Аксай (Ростовская область) достопримечательности и история города

Аксай

, город в России, административный центр Аксайского городского поселения и района Ростовской области, в пределах Аксайского благочиния Ростовской-на-Дону епархии. Расположен на крутом правом берегу излучины р. Дон, у впадения в неё р. Аксай (рукав Дона). Промышленный город-спутник в 16 км от Ростова-на-Дону. Ж.д. станция Северо-Кавказской железной дороги. Пристань на реке Дон. Близ Аксая проходит объездная автомобильная магистраль, огибающая с востока Ростов-на-Дону. Население — 45,1 тыс. чел. (2018)

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

По преданию, на склонах Кобяковой балки в Кобяковом городище в 1185 году в стане половецкого хана Кобяка томился пленённый новгород-северский князь Игорь Святославович — герой «Слова о полку Игореве».

Аксай основан донскими казаками во второй половине XVI века как городок. Впервые упоминается в 1569 году как станица Усть-Аксайская

.

В период Азовских походов 1695-1696 Петра I и впоследствии в борьбе с турками за выход России к южным морям станица служила сторожевым постом, контролирующим подступы к Черкасску — в то время центру Области войска Донского. В XVIII веке здесь существовала система земляных фортификационных сооружений, соединённых подземными переходами и оборудованных складскими помещениями с запасами продовольствия и оружейных припасов. Зимой 1783/84 в Усть-Аксайском стане находился А.В. Суворов, командовавший Кубанским корпусом.

До XVIII века городок сменил ряд названий: Нижние Раздоры

(раздор — место слияния двух рек и земля между ними);
Кобяковский
(Кобяк — татарское личное имя);
Атаманский
,
Нижний
.

В 1720-1740 годах на аксайской земле размещалась царская, а потом таможенная застава.

В 1742 году нанесён на карту как Усть-Аксайский стан

, где Аксай — «белый сай» (сай — тюрк. «сухое русло, овраг, ручей в овраге, река»).

В 1768 году в Аксае была построена первая деревянная Троицкая церковь с приделом в честь Николая Чудотворца. Чуть позже в 1783 года, на месте прежней обветшалой, заложили новую каменную церковь. Главным устроителем новой церкви был отец Василий Петров. Троицкая церковь была снесена в 1937 году. Сейчас на этом месте находится Аллея славы Героев — аксайчан.

С 1791 года — станица Аксайская

.

На рубеже XIX- веков в Аксайской станице проживало коренного населения более 5 тыс. человек и более 2 тыс. иногородних, имелось 5 школ, мореходный класс, три церкви, 8 мельниц, один стекольный, 2 свечных, 2 гончарных и 7 рыбоспетных заводов.

В Аксае узкие, мощённые камнем улочки спускаются к берегу Дона, через овраги перекинуты небольшие мосты. Главные улицы застроены одно-двухэтажными классицистическими домами 1-й половины XIX века в тремя окнами на главном фасаде и боковыми галереями.

Станица Аксайская стремительно развивалась и к концу первой четверти XIX века стала одной из крупнейших и преуспевающих станиц земли Войска Донского.

Экономическое развитие Аксайской станицы достигает своего расцвета в 1860-1863 годах, когда от Грушевских копий (ныне г. Шахты) до ст. Аксайской была проведена первая на Дону железная дорога. 1 января 1864 года открылось движение по железной дороге,

Среди памятников архитектуры: дом почтового смотрителя и почтовая станция (XIX в., классицизм), Одигитриевская церковь (1897) в русско-византийском стиле.

1 июля 1924 года образовался Аксайский сельский район с центром в городе Нахичевани-на-Дону.

Во время Великой Отечественной войны станица была оккупирована немецко-фашистскими войсками с 21 по 29 ноября 1941 года.

В 1957 году станица Аксайская преобразована в город Аксай

.

В 1963 году Аксайский район был упразднен, и его территория была передана Азовскому району. В 1965 году, после смены высшего руководства страны, Аксайский район был восстановлен в прежних границах.

В городе имеются краеведческий музей, ПО «Химпродукт», , консервный, стекольный и др. Ремонтно-эксплуатационная база флота Волго-Донского речного пароходства.

Историческая справка

  • Годом основания города считается 1570 – именно к этому году относится первое его письменное упоминание в летописях: на этом месте произошла встреча турецких представителей и русского посла Новосильцева.
  • В 1734 году застава при Усть-Оксае была упомянута в летописи, перечислявшей царские заставы вокруг центра Войска Донского – Черкасска (Старочеркасская).
  • В 1783 году была заложена Троицкая церковь. В 1786 – Триумфальные ворота.
  • В 1797 году поселение было принято преименовать в станицу Усть-Аксайскую. Приставка вскоре была убрана из названия.
  • В 1850-х гг в станице Аксайской открываются Мореходные классы. 1854-1855 (Крымская война) – годы основания гребной флотилии.
  • В 1868 году железная дорога, соединяющая угольные копи в современном городе Шахты с ж/д сетью страны, была доведена до Ростова-на-Дону и Аксайской.
  • В 1957 году впервые официально на карте России появился город Аксай. В 1965 году он стал центром Аксайского района.

Кобяково городище. Таинственные истории Аксая

Есть такие места, в которых люди селились на протяжении тысячелетий. К их числу относятся окрестности древнего Аксая и расположенное поблизости Кобяково городище, которое специалисты не случайно называют жемчужиной южнорусской археологии. И заметим, это название место получило еще до уникальных находок нового тысячелетия. О значении этих новых находок можно составить представление из заголовков газет: «Старше египетских пирамид: под Ростовом обнаружены древние камеры-катакомбы», «Донские пирамиды. Ростовские археологи нашли сооружения по возрасту и технологии схожие с египетскими».

