Обычно дом строится от печки, город — от крупного водоёма, крепости — от рельефа, и только бурятскую Кяхту поставили в степи, где по своей воле человек никогда бы не поселился. Отгадка проста: здесь располагался пограничный пункт на Великом чайном пути. Долгое время именно в этом миниатюрном городке проходила вся торговля русских с Поднебесной. Говорят, местные жители были так богаты, что с трудом находили наёмных рабочих — никто не хотел идти в услужение к соседу. Но главное, через Кяхту шли караваны великих путешественников, дерзнувших изучить таинственную Азию.
Город по царскому указу
Кяхту можно назвать «братом» Санкт-Петербурга: оба построены по воле Петра Великого. Появление города на отшибе империи соответствовало интересам государства. В XVII веке дипломаты предприняли несколько разведывательных экспедиций и официальных посольств в Китай для установления границы и торговых отношений между Россией и Поднебесной. В 1689 году государства заключили Нерчинский договор. Началась официальная торговля.
5-го июля 1725 года в Петербурге полномочным послом в Китай назначили Савву Рагузинского.
sava_vladislavic_raguzinski.jpeg
Савва Рагудзинский. Гравюра. Автор неизвестен. Источник: wikipedia.org
Его кандидатура оказалась удачной: он проявил незаурядный талант дипломата, настойчивость и государственную мудрость. В короткие сроки Рагузинский наладил контакты с Китаем, ловко лавируя между пекинскими вельможами и хитрыми торговцами.
20 августа Россия и Китай подписали договор, получивший название Буринский — по месту лагеря русского посла на реке Буре, который устанавливал южную границу. Она шла от Кяхты до верховьев Енисея на запад и до речки Горбицы на восток. Вдоль границы в качестве пограничных знаков установили 63 маяка. Выглядели они своеобразно: каменные насыпи, в которых зарывали записку о том, что здесь находится граница, на русском и китайском языках. А по обе стороны шла нейтральная полоса земли, имеющая ширину, «по удобности местных положений, от 5 до 30 саженей».
Тут же возник вопрос охраны границы. Большую роль Рагузинский отвёл бурятам, которые славились как отличные стрелки, наездники и «следопыты», умеющие различать следы лошадей и скота, переходивших границу. По инициативе Саввы Лукича для охраны забайкальских рубежей России привлекли 15 караулов из бурят селенгинских и хоринских родов.
big_coppia_pannelli_1.jpg
Акварель Бумага на холсте. Китай, династия Цин, XIX века
Не теряя времени, Рагузинский распорядился о строительстве Ново-Троицкой крепости. Крепость заложили в степи на берегу реки Кяхта. Когда-то на этом месте существовал русский сторожевой пост Барсуковское зимовье. Проект крепости также разработал Савва Лукич. Форпост назвали в честь Троицына дня, когда его заложили, позднее он превратился в город Троицкосавск. А с 1934 года он стал именоваться на бурятский манер Кяхтой.
Немецкий путешественник Петер Симон Паллас писал: «… Кяхтинские жители не выиграли в рассуждении и самого места, которое сверх того, что песчано, каменно, но и ни под какие огороды не годится».
По воспоминаниям путешественников, мелководье реки было главной проблемой посёлка. Даже в летние дожди «можно её переходить, не замочивши ног, так что и рекой почти назвать нельзя». Паллас писал, что на территории Кяхты был только один колодец
«в коем вода чиста, однако и она, как и прочие, не без погрешности». Богатые купцы, «как сильные чаев питоки», пускались китайцами на свою территорию «брать чистую воду из ключа на берегу Кяхты…»
Но отсутствие воды местных обитателей не пугало. Главное, что сюда текли деньги. Так, в 1862 году в слободе проживало четыре тысячи человек. Из них 276 купцов. Из 165 торговых домов 60 принадлежали купцам, имевшим оборот более пяти миллионов рублей в год.
А на том берегу…
На другом берегу реки Кяхта, в 120 саженях (менее 300 метров), одновременно с Троицкосавском построили китайский Маймачен. Спрашивается, зачем? До начала XX века Китай был страной чрезвычайно закрытой. Европейцев туда не ждали, а из пограничной России только трижды в год пропускали казённые караваны. Их возглавляли доверенные купцы. К каждому приставляли правительственного комиссара, четырёх целовальников и гвардейского офицера с сотней казаков. Это сейчас от Москвы до Пекина на поезде можно добраться за 6 дней, на самолёте — за 8 часов, а в начале XVIII века дорога занимала год. Плюс год на обратный путь и ещё один на формирование нового каравана. Стоит ли говорить, что купцами этого каравана могли стать редкие счастливчики?
