ИСТОРИЯ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XVII В. – ½ ХIХ В.


Г. Борисоглебск Воронежской области

Борисоглебск
, город в России, административный центр Борисоглебского городского округа Воронежской области, кафедральный город Борисоглебской епархии. Расположен в юго-восточной части Окско-Донской равнины на левом берегу реки Вороны в пяти верстах от впадения в реку Хопер, в 63 к северу от Урюпинска, в 240 км к востоку от Воронежа. Железнодорожная станция на линии Москва-Волгоград. Население — 64, 900 (2013) [1].
Исторически Борисоглебском также назывались в XVII в. Даугавпилс; в кон. XVIII-нач. XIX вв. город Ярославской губернии, ныне в составе Тутаева

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан в 1646 году как русская военная крепость Павловская

. Город
Павловск
с 1698 года. Около того же времени здесь была построена верфь, во время подготовки ко взятию Азова здесь заготавливался лес для постройки каботажного флота.
Борисоглебском
город стал называться после возведения в 1704 году церкви во имя святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба. В 1708 году был захвачен участниками Булавинского восстания. В том же году приписан к Азовской губернии.

С 1719 года вошел в Тамбовскую провинцию. С 1725 года — в Воронежской губернии (с 1732 года — в её Воронежской провинции). С 1779 года — уездный город Тамбовского наместничества, с 1796 года — Тамбовской губернии. В 1806 году император Александр I утвердил план регулярной прямоугольной застройки Борисоглебска.

После 1861 года — центр хлебной торговли и крупный промышленный центр на востоке Черноземья; два раза в год в городе проходили многолюдные ярмарки. Торговля способствовала притоку банковского капитала. Решающим для развития города событием стало строительство в 1869-1871 годах железной дороги Грязи-Борисоглебск-Царицын, что привело к созданию в Борисоглебске новых промышленных предприятий. В конце XIX века действовали 34 фабрики и завода, мужская и женская гимназии, техническое и железнодорожное училища, 2 приходских городских училища.

После революции и Гражданской войны Борисоглебск продолжал развиваться как агропромышленный и культурный центр. В этот период были введены в строй ряд промышленных предприятий, открыт учительский институт, техникум механизации сельского хозяйства, дорожный техникум. В 1923 году была создана 2-я военная школа летчиков, впоследствии Высшее военное авиационное училище летчиков им. Чкалова. После Второй мировой войны город сохранил свое значение как крупный промышленный и культурный центр Прихоперья.

Статистика

  • 1856 — 8.1 тыс. человек, 4 церкви, 867 домов, 56 лавок
  • 1897 — 22.3 тыс. человек
  • 1913 — 28.2 тыс. человек
  • 1931 — 44.4 тыс. человек
  • 1959 — 54.4 тыс. человек
  • 1976 — 69 тыс. человек
  • 1989 — 72.3 тыс. человек
  • 2003 — 69.4 тыс. человек
  • 2010 — 65.7 тыс. человек

История

Герб (1781): «пять мешков, положенные один на другой, в голубом поле, в знак изобилия пшеницею»
Город основан в 1698 году (некоторые источники указывают на 1646 год), как выражается летописец, «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали». До 1704 года носил имя Павловск (Новопавловск). Пётр Великий, предположив покорить Азов, сделал Борисоглебск временным депо для заготовки леса к постройке каботажного флота, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию здесь промышленности.

В 1708 году, при первом разделении России на 8 губерний, Борисоглебск приписан был к Азовской губернии. В 1719 году, когда границы губерний вторично были изменены, Борисоглебск вошёл в Тамбовскую провинцию, в 1732 году перечислен в Воронежскую губернию, а в 1779 году, когда образовано было Тамбовское наместничество, — Борисоглебск был сделан одним из 15 уездных городов наместничества. Весьма выгодное географическое положение города, связанного водным путём с портами Азовского и Чёрного морей (Ворона, Хопёр, Дон, Азовское море), в значительной степени влекло к нему произведения не только своего уезда, а также уездов Кирсановского и Балашовского и всей южной половины губерний и смежных уездов губерний Саратовской и Воронежской.

В 1869 году начал действовать «Пивоваренный завод № 4 А. А. Насоныча». Завод выпускал пиво тёмных и светлых сортов, а также фруктовую газированную воду. С приходом Советской власти завод продолжал действовать в первоначальном виде. В середине XX века предприятие было модернизировано, построены новые цеха и запущены новые линии. В настоящее время предприятие продолжает выпускать пиво.

В Борисоглебске в начале XX века существовала весьма оживлённая пристань, по близости к Хопру названная Хопёрской. Ещё в 1870-х годах на здешней пристани грузилось более 52 тыс. м³ зерна и муки; в Борисоглебск на луговой стороне Хопра и Вороны ежегодно строилось до 2 тыс. барок, отправлявшихся с товарами в Ростов и Таганрог; ежегодно здесь бывало до 10 тыс. бурлаков. Проведением Грязе-Царицынской дороги Борисоглебск связался с Царицыным и, следовательно, с Приволжским краем, с одной стороны, и с портами Балтийского моря, с другой, и быстро стал одним из оживлённых хлеботорговых пунктов чернозёмного края, через который направлялись в Санкт-Петербург и Москву хлеб, лес, керосин, рыба, икра, арбузы, а также соль из озёр Астраханской губернии, которой снабжался весь район железной дороги.

В 1890 году на участке Грязи — Борисоглебск (199 км) было выручено по перевозе грузов и др. — 3 418 925 руб., или — 17 181 руб./км. По сведениям 1885 года, в Борисоглебске проживало 13 007 жителей (6325 мужского пола и 6682 женского пола), почти исключительно православных. В Борисоглебске в начале XX века имелась женская (4 класса) и мужская (6 классов) прогимназии, техническое железнодорожное училище, два приходских городских училища и др. Из ярмарок тогда выделялись казанская (6 июля), продолжавшаяся 3 дня, имевшая важное (местное) экономическое значение.

