Портал органов государственной власти Ярославской области

Историческое и культурное значение Ярославля

Ярославль в 1731 г. — лес храмов

Еще в XI веке здесь, в месте слияния Волги и Котросли, была построена крепость для защиты подступов к Ростову Великому. Древние стены Спасского монастыря были свидетелями самоотверженных и жестоких битв русского народа с ордынскими захватчиками. В этот город стекалось для освобождения Москвы ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле был найден один из списком жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». С именем этого города на великой русской реке Волге связаны многие факты биографии, творчества выдающихся деятелей русской культуры: основателя первого в России общедоступного национального театра – актера, режиссера и драматурга Ф. Г. Волкова, дорогого русскому сердцу народного поэта Н. А. Некрасова, поэта-демократа Л. Н. Трефолева, скульптора А. М. Опекушина, певца Л. В. Собинова, художника А. И. Саврасова. Велика роль города и в жизни России. Для рассказа об истории возникновения города, происхождения его названия нам нужно заглянуть в далекое прошлое страны, приоткрыть его страницы, где летописные свидетельства соседствуют с большим количеством народных преданий и легенд.

Набережные Волги и Которосли

От Стрелки вдоль Волги раскинулась трехкилометровая Набережная. Она двухъярусная и очень уютная: многочисленные скамейки, раскидистые старые деревья и на каждом шагу замечательные виды на Волгу и противоположный берег. Это главный променад города.

Перпендикулярно ей находится Набережная реки Которосли, которая расположилось между Волжской Набережной и Толбухинским мостом. Эта прогулочная зона менее обустроена, чем первая. Зато здесь очень уютно и спокойно.

На Набережных вы найдете многие другие достопримечательности Ярославля.


Набережная Волги в Ярославле

История возникновения Ярославля


Ярославль. Вид на Коровники, слияние рек Волги и Которостли. Старая открытка

Древний Ярославль начинается с того места. Которое и по сей день именуется Стрелкой. Нарицательное слово стрелка часто встречается в русской топонимии. Так принято называть мыс, длинную косу при слиянии двух рек (см. Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959, с. 211). Именно на стрелке, образованной впадением реки Которосль в Волгу, а также рукавом Которосли, проходившим по дну Медведицкого оврага (запомним это название, нам еще предстоит к нему вернуться), возникло древнейшее поселение людей. В ходе археологических раскопок на Стрелке были обнаружены следы древнего мерянского селения. С этими длинными перекликается одно из преданий о возниковении города Ярославля. Оно дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского – так называемое «Сказание о построении града Ярославля». Вот что там сказано: «В области Ростовстей, при брезе реки Волги и Которосли, лежащее некое место, нам нем же последи создася славный град Ярославль… И сие бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же населеницы человецы поганые веры – языцы, зли сущее» (см. Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Ярославль, 1877, с. 6).

Предыстория

На основании проведенных археологических раскопок можно утверждать, что на территории современного Ярославля существовало древнейшее поселение, датируемое I тысячелетием до нашей эры — эпоха начала железного века. Но на этом месте существовали и более ранние поселения, которые относят к III-V векам. Основание города Ярославля – X-XI век, до этого момента Поволжье населяли фино-угорские народности. Постепенное переселение славян на данную территорию начинается с VIII-IX веков. При этом многие археологи подчеркивают, что колонизация прошла без насилия. Славяне мирно сосуществовали с народом меря, и в течение некоторого времени племена практически соединились. В год основания Ярославля берега Волги были достаточно густо населены, имеются сведения о нескольких поселках, жители которых занимались рыболовством и ремеслами.

Легенда о возникновении города Ярославль

Медвежий угол… Овраг Медведица (или Медвидицкий овраг)… Медведь на гербе Ярославля… Да, «хозяин лесов» — одно из главных действующих лиц в легенде о возниковении города. Обратимся вновь к тексту «Сказания…». Когда Ярослав Мудрый после установления дания, взимавшейся с жителей Медвежьего угла, снова приехал из Ростова в эти места, жители «напусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним». Однако, Ярослав «секирою своей победи зверя», и жители «ужасеся и падоша ниц князю». Кто же этот таинственный лютый зверь? Очевидно, действительно медведь, причем для жителей селения не просто лесной зверь, а зверь культовый, священный, особо почитавшийся. Любопытно, что в предании зверь не называется. Известно, что у многих народов (в Сибири, в частности), в среде которых был распространен культ медведя, существовало табу – запрет называть зверя, если так можно выразиться, по имени). О медведе говорили «хозяин, «зверь», «старик» (кое-где отголоски этого явления встречаются и по сей день, разумеется, лишь в форме народных традиций). Между прочим, и мы с вами, не подозревая того, называем хозяина леса весьма уклончиво – медведем, т.е. «едящим мед, медоедом». Это общее для всех славян эвфемистическое слово (слово-заместитель, более мягкое, употребляющееся по ряду причин вместо основного) заменило исконное индоевропейское название медведя, которое сохранилось в санскрите, греческом, латинском языках. Общеславянское медведь образовано сложением двух основ без соединительной гласной: именно меду- и глагольной -есть, где конечный гласный основы перед е изменился в в (см. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь, с. 260). Не случайны кроме названных и другие эвфемистические именования медведя у русских типа космач, лесник, костоправ, Мишка, Потапыч, Михайла Иваныч, Топтыгин.

