Доклад «Достопримечательности города Рассказово»учебно-методический материал на тему

У этого термина существуют и другие значения, см. Рассказово (значения).

Город
Рассказово

Флаг

Герб

Страна РоссияРоссия
Субъект Федерации Тамбовская областьТамбовская область
Городской округ город Рассказово
Координаты 52°40′00″ с. ш. 41°53′00″ в. д. / 52.66667° с. ш. 41.88333° в. д. / 52.66667; 41.88333 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=52.66667&mlon=41.88333&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 52°40′00″ с. ш. 41°53′00″ в. д. / 52.66667° с. ш. 41.88333° в. д. / 52.66667; 41.88333 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=52.66667&mlon=41.88333&zoom=12 (O)] (Я)
Глава Колмаков Алексей Николаевич
Основан в 1697 году
Первое упоминание 1698
Город с 1926 года
Площадь 36,12 км²
Высота центра 150
Население ↘44 180[1] человек (2016)
Плотность 1223,15 чел./км²
Названия жителей расска́зовцы, расска́зовец
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 47531
Почтовый индекс 393250
Автомобильный код 68
Код ОКАТО [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=68425 68 425]
Официальный сайт [g31.tambov.gov.ru/ bov.gov.ru]
Рассказово

Москва

Тамбов

Рассказово

К:Населённые пункты, основанные в 1697 году
Расска́зово

— город (с 1926[2]) в России, центр Рассказовского района Тамбовской области. Является городом областного подчинения; основан — как сельское поселение — в 1697 году[3].

Расположен в центральной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, на реке Лесной Тамбов (правый приток Цны), при впадении в неё реки Арженка: в 10 км от железнодорожной станции Юго-Восточной железной дороги Платоновка, и примерно на таком же расстоянии от бывшей станции Рассказово (в настоящее время закрыта; ныне это — остановочный пункт Рассказово на перегоне Рада — Платоновка, в 40 км к востоку от Тамбова).

История города

На рубеже XVII—XVIII веков на территории нынешнего Рассказовского района возникли крупные сёла: Рассказово, Верхнеспасское, Коптево, Подоскляй, Нижнеспасское, Саюкино, Дмитриевщина, Татарщино, в XVIII веке — Никольское, Рождественское, Хитрово, Ахтырка, Кобылинка (Котовское), Знаменка, Осиновка, Новгородовка (Бетины хутора), Алексеевка, Липовка, Керша, в XIX веке — Пичер, Платоновка, Ивановка, Каменные Озерки, Телешовка, Богословка, Можаровка, Надеждино.

Село Рассказово

известно с 1697 года[4]; тогда моршанский крестьянин Степан Андреевич Рассказ (Водянов) получил царскую грамоту на основание этого поселения. Первыми жителями села стали в основном крестьяне тамбовских сёл Куликово и Морша.

В XVIII — начале XX века Рассказово славилось кустарными производствами: вязка чулок, выделка кож, производство свечей и мыла. В окрестных сёлах был развит овчинно-шубный промысел. К 1744 году действовал винокуренный завод Демидова. В 1754 году в Рассказово возникло фабричное производство сукна — на фабрике Тулинова и Олесова.

В 1774 году близ села царскими войсками был разбит повстанческий отряд атамана Ивана Кирпичникова.

В конце XVIII века императором Павлом I около трёх тыс. крестьян села были пожалованы братьям Архаровым — Ивану и Николаю. Суконная мануфактура И. П. Архарова в Рассказове была тогда одной из крупнейших в России. В середине XIX века здесь действовали суконные фабрики: Архарова, Рагозы (Арженская фабрика), фабрики Малина и Полторацкого (Богословские фабрики), 60 кожевенных заводов, два поташных, ярмарка, базар, почтовая станция. Велась активная хлеботорговля, которая заметно ослабла после проведения Тамбово-Камышинской линии железной дороги; в это время главными предметами торговли стали скот, сырые кожи, сапоги местного производства.

К концу XIX века Рассказово — крупный торгово-промышленный центр Тамбовской губернии (четыре суконные фабрики, войлочное заведение, винокуренный завод, а также небольшие кожевенные, мыловаренный заводы, паровая мельница и другие предприятия). Всего в 1913 году насчитывалось около шести тыс. рабочих.