В Гражданскую войну находился в зоне боевых действий между Рабоче-крестьянской Красной Армией, с одной стороны, и Добровольческой и Донской армиями — с другой, неоднократно переходил из рук в руки. Борисоглебский уезд был охвачен Тамбовским восстанием.

В декабре 1922 года в Борисоглебске была создана 2-я военная школа лётчиков Красного воздушного флота, готовившая пилотов для ВВС, ставшая позднее Борисоглебским высшим военным авиационным ордена Ленина Краснознамённым училищем лётчиков имени В. П. Чкалова, с мая 2001 года — Борисоглебский учебный авиационный центр (филиал) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (ныне Качинское военное училище).

В 1940 году на базе педагогического училища был основан учительский институт в составе двух отделений — физико-математического и филологического. Он давал выпускникам неоконченное высшее образование. В сентябре 1952 года учительский институт был реорганизован в педагогический институт, призванный готовить специалистов с высшим образованием для средних школ.

Религия

В 1920-1930-х годах существовало Борисоглебское викариатство Воронежской обновленческой епархии.

С 2003 года Борисоглебск — второй кафедральный город Воронежской епархии.

26 декабря 2013 года стал кафедральным городом новоучрежденной Борисоглебской епархии.

Святые

  • Прп. Никандр Борисоглебский (местночт. [2]).

Монастырь

  • Александро-Невский Хренников монастырь (закрыт в 1920-х)

Храмы

  • Бориса и Глеба
  • Всех скорбящих радость, иконы Божией Матери
  • Знаменской иконы Божией Матери
  • Казанской иконы Божией Матери
  • Николая Чудотворца
  • Преображения Господня, собор (недейств.) [3]
  • Сретения Господня (недейств.)

Географическое расположение

Город расположен на левом берегу реки Ворона, вблизи её впадения в Хопёр, в 204 км от Воронежа. В составе города принято выделять Северный и Юго-Восточный микрорайоны. Аэродромная улица также фактически представляет из себя микрорайон, где в советское время давали квартиры семьям военнослужащих и работникам авиаремонтного завода.

Исторически в Борисоглебске неофициально выделяются районы: Водострой, Ворово, Кирпзавод, Лахмутовка, Макурёвка, Солдатский, Станичный, Черёмушки, Северный, Южный, Аэродромная, некоторые из которых ранее были слободами или поселками, включенными позднее в состав города.

Борисоглебск

История Борисоглебска начинается в середине XVII века. Строительство города было начато в 1654 году. Однако некоторые учёные называют и другие годы: 1646 и 1698. Борисоглебск находился на юго-восточной границе государства. Он должен был стать укреплённым пунктом и защищать государственную границу на юго-востоке. Основание города было задумано ещё в 30-е годы XVII столетия. В грамоте конца 30-х годов царя Михаила Фёдоровича говорится о том, что жителей юго-востока страны постоянно беспокоят «татарские и ногайские люди». Нападая на местное население, «люди» разоряли деревни и убивали жителей. Уцелевшие вынуждены были покидать родные места. А это, в свою очередь, могло привести к тому, что юго-западная граница осталась бы незащищённой и уязвимой. В 1644 году крымский царевич Калга совершил набег на несколько селений. Часть жителей была истреблена. Многие попали в рабство. Селения были полностью разрушены. Именно это событие и заставило царя всерьёз задуматься над тем, как защитить своих подданных.

Борисоглебск был задуман как город-крепость, который способен отбить атаку любого врага. Расположение города было спланировано таким образом, чтобы с запада и юга его закрывали реки Ворона и Хопёр. Первыми жителями стали люди, профессионально владевшие оружием: стрельцы, боярские дети, казаки, пищальники. Они жили в деревянной крепости, обнесённой рвом. Служилых людей постепенно стали наделять земельными участками вокруг крепости. Каждый такой земельный участок в последствие стал слободой.

Новая крепость первоначально называлась Павловском (по другой версии – Новопавловском). В 1704 году в городе была построена церковь в честь святых Бориса и Глеба. В этом же году город изменил своё название на Борисоглебск.

В эпоху Петра Великого Борисоглебск прославился благодаря Теллермановскому лесу. Пётр I, как известно, обучался корабельному делу в Голландии. Вернувшись домой, он решил строить флот. Но для этих целей годился далеко не любой лес. Нужная древесина была найдена недалеко от Борисоглебска. Кораблестроительство привлекло в город огромное количество людей, что способствовало росту числа населения и расширению границ города. Кроме кораблестроителей в город переехали и другие работники. Царь основательно готовился к Азовскому походу, ему были нужны опытные специалисты.

В 1708 году после очередной реформы Петра Великого страна была разделена на губернии. Борисоглебск был закреплён за Азовской губернией. Через несколько лет, в 1713 году, город пережил последнее нашествие татарских войск. В 1719 году границы Азовской губернии были изменены. Отныне Борисоглебск стал относиться к Тамбовской губернии, а с 1732 – к Воронежской. В 1779 году Борисоглебск получил статус города наместничества.

После смерти Петра I Борисоглебск постепенно утратил значение военной крепости. Основными занятиями горожан становятся торговля и ремёсла. Связь города с портами Чёрного и Азовского морей давала возможность отправлять товары за границу, а также ввозить импорт в страну. Успешной торговле способствовало удачное расположение города. Здесь пересекались многие торговые пути Российского государства.

Новая эпоха в развитии города началась при Александре I. К тому времени Борисоглебск уже успел утвердиться в статусе торгового города. Царь создал новый план развития Борисоглебска. Развитие города началось с застройки огромного участка земли со стороны реки Вороны. Прямоугольная застройка, несвойственная для тех лет, сохранилась до сих пор.

В середине XIX века город становится центром хлебной торговли. Наличие рядом с городом судоходной реки давало возможность экспортировать зерно за границу или же перевозить его внутри страны. К 1860 году, ещё до отмены крепостного права, в Борисоглебске действовало более тридцати предприятий (воскобойные, кирпичные, салотопенные, мыловаренные и т. д.). Кроме того здесь находились 2 училища, 4 церкви и больница.

