Город Иркутск: история и достопримечательности. Справка

  • 11 Августа, 2019
  • Направления
  • Molton

Все ли знают, где находится Иркутск? Иркутск – крупный российский город, расположенный в юго-восточной части Сибири, на берегах реки Ангары. Является столицей Иркутской области. Численность населения составляет 623,5 тыс. чел. Плотность – 2252 чел./км².

Иркутск – старинный город. Он был заложен в 1661 году. Благодаря этому стал кандидатом на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Иркутск является крупным научным и образовательным центром. Здесь развиты такие сектора, как гидроэнергетика, авиастроение и производство пищевых продуктов.

А где находится Иркутск на карте часовых поясов? Время в Иркутске соответствует китайскому (часовой пояс UTC+8). Разница во времени Иркутска с Москвой – 5 часов. Это не так уж и много.

Герб Иркутска был утвержден в 1997 году. Он представляет собой геральдический щит серебряного цвета. На нем изображен черный «бабр», который держит в своей пасти червленого соболя. Бабром называют большого, лютого и сильного зверя, которого причисляют к роду тигров.

Город на Ангаре. Общие сведения и история Иркутска

Иркутск (также Ирк, Иркуцк) – областной центр, самый крупный город Приангарья. Находится в 5 часах лета от Москвы и в часе езды от озера Байкал. В пафосных сообщениях местных чиновников и прочих деятелей часто именуется «культурной столицей Восточной Сибири».

Иркутск с высоты птичьего полета

Принято считать, что история города началась в 1661 году, когда на правом берегу Ангары был возведен Иркутский острог (крепость). В 1686 году поселение получило статус города. Кстати, в Иркутске до сих пор нет единого мнения, какую дату считать более важной. Поэтому на всякий случай отмечают обе: так, в 1986 году праздновали 300-летие города, а через 25 лет, в 2011 – уже 350-летие.

Свое название Иркутск получил от реки Иркут, которая протекает в непосредственной близости от него. При этом большая часть города располагается на берегах другой реки – Ангары.

Иркутск всегда был купеческим городом. Через него шли все важные торговые пути из Китая. Везли сахар, чай, ткани. Самые бедные иркутянки в то время носили шелк, потому что он стоил значительно дешевле, чем хлопок и лен. Из самого Иркутска вывозили пушнину.

Из-за сурового климата жизнь в Иркутске всегда считалась наказанием. На каторгу или на поселение сюда регулярно ссылали тех, кто провинился перед государством. Самыми известными ссыльными стали декабристы, которые внесли довольно значительный вклад в развитие Иркутска именно как культурного центра. Чтобы не скучать в ссылке в провинции, деятельные и энергичные декабристы взялись за просвещение местного населения: организовывали школы, учили народ грамоте.


Зима на Ангаре

В 1890 году в Сибири побывал Чехов. В своих путевых заметках он назвал Иркутск «интеллигентным городом», и теперь это обязательно упоминается во всех исторических справках. Кстати, будучи здесь, писатель уделил внимание не только культурным заведениям, но также побывал в банях и у женщин легкого поведения.

В период Гражданской войны в Иркутске располагалось правительство Колчака, однако сам он по прибытии в город был арестован и расстрелян. С адмиралом Колчаком связана одна из местных легенд. В 1919 году в Байкал упал поезд белогвардейцев, якобы груженый золотом. Найти мифическое «золото Колчака» пока никому не удалось. Впрочем, как и опровергнуть факт его существования.

Великая Отечественная война для Иркутска стала очередным культурным прорывом. Из центральных районов страны сюда прибыли многие ученые, профессора, академики. Здесь они преподавали в вузах и заложили основы классического иркутского образования.

Промышленный подъем начался уже после войны: была построена собственная ГЭС, появилось несколько заводов, в том числе авиазавод. Не все они смогли пережить 90-е годы, однако некоторые успешно работают и сейчас. Город продолжает развиваться как в промышленном, так и в культурном плане.

Герб

Герб Иркутска представлен в виде французского щита. На серебряном фоне изображен черный бабр (пантера, тигр) с красными глазами. В пасти он держит червленого соболя. Животное с поднятыми передними лапами находится на тверди зеленого цвета. Оно обращено вправо от зрителя. Хищник из семейства кошачьих является символом территории, на которой обитает. Добыча воплощает старинный промысел по изготовлению продукции из ценного меха.