Кяхта
(Республика Бурятия)
Код ОКАТО:
81233501
Основан:
1727
Город с:
1805 Город районного подчинения (Кяхтинский р-н Республики Бурятия)
Центр:
Кяхтинский р-н
Телефонный код (справочный телефон)
30142***** | 91-2-22 |
Отклонение от московского времени, часы:
5
Географическая широта:
50°21′
Географическая долгота:
106°27′
Высота над уровнем моря, метров:
760 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Кяхта
kyahta_5.jpg
Кяхта. Фото: Научный архив РГО
Торг выглядел как в каменном веке, исключительно товар на товар. На пушнину Россия выменивала предметы быта, ткани, специи, чай. Частные коммерческие сделки были возможны только в Маймачене.
Город выглядел как правильный четырёхугольник, обнесённый частоколом, изнутри с севера на юг его делили три параллельные улицы. Одни ворота города выходили к Кяхте, другие — в сторону Урги, как называли тогда Улан-Батор.
1929161_original.jpg
Улица в Маймайчене с кумирней на заднем плане. 1849—1850. Рисунок из альбома «Граница Китая». Мазер К.П.
Порядки в Маймачене походили на монастырские: китайские законы запрещали женщинам селиться за пределами Великой стены, поэтому в нём жили только мужчины. Купцов с северным соседом здесь буквально выращивали: подростков 12–14 лет привозили в Маймачен, брали в услужение в лавки, обучали русскому языку. Через 3-4 года им дозволялось самим торговать и заводить семьи на территории Поднебесной. Посторонние торговцы иногда появлялись, но и они были обязаны сперва учить русский язык. Это делали специально для защиты китайских интересов: считалось, если русские купцы овладеют китайским, смогут подслушать тайны, связанные с торговлей.
1926809_original_1.jpg
Кяхта. Гостиный двор. 1890-е. Фото: Жюль Легра
Торговля в Маймачене и Кяхте усиливалась в декабре, январе, феврале и марте, когда приходили большие партии товаров. После китайского нового года следовал «счастливый день», или торговый праздник, когда все торгующие китайцы обязательно старались совершить какую-нибудь выгодную торговую сделку, считая, что это обеспечит удачу на весь год. Обыкновенно для оптовой торговли китайцы ходили в Кяхту, где на меновом дворе осматривали образцы и нередко здесь же заключали торговую сделку. Чаще всего китайцы шли прямо в дома русских купцов и там за обедом или чашкой чая договаривались о том, «какие товары русский за свои брать намерен», условливались о количестве покупаемого и продаваемого товара, о провозе и других расходах. Сговорившись, продавец и покупатель шли в амбар, а затем в Маймачен. Там русский выбирал «угоднейшие себе товары», откладывал нужные и оставлял кого-нибудь для их охраны.
Промышленность
В декабре 1880 года кяхтинскими купцами было образовано «Кяхтинское пароходное товарищество» на вере. В феврале 1881 года товарищество приобрело всё имущество «Байкальского пароходства», а также взяло обязательства по организации почтово-пассажирского пароходства через Байкал. В 1892 году в распоряжении Товарищества находилось 6 паровых судов, 14 барж и 4 полубаржи. За содержание регулярных пароходных рейсов через Байкал от села Лиственичного до пристаней в Мысовой или Боярской и пяти рейсов в навигацию в Верхне-Ангарск Товариществу ежегодно выплачивалась субсидия от казны в размере 33 938 рублей. В апреле 1895 года пароходство перешло в собственность кяхтинского купца А. Я. Немчинова.
С 1885 года на Киранском озере работал Киранский солеваренный завод.
В конце 1939 года был создан Кяхтинский райпромкомбинат. В конце 1940 года комбинат имел 7 цехов: мебельный, бондарный, игрушечный, сапожный и др.
В Кяхте работают предприятия пищевой промышленности.
1927819_original.jpg
Кяхта и Маймачен. 1890-е. Фото: Жюль Легра
Тем временем, товарооборот с Китаем рос. В 1800 году из Китая в Россию привезли чуть больше 900 тонн чая, а в 1820-м — уже больше 1600 тонн. В конце 1830-х годов объёмы закупок выросли до 2500 тонн! При Александре III в Россию переправляли 27% китайского чая (в США — 13,7%, в Англию — 57,7%).
В 1808-1809 гг. здесь торговало 60 «первостатейных» купцов, их комиссионеров и приказчиков, представлявших 16 городов России. К началу ХIХ века окончательно сложился сибирский чайный путь. Слобода Троицкосавск стала походить не на населённый пункт, а на торговую факторию. В ней проживали только купцы и их приказчики, поскольку в конце 1770-х гг., когда бизнес перешёл в руки наиболее богатых купцов, людей, не принимавших участия в оптовой торговле, выселили.
