Звенигород — самый живописный город Подмосковья.

В 63 км. к западу от Москвы расположен город Звенигород. В городе действует древний Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Звенигород – один из самых живописных, древних, славных, любимых городов Подмосковья, в котором много исторических и архитектурно-художественных памятников. Однако даты основания Звенигорода нет ни в одной из сохранившихся древнерусских летописей.

Звенигород история города.

Впервые город упоминается в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты в начале 30-х гг. XIV в. С 1339 по 1492 г. Звенигород был центром удельного княжества. На Западной окраине города расположен высокий холм, называемый «Городок», это древний Звенигородский кремль. Ранее на Городке находился княжеский дворец, до наших дней он не сохранился. Расцвет города связывают с именем его удельного князя Юрия Дмитриевича Звенигородского. В 1398 именно по его указанию был построен военный форпост города — Саввино-Сторожевский монастырь на горе Сторожа.

Звенигород в XVII-XVIII вв.

В начале XVII века город и монастырь пострадали от польско-литовских интервентов, а в 1812 город пострадал от французских войск. В XIX веке благодаря живописной природе Звенигород и его окрестности, которые называют подмосковной Швейцарией, стали одним из самых популярных и любимых дачных мест москвичей. Здесь отдыхали и работали Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, А.П. Чехов, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, Н.П. Крымов и многие другие.

Очерк исторической топонимики Звенигорода

«Градообразующие» топонимы

Главным топонимом Звенигорода является само слово «Звенигород». Логичнее всего, конечно, производить это музыкальное название от звона: Звенигород – это «город звона». Но чем звенел Звенигород в эпоху своего появления? Патриархи подмосковного церковного краеведения братья В. И. и Г. И. Холмогоровы полагали, что об этом может поведать другой древний городской топоним – название холма Сторожи, на котором в конце XIV века был основан монастырь Рождества Богородицы, со временем включивший в свой титул этот микротопоним. На примере названия холма Сторожи мы можем говорить о сложившейся тенденции видеть в топонимах исторический источник, который может пролить свет на темное по своей безвестности прошлое места (при анализе звенигородских топонимов нам придется увидеть как удачные, так и сомнительные случаи реконструкции прошлого конкретных мест с помощью топонимов). «Сторожа», посчитали Холмогоровы, – значит «сторожевой пост» вблизи города, сообщавший горожанам о приближающихся с запада неприятелях. «Сторожевой пост» – значит была на горе сторожевая башня с «вестовым» колоколом, который звонил во время прихода беды. «Наименование «Звенигород» можно производить от слова «звени», «звон», бывший на «Стороже»», – пишут Холмогоровы. Красивая эпическая версия! Но надо сказать, что она пока одиноко парит над Сторожевским холмом и древним городом при полном молчании письменных источников и исторических аналогов. Ни в одном письменном документе не отражено домонастырское прошлое Сторожи. Ни один археологический отчет не рассказывает о предметах, связанных со сторожевой башней и вестовым колоколом, столь величественно описанных историографами. Более того, мы пока не можем сказать ничего определенного о том, что было на этом месте до основания монастыря. Будем полагать, что грядущее археологическое изучение обители даст нам подтверждение этой версии, но только при условии, если бесценный сторожевский культурный слой не будет безрассудно беспокоить лопата или ковш экскаватора, как это происходит до сего момента.

«Наиболее вероятной и убедительной» предлагает считать собственную попытку объяснения происхождения этимологии слова «Звенигород» от гидронима филолог А. В. Барандеев. Он отметил, что Звенигород возник на гидрографически достаточно насыщенной территории, где течение реки Москвы особенно извилисто. Поэтому в основе названия города мог отразиться звонкий, шумный характер течения рек.

Так пытались объяснить этимологию топонима «Звенигород» историки и филологи. Не станем серьезно останавливаться на появившейся не так давно в прессе маргинальной версии, автор которой, увидев на одной (!) из старинных карт подпись «Swinigorod», не смог предложить ничего более оригинального, нежели перевести название города как «город свиней» или «свиной город».

