Плюс триста лет


Наверняка все слышали про Кольский полуостров. Но все ли знают, почему он так называется?
Кольский полуостров получил свое название от небольшого городка Колы. Этот город считается старейшим населенным пунктом и историческим центром полуострова. Мне посчастливилось побывать в Коле в 2015 году, когда город праздновал свое 450-летие.

И сегодня я приглашаю вас совершить вместе со мной виртуальное путешествие в этот удивительный северный городок.

  1. Страницы истории
  2. Благовещенская церковь
  3. Мост через реку Тулому
  4. «Кольский Алеша»
  5. Штрихи к портрету города

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном формате

Страницы истории

Давайте посмотрим, что нам говорит о Коле Википедия:

Административный центр Кольского района Мурманской области, исторический центр Кольского полуострова, город-спутник Мурманска. Город расположен при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря, в 12 км от центра города Мурманска. Население — около 10 тысяч человек по данным на 2021 год.

Кола считается древнейшим городом Кольского полуострова. Историки называют две ключевых даты, связанных с основанием Колы:

  • 1264 год — волость Коло упоминается как поселение поморов
  • 1565 год — город Кола, в котором построен Кольский острог

Насчет этимологии самого названия нет единого мнения. Все сходятся в том, что поселение названо в честь реки, на которой оно стояла. Тогда почему сама река получила такое имя?

Версия первая: от финно-угорского Кульйоки, что переводится как «рыбная река».

Версия вторая: от саамского Кольйок, что переводится как «золотая река».

В любом случае, в русский язык это название пришло как Кола-река, которое потом модифицировалось в Кола. Затем Колой назвали поселение, а от поселения имя перешло к целому полуострову.

Уже при Иване Грозном на Кольском полуострове возникает международная торговля. В 1582 году в ответ на агрессивные действия Дании царь сажает в Кольский острог воеводу Аверкия, в монашестве Авраамия Палицына. Это был известный писатель и церковный деятель. Именно Авраамий Палицын учредил в Коле гостиный двор, почтовую службу, ввел торговые и промысловые пошлины.

В мурманском краеведческом музее (он называется «Музей истории») есть целый зал, посвященный истории возникновения и развития Колы. Там рассказывается о повседневной жизни и занятиях колян.

Суровый северный климат не позволял колянам выращивать зерновые культуры. Однако они снимали такой богатый урожай капусты и репы, что продавали эти овощи датчанам, жившим на побережье.

Кольская капуста

Академик Н.Я.Озерецковский, изучавший быт колян, писал:

«Капуста родится хорошо… но никогда в вилки не завивается, как бы долго осенью на грядках не стояла, и какие бы морозы ее не корчили и не сжимали; листы ее, поднимаясь вверх, всегда расходятся в сторону и бывают широки и длинны.В таком виде снятую с гряд капусту коляне сечками не рубят, как обыкновенно по всей России то делается, а целыми листами варят ее в воде, и потом укладывают в кадки, подливая самою тою водою, в которой варила, но несколько просоленою. Когда же надобно варить, то ее рубят, и кольские щи бывают отменно вкусны…».

Ещё коляне собирали морошку, которая пользовалась большим спросом по всей России. Они арендовали у местных жителей-лопарей целые острова и занимались сбором ягод. Оказывается, морошку поставляли даже к императорскому двору!

А вот мне ни в Мурманске, ни в Коле морошку найти не удалось. Вернее, зеленые ягоды я видела в Мурманске, когда гуляла по сопкам. Но хотелось узнать, какой же вкус у спелой морошки. И удалось попробовать эту удивительную ягоду лишь неделю спустя, уже в Архангельской области, когда я приехала в гости к Светлане Харюшевой.

Разумеется, занимались жители Колы и рыбной ловлей, и китобойным промыслом, и извозом.

«Кольский тракт»: Кола — Кандалакша

Кола была местом пересечения северных морских и сухопутных путей. Именно здесь заканчивалась единственная на Кольском полуострове дорога. Называлась она «Кольский тракт» и шла из Кандалакши в Колу. Она соединяла Кольский полуостров с остальной частью России.

Именно по этому тракту в Колу приезжали купцы и промышленники со всего Поморья, ученые и архангельские губернаторы. Весной они собирались в Коле, а затем расходились по становищам Мурманского побережья. Местные жители-лопари занимались извозом по суше, а русские судовладельцы — морскими перевозками.