В начале XX века имелись также почтово-телеграфная контора, телефонная сеть, земская больница, больницы при фабриках братьев Асеевых и Мунда, приёмный покой при фабрике Желтовых, аптека, приюты для сирот и престарелых, электротеатр Медведева, сеть земских, церковно-приходских и фабричных училищ. С XIX века Рассказово — крупный центр православного сектантства: христововеры (хлысты), молокане, субботники.

В конце XIX — начале XX веков Рассказово являлось одним из очагов музыкальной жизни губернии (хор И. Крюченкова, театр братьев Асеевых).

Статус города Рассказово имеет с 1926 года.[5]

Современный город Рассказово — промышленный город-спутник Тамбова.

Рассказово

(Тамбовская область)

Код ОКАТО:
68425
Основан:
1698
Город с:
1926 Город областного подчинения
Центр:
Рассказовский р-н
Телефонный код (справочный телефон)

47531*****22-0-66

Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
52°40′
Географическая долгота:
41°53′
Высота над уровнем моря, метров:
150 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Рассказово

Промышленность

На протяжении всей своей истории Рассказово развивался преимущественно как центр сельскохозяйственного производства. Наиболее известное сельскохозяйственное предприятие — госплемптице.

В 1990-е гг. многие предприятия города (особенно относившиеся к лёгкой промышленности: производство шерстяных тканей, кожевенное производство) либо совсем исчезли, либо резко снизили объёмы производства[21].

В настоящее время к числу основных предприятий относятся:

  • Кожевенный
  • Биохимический завод
  • Спецстроймашремонт
  • Завод металлоконструкций «СВС-Техника»
  • Племптице
  • Рассказовский Электротехнический Завод

Имеются трикотажные цеха частных предпринимателей, предприятия, производящие спецодежду из сукна. В настоящее время здесь действуют Арженский суконный комбинат, фабрики «Рассказовский трикотаж», российско-югославское СП «Рассказово-Инвест» (изделия из кожи), «Рамеако» (меховые и шубные изделия); заводы — большегрузных автомобилей «Альткам», «Рематтра» (спецкузова, трейлеры), «Кожевник», биохимической, низковольтной аппаратуры «Элтра»; молочный, пивной, булочно-кондитерский комбинаты.[22]

Фото[править]

  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)
  • Храм Иоанна Богослова (Рассказово)

Памятники

  • Церковь Иоанна Богослова (1879 г.)
  • Церковь св. Екатерины, 1893 г. с фабричной больницей и приютом
  • Дворцово-парковый ансамбль бывшей усадьбы фабрикантов Асеевых (1906 г.). В 2011 г. началась реконструкция.
  • остатки усадьбы дворянского рода Полторацкие, близких знакомых А. С. Пушкина[23] (большая часть усадьбы снесена в 2014 г.)
  • парк-усадьба братьев Архаровых (сгорела 10.10.2015 г.)
  • остатки фабричной архитектуры XVIII—XX веков: суконные фабрики Тулинова, Малина, Рагозы, Полторацкого, Асеевых, винокуренный завод Крюченкова (старые фабрики уже большей частью разобраны на строительные материалы и металл).
  • купеческие, торговые, школьные, сектантские, административные здания XVIII—XX веков (в последнее время массово сносятся и перестраиваются)

В 4 км к югу от Рассказово — островной участок леса «Бездушный куст» (площадь свыше 100 га), на территории которого сохранилась часть старинного Астраханского соляного тракта. По преданию, приводимому историками С. А. Березнеговским (1797—1868)[24] и И. И. Дубасовым (1843—1913)[25], в этом лесу скрывались отряды Е. И. Пугачёва.

Доклад «Достопримечательности города Рассказово»учебно-методический материал на тему