Относительно же идеи о перенесении названия подмосковного Звенигорода переселенцами из Южной Руси, где существовало около пяти селений с аналогичным названием, бытует мнение, что ее авторство принадлежит Б. А. Рыбакову: «Имя его, воспроизводящее название киевского или галицкого Звенигорода, заставляет вспомнить эпоху более раннюю, чем XIV в., – время Мономаха и Юрия Долгорукова, когда в Суздальской залесской стороне возникали Переяславли и Вышгороды, а реки получили южные имена (Трубеж, Лыбедь и др.)». Но на самом деле задолго до Б. А. Рыбакова в XVIII веке эту мысль высказал Василий Татищев. Рассказывая в своей «Истории Российской» об основании Юрием Долгоруким в 1152 году Юрьева Польского, Переяславля и Владимира, в примечании историк размышляет о том, что многие города Северо-Восточной Руси переняли свои названия от городов южных. Среди примеров упоминает он и подмосковный Звенигород.

«Время основания г. Звенигорода неизвестно» (В. и Г. Холмогоровы)

Некоторые невнимательные читатели труда В. Н. Татищева поспешили в своих публикациях датировать Звенигород 1152 годом, хотя из слов В. Татищева это совсем не следует. С явным недоумением отмечает эту ошибку современный историк К. А. Аверьянов: «Удивительно, но некоторые исследователи восприняли комментарий историка XVIII в. о сходстве названий городов Южной и Северо-Восточной Руси как прямое указание на источник, тем самым приписав Юрию Долгорукому основание большинства городов Волго-Окского междуречья. При этом почему-то выходило, что все они были основаны исключительно в 1152 г., т.е. под той датой, под которой В. Н. Татищев поместил свое замечание. Поэтому говорить об основании Звенигорода в этом году не корректно».

Печально, что читательский интерес к серьезным сборникам научных конференций в наше время весьма низок. Поэтому датой основания Звенигорода почти во всех официальных справочниках ныне называется все тот же 1152 год. И это при том, что впервые топоним «Звенигород» встречается в духовной грамоте князя Ивана Калиты, датируемой историками 1320–1330-ми годами. Трудноразрешимой головоломкой для людей с развитым логическим мышлением станет вопрос: как город, впервые упоминаемый в XIV веке, может быть основан в веке XII-м, причем иметь настолько точную дату основания, что известен даже год. Тут некоторые пытаются сослаться на академика Б. А. Рыбакова, который в статье о раскопках в Звенигородском кремле в качестве самой ранней выявляет керамику курганного типа со знаком Рюриковичей (трезубец с крестом внизу), которую он датирует серединой XII века. Да, эти керамические образцы могут говорить о том, что в середине XII века на территории кремля существовало некое поселение (именно этот термин употребляет и Б. А. Рыбаков), но, во-первых, из этого факта даже при большом умении очень трудно высчитать 1152 год, а во-вторых, это поселение не обязательно должно было быть городом. Сам ученый осторожно называет его «княжеским городом или княжеским замком». Наш современник доктор исторических наук В. А. Кучкин, пользующийся непререкаемым авторитетом среди своих коллег историков-медиевистов, полагает, что в XII веке Звенигород (или точнее: его предшественник) не был собственно городом, играющим роль административного центра окрестностей, а был исключительно княжеским фортом. Только при втором сыне Калиты Звенигород «стал княжеской резиденцией и превратился в город, административный центр, где стали ведаться все относившиеся к Звенигороду волости, села, борти, оброчники, мыт и другие пошлины».