Церковь Спаса на Городу

Церковь Спаса на Городу была закрыта в 1929. И лишь в 2003 — храм передали в ведение Русской Православной Церкви. В этом же году накануне престольного праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил в летней церкви первую литургию.

Посмотреть на каменную красоту, меняющую виды с каждой стороны (архитектура церкви несимметрична), построенную сложным образом, но поразительно гармоничным, можно на набережной Которосли.

Медвежий угол в Ярославле


Ярославль. Берег реги Волги. Стрелка. Старая открытка

Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале (См., например: Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. – Материалы и исследования по археологии, № 6. М.-Л., 1941). Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и городище на ней, носящее имя «Город Медведь». Все это помогает понять тот ужас, который охватил жителей Медвежьего угла при гибели священного зверя. Сказание о подвиге Ярослава Мудрого в той или иной форме бытовало, по-видимому, и в древние времена. Именно поэтому легенда нашла свое отражение в старинном гербе Ярославля, несмотря на то, что самое раннее его изображение относится к XVIIв.: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке». Конечно же князь Ярослав не довольствовался одной лишь победой над символом местной самостоятельности. Стремясь закрепиться на водном пути из Ростова в Волгу, он основал город «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное», т.е. на современной Стрелке, которая в плане напоминала равносторонний треугольник.

События 1024 года в истории города Ярославля

Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).

Дата основания города Ярославля

Существует и другая точка зрения, также имеющая аргументацию. По мнению ряда исследователей, Ярославль мог быть основан не позднее 1010 года (См. Мейрович М.Г. Когда был основан Ярославль. Ярославль, 1959). Сказание прямо относит события в селении Медвежий Угол ко времени, когда Ярослав был ростовским князем. Именно укреплением княжеской власти в далекой Ростовской земле могло быть продиктовано основание крепости в устье судоходной Которосли. Вот что писал в связи с этим академик М. Н. Тихомиров: «По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешел в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем, связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль связана с Ростовским озером. Построение Ярославля имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 года» (См. Тихомиров М.Н. Древнерусские города, с. 415-416).

Первое упоминание в летописи о городе Ярославль

Первое упоминание города в летописи относится к немного более позднему времени – к 1071 г. В это время на северо-востоке Руси, на берегах Волги, вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили волхвы. Летопись сохранила подробный рассказ о восстании крестян-смердов, во главе которого встали «два волхва от Ярославля». Восстание было жестоко подавлено княжеской дружиной. Вот те строки из летописи, где мы впервые находим упоминание Ярославля: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встата два волхва от Ярославля… и убивашета многы жены, именье их оптимашета себе» (См. Полное собрание русских летописей, т. 1, с. 75).

Музей-театр «Алёшино подворье»

Музей уникален благодаря двум факторам — в центре туристического комплекса расположилась добротная русская изба «Алеша Попович Двор», а экскурсия в музей дарит чувство волшебства и сказки. Взрослые и дети попадают в старорусские времена, где хозяева поведают о том, как им живется на Древней Руси.

Небольшое пространство впитало в себя фольклор, русские традиции и современные технологии, музейные и театральные элементы. Гостей ждёт встреча с давно знакомыми сказочными героями. Веселый Алёша Попович забавляет гостей прибаутками и увлекательными рассказами. А красивая Любава ухаживает за посетителями и одаривает их презентами.

Топонимика и структура названия города Ярославля

Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j-. Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j- унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта –j-, поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.

Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город


Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).

Планетарий им. В. Терешковой

В первую очередь функция центра образовательная, однако вместе с тем это любимое место для семейного отдыха. Предыдущий планетарий в Ярославле был открыт в 1948 году в здании Покрово-Богородицы Казанского женского монастыря.

В его состав входят: современный планетарий с трёхмерной компьютерной визуализацией, экспозиционно-выстовочный зал «История космонавтики», обсерватория, познавательно-развлекательный комплекс.

Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика


Ярославль — дворянская улица. Старая открытка.

