​Горы, нефть, олени и двуглавая птица. 10 фактов про Югру в честь дня рождения округа

Из-за новых вспышек коронавируса перспективы международного туризма всё еще туманны. Зато у россиян появляются дополнительные стимулы к тому, чтобы путешествовать по собственной стране и открывать для себя такие ее уголки, которые обычно остаются вне поля зрения даже бывалых туристов. Подобные путешествия сулят новый опыт, новые знания и впечатления — главное, ради чего и стоит время от времени собирать чемодан, расставаясь с привычным бытом. На сей раз «Известия» в рамках проекта «Медиаразвездка», организованного сервисом Туту.ру, отправились в Югру и выяснили, чем она может привлечь гостей.

Комар носа не подточит

От Москвы до некоторых крупных городов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, где есть аэропорты, чуть больше трех часов лету. Но едва сходишь с трапа, как понимаешь, что ты оказался в каком-то совершенно другом пространстве — временном, культурном, социальном. Вроде бы всё то же самое, но нет.

Здесь совершенно другой ритм жизни — спокойный и размеренный, даже в городах, не говоря уж о деревнях и селах. Местные жители никогда никуда не спешат, но при этом никогда никуда не опаздывают. И вообще удивительно пунктуальны. Словом, идеальное состояние, почти незнакомое жителю современного мегаполиса.

В гостях у ханты


На улицах Когалыма

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Здесь большие расстояния и мало людей, хорошие дороги с редкими машинами и нефтяные скважины, издали больше похожие на специально обустроенные зоны для пикника. Темные озера и топкие болота незаметно сменяются стройными сосновыми лесами и потом снова озерами. Неизменным остается только одно — неистребимая мошкара, кажется, сумевшая адаптироваться ко всем мыслимым репеллентам на свете. Если у вас по недосмотру останется открытым кусочек кожи, не сомневайтесь, он будет обнаружен этими крохотными созданиями и атакован с первобытной яростью.

В гостях у ханты


Памятник комару

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Сургут, Когалым, Лангепас, Урай, Нефтеюганск — эти и другие важные центры нефтедобычи большинству россиян известны разве что по названиям. Между тем это чистые, довольно уютные и очень комфортные современные городки, населенные на редкость радушными людьми.

В гостях у ханты


Когалымская жемчужина

Фото: Сергей Шандин

Сибирская высота

Неожиданный взгляд на Ханты-Мансийский автономный округ

Ведущие отечественные нефтяные компании вкладывают большие средства в городскую инфраструктуру, стараясь сделать максимум для того, чтобы местные жители никуда не уезжали. А те и не уезжают, разве что пару раз в год выбираются куда-нибудь к морю.

И вот, гуляя, например, по тихим бульварам Когалыма, вдруг обнаруживаешь здесь филиал Малого театра, а в просторном торговом центре — сад тропических растений и невероятный океанариум, реально один из лучших в стране.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Югра — очень широкое понятие, это не только территория, это еще и особый образ жизни, отношения и привычки тех, кто здесь живет.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (далее — ХМАО) занимает центральную часть Западно-Сибирской низменности. Он протянулся с запада на восток почти на полторы тысячи километров от Уральского хребта до Обско-Енисейского водораздела и находится в бассейне рек Оби и Иртыш.

Территория округа — это обширная и слабо расселененная равнина с высотами около 200 м над уровнем моря. Лишь на северо-западе находится Северо-Сосьвинская возвышенность, а на северной границе округа — гряда Сибирских увалов. Очень интересное с точки зрения геологии природное образование — Белогородский материк: холмистая местность по правобережью нижней Оби, названная так за светлый оттенок слагающих ее глин. На западе располагаются отроги Северного и Приполярного Урала, а на границе с Республикой Коми находится самая высокая точка округа — гора Народная.

Климат здесь континентальный, с долгой суровой зимой, что отразилось даже на гербе Ханты-Мансийска: во главе его — три серебряные снежинки, обозначающие принадлежность к северным городам и продолжительную снежную зиму.

Почти весь ХМАО расположен в зоне таежных лесов, лишь на крайнем северо-западе, в Приуралье, заходит в зону лесотундры и горной тундры.