Итак, поселение на месте будущего Звенигорода в XII веке несомненно существовало. Но вряд ли это был город в подлинном смысле этого понятия. Вряд ли это поселение было и «Звенигородом». С подобными оговорками, конечно, можно вести отсчет истории города от XII века. Но отчего в таком случае не начинать такой отсчет от неолитических поселений, найденных археологами на современной территории Звенигорода, и датировать рождение города IV–III тысячелетиями до нашей эры? – Это было бы весьма «патриотичное» решение. Только достойно ли это решение иметь характеристику серьезного и здравого?

Прожектировать – (франц. Projeter) проектировать, составлять план, предполагать.

Топоним «Городок»

Пока мы не далеко отошли от темы рождения города, обратим внимание на одну топонимическую неточность, допускаемую рядом авторов, которые в своих публикациях при описании древней истории Звенигородского кремля называют его «Городком». Чтобы осознать несправедливость такого словоупотребления, необходимо проследить, как звенигородское городище называется источниками разных эпох. Документы XVII–XVIII веков называют его собственно «Звенигородом», «городом», «земляным городищем». Кремль – это и есть город, а прилегающие к нему жилые кварталы воспринимаются как посады города. В XVIII веке наряду с этим появляются определения «крепость», «замок», которые отчасти признают прежнюю мощь древнего оборонительного сооружения. В конце этого столетия из крепости выводятся дворы чиновничества и остаются только дворы соборного клира. В связи с этим утрачивается отношение к кремлю как месту, хоть как-то связанному с административными функциями. В XIX веке по отношению к кремлю чаще всего употребляется словосочетание «соборная гора». В нем отражено чисто географическое восприятие места. Это уже не «город», а «гора», на которой стоит собор и дома его служителей. Только в 1880-х годах в газетных статьях и даже в официальных документах мы можем встретить новый топоним «Городок», с которым теперь ассоциируют прежнюю крепость. Как видим, совсем не оправданно употреблять в публикациях любого рода этот поздний топоним по отношению к древней истории города, равно как не вполне справедливо присовокуплять к наименованию Звенигородского Успенского собора фальшивое архаизированное определение «что на Городке», искусственно сфабрикованное искусствоведами ХХ века по подобию известных определений храмов «что на Нерли», «что на Кулишках», «что на Бору».

В связи с этим разоблачением мы обязаны отметить также, что ни в одном историческом источнике Звенигородский кремль не называется «кремлем». Однако употребление этого слова мы считаем оправданным, но не как топоним, а как фортификационный термин, отражающий первоначальное назначение этого места.

Топонимическая память об уничтоженных в Смутное время районах города

Вокруг звенигородской крепости на соседних с ней холмах прежде располагались городские посады, возникшие в одно время с ней и запустевшие в результате польско-литовского разорения в начале XVII века. Долгое время по отношению к этим прилегающим к городищу территориям употреблялись особые топонимы. Сейчас они уже не используются горожанами, но представляют большой интерес как единственные (без учета скрытых пока землей археологических артефактов) носители исторической памяти о прошлом этих мест.

Ямская слобода

К западу от кремля на холме, лежащем за речкой Жерновкой, располагается санаторий МВД РФ «Подмосковье». С начала XVII века по 1918 год его территория принадлежала Успенскому собору как пустошь с названием «Ямская слобода». Название пустоши «говорящее». Грех не воспользоваться этим топонимом для предположения о существовании в древности городского посада с одноименным названием. И это предположение подтверждается археологическими данными. Раскопками на территории пустоши был выявлен культурный слой XIV–XV веков, найдены фрагменты плинфы XII–XIII веков, обнаружены следы христианского кладбища XVI–XVII веков. Любое кладбище располагалось при храме, но об этом храме мы даже не встречали в письменных источниках никакого маломальского упоминания. Получается, что земля этого утраченного и забытого храма и была после разорения передана собору в виде пустоши, поскольку имела церковное происхождение.

Новое цветовое определение старого района города – Красная гора – можно объяснить тем, что здесь в первые десятилетия советской власти располагались основные городские и уездные (районные) органы власти

«Сторожевой пост» – значит была на горе сторожевая башня с «вестовым» колоколом, который звонил во время прихода беды.