Отмена крепостного права в 1861 году способствовала улучшению торговых отношений между Борисоглебском и другими городами Российской империи. Появилось огромное количество торговых компаний, которые покупали зерно в деревнях и везли его в Борисоглебск. Два раза в год в городе проводились ярмарки, на которые приезжали жители ближайших к Борисоглебску городов и деревень. Наибольшее количество приезжих собирала Казанская ярмарка. В городе даже появилась закупочная контора известной французской . Своё внимание обратила на город и «Тамазини и Везери», греческая фирма, также открывшая здесь свои представительства.

Но наиболее успешное экономическое развитие ожидало город после строительства железной дороги Грязи – Борисоглебск – Царицын. Дорогу строили в течение двух лет, с 1869 по 1871 годы. Эта дорога соединяла город с несколькими портами Балтийского моря, а также с огромным количеством промышленных центров по всей Российской империи. Сравнительно небольшому Борисоглебску потребовались дополнительные работники, так как в городе появились новые предприятия. Производимые в Борисоглебске товары, как и прежде, идут на экспорт, только теперь в ещё больших количествах.

К концу XIX века в городе функционировало около сорока заводов и фабрик. В нескольких километрах от Борисоглебска располагались крупные имения, где выращивали племенной скот, птицу, тонкорунных овец. Наиболее развитым считалось коневодство. В окрестностях города находилось более двадцати конных заводов. Благодаря огромному количеству предприятий в Борисоглебске можно было перерабатывать сельскохозяйственную продукцию прямо в городе, никуда её не отправляя. Число жителей города к тому времени выросло в несколько раз. Стремительное развитие экономики способствовало увеличению капитала. В Борисоглебске появилось несколько филиалов крупнейших в те времена банков. Кроме того, в городе открылось ещё несколько представительств иностранных компаний.

В 1917 году, в период Октябрьской революции, город оказался в эпицентре гражданской войны. Несколько раз Борисоглебск переходил от красноармейцев к белогвардейцам и обратно. Революционный 1917-й ознаменовался для Борисоглебска ещё и тем, что в этом году в городе появилось педагогическое общество, членами которого стали преподаватели средних и высших учебных заведений. Преподаватели ставили перед собой цель улучшить качество народного образования.

С 1917 по 1941 годы жители Борисоглебска возрождали промышленность своего родного города. Были реконструированы старые и открыты новые предприятия. Была также проведена колоссальная работа по ликвидации безграмотности и поднятию культурного уровня населения.

В период Великой Отечественной войны Борисоглебск становится прифронтовым городом. Здесь происходит формирование воинских частей, открываются военные госпитали. Именно в Борисоглебск были эвакуированы самые важные государственные учреждения Воронежа.

В послевоенные годы Борисоглебск активно и стремительно восстанавливался. Наиболее продуктивными были 3 десятилетия: 60-е, 70-е и 80-е годы. Экономическое развитие приостановилось в годы перестройки. Но, уже начиная с начала 2000-х, экономика Борисоглебска постепенно возвращается на «доперестроечный» уровень. В наши дни в городе функционируют 2 десятка предприятий, самым крупным из которых является ОАО «Борхиммаш».

Образование

  • Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета (бывший Борисоглебский государственный педагогический институт).
  • III факультет Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков
  • 4 филиала московских и воронежских вузов[какие?
    ]
  • Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий (бывшие Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники, Борисоглебский индустриальный техникум, профессиональное училище № 34).
  • Борисоглебский дорожный техникум
  • Борисоглебский сельскохозяйственный техникум
  • Борисоглебский медицинский колледж
  • Борисоглебское музыкальное училище
  • Борисоглебский технолого-экономический техникум

Экономика

  • ООО «Борисоглебский машиностроительный завод» (ООО БМЗ)
  • АО «Борисоглебский трикотаж»
  • АО «БКМЗ» (Борисоглебский котельно-механический (Борисоглебский ордена Трудового Красного Знамени завод химического машиностроения)
  • ООО «БорКотлоМаш»
  • ООО «ЗНИГО» завод нефтяного и газового оборудования
  • ПАО «Ирбис» (Завод котельного оборудования и отопительных систем БКМЗ)
  • ОАО «БКМЗлит» (Чугунолитейный завод БКМЗ)
  • ОАО «БПСЗ» (Приборостроительный
  • ЗАО «Борисоглебские системы связи»
  • АО «Патроны»
  • ОАО «711 АРЗ» (Борисоглебский авиаремонтный завод)
  • Кирпичный завод
  • Пивоваренный завод
  • Комбинат хлебопродуктов
  • Хлебо
  • Группа
  • ЗАО «Механика»
  • ООО «Завод пенобетонных изделий»
  • ООО «Борисоглебский МЭЗ»
  • ООО «Химмаш-Спец-Комплект»

Средства массовой информации

Интернет-провайдеры

  • Интернет-провайдер «Ростелеком» — оператор связи в Борисоглебске. Предоставление доступа в интернет, услуги интерактивного телевидения, физическим и юридическим лицам.
  • «Инфорум» — интернет-провайдер предоставляет населению высокоскоростной доступ к интернету, как в многоквартирных домах так и в частных, по технологии GPON.
  • «Виплайн» — межрегиональный оператор связи, предоставляющий полный пакет телекоммуникационных услуг на базе передовых технологий беспроводного широкополосного доступа в интернет.
  • «Дом МТС» — домашний провайдер «МТС», предоставляет населению высокоскоростной доступ к интернету, а также услуги кабельного телевидения.

Связь

Услуги фиксированной телефонной связи и мобильного интернета в Борисоглебске предоставляют операторы:

  • «МТС»
  • «Билайн»
  • «МегаФон»
  • «Теле2»
  • «Ростелеком»
  • «Yota»
  • «Tinkoff»

Все перечисленные операторы, работают в современном стандарте 4G-LTE, а также стандартах 3G-UMTS/HSDPA+, 2G-GSM/EDGE.