Оказывается, на довольно внушительных территориях от Донбасса до Ростовской области исследователи, начиная с 2000 года, обнаруживают типично пирамидальные конструкции, причем, найденные ими курганы отличаются тем, что они укрыты каменным панцирем наподобие египетских пирамид. И хотя по размерам они уступают египетским сооружениям, технология их возведения одинакова – тоже ступенчатая.

«Такое я лично в своей практике встречаю впервые. Так что можем гордиться, что на Дону есть свои пирамиды»

, – делится впечатлениями руководитель археологической экспедиции Игорь Гудименко.

Характерно, что уникальные пирамидальные курганы были обнаружены при прокладке новой федеральной трассы. Подобное сегодня не редкость.

Вот и при строительстве нового участка трассы «Дон» вокруг Аксая тоже были найдены курганы, которым более 5 тысячелетий. Самые интересные находки ожидали археологов при изучении кургана Фигурин. Он был известен давно, но вот масштабные его исследования начались только вместе с проведением дорожных работ.

Археологи обнаружили камеры-катакомбы, множество керамики, медные предметы. Возможно, новые открытия дадут ответ и на вопрос, кем были строители древнего подземелья под Аксаем, а заодно приоткроют завесы над тайнами Кобякова городища.

Что за тайны? Их много, и далеко не на все сегодня есть ответы. Но давайте расскажем обо всем по порядку.

Кобяково городище — так называется курган на берегу Дона.

Находится он в небольшом старинном городке Аксай, который, в свою очередь, считается пригородом Ростова-на-Дону. От окраинного квартала одного города до окраинного квартала другого порядка полутора километров.

Аксай — место с очень красивой природой. Городок разместился у слияния Дона и реки Аксай.

Причем, появился он тут достаточно давно. Уже в 1570 году это место упоминается в письме руководителя русского посольства Ивана Петровича Новосельцева, следовавшего в Турцию. В послании, отправленном царю Ивану Васильевичу Грозному, читаем:

«…азовской Сефер прислал к Ивану на встречу на Оксайское устье под Кобяково городище двух человек в приставы да толмача…».

Дальнейшая история Аксая крепко связана с казачеством. Был он и станицей, вначале Усть-Аксайской, а потом просто Аксайской. После стал казачьим городком. Наличие сразу двух рек и близость моря, конечно же, определили приоритетное занятие его жителей, а казачий статус вносил в него свою специфику. Потому-то в 1850 году тут были устроены специальные курсы, называвшиеся Мореходными Классами. Вот что по этому поводу писал Семен Филиппович Номикосов (почетный мировой судья, секретарь Донского Статистического комитета, секретарь Донского областного депутатского собрания

):

«Все местные условия жизни здесь сложились наиболее благоприятно для морской, а не кавалерийской службы. Мальчик 7-8 лет уже легко управляется с каюком и с детства слышит рассказы про подвиги и приключения на воде. (…) На каюке, дубе и баркасе казаки не боятся пускаться в открытое море, и на утлых судёнышках своих проплывают огромные пространства. Такие смельчаки могут составить контингент превосходных морских солдат, тем более, что помимо отваги, все они обладают широким умственным развитием».

Однако история этого места гораздо более древняя и загадочная.

Есть мнение, что Кобяково городище названо так по имени хана Кобяка, который некогда пленил князя Игоря, хорошо известного по знаменитому «Слову о полку Игореве». Так любят рассказывать местные экскурсоводы, которых нисколько не смущает тот факт, что собственно в тексте старинного памятника словесности хан зовется вовсе не Кобяком, а Кончаком.

А реальная история этого кургана, как и всего Аксая, загадочна и драматична настолько, что ей может позавидовать любой исторический детектив. Тем более, что тайна его не раскрыта до сего дня. Скорее, современность только добавила ему таинственности.

Начнем с того, что после раскопок, проведенных на кургане в начале прошлого века, их руководитель, археолог, этнолог, художник и музыковед, академик Александр Александрович Миллер в своем докладе научному обществу Ростова-на-Дону, сделанном 12 декабря 1925 года, определил значимость городища, не стесняясь в оценках:

«По количеству расположенных друг над другом культур, Кобяково городище является самым ценным в СССР. Человек жил здесь непрерывно в течение ряда тысячелетий и оставил мощные культурные слои».

Самые древние слои, как определили археологи, относятся к 5-7 тысячелетиям до н.э., но эта культура пока мало изучена.

Над этим слоем были обнаружены слои медного века с высоко развитой металлургией. Медь плавилась тут же, на месте. А вот и первая загадка. Миллер сообщает, что здесь же археологи нашли «ряд предметов керамики (посуды) с углубленным орнаментом. Эта древнейшая культура известна по многочисленным курганам в Испании, Франции и у нас на Юге. Но нигде в мире не было оседлых поселений этой культуры. Впервые такое поселение найдено на Кобяковом городище. Прекращение этой культуры медного века следует отнести к 2000 году до нашей эры».

Фибулы – застежки для плаща времен римского периода.

Привозная краснолаковая посуда I –II века н.э.

Бусины из Египта

Над этими слоями лежали еще два, верхний из которых датировался 6-7 веками до н.э.

Еще одна загадка:

«В течение ряда тысячелетий человек жил на Кобяковом городище без перерыва. Но, начиная от 6 до 1 века до Р.Х., мы наблюдаем перерыв на несколько веков».