Ни в одном письменном документе не отражено домонастырское прошлое Сторожи

Супонев холм

К северу от городища расположен холм, на котором археологическими раскопками был выявлен культурный слой XII–XV веков, кладбище, появившееся здесь в XIV веке и функционировавшее вплоть до XVI века. В. М. Возлинская выступила с утверждением, что посад на северном холме в древности носил название Верхнего посада – в противовес Нижнему посаду, располагавшемуся по берегу Москвы-реки к востоку от крепости. Исследовательница убеждена, что заречный Верхний посад, который существует под таким названием и сегодня, возник намного позже благодаря переселенцам с так называемого «Верхнего» Супонева посада. В построениях В. М. Возлинской, несмотря на явные ошибки, появившиеся из-за невнимательного прочтения источников и малой осведомленности в выводах ученых-археологов, есть некоторый смысл. Логическим путем, конечно, хочется прийти к именованию северного посада Верхним, однако нужно помнить, что ни один письменный источник не усваивает ему этого топонима. Относительно же топонима «Супонев холм» мы попробуем предположить, что он мог появиться в последней четверти XVIII века в связи с припиской в 1777 году митрополитом Платоном (Левшиным) к приходу Успенского собора жителей села Игнатьева и деревни Супонево. После этого на бывшей территории северного посада вновь появилось кладбище, на котором хоронили крестьян Игнатьева и Супонева. Отсюда и название «Супонев холм», бытовавшее в XIX – первой половине ХХ века. Захоронения на холме продолжались до 1930-х годов. В ХХ веке холм носил еще одно имя – «Печка», о происхождении которого пока говорить трудно.

Конюшенная гора

Территория к востоку от кремля вплоть до революционных событий носила название «Конюшенная гора». Историками XIX века это название объяснялось тем, что во времена звенигородских князей здесь были размещены княжеские конюшни. В связи с этим за Конюшенной горой в литературе закрепился статус посада. Этому способствовало обнародование данных археологических шурфовок, осуществленных Ю. А. и Н. А. Красновыми. В их ходе была выявлена керамика, характерная для XIV–XV веков. Однако недавно именно на Конюшенной горе было локализовано место древнего Воздвиженского монастыря, возникшего, вероятно, в начале XV века и погибшего в Смутное время вместе со всеми посадами, располагавшимися по холмам вокруг кремля.

Следовательно, появление топонима «Конюшенная гора» следует связывать с периодом между началом XVII века и серединой XVIII века, т.е. с эпохой после уничтожения монастыря, когда это место было пустым, незастроенным по причине его принадлежности к церковному землевладению. Впервые топоним встречается на геометрическом специальном плане, составленном 18 июля 1766 года: «Звенигорода внутри… звенигородских посадских людей на Нижнем посаде бывшего Воздвиженского монастыря и бобыльских мест, что называется ныне Конюшенная гора, состоящая в оброке под ведением Государственной коллегии экономии». Как и прочие опустевшие после Смуты церковные места, Конюшенная гора сдавалась в аренду, и именно в характере использования арендаторами бывшего места монастыря следует видеть причину появления такого топонима.

Несмотря на то, что прожектированным планом Звенигорода, утвержденным в 1784 году на Конюшенной горе было предусмотрено устройство административного центра города, к застройке горы долгое время не приступали. Экономические примечания к Генеральному межеванию за 1800 год сообщают о «Сенном покосе, называемая [sic] Конюшенная Гора, в силу конфирмованного плана сего города назначена под площадь и присутственные места». Первые сведения о частных землевладениях на горе мы получаем из источников 1860-х годов. В дальнейших официальных документах адрес находившихся здесь частных построек указывается именно как «Конюшенная гора». После революции топоним был частично трансформирован в «Красную гору», который сохраняется до сего дня. Новое цветовое определение старого района города можно объяснить тем, что здесь в первые десятилетия советской власти располагались основные городские и уездные (районные) органы власти.