В числе природных достопримечательностей округа — заповедник Малая Сосьва, в котором обитают как типичные для средней тайги Западной Сибири животные (бурый медведь, соболь, горностай, лось), так и виды, свойственные более южным районам (например, рысь) или районам северным (росомаха, северный олень).

На территории заповедника охраняются важные историко-культурные объекты: неолитическая стоянка Белая Гора, древние хантыйские поселения Тузингорт, Шухтунгорт и Хангокурт, конная зимняя Никито-Ивдельская дорога XIX в., шаманское место Святой мыс.

Около 15-10-го тыс. до н. э. началось заселение этой территории большей частью из лесостепной полосы Западной Сибири — наиболее вероятной прародины угров. Во 2-м тыс. до н. э. в связи с потеплением климата граница степей стала перемещаться к северу, и на север стали продвигаться скотоводческие племена, смешиваясь с таежными аборигенами.

Началом русской колонизации этих земель считается XII-XVI вв., когда сюда стали проникать новгородцы-ушкуйники. Они-то и сообщили, что за Камнем (Уралом) живут северные народы югра. Само это название русские узнали от коми. Так же называлась и земля, на которой жили эти народы. В наше время это название вернулось в обиход и часто используется как название ХМАО. С 2003 г. оно получило статус официального, и название субъекта федерации стало звучать как Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Проживают в округе представители около 120 национальностей, большинство населения — русские. Представители коренных народностей (ханты, манси, лесные ненцы) составляют немногим более 2% от общей численности населения. Но весь округ празднует с ними в июне международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра». Ханты и манси — два близкородственных народа, живущих в Северо-Западной Сибири. Их названия образованы от самоназваний народов хантэ, кантах и маньси. Как официальные названия они были приняты после установления советской власти, в документах администрации царской России хантов называли остяками, а манси — вогулами.

Читать: Кенсингтонский дворец — излюбленная резиденция британских монархов

Для обозначения хантов и манси как единого целого используется термин «обские угры»: начало указывает на основное место проживания (река Обь), вторая происходит от слова Югра. В русских летописях XI-XV вв. так назывались территория на Полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: З. Сибирь.
  • Администр. принадл.: Тюменская область, Уральский федеральный округ, РФ.
  • Админ. деление: 13 гор. округов, 9 муницип. р-нов.
  • Административный центр: г. Ханты-Мансийск — 96 936 чел. (2016г).
  • Города: Сургут — 348 643 чел., Нижневартовск — 270 846 чел., Нефтеюганск — 125 368 чел., Когалым — 63 476 чел., Нягань —57 120 чел., Мегион — 55 854 чел. (2016 г.).
  • Образована: 1930 г.
  • Языки: русский, хантыйский, мансийский.
  • Этнический состав: русские — 68,11 %, татары — 7,61%, украинцы — 6,39%, башкиры — 2,48%, азербайджанцы — 1,82%, ханты — 1,33%, белорусы — 1,03%, кумыки — 0,97%, чуваши — 0,95%, лезгины — 0,93%, манси — 0,77%, прочие — 7,61% (2010 г.).
  • Религии: православие, ислам, шаманизм.
  • Денежная единица: российский рубль.
  • Реки: Обь, Иртыш, Вах, Аган, Тромъёган, Большой Юган, Большой Салым, Северная Сосьва, Конда, Согом.
  • Озера: Турсунтский и Левушинский Туманы, Вандэмтор и Трмэмтор.
  • Соседние субъекты Федерации: на С. и С-В. — Ямало-Ненецкий АО, на В. — Красноярский кр., на Ю.-В. — Томская обл., на Ю. — Тюменская обл., на Ю.-З. — Свердловская обл., на С.-З. — Республика Коми.

ЦИФРЫ

  • Площадь: 534 801 км².
  • Протяженность: с 3. на В. — ок. 1400 км, с С. на Ю. — ок. 800 км, граница — 4750 км.
  • Население: 1 646 078 чел. (2017 г.).
  • Плотность населения: 3,1 чел/км².
  • Городское население: 92,33% (2017 г.).
  • Самая высокая точка: 1895 м, г. Народная (Приполярный Урал).
  • Реки: общее кол-во — более 2000, общ. протяж. — 172 000 км.
  • Озера: общее кол-во — около 300 000, самые глубокие — Кинтус (48 м) и Сырковый Сор (42 м).
  • Удаленность (г. Ханты-Мансийск): 2050 км к С.-В. от Москвы.