Куда исчезли жители на несколько столетий? И откуда они потом снова появились? Ведь уже с первых веков новой эры это место опять становится густонаселенным. Мало того, как показывают раскопки, у его жителей были широкие торговые связи и с эллинским миром, и с Египтом.

Еще один мощный культурный расцвет приходится на 8-12 века нашей эры.

Однако столь серьезная заявка на статус не уберегла это место от колоссальных разрушений, которые принесли ему стройки (начиная, кстати, еще с царских времен), военные действия, да и нынешние реалии, ведь отчего-то именно там местные предприниматели задумали строить торговый .

При этом нужно сказать, что упомянутые выше раскопки Миллера были не первыми в истории кургана. Еще в 1436 году, когда эта территория была факторией под управлением Венеции, венецианский купец Иосафато Барбаро прибыл в Тан (нынешний Азов) и провел тут целых 16 лет. Вот он-то и предпринял первые раскопки на кургане. Привлек он к этой затее порядка 300 работников, и, сказывают, платил им золотом. По официальной версии, он искал там золото скифских царей. Кто и что рассказал ему об этом кургане, доподлинно неизвестно, но никакого золота никто так и не увидел, при том, что в своем дневнике, который был позже издан, Барбаро записал: «мы нашли все, как и было предсказано, потому еще больше уверовали…»

Так что же им было предсказано? Что же они нашли в Аксае? И, наконец, во что еще больше уверовали?

Некоторые исследователи утверждают, что этот странный венецианец входил в тайное общество венецианской знати, которое мечтало сделать Венецию столицей мира. Для этих целей общество намеривалось собрать в родном городе как можно больше мистических артефактов со всего света. Его посланники ринулись искать их всюду, вплоть до египетских пирамид. А вот в Аксай на курган венецианец Барбаро был якобы послан для того, чтобы отыскать вход в … подземный мир. Нет, предметом поисков было не обычное подземелье, а, собственно, вход в Аид или Тартар.

И, судя по записи в дневнике, венецианец посчитал, что вход этот был найден…

Уже в прошлом столетии во время раскопок в одном из подземелий была обнаружена древняя часовня. Может, это ее искали мистики из Венеции?

Кстати, и про подземный мир, и про клады стоит рассказать отдельно.

Насчет кладов в этих местах легенды ходят хороводами. И про золото скифских царей (лет 30 назад его тут все-таки обнаружили), и про золото ордынских ханов, и про золотой обоз казаков, которые будто бы даже умудрились в одном из турецких городов, бывших тогда неподалеку, прихватить золотого коня в несколько тонн весом. И вот что интересно:

исторические хроники действительно рассказывают о внезапном нападении казаков на одну из турецких крепостей. А легенды упорно продолжают твердить о золотом коне, захваченном казаками. Из Кобякова городища вышло всего 120 казаков, а искала их тридцатитысячная турецкая армия. Но казаки как сквозь землю провалились, а спустя 10 дней появились уже в Черкесске. Вот только свою драгоценную добычу они, если верить легенде, спрятали в Кобяковом городище.

Там же, согласно другим преданиям, надо искать и 32 бочонка с золотом, которые были спрятаны казаками после упразднения Екатериной II Запорожской Сечи.

Вроде бы и корниловские офицеры прятали тут золото, и даже лихие разбойники.

Невольно напрашивается вопрос: «Да отчего же все тут-то? Что им тут — медом помазано?»

Видимо, все дело в подземном мире. Причем, не в мифологическом, а в прямом смысле. Дело в том, что под Аксаем находится целый поземный город. Да и только ли город? В самом деле, под городом целая сеть катакомб, часть ходов которой ведут к тому самому кургану-городищу. Местные жители рассказывают, что не так давно из многих частных домов во дворах были входы в эту подземную сеть. В конце прошлого столетия археолог Хицунов открыл подземный ход, ведущий из центра древнего города в его портовую часть. И таких ходов множество.

Благодаря этим подземельям на археологической карте России Кобяково городище занимает особое место и давно держит пальму первенства по количеству мистических происшествий, легенд, народных поверий и неразгаданных тайн.

Правда, на сегодняшний день большая часть этих ходов засыпана, особо крупные залиты тоннами бетона. Что же случилось? И откуда вообще взялись эти таинственные подземные ходы?

Есть мнение, что подземелья – это результат добычи ракушечника. Ну, что на это сказать? Конечно, извлеченный из-под земли ракушечник использовался в строительстве. А куда ж его было девать? Только вот зачем, спрашивается, добывать его у себя под домами? Ведь он точно такой же и рядом. Если речь о каменоломнях — то не логичнее ли их устраивать не под городом, а рядом с ним? Гораздо правдоподобнее выглядит версия, что подземные ходы устраивались именно как ходы, а уж вынутый из-под земли материал хозяйственно использовался. К тому же город, находившийся на таком стратегически удобном месте, постоянно испытывал давление со стороны, и местным жителям очень серьезно помогали эти самые катакомбы.

Но интрига начинает закручиваться нешуточно после того, как этими подземными пространствами заинтересовываются военные. Еще в советские времена тут планировали создать подземный штаб на случай войны.

Но от этой затеи вскоре пришлось отказаться.

Само собой, в это период начинается детальное исследование ходов, составление подробных карт, проведение линий связи. И вот тут происходит пугающий инцидент — исчезает один из солдат. Его ищут и не могут найти. На поиски отправляется целое подразделение и тоже бесследно исчезает. История заканчивается трагически, несколько солдат обнаруживают без признаков жизни. А еще находят рацию, разрезанную как скальпелем. Когда ее разобрали, то не обнаружили на платах ни одной микротрещины. Чем же ее разрезали? И главное — кто? Или что?