Достопримечательности города Рассказово

У каждого из нас есть дорогой сердцу уголок, точка на географической карте, где родились, научились говорить, сделали первые шаги в жизни – наша малая родина. И ей не всегда оказываются крупные культурные центры, промышленные мегаполисы, а простые русские сёла, деревеньки, маленькие города – старинные домики–теремки, соседствующие с современными архитектурными формами… Такие одинаковые и в то же время неповторимые. Неповторим и мой город Рассказово. Он пока не стал туристическим центром, хотя его достопримечательности уникальные уголки славятся на всю страну. В городе сохранилось несколько выдающихся памятников архитектуры XIX — начала XX веков. Одиним из таких памятников является церковь Иоанна Богослова (сл.2). Первая церковь Иоанно-Богословская была деревянная построена в 1702 г в первые годы после основания села являлась центром благочинного округа. В начале 1820-х гг. изрядно обветшавшую церковь снесли. Новая каменная теплая трехпрестольная церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова была отстроена только 1879 г (строительство продлилось 24 года) (сл.3). Главный престол освятили в честь Иоанна Богослова, правый в честь Казанской иконы Божьей матери, левый — Александра Невского. Новая церковь выглядела очень нарядно, ее интерьер был изящно декорирован лепниной. В церкви была трехъярусная звонница с большими звонкими колоколами и шатровым куполом. Эта церковь была построена на народные пожертвования, основную часть из которых составляли средства помещика К. Крюченкова и братьев-фабрикантов В.А. и Т.А. Асеевых. Иоанно-Богословская и Дмитриевская церкви занимали территорию от центральной до привокзальной площади и от Куйбышевского проезда до ул.8-го Марта. На церковной территории имелось свое приходское кладбище с могилами и склепами самых уважаемых жителей и меценатов Рассказово. Гонения на церковь начались сразу после революции. В конце 1923 г. храм и церковное имущество были переданы обновленческой общине. Верующие безуспешно пытались оспорить это решение. В 1929 г. у церкви обрушили купол и ее «временно» закрыли. В 1937 г. церковь окончательно была закрыта. В эти годы подверглось разорению и старое городское кладбище возле храма . Большинство памятников растащили, а останки людей вывезли со строительным мусором. Склепы почетных горожан были разграблены и сожжены. На обезглавленной родовой часовне-усыпальнице промышленников и благотворителей Асеевых для нужд пожарной части был установлен бак с водой. Война, помешала разрушить храм окончательно. В 1943 году ее возвращают верующим, ремонтируют и открывают для богослужений в 1945 году(сл.4). В 1947 году епископ Тамбовский и Мичуринский Иоасаф освятил бывший придел святого благоверного князя Александра Невского в честь святителя и чудотворца Николая. Гонения на церковь продолжались: ограничивалось количество и время служб, запрещалось исполнять требы, церковные таинства, крещенские купания, крестные ходы, устанавливать колокола и т.д. В церкви были организованы дежурства с целью недопущения в храм новых верующих и переписывания имеющихся. В годы 80-е годы гонения на церковь постепенно прекратились. На территории погоста сейчас выстроена пожарная часть, магазин. Сегодня Иоанно-Богословская церковь объявлена архитектурно-историческим памятником. Ведется реконструкция церкви и воссоздание ее в первозданном виде. В последние годы началось восстановление часовни-усыпальницы Асеевых возле храма(сл.5).

Важной достопримечательностью города является МБОУ СОШ №4 корпус 2. (сл.6). Здание школы было построено в начале XX века и принадлежало купцу Моисееву. С осени 1918 по 1921 годы в нём работал Народный дом — городской клуб, библиотека. Здесь организовался первый пионерский отряд(сл.7).

В 1921 — 1922 годах здание было занято ЧОНом — частью особого назначения.

С 1931 года в здании размещалось Рассказовское педагогическое училище, которое готовило учителей начальных классов и физического воспитания. Педагогическое училище являлось культурным центром города.

Затем в здании разместилась школа-интернат №2 и к зданию сделали пристройку.

13 июня 1967 года интернат реорганизовали в общеобразовательную среднюю школу с продлённым днём.

1 сентября 1967 года средняя школа №8 распахнула свои двери учащимся.

С 2010 года и по настоящее время это МБОУ СОШ №4 корпус 2.