На тракте было оборудовано 10 дорожных станций, так называемых «ямов».

Вот так выглядели почтовые станции в начале ХХ века.

В одном из залов Музея истории в Мурманске я обнаружила интересные высказывания о Коле. Если бы я сейчас работала учителем истории, точно «захомячила» бы этот материал для урока. Столько интересных речевых оборотов — это уже во мне говорит лингвист! — и фактов, на основе которых можно придумать творческие задания!

Давайте, к примеру, возьмем одну-единственную фразу из этого списка: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». И сразу возникает туча вопросов.

  • Где находятся Холмогоры?
  • Почему именно из Холмогор до Колы, а не до другого населенного пункта?
  • В каком значении употреблено имя Никола?
  • Что значит «тридцать три Николы»?
  • Почему именно тридцать три?
  • Как звучала бы эта фраза на современном русском языке?

Да тут запросто можно сделать самый настоящий квест! Причем, не только для учеников, но и для взрослых. Например, для тех, кто приезжает в Мурманск в качестве туриста. Я бы точно поучаствовала!

Плюс триста лет

В советское время историки Иван Ушаков и Игорь Шаскольский нашли опубликованные записки голландского купца Симона ван Салингена, в которых он описывает Колу 1565 года как поселение, находящееся на этапе своего становления и состоящее всего из трех дворов. Именно 1565 год сегодня и принято считать первым упоминанием Колы — такой принцип использует советская школа историографии при установлении дат основания поселений. Эта дата указана и на стеле при въезде в город.

Однако недавно опубликованы данные о том, что еще в XIII веке новгородский посадник Александра Невского Валит Корелянин, выполняя распоряжение великого князя, воздвиг в 1264 году в Усть-Коле каменное укрепление. Оно представляло собой «каменную загороду в двенадцать стен», которая была названа «вавилоном». Это строение впоследствии было разобрано во время постройки Кольского острога в 1583 году у слияния рек Колы и Туломы. Иными словами, уже в XIII веке Кола представляла собой форпост Новгородской Руси на Кольском Севере. Она несла «запирающую» функцию двух важнейших торговых путей, один из которых по реке Туломе вел в сторону Финляндии и Швеции, а другой, по реке Коле — в Карелию и Новгородскую Русь.

По мнению митрополита Митрофана, данные Салингена невозможно считать объективными. Недавно введен в оборот так называемый «финляндский источник» 1556 года на шведском языке, который свидетельствует, что в Коле уже в то время население насчитывалось, «как пять церковных приходов». Приходами в то время назывались поселения, которые имели возможность содержать храм. Для этого приход должен был насчитывать 100-120 человек. Если в Коле было пять церковных приходов, значит, там проживали не менее 500-600 человек.

Уже в XIII веке Кола представляла собой форпост Новгородской Руси на Кольском Севере

Древний возраст Колы не вызывает сомнений еще и потому, что этот город находился у великого водного пути, который когда-то соединял Кольский и Кандалакшский заливы. Исторический источник «Книга Большому чертежу», ведущая описание северных пределов России еще от великих новгородских князей, сообщает о том, что в Средневековье Кольский полуостров фактически являлся островом, который отделяла от материка «Кольская морская пролива». Известно, что просветитель саамов святой Феодорит Кольский, по словам князя Курбского, в начале XVI века пришел «великой рекой Колой» от Соловецких остров до «лопарей диких» в Кольский залив. Река Кола носила название «великой» по той причине, что она представляла собой крупный морской водный путь, проходящий через всю Лапландию и ведущий в Карелию. По этому пути карелы ежегодно в маленьких лодках ездили ловить рыбу между Териберкой и мысом Кегор (древнее название мыса Немецкого на полуострове Рыбачьем).

Сейчас этого водного пути не существует, а река Кола стала мелководной. Спутниковые данные показывают, что продолжается длительный процесс поднятия Фенноскандии — части земной литосферы, на которой расположены Норвегия, Швеция, Финляндия, Карелия и Мурманская область, левобережье рек Онега и Кена в Архангельской области, северная часть Андомской возвышенности, правобережье рек Свирь и Нева в Ленинградской области, а также прилегающие к этим территориям моря. Ежегодно Фенноскандия поднимается на 11 миллиметров — более чем на метр за сто лет. По этой причине в начале XVI века реки Кольского полуострова были глубже приблизительно на пять метров, чем сегодня.