Реакция военных всех озадачила еще больше. Вместо того, чтобы всерьез исследовать это происшествие, они спешно сворачиваются, а все входы в это подземелье заливают бетоном. Что же они там обнаружили, чтобы пойти на такое решение?

Но и на этом дело не закончилось. Военные не оставляют своей затеи. Они просто переходят на другой плацдарм и начинают осваивать эти подземелья с другого края, с так называемой Мухиной балки. Там тоже обнаруживаются входы в подземелье. Военные сооружают там некий засекреченный объект.

То, что вы видите ниже – явно следы, оставленные военной техникой, уж больно ровными выглядят стены.

Вскоре город сотрясает серия подземных толчков.

Долгие годы подробности этой истории не обсуждали и она почти забылась. Но вот пришли другие времена. Секретный объект был покинут, и туда хлынули любопытные. Но нашли они лишь заброшенные катакомбы, тоннели, местами с бетонной отделкой, и все те же засыпанные или замурованные ходы.

Стала появляться информация, что на этом объекте производились испытания бронетехники на воздействие направленного взрыва. Оно и понятно, скрыть от населения тот факт, что в катакомбы заезжает тяжелая техника, было невозможно. Да вот незадача, выезжало ее заметно меньше, чем заезжало.

Некоторые исследователи пытались предположить, что танки, как и солдаты, попросту провалились в карстовые провалы. Ведь в этом месте под Аксаем на глубине 40 метров находится подземное озеро, а на глубине 250 метров – целое подземное море. Но провал таких размеров, в который могли ухнуть танки, да еще не один, сложно не заметить.

Местные жители рассказывают и о других чудесах, с которыми сталкиваются рискнувшие спуститься в подземелье Кобякова городища. То стены впереди вдруг начинают сходиться, то пол перед идущими вдруг проваливается, а потом появляется вновь. Скорее всего, в подземелье установлена хитроумная система ловушек, наступишь на невидимую задвижку, и почва под ногами проваливается, или наоборот, стена отодвигается и открывает вход в новую пещеру.

И еще интересный факт. Все церкви Аксая тоже связаны между собою подземными ходами.

Вокруг этого места продолжают роиться феномены, объяснение которым официальная наука найти не может.

Вот один из таких моментов. Смотритель музея «Таможня» Вячеслав Запорожцев рассказал, что однажды увидел свет в подвальном помещении, из которого только что вышел, заперев его на ночь и погасив освещение. Он вернулся и увидел в галерее даму в белом платье фасона века этак 19-го. И после он видел ее не один раз.

Он же сообщил, что несколько раз в случайно обнаруживавшихся входах в подземелье местные жители видели некого свирепого зверя неизвестной породы. Его панически боялись собаки. И это при том, что всех хищников в округе повывели несколько десятилетий назад. Вот только на многих найденных в Аксае предметах с завидной регулярностью обнаруживается изображение странного зверя, напоминающего волка с огромными клыками. Больше нигде в мире подобных изображений нет.

Так кто же живет в древних подземельях кургана Кобяково городище? Куда они ведут? Что за подземный мир имел в районе Аксая выход на поверхность? Случайно ли в разные времена разные люди свозили сюда золото? И сколько тысячелетий насчитывает культура, уходящая вглубь планеты? И, самое интересное, сколько тысячелетий насчитывает история общения этой культуры с нашими Предками?

Пока что вопросов больше, чем ответов. Но, возможно, обнаружение донских пирамид подвигнет исследователей на еще более детальное изучение Кобякова городища, которое даже за вычетом всех своих тайн занимает особое место в одном из самых насыщенных артефактами краеведческом маршруте под названием «Серебряная подкова Дона».

Маршруты на карте Аксая. Транспортная инфраструктура

Аксай занимает важное место на транспортной карте России – через него пролегает Федеральная трасса М4 «Дон», соединяющая Москву с Воронежем, Ростовом-на-Дону, Краснодаром, Новороссийском.

Почти все региональные и областные трассы, соединяющие Ростов-на-Дону с юго-западными населёнными пунктами области, также проходят через Аксай.

Город связан регулярными автобусными перевозками со всеми населёнными пунктами Аксайского района, крупными городами области, Ростовом-на-Дону.

Пригородные пассажирские поезда (в том числе электропоезда) имеют остановку на железнодорожной станции Аксай (г. Аксай, Набережная, 2). В городе также функционируют ж/д станции «Стекло. Поезда дальнего следования не имеют остановок в Аксае.

В Аксае находится три причала, которые на данный момент не функционируют.

Страницы истории города

Город Аксай расположен на крутом берегу при слиянии реки Аксай с Доном, занимает выгодное географическое положение, которое обеспечивает ему прочную связь не только другими городами и районами области, но и всеми регионами страны. Водной артерией-Доном и железнодорожной магистралью, газопроводом связан с Краснодарским и Ставропольским краями, республиками Северного Кавказа и Закавказья. Автомобильная дорога федерального значения « Дон» создает возможность для связей практически со всей Россией. Численность населения города Аксая – 36.5 тысячи человек. В двух километрах находится город-миллионер, областной центр – Ростов-на-Дону. Первые документальные свидетельства о существовании казачьего поселения в пределах нынешнего Аксая относятся к 1570 году: в государственных архивных документах (письме посла И.П. Новосильцева Иоанну Васильевичу Грозному) говорится о встрече с посланником турецкого султана на «Аксайском устье» под Кобяковым городищем. 7 июля 1570 года И. Новосильцев направил царю Ивану Васильевичу (Грозному) письмо с информацией о завершении первого этапа посольства, в котором, в частности, сообщил что «Азовский Диздарь Сефер прислал на встречу на Океанское устье под Кобяково городище Агу Закафею». Таким образом, 7 июля 1570 года вполне может быть принято в качестве даты рождения города Аксая. С этого времени казаки и турки при сопровождении по своим территориям разменивались здесь послами, следовавшими в Турцию и Россию. Расположившийся здесь, в пограничной полосе, казачий городок 1неоднократно подвергался разорительным набегам со стороны турок, крымских татар и ногайцев. Однако удобное местоположение на высоком берегу при слиянии реки Аксая с Доном, на перекрестке сухопутных дорог, ведущих в столицу войска Донского — Черкасск, вновь и вновь влекло сюда людей. Разрушенное восстанавливалось, но зачастую уже под новым наименованием.