Рассказывая о Ярославле, история названия города, городских топонимах и географических названиях в его окрестностях, нельзя не обратить внимание на один факт. Ярославль – один из древнейших русских городов с богатой, многовековой историей, с характерными природными особенностями. Однако, взглянув на современную карту Ярославля, вы не найдете на ней достаточного количества старых и образных старинных наименований, возникших в прежние столетия или данных в память о прошедшем (как, например, в Москве). Внутригородская топонимия Ярославля носит в основном современный характер: Народный переулок, Советский переулок, Революционная, Первомайская, Депутатская, Большая Октябрьская, Школьная, Кооперативная улицы, улица Свободы, Республиканская улица, площадь Труда, Малая Пролетарская и Малая Химическая улицы. В Ярославле есть и такие названия, которые несут в себе лингвоисторическую информацию, непосредственно связанную с более ранней историей города: улицы Некрасова, улица Городской Вал, Мельничный переулок, Ямская улица, улица Матросский Спуск, Суздальская улица и другие. Стандартизация внутригородской топонимии – явление широко распространенное, это особенно обращает на себя внимание в старинных русских городах. На наш взгляд, вопрос о наименованиях и переименованиях улиц, площадей и т.п. в таких города и поселках нуждается в серьезном анализе. Возможно, следует ускорить работу над официальным документом, регламентирующим присвоение новых названий внутригородским объектам (существующие инструкции касаются лишь названий самих населенных пунктов и иных географических объектов). В работе над таким документом (и приложением к нему) могли бы более продуктивно участвовать и языковеды, историки, географы.

Современный город

В настоящее время Ярославль считается третьим по величине городом центральной части России. По последним данным его население превышает 600000 человек. Параллельно с наиболее доходными видами деятельности (туризмом и торговлей) в городе существует развитая промышленность, транспортная сеть и жилищно-коммунальное хозяйство. При широких возможностях современной логистики (развитая железнодорожная сеть, воздушные пути) Волга остается востребованной транспортной артерией, грузовые и пассажирские перевозки осуществляются на базе речного порта города Ярославля. На должном уровне находится наука, результаты исследований нескольких проектных институтов внедряются в промышленные производства. За счет развитого промышленного сектора основываются новые предприятия с привлечением зарубежных инвестиций. Ярославль продолжает расти и совершенствоваться, не забывая о своем великом прошлом и бережно его храня.

Поэт Трефолев и улица его имени в Ярославле

Есть на карте Ярославля улица Трефолева. В ее названии ярославцы увековечили память о своем земляке поэте-демократе Л.Н. Трефолеве (1843-1905); поэт жил на этой улице. Трефолев был и хорошим переводчиком, редактором, историком родного края. Поэт свято верил в прекрасный завтрашний день родины. Об этом свидетельствуют хотя бы такие строки, вышедшие из-под его пера: Век жестокий, век проклятый Я едва ль переживу, Я чудесный век двадцатый Не увижу наяву. Многие стихотворения Л. Н. Трефолева благодаря напевности, простому и образному языку превратились в народные песни. Таковы, например, «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике» и «Когда я на почте служил ямщиком» (это было поэтическое переложение Трефолевым стихотворения польского поэта Владислава Сырокомли «Ямщик»).

Ярославль — родина Некрасова


Ярославль. Некрасовский бульвар. Старая открытка

И в первую же очередь Ярославль литературный, Ярославль поэтический – это Некрасов. Ярославщина по сути стала родиной великого русского поэта. Трехлетним ребенком он был привезен в родовое имение отца – село Грешнево (ныне Некрасово), неподалеку от Ярославля. В одиннадцатилетнем возрасте Некрасов поступил в ярославскую гимназию. И в зрелые годы поэт не порывал связей с Ярославским краем. Он часто приезжал на лето в Грешнево, а в 1861 г. приобрел усадьбу в селе Карабиха. О Карабихе следует рассказать подробнее… Это простое русское название прочно вошло в историю русской литературы. Здесь Николай Алексеевич Некрасов на протяжении почти четырнадцати лет ежегодно жил по нескольку месяцев, создавая свои лучшие произведения. Здесь поэтом были написаны поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», стихотворения «Возвращение», «Калистрат» и другие. На ярославской земле Некрасов черпал вдохновение, собирал материал для многих своих произведений. Не случайно именно к этому краю обращены взволнованные некрасовские строки: Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом! У людей, приезжающих в Карабиху, в Дом-музей Н.А. Некрасова, знакомящихся с его биографией и историей творчества, нередко возникает вопрос: «Какова история этого места России? Откуда ведет свое происхождение название села и усадьбы?» Ответить на этот вопрос можно и должно. Местность, в которой расположена Карабиха, связана с рядом исторических событий. Так, в период междоусобной войны во второй четверти XV в. здесь происходили сражения между войсками московского князя Василия Темного и его соперника – галицкого князя Дмитрия Шемяки в борьбе за великое княжение. Войска Шемяки потерпели сокуршительное поражение в 1435 году в битве близ Карабитовой горы. Так называется возвышенность подле Карабихи. Народное предание сохранило память о сражении, истолковывая значение названия горы как словосочетание «кара бе там». В основу названия населенного пункта и горы легло, по-видимому, диалектное русское слово карабить, означающее «боронить пашню» (См. Даль В.И. Толковый словарь…, т. 2, с. 89).