Радиовещание

Всего в городе насчитывается 16 радиостанций вещающих в FM диапазоне и 2 УКВ диапазоне в молчит.

  • 68,24 УКВ Радио Маяк (Молчит)
  • 70,82 УКВ Радио России / ГТРК Воронеж (Молчит)
  • 88,1 МГц Радио ENERGY
  • 91,4 МГц Радио Рекорд
  • 91,9 МГц Радио Шансон
  • 99,0 МГц DFM
  • 99,9 МГц Элит FM
  • 100,4 МГц Наше радио
  • 100,8 МГц Ретро FM
  • 101,7 МГц Авторадио
  • 103,0 МГц Дорожное Радио
  • 103,6 МГц Европа Плюс
  • 104,1 МГц Радио России / ГТРК Воронеж
  • 104,7 МГц Радио Дача
  • 105,8 МГц Радио Мелодия
  • 106,2 МГц Русское Радио
  • 106,7 МГц Радио Ваня
  • 107,5 МГц Юмор FM

ИСТОРИЯ ГОРОДА БОРИСОГЛЕБСК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XVII В. – ½ ХIХ В.

2.1 Административное устройство и хозяйственное развитие города Борисоглебска

Ново-Павловск как город Борисоглебск стал именоваться в 1704 году по церкви, освященной в честь князей Бориса и Глеба. В начале XVIII века г. Борисоглебск имел подчиненную ему территорию с населенными пунктами, приписанными к городу и издавна связанными с ним в первую очередь экономически. Таких населенных пунктов тогда было семь: Чегардайская, Карайская, Боганинская, Танцыреевская, Карачанская, Грибановская слободы; слобода Русская Поляна.

Удаленность от центров, соседство с землями Войска Донского еще долгое время заставляло наш город выполнять сторожевые функции. Этому были подчинены почти все интересы его населения, наложившее своеобразный отпечаток на всю внутреннюю жизнь города.

Административная часть города в XVIII веке сохранилась в пределах территории, занимаемой ранее крепостью. Здесь стояли деревянные здания, в которых размещались: канцелярия городничего, нижний земский и уездный суд, тюремная изба, казначейство, денежная кладовая, городская ратуша.

Близ крепости располагались слободы служилых людей: солдатская, станичная, подьячья и приворотная. В подьячей слободе в основном проживали гражданские чиновники, «ибо слово «подьячий» означало сословие служащих».

В приворотной слободе жил служилый люд, обслуживавший въездные ворота в крепость.

По законодательному акту об изменении административно-территориального деления государства, Борисоглебск в 1779 году отошел в Тамбовское наместничество в качестве уездного города.

По внешнему виду он был достаточно живописным, но одновременно тесным по скученности домов на кривых и узких улицах и свободным по обилию пустырей, огородов и садов. Город не имел никакого благоустройства.

Постройка города вплоть до конца XVIII века была в основном деревянной. Деревянные крепостные башни и церкви были доминантами застройки, фиксировавшими в городской среде основные ее функциональные составляющие: собор Бориса и Глеба располагался в крепости, Преображенская церковь – на Торговой площади, Казанская церковь – в Солдатской слободе. В этот же период сооружается первое крупное каменное здание – Успенский Собор. Деревянная застройка под соломенной крышей постоянно загоралась. Для уменьшения пожарной опасности Городская Ратуша запрещала в домах топку печей летом. Борьба со стихийными пожарами и заведения простейшего благоустройства стали очевидной необходимостью.

Для размещения вновь создаваемых уездных учреждений нужны были подходящие помещения. Присутственные места должны были находиться в здании с импонирующим фасадом, чтобы утверждать в глазах населения престиж власти.

19 октября 1806 года был утвержден регулярный план Борисоглебска, чему предшествовала длительная и кропотливая работа местных землемеров. В архивах сохранилось множество рабочих вариантов плана города, снабженных подробными описаниями существующих и вновь проектируемых общественных, промышленных зданий. Их строительство осуществлялось строго в соответствии с генеральным планом. Так, в квартале, отведенном под «казенные строения», до середины ХIХ века располагались здания тюрьмы, городской думы, присутственных мест, больницы. У реки и ее пойме размещались воскобойный, мыловаренный, пивной, винный, кожевенный заводы, шерстомойни и водяные мельницы. За городской вал были вынесены салотопенные заводы, ветряные мельницы. Кузницы были сконцентрированы в северном овраге. Центром активной жизни города стала торговая площадь с ровными рядами лавок, винных и соляных магазинов, питейных домов.

Во главе города стоял воевода. Первым воеводой был Никита Скрябин. У него была вся полнота власти в крепости. Он руководил хозяйственной жизнью, строительством, регулировал торговлю, осуществлял военное руководство крепостью, раздавал солдатам денежное жалованье и хлебное довольствие. Воеводе всецело принадлежала и судебная власть. «Он не допускал вести непристойные речи про государя, а виновных сажал в тюрьму до разбора дела». Воевода также следил за тем, чтобы не было самовольного изготовления вина, привоза казаками на Хопер запретных товаров (пороха, свинца, оружия). Он следил за правильным поступлением податей. Разбирал дела о грабежах, подлогах, сводничестве, побоях, подделке монет и назначал наказания. Обязанностью воеводы было объявлять жителям крепости новые указы царя. Помогали воеводе подьячие. Подьячие составляли основу административного аппарата воеводского управления. Для некоторых эта профессия стала наследственной.

Продолжительность воеводской службы составляла 2-3 года. Затем этот срок был увеличен. В ХIХ веке обязанности главы города стал выполнять городничий.

Важные функции полицейского характера выполняли «объезжие головы». Им поручалось надзирать за безопасностью от огня, следить за выполнением общественного порядка. Они отвечали за то, чтобы нигде не было драк, пьянства, употребления табака, недозволенных игр и т.п.