Кяхта была самым желанным местом для людей деловитых, капиталистых и авантюрных. За год некоторые купцы поднимались от 3-й до 1-й гильдии. Многие создавали свои собственные мощные чайные фирмы.
Культура
Музыка
Примерно в 1840-е годы в Кяхте широкое распространение в купеческих семьях получает фортепиано. Преподавали музыку в 1840-е — 1850-е годы ссыльные: Константин Осипович Савичевский, П. Сливовский, Анна Краевская. У К. О. Савичевского училась 8-летняя Серафима Савватьевна Скорнякова — мать пианистки А. В. Сабашниковой.
В начале 1850-х годов при содействии А. И. Деспота-Зеновича был создан Кяхтинский инструментальный оркестр. Существовал также певческий хор, точная дата возникновения, которого не известна. При хоре были организованы специальные певческие классы, где хористы изучали основы теории музыки, занимались постановкой голоса. Основу репертуара хора составляли духовные сочинения. Хор привлекался для отправления служб в Воскресенской церкви. Хор содержался до 1890-х годов.
7 января 1858 года открылось «Кяхтинское коммерческое собрание» (клуб). Инструментальный оркестр поступил в распоряжение коммерческого собрания. Оркестр играл во время балов, устраиваемых собранием.
Театр
Первое театрализованное представление в Кяхте можно отнести к 26 ноября 1805 года. В записках Ф. Ф. Вигеля сообщается, что члены посольства в Китай поставили французскую фарсу в честь именин графа Ю. А. Головнина.
В 1842 году в журнале «Сын Отечества» была опубликована пьеса «Луна и стихи»: «Китайская комедия в одном действии, основанная на истинном происшествии, написанная в Кяхте и доставленная в Петербург в чайном ящике». Пьеса была подписана Иван Иванов, сын Деревяшкин. По предположению Е. Д. Петряева, за этим псевдонимом мог скрываться А. И. Орлов —— бывший кяхтинский врач.
В 1880-е — 1890-е годы семьи Лушниковых и Синицыных организовывали любительские театральные спектакли. Ставили пьесы А. Н. Островского, А. А. Потехина, А. И. Сумбатова-Южина. Репетиции шли или в Общественном собрании или на квартире устроителей спектакля. Жизнь кяхтинских богачей показана в пьесе «На поверхности» И. А. Горяйнова, который с середины 1880-х годов жил в Троицкосавске.
В 1898 году появился драматический кружок при кяхтинском клубе приказчиков. Спектакли устраивались также и в помещении Кяхтинского коммерческого собрания. Театральные кружки появились в женской гимназии и реальном училище.
В 1941 году начал работать драматический театр.
Музеи
- В 1890 году был создан Кяхтинский Краеведческий музей им. В. А. Обручева.
- Музей Российско-Монгольской дружбы (8-30-142) 91879
- Дом-музей Конспиративная квартира Сухэ-Батора (8-30-142) 92333
- Музей истории, культуры и искусства Бурятии (8-30-12) 213722
tee-3057645_960_720.jpg
Фото: pixabay.com
«…не успели снять сюртуков, как в комнату, в которой я поместился с Матусовским, они сами вошли к нам в числе четырех. Подойдя к нам и приветствуя нас по-русски, они подали по очереди руку так обыкновенно и просто, как будто мы были их старыми приятелями и как будто они являлись к нам уже в сотый раз. Тотчас мы почувствовали сильный запах чесноку и опийного дыма; тем не менее, я очень обрадовался их посещению, потому что мне хотелось скорее увидать этих представителей интересного народа, и я принялся рассматривать их самих, их платье и обувь, даже с большею бесцеремонностью, чем они поступали с нами, потому что для них русские люди уже не были диковиной».
Павел Пясецкий, «Путешествие по Китаю 1874-1875 гг.»
В Кяхте жили 20-30 семей, имели всё или почти всё, что по меркам ХIХ века составляло благосостояние богатых. «Жены и купеческие дочери, по свидетельству самовидца, блистали богатыми нарядами, выходцами Кузнецкого моста», а «каждая усадьба состояла из нескольких домов с амбарами, конюшнями и напоминала усадьбы русских помещиков», —
так вспоминал о Кяхте известный учёный и путешественник Владимир Обручев. Дома строили либо деревянные, либо полукаменные, с каменным низом и деревянным низом. Купцы предпочитали деревянные жилые строения, сухие, тёплые и «дышащие». Все они были «просторные и хорошей постройки». Купцы имели свой клуб, сады, музыкантов, хор и жили «на широкую ногу». Кто-то звал Троицкосавск «песчаной Венецией», кто-то «Клондайком», а кто-то «Москвой-на-Востоке». Декабрист Николай Бестужев неоднократно бывал здесь и окрестил слободу «Забалуй-городком».