Исторические события и Спасо-Преображенский монастырь Ярославля


Спасо-Преображенский монастырь в начале XVII века (рисунок современного художника)

Для историков русской литературы, как и для любого русского человека, имя города Ярославля связывается еще с одним важным фактом. В начале главы мы упомянули, что Спасо-Преображенский монастырь в этом городе на Волге – один из древнейших русских монастырей. Многим известен Спасский монастырь в отечественной истории. Хотя бы тем, что здесь было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище, имевшее крупную по тому времени библиотеку из тысячи рукописных книг. Или тем, что за его стенами нашел укрытие Иван Грозный, когда в 1571 г. войска крымского хана Девлет-Гирея подошли к Москве. Или тем, что стены монастыря выдержали 23-дневную осаду весной 1609 г., в период борьбы с польскими интервентами. А 27 июля 1612 года от стен Спасского монастыря уходило народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на решающую битву с врагами, засевшими в Москве. Но все же один факт из истории Спасского монастыря особенно нам дорог. В ризнице монастыря хранился единственный список замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». В 1795 году граф А. И. Мусин-Пушкин купил у бывшего архимандрита Иоиля Быковского ряд ценных рукописей. Среди них известный коллекционер и обнаружил список «Слова»… Мы уже упомянули о библиотеке духовного училища в Спасском монастыре. В 1214 году училище и библиотека были переведены в Ростов. К великому прискорбию, сокровища библиотеки сгорели во время одного из ростовских пожаров. Не исключено, что именно в библиотеке духовного училища хранилась древняя рукопись «Слова о полку Игореве», с которой в XVIв. был сделан список, приобретенный впоследствии Мусиным-Пушкиным.

LiveInternetLiveInternet

МосквичкаЛ_-_Марта

все записи автора В восьмёрку основных городов Золотого Кольца России включён один из древнейших городов — Ярославль. Город был заложен Ярославом Мудрым предположительно в 998-1010 годах. В то время Князь Ярослав Мудрый владел Ростовским престолом и прилагал немало усилий для процветания и спокойствия своих владений.

Памятник Ярославу Мудрому, Ярославль, фото: 2do2go.ru

Места, где расположен нынешний город, Ярославль, принадлежали языческим финно-угорским племенам, не желавшим подчинятся Ярославу и платить дань Ростову. Существует легенда, что язычники, почитавшие медведя своим покровителем, натравили медведицу на Князя. Ярослав смог справится со зверем и язычникам не оставалось ничего другого, как покорится. Любопытный факт — на гербе города Ярославля, утвержденном в 1778 году, изображено именно это животное — медведь, держащий в левой лапе золотую секиру. Древний герб напоминает о том, что город Ярослава Мудрого был основан на месте древнего языческого поселения «Медвежий Угол».

Впервые в летописях того времени Ярославль упоминается в 1071. Из-за неурожая волхвы подняли восстание. Было убито немало православных. Эти трагические события стали первой записью о городе.

В 1210 году в Ярославле появляются первые каменные постройки, а к 1218 он становится одним из самых больших городов тогдашней Руси и самостоятельным, независимым ни от кого, княжеством. К этому времени город Ярославль уже славится и как культурный центр. В городе было около двух десятков православных храмов (сгоревших при пожаре в 1221 г.).

В Спасском монастыре открыто единственное, пока, на всё Поволжье училище. При Спасском же монастыре создается библиотека, включающая в себя 14 пергаментных рукописей и список, единственный в своем роде, «Слово о полку Игореве». Создателем библиотеки считают Константина Всеволодовича (1205-1207 — князь Новгородский, 1207-1216 — князь Ростовский, 1216-1218 Великий князь Владимирский), любителя и знатока древних книг. В городе развито ремесло и торговля, что немаловажно для процветания Ярославля.

Во время нашествия татаро-монгол Ярославские князья пытались, как могли, спасти город. Прибегали к дипломатии, платили дань и, конечно принимали бой. Битва на берегах реки Сити 1238 г., на Туговой горе в 1257 г., Куликовская битва в 1380 — это малая часть, где участвовали дружины Ярославля за почти 300-летнее иго.

Поле Куликово. Стояние на костях. Художник П. Рыженко, Ярославль

В 1463 году, после распада из-за междоусобиц местных князей, не сумевших поделить власть, город присоединяют к Москве.