В связи с расположением на большом водном пути, наличием богатых плодородных земель, леса, степей и тучных пастбищ в условиях широкого распространения в России мелкотоварного производства город складывался как центр торговли хлебом, скотом, кожей. Развитие получили промыслы: кузнечный, бондарный, кожевенный. Серьезное влияние на развитие города оказывала торговля хлебопродуктами.

Несмотря на то, что Борисоглебск находился далеко от театра военных действий, французское нашествие вызвало среди жителей города большой патриотический подъем. Летом 1812 года в Борисоглебске происходили оживленные городские сходы. Решались вопросы о пожертвованиях, о наборе в рекруты, о записи в ополчение. В Городской думе состоялось собрание всех городских сословий. После зачтения городничим «высочайшего» указа «О сборе внутри государства новых сил» и призыва к «ревностной любви к отечеству» состоялись добровольные пожертвования. В составе Тамбовского ополчения в сражениях с французами принимали участие борисоглебцы.

22 января 1814 года последовал указ Александра I о роспуске ополчения, перенесшего «необыкновенные труды и неоднократно оказавшего мужество и храбрость в делах с неприятелем».

В 40-х годах город Борисоглебск занимал территорию 2576 десятин. Улицы были еще не мощены, имелись 2 площади. Центральная часть города в темное время освещалась семью фонарями. Рост доходов города позволил городским властям вплотную приступить к застройке торговой площади. «К1835 — 1841 гг. был разработан проект с показом места для церкви, корпусов лавок, гостиного двора, питейного дома. К 1845 году был построен гостиный двор».

К 1847 году в Борисоглебске насчитывалось около 20 каменных частных домов. В 50-е годы XIX столетия торговую площадь украшали несколько двухэтажных магазинов. К этому времени рост экономического благосостояния жителей Борисоглебска нашел отражение в массовом строительстве в центре города 1-2-х этажных кирпичных домов.

2.2 Социальное развитие города Борисоглебска

В первые годы существования города его жители испытывали большие трудности. Так, в 1705 году в Тамбовском крае, в том числе и на Борисоглебских землях, случился неурожай. В то лето, по свидетельству тамбовского летописца, напала саранча, уничтожившая хлебные посевы. В результате десятки борисоглебских семей вынуждены были покинуть насиженные места. Только из солдатской слободы Борисоглебска уехало сразу 50 семей.

В первой трети XVIII века на борисоглебских землях в основном проживали служилые люди. Они заготавливали дрова и лес для Азовской флотилии. Петр I внимательно следил за бережным отношением к корабельному лесу. Были изданы указы «О нерубке на дрова лесу толще пяди» и «О заповедных лесах», по которым подрядчикам разных работ и жителям запрещалось рубить лес, пригодный для кораблестроения.

Петровские преобразования в России, несмотря на свою прогрессивность, проводились силовыми, зачастую жестокими методами. На плечи крестьян легли тяжелые повинности по расходам на судостроение, создание регулярной армии. В знак протеста участились побеги на Дон под защиту вольных казачьих обычаев. Обеспокоенный этим, осенью 1707 года Петр I послал на Дон карательную экспедицию под руководством князя Ю.Н. Долгорукова. Но здесь вспыхнуло восстание, которое возглавил Кондратий Булавин. Восставшие уничтожили отряд Долгорукого, убили его самого и начали громить бояр и помещиков на землях, прилегающих к Дону.

В апреле 1708 года булавинцы захватили Борисоглебск. Из рассказа борисоглебских подьячих Василия Протопопова, Ивана Томилина, Прокофия Польшина, Константина Жильцова и крестьянина Филимонова стало известно, что «на шестой неделе великого поста приезжали от бунтовщика Булавина в Борисоглебск хоперского городка поп Алексей со многими ворами и Борисоглебских жителей наговаривали, всех колодников распустили, и государев порох весь за город вынесли. Подьячий Катасонов останавливал злодеев, но его многажды били, и он ушел в город, ударил в набат, и по тому набату городские жители никто к нему не пошел, и отбивать его не стали…». Борисоглебцы поддержали Булавина, присягнули ему на верность и даже выступили в поход против царских войск, в котором потерпели поражение.

Восстание под предводительством Булавина было жестоко подавлено. По приказу Петра I целый ряд казачьих городков, причастных к восстанию, были уничтожены. Однако Борисоглебск уцелел.

В 1719 г. в Борисоглебске разразился «страшный мор» – эпидемия чумы, которая косила целые семьи и, казалось, что спасения от нее нет. Петр I принял против распространения чумы самые решительные меры. Карантинные заставы в борисоглебской местности имели большие караулы. Велено было никого не пропускать из «загумленных мест». В случае сопротивления предписывалось стрелять. А прорвавшихся через заставу подлежало вешать немедленно без суда, кто бы он ни был». Прямо у застав стояли виселицы. Жилища умерших от болезни сжигали со всем имуществом. В результате предпринятых мер чума в наших местах пошла на убыль, о чем капитан Горохов и доложил Петру I в 1720 году.

После смерти Петра I в Борисоглебске некоторое время продолжалось кораблестроение. Строились мелкие суда, сплавлялся лес к Азову. Однако прежнее военное значение город постепенно утрачивал.

В первой трети XVIII в. наш край заселялся очень слабо. Более того, наблюдался даже большой отток населения, что показала перепись 1721 года. Так, в Борисоглебском уезде было 7 населенных пунктов, в них проживало всего лишь 545 однодворцев: работавших по найму – 103 человека, нищих – 24 человека и т.д. (всего 706 человек).

С 30-х годов XVIII века начался новый этап заселения нашего края. Появились новые населенные пункты. Названия им, как правило, давались по именам первых поселенцев, рекам, церковным постройкам и праздникам, местоположению. Привольные просторы нашего края манили к себе новых поселенцев, тем более, что в 30-х годах в окрестностях Борисоглебска было заселено всего лишь 3,8% земель. Народная (не помещичья) колонизация для нашей местности была в тот период главной.