— В грамоте от 1264 года упоминается новгородская волость Колопермь возле Кольского залива, — подчеркнул владыка Митрофан. — Разумеется, если существует волость, то она должна иметь свой волостной центр. Правда, в грамоте не сказано, что этим центром являлась именно Кола. Но нет сомнения, что уже в то время здесь существовало поселение. Если принять 1264 год за дату основания Колы, то получится, что в 2024 году город отметит 760 лет. А это уже солидно! Во всяком случае Кольский район точно имеет эту дату основания, как наследник волости Колопермь.

Кстати

Есть еще один вариант даты основания города. В 1532 году иеромонах Илия, доверенное лицо митрополита Макария, и состоявший при нем иеродиакон Феодорит, известный как просветитель лопарей Феодорит Кольский, освящают Благовещенскую и Никольскую церкви в Коле. По словам митрополита, освящение храма можно считать основанием полноценного поселения. А ведь речь шла об освящении в Коле целых двух храмов — зимнего и летнего. Если считать эту дату основанием Колы, то в 2022 году город может отмечать 490-летие. Подтверждением верности данного подхода служит основание другого районного центра Мурманской области — города Кандалакши. Именно с момента освящения первой церкви ведется отсчет существования Кандалакши. В Софийской летописи упоминается, что Феодорит Кольский в 1526 году построил в устье реки Нивы первую церковь Рождества Иоанна Предтечи. Сегодня этот год считается датой основания Кандалакши. Кстати, в 2021 году Феодориту Кольскому исполняется 450 лет, и кандалакшане намерены поставить памятник основателю своего города. Проект памятника уже подготовлен.

Благовещенская церковь

Одна из достопримечательностей современной Колы это Благовещенская церковь. Она считается старейшим каменным зданием на всем Кольском полуострове.

Я сначала даже не поняла, что меня смущает в архитектуре этой церкви. Присмотрелась. Обычно у храмов купола ставятся на цилиндрический барабан. А здесь огромный «луковичный» купол посажен прямо на основу, так называемый четверик.

Ученые выяснили, что раньше Благовещенская церковь составляла единый комплекс с деревянным Воскресенским собором конца XVII века и колокольней, которые до наших дней не сохранились. В краеведческом музее представлен макет собора. А в церковном дворике стоит вот такой макет бревенчатой стены.

Во внутреннем дворике храма установлен вот такой стол с табуретками из срубов.

В самом храме находится ещё одна достопримечательность. Это Путный крест.

Путный (поклонный) крест


Крест был установлен в 1655 году кольским воеводой Г.И.Волынцевым у судовой пристани. Этому кресту поклонялись (отсюда и название — поклонный) рыбаки, выходящие на промысел в море и купцы, которые привозили товары на Кольский полуостров. Ему молились местные поморы и благодарили за спасение жизни во время штормов.

В начале ХХ века крест стоял у дороги, затем его снесли и долгое время о нем не было ничего известно. Впоследствии крест нашли и установили прямо в храме.

В 1974 году он был признан памятником архитектуры федерального значения.

Карта

Кола: карты

Кола: фото из космоса (Google Maps)Кола: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Кола. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние
можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Кильдинстрой9 ()Ю
2Мурманск9 (7)С
3Мурмаши11 (11)ЮЗ
4Сафоново20 ()СВ
5Североморск24 (29)СВ
6Снежногорск36 (49)С
7Полярный38 (57)СВ
8Гаджиево42 (62)С
9Видяево50 ()С
10Заозёрск62 (122)С
11Оленегорск83 (92)Ю
12Высокий84 ()Ю
13Печенга103 ()СЗ
14Мончегорск105 (124)Ю
15Заполярный106 (145)СЗ
16Ревда120 (159)ЮВ

Краткая характеристика

Город расположен на Кольском полуострове, за Северным полярным кругом, при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря, в 12 км к югу от Мурманска.

К юго-западу от Колы, на правом берегу р. Тулома — посёлок Мурмаши, самый северный бальнеогрязевый курорт России.

Территория (кв. км): 172

Информация о городе Кола на русском сайте Википедии

Исторический очерк

Впервые упоминается как поселение поморов в 1264 г., волость Коло. В 1565 г. сооружён Кольский острог, известен как город Кола.