В 1555 г. была основана Московская компания (существовала до 1917 г.), организовавшая английско-русскую торговлю через Архангельск. И Ярославль становится крупнейшим центром транзитной торговли по реке Волга.

Важную роль Ярославль сыграл и в Смутные времена (1598-1613). Лжедмитрии сменяют один другого, бояре не могут поделить власть, а польские интервенты хозяйничали в Московском кремле. Ярославцы присоединяются к первому ополчению. Но попытка освободить Москву в 1611 году не приводит к успеху. Второе ополчение в 1612 году достигает цели — Московский кремль освобождён.

После Смуты Ярославль отошёл довольно быстро. Город занимает второе место по величине и третье по товарообороту в России. Осваиваются и застраиваются земли в междуречье Которосли и Волги. В 16-17 веках — земли за Которослью.

17 век считают веком храмового строительства для Ярославля. К этому времени город становится вторым по численности населения в России, особенно мастеровых людей. В 17 в. было построено 3 монастыря и около 60 храмов.

Спасо-Преображенский монастырь, Ярославль, фото: september-t.ru

При Петре I Ярославль перестал иметь значение второго города в государстве.

Купцы разоряются, но на смену торговле приходит развитие промышленности. В 1722 году построена первая в стране полотняная мануфактура. К 1771 году число крупных промышленных предприятий доходит до 11.

В 1718 году открывается цифирная школа, а через 30 лет — Ярославская духовная семинария при Спасском монастыре. А в 1750 году Ф.Г. Волковым в Ярославле был основан общедоступный театр, первый в России! Правда, через два года он переехал в Санкт-Петербург.

Ни одно трагическое событие России не обошли город. Но Ярославль, несмотря на трудности, продолжал расти и развиваться. В 19-ом столетии появляется водопровод, первая электростанция и электрическое освещение, телефонная связь с Москвой. Построена железная дорога, напрямую связавшая Ярославль с Москвой, Санкт-Петербургом и Костромой.

Ярославль, 19 век

В 20-ом веке открывается Пушкинская библиотека, Ярославский учительский институт, и первый в городе синематограф.

К этому времени довольно сильно развита промышленность — 50 предприятий: лесопильные, столярные, спичечные, водочные, колокольные и т.д. Но промышленное развитие не помешала стать Ярославлю красивейшим из городов Поволжья, каким он остается и сейчас.

Множество Музеев, Храмов, Монастырей, Памятников истории и культуры оставляют незабываемые впечатления от встречи с Ярославлем.

Интересные факты об Ярославле

№1. Ярославль считается первым христианским городом на Волге.

№2. В Ярославле в годы советской власти был получен первый в мире синтетический каучук.

№3. Мировую славу Ярославлю принес полет в космос 16 июня 1963 года первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой. В народе прочно закрепилось упоминание именно Ярославля, правда — это не совсем так. Валентина Владимировна родилась в деревне Большое Масленниково, Тутаевский район, Ярославская область. Но лавры достались городу, а не деревне.

В благотворительной поездке по Ярославской области, 1999 г

№4. Исторический центр Ярославля находится под защитой ЮНЕСКО.

№5. Забавный факт. Ярославская областная газета «Северный край» впервые появилась в 1898 году, а в 1905 её закрыли за оппозиционные публикации и критику властей. Однако коллектив газеты продолжал её выпуск, постоянно меняя её названия, в которых почти всегда сохранялось слово «Северный»: «Северная газета», «Северная молва», «Северные вести» и т.д. — всего за 4 года было сменено 42 названия.

№6. Для Ярославля одним из самых главных исторических памятников архитектуры является Спасо-Преображенский собор. Значение его, примерно такое же, как для Москвы — Кремль.

№7. В конце XVI века мученическую кончину на Ярославской земле принял последний представитель рода Рюриковичей — святой благоверный царевич Димитрий Угличский — младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены (незаконной)… Царевич прожил всего 8 лет. Сегодня — это один из самых почитаемых русских святых. Причина смерти была более чем загадочна. По одной версии он был зарезан мятежниками, по другой версии — погиб в результате несчастного случая, играя со сверстниками в «ножички»…

С его трагической гибелью связан еще один любопытный факт: возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, якобы растерзала предполагаемых убийц царевича. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что основанный Пелымский острог. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».

№8. В 1918 году в городе вспыхнуло крупное восстание против советской власти. Восстание было подавлено, но за две недели немалая часть Ярославля буквально превратилась в руины. По некоторым данным во время подавления мятежа унесли жизни половина населения Ярославля, более 2000 жилых домов и несколько крупных предприятий подверглись разрушению.

№9. Пошехонский сыр. Имя небольшого города Пошехонье в северной части области навсегда увековечено в названии одноименного сыра. Когда-то здесь существовало сыроваренное производство, где и родился уникальный рецепт молочного продукта из Пошехонья.