Вместе с тем, нельзя отрицать того, что наши тучные черноземы постепенно стали отходить к наиболее именитым фамилиям царского двора.

Так, Л.К. Нарышкин, родственник царя, получил в пределах Вороны и Хопра землю площадью в 73.902 десятины, т.е. около 900 гектаров.

За активное участие в подавлении булавинского восстания некоторые земли нашего края (Грибановка, Малая Грибановка, вплоть до р. Савала) были подарены царем князю А.Д. Меншикову.

Не отставали от крупных вотчинников и монастыри: Савво-Сторожевский, Троицкий, Мамонтова пустынь.

Вторая половина XVIII века отмечена значительным ростом дворянского землевладения. Но особенно щедрые пожалования земель и крестьян дворянству начались при Екатерине II, ничего не жалевшей для своих приближенных и фаворитов. Вольность, полученная дворянами по Манифесту 1762 года (он освобождал их от обязательной службы), позволила значительной ее части осесть на землю и заняться хозяйством. Усиливалось крепостничество. Сельское хозяйство уезда было почти полностью в руках помещиков. На огромных степных просторах уезда раскинулись имения князя Волконского, графа Кушелева – Безбородко, помещиков Кондоиди, Рымарева, Аршеневского и других крепостников, которых привлекало сюда плодородие земель. При самых примитивных способах ведения хозяйства урожайность здесь была гораздо выше, чем в прочих уездах Тамбовщины.

Исключительное плодородие почв нашло свое отражение даже в гербе города Борисоглебска. На нем было изображено пять завязанных мешков с хлебом на голубом поле. Впоследствии он дополнился губернским гербом Тамбова и стал представлять собой щит, разделенный на две части. На верхней части был изображен золотой улей, поставленный на зеленеющую землю, и три золотых пчелы, а на нижней – по-прежнему пять мешков с хлебом.

В экономическом примечании к атласу Борисоглебского уезда конца XVIII века среди жителей города впервые представлены дворяне в количестве 32 человек. Помещичьи крестьяне терпели существовавший в то время произвол помещиков – крепостников.

Исследователь Тамбовского края И.И. Дубасов о.

К середине XIX века в Борисоглебске интенсивно развивалась экономика.

«Появились первые заводы: пивоваренный, два салотопильных, восемь винокуренных, два мыловаренных. Выделились две площади: главная административная – в – на окраине». По традиции ежедневная торговля сохранялась на главной площади. К этому времени в городе имелось 19 торговых лавок. Чуть позже были построены: одна соборная каменная церковь, четыре деревянные приходские, пять обывательских каменных строений и 300 деревянных домов. Каменные строения расположились в центре города: городская дума, ратуша, казначейство, присутственные места.

Это способствовало росту города и его населения. В 1840 году в Борисоглебске числилось 5379 жителей, из них 2755 мужчин и 2624 женщины. В состав населения входило: духовенства 37 человек, дворян и чиновников – 105, почетных граждан – 6, купцов второй гильдии – 3, третьей гильдии – 1969, мещан и посадских – 2657.

Важную роль в экономике края играли реки Хопер и Ворона, связывающие борисоглебские земли с нижним Доном. С 1840 года в Борисоглебске стал развиваться сплав барок с хлебом и лесом. С 1847 года по 1853 год из Борисоглебска уходило по 10 барок с грузом, стоимость которого доходила до 400 тысяч рублей серебром, с каждым годом торговля и судоходство принимала все большие размеры. В город стали приезжать купцы из Балашова, Нахичевани, Таганрога. Балашовские купцы предпочитали нагружать барки в Борисоглебске. Купцы из Таганрога и Ростова закупали сало, шерсть, лес, зерно и на барках отправляли в Ростов на Дону. Передвижение по рекам судов, кроме силы реки, обеспечивалось бурлаками. В сезон их в Борисоглебске собиралось до тысячи человек.

Немаловажное место в торговом балансе имели закупки и сбыт скота. Борисоглебские торговцы ежегодно закупали в землях Войска Донского, Екатеринославле, Харькове, Саратове до 10 тысяч голов крупного и до 15 тысяч голов мелкого скота. Большей частью скот перерабатывался на месте. Из него вытапливали сало, которое по зимнему пути вывозилось в Москву и Петербург, а оттуда – за границу. Мясо просаливалось и отправлялось в соседние города или сбывалось бурлаками. Крупные и мелкие кожи находили сбыт на месте, а также в Лебедяни, Урюпино. До 2000 голов скота в год доставлялось в Москву в живом виде. Торговля скотом и салом находилась в руках купцов-прасолов, кожами приторговывали мещане. Только водным путем, через Ростов и Таганрог, борисоглебские купцы стали ежегодно отправлять за границу до 7 миллионов пудов зерна и муки, много кож, сала, растительного масла, птицы и яиц.

Водный транспорт обслуживало около 10 тысяч бурлаков. Но водная система пропускала грузы только в летнее время. Зимой же, когда замерзали реки, оживало движение на больших дорогах. Бесконечной вереницей тянулись обозы, гурты скота, ехали на перекладных купцы, помещики, чиновники. Огромные пространства преодолевались в течение недель и месяцев. В пути до Москвы стада, например, находились более месяца.

В 1860 году город имел 31 предприятие (6 шерстомойных, 2 мыловаренных, 10 салотопенных, 4 воскобойных, 8 кирпичных, 1 чугуноплавильное).

Изменения произошли и в социально- культурном облике города. В 1860 году проживало 9356 человек (из них 2599 купцов и 5682 мещанина). На восьми улицах и двух площадях стояло 737 домов, 79 лавок, 4 церкви, действовало два училища – уездное (открытое в 1836 году) и приходское сельское, 1 больница. С 1837 года жители города стали регулярно получать газету «Тамбовские губернские ведомости», в неофициальном отделе которой печатались статьи борисоглебского помещика, члена-корреспондента Вольного экономического Х. Козлова.