КЛИМАТ

  • Континентальный умеренного пояса. Зима суровая и продолжительная, лето короткое и сравнительно теплое.
  • Средняя t января: -21 °С.
  • Средняя t июля: + 18 °С.
  • Среднегод. кол-во осадков: ок. 500 мм.
  • Среднегод. относит, влажность: 70-75%.

ЭКОНОМИКА

  • ВРП: 3136,8 млрд руб. (2015), на душу населения — 1,937 млн руб. (2015).
  • Полезные ископаемые: нефть, природный газ, золото, железо, бокситы, медь, цинк, свинец, ниобий, тантал, кварц, горный хрусталь, бурый и каменный уголь, сапропель, торф, минеральные и термальные источники.
  • Промышленность: нефтегазодобыча, электроэнергетика (Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС), лесная, деревообрабатывающая, строительная, пищевая (рыбоперерабатывающая).
  • Сельское хозяйство: растениеводство (овощи, картофель), животноводство (оленеводство, звероводство). Пушной промысел, речное рыболовство.
  • Сфера услуг: туристические, транспортные (нефте- и газопроводы, речное судоходство), торговые, курортные.

Читать: Восточная Анатолия

СВЯЩЕННЫЙ ОГОНЬ ЗЕМЛИ

У ханты и манси отношение к огню самое трепетное и уважительное. В наши дни огонь здесь повсюду, где есть факелы попутного нефтяного газа.

Религия и фольклор хантов и манси тесно переплетены и пронизаны верой в духов или анимизмом. Вселенная этих народов разделена натри зоны: небо (торум), землю (мув или ма) и подземный мир (кали-торум или хамал-ма). Соответственно, люди поклоняются трем богам, а самый главный из них — небесный бог Нум-Торум, или «верхний бог». Он — создатель земли, даритель дневного света, охранитель миропорядка. Он же определяет срок жизни каждого человека. Его имя связано со «священным потопом», который присутствует и в этих верованиях. В подземном мире обитает его брат Куль, забирает в свое царство тех людей, которых обрек на смерть Торум. Все три мира соединены лестницей.

К луне, солнцу и звездам ханты и манси, как ни странно, довольно равнодушны, но огонь и все, что с ним связано, занимает в их вере значительное место. Так же как и лесной дух Унт-тонх: он живет в чаще и помогает в охоте, ему следует приносить жертвы весной и осенью.

Особая группа духов — семейные: они принадлежат отдельному человеку или семье, они помогают хозяину, и от них зависят счастье, успех и здоровье. Правда, власть домашнего духа не слишком велика, и, если уж потребуется помощь в важной жизненной ситуации, за ней обращаются к духам рангом повыше.

ХМАО — важный и большой район добычи нефти (Самотлорское, Мамонтовское, Федоровское, Красноленинское месторождения) и природного газа (Игримское и Пунгимское месторождения). Развит трубопроводный транспорт (нефтепроводы, газопроводы). Сельское хозяйство носит традиционный характер, развиты оленеводство, звероводство, пушной промысел. В силу климатических условий растениеводство почти отсутствует.

Население округа проживает как в крупных городах, так и примерно в 700 стойбищах: небольших сезонных национальных поселениях, связанных с традиционными видами деятельности коренного населения.

Ханты-Мансийск — административный центр АО — стоит на реке Иртыш. В 1582 г. сюда пришли казаки Ермака. В 1635 г. был создан Самаровский ям для обслуживания почтовых трактов, ставший Самаровской слободой, на пересечении важных торговых путей. На рубеже XIX—XX вв. Самарово — зажиточное село, а еще — место ссылки. Переселяли сюда и в советское время — от раскулаченных до депортированных. В 1950 г. поселок Ханты-Мансийск получил статус города.