Средства массовой информации
Газеты
В 1862 году начинает издаваться еженедельная газета «Кяхтинский листок». Редактор П. С. Андруцкий. Газета публикует сведения о вывозе чая. До выхода газеты информация о торговле публиковалась в циркуляре «Коммерческих сведений от агентов торгующего в Кяхте купечества». С 9 мая 1896 года бывшим нерчинским журналистом И. В. Багашевым издавался листок «Кяхтинской агентуры Российского телеграфного агентства».
1 июня 1897 года в Троицкосавске вышел первый номер газеты «Байкал». Издатель-редактор газеты И. В. Багашев. Газета издавалась до 1906 года. После организации Дальневосточной республики издавались газеты «Серп и молот» и «Известия Троицкосавского ревкома».
В Советское время издавалась районная газета «Ленинское знамя «, по некотором сведениям редакция которой существует и по сей день.
В настоящее время еженедельно по средам выходит муниципальная газета «Кяхтинские вести» — печатный орган администрации Кяхтинского района.
Радио
- 70,16 Радио Маяк (Молчит)
- 71,96 Радио России / Бурятское Радио
- 106,3 Радио России / Бурятское Радио
- 107,9 Баргузин FM (ПЛАН)
Интернет-СМИ
- Кяхта Ньюс (Kyahtanews.ru)
— новости Кяхтинского района
(неопр.)
(недоступная ссылка). Архивировано 10 января 2021 года.
1928062_original.jpg
Открытка Кяхта, конец XIX века
В 1857 году Карл Маркс проанализировал феномен русской торговли с Китаем в статье, которую опубликовал на первой полосе New York Daily Tribune. Немецкий экономист знакомил американских читателей с нашими реалиями: «Торговлей этой, которая происходит на своего рода ежегодной ярмарке, руководят двенадцать посредников, из которых шестеро являются русскими и шестеро китайцами; они встречаются в Кяхте и, — так как торговля исключительно меновая, — устанавливают нормы, по которым должны обмениваться товары, поставляемые каждой стороной. Со стороны китайцев основным предметом торговли является чай, со стороны русских — хлопчатобумажные и шерстяные ткани. За последние годы торговля эта, как видно, значительно возросла. Десять или двенадцать лет назад количество чая, проданного русским в Кяхте, не превышало в среднем сорока тысяч ящиков; однако в 1852 г. оно уже составляло сто семьдесят пять тысяч ящиков…»
Герб города
Герб Троицкосавска
Герб города Троицкосавска Иркутской губернии утверждён 20 июля 1846 года Высочайшим Указом императора Николая I.
Описание герба:
Щит разделен на две части, в верхней, меньшей, в серебряном поле — Иркутский герб („В серебряном поле щита бегущий бабр, а в роту у него соболь“), а в нижней, пространной, — в голубом поле рог изобилия, из коего сыплются золотые монеты; по сторонам оного, в песчаном грунте, слева казак, а справа бурят, оба верхом на конях.
Слово бабр при создании герба по словесному описанию, было неверно истолковано художником. Вместо тигра на гербе изображён зверь, похожий на бобра с широким хвостом и перепончатыми лапами
В нижней части герба рог изобилия, что символизирует торговлю с Китаем. Конные казак и бурят указывают на пограничное положение Троицкосавской крепости.
Герб Кяхты
22 декабря 1861 года был утверждён герб Кяхтинского градоначальства, который стал гербом Кяхты.
Описание герба:
«В лазоревом щите золотая оторванная голова дракона, с червлеными глазами и языком, и сопровождаемая четырьмя золотыми гонтами (слитками)». Полный дракон символизирует Китай, а голова дракона — символ городов, которые вели торговлю с Китаем.
kyahta_6.jpg
Кяхта. Фото: Научный архив РГО
Изучать было что. Кяхта — единственный город Российской империи, который находился на самоуправлении. На одного жителя Кяхты приходилось в 150 раз больше налогов, чем в среднем по империи, однако почти четверть городского бюджета тратилась на образование. В крошечном, даже по меркам XIX века, городке, насчитывалось девять учебных заведений! Среди них: реальное училище, женская гимназия, женское приходское училище, четырёхклассное городское училище.
Ворота в Азию
Так получилось, что все крупные отечественные экспедиции по изучению Центральной Азии шли через Кяхту: Николай Пржевальский, Пётр Козлов, Владимир Обручев, супруги Потанины, Гомбожаб Цыбиков и другие.