В архивном документе 1734 года, перечислявшем царские заставы вокруг Черкасска, говорится: «Первая, при Усть-Оксае, куда, обыкновенно во время разлития воды, казаки и вдовы, казачьи жены с детьми, большею частик» из Черкасска выезжают и ежегодно едва не чрез все лето жительство имеют, а при том бывает торг с приезжими молороссиянами в покупке и вымене на рыбу хлеба и прочего, чем несколько тамошний народ, яко в пограничном месте, и удовольствие свое имеет». И только теперь в название населенного пункта входит слово «Аксай» по названию протекающей здесь реки (с тюркского «Ак-су» — белая вода). В 1742 году это казачье поселение наносится на карту как «Усть-Аксайский стан Неудобное положение «донской Венеции» — столицы войска Донского города Черкасска, постоянно затапливаемого вешними водами, с 1770-х годов все больше заставляло задумываться о перенесении главного казачьего городка на новое место. Взоры предводителей казачества все чаще обращались к привычному месту, где был «нижний перевоз через реку Аксай.

С 1775 года (до 1811 г.) Черкасский округ в административном отношении управлялся сыскным начальством, которое большую часть времени находилось уже в Усть-Аксайском стане.

В 1783 году в Аксае начали постройку каменной Троицкой церкви с пределами святого Николая чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. А «многоярусный, резной, золоченый по зеленой земле, иконостас этой церкви -превосходной работы, устроен в С. Петербурге знаменитым архитектором Растрелли». (рис.4) Здесь же в 1786 году «по найму рядчика Буденнова делались Триумфальные ворота.

В 1791 году Усть-Аксайский стан переименовывается в станицу Аксайскую. Когда окончательно было решено перенести столицу войска Донского на новое место, станица Аксайская, в числе других местностей предназначалась для занятия новым городом. Главной причиной,- как свидетельствуют архивные докуменеты, — почему сюда не была перенесена столица Дона при М.И. Платове, было опасение, как бы коммерческая деятельность Аксая, как удачно расположенного, не привела бы к падению у казаков военного духа и забвению героизма их славных предков. И действительно, географическое положение Аксая было столь благоприятным, что его соседи торгово-промышленные города Ростов и Нахичевань длительное время не могли с ним соперничать. С момента основания в 1805 году города Ново-черкасска и до 1837 года казаками на самых высоких уровнях управления государством поднимался вопрос о перенесении столицы войска Донского теперь уже из Новочеркасска в Аксай. Но попытка перенесения не удалась… Устройство в 1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все займище (долину) Дона еще больше способствовало выгодам станицы. Между тем Ростов, представлявший до 1850-х годов в сравнении с Аксайской станицею село, благодаря своему положению постепенно разрастался и, наконец, сделался центром торговой и промышленной деятельности в низовьях Дона. В годы Крымской войны 1853-1856 годов Аксаю отводилась особая роль. На случай возможного продвижения по реке Дон турецких и английских пароходов с десантом здесь, во время весеннего паводка 1856 года, должна была преградить им путь третья линия обороны. На дамбе между станицами Аксайской и Ольгинской соорудили два мостовых укрепления и семь люнетов, вооруженные шестидесятыопятыо полупудовыми единорогами.

В 1854-1855 годах в устье реки Аксай сооружалась Азовская гребная флотилия, несколько позже открылись мореходные классы. Начал выпускать продукцию пороховой завод, расположившийся на пологом склоне балки северо-западной окраины станицы.

Апогея своего развития Аксайская станица достигла в начале 1860-х годов, когда от Грушевских копей (г. Шахты) до Аксая была проведена первая на Дону железная дорога. Энциклопедический справочник Брокгауза и Ефрона в 1890 году ха-рактеризовал станицу весьма скупо: «имеет соляной склад, два свечных за¬вода и 5606 жителей, занимающихся преимущественно рыбной, а также хлебной, дровяной и железной торгов¬лей…имеется главнейший перевоз че¬рез Дон по дороге на Кавказ…». К это¬му времени в станице действовали из¬вестные в Области Войска Донского приготовительные мореходные классы (школа), хотя не столь оснащенные, как мореходное училище в городе Ро¬стове. В 1 класс школы принимали де¬тей от 13 до 17 лет, во 2-й и 3-й на 1-2 года старше. Учащиеся должны были обладать хорошим здоровьем и нор¬мальным зрением. За обучение в шко¬ле взималась плата: с учеников станиц, отпускавших средства на содержание школы, — по 5 рублей, с остальных по 10 рублей в год. В станице действова¬ла народная читальня, работало почто-во-телеграфное отделение и… «похо¬ронная касса». Дворов в станице было 1060, из которых 900 было казачьих.

