке Кола представляла собой форпост Новгородской Руси на Кольском Севере
Древний возраст Колы не вызывает сомнений еще и потому, что этот город находился у великого водного пути, который когда-то соединял Кольский и Кандалакшский заливы. Исторический источник «Книга Большому чертежу», ведущая описание северных пределов России еще от великих новгородских князей, сообщает о том, что в Средневековье Кольский полуостров фактически являлся островом, который отделяла от материка «Кольская морская пролива». Известно, что просветитель саамов святой Феодорит Кольский, по словам князя Курбского, в начале XVI века пришел «великой рекой Колой» от Соловецких остров до «лопарей диких» в Кольский залив. Река Кола носила название «великой» по той причине, что она представляла собой крупный морской водный путь, проходящий через всю Лапландию и ведущий в Карелию. По этому пути карелы ежегодно в маленьких лодках ездили ловить рыбу между Териберкой и мысом Кегор (древнее название мыса Немецкого на полуострове Рыбачьем).
Сейчас этого водного пути не существует, а река Кола стала мелководной. Спутниковые данные показывают, что продолжается длительный процесс поднятия Фенноскандии — части земной литосферы, на которой расположены Норвегия, Швеция, Финляндия, Карелия и Мурманская область, левобережье рек Онега и Кена в Архангельской области, северная часть Андомской возвышенности, правобережье рек Свирь и Нева в Ленинградской области, а также прилегающие к этим территориям моря. Ежегодно Фенноскандия поднимается на 11 миллиметров — более чем на метр за сто лет. По этой причине в начале XVI века реки Кольского полуострова были глубже приблизительно на пять метров, чем сегодня.
— В грамоте от 1264 года упоминается новгородская волость Колопермь возле Кольского залива, — подчеркнул владыка Митрофан. — Разумеется, если существует волость, то она должна иметь свой волостной центр. Правда, в грамоте не сказано, что этим центром являлась именно Кола. Но нет сомнения, что уже в то время здесь существовало поселение. Если принять 1264 год за дату основания Колы, то получится, что в 2024 году город отметит 760 лет. А это уже солидно! Во всяком случае Кольский район точно имеет эту дату основания, как наследник волости Колопермь.
Кстати
Есть еще один вариант даты основания города. В 1532 году иеромонах Илия, доверенное лицо митрополита Макария, и состоявший при нем иеродиакон Феодорит, известный как просветитель лопарей Феодорит Кольский, освящают Благовещенскую и Никольскую церкви в Коле. По словам митрополита, освящение храма можно считать основанием полноценного поселения. А ведь речь шла об освящении в Коле целых двух храмов — зимнего и летнего. Если считать эту дату основанием Колы, то в 2022 году город может отмечать 490-летие. Подтверждением верности данного подхода служит основание другого районного центра Мурманской области — города Кандалакши. Именно с момента освящения первой церкви ведется отсчет существования Кандалакши. В Софийской летописи упоминается, что Феодорит Кольский в 1526 году построил в устье реки Нивы первую церковь Рождества Иоанна Предтечи. Сегодня этот год считается датой основания Кандалакши. Кстати, в 2021 году Феодориту Кольскому исполняется 450 лет, и кандалакшане намерены поставить памятник основателю своего города. Проект памятника уже подготовлен.
Благовещенская церковь
Одна из достопримечательностей современной Колы это Благовещенская церковь. Она считается старейшим каменным зданием на всем Кольском полуострове.
Я сначала даже не поняла, что меня смущает в архитектуре этой церкви. Присмотрелась. Обычно у храмов купола ставятся на цилиндрический барабан. А здесь огромный «луковичный» купол посажен прямо на основу, так называемый четверик.
Ученые выяснили, что раньше Благовещенская церковь составляла единый комплекс с деревянным Воскресенским собором конца XVII века и колокольней, которые до наших дней не сохранились. В краеведческом музее представлен макет собора. А в церковном дворике стоит вот такой макет бревенчатой стены.
Во внутреннем дворике храма установлен вот такой стол с табуретками из срубов.
В самом храме находится ещё одна достопримечательность. Это Путный крест.
Путный (поклонный) крест
Крест был установлен в 1655 году кольским воеводой Г.И.Волынцевым у судовой пристани. Этому кресту поклонялись (отсюда и название — поклонный) рыбаки, выходящие на промысел в море и купцы, которые привозили товары на Кольский полуостров. Ему молились местные поморы и благодарили за спасение жизни во время штормов.
В начале ХХ века крест стоял у дороги, затем его снесли и долгое время о нем не было ничего известно. Впоследствии крест нашли и установили прямо в храме.
В 1974 году он был признан памятником архитектуры федерального значения.
Карта
Кола: карты |
Кола: фото из космоса (Google Maps)Кола: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Кола. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Кильдинстрой | 9 () | Ю |
2 | Мурманск | 9 (7) | С |
3 | Мурмаши | 11 (11) | ЮЗ |
4 | Сафоново | 20 () | СВ |
5 | Североморск | 24 (29) | СВ |
6 | Снежногорск | 36 (49) | С |
7 | Полярный | 38 (57) | СВ |
8 | Гаджиево | 42 (62) | С |
9 | Видяево | 50 () | С |
10 | Заозёрск | 62 (122) | С |
11 | Оленегорск | 83 (92) | Ю |
12 | Высокий | 84 () | Ю |
13 | Печенга | 103 () | СЗ |
14 | Мончегорск | 105 (124) | Ю |
15 | Заполярный | 106 (145) | СЗ |
16 | Ревда | 120 (159) | ЮВ |
Краткая характеристика
Город расположен на Кольском полуострове, за Северным полярным кругом, при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря, в 12 км к югу от Мурманска.
