Подольск — административный центр одноименного городского округа (единственный населенный пункт в его составе), один из крупнейших спутников Москвы. Город расположен в 15 км от МКАД и всего 36 км от центра столицы. На территории населенного пункта действует около 2-х десятков промышленных предприятий, которые дают рабочие места значительной части местного населения и являются основой экономики города.
Население около 310 тыс. человек, статус города имеет с 1781 года. В настоящее время развивается тенденция на постепенное поглощение Москвой ближнего Подмосковья и сращивание населенных пунктов в единый мегаполис. Можно ли считать сегодняшний Подольск частью столицы или еще рановато – рассмотрим в данной статье.
Первые поселения на реке Пахре (приток Москва-реки) возникли еще в древнейшие времена (заселение славянами относится примерно к X веку). В XIV веке эти территории уже входили в состав Московского княжества, река служила в качестве надежного водного маршрута между местными деревнями и столицей, главным среди которых было село Подол.
Статус города Подольск получил по указу Екатерины 2-й, в конце XVIII века.
В советское время, особенно начиная с 30-х годов, в городе происходил бурный промышленный рост.
Сегодня населенный пункт – один из развитых промышленных центров МО. Потребительский сектор развит хорошо, в городе есть все те же магазины, кафе, салоны и представительства крупных торговых сетей, что и в столице, действует горнолыжный комплекс и культурно-досуговые центры. Активно ведется застройка Подольска новым метражом жилплощади, в том числе, в рамках реализации гос. программы расселения ветхого жилья. Стоимость квадратного метра пока остается ниже московской.
Социальная инфраструктура
Статус крупного, промышленно-развитого города вблизи Москвы предполагает поступательную динамику прироста населения и потребность в объектах социального значения. На территории Подольска действует:
- 4 городских больницы и 5 поликлиник, частные медицинские центры, станции скорой экстренной помощи и ряд гос. мед. учреждений МО;
- госпиталь министерства обороны;
- около 30 школ и пяти десятков детских садов;
- 8 вузов.
Таким образом, город обладает полноценной, самодостаточной системой социального обеспечения населения, независимой от столичных учреждений.
Транспорт и связь с Москвой
Внутреннее транспортное сообщение в городе основано на автобусах и троллейбусах, есть маршрутки.
Подольск расположен вблизи федеральной трассы М-2 («Крым»), по которой до столицы можно добраться как на личном авто, так и с помощью автобусов или маршрутных такси. Ближайшая станция метро – «Лесопарковая», до нее и ходит большая часть общественного транспорта (исключение №407, на котором можно добраться до станций «Анино» и «Бульвар Дмитрия Донского»).
Другие способы доехать до Москвы:
- на электричке с ж/д вокзала Подольска (полноценный, каменный) и двух дополнительных платформ: «Силикатная» и «Кутузовская». Движение осуществляется по линии железной дороги Москва-Харьков;
- МЦД-2 (Московские центральные диаметры), является наземным аналогом метро, открыта в ноябре 2021, связывает Подольск с Нахабино, проходя через всю столицу. Частота движения электропоездов здесь составляет примерно 12 минут, пробки отсутствуют, есть возможность для бесплатной пересадки на «классический» метрополитен.
Реализация проекта МЦД значительно упростила связь Подольска со столицей, еще больше сблизив оба города.
Ссылки [ править ]
Заметки [ править ]
- ^ a b c d e f Закон № 11/2013-OZ
- ^ a b c d e f Закон № 65/2005-OZ
- ^ а б Федеральная служба государственной статистики (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [ Всероссийская перепись населения 2010 , т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
. Федеральная служба государственной статистики . - Резолюция № 123-PG
- В число поселков городского типа могут входить рабочие поселки, курортные поселки, дачные поселки, а также собственно поселки городского типа.
- ↑
Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек» [Население России, ее федеральных округов, федеральных округов, округов Городские поселения, сельские поселения — административные центры и сельские поселения с населением более 3000 человек] (XLS) .