Сургут — один из первых русских городов в Сибири — основан в 1594 г. как острог на месте остяцкой крепости. Название получил по наименованию ближайшей протоки Оби. В XVII—XVIII вв. он стал одним из центров русской колонизации Западной Сибири, в XIX в. являлся местом политической ссылки, в том числе декабристов. Долгое время находился в упадке, пока в 1950-1960-х гг. рядом не обнаружили богатейшие месторождения нефти и газа. Сегодня Сургут — крупный центр нефтедобывающей промышленности.

Читать: Отдых в пансионате «Изумруд»

Поселок городского типа Берёзово — райцентр на берегу Северной Сосьвы, притока Оби. Еще в 1593 г. был основан как крепость Берёзов, название получил от находившегося на этом месте остяцкого поселения Суматвош, или город берез. Берёзово было местом ссылки опальных сановников XVIII в., самые известные — ближайший сподвижник Петра I Александр Меншиков и дипломат Василий Долгоруков, автор подложного «завещания» Петра I.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Территория заповедника Малая Сосьва расположена в бассейне одноименной реки, относящей к бассейну Оби. Река отличается крайне извилистым руслом с многочисленными валунно-галечными перекатами. Некоторые речные петли почти смыкаются концами, образуя узкие перешейки, как, например, на Святом мысу. Здесь по реке надо проехать около 30 км, а по перешейку, или, как раньше говорили, «перетаску», пройти всего 900 м.

Языковеды ввели слово «югра» в научную классификацию, назвав языки хантов и манси угорскими (югорскими). В эту же группу входит родственный им венгерский язык. Угорские языки наряду с прибалтийско-финскими, волжскими, пермскими и саамскими языками составляют финно-угорскую группу уральской языковой семьи (в нее кроме финно-угорских входят самодийские языки, на которых говорят ненцы, селькупы, энцы, нганасаны).

Для ханты и манси свойственно употребление в пищу сырого оленьего мяса и крови. Кусок мяса только что убитого оленя обмакивают в еще теплую кровь, хватают зубами и быстрым движением ножа срезают снизу вверх у самых губ. В сыром оленьем мясе и теплой крови большое количество витамина С, и такая еда служит еще и противоцинготным средством.

В начале железного века (VI—IV вв. до н. э.) южная часть угорских племен находилась в тесной взаимосвязи с ираноязычными скотоводами-кочевниками. Вероятно, из этой группы позднее выделились предки современных венгров, ушедшие на запад и осевшие на Дунае. А предки обских угров (манси и ханты) расселились соответственно по обе стороны Уральского хребта и бассейну нижней и средней Оби.

Среди ненцев выделяются две этнические группы — тундровые ненцы и лесные, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторым особенностям их культуры. На территории ХМАО проживают только лесные ненцы, их насчитывается около 2 тыс. человек. Еще несколько десятилетий назад для рыбной ловли ими использовались связанные из ивового лыка сети, а грузилом служили ребра мамонта и черепа оленей. Домашних оленей у них всегда было мало, лесные ненцы предпочитали охоту на боровую и водоплавающую дичь, пушного зверя. Лесные ненцы верят в духов, их главное святилище — озеро Нумто: здесь на острове Нго-ях приносились жертвы языческим богам и стояли деревянные фигуры духа каха.

Прикоснуться к недрам

Вдоль дорог практически повсеместно, иногда на лесной опушке или прямо посреди болот попадаются небольшие, аккуратно отсыпанные песком и огороженные сеткой площадки с разнокалиберными трубами и невысокими постройками. Это так называемые кусты — нефтяные скважины, пучками расходящиеся под землей в разные стороны на глубину больше 2 км. Никаких тебе качалок, как в голливудских фильмах про техасских ковбоев, всё чисто и чинно, совершенно бесшумно и очень технологично. Если не знать, что это такое, никогда не догадаешься.

В гостях у ханты


Нефтяной куст

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Нелетная природа: как Алтай может стать доступнее для туристов

В 2021 году было просубсидировано более 1,5 тыс. рейсов, однако цены остаются слишком высокими

К забору подходить не возбраняется, так что при желании можно всё рассмотреть, хоть и на расстоянии в сотню метров. Но и внутрь попасть тоже вполне реально — для этого необходимо заранее договориться о визите через местную турфирму, которая предлагает такие услуги. Понадобится паспорт и как минимум ПЦР-тест. Зато можно будет увидеть, как прямо из скважины отбирают пробу того самого черного золота.

