Город Бодайбо: где находится и чем интересен иркутский Клондайк?

В город Бодайбо не приезжают с туристической целью. Здесь нет достопримечательностей в привычном понимании слова, да и добраться сюда достаточно дорого и тяжело. Если вы ищете куда пойти в Бодайбо, то можно догадаться, что в сибирскую глубинку вас забросила работа. Я и сама родилась «на большой земле», несколько лет приезжала в командировки в этот таежный край, а потом вышла замуж и стала местной жительницей.

В город ведет только одна грунтовая дорога, которая часто размывается дождями.

Бодайбо называют золотой столицей Сибири не зря. Практически весь город заполнен артелями, золотодобывающими компаниями. Поэтому «командировочных» всегда много, и все они ищут чем заняться в Бодайбо.

География

Город расположен в правобережной пойменной долине реки Витим, в месте впадения в нее речки Бодайбо, на высоте 280 м над уровнем моря. Окружен горами, образованными отрогами Кропоткинского хребта (с севера) и Северо-Байкальского нагорья (с юга).

Окрестности представляют собой горно-таежную местность. В правобережной пойменной части Витима, ниже речки Бодайбо, имеются небольшие участки сельскохозяйственных земель, используемых еще с XIX в. для сенокосов, выпаса скота и выращивания овощей1.

Достопримечательности и интересные факты

Что ж, где находится Бодайбо, мы уже выяснили. А что интересного там может увидеть турист, если, конечно, его каким-то чудом занесет в эту даль?

На самом деле достопримечательностей в Бодайбо немного. Первым делом гостю города можно посоветовать отправиться в местный краеведческий музей. Здесь можно в мельчайших подробностях узнать об истории развития золотодобычи в регионе. У музея, кстати, на удивление богатые фонды. Общее количество его экспонатов превышает 14 тысяч.

Еще одна знаковая достопримечательность Бодайбо – исторический памятник-паровоз ГР-352. Мало кто знает, что в конце XIX века здесь была проложена узкоколейная железная дорога. Она соединяла Бодайбинский прииск со станцией Надеждинская. Узкоколейка просуществовала до 1968 года. Потом ее разобрали за ненадобностью. В память о ней в городе остался лишь паровоз германского производства, который привезли сюда англичане еще в начале прошлого столетия.

Транспортная доступность

Расстояние от Бодайбо до областного центра по прямой составляет 885 км, по автодороге (через Таксимо–Северобайкальск–Жигалово) — 1444 км. Функционирует аэропорт Бодайбо.

Расстояние от Бодайбо до некоторых городов, км

ГородРасстояние по автодороге
Северобайкальск634
Усть-Кут970
Киренск1040
Братск1339
Иркутск1444
Шелехов1462
Ангарск1488
Усолье-Сибирское1519
Слюдянка1556
Тулун1564
Черемхово1592
Байкальск1595
Усть-Илимск1599
Нижнеудинск1687
Тайшет1844
Улан-Удэ1894
Красноярск2213

Организационные моменты: как добраться, где поесть, на чем передвигаться, где жить

Даже сам приезд в Бодайбо может оказаться большим приключением. Самый быстрый и удобный способ — самолет. Сюда летают винтовые АНы из Иркутска. Но бодайбинская взлетная полоса грунтовая, поэтому ее часто размывает дождями.

Некоторые едут на поезде до Таксимо, а оставшиеся 800 километров преодолевают на такси. Автомобильные дороги (тоже грунтовые) часто размывает, поэтому застрять в Бодайбо на несколько лишних дней, а то и недель — обычная история. Из-за таких логистических проблем, в городе огромная проблема с продуктами. Многие магазины не стесняясь торгуют просроченными товарами, поэтому необходимо внимательно изучать этикетки перед покупкой. Хотя даты на упаковках местные бизнесмены научились подделывать. В городе есть несколько кафе, качество еды в которых также напрямую зависит от сезона. Осенью, во время затяжных дождей, продукты не привозят в город неделями. Соответственно меню в общественных заведениях резко сокращается.

Весь городок умещается на одно фото.

Что касается передвижения по Бодайбо, то могу порекомендовать только такси. Но сам городок настолько небольшой, что обойти его пешком не составит труда. Конечно зимой, когда температура достигает −45°, ходить по улице больше 15 минут не очень-то приятно. Но в остальное время общественный транспорт вам вряд ли пригодится.