Всероссийская перепись населения 2002 года
. - «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, отрицательных явлений, городских поселений и сёл-райцентров» [Всесоюзная перепись населения 1989 года: нынешнее население союзных и автономных республик, Автономные области и округа, края, области, районы, городские поселения и села, выполняющие функции районных административных центров. Всесоюзная перепись населения 1989 года [Всесоюзная перепись населения 1989 года]
. Институт демографии национального исследовательского университета: Высшая школа экономики [Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики]. 1989 — через
Demoscope Weekly
. - Официальный сайт Правительства Москвы. Проект принятых мер капитала и областные органы власти в отношении расширения границ Москвы (на русском языке )
- Закон № 145/2004-OZ
Будущие перспективы
В дальнейшем будет происходить встречная жилая застройка по направлению от Москвы к Подольску. Кроме того, экономика города-спутника тесно связана со столичной, значительная часть продукции предназначена либо для столицы, либо идет в регионы через ее логистические хабы.
Линии МЦД – проект, связывающий Москву с территориями МО в единую структуру. Дальнейшее развитие в данном направлении, вкупе с застройкой территорий Подмосковья новыми жилыми кварталами (что вызвано дефицитом свободной земли в столице) приведет к возникновению огромного мегаполиса на мете сегодняшних самостоятельных административных единиц.
Уровень жизни в сегодняшнем Подольске мало чем отличается от Московского. В городе достаточно оплачиваемых рабочих мест и до столицы добраться стало еще проще, после запуска ветки наземного метро Подольск-Нахабино. При этом, населенный пункт хорошо развит и самодостаточен, имеет на собственной территории все необходимые социальные и инфраструктурные объекты. Экономические предпосылки все соблюдены, но необходимости для формального объединения Подольска с Москвой в настоящее время нет. В дальнейшем, это может произойти, как результат сближения жилых кварталов.
Залинейный район. Часть I
Эта часть Подольска получила свое название из-за своего расположения — с 1869 года она отделена от центра города линией Московско-Курской железной дороги. Это один из самых мрачных и, одновременно, интереснейших районов города. Предприятия и промзона
У станции «Подольск» До начала ХХ века территория за железной дорогой практически не развивалась. Только в 1915 году, во время Первой мировой войны, здесь началось строительство крупного кабельного завода Московского товарищества меднопрокатных и кабельных заводов. Достроить же так и не успели из-за событий 1917 года. В 1919-20 гг., во время Гражданской войны, на его базе было создано стратегически важное для большевиков предприятие по ремонту паровозов — . Первый локомотив вышел из капремонта 2 сентября 1920 года. В 1930 году в очередной раз перепрофилирован. Он стал называться крекинг-электровозостроительным (КЭС) и выпускал нефтеаппаратуру и электровозы для шахт. Кроме того, он же изготовлял тюбинги для московского метро. 8 апреля 1936 года заводу было присвоено имя наркома тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе. Возле проходной, выходящей на Железнодорожную улицу, в 1930-е годы была установлена его скульптура, одетая в характерную длинную шинель.
Памятник Орджоникидзе Вокруг завода в 1910-30-е годы сформировались два крупных поселка — Северный и Южный.
Водонапорные башни-близнецы на Бронницкой улице В 1920-60-е годы в Залинейной части города появились и другие , аккумуляторный и т.д. Они образовали обширную промзону. В ней, судя по моим наблюдениям, есть достаточно много любопытных сооружений (по информации fairplay, у аккумуляторного завода есть даже водонапорная башня по проекту Шухова). Увы, попасть на территории заводов и осмотреть их подробно мне пока не удалось.