Николай Михайлович Пржевальский, возвращаясь из своего дальнего путешествия в Центральную Азию: «… мы увидели, наконец, белые шпицы Кяхтинских церквей — первый символ своей Родины».
Кяхта, несмотря на всё своё своеобразие, была для русских учёных и путешественников пунктом на границе изведанного и неизведанного миров.
Образование
В 1811 году в Троицкосавске открылось приходское уездное училище. Основным учебным предметом был Закон Божий.
15 сентября 1812 года открылось Троицкосавское 1-е высшее начальное училище. Оно закрылось после 1918 года.
В 1820 году в городе создаётся школа для обучения кузнечному, чеботарному, каменному ремеслу на пожертвования бургомистра Н. М. Игумнова, купцов и мещан Троицкосавска.
В 1829 году открылось Троицкосавское приходское Успенское училище.
В 1833 году в Троицкосавске начала работать Русско-Монгольская школа. Школа готовила командный состав бурятских казачьих полков. Обучались дети казаков в возрасте 11-12 лет, в основном буряты, иногда принимались русские мальчики. В качестве дополнительных предметов преподавались монгольский язык, основы буддизма. Школа имела 2 деревянных здания. Получившие в школе образование служили писарями, урядниками, переводчиками, учителями начальных училищ. В 1851 году школу перевели в Селенгинск.
В 1835 году при Кяхтинской таможне было открыто училище китайского языка. Обучение продолжалось 4 года. Кроме китайского языка в училище преподавали: юриспруденцию, вексельные уставы, торговое право, бухгалтерский учёт. При училище существовала подготовительная школа.
В 1861 году на средства купца первой гильдии Якова Максимовича Пятовского открывается Покровская церковно-приходская школа.
В 1862 году открылась Троицкосавская женская гимназия имени графа Н. Н. Муравьёва-Амурского. В 1886 году прогимназия получила статус полной 7-летней гимназии. В 1896 году открылся 8-й педагогический класс. В 1923 году гимназия была преобразована в школу II ступени.
20 сентября 1876 года в городе открылось реальное училище. 11 июля 1877 года оно было названо Алексеевским в честь Великого князя Алексея Александровича. В 1881 году для училища было построено своё здание.
В 1886 году открылась Троицкосавская сиропитательная ремесленная школа имени действительного статского советника Якова Андреевича Немчинова. В школе преподавали портняжное, сапожное и столярное ремесла.
7 января 1896 года в здании Успенского приходского училища начались занятия воскресной школы для девочек. 31 августа 1897 года на средства купца I-й гильдии Матвея Васильевича Шишмакова открылось женское приходское училище.
В 1900 году в слободе Кяхта существовала частная школа Немчиновой Пелагеи Ивановны. В школе обучалось 22 мальчика и 18 девочек. Школа работала по программе для частных школ, рекомендованной Министерством народного просвещения.
В 1935 году был создан Кяхтинский детский дом школьного типа. В 1945 году в доме воспитывалось 239 детей.
В 1947 году на базе политпросветшколы была создана Культурно-просветительная школа. В 1960 году школа была переведена в Улан-Удэ и реорганизована в Культурно-просветительное училище.
В настоящее время в городе работает медицинское училище. Также построен спортивный комплекс «Олимп».
f18_o7_566a_2.jpg
Фото: Научный архив РГО
«Кяхтинцы старались познакомить нас со всеми сторонами китайского быта, и так как они сами большие охотники обедать у китайцев, то они устроили для нас обед у одного купца, который явился приглашать нас. Так как я еще буду иметь случай говорить о китайском обеде, то теперь не стану описывать его, а скажу только, что я не только не нашел китайских кушаний такими отвратительными, как о них привыкли думать по неверным рассказам некоторых путешественников, a многие, напротив, показались мне очень вкусными, и вообще я совершенно успокоился насчет своего пропитания в Китае. Вот любителю крепких напитков и вин здесь совсем плохо: и страшная бедность в выборе, и все плохого качества. Еще недурен подогретый спирт с запахом роз, подаваемый за обедом в крошечных чашечках».
Павел Пясецкий, «Путешествие по Китаю 1874-1875 гг.»
Забайкальские казаки не только стерегли границу с Китаем и Монголией, охраняли государственные объекты и конвоировали арестантские партии, но и сопровождали научные и дипломатические миссии. Так, казаки охраняли экспедиции Николая Михайловича Пржевальского в Китай, Монголию и на Тибет.