В городе есть 2 небольшие гостиницы «Тайга» и «Ной». Места в «Тайге» бронируют местные золотодобывающие компании для своих гостей. В «Ной» попасть проще, но будьте готовы к тому, что на первом этаже расположен бар и биллиард. Соответственно шум по вечерам обеспечен. Если вам необходимо искать жилье самостоятельно, то единственный выход—посуточные квартиры. Объявления можно найти на Avito.

Население

Динамика численности населения

193119391959197019791989199219961998
350015 10018 22613 89814 41120 93921 70019 80018 700
200020012002200320052006200720082009
17 70017 50016 50416 50016 00015 70015 50015 20014 821
201020112012201320142015201620172018
15 34015 28614 85914 40814 17613 89613 41913 10412 316
20192020
11 93111 982

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ а б Устав Иркутской области
  2. ^ a b c Реестр административно-территориальных образований Иркутской области
  3. ^ a b c d Энциклопедия Города России
    . Москва: Большая Российская Энциклопедия. 2003. с. 50. ISBN 5-7107-7399-9.
  4. Российская Федеральная служба государственной статистики (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [ Всероссийская перепись населения 2010 , т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    . Федеральная служба государственной статистики .
  5. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года» . Федеральная служба государственной статистики . Проверено 23 января 2021 года .
  6. ^ a b Закон № 49-OZ
  7. ^ a b c d e Закон № 67-унция
  8. «Об исчислении времени» . Официальный интернет-портал правовой информации
    . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2021 года .
  9. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. ( Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    почтовый Поиск объектов
    ) (на русском языке )
  10. «Бодайбо, Россия» . Climatebase.ru . Проверено 23 января 2013 года .
  11. «Климатические нормы для Бодайбо» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований . Проверено 23 января 2013 года .

Экономика

Основной отраслью экономики города Бодайбо и района является золотодобыча. Ежегодный вклад района в совокупную золотодобычу Российской Федерации составляет порядка 9,3%, из них доля в добыче из россыпных месторождений достигает 18,3%.

Объём добычи золота предприятиями Бодайбинского района в 2021 составил около 24,8 тонн, в том числе около 11 тонн — россыпное золото.

Добычей россыпного золота занимаются 33 крупных и малых предприятий района.

Наибольший объём добычи россыпного золота в 2021 достигнут АО ЗДК «Лензолото» (с дочерними предприятиями АО «Светлый», АО «Маракан», ЗАО «Ленсиб», АО «Севзото», АО «Дальняя Тайга»).

Рудную добычу золота на территории Бодайбинского района осуществляют АО «Полюс Вернинское», ПАО «Высочайший», ООО «Друза», ООО «ГРК «Угахан»2.

Другие предприятия: Мамаканская ГЭС, ОАО «Витимжилстрой», предприятия пищевой промышленности.

Городской герб

У города Бодайбо имеется свой герб. И довольно интересный. Он был разработан в 2004 году по эскизам Оксаны Фефеловой.

В красном поле щита изображена рысь, лежащая на большом сундуке. Обе фигуры – золотые, что отнюдь не удивительно. Сундук символизирует богатство и его приумножение. А вот рысь намекает на то, что эти богатства еще нужно добыть, что не так уж и просто. К тому же это животное довольно распространено в лесах, окружающих город со всех сторон.

История района


Территория края, которую историки называют Ленским золотоносным районом, вплоть до 1846 года была почти необитаемой. Только редкие семьи охотников – эвенков и якутов кочевали здесь и поселялись в основном по берегам реки Лена. Долгое время основным богатством новых земель была пушнина. Промышляли они охотой, рыбалкой, разводили оленей, и каждый год в самом центре тайги иркутские купцы устраивали ярмарки, на которых народы коренного населения обменивали богатую пушнину на товары первой необходимости, украшения, табак. На одной такой ярмарке иркутский купец Константин Петрович Трапезников увидел в руках тунгуса золотой самородок. Этот небольшой камешек заставил лихорадочно забиться сердце иркутского купца. Трапезников нанял охотника проводником, и летом 1846 года первопроходцы «златоискатели» сразу двух поисковых партий одновременно обследовали верхнюю часть бассейна реки Хомолхо. Первую партию иркутского купца Трапезникова возглавлял олекминский крестьянин Петр Корнилов, а вторую партию действительного статского советника Косьмы Григорьевича Репинского – тобольский мещанин Николай Окуловский. Они нашли промышленную золотоносность и «застолбили» две богатейшие площади под прииски. Заявки были официально зарегистрированы 6 сентября (19) 1846 года. Дремавшая веками тайга была разбужена, стали возникать то там, то здесь поселки и прииски, появились гужевые дороги, были пройдены первые шахты и открыты небольшие гидравлические карьеры. В 1885 году купцы 1-ой гильдии Павел Баснин и Петр Катышевцев в г. Иркутске основали в виде единоличного предприятия «Ленское Золотопромышленное товарищество» (ЛЕНЗОТО). Позднее все правление товариществом перешло под контроль банкирского дома «И. Е. Гинцбург». Гинцбург, который из мелкого торговца превратился барона, постепенно завладел всеми акциями и стал полноправным хозяином тайги.