Блочное здание в промзоне. Очевидно, постройка 1920-х А пока перейду к рассказу о достопримечательностях жилых кварталов Залинейного района. В основном, речь пойдет о поселках Северном и Южном. В первом из них сосредоточены любопытнейшие здания 1910-30-х годов, во втором — колоритная застройка 1940-50-х. Поселок Северный Поселок Северный, как верно указывает его название, находится с северной стороны от Завода имени Орджоникидзе. Вот планы двух его районов с наиболее ценной застройкой:
Большинство конструктивистских построек конца 1920-х помечены уже как 1930-е, чтобы не путать их с домами 1923 года. 1910-е Самые старые здания в Северном были построены, очевидно, перед самой революцией и могут быть отнесены к образцам позднего модерна. Это двухэтажный дом с чертами неоклассицизма (Оржоникидзе, 4) и симметрично расположенные рабочие казармы (Оржоникидзе, 11 и 13).
Орджоникидзе, 13. Правый корпус 1915 года
Орджоникидзе, 11. Левый корпус 1915 года Сейчас в рабочих казармах (Оржоникидзе, 11 и 13) по-прежнему находятся заводские общежития. Если бы не яркий красно-желтый цвет стен (это традиционная для Подольска гамма), эти здания были бы очень скромны. Единственная яркая деталь, позволяющая отнести их к модерну — это
Гигантский вазон летом Небольшой сквер перед казармами украшен гигантским многоцветным сталинским вазоном () и
Мира, 6. Обращенный во двор парадный фасад имеет немало черт дореволюционной архитектуры.
Мира, 6. Задний фасад гораздо больше похож на своих собратьев 1920-х годов. Еще одно здание (Мира, 6) следует отнести к переходному типу — в нем есть черты и дореволюционной, и советской архитектуры. По аналогии с известными домами на улице Чкалова в подмосковном Красноармейске я бы его также датировал серединой 1920-х. 1923
Дом 1923 года. Дворовый фасад, он же главный Старейшие советские здания (по крайней мере, из датированных) в этом квартале возведены в 1923 году. Напомню, в этот год строительство каменного жилья в СССР было огромной редкостью. Здесь же перед нами не просто отдельный дом, а небольшой ансамбль, сформировавшийся возле предреволюционных рабочих казарм. Это дома 8 и 10 по нынешней улице Мира (любопытно было бы узнать, как она называлась в 1920-е).
Дом 1923 года. Вид сзади, от маленькой улицы Мира Рубеж 1920-30-х Вторая волна зданий в Северном появилась уже в конце 1920-х — начале 1930-х. Построенные неподалеку от западной заводской проходной дома на Железнодорожной улице (№14) и в Северном тупике (№3, №5) имеют строгий и мрачный облик, традиционный для околофабричной конструктивистский архитектуры Подмосковья.
Железнодорожная, 14. Мрачный дом с гастрономом
В Северном тупике Примыкающие к кварталу рабочих казарм конструктивистские здания на улицах Орджоникидзе (№9) и Северной (№1 и №2) — более праздничны. Если дом №1 — это обычная для тех лет полосатая трехэтажка, то дома №9 и №2 — очень гармоничные и интересные образцы конструктивизма.
Орджоникидзе, №9. Конструктивистский дом конца 1920-х. Это достаточно редкий тип домов, но не уникальный — подобные есть и в Москве, на проезде сестер Черепановых в Лихоборах.
Орджоникидзе, №9. Задний фасад 1930-е С середины 1930х крупного жилищного строительства в поселке не велось. Тогда в Подольске действовал запрет на многоэтажное строительство в этой части города — дома возводились в центре города и в Межшоссейном районе.
Орджоникидзе, 7. Заводоуправление В Северном построили только импозантное здание заводоуправления ЗиО (Орджоникидзе, 7) и расположенный неподалеку, на углу улиц Орджоникидзе и Железнодорожной, поселок из немного странного вида двухэтажек.
Орджоникидзе, 4. Неоклассическая двухэтажка Старейшая из них — N4 по улице Орджоникидзе, несмотря на переделки, носит черты неоклассицизма, что, скорее всего, говорит о ее дореволюционном происхождении. Остальные же — явно советские.
Орджоникидзе, 3. Двухэтажка первой половины 1930-х. Подобные еще недавно стояли в подольском Кооперативном проезде Если одна из двухэтажек (№3) выглядит типично для начала 1930-х, то другие крайне необычны из-за излишне рельефного и монументального для столь скромных зданий декора (часть из них сейчас реконструируется, но первоначальные формы пока видны). Возможно, в этих домах когда-то жило заводское начальство, из-за чего им и был придан столь торжественный вид.