Дмитрий СЕДОВ,

Звенигородский музей

Источник:

https://inzvenigorod.ru/turizm/istoriya-goroda/ocherk-istoricheskoy-toponimiki-zvenigoroda

Звенигород и его достопримечательности.

Приехав в Звенигород, можно посетить Успенский собор «на Городке», Саввино-Сторожевский монастырь с белокаменным собором Рождества Богородицы, Трапезной и Преображенской церковью при ней, звонницей, надвратной Троицкой церковью, дворцом царя Алексея Михайловича, Царицыными палатами, Братским корпусом, мощными крепостными стенами и башнями с шатровыми покрытиями, а главное, насладиться прекрасным воздухом и полюбоваться редчайшими по красоте пейзажами.

Предыстория

По работе приходилось бывать за границей, иногда по нескольку лет. В 2006 году было принято решение о переезде в Испанию. Искала место, где море, солнце, городок поменьше, есть работа по одной из специальностей и пр. В Москве была продана большая сталинская квартира, куплена квартира поменьше, а разница отложена на квартиру в испанском Аликанте.

Как сейчас помню: 6 августа 2006 года я поехала в гости к родственникам, у которых были большие апартаменты недалеко от Звенигорода. Сейчас это место называется ЖК «Жемчужина» (11 км от Звенигорода). Денек выдался солнечный. Люди, сервис, апартаменты, лес, Москва-река под окнами и т.д и т.п. и пр. меня покорили.

ЖК «Жемчужина» (берег Москвы-реки, 11 км от Звенигорода)

«Зачем ума искать и ездить так далеко», — вспомнилось мне. И решила я прикупить что-нибудь в «Жемчужине». Но оказалось, что никто там со своей недвижимостью прощаться не планировал, а самые дешевые апартаменты стоили тогда там 7-8 млн.руб., что было намного дороже даже моей московской квартиры на тот момент. Сестрица сказала, что в самом Звенигороде будут строиться 2 башни.

Саввино-Сторожевский монастырь.

Монастырь был основан в 1398 году по желанию князя Юрия Дмитриевича Звенигородского. Настоятелем монастыря стал духовник князя Юрия Савва Радонежский. В центре монастыря в 1405 г. был построен и сохранился до наших дней белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, близкой по архитектуре к «собору на Городке». В 1652 году в период Стрелецкого бунта, в этом монастыре скрывались малолетние цари Иван и Петр и их сестра Софья.

Первая квартира в Звенигороде

Итак, Испания была забыта. «Мы теперь любим Звенигород!»

На стадии котлована в 2007 году была куплена квартира 56 кв.м. за 2,2 млн рублей. Дом сдали только в 2009. А пока жили в Москве. В 2019 году сделали ремонт и въехали в свою двушечку 17 февраля 2011 года. В квартире было +13 градусов. Через неделю мы ее уже обжили и стало +24. Ребенку было тогда 1,5 года.


В этом доме была наша первая квартира

Сейчас мы живем уже в другой квартире, первую продали, вложили в квартиру в строящемся рядом доме, полгода поснимали квартиру рядышком, отремонтировали новую квартиру после сдачи дома и в феврале 2014 года въехали теперь уже в трешку 72 кв.м. Тоже с панорамными видами.


Вид из окон

Собор Рождества Богородицы.

Жемчужина и организующий центр архитектурного ансамбля — собор Рождества Богородицы. Он стоит на самой высокой точке холма. Рождественская церковь — ценнейший памятник раннемосковского зодчества, она входит в пятерку самых древних каменных церквей Московского княжес

тва. В летописях даты ее постройки нет, но исследователи сходится на первом десятилетии XV века. Несмотря на позднейшие пристройки, исказившие первоначальные формы храма, и обновленный купол, ослепительно сияющий желтым золотом, Рождественский собор прекрасен в своей подлинной древности. Его белокаменные стены украшены тонкой резьбой и фресками XVII века, отреставрированными к осени 2011 года.