№10. Немало святых были уроженцами Ярославской земли. Среди них благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Вырицкий, праведный воин Феодор Ушаков.

№11. Рыбинское водохранилище, которое в конце 30-х годов XX века планировалось как самое большое в мире искусственное озеро, образовано водонапорными сооружениями гидроузла, расположенного в северной части города Рыбинска Ярославской области.

Рыбинское водохранилище, фото: vodabereg.ru, Ярославль

Когда-то на месте Рыбинского водохранилища уже было ледниковое озеро. С изменениями климата одно постепенно обмелело, образовав десятки тысяч гектаров заливных лугов. Потерю богатых пастбищ до сих пор вменяют в вину авторам плана по организации водохранилища, равно как уничтожение около 700 деревень, 250 тысяч гектаров лесов и древнего города Мологи. Но тогда электричество для столицы и развитие торговых путей в рамках проекта «Большая Волга» были важнее.

В 1941-м стартовало заполнение водохранилища. Запуск Рыбинской ГЭС оказался как нельзя кстати: в течение военных лет электростанция мощностью 330 МВт обеспечивала значительную часть потребностей Москвы. Из-за этого водоем удалось полностью заполнить лишь в 1947 году.

В итоге площадь водохранилища составила 4580 кв. км. Для сравнения площадь самого большого в России искусственного водоема – 6500 кв. км (Куйбышевское). Средняя глубина водохранилища составляет 5,6 м, максимальна – около 30, что делает его привлекательной акваторией для яхтенных походов. В длину Рыбинское растянулось на 172 км, максимальная ширина доходит до 56 км.

№12. Приглядитесь к 1000 рублевой купюре более внимательно. Здесь столько всего интересного.

Ярославль на 1000-ой купюре

Здесь и основатель города — Ярослав Мудрый, и медведь — герб города, и Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря (В 1517 году, тогда же, когда возводился Спасо-Преображенский собор, создавалась и первая из башен каменной стены одноименного монастыря – Святые врата, обращенные к набережной речки Которосль и являющиеся самым мощным монастырским бастионом). На купюре также есть знаменитая белоснежная часовня Спасо-Преображенского собора. Даже береза у часовни нашла свое место на купюре.

Казанской иконы Божией Матери часовня. Ярославль, Которосльская набережная, фото: russian-church.ru

Часовня Казанской Богоматери имеет весьма неоднозначную форму ракеты. Может внешний вид связан с В. Терешковой? А может и с бывшим мэром Москвы — Ю. Лужковым, по инициативе которого и появилась Часовня в Ярославле? Если это так, тогда в форме «памятника» отчетливо можно увидеть вытянутую вверх букву «Л»… Хотя, первая версия более правдоподобна.

Это памятник событиям прошлого. Как было упомянуто выше, в далеком XVII веке, в Смутное время, в Ярославль пришло ополчение Минина и Пожарского. Здесь, в городе, был создан «Совет всея земли», и Ярославль на несколько месяцев выполнял функции столицы Русского государства. Штаб ополчения находился в Спасо-Преображенском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря через его Святые ворота ополчение двинулось на Москву. 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от интервентов. Часовня Казанской Божьей Матери была сооружена в честь 385-летия выхода ополчения на Москву.

Часовня расположена на набережной реки Которосль перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря. Это сооружение в форме ракеты с витражной перегородкой. В часовне есть в виде витража изображение иконы Казанской Божьей матери, покровительницы русского воинства. На плите начертаны слова: «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». Архитектор Г. Л. Дайнов.

4 ноября в День народного единства в Ярославле от стен Казанского монастыря к часовне совершается большой крестный ход. К стенам часовни возлагают цветы в память о героях 1612 года, освободивших Москву от иноземцев.

На обратной стороне купюры можно увидеть церковь Иоанна Предтечи. Вот как она выглядела на рубеже XIX-XX веков:

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

Внешний вид ее отличает от остальных почти сразу. Во-первых, она не белокаменная. Во-вторых, количество куполов — всего их 15. В-третьих, по количеству сюжетных картин, которых в храме более 500, храм не имеет себе равных в мире.

Строилась церковь с 1671 по 1687 год в Толчковской слободе, на правом берегу Которосли. Интересно, что храм строился целых 16 лет, а был расписан всего лишь за один год – с 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года.

Нередко в описании этого выдающегося исторического памятника архитектуры, можно встретить следующие эпитеты: «выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм!

Это интересно: эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посетил цесаревич Николай Александрович , а цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, увидев храм только снаружи, просил прислать его описание. Убранством церкви любовались великие князья Алексей Александрович, Сергей Максимилианович, Константин Константинович, который посещал ее дважды. Сюда приезжал великий князь Сергей Александрович со своей супругой Елизаветой Федоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью. А сколько архиереев и государственных деятелей! А как она была любима народом! Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888).