В настоящий момент промышленный туризм в регионе практически неразвит, но в ближайшем будущем он вполне может стать одной из точек роста. Наверняка найдется немало людей, которые захотят своими глазами увидеть, как добывают и перерабатывают нефть.

На заметку. Тем, кто интересуется историей и технологией освоения югорских недр, непременно стоит заглянуть в Музей геологии, нефти и газа в Ханты-Мансийске, где собрана исключительно качественная и обстоятельно подобранная тематическая экспозиция. Помимо прочего, здесь можно потрогать настоящий метеорит и пощупать, просунув руку в специальный резиновый рукав, нефть.

​Горы, нефть, олени и двуглавая птица. 10 фактов про Югру в честь дня рождения округа

Завтра, 10 декабря, Югра отпразднует свое 89-летие со дня образования, хотя история региона как культурного и политического образования намного богаче и началась она более 900 лет назад. В честь почти юбилейной даты СИА-ПРЕСС подготовил 10 фактов про Югру.

Раньше Югра была «ближе к Москве»

В старых источниках Югрой называли дальние земли к северо-востоку от Москвы вдоль Северного океана – там, где сейчас Ненецкий автономный округ и республика Коми. Считается, что оттуда вышли наши «родственники» по языку – венгры, которых раньше называли «уграми». Но потом, в 1606 году, топоним «Югра» был забыт и долгое время не использовался, он вернулся в оборот в новейшей истории России, когда стал названием Ханты-Мансийского автономного округа.

Новгород активно сообщался с Югрой до того, как Ермак сделал это «мейнстримом»

Первым русским воеводой, который пришел в Югру для сбора дани, был представитель Великого Новгорода Ядрей. Правда, его отряд почти полностью перебили, но в итоге захватчики добились своего, и Югра стала колонией северо-восточного княжества Руси до 1470-х годов. В Новгороде даже учредили специальное «предприятие» для курирования сбора налогов с тех земель – «Югорщина». Однако в конце XV века по ходу усиления Москвы будущая столица Росии перебила влияние конкурента в Югре (в ее старом понимании, но частично включавшем нынешнюю территорию округа) и взяла эту область в свой оборот. Это произошло почти за век до легендарного похода Ермака.

Югра по размерам могла бы занять высокое место в Европе

Площадь Югры – 535 тысяч квадратных километров. Для сравнения – Франция (если считать ее европейские владения) расположилась на 547 тысячах квадратных километров, и это – третья по размерам страна в Европе. Наш регион больше Испании (498 тыс. кв.км.), Швеции (449 тыс. кв.км.) и Германии (357 тыс. кв.км.). Вообще чтобы получить территорию, сопоставимую с Ханты-Мансийским автономным округом, нужно сложить площади 22 наименьших стран Европы. В мире Югры бы заняла почетное 49 место по обширности владений.

Югра богаче более чем половины мира

Если говорить о деньгах, то внутренний региональный продукт Югры в 2021 году, как ожидается, впервые превысит планку в 4 трлн рублей, или примерно $62,5 млрд по нынешнему курсу. Если сравнить это с ВВП стран мира (да простят нас экономисты за столько некорретное сопоставление – ВРП хоть и похоже на ВВП, но все же отличается, мы же хотим просто показать масштаб), то получится, что Югра находилась бы на 74 месте в мире, обойдя, например, Хорватию, Уругвай, Словению, Литву и еще более чем 100 стран.

На подходе – очередной миллиард тонн нефти

В 2021 году ожидается, что из недр Югры извлекут 12-й миллиард тонн нефти. Предыдущий миллиард округ отметил в марте 2021 года, а юбилейный десятый миллиард был в феврале 2012 года, то есть один заход за количеством тонн с девятью нолями уходит примерно четыре-пять лет. В 2021 году, кстати, добыча впервые за десятилетие подросла (на полтора миллиона тонн, но все же) и составила 236 млн тонн.