Художественная композиция утверждена 31 октября 1996 года. Внесена в Государственный геральдический регистр РФ под № 132.

От -50° до +35°. Климат и экология Иркутска

Как уже было сказано выше, климат в Иркутске суровый – резко континентальный. Это обеспечивает городу сильные морозы зимой и жару летом. В зависимости от сезона нередки сильные снегопады и мощные ливни. Примечательно, что такие капризы погоды всегда становятся неожиданностью для иркутских коммунальщиков: снег почти полностью блокирует дороги и проезды, а дождевая вода затапливает все вокруг, ливневая канализация с ней не справляется.


После ливня в Иркутске

В апреле в Иркутске еще идет снег. Бывало и такое, что он шел 25 мая. Горожан такие явления обычно не удивляют и даже сподвигают на творчество:

Конец весны и лето близко. В листве зеленой пригород утоп. Все это Краснодар, а я живу в Иркутске. Пойду усядусь *опою в сугроб!

Близость Байкала обеспечивает городу постоянную сейсмическую активность. Небольшие землетрясения силой 2-3 балла происходят здесь как минимум раз в месяц. Обычно они пугают только самых впечатлительных или тех, кто живет в Иркутске недавно. Все остальные к ним уже привыкли.

Немного об экологии. По оценкам ученых, Иркутск входит в список 35-ти самых экологически неблагоприятных городов страны. Основным источником загрязнения являются выхлопные газы автомобилей (количество машин в Иркутске постоянно растет), а также некоторые местные предприятия, например, ТЭЦ и авиазавод.


Смог над Иркутском

Интересно, что проблема экологии Иркутска очень мало волнует его жителей. Здесь принято считать, что пока Байкал является самым чистым местом на планете, городу тоже ничего не угрожает. Зато за безопасность озера беспокоятся все: в городе не раз проходили митинги против строительства на Байкале нефтепровода, а также против Байкальского целлюлозного комбината (БЦБК), который сбрасывает в озеро отходы производства. От нефтепровода спасти озеро удалось, а вот вопрос с БЦБК пока остается открытым.

Здравоохранение.

В городе работают 46 муниципальных учреждений здравоохранения, функционируют 8 муниципальных медицинских программ. Созданы Иркутский филиал Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохируогия глаза», Диагоностический центр, центры нетрадиционной медицины, медикосоциальной, психологической и психотерапевтической помощи. В 1987 в Иркутск открыт Восточно-Сибирский филиал Сибирского отделения Академии медицинский наук, призванный координировать медицинские исследования на региональном уровне.

Население города: кто в Иркутске живет?

По данным на начало 2014 года в Иркутске проживает 613 тысяч человек. Среди них представители 120 национальностей: русские, украинцы, буряты, татары, поляки, немцы, белорусы и многие другие. Нередки смешанные браки. В городе прекрасно сосуществуют православные церкви и храмы, католический собор, польский костел, мечеть, синагога и буддийский дацан.

С начала 90-х и до середины 2000-х годов население Иркутска стабильно сокращалось: падала рождаемость, увеличивалась смертность. Люди уезжали из города. В последние годы ситуация изменилась к лучшему.

Отмечается тенденция к увеличению рождаемости, а естественный прирост, хоть и ненамного, но превышает естественную убыль. Население растет и за счет приезжих: сюда едут жители окрестных деревень и трудовые мигранты из стран СНГ и Китая. Иностранцы здесь обычно пребывают незаконно и трудятся на стройках и рынках.

Средний возраст горожан в Иркутске – 36 лет. Это несколько меньше, чем в среднем по России, за счет большого количества студентов. В вузах и сузах города сейчас учится больше 100 тысяч человек. К сожалению, очень многие молодые специалисты не могут найти себе применение в Иркутске и уезжают в Москву, Питер или крупные сибирские города. Местные власти пока не могут придумать, как удержать талантливую молодежь здесь.

Мнение Чехова о том, что Иркутск «интеллигентый город» актуально до сих пор. Здесь много образованных людей, и в кругах интеллектуалов считают, что Иркутск гораздо более культурен, чем «пролетарские» Новосибирск и Красноярск. При этом здесь не принято любить свой город, его часто критикуют и сравнивают с теми же Новосибирском и Красноярском, которые, будучи «пролетарскими», уже решили те социальные проблемы, которые до сих пор стоят перед «культурным» Иркутском. Например, качество дорог и общественного транспорта, темпы строительства жилья, занятость молодежи.