К юго-западу от Колы, на правом берегу р. Тулома — посёлок Мурмаши, самый северный бальнеогрязевый курорт России.
Территория (кв. км): 172
Информация о городе Кола на русском сайте Википедии
Исторический очерк
Впервые упоминается как поселение поморов в 1264 г., волость Коло. В 1565 г. сооружён Кольский острог, известен как город Кола.
Название по расположению в устье реки Кола. Распространённая этимологоия из финно-угорского Кульйоки «рыбная река». Но поскольку такая форма гидронима не подтверждается ни одним письменным источником, предложена этимология из саамского Кольйок «золотая река». Русскими название было усвоено сначала в виде полукальки Кола-река, упоминаемой в летописи под 1532 г., которая затем была превращена в р. Кола. Кольский полуостров получил своё название по селению Кола и реке Кола.
В 1589-91 гг. жители не раз отражали нападения шведов.
В 15-17 вв. Кола — отправной пункт морских плаваний на промысел к островам Шпицберген (Грумант) и Новая Земля. В 18 в. теряет значение центра внешней торговли Московского государства на Севере.
С 1708 г. в составе Архангелогородской губернии, с 1719 г. в Архангелогордской провинции. С 1784 г. уездный город Архангельского наместничества (с 1796 г. — Архангельская губерния). Со второй половины 19 в. заштатный город.
В 1856 г. в уездном городе Кола Архангельской губернии числилось 1 церковь, 35 домов, 3 лавки.
15 марта 1926 г. преобразован в село Кола, позднее развивался как спутник Мурманска.
Рабочий посёлок с 20 августа 1935 г. Город (вторично) с 02 августа 1965 г.
Экономика
Фабрики: мебельная, макаронная. Пивокомбинат.
Близ Колы — звероводческий совхоз.
Основные предприятия
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
ОАО «Колэнерго»
184364, Мурманская область, Кольский р-н, пгт Мурмаши, ул. Кирова, 2
Предлагает:
электроэнергия, теплоэнергия
АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ
ОАО «Аэропорт Мурманск»
184364, Мурманская область, Кольский р-н, пгт Мурмаши, Аэропорт
Предлагает:
Воздушные пассажирские и грузоперевозки
Культура, наука, образование
Музей поморского быта (в экспозиции — поклонный молитвенный крест 17 в.).
ВУЗы города
Мурманский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы
184380, Мурманская область, Кольский р-н, г. Кола, ул. Андрусенко, 11 WWW: https://www.mosapkola.ru/
Архитектура, достопримечательности
Сохранились земляной вал и ров Кольской крепости, одно из первых каменных зданий на Кольском полуострове — Благовещенский собор (1800-09).
В окрестностях Колы — неолитическая стоянка (2 — 1-го тысячелетия до н.э.).
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1856 | 0.5 | 1992 | 16.1 | 2007 | 10.6 | 2016 | 9.7 |
1897 | 0.6 | 1996 | 12.4 | 2008 | 10.5 | 2017 | 9.7 |
1926 | 0.6 | 1998 | 12.2 | 2010 | 10.3 | 2018 | 9.7 |
1939 | 8.4 | 2000 | 11.9 | 2011 | 10.4 | 2019 | 9.7 |
1959 | 12.3 | 2001 | 11.8 | 2012 | 10.3 | 2020 | 9.7 |
1970 | 12.1 | 2003 | 11.1 | 2013 | 10.1 | 2021 | 9.6 |
1979 | 13.3 | 2005 | 10.8 | 2014 | 10.1 | ||
1989 | 16.5 | 2006 | 10.6 | 2015 | 9.9 |
Мост через реку Тулому
Чтобы попасть на другой берег реки Туломы, жители и гости города пользуются мостом из железобетонных конструкций. Оказывается, он тоже считается одной из главных достопримечательностей Колы.
История строительства моста
Мост в 1952 году строили не гражданские организации, а инженерные войска Министерство обороны СССР. Строительство шло в приграничной зоне, в сложных погодных и климатических условиях. Мост считался достаточно важным объектом. Приведу один факт: авторы проекта и строители были выдвинуты на Сталинскую премию, поскольку мост имел самый большой в Европе арочный пролет для мостов такого типа.
Однако по политическим соображениям Министерство обороны предпочло не афишировать эту «стройку века» в приграничной зоне с участием инженерных войск.
На официальном сайте города Колы есть интереснейшая статья под названием «Мост через реку Тулома — трудовой подвиг инженерных войск в мирное время». В статье довольно много технических подробностей, но они как раз и позволяют понять всю сложность и масштаб строительства этого объекта.
А вот что я обнаружила буквально вчера, на одной из страничек «Комсомольской правды»:
Реконструкция это хорошо. Но жаль, что Кола лишится такой своеобразной достопримечательности.
Кола
(Мурманская область)
Код ОКАТО:
47205501
Основан:
1264
Поселок городского типа с:
1935
Город с:
1965 Город районного подчинения (Кольский р-н Мурманской области)
Центр:
Кольский р-н
Телефонный код (справочный телефон)
81553***** | — |
Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
68°53′
Географическая долгота:
33°03′
Высота над уровнем моря, метров:
60 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Кола
«Кольский Алеша»
Давайте перейдем по мосту на другой берег реки Туломы, где находится ещё один монумент. Лестница с тремя пролетами ведет на вершину холма. Там возвышается памятник с именами и фамилиями всех жителей Колы, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Местные жители окрестили этот монумент «Кольским Алешей».