У нас есть горы. И даже самая большая на Урале!

В народном представлении Югра – это страна болот. Их действительно много, но кроме них еще есть настоящие горы, причем самая высокая гора Урала – Народная (1895 метров) – находится в Югре. Правда, на границе с республикой Коми, но все же. В общем, если вам интересны походы на вершины, то можно ездить не только в Свердловскую и Челябинскую области или на Алтай, под боком есть приполярные области Югры.

Самый суровый мороз в Югре случился при нашей жизни

Отрицательный температурный рекорд, поставленный за всю историю наблюдения за погодой в Югре, был зафиксирован совсем недавно. Так, в ночь с 20 на 21 декабря 2021 года в регионе воздух охладился до минус 62 градусов. Это при условии, что самым холодным месяцем в нашем регионе считается январь – средняя температура на севере округа в начале года составляет минус 22,8 градуса, а на юге – минус 18,1 градуса.

У нас много оленей (в хорошем смысле)

Не секрет, что в Тюмени некоторые водители называют владельцев машин с номерами регионов 86 и 89 (Югра и Ямал) «оленеводами». Отчасти это справедливо – в Югре действительно много оленей, в 2020 году ожидается, что их поголовье вырастет до 46 тысяч. Это пока меньше, чем было на излете Советского союза (50 тысяч), но намного лучше, чем в начале 2000-х (25 тысяч).

Югра плодовита звёздами спорта и КВН

Среди уроженцев Югры наибольшее количество федеральных и международных селебрити сосредоточилось в спорте. Самая яркая звезда, пожалуй, это теннисистка и бизнесвумен Мария Шарапова из Нягани. В списке крутых спортсменов: биатлонисты Алексей Волков (Радужный) и Светлана Слепцова (Ханты-Мансийск), боксер Руслан Проводников (Березово).

Из нашего округа вышли две сильнейшие команды КВН – «Кефир» из Нягани (дважды доходила до полуфинала Высшей лиги) и «Борцы» из Сургута (выигрывали награды на «Голосящем КиВиНе» и дважды были в финале Высшей лиги). В культурной сфере можно выделить также певицу Веру Кондратьеву (Лянтор).

Самая главная «политическая» звезда, вышедшая из Югры – мэр Москвы Сергей Собянин (Няксимволь).

Если вдруг мы упустили уроженца Югры, добившегося всероссийской или международной славы – пишите в комментариях, обязательно добавим.

В Югре – единственный герб, кроме российского, с двуглавой птицей

Немногие знают, что даже на нынешнем гербе Югры изображена двуглавая птица «Кат ухуп вой» – в новых вариантах герба эту птицу предлагается прорисовать более четко.

На всех остальных региональных гербах подобного нет, разве что у Костромской области есть двуглавый орел – но он изображен на флаге корабля, и, по сути, является калькой национального двуглавного орла с герба страны.

Кстати, вы можете посмотреть весь список праздничных событий в честь дня рождения Югры на специальном сайте.

Места памяти

История большинства ханты-мансийских городов совсем короткая и начинается, по сути, со второй половины прошлого века — вместе с открытием в регионе огромных нефтяных полей. Однако даже те города, что были основаны раньше, до эпохи большой нефти, почти не сохранили следов прежнего облика. Но то, что уцелело, окружено трогательной заботой. Так, в Сургуте — одном из старейших городов Югры — есть только одно историческое здание — дом купца Клепикова конца XIX в. Сегодня в нем расположился музей купеческого быта.

В гостях у ханты


Интерьер дома купца Клепикова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Впрочем, некоторое представление об историческом облике города получить можно. В центральной части, на набережной реки Саймы действует историко-этнографический комплекс «Старый Сургут», где собрано 14 деревянных домов XIX–XX веков, воссозданных по чертежам и фотографиям. В каждом здании небольшая тематическая экспозиция, посвященная разным аспектам истории города и края.