Освоение края шло с Дальней Тайги и, постепенно, дошло до реки Бодайбо. Ранней весной 1863 года из Дальней Тайги вышел небольшой отряд под предводительством казака Ивана Новицкого. Обнаружив реку Витим, Новицкий сразу оценил её значение для будущих приисков и зарегистрировал заявку на территорию нынешнего города. Заявка была зарегистрирована на имя купца 1-ой гильдии Михаила Сибирякова 27 июня (10 июля) 1863 года был заявлен Стефано-Афанасьевский отвод. Эту дату принято считать датой открытия и освоения нашего города, а купца Сибирякова его основателем. Территория Бодайбинских резиденций стала застраиваться, и 10 июня (23) 1903 года указом царя Николая II Бодайбинской резиденции был присвоен статус города. В нем были организованы органы местного самоуправления – Дума и Управа. Во главе правления стоял староста, который выбирался на 4 года и утверждался приказом Иркутского губернатора.

Почему Бодайбо?

Ленские старожилы происхождение слова объясняют, связывая с прошлой старательской мольбой «Подай, Бог! », другие говорят, что «потай бо! », т. е. потаил бог золото, но историки склоняются к мнению, что название, происходит от речки Бодайбо, по-эвенкийски переводимое как «эта местность».

Трудно себе представить, что более полутора веков назад прогрессивные и дальновидные купцы не только смогли обжить этот суровый край, но и построить здесь гидроэлектростанции, и даже железную дорогу. В 1895 году «Компания Промышленности» начала строительство Бодайбинской узколейной железной дороги от пристани г. Бодайбо к приискам компании. Ширина колеи – 914 мм. Общая протяжённость дороги была 83 км. Сначала дорога планировалась только для перевозки груза, но потом стали возить и пассажиров.

Строительство железной дороги и развитие пароходства

Для ремонта подвижного состава были открыты мастерские, которые позже стали ремонтировать и золотодобывающую технику, и назывались ЦРММ, а сейчас это современное ремонтное предприятие ООО «ЛенРЭМ». Железная дорога просуществовала до 1967 года. Постепенно отпала необходимость в больших количествах крепежного леса, сокращались объемы грузоперевозок, и дорога стала нерентабельной. Её в районе заменил автомобильный транспорт. А в память о Бодайбинской железной дороги остался стоять памятник. Паровоз, стоящий на постаменте серии «ГР» производства ГДР (1951 года) – память о первой железной дороге в Восточной Сибири.

Быстрое развитие золотой промышленности на Ленских приисках внесло существенное изменение в экономику Приленского края. Вопрос пароходства на р. Лена ставился с 1838 года. Но решение проблемы откладывалось. И тогда сибирские купцы-предприниматели решили взять дело устройства пароходства в свои руки. Считается, что иркутский купец 1-ой гильдии Иван Степанович Хаминов, является основателем пароходства на р. Лена. 1861 год – впервые спущен на воду пароход. 30 марта 1864 г. иркутские купцы Сибиряков, Базанов и Немчинов составили первую пароходную компанию, которая так и называлась «Лено-Витимское пароходство Сибирякова, Базанова и Немчинова».