Этот критицизм нередко граничит с пессимизмом и депрессией. В Сибири Иркутск лидирует по количеству самоубийств. Эксперты объясняют, что люди кончают с собой из-за низкого уровня жизни и оттого, что не видят перспектив.

Иркутяне, как и все сибиряки, не слишком открыты и приветливы. Это объясняется скрытностью характера, а не грубостью или злостью. При ближайшем рассмотрении они оказываются отзывчивыми и гостеприимными. Иркутяне умеют сочувствовать и всегда готовы помочь.

Еще один интересный факт – Иркутск занимает второе место в списке оппозиционных городов России (после Владивостока). За это Иркутская область получила статус «красного» или «протестного» региона. Здесь не поддерживают действующую власть и правящую партию, справедливо считая, что регион больше отдает в федеральный бюджет, чем получает из него.

Транспорт.

Иркутск – крупнейший транспортный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали. Иркутский аэропорт доставляет пассажиров в Москву, Владивосток, другие города России, в международные аэропорты Китая, Монголии, Японии и др. стран.

Система пассажирского городского транспорта на 2003 включала 387 автобусов (из них 247 были самортизированы и требовали списания), 73 трамвая, 78 троллейбусов и 160 маршрутных такси. Перевозки пассажиров осуществлялись по 41 автобусному, 8 троллейбусным (протяженность св. 40 км.) и 5 трамвайным маршрутам (протяженность 24 км.). Объем перевозок составил 130,1 млн. человек (за 2003), что на 16,2 млн. меньше, чем за аналогичный период 2002.

Районы и недвижимость Иркутска

Карта Иркутска
Река Ангара делит Иркутск на две части: правый берег и левый берег. Их соединяют плотина ГЭС и мосты: Старый, Новый и Новейший (он же Академический). С названиями мостов не сложилось: когда в 1978 году мосту давали имя Новый, не подумали, что последующие за ним тоже надо будет как-то называть. Поэтому мост, открытый в 2010-м, уже стал Новейшим. Чиновники попытались исправить ситуацию и переименовали все мосты в Глазковский, Иннокентьевский и Академический. Но прижилось только последнее название, а остальные используются крайне редко, и горожане сами в них путаются.


Новейший мост в Иркутске

Особенностью Иркутска является частный сектор. В отличие от большинства современных городов, где частные дома сохранились только на окраине, в Иркутске они есть везде. В том числе и в центре города. Деревянные избушки посреди квартала многоэтажек здесь не редкость, а обычная картина. Можно идти по центру города и слышать лай собак, крик петухов, а в заборную щель видеть чей-то огород с теплицами. В Иркутске это называют «сохранением памятников старины» и избавляться от них не собираются.

Впрочем, даже если бы и собрались, сделать это непросто: земля в городе очень дорогая и выкупить ее у собственника за адекватную стоимость практически нереально. На расселение жители избушек тоже не соглашаются. Они понимают, что новая квартира в многоэтажке никогда не будет стоить столько же, сколько их покосившийся домик с удобствами на центральной улице города.


Один из старых домов в центре города

Вернемся к началу. Итак, Ангара делит Иркутск на два берега. Правый – это исторический и административный центр города. В нем расположены все здания городской и областной администраций, а также большая часть деловых и торговых центров, автовокзал и аэропорт.

На левом находятся промышленные объекты и спальные районы. Дорога с одного берега на другой не занимает много времени, поэтому часто бывает так, что человек живет на одном берегу, а работает на конце другого.

Кировский и Куйбышевский районы

В центре правого берега находятся Кировский и Куйбышевский районы. Это самые красивые районы города, здесь сосредоточены все исторические здания, музеи и театры, несколько кинотеатров и клубов. На улицах много зеленых насаждений, клумб и интересных памятников. Обустроено много скверов, в некоторых из них есть фонтаны. Практически на каждом шагу встречаются рестораны и прочие заведения общепита. Не все из них дорогие, есть и вполне доступные.

Много магазинов и торговых центров. Здесь же располагаются административные и учебные корпуса практически всех иркутских вузов. Так как эти места часто посещают иностранные туристы, все таблички с названиями улиц переведены на английский язык. Также для их удобства в центре города установлены щиты с картами и инструкциями, как пройти к той или иной достопримечательности.


Центр Иркутска

Новое жилье здесь практически не строится, а вторичное стоит дорого, даже по общероссийским меркам. Цена квадратного метра может доходит до 68 тысяч рублей. То есть средняя 2-комнатная обойдется не дешевле 3 миллионов рублей.