В гостях у ханты


Музей под открытым небом «Торум Маа»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

В Ханты-Мансийске — нынешняя региональная столица получила статус города только в 1950 году — по понятным причинам такого не найти. Тем трепетнее здесь относятся к истории более древней. В Музее природы и человека собрана отличная коллекция ископаемой фауны и флоры, включая единственный в мире цельный скелет степного слона. А в музее под открытым небом «Торум Маа» представлено, пожалуй, лучшее собрание жилищ и предметов быта народа ханты: чумы из вываренной в рыбном бульоне бересты, зимние и летние деревянные дома, священные, охотничьи и продуктовые лабазы, лодки, традиционные рыболовные снасти, уличные печи, звериные ловушки, одежда, оружие, посуда, украшения, наконец, святилище. Оно, к слову, действующее — на растущей Луне здесь регулярно проводятся обряды, ведь ханты и по сей день остаются язычниками, просто они не очень это афишируют.

В гостях у ханты


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Ханты и манси: самые интересные факты.

Многие люди считают, что ради раскрытия непознанных тайн цивилизации необходимо отправляться на другие континенты: бороздить моря, пересекать пустыни и лазить по джунглям. А между тем, в России встречаются народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить или даже шокировать. Например, манси и ханты, с древних времен живущие на бескрайних просторах Югры, поставили перед историками и этнографами немало вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси – разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий. Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа.

Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи.

Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга. Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями.

Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они – умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством.

Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад – другой.

Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше – всего около 12 тысяч представителей.

Жертвоприношения иконам

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.

Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.

Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков. Так, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле. Например, в охоте на лося. А богиня земли Калтась-эква воспринимается местными верующими как Богоматерь. С таким религиозным синкретизмом пока ничего не могут поделать православные священники, ведь на словах манси и ханты – христиане.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.

Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.

Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.

Медвежий праздник – это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство.

А вот бесплодие – это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство.

Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги – при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина. А дела богов не касаются простых смертных. И каждое дитя принято встречать с радостью.

Кастрируют оленей зубами

Манси, как правило, держат большие стада оленей. Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари. Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом.

В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона. Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев. Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес.

В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами. Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.

Едят содержимое оленьих желудков

Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири – не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом – из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя.

Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи. Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими.

Кроме того, манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора. Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов.

Кровная месть

Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления.

Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей. Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника. Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Играют на 27 инструментах

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты. Исследователи насчитали 27 их видов, каждый из которых связан с каким-то тотемным животным или языческим ритуалом. К примеру, семиструнная арфа – это лебедь. А есть еще тумран, нарс-юх, нерыпь, кугель-юх, нин-юх и многие другие музыкальные инструменты.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение. Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте. Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения.

Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

Орынганым Танатарова

https://russian7.ru/post/khanty-i-mansi-samye-shokiruyushhie-fakty/

На берегу очень тихой реки

Часть народа ханты — несколько десятков семей — всё еще обитает на отдаленных стойбищах, где, несмотря на некоторые блага современной цивилизации в виде транспорта, бензинового генератора, сотовых телефонов и книг, ведет очень традиционный образ жизни. Некоторые поселения доступны для туристов и определенно заслуживают того, чтобы до них добраться. Прелесть их в том, что это не специально созданные туристические объекты, а реальное пространство для жизни реальных людей.

В гостях у ханты


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

На заметку. О визите нужно договариваться заранее, поскольку сами стойбища зачастую находятся на землях, арендованных у ханты нефтедобывающими компаниями и потому охраняемых. А учитывая расстояния, которые приходится преодолевать в том числе по бездорожью, на визит имеет смысл выделить целый день.

В гостях у ханты


В гостях у Кантеровых

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Под Сургутом в лесной глуши, на правом берегу реки Пим расположилось стойбище Кантеровых. Эту семью, открытую, уютную и невероятно гостеприимную, хорошо знают в Югре и за ее пределами. Ее глава — Валерий Яковлевич, охотник, собиратель и рыболов, человек очень харизматичный, обаятельный и начитанный. Несмотря на то что за спиной у него всего шесть классов, Кантеров легко может поддержать разговор об истории Древнего Египта и цитирует на память стихи русских поэтов, а на подоконнике у него лежит томик сочинений Аристотеля.