Архитектура монастыря.

На монастырской территории предусмотрительно установлено много скамеек. Можно присесть на любую из них и разглядывать здания разных времен и стилей: нарядную Троицкую надвратную церковь (1652 г.), строгий дворец Алексея Михайловича (XVII в.), Царицыны палаты (сер. XVII вв.), похожие на сказочный расписной терем, устремленную ввысь многогранную звонницу (сер. XVII в.), лаконичную церковь Преображения Господня (XVII в.), монастырские палаты, трапезную.

Надвратная Троицкая церковь Саввино — Сторожевского монастыря.

Церковь, построенная зодчим И.М.Шарутиным в 1652 г., составляет вместе с Красной башней и внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря. Кирпичный одноапсидный храм завершен декоративным шатром. Особый интерес представляет планировка и архитектурно-художественное оформление подклета, где расположена парадная двухмаршевая лестница, ведущая на Соборную площадь. Прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогов в древнерусском зодчестве.

Собор Успения на Городке.

Городок или Звенигородский кремль, расположен на высоком холме. До сих пор на Городке сохранились искусственные земляные валы высотой от 2 до 8 метров. В центре древнего кремля выстроен белокаменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней под названием «собор на Городке». В соборе сохранились фрески, автором которых называют величайшего иконописца монаха Андрея Рублева.

Музей русского десерта

В этом гаражном кооперативе, что напротив золотого дома, находятся Музей русского десерта и Мастерская художника Феиной. Честно признаться, начитавшись противоречивых отзывов, мы не решились зайти: кто-то остался довольным и хочет приехать снова, кто-то жалуется на высокие цены и маленькие порции. В любом случае, место это в Звенигороде у каждого на слуху.

Вознесенский собор.

Каменная церковь в стиле классицизма — двусветный одноглавый четверик с трапезной и многоярусной колокольней — была построена не позже XVI века. В сооруженной в 1838 трапезной помещались приделы Николая Чудотворца и Толгской Богоматери. Закрыта в 1930, сломана в 1941, на месте церкви остался пустырь. В 1998 вместо храма поставлена небольшая памятная часовня. В 2003-2007 на старом месте выстроена новая кирпичная церковь с теми же тремя престолами. Это четырёхстолпное пятикупольное кирпичное здание в неовизантийском стиле.

Как же оно все происходит?

Буднично и незаметно. Вот вы гуляете с собакой, как обычно, вечером, приходите домой, кормите и, если собака живет на улице, забываете о ней до утра. Но в этот вечер вы замечаете странные звуки — гремят предметы на веранде, что-то падает и затем ритмические глухие удары об пол. Когда вы выглянете, вы сможете увидеть свою любимую собаку лежащую на спине и в судорогах бьющуюся об пол головой. Мысль (и верная) — отравление? Да, жопа, но это жизнь и у собаки уже тикает обратный отсчет. Вы идете к компьютеру (на часах 22 часа, ближайшая ветеринарка на Посаде уже закрыта) и открываете интернет в поисках информации чем и как спасать. Вы вбиваете «отравление собаки ядом» и второй ссылкой попадает на форум, бегло прочитываете информацию и понимаете — да, здесь есть полезная информация и важная последовательность действий. Посылаете на печать, одеваетесь и параллельно звоните двум-трем людям, которые по вашему мнению могут знать точно больше вашего.

Из трех вы получаете обратную связь от одного, бумаги с инструкцией у вас в кармане, а вы на улице. Собаки нет, но вот она появляется, обтирая угол дома спиной на кривых ногах, с пеной у рта, рычащая и оскаленная пробегает мимо вглубь участка.