Главной достопримечательностью Рассказово является ворцово-парковый ансамбль бывшей усадьбы фабрикантов Асеевых. (сл.9). Усадебный дом, построенный в 1902-1906 годах по заказу Василия Тихоновича Асеева(сл.10). Белокаменное здание, возведенное в стилистических формах эклектики и огромный усадебный комплекс, состоящий из парка, пруда, промышленного комплекса и прочих усадебных построек. Шикарная усадьба Асеевых недолго прослужила своему хозяину. После известных событий начала прошлого века усадебный комплекс претерпел не самые лучше времена. Дворец и парк были переданы в ведение детского приюта. Это никак не способствовало сохранности усадьбы, скорее – наоборот. В «лихие» девяностые особняк утратил остатки былой роскоши – он был разграблен вандалами (сл.11). По воспоминаниям старожилов, из дома выносили буквально все: начиная от осветительных приборов, заканчивая фрагментами мраморной лестницы, ведущей на второй этаж. О былом величии особняка долгое время напоминали только оставшиеся фрагменты лепнины. В руинированном состоянии главный усадебный дом простоял около 20 лет. Казалось, памятник истории спасти уже нельзя. Однако, в 2011 году в усадьбе начались реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор. Белокаменный дом в планировке имеет прямоугольную форму (сл.12.) Фасад особняка украшен декоративными элементами различных стилей, среди которых можно увидеть и веяния модерна, и черты классицизма, и детали готики (сл.13.). Внешнее убранство дома изобилует лепниной, декоративными вазонами и художественной ковкой. В дореволюционные годы фасад здания украшали статуи, которые, к сожалению, не дошли до наших дней и не были воссозданы в процессе недавней реставрации (сл.14). На первом этаже особняка были расположены вестибюли (сл.15), лестничный павильон (сл.16), рабочий кабинет Василия Асеева (сл.17), гостиная (сл.18), каминная ( сл.19) и чайные комнаты(сл.20, 21). Второй этаж занимали: колонный зал (сл.22,23) и жилые комнаты (сл.24,25,26). Кроме того, существует мнение о том, что на втором этаже рассказовскогоособняка находилась небольшая домовая церковь (сл.27). Современники вспоминали, что интерьеры асеевского дома поражали своей роскошью (сл.28). Не менее презентабельными были и другие усадебные постройки. Конный двор, водонапорная башня и хозяйственные постройки также не выбивались из общей архитектурной концепции усадебного комплекса (сл.29,30). Подчеркивал грандиозность и белоснежность дома, и большой парк с фонтанами и оранжереями (сл.31). Помимо привычных для многих усадебных парков лип и дубов, в Рассказово росли экзотические растения. Асеевы жили в новом доме с 1903 года . После революции 1917 года и национализации суконных фабрик Василий Асеев вместе с семьей был вынужден покинуть Россию, и поселился в Австрии в городе Баден, где и скончался 22 апреля 1941 года. Его похоронили в Вене в русской части центрального кладбища.

Важная достопримечательность города — родовая усадьба братьев Николая и Ивана Архаровых. (сл.32)В конце XVIII века Павл I даровал село Рассказово с землями и крестьянами в награду за отличную службу братьям, генералам Архаровым: генерал-губернатору ряда губерний, обер-полицмейстеру Москвы Николаю Петровичу (1740–1814) и военному губернатору Москвы Ивану Петровичу (1784–1815) (сл.33). Николай Петрович был одним из знаменитых людей своего времени. Он прославился как необыкновенно талантливый сыщик, умеющий раскрыть любое преступление. О Архарове ходили слухи по всей России, слагались легенды. Николай Петрович был в почете у ПавлаI и Екатерины II, его методами работы восторгался известнейший во Франции первый полицейский любимчик Людовика XV. Николай Петрович успешно трудился на благо Отечества, затем по старости уехал в своё имение в Рассказово. Усадьба Архаровых располагалась на высоком холме над рекой Дунайчик, где сегодня находится городской сад. Именно они в начале XIX века организовали благоустроенный парк, по которому гуляли все последующие поколения вплоть до сегодняшнего дня. Умер Николай Петрович в 1814г. и был похоронен в Трегуляевском монастыре. С тех времен на территории сохранился купеческий особняк, который использовался для разных целей. В 2021 году произошёл несчастный случай, усадьба Архаровых сгорела. Остались лишь руины и память о знаменитых людях(сл.34).