Железнодорожная, 6-8. Монументальные двухэтажки (слева и справа). На заднем плане виден старый металлический фонарь и бок предреволюционной двухэтажки (в центе кадра).
Железнодорожная, 8-12. Монументальные двухэтажки. Клуб
Мира, 4. Фасад дома культуры Также к тридцатым, судя по формам и плану, стоит отнести и крупное здание заводского дома культуры (ул. Мира, 4).
Мира, 4. Фронтон В конце 1950-х оно было капитально отремонтировано в позднесталинском стиле, получив (как и ДК имени Лепсе) парадный фронтон с фигурами советских людей. Одна из лепных деталей — новенький круглый спутник — символ наступившей хрущевской эпохи.
Мира, 4. Задняя часть клуба 1940-е
На Северной улице Сразу после войны жилищное строительство в поселке возобновилось. Между улицами Мира и Энтузиастов появилось несколько трехэтажных домов.
Мира, 15. Красно-желтая трехэтажка середины 1940-х. Небольшой проезд на переднем плане — это и есть улица Мира. Старейшие из них расположены на углу с Северной улицей (№7, №15, №16) — они практически лишены декора, зато имеют уже знакомую нам желто-красную окраску. Очевидно, они были построены или сразу после войны, или в ее последние годы, когда еще не были разработаны типовые серии малоэтажных домов.
Мира, 13. Блочная трехэтажка конца 1940-х Остальные трехэтажки построены по типовым проектам конца 1940-х — подобные можно встретить во многих других городах. 1950-е Дальняя часть квартала построена уже в начале 1950-х. Самый любопытный из них — четырехэтажный дом №7 по улице Мира — носит на фасаде загадочную аббревиатуру УНР-661, выложенную кирпичами.
Мира, 7. Дом с аббревиатурой Дома сейчас несколько обветшали, но до сих пор хранят немало примет советского времени — старые вывески на магазинах, планировку дворов и стильные металлические фонари 1950-х. На одной из стен можно увидеть любопытную социальную рекламу народного происхождения.
Абсолютно солидарен Гулевский
Поливановская, 1. Дом со скошенным углом Еще один любопытнейший квартал расположен в районе Гулевского проезда и Поливановской улицы — это пятиэтажные кирпичные дома второй половины 1950-х. На их облике противоречивым образом сказалась три советских стиля — хрущевский, сталинский и конструктивизм. Построенные в переходных формах от первого ко второму, они имеют необычные скошенные углы верхних этажей, подчеркнутые балконами. Как мне кажется, это чисто ретроспективистская попытка реанимировать формы архитектуры 1920-х на новом материале.
Гулевский, 1. Еще один пример переходного стиля — парадный эркер на боковом фасаде больницы. Все остальное здание выдержано в духе хрущевской скромности. В этом квартале так же, как и на улице Мира, сохранилось несколько старых фонарей. Еще одна достопримечательность — аутентичная вывеска «Булочная» на одной из пятиэтажек начала 1960-х, выполненная в стилистике предыдущего десятилетия.
Батырева, 4/3. Вывеска «Молоко»: дизайн 1950-х, исполнение начала 1960-х Промболото Остальную часть района занимают или промзоны, или обширная частная застройка.
Промболото В районе Авиационной и Поливановской улиц стоит осмотреть крупное болото-помойку с торчащими из него мачтами ЛЭП и недостроенными промышленными объектами. Летом там гнездятся множество чаек. Зимой их нет, но все равно романтично.
Обитатели промболота Рядом с промболотом находится еще одно чудо архитектуры — великолепный дворец при подстанции, построенный из типовых бетонных деталей. Отмечу, что это не единственное подобное сооружение в Подольске — еще один есть в Шепчинках.
Типовой энергетический дворец автор Николай Калашников
Источник: автор Николай Калашников