Удивительно, насколько трепетно правители в Царской России относились к церковной жизни, и насколько безрассудно и анархично большевики в первые десятилетия Советской России. Финансирование, ремонт и уход за этим храмом (как и за всеми церквями на территории России) прекратилось с момента свержения царской власти. А до этого момента здесь кипела жизнь и творились богоугодные дела. Вот несколько примеров:

С самого начала существования храма при нем была организована богадельня, что было принято почти повсеместно в те времена. 40 человек бедных и убогих находили в ней пристанище.

В.В. Верещагин. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. 1888 г. Ярославль.

В 1879 году по желанию прихожан было открыто приходское попечительство, в деятельность которого входила выдача денежных пособий бедным прихожанам, преимущественно вдовам и сиротам. Его же усилиями в 1885 году была устроена одноклассная церковно-приходская школа.

В 1896 году здание школы было расширено, и школа была преобразована в двухклассную женскую. При ней был открыт приют для девочек, женская мастерская – белошвейная и прачечная. Позже был выстроен новый двухэтажный дом, в котором разместился приют для 35 девочек и школа для 200 обучающихся.

В 1891 году при церкви был образован женский благотворительный кружок, усилиями которого открылась школа грамоты при фабрике Ярославской большой мануфактуры, где обучалось 400 девочек.

17 мая 1892 года при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной.

С 1898 года при настоятеле Феодоре Успенском начинается издание уникального ежемесячного журнала «Приходская жизнь», едва ли не единственного журнала такого рода, издаваемого в провинции.

Интересно, что журнал с тем же названием, да наверно и с такими же задачами, продолжил свою жизнь в далекой Америке, в Вашингтоне, при приходе Иоанна Предтечи, основанном в 1949 году святителем Иоанном, архиепископом Шанхайским и Сан-Францисским. Позже, в 1958 году, был построен и храм в честь этого праздника, выполненный в ярославском стиле XVII века, наверно единственный такой на американском континенте.

Вот такая насыщенная и плодотворная работа велась при этой замечательной церкви. Что же стало с храмом после революции?

После революции в ноябре 1929 года зимняя церковь Вознесения была передана под заводскую столовую, а в начале 1950-х годов снесена. В январе 1933 года Предтеченскую церковь передали в ведение Ярославского музея. Община Предтеченской церкви была упразднена в мае 1935 года. В 1936 году включил здание храма в свою территорию. В нем устроили склад для зерна, а галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислот, карбида. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу. Правда, благодаря вмешательству Главнауки, удалось приостановить варварское использование храма как склада…

Вот так — всего одна купюра, а столько всего интересного.

№13. Последний факт, не менее интересный. Знали ли вы, что столицей «Золотого кольца» является именно Ярославль?

В декабре 2021 года Ярославлю передан патент Федеральной службы по интеллектуальной собственности на исключительные права на товарный знак «Ярославль — столица «Золотого кольца».

По информации правительства Ярославской области, за звание столицы известного турмаршрута боролись несколько старейших городов страны, но высокий статус получил именно Ярославль. Город входит в пятерку наиболее посещаемых туристами территорий, занимает 3 — 4-е места по приему гостей после Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Владимирской областей. Всего же на территории Ярославской области находятся три города, входящие в классическое «Золотое кольцо»: Ярославль, Переславль-Залесский и Ростов.

https://moiarussia.ru

А.К. Саврасов и Ярославль

С Ярославлем связано немало примечательных фактов из биографии, творчества многих выдающихся деятелей русской культуры. Вероятно, не многим известно, что в Ярославле, на Волге, большой художник Алексей Кондратьевич Саврасов работал над картиной «Грачи прилетели» (и над многими другими полотнами). Казалось бы немного времени провел А. К. Саврасов в Ярославле – всего несколько зимних и весенних месяцев 1870-1871 гг. Но для художника этот период в творчестве был очень плодотворным. Здесь он написал известные картины «Волга», «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге». Здесь он создал несколько этюдов «Грачей». Анализ этюдов показывает, что А. К. Саврасов долго искал самое верное композиционное и цветовое решение картины. Один из первых этюдов написан на тогдашней окраине Ярославля, именовавшейся Вспольем. Фоном для дерева с гнездящимися грачами служила Владимирская церковь. Оно имело значение «край поля» и «открытое место перед стенами города, поселения». Во втором значении слово всполье неоднократно встречается в памятниках письменности. Например: «А те б люди Салтыков или Луквица… со всеми людьми, которых с ними пошлют, выехав за город, стояли на всполье, где пригоже» (1517 г.) (Цит. По: Словарь русского языка XI-XVIIвв., вып. З. М., 1976, с. 144-145). Слово всполье упомянуто и в словаре В. И. Даля: «Всполье – край, окраина, начало; выгон, место вокруг околицы» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 1, с. 269)