Ленский расстрел

Из уст в уста передавались слухи о сказочных богатствах долины речки Бодайбо. Рассказывали о находках самородков чистейшего золота весом в несколько пудов, о золотых песках, которые можно загребать лопатами. Большинство приисков (Успенский, Никольский, Преображенский, Троицкий и прочие) названы в честь христианских праздников. Хозяева считали, что Бог им поможет. До поры до времени это так и было, и не только в плане обогащения владельцев. А к рабочим относились особо жестоко: старатели жили в казармах, спали на голых деревянных нарах, на каждого рабочего приходился всего квадратный метр «жилплощади». Рабочий день длился 11 – 12 часов. Особое недовольство вызывало постепенное занижение расценок и непрекращающийся рост цен на продукты. Это переполнило чашу терпения рабочих. Был создан забастовочный комитет, составлены требования. Переговоры ни к чему не привели. Пока длилось «обсуждение», из Киренска прибыла вооруженная команда, и когда две тысячи человек, растянувшись на несколько километров, двинулись к прииску Надеждинский, «черный» ротмистр Трещенков, дал команду: «Огонь! » 270 человек – убито, 250 – ранено.

На месте трагедии ежегодно проводится траурный митинг, куда съезжаются ветераны, производственники, студенты, школьники, представители общественности. Память о борьбе горняков бережно сохраняется потомками.

Становление Советской власти в Бодайбинском районе

Весть об Октябрьской революции пришла и на далекую Лену. Органы свергнутого правительства, партии эсеров и меньшевиков 29 ноября 1917 года собрали объединенное заседание Советов Бодайбо и приискового района и приняли резолюцию о неподчинении ленинскому Совнаркому. Но уже 21 декабря 1917г. Бодайбинская газета «Ленская тайга» сообщала, что «большевики здесь достигли громадных успехов среди населения». Вскоре, в январе 1918 года, власть Советов на приисках утвердилась. Был образован Центральный исполнительный комитет Советов, высший орган золотопромышленного края. У власти в Бодайбо стояли видные большевики: К.А.Мальцев, П.Я.Поручиков, Я.С.Щербинин.

Но летом 1918 года, когда чешко-белогвардейский мятеж охватил всю Сибирь, в Приленский край были двинуты хорошо вооруженные белые отряды Растамашвили, Красильникова. В противовес белогвардейцам на Лене действовали отряды красных войск под командованием А.С. Рыдзинского, А.Б. Стояновича, Т.А. Алымова и т.д. Борьба продолжалась около двух месяцев. В конце концов, общее соотношение борющихся сил, военно-технический перевес врага определили временное поражение Советов. 15 августа 1918 года белогвардейцы захватили Бодайбо. Белогвардейцы расстреляли Алымова и других работников Киренского и Качугского Советов, десятки советских людей, красногвардейцев.

Третьим этапом движения за Советы в Приленских районах следует считать борьбу, главным образом, против колчаковского режима осенью и зимой 1918 г. и в 1919г. В январе 1919 года в Бодайбо произошло антиколчаковское восстание под руководством Николая Березнера. Оно являлось одним из множества восстаний, прокатившихся тогда в Сибири. В восстании участвовали рабочие и часть солдат. Колчаковцы жестоко подавили восстание, многих повстанцев казнили.

Вторая половина 1919 года знаменуется сильным развитием партизанского движения. В декабре 1919 года власть Колчака была свергнута в Бодайбо, к концу 1919 года, ещё до подхода регулярной Красной Армии, огромная территория Ленского края освобождается от колчаковцев. В освобожденных районах создавались военно-революционные комитеты или Советы, созывались съезды Советов.

По мере установления Советской власти на местах создавалась рабочая милиция. Общее руководство её организацией было возложено на народный комиссариат по внутренним делам, образованный в составе СНК 7 ноября 1917 года. Главной задачей милиции было поддержание общественного порядка и революционной законности в стране, охрана государственной собственности, имущества и личности Советских граждан.

Создание «Лензолото» и образование Бодайбинского района

В 1921 году прииски были национализированы и создано Государственное золотопромышленное объединение «Лензолото». Однако, уже с 1 октября 1925 года все прииски Ленского товарищества были переданы английской в концессию на 30 лет. Но уже 31 мая 1930 года была объявлена забастовка рабочих с требованием ликвидации хищнической концессии, которая продолжалась до 14 августа. Предприятие перешло в ведение Госбанка СССР.