Название по расположению в устье реки Кола. Распространённая этимологоия из финно-угорского Кульйоки «рыбная река». Но поскольку такая форма гидронима не подтверждается ни одним письменным источником, предложена этимология из саамского Кольйок «золотая река». Русскими название было усвоено сначала в виде полукальки Кола-река, упоминаемой в летописи под 1532 г., которая затем была превращена в р. Кола. Кольский полуостров получил своё название по селению Кола и реке Кола.

В 1589-91 гг. жители не раз отражали нападения шведов.

В 15-17 вв. Кола — отправной пункт морских плаваний на промысел к островам Шпицберген (Грумант) и Новая Земля. В 18 в. теряет значение центра внешней торговли Московского государства на Севере.

С 1708 г. в составе Архангелогородской губернии, с 1719 г. в Архангелогордской провинции. С 1784 г. уездный город Архангельского наместничества (с 1796 г. — Архангельская губерния). Со второй половины 19 в. заштатный город.

В 1856 г. в уездном городе Кола Архангельской губернии числилось 1 церковь, 35 домов, 3 лавки.

15 марта 1926 г. преобразован в село Кола, позднее развивался как спутник Мурманска.

Рабочий посёлок с 20 августа 1935 г. Город (вторично) с 02 августа 1965 г.

Экономика

Фабрики: мебельная, макаронная. Пивокомбинат.

Близ Колы — звероводческий совхоз.

Основные предприятия

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

ОАО «Колэнерго»
184364, Мурманская область, Кольский р-н, пгт Мурмаши, ул. Кирова, 2
Предлагает:
электроэнергия, теплоэнергия

АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ

ОАО «Аэропорт Мурманск»
184364, Мурманская область, Кольский р-н, пгт Мурмаши, Аэропорт
Предлагает:
Воздушные пассажирские и грузоперевозки

Культура, наука, образование

Музей поморского быта (в экспозиции — поклонный молитвенный крест 17 в.).

ВУЗы города

Мурманский филиал Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы
184380, Мурманская область, Кольский р-н, г. Кола, ул. Андрусенко, 11 WWW: https://www.mosapkola.ru/

Архитектура, достопримечательности

Сохранились земляной вал и ров Кольской крепости, одно из первых каменных зданий на Кольском полуострове — Благовещенский собор (1800-09).

В окрестностях Колы — неолитическая стоянка (2 — 1-го тысячелетия до н.э.).

Численность населения по годам (тыс. жит)
18560.5199216.1200710.620169.7
18970.6199612.4200810.520179.7
19260.6199812.2201010.320189.7
19398.4200011.9201110.420199.7
195912.3200111.8201210.320209.7
197012.1200311.1201310.120219.6
197913.3200510.8201410.1
198916.5200610.620159.9

Мост через реку Тулому

Чтобы попасть на другой берег реки Туломы, жители и гости города пользуются мостом из железобетонных конструкций. Оказывается, он тоже считается одной из главных достопримечательностей Колы.

История строительства моста

Мост в 1952 году строили не гражданские организации, а инженерные войска Министерство обороны СССР. Строительство шло в приграничной зоне, в сложных погодных и климатических условиях. Мост считался достаточно важным объектом. Приведу один факт: авторы проекта и строители были выдвинуты на Сталинскую премию, поскольку мост имел самый большой в Европе арочный пролет для мостов такого типа.

Однако по политическим соображениям Министерство обороны предпочло не афишировать эту «стройку века» в приграничной зоне с участием инженерных войск.

На официальном сайте города Колы есть интереснейшая статья под названием «Мост через реку Тулома — трудовой подвиг инженерных войск в мирное время». В статье довольно много технических подробностей, но они как раз и позволяют понять всю сложность и масштаб строительства этого объекта.

А вот что я обнаружила буквально вчера, на одной из страничек «Комсомольской правды»:

Реконструкция это хорошо. Но жаль, что Кола лишится такой своеобразной достопримечательности.

Кола

(Мурманская область)

Код ОКАТО:
47205501
Основан:
1264
Поселок городского типа с:
1935
Город с:
1965 Город районного подчинения (Кольский р-н Мурманской области)
Центр:
Кольский р-н
Телефонный код (справочный телефон)

81553*****

Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
68°53′
Географическая долгота:
33°03′
Высота над уровнем моря, метров:
60 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Кола

«Кольский Алеша»

Давайте перейдем по мосту на другой берег реки Туломы, где находится ещё один монумент. Лестница с тремя пролетами ведет на вершину холма. Там возвышается памятник с именами и фамилиями всех жителей Колы, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. Местные жители окрестили этот монумент «Кольским Алешей».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]