На хуторах проживало в основном неказачье сословие. Имелось 7 рыбоспет-ных заводов, 2 гончарных, 1 стеклозавод, 12 кузниц, 1 паровая мельница, 2 водя-ных и 5 ветряных. Казаки станицы на¬правлялись на службу в Лейб-гвардию Атаманского казачьего полка, в армейс¬кие батареи и 7-й Донской казачий полк, а также в местные команды.

Купечество и предпринимательство к началу первой мировой войны в Аксайской станице было представлено винотор¬говлей С.А. Герцова, галантереей и ману-фактурой И.Е. Хаспекова,аптекарскими товарамиГ.Л.Гофмана,пекарнями,торговлязерном,мукой,стеклом(стеклозавод В.А. Добровольского) и т. д.

Революция 1917 года застала станицу Аксайскую в период ее мирного и спокойного врастания в капиталистические отношения.

Во время Великой Отечественной войны станица была дважды оккупирована немецкими войсками.

После Великой Отече¬ственной войны станица стой¬ко пережила трудные после-военные годы и активно включилась в послевоенное строительство. В 1954 году в станице появляется первое крупное промышленное предприятие «Аксайкардандеталь», «оттянувшее» на себя значительную часть сельских жите¬лей. Вид станицы в эти годы не очень впечатлял.

С 1957 года по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1957 года Аксай становится городом районного подчинения. В последующие годы город активно благоус¬траивается,ведется жилищное строительство, возникают новые микрорайоны — город, упорно карабкаясь по кручам, уходит на плоскогорье, в степь. Вместо действовавшей в послевоенное вре¬мя паромной переправы через Дон в 1965 году оба берега реки связал автодорожный мост, а ровно через 30 лет, в 1995 году, рядом появился второй мост, обеспечивший удобную связь Ростова-на-Дону и Аксая с южными рай¬онами Ростовской области и Северным Кавказом. Нынешний Аксай уже не дремотная и тихая станица, а крупный промышленный центр с интенсивно развива¬ющимся классом предприни¬мателей. В городе работает консервный завод, пивзавод, судоремонтный завод, пред¬приятия бытовой химии, стройматериалов, транспорт¬ные и строительные организа¬ции. Недавно построена новая судоверфь «Дон-Кассенс», выпускающая грузовые реч¬ные суда. Крупное предприя¬тие «Совтрансавто-Ростов) обеспечивает международные перевозки различных грузов.

Достопримечательности Аксая

  • Музейный комплекс «Таможенная застава» — содержит экспонаты быта, карты, рукописи, образы оружия таможенников 18 в.
  • Музей «Почтовая станции 19 в».
  • Храм иконы Божией Матери «Одигитрия».
  • «Домик Суворова» — военно-исторический музей, экспонаты середины 20 в.
  • Военно-исторический музей города Аксая. В экспозиции советская и российская техника, тоннели, подземный командный пункт СКО.
  • Система подземных ходов.

Аксай и Аксайский район в наши дни

  • Главная /
  • Район /
  • История /
  • Аксай и Аксайский район в наши дни /
  • Банеры слева

Аксайский район (центр – г. Аксай ) как административная единица существует с 1924 года. Аксайский район расположен в юго-западной части Ростовской области и прилегает с восточной стороны к городу Ростову-на-Дону.

На юге район граничит с Кагальницким и Зерноградским районами, на юго-западе граничит с городом Батайском; на западе – с городом Ростовом-на-Дону; на северо-западе – с Мясниковским районом; на севере – с Родионово-Несветайским и Октябрьским районами; на северо-востоке – с городом Новочеркасском и на юго-востоке – с Багаевским районом.

Аксайский район подразделяется на 11 территорий: городское поселение – это город Аксай и десять сельских поселений – Большелогской, Верхнеподпольненской, Грушевской, Истоминской, Ленинской, Мишкинской, Щепкинское, Ольгинской, Рассветовской, Старочеркасской.

Аксайский район занимает площадь в 1162 кв. км.

Город Аксай расположен на крутом правом берегу реки Дон, у места, где в неё впадает река Аксай (правый рукав нижнего Дона длиной 79 км), в 17 км к северо-востоку от Ростова-на-Дону. В городе имеется пристань на реке Дон, а также железнодорожная станция. Отклонение от московского времени составляет 0 часов, географическая широта – 47°16′, географическая долгота – 39°52′.

В Аксайском районе проживает порядка 114 тысяч 700 человек (по данным за 2021 год).

На территории района находится около двух тысяч предприятий, действует более трех тысяч предпринимателей.

С 2009 года зафиксировано значительное увеличение числа трудящихся на предприятиях и в организациях района.Это объясняется созданием на территории района новых рабочих мест в связи с введением в эксплуатацию крупных объектов — «АШАН», «МЕГА», ООО «Логопарк-Дон», открытием строймаркета «Леруа Мерлен», многофункционального торгового комплекса «Лента», авто, «Тойота», «Форд» и т.д.

Промышленность в районе представлена такими крупными предприятиями как ООО ПКФ «АТЛАНТИС-ПАК», ООО «КФ «Мишкино»», ООО «Европолимер».

На территории района в Старочеркасском сельском поселении расположено одно из самых крупных полей для гольфа.

Бюджет района продолжает сохранять социальную направленность. Около 80% бюджетных средств расходуется на решение социальных вопросов.

В районе большое внимание уделяется сохранению исторического наследия. В городе работает краеведческий музей, музейные комплексы «Таможенная застава», «Почтовая станция», Военно-исторический комплекс. Все эти объекты объединены в «Военно-исторический музей г. Аксая». На территории района работают краеведческие музеи: Аксайский Военно-исторический музей им. Н.Д. Гулаева и Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник.