«Вновь прибывшие казаки оказались самыми усердными и преданными людьми во все времена нашего долгого путешествия. Мы вскоре сблизились с этими добрыми людьми самой тесной дружбой, и это был важный залог для успеха дела. В страшной дали от Родины, среди людей, чуждых нам во всем, мы жили родными братьями, вместе делили труды и опасности, горе и радости. И до гроба сохраню благодарные воспоминания о своих спутниках, которые безграничной отвагой и преданностью делу обусловили как нельзя более весь успех экспедиции», — отмечал Пржевальский в своём дневнике.
przhevalskiysite.jpg
Николай Пржевальский, wikipedia.org
«Наконец, после всех дневных трудов, изможденные, озябшие и усталые казаки поочередно становились обыкновенно также при непогоде на две смены ночного караула. Словом, служба казаков была до крайности тяжелой, но они держали себя молодцами и четко исполняли свой долг»,
— также писал Пржевальский в своей книге о путешествии по предгорьям Тибета. А казачий урядник, бурят Дондок Иринчинов стал верным спутником исследователя, сопровождая его в четырёх экспедициях. За что был удостоен бронзовой медали Русского географического общества. Забайкальский казак Пантелей Телешев в 4-й экспедиции Н.М. Пржевальского участвовал как специалист-препаратор. За открытие нового вида жаворонка награждён малой серебряной медалью.
Исследователь и учёный Николай Пржевальский писал: «Еще сильнее эти невзгоды сказывались на казаках. На бивуаке двое из них пасли караванных животных, нередко под проливным дождем или сильной метелью. Дежурный и повар на таком же дожде или снеге варили чай и обед».
Но чай этот был очень необычным. Суровой климат и местные традиции приучили казаков к сытному энергетическому напитку — сливану. В него добавляли сливочное масло, сырые яйца, муку, свиное сало и даже конопляное семя. В кружку с чаем было принято кидать горячий камушек «жеребчик» для пущего «градуса». После такого чаепития человек согревался и оставался сытым весь день. Для приготовления этого блюда брался «кирпичный» чай в прессованных брусках, который везли из Китая. Этот чай ценился настолько, что ходил в качестве альтернативной валюты.
1930038_original.jpg
Вид на Маймайчен и Кяхту. 1849—1850 гг. Рисунок Карла Мазера
«Наконец мы уезжали за русскую границу. Разнородные мысли и чувства наполняют душу человека, когда он отправляется надолго в чужую страну. <�…> Уехали все повозки с транспортом, три китайских телеги, а за ними и мы, разместившись по разным экипажам провожавших нас соотечественников.
Скоро Кяхта и Май-май-чэн остались позади, а перед нами протянулась просторная монгольская степь, вся зеленая, лишь с разбегавшимися по ней в разных направлениях красноватыми песчаными дорожками; на горизонте, в юго-восточной части, поднимались синие зубчатые горы, а над ними нависли тяжелые тучи, почти такие же синие, как и оттененные ими горы».
Павел Пясецкий, «Путешествие по Китаю 1874-1875 гг.»
И поныне в Кяхте проживают внук и правнуки Александра Бохина, участника Тибетской экспедиции Петра Козлова. Известный путешественник — крёстный отец его дочери Екатерины. В 1909 году через Кяхту он возвратился из пятой экспедиции в Центральную Азию. В районе также проживают потомки Цокто Бадмажапова, который передал Петру Кузьмичу информацию о затеряном в песках городе Хара-Хото. Также в районе проживают потомки Дондока Иринчинова, переводчика Николая Пржевальского, который участвовал во всех его четырёх экспедициях.
Упадок Кяхты
В 1869 году открыли Суэцкий канал. Он открыл более короткий и удобный путь для доставки товаров из Китая, в том числе и чая. Денежный поток, который пропускала Кяхта, стал уменьшаться — морем перевозили дорогие сорта байхового чая, а дешёвые, широко употреблявшиеся в России, продолжали везти через Кяхту. В конце 1890-х годов завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Все товары теперь пошли по железной дороге, а Кяхта осталась далеко от новой артерии жизни. Гостиный двор в городе «миллионщиков» опустел после Русско-японской войны. В наше время в Кяхте проживает чуть более 20 тысяч человек, а о былом величии напоминают только живописные руины XVIII–XIX веков.
История
Город был основан в 1727 году российским дипломатом С. Л. Рагузинским-Владиславичем. По его указанию, в соответствии с Буринским трактатом, на месте Барсуковского зимовья был построен Троицкосавский острог. Возведённая внутри деревянной крепости Троицкая церковь с приделом Святого Саввы Сербского (небесного покровителя основателя крепости Саввы Рагузинского-Владиславича), дала название как самой крепости — Троицкая, так и городу — Троицкосавск.