Начавшийся во второй половине XIX века бурный рост капитализма в России настоятельно требовал строительства железных дорог. Этого же требовала и развивавшаяся экономика Борисоглебска.

На протяжении XVIII – первой половины ХIХ веков в нашем городе произошли изменения во всех сферах жизни. Постепенно, по мере продвижения границ России на юг, Борисоглебск терял военное значение и к середине XVIII века превратился в торговый и ремесленный город – значительный пункт по закупке и сбыту хлеба, скота, леса, продуктов сельскохозяйственного производства. Водный путь связал его с портами Азовского и Черного морей. В Борисоглебске два раза в год – в июле и октябре – действовали торговые ярмарки. Торговля вызвала к жизни разнообразные производства – шерстомойное, мыловаренное, салотопенное, воскобойное, кирпичное, чугуноплавильное. Экономическое развитие города в середине ХIХ века привело к росту численности населения.

Известные жители

С Борисоглебском связаны имена многих известных людей. В Борисоглебске родились:

  • Аблесимов Александр Александрович —заслуженный врач РСФСР, первый заведующий Борисоглебского родильного дома. Основатель Борисоглебского медицинского училища.
  • Аносов, Николай Павлович — советский дирижёр, педагог, историк и теоретик дирижирования.
  • Бухбиндер Иосиф Львович — российский физик-теоретик, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
  • Ильченко Виктор Леонидович — артист эстрады, заслуженный артист РСФСР.
  • Кин (Суровикин) Виктор Павлович — писатель.
  • Александр Фёдорович Котс — доктор биологических наук, профессор, основатель Дарвиновского музея.
  • Кривенко Сергей Николаевич — русский публицист народнического направления.
  • Кузовков, Иван Александрович — генерал-полковник. Герой Советского Союза.
  • Куприн Александр Васильевич — художник-пейзажист.
  • Меньшиков Михаил Алексеевич — советский дипломат.
  • Неделин Митрофан Иванович — главный маршал артиллерии.
  • Рыбников Николай Николаевич — советский актёр, народный артист РСФСР.
  • Сойер, Мозес — американский живописец.
  • Сойер, Рафаэль — американский живописец.
  • Третьяков Юрий Фёдорович — детский писатель.
  • Шолохов Пётр Иванович — живописец.
  • Щеняев Владимир Егорович — мастер спорта СССР

Борисоглебск — исторический город России

Администрация Борисоглебского городского округа 397160 Воронежская обл., г. Борисоглебск, ул. Свободы д.207 приемная: (47354) 6-05-01, (47354) 6-22-67 сайт


Расположенный на северо-востоке Воронежской области на расстоянии 204 километров от Воронежа и являющийся административным центром Борисоглебского городского округа, город Борисоглебск в числе 7 городов Воронежской области (Бобров, Богучар, Борисоглебск, Воронеж, Новохоперск, Острогожск, Павловск) был включен в 1990 году в перечень исторических населённых пунктов России, утверждённый постановлениями коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального совета ВООПИиК.


Вид на Борисоглебский собор (1900 год)

Однако в июле 2010 года совместным приказом Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ тот перечень был сокращён более чем в 11 раз — с 478 до 41. Причем чиновниками, управляющими культурой и развитием регионов России по своим понятиям, из федерального списка вместе со всеми 7 воронежскими историческими городами были вымараны такие значимые в плане истории населенные пункты, как Москва, Великий Новгород, Псков, Углич, Переславль-Залесский. При этом, как понимаете, все эти города не стали от этого менее значимыми и продолжают в глазах россиян оставаться большими и малыми историческими центрами России. А потому, оставив за чиновниками право решать на бумаге вопросы принадлежности того или иного поселения к историческим ценностям России, обратимся к реальной жизни, в которой Борисоглебск был, есть и останется историческим городом нашей области и нашей страны.

Борисоглебск с высоты птичьего полета

Борисоглебск был основан в 1698 году на плато у реки Вороны, впадающей неподалеку в реку Хопер, как деревянная крепость на окраине Русского государства. По словам летописца, сделано это было «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали».

Названная изначально Павловской, с 1704 года крепость стала именоваться Борисоглебском — по названию соборной церкви, освященной в честь князей Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святого, убитых в 1015 году и причисленных к лику православных святых.

Памятник Борису и Глебу на Старособорной площади

В конце XVII столетия, в связи с подготовкой Петром Первым похода на турецкую крепость Азов, на реках Хопре и Вороне были заложены судоверфи. В связи с этим Борисоглебск приобрел особое значение, сделавшись временным депо для заготовки корабельного лес, рубка которого происходила в окрестностях города в так называемом Телермановском лесу.


Одновременно с лесозаготовками на стапелях борисоглебских верфей строились каботажные суда для Азовской флотилии, а так же несколько довольно крупных военных кораблей, и среди них — «Благое начало», «Уния» и «Безбоязнь».


Постройка военных кораблей (гравюра времен Петра Первого)

К середине XVIII века Борисоглебск превратился в торговый и ремесленный город – один из крупнейших в России пунктов по закупке и сбыту хлеба, скота, продуктов сельского хозяйства и леса. В городе ежегодно проходили 3 крупные ярмарки: Казанские (летняя и осенняя) и Трех святителей (январь). И герб города, утвержденный в 1781 году, явился результатом признания его административной и экономической роли в делах государства: положенные один на другой, пять мешков с хлебом обозначали главное богатство края.


Начиная с XVIII по XIX век на землях Борисоглебского уезда возникли крупные хозяйства помещиков Волконских, Гагариных, Кондоиди, купцов Аносовых.

Борисоглебск в конце XIX века

Особое место в истории города занимает деятельность борисоглебского землевладельца князя С. М. Волконского — видного театрального деятеля и внука декабриста С. Г. Волконского.


Дом Волконских в Борисоглебске

Весной 1918 года С. Г. Волконским была устроена в Борисоглебске первая в России выставка, посвященная декабристам.