В гостях у ханты


Глава семейства Валерий Яковлевич

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Уголек нетронутой природы: как туристы осваивают Кузбасс

Южная Сибирь собирает гостей

Валерий покажет, как правильно заготавливать дикоросы, маскировать звериные ловушки, перегораживать протоки и ставить в них плетеные «морды», а еще непременно что-нибудь поймает и тут же на костре пожарит добычу. Его супруга и мать занимаются хозяйством — разделывают охотничью добычу, заготавливают оленьи шкуры, варят незамысловатую похлебку из оленины и муки, пекут хлеб в традиционных глиняных печах. Они охотно пустят в свой дом, где всё предельно просто и… правильно. Потому что для них люди, которые приехали на стойбище из далеких мест, — не туристы, а гости.

LiveInternetLiveInternet

Многие люди считают, что ради раскрытия непознанных тайн цивилизации необходимо отправляться на другие континенты: бороздить моря, пересекать пустыни и лазить по джунглям. А между тем, в России встречаются народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить или даже шокировать. Например, манси и ханты, с древних времен живущие на бескрайних просторах Югры, поставили перед историками и этнографами немало вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси — разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий. Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа. Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи. Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга. Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями. [С-BLOCK] Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) — это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они — умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством. Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад — другой. Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше — всего около 12 тысяч представителей.

Жертвоприношения иконам

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие. Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают. Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков. Так, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле. Например, в охоте на лося. А богиня земли Калтась-эква воспринимается местными верующими как Богоматерь. С таким религиозным синкретизмом пока ничего не могут поделать православные священники, ведь на словах манси и ханты — христиане.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» — это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше. Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера. Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц. Медвежий праздник — это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство. А вот бесплодие — это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство. Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги — при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина. А дела богов не касаются простых смертных. И каждое дитя принято встречать с радостью.

Кастрируют оленей зубами

Манси, как правило, держат большие стада оленей. Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари. Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом. В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона. Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев. Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес. В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами. Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.

Едят содержимое оленьих желудков

Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири — не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом — из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя. Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи. Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими. Кроме того, манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора. Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов.

Кровная месть

Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления. Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей. Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника. Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Играют на 27 инструментах

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты. Исследователи насчитали 27 их видов, каждый из которых связан с каким-то тотемным животным или языческим ритуалом. К примеру, семиструнная арфа — это лебедь. А есть еще тумран, нарс-юх, нерыпь, кугель-юх, нин-юх и многие другие музыкальные инструменты.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение. Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте. Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения. Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

Об этом сообщает Рамблер.

Далее:

https://weekend.rambler.ru/read/41497169/?utm_cont…d_more&utm_source=copylink

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры. В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а так же в посёлке Умша

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты, возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана, по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей, для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии, на протяжении долгого времени, существовало свое центральное молебное место. Одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди с множества паулей по рекам Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет, в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных, природных «полочках» складывали подношения — серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например Вишера, Лозьва) являются «до мансийскими», то есть, имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения. Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово мамонт предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).

https://www.colors.life/post/510394/

Вложение: 5971441_hantuymansi.txt

Зверские эмоции на высоте

В окрестностях Сургута есть еще по крайней мере два места, на которые непременно стоит обратить внимание. Они совершенно разные по своей природе, но одинаково сильные в эмоциональном отношении. Первое — хаски- с целой сворой отчаянно веселых псов и опытными инструкторами. Зимой здесь катают на санях, а летом устраивают байк-джоринг либо просто длинные пешие прогулки с хаски. Тесное общение с этими животными невероятно заряжает позитивом.

В гостях у ханты


Хаски

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Второе — аэродром Боровая, где базируется авиагруппа «Барсов», единственная полностью женская команда в стране. Очаровательные девушки уверенно держат штурвалы ЯКов в своих нежных руках и, ни на секунду не переставая мило улыбаться, за 10–15 минут любого туриста укатают так, что мало не покажется. Напротив пассажира обычно ставят камеру go-pro, чтобы потом тот мог взглянуть на себя со стороны и оценить собственную реакцию в момент, например, захода на мертвую петлю или исполнения еще какой-нибудь пилотажной фигуры. Обычно люди узнают про себя много нового.

В гостях у ханты


Вид на реку Обь с высоты птичьего полета

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]