Октябрьский район

К Куйбышевскому и Кировскому районам примыкает Октябрьский. Формально этот район не относится к центральной части города, но в нем находится крупнейшая городская улица — Байкальская, которая его значительно оживляет. Кроме того, здесь же расположены развязки Академического моста. Сейчас по нему можно ездить только на личном транспорте или на такси, движение общественного транспорта еще не открыто. Однако, как только это произойдет, район станет еще более удобным для жизни и работы. Возможно даже, что со временем здесь будет центр города.

Все это, разумеется, делает район более популярным, а жилье в нем — более дорогим. Пока средняя цена квадратного метра в нем составляет 55 тысяч рублей. Или 2,4 миллиона за 2-комнатную квартиру.


Октябрьский район Иркутска

В этом же районе находится печально известный иркутский аэропорт. В 2006 году аэробус А-310 при заходе на посадку врезался в гаражи, выехав за пределы взлетно-посадочной полосы, и загорелся. Из 204 человек, находившихся на борту, 124 погибли. Несколько лет в Иркутске пытаются начать строить новый аэропорт, за городом, но дальше проекта дело пока не ушло.

Отдельно стоит сказать о Солнечном, самом молодом микрорайоне города. Он является частью Октябрьского района, но фактически это небольшой город в городе: здесь только новые дома, многоэтажки, совсем нет частного сектора. Так как район удален от центра, воздух здесь чище.

В самом микрорайоне расположен СибЭкспоЦентр – выставочная площадка, на которой постоянно работают интересные тематические экспозиции, а также проходят разные ярмарки-продажи. В Солнечном находится техникум физической культуры, в бассейне которого может поплавать любой желающий, а также спортивный центр Gold gym. В ближайшее время там же появится огромный водноспортивный комплекс, строительством которого занимается «Газпром».

И еще одно важное преимущество Солнечного – стоимость жилья. В силу того, что новостроек там много, оно обойдется несколько дешевле, чем в центре. При этом дорога из Солнечного в центр на автобусе займет не более 25 минут, а на машине и того меньше.


Микрорайон Солнечный в Иркутске

Прямо за Солнечным находятся два коттеджных поселка – Молодежный и Солнечный-2. Там строят небольшие и таунхаусы или кирпичные дома. Молодежный был построен достаточно давно и не слишком удачно соседствует с общежитием сельскохозяйственной академии.

А вот Солнечный-2 — это настоящая мечта. Тамошние домики как будто сошли с картинок американских журналов о красивой жизни. Зеленые лужайки, небольшие заборы и вид на пристань, где на волнах качаются белоснежные яхты и катера. Не жизнь, а сказка. Вот только не всем она по карману. Стоимость коттеджа в Солнечном-2 начинается от 11 миллионов рублей. Примерно за те же самые деньги можно купить неплохой коттедж в Подмосковье.


Солнечный

Переберемся на левый берег. Там расположились два больших района – Свердловский и Ленинский.

Свердловский район

В Свердловском районе предпочитает селиться молодежь, здесь строится больше жилья и оно более доступное по цене, чем на правом берегу (в среднем 49 тысяч за квадрат). Сам район состоит из нескольких современных микрорайонов, в каждом из которых имеются детские сады, школы, магазины. Здесь же расположено несколько вузов. Например, политехнический университет, институт МВД, юридический институт, Академия правосудия и другие.


Иркутск. Академгородок

Несколько выделяется из общего ряда микрорайон Академгородок (сокращенно – Академ). Он появился раньше остальных и строился для сотрудников Иркутского научного центра РАН. До сих пор считается, что это один из самых благополучных и спокойных микрорайонов. В нем много небольших рощ и скверов, что делает его очень уютным и живописным. Сейчас в Академе по-прежнему размещаются несколько научных центров и исследовательских организаций, но живут там уже не только академики и профессора.

Ленинский район

И, наконец, Ленинский район. Он состоит из двух районов: Новоленино и Иркутск-2 (произносится как «второй Иркутск»), а также в разное время вошедших в состав района посёлков Жилкино, Боково, Вересовка, Кирова и Горького. Считается, что в этих районах больше всего гопников и без лишней надобности там лучше не бывать. Особенно в темное время суток. Возможно, в этом есть доля правды, однако сейчас население этих районов потихоньку меняется. Там охотно селятся молодые приезжие семьи, покупают квартиры или снимают их.