28 июля 1926 года, когда предприятие «Лензолото», переживало не самые свои лучшие времена, вышел документ за № 40 Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, который постановил: «Иркутскую губернию, входящую в состав Сибирского края, упразднить, заменив существующее уездное деление окружной системой и утвердить разделение территории Иркутской губернии на округа и районы». Согласно этому документу образовался Бодайбинский район с центром в городе Бодайбо.С того дня прошло 90 лет. Бодайбинский район развивался, переживал разные периоды спада и подъема…

Добыча золота начала расти, но медленными темпами – был слишком велик урон, нанесенный англичанами Ленским приисками. Кроме того, управления предприятиями, осуществляемое одновременно двумя организациями «Лена-Банк» и «Цветметзолото» не могло способствовать успешному развитию золотодобычи в районе. Поэтому в 1932 году Постановлением Правительства на Лене был создан Государственный Всесоюзный Ленский золотопромышленный трест «Лензолото», который объединил все прииски Ленского района. Первым управляющим трестом был назначен П.А.Этко (1932 г.), а главным инженером – В.В. Селиховкин. На посту управляющего трестом в 1933 году Этко сменил опытный руководитель А.И. Ганин (1933-1937 г.г.)

Ленские горняки широко развернули стахановское движение, начался бурный рост золотодобычи за счет коренного улучшения организации труда, механизации трудоемких процессов, ввода в строй новых и реконструкции старых объектов; на шахтах стала широко применяться доставка песков к отвалу с помощью бесконечного каната; Самоотверженно трудились Ленские горняки в период первых пятилеток. Стахановцы ежедневно выполняли производственные задания на 200-250%. За достигнутые высокие показатели ряд Ленских горняков были награждены Правительственными наградами.

Развитие медицины и образования в Бодайбинском районе

Отношение к медицине в районе в начале в конце 19-начале 20 века было не самое лучшее. Существовала попечительская больница на 20 коек. Средства на неё выделял попечительский совет из золотопромышленников Олекминского и Витимского горных округов. До 1917 года больница имела три деревянных здания, потом здания достраивались, и только в 1952 году было построено трехэтажное здание Центральной больницы. Сделано это было благодаря инициативе Михаила Евдокимвича Леонова – заслуженного врача РСФСР. Работал в нашей больнице и Прохоцкий Михаил Иванович, заслуженный врач РСФСР. В более поздний период в бодайбинской больнице работают такие всем известные люди, как Никулин Вячеслав Иванович, Пуликова Екатерина Степановна, Ивашкевич Вера Владимировна и Козина Людмила Михайловна и многие другие.

Народное образование города и района имеет богатые просветительские традиции. Первую школу открыла Компания Промышленности 18 января 1881 года на прииске Успенский. Это была трехлетняя школа 1 ступени, в которой обучались дети от 7 до 13 лет. Ее первыми учениками стали 22 мальчика и 12 девочек, они изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, учились чистописанию, получали некоторые сведения по русской истории. Количество детей на приисках возрастало, и возникла острая необходимость в их обучении. В сентябре 1914 года состоялся торжественный акт открытия первого в городе реального училища. Женская прогимназия (четыре класса) организована в октябре этого же года.

10 апреля 1914 года по его инициативе учителя Николая Гавриловича Мунгалова прошел первый съезд учителей приисковых школ.

Годы репрессий и Великая Отечественная война

В 1937 году, всего через 10 лет, после второго послания Сталина, в соответствии с его теорией об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к коммунизму, рабочие на берегах Витима превратились во врагов. Но Сибирь явно отставала от центра по масштабам ликвидации «врагов народа», поэтому из центра прислали Кульвеца Бориса Петровича.

Проводя операцию по искоренению врагов, Кульвец столкнулся с большой разбросанностью приисков в районе. Тем не менее, он сумел организовать аресты по всему громадному району и этапирование арестованных в бодайбинскую тюрьму.

Арестовав массу народа, эмиссар сформировывал дела. Всеми способами он добивался признаний «обвиняемых» в антисоветской, контрреволюционной, шпионско-диверсионной деятельности без указания конкретных фактов.

Всего в 1938 году в Бодайбо было расстреляно 948 человек, что, почти в четыре раза больше, чем в 1912 году. Места захоронения жертв 1938 года не обнаружены до сих пор. Так что подлинные масштабы террора фактически были еще больше. Экономика района была практически парализована.