Памятник М. Горькому на вокзальной площади Борисоглебска

С Борисоглебском связана одна из страниц жизни писателя Максима Горького, который в 1889 — 1890 годах работал артельщиком при товарной кассе и складским сторожем склада при железнодорожном вокзале. Впоследствии он описал это в рассказе «Сторож», впервые напечатанном в пятом номере журнале «Красная новь» за 1923 год.

Памятник Борцам за советскую власть

В годы Гражданской войны Борисоглебск находился в зоне боевых действий между Рабоче-крестьянской Красной Армией, с одной стороны, и Добровольческой и Донской армиями – с другой, неоднократно переходил из рук в руки. А позднее Борисоглебский уезд был охвачен Тамбовским восстанием.


В. Чкалов (справа) с курсантами Борисоглебской военной школы лётчиков (1923 год)

Всесоюзную известность и славу Борисоглебску принесла 2-я военная школа лётчиков Красного воздушного флота, созданная в городе 1923 году. Из ее стен вышли такие легендарные летчики как В. П. Чкалов, В. К. Коккинаки, Н. П. Каманин, А. Б. Юмашев и В. В. Талалихин. На базе знаменитой школы летчиков было организовано Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В. П. Чкалова, которое с мая 2001 года было преобразовано в Борисоглебский учебный авиационный центр (филиал) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (ныне Качинское военное училище).


Мемориал в честь выпускников Борисоглебского военного авиационного училища им. В. Чкалова

Самым известным его выпускникам посвящен мемориал, открытый возле училища в 2015 году. Его центральной фигурой является бюст Чкалова, по обе стороны от которого установлены 12 бюстов Героев Советского Союза, удостоенных этой награды дважды. О подвигах чкаловцев напоминают имена еще 263 Героев Советского Союза и России, выбитые на гранитной мемориальной плите.

Одним из брендов Борисоглебска является Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского. Начавший свой первый театральный сезон в 1937 году, он заслуженно считается одним из лучших театров малых городов России. В репертуаре — спектакли по произведениям Островского, Уильямса, Чехова, Лорки, Дюрренматта, Ольшанского и других авторов. Ценность представляет и само здание театра — в прошлом народный дом купца Мохова, а ныне памятник истории и архитектуры начала 20 века.


А всего на территории города находятся 113 памятников культуры и архитектуры. В этом смысле, Борисоглебск является своеобразным музеем под открытым небом, основу которого составляет архитектурный комплекс центральной части города с уникальной застройкой XIX века.


Открытие памятника Борису и Глебу на Старособорной площади

Градообразующим центром Борисоглебска является Старособорная площадь, которая начинается у стен старейшего в городе храм во имя Святых князей Бориса и Глеба. Изначально построенное в 1703 году деревянным, его каменное здание было возведено на месте деревянного храма в 1792 году. А в 2021 году на площади перед храмом был установлен памятник святым Борису и Глебу и закладной камень в честь города Борисоглебска, в названии которого соединились имена обоих святых.

Закладной камень на Старособорной площади

Среди архитектурно-исторических памятников выделяется Борисоглебский железнодорожный вокзал — построенное в 1871 году, красивое здание с элементами ренессанса, русского стиля и классицизма. Немало повидавший на своем веку, знаменитый русский путешественник Семенов-Тян-Шанский, считал его одним из лучших вокзалов на всей Юго-Восточной железной дороге.

Железнодорожный вокзал в Борисоглебске

Особое место в архитектуре Борисоглебска занимают деревянные жилые дома, сохранившие старинные элементы декоративной отделки зданий конца 19 — начала 20 века.


Открывшийся в начале ХIХ века как школьный музей и в 1929 году получивший статус государственного, Борисоглебский историко-художественный музей входит в число старейших музеев Воронежской области и вместе с тем считается одним из крупнейших в регионе по количеству экспонатов: более 70 тысяч единиц хранения находятся в его фондах.

Борисоглебский краеведческий музей

Более тысячи живописных полотен хранятся в фондах и участвуют в постоянной экспозиции Борисоглебской картинной галереи, которая носит имя известного советского художника П. И. Шолохова, который родился и долго жил в Борисоглебске. Вместе с работами мастера в восьми экспозиционных залах картинной галерее выставлены произведения других художников: А.П. Рябушкина, Н.М.Чернышева, А.В.Куприна, И.И.Машкова и Ю.И.Рогозина.

Борисоглебская картинная галерея

Борисоглебск вошел в историю СССР, как родина Героя Советского Союза, Первого Главнокомандующего Ракетными войсками СССР, Главного маршала артиллерии М. И. Неделина.

Дом в Борисоглебске, в котором родился и жил М. Неделин

Об этом напоминает мемориальная табличка на доме, где родился и жил будущий маршал, а так же его бюст, установленный в центре города.


Среди памятников, которые можно считать достопримечательностями и одновременно визитными карточками Борисоглебска, скульптура, установленная в 2021 году в честь еще одного легендарного борисоглебца – любимейшего киноактера советского времени, Народного артиста РСФСР Н. Н. Рыбникова.

Памятник Народному артисту РСФСР Н. Рыбникову в Борисоглебске

С особой гордостью жители Борисоглебска относятся к рекам, в излучине которых был воздвигнут их город – Вороне и Хопру, признанных одними из самых чистых рек европейской части России.

Хопер близ Борисоглебска

И символом города с момента его основания является Теллермановский лес (Теллермановская дубрава), образ которого воплощен в современном гербе Борисоглебска тремя дубовыми листьями с двумя желудями, размещенными в центре геральдического щита.


Являющийся частью Борисоглебского лесного массива, этот участок леса относится к древнейшим лесам России. Документальные свидетельства о нем датированы 16 веком, а название восходит к тюркскому языку и переводится как «бесконечный лес».

Теллермановский лес с высоты птичьего полета

В настоящее время большая часть Теллермановского леса относится к категории «Особо ценные леса», а некоторые участки являются памятниками природы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]