Кроме того, немало известное поместье Полторацких, друзей Александра Сергеевича Пушкина (сл.35). Александр Маркович Полторацкий – бывший начальник пушечного завода в Петрозаводске, управляющий монетным департаментом – приобрёл имение в Рассказове в 1811 г. Он приехал с 8 детьми из них четыре сына. А. Полторацкий был хорошо знаком с А. Пушкиным. Дружба с Пушкиным прервалась внезапно, после того, как завершилась военная карьера А. Полторацкого. В 1821 году Александр Александрович переехал в отцовскую усадьбу в Рассказово – фактически жил на положении политического изгнанника. С 1837 по 1840 годы он – предводитель тамбовского дворянства. В 1834 г. в жизни рассказовского изгнанника произошло счастливое событие: он во второй раз женился – избранницей стала фрейлина императорского двора Екатерина Бакунина (1795 – 1869 гг.) – сестра лицейского друга Пушкина, первая юношеская любовь поэта. Жили они в селе Большая Богословка, сегодня это Некрасовская улица. Здесь на высоком берегу у реки Лесной Тамбов, располагался просторный двухэтажный дом. Село и суконная фабрика с 438 душами крестьян составляли имение Александра Полтарацкого. Заброшенную суконную фабрику, быстро привёл в образцовое состояние. Имение Полторацких конфисковали сразу же после революции. В нем располагались филиал центральной библиотеки №2, школа народного образования и Дом политпросвещения. В годы ВОВ- госпиталь. А затем его отдали под Дом культуры Рассказовской суконной фабрики. Но когда суконная фабрика перестала существовать, то закрылся и Дом культуры. Сегодня старинные постройки служат горожанам. Библиотека находится на первом этаже, занимает бывшую кухню Полторацких. В здании располагаются два полицейских опорных пункта. На втором этаже расположена спортивная секция, репетирует местная рок-группа « Atropin». Остатки усадьба Полторацких находятся в микрорайоне «Мальщина» г. Рассказова. Вот как описывает краевед Валентина Кученкова вид этой усадьбы в далёком прошлом. Цитата из книги «Усадьбы Тамбовщины»: «Усадьба располагалась по берегам реки Лесной Тамбов. На одной стороне реки стоял дом на высоком подклете, состоявший из двух флигелей, соединённых галереей и балконом. Помещения в галерее со сводчатыми перекрытиями предназначались для хозяйственных нужд и дворовой обслуги. С балкона открывался вид на речные заводи и лесную летнюю резиденцию Полторацких. Дом окружал парк, от которого ныне остались следы липовой аллеи, жасмина и жимолости. Густые заросли сирени отделяли усадьбу от крестьянских построек….». (сл.36) А это впечатления писателя Эмиля Сокольского от современного вида усадьбы. Свои мысли он изложил на страницах научно-культурологического журнала «RELGA»: «До Мальщины ходу с полчаса: за мостом через быструю Арженку дорога, оставив миниатюрные купеческие домики, выводит в «деревенский» пригород с суконной фабрикой… За сквериком с редкими липами и ясенями, что встречает за поворотом, прячется гладкостенный белый дом.(сл.37) Трудно признать в этом длинном суховатом строении, давно приспособленном под клуб, барские покои; но оно — всё же лучше, нежели странные коричневые постройки с фигурными карнизами в духе «фабрично-.

В городе Рассказово впервые краеведческий музей был открыт в 1974 году(сл.38). Он размещался в центре города в двух небольших комнатах церковно-приходской школы. У истоков его создания стоял педагог Дмитрий Петрович Игнатов, человек необычайно увлеченный, много десятилетий преданный делу развития краеведения. Самая большая часть музейного собрания той поры отражала историю развития текстильной промышленности в Рассказове: в городе в то время функционировало одно из крупнейших предприятий легкой промышленности страны — Арженский суконный комбинат, да и вся жизнь рассказовцев в прошлом была связана, прежде всего, с производством тканей. В связи с этим 11 октября 1977 года областной исполнительный комитет принял решение о создании в городе Музея истории ткачества и текстильной промышленности — филиала Тамбовского областного краеведческого музея, открытие которого в торжественной обстановке состоялось 23 декабря 1982 года. На его презентации присутствовали ветераны войны и труда, лучшие работники текстильной промышленности, заслуженные деятели культуры, руководство промышленных предприятий города и области, чем была особенно подчеркнута важность события. До 2005 года филиал возглавляла Алла Ивановна Смоликова. В 2006 году, Постановлением администрации Тамбовской области о реорганизации областных государственных учреждений культуры, Музей истории ткачества и текстильной промышленности г. Рассказово, как филиал ТОКМ, был ликвидирован. На основе его фондов было создано Муниципальное бюджетное учреждение «Краеведческий музей города Рассказово Тамбовской области». Так началась новая веха в развитии учреждения. Приобретя статус самостоятельного юридического лица, музей продолжает плодотворно трудиться на благо города. В настоящее время в учреждении действуют 11 постоянных выставок из них историко-краеведческого направления (сл.39,40,41,42), искусствоведческого направлений (сл.43,44,45), природоведческого (сл.46), военно-патриотического (сл47,48). В выставочном зале организуются временные выставки: художественные, декоративно-прикладного творчества, демонстрируются частные коллекции и многое другое. Учреждение ведет широкую, разностороннюю работу по пропаганде истории и культуры родного края, по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, обеспечивает экскурсионное, лекционное обслуживание посетителей, проводит культурно-массовую работу среди населения, организовывая презентации выставок, встречи, уроки мужества, мастер-классы и т.д. С целью пробуждения интереса к историческим и культурным ценностям малой родины, музей, наряду с традиционными, занимается внедрением инновационных форм работы с подрастающим поколением с учетом возрастных особенностей детей. Коллектив учреждения принимает активное участие во многих мероприятиях городского и районного масштаба, участвует в ежегодных культурно-образовательных акциях «Ночь музеев» и «Ночь искусств», в рамках которых готовит специальную программу для посетителей всех возрастов. За время своего существования музей занял достойное место в культурной жизни города.