22 июня 1941 года радио принесло страшную весть – фашистская Германия напала на Советский Союз. Газета «Ленский шахтер» уже ранним утром 23 июня вышла экстренным выпуском, оповестив население района. В городском саду железнодорожников прошел общегородской митинг, на котором присутствовало более 1500 человек.

С первых дней войны на предприятиях района началась перестройка на военный лад. По-военному четко, оперативно заработал районный военкомат, готовя призыв в армию первых участников войны. Призыв начали с подсобных предприятий.

В 1941 г. в армию было призвано свыше 2800 бодайбинцев. Во всех цехах и службах района начали создаваться комсомольско-молодежные бригады, в которые стали вливаться женщины. В начале июля 1941 года женщины выдвинули лозунг: «Женщины-домохозяйки, овладевайте специальностями своих мужей».

Женщины с открытым письмом обратились ко всем трудящимся района с призывом сдавать теплую одежду, обувь, облигации Государственных займов, денежные средства.

1 января 1942 г. фонд обороны пополнился на 5 млн. 952 тыс. руб. После разгрома немецких войск под Москвой в ноябре 1941 г., старатели прииска Серго послали золотые именные часы генералу К.Д. Голубеву, а старатели прииска Артемовского – генералу К.К. Рокоссовскому.

Всего за годы войны трудящимися Бодайбинского района было собрано в Фонд обороны более девяти тысяч комплектов белья, обуви, полушубков и других вещей, сдано 15 млн. рублей деньгами, 18 млн. руб. облигациями Государственных займов. На восстановление освобожденных районов было передано 94,7 кг золота, добытого на воскресниках.

Давала необходимый эффект и рационализаторская мысль: в военные годы широкое распространение получил старательский метод золотодобычи. Добыча драгоценного металла стала общим делом всего населения района.

С 23 марта 1944 г. управляющим трестом «Лензолото» назначается Ю.В.Чугуев, показавший себя хорошим организатором. В 1944 г. трест «Лензолото» выступил инициатором соревнования по досрочному выполнению государственного плана золотодобычи среди трудящихся золотой промышленности страны и вышел победителем. За эту трудовую победу в 1945 г. коллективу треста было присуждено и оставлено на вечное хранение Красное Знамя Государственного комитета Обороны и Совета Министров СССР. План 1946 г. выполнялся успешно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1946 г. за успешное выполнение заданий Правительства по добыче золота и в связи со 100-летием Ленских приисков трест был награжден орденом Ленина и стал первым орденоносным коллективом в золотой промышленности страны. Орденами и медалями было награждено 126 рабочих и инженерно-технических работников. Ордена Ленина были удостоены: Ю.В. Чугуев, управляющий трестом, Ф.Г. Жердев, главный инженер, Г.Н. Шерстянников, бригадир-забойщик, а также забойщики А.М. Попов, П.С. Пояркин.

На площади в центре г. Бодайбо возвышается монумент в память о воинах-бодайбинцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. За боевые подвиги многие награждены орденами и медалями B.H. Стрельцов, И.П. Болодурин, П.В.

Бочкарев удостоены звания Героя Советского Союза, А.Ф. Бабич стал полным кавалером орденов Славы.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Более 13 тысяч бодайбинцев ушли на фронт, более 3,5 тысяч человек так и не вернулись в родные места, и этот список еще не полный. Поиск имен продолжается…

Бодайбинский район в 1960-70-ые годы

Первая волна каменных построек началась сразу после окончания войны. В июне 1959 года было организовано СМУ-3 треста «Драгстроймонтаж», и благодаря строителям, в Бодайбо начался новый подъем кирпичного, а с1977 года – крупнопанельного домостроения. Специалистами треста были смонтированы почти все драги и шагающие экскаваторы в районе, построены авторемонтные мастерские комбината, отопительные котельные и теплосети, очистные сооружения, водопровод и многое другое. Введены в эксплуатацию благоустроенные дома, образовательные учреждения, новые клубы, магазины, столовые, больницы и медпункты.

Успешно перевозили пассажиров и грузы летчики, организованной в апреле 1962 года Бодайбинской эскадрильи, которая через два года преобразована в авиапредприятие.

В районе развивалась образование, культура, спорт, здравоохранение и другие предприятия.

В 1980 году в Бодайбо открылся городской краеведческий музей. Его основателем и первым директором стал В.Ф. Верещагин.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]