Вы в машине, вы в дежурной аптеке А5 (на Московской в здании «Связного»), вы второй в очереди и читаете три листа бумаги, а когда ваш черед — диктуете подряд все что попадается из текста, плюс добавляете от себя физраствор, капельницу и шприцы. Вы едете домой, на улице -16 градусов и холодает, собаки нет. Фонарь в руке, во второй пакет из аптеки, а сами вы на карачках в подпол веранды — нету, к сараю — нету, в подпол строящегося дома (попасть здесь в подпол собаке легко, а вот вам — нет) — опять нет. Так не бывает, начинаем еще раз по кругу.

Подпол веранды — теперь есть — лежащая спина, еще дышит. На пузо ползком к собаке — но вот она сама выгребает, и убегает рыча в темноту. Бля, как ловить рычащую собаку в припадке!? Бац, глухой удар о забор и дергающиеся ноги из сугроба — ШАНС! Бегом с пакетом кучи всего и коленями на собаку — первым делом из списка В6 внутримышечно 5 мг (вот так вот отложилось). Раскалываешь ампулу, набираешь шприц (все на морозе) и в собаку там где у людей плечо (вообще, лучше в бедро — это плечо на задних ногах).

Тут неожиданно из темноты возникает встревоженная женская помощь в пуховике на голое тело, ей вручается пакет из аптеки, а дергающееся в судорогах животное тащится на веранду — в дом нельзя, дети не успели уснуть. Пока тащишь начинаешь вспоминать — верную ли дозировку вколол — на коробке цифра 50 крупным, значит 50 мл в одной ампуле….но как-то маловата ампула для 50 мл (ибо 50 мл — это же рюмка), дохожу до веранды, голые колени неожиданной помощи водружаются на собаку, которая в судорогах сжимает челюсть так, что есть ощущения, что сейчас собака саму себя съест.

Читаю еще раз коробочку — так и есть — 50 это концентрация, а ампулы по 1 мл. Раскалываешь ампулу, пытаешься набрать шприц — но жидкость в игле замерзла (понимаешь это на четвертую попытку оттянуть поршень). Новый шприц, 9 ампул замершими пальцами (на самом деле 8, одну потерял по дороге и нашел утром, вместо жидкости там соль — разогорел в руках пока шел в дом (прикольно) и вколол до кучи, но это утром), и еще раз в левое плечо.

Судороги то чуть стихают, то с новой силой еще раз, а как бы надо ждать минут 10. Если судороги не проходят через 10 минут нужно колоть магнезию, но это дело уже серьезное, не хотелось бы. В перерывах между судорогами собаку стошнило, хотя я процесса не помню, помню результат. Судороги закончились, неожиданная помощь с голыми коленками уже охренела от холода (по глазам видно) и вся команда перемещается в коридор дома. Дальше по списку укол кокарбоксилазы (а ее я не купил, и поехал еще разок в аптеку), затем капельница из глюкозы с добавлением витамина С подкожно. Ставить, особенно в первый раз, катетер даже мысли не пришло (хотя это всегда более полезно и эффективно).

После 200 мл 5% глюкозы собака начал вставать, пытаться идти, но все с немного чумным взглядом. На улице начала даже бегать, потом орать странным голосом — крыша явно пока не на месте. Минут через 10 я замерз и вообще уже хочу спать и забыть об этом всем, но собака в дом не хочет, на свое место тоже, хаотично ходит. Ну, с мыслью «я сделал все, что мог» идешь спать.

Рано c утра (морозы как раз под 20 были тогда) берешь фонарик и по третьему кругу ищешь собаку. Нету нигде. ФАК. Найти окоченелый трупик вот вообще не хочется, а не найти ничего это как-то ближе к варианту с трупиком, чем наоборот.