Основные улицы на карте Аксая

  • Улица Садовая. Проходит по центру Аксая, граничит с ул. Казачьей и просп. Ленина. На ул. Садовой находится много зелёных зон, Аксайское городское кладбище.
  • Проспект Ленина. Пересекается с ул. Садовой, Аксайским проспектом. Здесь находится Аксайская ЦРБ, Старое городское кладбище, Аксайский рынок.
  • Улица Луначарского. Находится на юге Аксая, пересекается с улицами Толпинского, Советской, Октябрьской.
  • Улица Чапаева. На карте Аксая с домами можно увидеть здесь МФЦ, Пенсионный фонд, санаторий «Здравица».
  • Улица Западная. По ней проходит часть трассы М-4 «Дон», имеет выезд на Аксайский мост с одной стороны и Новочеркасское шоссе с другой. Здесь находится много зелёных зон, промышленная зона, спортивный комплекс «Ледакс».

Аксай

Аксай – небольшой городок рядом с Ростовом-на-Дону. Недаром его называют спальней «Ростова-папы» и сравнивают с подмосковными Химками. От одного города до другого рукой подать. Всего 16 километров, но этот путь проходит по оживленной федеральной трассе к Черному морю. Час пик здесь круглые сутки. Мало того, что машины из Центральной России спешат к морю, так еще и Мегу с Ашаном недавно на транспортной развязке построили. Сюда за продуктами и одеждой съезжается вся Ростовская область.

Прогуляйтесь по улицам города с помощью Гугл-панорам

Однако, аксайчане не ворчат на придорожную пыль, а открывают придорожные кафе для путников. Те, кто похитрее, эти кафе держат, те, кто попроще — работают там. Повара из придорожных кафе зарабатывают всего 7 тысяч, в то время как средний доход аксайчанина, по данным городской администрации, 23 тысячи 600 рублей. Почему работникам общепита платят так мало? Может быть, рассчитывают, что те будут кушать и приворовывать продукты? А может городская администрация что-то путает со средним заработком. Кухня в придорожных кафе самая разная, на любой вкус и кошелек. Самые изысканные блюда могут стоить до 500 рублей (зарплаты повара хватит, чтобы поесть аж 6 раз).

Зимний Аксай. Фото by Tatyana (https://fotki.yandex.ru/users/rabota-krd)

Название Аксай произошло от тюркского «Аксо» — белая вода. Город стоит на одноименной реке, в месте впадения ее в Дон. Первые поселения здесь появились еще до нашей эры. Аксай притягивает искателей приключений и древних цивилизаций. Например, на территории города находится Копиково городище, ему больше 3000 лет. Этот объект мог бы стать приманкой для тысяч туристов, но сейчас он представляет собой лишь разрытые холмы. И только человек с очень богатым воображением может представить, как 3 тысячи лет назад, здесь жили люди.

Сейчас люди в Аксае живут по-разному. Город состоит из двух частей – старой и новой. В одной находятся старые казачьи курени с видом на Дон и проселочными дорогами, ну а в новом Аксае – свежепостроенные высотки.

Когда-то Аксай вообще мог стать столицей Донского казачества, но городу было не суждено объединить под собой юг России. Несмотря на то, что это место никогда не затапливалось при розливе Дона, в отличие от Черкасска, столицу казаки передумали сюда переносить. Слишком близко Аксайская станица находилась к турецкой границе, где было достаточно неспокойно.

Сейчас городу до турецкой границы очень далеко. А там, где раньше готовили казаков, теперь находится ледовый дворец, построенный совсем недавно. Новая хоккейная школа подошла к вопросу кадров очень серьезно. Специально для маленьких хоккеистов был приглашен тренер из зарубежа, Владимир Гаврилов из Казахстана. Именно он сейчас растит новых Ковальчуков, Овечкиных и Малкиных. Дети, как в лучшие советские годы, занимаются хоккеем в Аксае совершенно бесплатно. На маленьких хоккеистов равняются и взрослые. В городе уже есть несколько любительских команд, которые по вечерам играют друг с другом.

Кроме хоккея аксайчане любят спускаться в подземелья, благо в окрестностях города их хватает. Любимое место ростовских сталкеров – Мухина балка. Здесь в середине прошлого века было вырыто убежище на случай ядерной войны, для штаба Северо-Кавказского Военного Округа. В аксайские подземелья регулярно ходят туристы. В свое время здесь искали скифское золото и монстра, который уничтожал домашний скот. Пока не нашли ничего. Согласно легенде, в 1953 году огромное чудище погубило отряд военных. Молодые люди спустились в подземелье на разведку и уже никогда не увидели белый свет. Документальных фактов существования чудовища нет, зато доподлинно известно, что раньше в подземельях собирались сатанисты, пока их оттуда пинками не выгнали сталкеры, и не разрушили их алтарь.

Аллея героев в Аксае. Фото Ларисы Авдониной (https://fotki.yandex.ru/users/avdonina-lara2014)

Из реальных ужасов, происходивших близ Аксая можно выделить историю убийства семьи спецназовца Дмитрия Чудакова. Его «Жигули» пятнадцатой модели с простреленными стеклами были обнаружены рано утром 8 июля 2009 г. на обочине трассы М-4 «Дон». Автомобиль расстреляли с двух сторон из «Сайги», а затем жену подполковника и двух его детей добили ножами. Возможно, семья военного стала жертвами банального ограбления. Может быть, боевому офицеру за что-то мстили. В остальном в городе достаточно спокойно. Даже межэтнических конфликтов между русскими и кавказцами нет.

Жилье в городе, для его размеров, достаточно дорогое. Квадратный метр стоит 38600 и дороже. Получается, что однокомнатная квартира стоит около двух миллионов рублей. Двухкомнатная — 2,5 миллиона рублей.