Достопримечательности нашего города- это удивительные и очень красивые места, которые стоит оберегать и восстанавливать, иначе от них останутся одни воспоминания, а ведь это культурное наследие наших предков.

Знаменитые люди

  • Сергеев-Ценский, Сергей Николаевич — писатель
  • Марков, Моисей Александрович — физик, академик РАН
  • Черкасов Евгений Александрович — лейтанант, командир батареи №19 БМ-13 (Катюша) в 19-й армии Западного фронта [26]
  • Леньков Александр Сергеевич — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист России (1997)
  • Комягин, Александр Валерьевич — Герой Российской Федерации
  • Овчинников, Вячеслав Викторович — российский военный деятель, генерал-полковник, доктор юридических наук
  • Попов, Борис Петрович — Герой Советского Союза
  • Гусева Клара Ивановна — олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, родилась[27] в селе Пичер (в источнике ошибочно написано «Пичерск») Рассказовского района.

Отрывок, характеризующий Рассказово

Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников. Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу. Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте. Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами. – Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему. – Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут. – Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить… Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его. Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты. – Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя. – Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка. – Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку. «Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это. – Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся. – И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то. Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом. – Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить). – Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам. Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь. Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо. Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна. – Ну, Настасья Ивановна, – подмигивая ему, шопотом сказал граф, – ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст. – Я сам… с усам, – сказал Настасья Ивановна. – Шшшш! – зашикал граф и обратился к Семену. – Наталью Ильиничну видел? – спросил он у Семена. – Где она? – Они с Петром Ильичем от Жаровых бурьяно встали, – отвечал Семен улыбаясь. – Тоже дамы, а охоту большую имеют. – А ты удивляешься, Семен, как она ездит… а? – сказал граф, хоть бы мужчине в пору! – Как не дивиться? Смело, ловко. – А Николаша где? Над Лядовским верхом что ль? – всё шопотом спрашивал граф. – Так точно с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, – говорил Семен, зная, чем угодить барину. – Хорошо ездит, а? А на коне то каков, а? – Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть – лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет. Да уж такого молодца поискать! – Поискать… – повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. – Поискать? – сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку. – Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил то Сидорыч… – Семен не договорил, услыхав ясно раздававшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. – На выводок натекли… – прошептал он, прямо на Лядовской повели. Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служило признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из за леса и звучал далеко в поле. Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянной убедились, что гончие разбились на две стаи: одна большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель; граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. «Назад!» крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее. Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это часто бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот, вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы. Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону. – Береги! – закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу. Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей. Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам, и также мягко переваливаясь прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данила без шапки с седыми, встрепанными волосами над красным, потным лицом. – Улюлюлю, улюлю!… – кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния. – Ж… – крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа. – Про…ли волка то!… охотники! – И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами и ни один охотник не перехватил его. Николай Ростов между тем стоял на своем месте, ожидая зверя. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих, он чувствовал то, что совершалось в острове. Он знал, что в острове были прибылые (молодые) и матерые (старые) волки; он знал, что гончие разбились на две стаи, что где нибудь травили, и что что нибудь случилось неблагополучное. Он всякую секунду на свою сторону ждал зверя. Он делал тысячи различных предположений о том, как и с какой стороны побежит зверь и как он будет травить его. Надежда сменялась отчаянием. Несколько раз он обращался к Богу с мольбою о том, чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины. «Ну, что Тебе стоит, говорил он Богу, – сделать это для меня! Знаю, что Ты велик, и что грех Тебя просить об этом; но ради Бога сделай, чтобы на меня вылез матерый, и чтобы Карай, на глазах „дядюшки“, который вон оттуда смотрит, влепился ему мертвой хваткой в горло». Тысячу раз в эти полчаса упорным, напряженным и беспокойным взглядом окидывал Ростов опушку лесов с двумя редкими дубами над осиновым подседом, и овраг с измытым краем, и шапку дядюшки, чуть видневшегося из за куста направо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]