Звук Ц относится к свистящей группе, но его артикуляция сложнее, чем у С и З. К коррекции приступают после постановки правильного произношения других свистящих. Потому что будет сформирован нужный артикуляционный уклад, являющийся основой для постановки звука.
Фонема Ц, как и другие свистящие, появляется рано, и если в возрасте трех лет ребенок не освоил правильное произношение, обратитесь к логопеду или начинайте заниматься самостоятельно.
Звук Ц − самый сложный из свистящей группы, потому что он соединяет в себе С и Т. Для его постановки может потребоваться более тщательная подготовка, если есть искажение С или Т. Правильно составленные задания по коррекции звукопроизношения помогут сделать речь ребенка красивой и грамотной.
Особенности артикуляции
В норме при произнесении Ц губы находятся в положении легкой улыбки, зубы видны. Они чуть сближены, между ними должна быть маленькая щель. Кончик языка нужно сделать широким и расположить в нижней полости рта. А его боковые края касаются верхних зубов.
Особенность артикуляции звука Ц − передняя часть языка на несколько секунд должна занимать положение как для произнесения Т. В таком положении вместе с альвеолами язык образует щель, на выдохе струя получается сильная холодная, как при произнесении С. Обратите внимание ребенка на особенность выдыхаемой струи: она не просто направленная, а толчкообразная. При произнесении этой фонемы человек выталкивает воздух. Голосовые связки разомкнуты, не работают, поэтому звук Ц − глухой согласный.
Артикуляция звука «Ц»:
- губы слегка напряжены и растянуты;
- между резцами небольшая щель;
- кончик языка прижат к нижним резцам;
- в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
- во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
- средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
- голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.
К ним относятся:
- неправильный прикус;
- слабый или повышенный мышечный тонус языка;
- расщелина губы, неба.
Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.
Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.
Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:
- дислалии;
- дизартрии;
- ринолалии;
- алалии.
Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:
- При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
- Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.
Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.
Речевая диагностика
Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.
В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания. Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке.
Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.
Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.
А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.
Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.
Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.
Варианты игр:
«Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ц] (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
«Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ц] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало цапли, не стало бойца и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
«Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ц], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
«Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком [Ц], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, цапля, цыпленок, сумка, цыганка. Лишняя карточка СУМКА, здесь нет звука [Ц] ).
«Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, цыпленок — много цыплят, кольцо — много колец, боец — много бойцов). Не забывайте слова произносить правильно!
«Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии, как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЦЕПЬ, к маленькому — ЦЕПОЧКА.
Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания
Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.
Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.
Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.
Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.
Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.
Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.
Как поставить звук
Поставить правильный звук вы можете самостоятельно дома, в логопедии имеются разные способы постановки. Но прежде чем вы или логопед начнете работу над коррекцией, ребенок должен правильно произносить С и Т. Если один из этих звуков малыш говорит неправильно, то необходимо исправить их произношение, а потом приступать к постановке Ц.
Упражнения:
- По звукоподражанию. Ребенок произносит сочетание ТС, постепенно ускоряя темп, получается Ц.
- Использование опорного звука. Вы можете выбрать для постановки С или Т. Во время произнесения Т или С, взрослый просит отодвинуть язык немного подальше от зубов. Постепенно ребенок сможет произносить правильный звук.
- Механический подход. Для этого понадобится шпатель или зонд. Если опора будет на Т, то инструментом кончик язык заведите за нижние зубы. Если опора на С, кончик языка вдавите вглубь рта. У вас должен получиться Ц.
- От обратного слога − АТС. Ребенок должен произносить его на одном выдохе. Получается четкий Ц.
- Если у ребенка межзубный сигматизм, попросите его прикусить ватную палочку, а ее кончиком аккуратно продвигайте язык дальше вглубь, несильно нажимая на спинку. Попросите его произнести ТС, и у вас получится нечеткий Ц. Постепенно при произношении он научится говорить его без механической помощи.
Если вы используете способ постановки от опорного звука, то у Ц может быть небольшой призвук Ч. Когда ребенок выучит артикуляцию, то свистящий будет четким. Если нет больших отклонений в работе артикуляционного аппарата, то с помощью звукоподражания и обратного слога вы сможете быстро поставить нужный звук. Сколько вам понадобится занятий по постановке, будет зависеть от речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка. Переходить на этап автоматизации звука вы сможете после того как малыш станет произносить изолированный звук четко.