Выросший вокруг крепости город до 1934 года назывался Троицкосавском, затем был объединён с торговой слободой Кяхта и переименован.
Постройка Кяхты была поручена капитану Княжнину с 30 солдатами. Позднее на строительство прислали 350 солдат Якутского полка и 30 казаков из Верхнеудинска. Несколько десятков рабочих прибыли из Илимского и Кабанского острогов. В слободе поставили 6 юрт и большой двор с 12 амбарами. Крепость была четырёхугольной, по 100 саженей в длину на каждой стороне, башни по углам и двое ворот. Внутри построили 32 избы для купцов, гостиный двор с 24 лавками и 24 амбарами. Постройка Кяхтинской слободы завершилась в 1728 году.
Заключённые между Россией и Китаем договоры (Буринский и Кяхтинский) не только определили на долгие годы мирные взаимоотношения между странами-соседями, но и стали судьбоносными для «пырейного места», сделав его главным центром русско-китайской торговли.
Через Кяхту в Китай вывозились сукно, мануфактура, пушные товары и юфть, из Китая — главным образом — чай. В небольших количествах доставлялись шёлковые и хлопчатобумажные ткани и фарфоровые изделия. Длительное время (около века) именно Кяхта снабжала чаем всю Россию и почти монопольно — Западную Европу. Причем у нас этот китайский чай называли кяхтинским, a за границей — русским.
В 1743 году Кяхта получила статус торговой слободы.
В 1774 году был издан указ об учреждении в Кяхте магистрата или ратуши.
В 1792 году в Кяхту была переведена таможня из Иркутска.
В 1796 году издан указ о строительстве дороги от Иркутска до Кяхты, которая называлась Кругобайкальский тракт или Кругоморский тракт.
В 1805 году Троицкосавск получил статус города. В 1829 году здесь насчитывалось 4054 жителя и 542 дома.
Дом купца и общественного деятеля А. М. Лушникова
В начале XIX века Троицкую крепость снесли.
В 1851 году в Троицкосавске введено градоначальство.
В XIX веке Троицкосавск, богатый купеческий город, назывался современниками Песчаной Венецией и Забалуй-городком. С последней четверти XIX века, после постройки Суэцкого канала, когда бо́льшая часть импорта в Китай стала отправляться морским путём, значение кяхтинской торговли начало падать. Ещё более оно уменьшилось со строительством Китайско-Восточной железной дороги (1903 год). Кяхта потеряла значение главного пункта торговли с Китаем и стала центром русской торговли с Внешней Монголией.
В 1907 году сюда прибыл 26-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, входивший в состав 7-й Восточно-Сибирской дивизии, отличившейся в боях за Порт-Артур. Его Георгиевское знамя в настоящее время находится в Иркутском областном краеведческом музее.
В Кяхте начинались или заканчивались путешествия исследователей Центральной Азии — Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова, Г. Н. и А. В. Потаниных, В. А. Обручева и др.
История развития торговли
Революция 1905—1907 годов
15 декабря (по новому стилю) 1905 года по инициативе Троицкосавского отделения Всероссийского Союза учителей было созвано собрание учащихся троицкосавских учебных заведений. Собрание констатировало, что «манифест 17 октября не только не внес в общественную жизнь ожидавшегося успокоения, а напротив, благодаря реакционной деятельности правительства, революционно-освободительное движение достигло крайнего напряжения». Собрание приняло решения прекратить занятия впредь до наступления более благоприятных условий.
22 декабря 1905 года в кяхтинской газете «Байкал» было помещено письмо Союза типографских рабочих города Троицкосавска, в котором сообщалось, что троицкосавские рабочие-типографы, «проникнутые идеей всеобщего освободительного движения нашего многострадального народа», призывали служащих магазина Второва, как более сильную в городе корпорацию приказчиков, к забастовке не более как на 4 дня. Приказчики от участия в забастовке отказались.
24 декабря 1905 года в Троицкосавске состоялось народное собрание, на котором были прочитаны несколько докладов, включая доклад учителя П. О. Матиясевича о забастовке городских учителей и учительниц.
27 декабря 1905 года в Троицкосавске состоялось собрание служащих местных почтово-телеграфных контор (Троицкосавской и Кяхтинской). Постановлено организовать местное отделение почтово-телеграфного стачечного комитета и отправить своего представителя в Читу на съезд делегатов всех почтово-телеграфных комитетов Забайкальской области, созываемый Читинским почтово-телеграфным комитетом.
5 января 1906 года в Троицкосавске народный митинг постановил передать почту и телеграф в ведение общества со строгим бойкотом правительственной корреспонденции. Троицкосавская Дума присоединилась в принципе к этой резолюции. Была организована Комиссия для общего заведывания почтово-телеграфным делом.