Битва ярославцев с татарами на Туговой горе


Ярославль. Тугова гора. Старая открытка

Приоткроем еще несколько страницы историко-топонимического прошлого Ярославля. Гроза ордынского нашествия не обошла и северного Ярославского княжества. Город был сожжен, а первый ярославский князь Всеволод погиб в неудачной для русских битве на реке Сити. Однако Ярославль не смирился. В 1257 г. горожане подняли восстание. Согласно преданию, ярославцы во главе с князем Константином встретили татарский отряд за Которослью, на небольшой возвышенности, получившей впоследствии название Туговой горы. Хотя ярославцы бились храбро, и на сей раз силы оказались неравны. Павшие русские воины были похоронены здесь же, на Туговой горе. Впоследствии народная молва стала связывать наименование горы именно с этим событием. Согласно легенде, на холм долго еще приходили женщины, чтобы «тужить» по павшим, оплакивать их. «Туда-печаль» якобы и стала основной названия. Думается все же, что данное предание – позднейший домысел. Летописи умалчивают о битве ярославцев с татарами, да и само княжение Константина в Ярославле устанавливается лишь косвенным путем. Более вероятно другое. Можно попробовать объяснить название Туговой горы через данные о погребальном обряде поволжских финских племен. Ивзестно, что у ряда этих племен умерших зимой не хоронили, а подвешивали на деревьях. Об этом нам известно, в частности, и из фолклорного мтаерила. В мордовской песне умирающая девушка просит родных: Не хороните меня, матушка, на кладбище, Похороните меня, матушка, около большой дороги, Около большой дороги, на старом дубе… (См. Шахматов А. Мардовский этнографический сборник. СПб., 1910, с. 193, 436, 448) Есть и иные свидетельства. Весной умерших снимали и закапывали тут же, под деревьями. Родственники должны были в течении трех дней плакать над могилой. Место же совершения этого обряда именовалось «горой плача». Известно, что на Туговой горе в течении долгого времени существовало кладбище. Возникает естественный вопрос: а не связано ли наименование горы с этим древним погребальным обрядом? Однако пока это не более чем предположение.

Ярославль и Емельян Михайлович Ярославский

Топоним Ярославль сам послужил основой для возникновения некоторых имен собственных. К их числу относится, например, псевдоним Ярославский. Емельян Михайлович Ярославский (М.И. Губельман) (1878-1943) – советский государственный и партийный деятель, академик АН СССР, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Москве. В современном Ярославле именем Емельяна Ярославского названа бывшая Федоровская улица – одна из главных магистралей нынешнего Красноперекопского района города. Район же был назван по одному из самых больших предприятий Ярославля – комбинату технических тканей «Красный Перекоп». Свою историю он ведет от бывшей Большой мануфактуры, возникшей еще в XVIII веке. На месте осушенного участка некогда непроходимого болота на правом берегу Котросли возникла одна из крупнейших полотняных мануфактур Петровской эпохи, впоследствии ставшая называться Ярославской Большой мануфактурой. Новое имя – «Красный Перекоп» — фабрика получила в 1920 г. в честь победы Красной Армии на юге. В Красноперекопском районе Ярославля немногочисленные старые названия улиц, как, например, Зеленцовская (по Зеленцовскому ручью), соседствует с большим количеством новых: улицы Стачек, Солнечная, Рабочая, Трудовая и др.


Центр город Ярославля. Общий вид на старой открытке

Подошло к концу время нашего пребывания в древнем городе Ярославле. Настало время покинуть этот старинный и живописный уголок России.

Источник: М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский — По городам и весям «Золотого кольца».

Архитектура

Уникальная градостроительная структура Ярославля получила признание мирового культурного сообщества. Решением 29-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году исторический центр города включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник градостроительства. Ярославль стал третьим российским городом после Санкт-Петербурга и Великого Новгорода, включенным в почетный список мировых памятников архитектуры. В зоне ЮНЕСКО нашего города расположено 140 памятников архитектуры, включая уникальные храмовые сооружения XVI-XVIII веков.


Управление Северной железной дороги. Бывшее училище девиц духовного звания. Фотография: szd.rzd.ru

Архитектурное наследие города отличается высокой степенью сохранности памятников и исторической среды в целом, отражающей преемственный процесс развития от древнего города до наших дней. Объекты архитектурного наследия являются подлинными зданиями, сохранившимися без существенных переделок. Уникальность Ярославля в том, что на его территории представлены постройки практически всех стилей русской архитектуры нескольких веков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]