Рекомендации по автоматизации
Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.
Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.
Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе.
Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.
Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.
Телефонные коды населенных пунктов России на букву Ц.
В таблице размещены телефонные коды станиц, сел, деревень, поселков, других территориальных образований России, начинающихся на букву Ц. Колонка «Принадлежность» говорит о месторасположении населенного пункта в крае, области, округе, республике Российской федерации. На данной странице Вы имеете возможность найти населенный пункт самостоятельно или произвести поиск по таблице. Найти:
Населенный пункт | Принадлежность | Код |
Цаган Аман | Калмыкия | +7 84744 |
Царев | Волгоградскаой | +7 84478 |
Царёвка | Воронежской | +7 47362 |
Царёво | Псковской | +7 81153 |
Царёво | Московской | +7 496 53 |
Царёво-Займище | Смоленской | +7 48131 |
Царицын | Волгоградской | +7 8442 |
Царицыно Озеро | Ленинградской | +7 81367 |
Цаца | Волгоградской | +7 84477 |
Цвелодубово | Ленинградской | +7 81378 |
Цветково | Калининградской | +7 40151 |
Цветково | Псковской | +7 81153 |
Цветники | Брянской | +7 48334 |
Цветногорск | Республика Хакасия | +7 39034 |
Цветное | Ставропольский | +7 86550 |
Цветной | Ростовской | +7 86359 |
Цветной | Калмыкия | +7 84747 |
Цветной | Ростовской | +7 86379 |
Цветнополье | Омской | +7 38141 |
Цветочный | Адыгея | +7 87777 |
Цветочный | Ставропольский | +7 86547 |
Цвиллинга | Оренбургской | +7 35334 |
Цвиллинга | Челябинской | +7 35169 |
Цвылёво | Ленинградская | +7 81367 |
Цегельня | Смоленской | +7 48141 |
Цезарево | Московской | +7 49638 |
Целеево | Московской | +7 49622 |
Целина | Ростовской | +7 86371 |
Целинное | Башкортостан | +7 34758 |
Целинное | Курганской | +7 38596 |
Целинное | Алтайский | +7 38596 |
Целинный | Башкортостан | +7 34772 |
Целинный | Бурятия | +7 30135 |
Целово | Костромской | +7 49437 |
Цементнозаводский | Республика Коми | +7 82151 |
Цементный | Свердловской | +7 34356 |
Цемер | Дагестан | +7 87266 |
Цемзавод | Ульяновской | +7 84233 |
Центаро́й | Чечня (Курчалоевский район) | +7 87155 |
Центральная Усадьба | Смоленской | +7 48147 |
Центральные Мастерские | Иркутской | +7 39530 |
Центральный | Краснодарский | +7 86154 |
Центральный | Владимирской | +7 49233 |
Центролит | Московской | +7 49669 |
Цепели | Кировской | +7 83365 |
Церковище | Смоленской | +7 48145 |
Цибанобалка | Краснодарский | +7 86133 |
Цибикнур | Марий Эл | +7 8362 |
Цибушево | Костромской | +7 49437 |
Цикуновка | Смоленской | +7 48148 |
Цимлянский | Ставропольский | +7 86553 |
Циммермановка | Хабаровский | +7 42151 |
Ципикан | Бурятия | +7 30153 |
Цми | Северная Осетия | +7 86731 |
Цмур | Дагестан | +7 39199 |
Цолга | Бурятия | +7 30143 |
Цолода | Дагестан | +7 87250 |
Цораевский | Кабардино-Балкария | +7 86631 |
Цорос | Калмыкия | +7 84731 |
Цоцин-Юрт | Чечня | +7 87155 |
Цуриб | Дагестан | +7 87266 |
Цуканово | Московской | +7 49638 |
Цуликана | Дагестан | +7 87260 |
Цуревский | Краснодарский | +7 86152 |
Цурмахи | Дагестан | +7 87230 |
Цыганки | Ростовской | +7 86342 |
Цыгановка | Нижегородской | +7 83134 |
Цыпка | Краснодарский | +7 86167 |
Цыпнаволок | Мурманской | +7 81554 |
ЦЭС | Хабаровский | +7 42149 |
Телефонные коды городов России по алфавиту. Города России на букву Ч.