1910-е годы
В январе 1914 года в Верхнеудинске состоялся съёзд кооператоров Западного Забайкалья, на котором было создано Прибайкальское торгово-промышленное товарищество кооперативов «Прибайкалсоюз». После этого кооперативные общества потребителей «Экономия» возникли в Троицкосавске, Мысовске, Баргузине.
25 мая 1915 года в Кяхте состоялось подписание тройственного русско-китайско-монгольского соглашения по вопросу о международном положении Внешней Монголии (Кяхтинский договор 1915 года).
Во время Первой мировой войны в Троицкосавске был создан лагерь для военнопленных. Зимой 1915—1916 годов в лагере содержалось 6700 военнопленных.
Революция и гражданская война
7 апреля 1917 года в Троицкосавске образовался Совет рабочих и солдатских депутатов. 3 мая 1917 года начался съезд делегатов Троицкосавского уезда и представителей казаков 1-го военного отдела.
17 июня 1917 года в Троицкосавске проходит войсковой съезд Забайкальского казачьего войска. Съезд постановил: всеми делами войска управляет «войсковой круг», войском управляет выборный наказной атаман с резиденцией в Чите. Съезд решил «энергично бороться с богохульцами».
В ноябре 1917 года в Кяхте установлена Советская власть. Председателем Троицкосавского (Кяхтинского) совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов избран преподаватель Троицкосавского реального училища Константин Андреевич Масков (1880—1918).
3 сентября 1918 года Кяхта и Троицкосавск заняты белочехами. 22 сентября 1918 года расстрелян К. А. Масков.
В августе 1919 года по распоряжению Главного управления местами заключения Временного сибирского правительства
для размещения политических заключённых была создана «Троицкосавская временная тюрьма». Тюрьма разместилась в 2 км от Троицкосавска в казармах бывшего военного городка (Красные казармы). В Троицкосавской временной тюрьме находились заключённые из Александровской каторжной тюрьмы, Бийской, Златоустовской, Красноуфимской, Кунгурской, Пермской, Тобольской, Челябинской и других тюрем. С 24 декабря 1919 года по 10 января 1920 года в тюрьме было произведено массовое уничтожение заключённых, получившее название Троицкосавской трагедии. После восстановления советской власти в Троицкосавске 4 марта 1920 года тюрьма перестала функционировать, начала работу следственная комиссия по расследованию расправы над политзаключёнными.
В сентябре 1918 года из Троицкосавска выдвинулся карательный отряд под командованием прапорщика Пальшина. Отряд действовал в направлении сёл Бичуры, Окино-Ключей, Елани, Малой Кудары, Урлука, Тамира. 25 августа 1919 года из Троицкосавска вышла карательная экспедиция под командованием полковника Макаренко.
В январе 1920 года город по приглашению Троицкосавской думы был занят китайскими войсками. 22 февраля 1920 года китайские солдаты окружили квартал, занятый Ревкомом и его отрядом. На базарной площади состоялся митинг жителей города, которые направились к помещению Ревкома. Демонстрация была расстреляна китайскими солдатами. Погибло 7 человек, 14 человек было ранено. 27 февраля 1920 года в Усть-Кяхте начались переговоры между делегацией ЦИК Прибайкалья и китайским командованием об эвакуации китайских войск из Троицкосавского района.
В 1920—1921 годах Кяхта была центром революционной деятельности Сухэ-Батора и Чойбалсана. 1 марта 1921 года в Кяхте происходил 1-й съезд Монгольской народной партии. 18 марта 1921 года силами монгольского ополчения был освобождён от китайских войск соседний с Кяхтой монгольский посёлок Алтан-Булак.
21 мая 1921 года барон фон Унгерн издал приказ № 15 «русским отрядам на территории Советской Сибири», которым объявил о начале похода на советскую территорию. Весной 1921 года Азиатская дивизия была разделена на две бригады: одна под командованием генерал-лейтенанта Унгерна, другая — генерал-майора Резухина. Последняя должна была перейти границу в районе станицы Цежинской и, действуя на левом берегу Селенги, идти на Мысовск и Татаурово по красным тылам, взрывая по пути мосты и тоннели. Бригада Унгерна наносила удар на Троицкосавск, Селенгинск и Верхнеудинск. Эта бригада потерпела поражение в боях за Троицкосавск 11—13 июня 1921 года.
Советский период
15 марта 1924 года началось междугородное телефонное сообщение между городами Верхнеудинском, Новоселенгинском и Троицкосавском.
В 1925 году создан Троицкосавский горсовет.
В 1956 году на могиле А. В. Потаниной был установлен бюст по проекту А. И. Тимина.