Особой работы в городе нет, много местных трудятся в Меге и Ашане. Еще больше жителей ездят на работу в Ростов-на-Дону. Маршрутка Аксай-Ростов-на-Дону стоит 17 рублей. Такая же ситуация и с учебой. В самом Аксае можно найти работу на стройке, поскольку строят и высотные дома, и коттеджи, и дачи.

Статус Аксая, как ростовского спальника, укрепляет и молодежь. Молодые люди поступают в ростовские ВУЗы, а в родной город ездят только по выходным, повидаться с родителями, да взять у них денег.

Кому может быть интересен Аксай для переезда? Пенсионерам из Ростова и людям, которым не хватает денег на недвижимость в областном центре.

Экономика и промышленность Аксая

В структуре экономики города 60% занимает оборот компаний на потребительском рынке, по 15% — строительство и промышленность, остальное – сельское хозяйство, транспорт и другие сферы.

80% промышленного производства представлено компаниями отрасли обработки, в основном – изделий из пластмассы и резины. 15% — предприятиями металлообработки и машиностроения, в основном занимающимися производством запасных частей для сельскохозяйственных машин и ремонтом судов. 10% промышленного оборота приходится на производство неметаллических минеральных продуктов.

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ a b c d e f g h Закон № 340-ZS
  2. ^ a b c d e f g h Энциклопедия Города России
    . Москва: Большая Российская Энциклопедия. 2003. с. 15. ISBN 5-7107-7399-9.
  3. ^ а б Федеральная служба государственной статистики (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [ Всероссийская перепись населения 2010 , т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    . Федеральная служба государственной статистики .
  4. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года» . Федеральная служба государственной статистики . Проверено 23 января 2021 года .
  5. ^ a b c d e Закон № 240-ZS
  6. «Об исчислении времени» . Официальный интернет-портал правовой информации
    . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2021 года .
  7. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. ( Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    почтовый Поиск объектов
    ) (на русском языке )

  8. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек» [Население России, ее федеральных округов, федеральных округов, округов, Городские поселения, сельские поселения — административные центры и сельские поселения с населением более 3000 человек] (XLS) .
    Всероссийская перепись населения 2002 года
    .
  9. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, отрицательных явлений, городских поселений и сёл-райцентров» [Всесоюзная перепись населения 1989 года: нынешнее население союзных и автономных республик, Автономные области и округа, края, области, районы, городские поселки и села, выполняющие функции районных административных центров. Всесоюзная перепись населения 1989 года [Всесоюзная перепись населения 1989 года]
    . Институт демографии национального исследовательского университета: Высшая школа экономики [Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики]. 1989 — через
    Demoscope Weekly
    .
  10. Достопримечательности Аксая

Ростов-на-Дону — лидер региона по населению

Ростов-на-Дону является столицей Ростовской области, ее научным, образовательным, финансовым, индустриальным центром. Также это важнейший транспортный узел. Это единственный мегаполис на территории региона, с большим отрывом опережающий все остальные населенные пункты. С численностью населения 1 130 305 человек он вышел на 10-е место по России. По составу агломерации он является 4-ым по стране (2 160 000 горожан). Ростов-на-Дону имеет очень важное значение в экономической и культурной жизни страны. Его неофициальные названия: Ростов-папа, Ворота Кавказа, Донская столица.

Географически Ростов находится на берегах крупной реки Дон, протекающей по европейской части РФ. Она делит мегаполис на две части. Неподалеку от него располагаются Аксай (135 000 жителей) и Батайск (около 250 000). На данный момент ситуация такова, что они почти сливаются в единый конгломерат. Города имеют сильные экономические, транспортные связи. Расстояние между ними сократилось до шаговой доступности. Самая короткая дистанция между сооружениями Ростова и Аксая составляет 34 метра. После поглощения мегаполисом своих спутников и юридического признания этого факта, мегаполис выйдет на 3-е место по стране.

Ростов-на-Дону был основан как таможенный пункт императорским указом (1749 год). Выгодное географическое положение способствовало созданию торговых путей через Ростов. Его порт имел важное значение, отсюда осуществлялась торговля со странами Средиземноморья. Город стал быстро разрастаться, богатеть. Кроме купцов, сюда стекалось множество людей для работы в порту и на предприятиях. Сейчас Ростов-на-Дону — один из самых богатых и экономически благополучных населенных пунктов, расположенных на юге страны. Здесь сосредоточены крупнейшие производства различных направлений. Самые важные из них:

  • «Ростсельмаш» — известный производитель зерноуборочной спецтехники. Ему принадлежит до 60% российского рынка;
  • «Роствертол» — авиастроительная — самый большой производитель сигарет в РФ;
  • «Глория джинс» — крупнейшая фабрика по пошиву одежды, федеральная сеть розничных магазинов;
  • ТагАз — автомобильный — изготовитель, поставщик подсолнечного масла.

На территории Ростова действует множество российских и иностранных банков. Здесь сосредоточены федеральные торговые сети, дающие огромный товарооборот (Магнит, Спортмастер, Техносила и другие). Предприятия обеспечивают работой все население мегаполиса. Уровень безработицы тут крайне низкий. Средняя заработная плата выше, чем в целом по России. Ростов-на-Дону имеет морской, речной порты, международный аэропорт, сеть железнодорожных, автобусных магистралей. Действуют троллейбусные, трамвайные маршруты, электрички. Из-за большого количества транспортных средств периодически возникают дорожные заторы. Власти города планируют строительство метрополитена, системы скоростных трамваев с целью разгрузки транспортных сетей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]