Что нужно делать на этапе дифференциации
На этапе дифференциации проводят коррекцию парасигматизмов. Логопед или родители предлагают задания для фонематических процессов. Взрослый должен произносить звуки четко, сильно выделять их голосом. Это связано с тем, что если ребенок неправильно произносил смешиваемый звук, то и слышал фонему искаженно.
Если ему сложно выделять на слух нужную фонему, предложите повторять ее за взрослым. Постепенно малыш научится выполнять задание на слух. Предлагайте найти фонему в слогах, словах. Обращайте внимание на артикуляцию, особенно если при выполнении упражнений будете опираться на проговаривание.
Проводите работу над звуковым анализом слова. Объясните ребенку, где находится начало, середина и конец слова, какие звуки называют согласными и гласными. Обязательно дайте характеристику Ц, тренируйтесь определять место фонемы в слогах. Потом начинайте работать со словами.
Предложите ребенку распределить картинки на группы с определенными фонемами. Выбирайте вначале фонемы, которые совсем непохожи по акустическим и артикуляционным признакам. Потом, когда вы будете закреплять правильное произношение в словах, включите в занятия фонемы из одной группы (Ц и С).
Проводите коррекционную работу постепенно, не нужно нагружать малыша большим количеством информации. Именно поэтапность − важная составляющая успешных занятий.
Продолжительность и советы по организации коррекционной работы
Продолжительность терапии зависит от речевого нарушения и того, как родители ответственно подходят к логопедическим занятиям. Их количество должно быть не менее 3-4 раз в неделю. Их продолжительность зависит от возраста ребенка. Обязательно используйте наглядный материал.
Ничего страшного, если в слогах и словах автоматизация займет больше времени. Часто закрепление в связной речи проходит быстрее, потому что ребенок освоил правильную артикуляцию. Но автоматизировать нужно только четкий звук без искажений.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, вам может понадобиться помощь других специалистов, особенно, если у ребенка сложное речевое нарушение. Это дефектолог, невролог, потому что в этом случае нужно оказывать комплексное воздействие.
Слоги на звук «Ц»:
Автоматизацию Ц в слогах нужно проводить только после того, как ребенок научится проговаривать этот звук изолированно.
Для того, чтобы проговаривать слоги было веселее их можно обыграть при помощи бродилок. Их вы сможете найти на сайте или по выделенной ссылке.
Автоматизация Ц в обратных слогах: АЦ – ОЦ – УЦ УЦ – ЭЦ – АЦ ЭЦ – ОЦ – АЦ УЦ – ОЦ – АЦ ЫЦ – УЦ – ОЦ ЭЦ – ЫЦ – ОЦ ОЦ – АЦ – УЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ
Автоматизация звука Ц в прямых слогах: ЦА – ЦО – ЦЕ ЦИ – ЦО – ЦЫ ЦЫ – ЦЕ – ЦУ ЦА – ЦУ – ЦО ЦО – ЦА – ЦЫ ЦЫ – ЦО – ЦА ЦЕ – ЦУ – ЦЫ ЦУ – ЦЕ – ЦО ЦА – ЦЫ – ЦО
Автоматизация Ц в интервокальной позиции: АЦА – ОЦО – УЦУ ОЦО – ЫЦЫ – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА ОЦО – ЭЦЭ – УЦУ ЭЦЭ – ЫЦЫ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА УЦУ – ОЦО – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – ОЦО
Со стечением согласных: ЦВЕ – ЦВА – ЦВО МЦА – МЦО – МЦУ ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ МЦЫ – МЦЭ – МЦЕ
При выборе слов на автоматизацию звука «Ц» обратите внимание, чтобы в данных словах не было неправильно произносимых ребенком звуков. Например, нужно исключить слова ЦАРЕВИЧ, ЦАРЕВНА, ЦАРЬ, если ребенок не произносит звук «РЬ». Это нужно для того, чтобы не закрепить неправильное произношение данного звука.
Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности будет наиболее эффективной, если малыш не только слышит слово, но и видит его.