Завтракаешь, идешь искать еще раз. Ребенок с тобой. Пролезает туда, куда ты не пролез и видит собаку. Не пугается, значит может быть она жива. Ты пролезаешь туда, куда раньше бы не полез да и пролезть теоретически не должен был — собака с узкими зрачками лежит, точнее пытается лежать с поднятой головой, но ее постоянно сносит в бок. Собака выглядит неважно, на пузе ползешь к ней, хватаешь и в позе нос к носу пятишься назад обратно, тащишь на руках домой, удивляясь, как же, твою мать, тяжело все-таки эти 25 кг.

Звонишь в ветеринарку и тебе почему-то сообщают, что они с 10! Ну да, седня выходной (25 февраля), но режим вроде как там с 9 до 18 каждый день, но голос в трубке чрезвычайно упорот (однозначно охранник взял трубку, причем клиника работала с 9 это точно!). Хрен с тобой, собаке еще один укол кокарбоксилазы и глюкозу подкожно, как раз пока одеться и провести время с пользой. Собака немного очухалась и едет в багажнике уже сидя. В ветеринарке анамнез, кровь на анализы, катетер, три капельницы раствора Рингера и одну глюкозы, пара каких-то доп жидкостей в капельницу и укола баралгина. Собака отрубилась от бессонной ночи и только иногда постанывала. 3 часа капельницы и домой.

Самое страшное позади. Дальше были еще три дня капельниц, но они проходили уже в чисто техническом формате. Собака полноценно вернулась к своей жизни на 5 день после отравления.

Я хочу и надесь, что ты, неодушевленное чмо в виде человека бросившего заразу, которую с аппетитом съела моя собака, это прочитаешь. Ну это будет немного вселенски честно, понять тебе в деталях все последствия своего трусливого поступка. Хорошо бы ты еще был немного с эмпатией, чтобы даже мог прочувствовать все это на себе.

Церковь Александра Невского.

Церковь Александра Невского в Звенигороде — кирпичная церковь в стиле эклектики. Четверик храма завершен восьмигранным барабаном с шатром, обитым жестью. С запада примыкают трапезная и двухъярусная прямоугольная в плане колокольня. Храм был построен в 1898-1902 гг. по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова. В 1938 г. храм был закрыт. В нем находились различные учреждения: от женского общежития до Звенигородского узла связи. В результате здание было перестроено и потеряло первозданный вид: на месте центрального купола находилась антенна радиотрансляционной связи. В 1991 г. здание возвращено Церкви, и вскоре в нем начались богослужения. 1998 г. стал и годом открытия детской воскресной школы. В 1999-2002 гг. продолжались реставрация и устроение внутреннего убранства. Храм открыт ежедневно. Богослужения совершаются по субботам и воскресеньям, а также дням особых праздников.

Звенигород — один из древнейших городов Подмосковья, славящийся красотой природного ландшафта и ценнейшими памятниками древнерусского зодчества. Звенигород и окрестности является излюбленным местом отдыха жителей Москвы и других регионов России. Этому способствует уникальный ландшафт города, чистый воздух, архитектурные и духовные памятники старины и отсутствие промышленных предприятий. Звенигород — это еще и колыбель Православия, Успенский собор на Городке является старейшим храмом Подмосковья, а Саввино-Сторожевский монастырь перешагнул 600-летний порог.

Преимущества Звенигорода (мое субъективное мнение)

  1. Воздух.
  2. Все рядом (сравниваю с расстояниями в Москве).
  3. Люди добрее, мягче, отзывчивее.
  4. Возможности для малого и среднего бизнеса.

Надо сказать, я вообще пока что не встречала в Звенигороде ни одного москвича, кто был бы не доволен своим переездом из Москвы в Звенигород. Сначала мои знакомые и родственники недоумевали, что это меня так сюда потянуло, а теперь один за другим сами перебираются в мою Швейцарию. Да, как оказалось, есть москвичи, которые завидуют нашей возможности жить там, где лучше и комфортнее.

Вот, пожалуй, и все, что хотела я Вам сказать. Пишите, приезжайте…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]