Цены на жилье относительно доступные — в среднем 44 тысячи рублей за квадратный метр. Стандартная 2-комнатная квартира обойдется в 1,9 миллиона.


Иркутск. Новоленино

Это самые перспективные районы в плане строительства нового жилья и развития инфраструктуры. Ленинский округ уже опережает все остальные по уровню рождаемости и темпам роста населения. Поэтому там в первую очередь строят новые детские сады и поликлиники. Благо, места хватает.

Ленинский округ достаточно удален от центра города, однако общественный транспорт между ними ходит так хорошо, что уехать в Новоленино или Иркутск-2 бывает проще, чем добраться из одного центрального района в другой. Вопрос транспорта особенно актуален для жителей Новоленино. Они в основном работают в центре и ежедневно катаются туда и обратно. В то время как почти все население Иркутска-2 занято на авиазаводе, который там же и расположен. Это тоже своеобразный город в городе: у них свое градообразующее предприятие, свои праздники (День авиации) и даже свой аэропорт. Правда, он используется только для испытаний самолетов, построенных на авиазаводе.


Иркутский авиазавод

Можно сказать, что Иркутск настолько разнообразен, что в одном районе можно иметь квартиру в высотке, а в другом – дачу с огородом и видом на Ангару. Даже не так. Можно иметь квартиру, а через дорогу – дачу. А что, удобно.

Управление.

Иркутск управляется городской администрацией во главе с мэром (с 1997 – Владимир Викторовия Якубович, переизбран в 2001). Представительный орган городского самоуправления – Городская дума, в состав которой входят мэр города и 35 депутатов, избираемых населением города на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий думы составляет 4 года. Мэр является председателем думы, обеспечивает соблюдение порядка и процедурных правил рассмотрения и принятия решений городской думы.

Юридически закреплено деление города на 5 районов. На практике с 1996 применяется деление города на 4 округа, в каждом из которых действует собственный комитет по управлению.

Инфраструктура Иркутска: «Лучше бы детский садик построили!»

Наиболее острые проблемы Иркутска – это дефицит мест в детских садах, качество дорог и состояние общественного транспорта. Поговорим о каждой в отдельности.

Сегодня в Иркутске в очереди на место в детском саду стоят почти 26 тысяч детей. Власти пытаются решить проблему: открывают дополнительные группы, строят новые здания. Однако эти меры дают от силы 400 новых мест в год. Это капля в море по сравнению с цифрой 26 тысяч. Многие родители вынуждены отдавать малышей в частные детские сады и ежемесячно платить за них по 10, 15, а то и 20 тысяч. Для сравнения: муниципальный садик обходится семье в 1300 рублей. Горожане справедливо замечают, что при таком раскладе нужно серьезно подумать, прежде чем обзаводиться потомством. Отметим, что со школами такой проблемы нет. Их довольно много, и можно выбрать любую.

Вернемся к садикам. Одно время в Иркутске была очень популярна фраза «Лучше бы детский садик построили!» Ею реагировали на все инициативы городских властей: «В Иркутске появятся новые скверы и фонтаны» – «Лучше бы детский садик построили!», «Чиновники приняли участие в субботнике» – «Лучше бы садик построил!». И так далее в том же духе. В итоге вконец измученный мэр принял волевое решение: потратить на садики весь годовой бюджет капитального строительства. Казалось бы, цель достигнута, можно успокоиться. Но нет: теперь иркутяне требуют хороших дорог.

Кстати, с дорогами в Иркутске было плохо всегда. В последнее время их часто и долго ремонтировали – готовились к 350-летию. Иногда торопились так, что укладывали асфальт в дождь и даже в снег. Потратили огромные деньги. В итоге получилось неплохо: остались довольны и чиновники, и автолюбители. Но по весне асфальт с дорог ушел вместе с растаявшим снегом: появились новые трещины и ямы. О грандиозном ремонте больше ничего не напоминает. Надо все делать заново, но у города больше нет денег: они все направлены на строительство садиков.

В продолжение дорожной темы поговорим об общественном транспорте. Он в Иркутске делится на две части: муниципальный и частный. К муниципальному относятся трамваи, троллейбусы и большие удобные автобусы. Частный возит людей на маршрутках (они же «капсулы смерти») и на корейских автобусах, в которые приличный иркутянин просто не помещается. Весь трагизм ситуации состоит в том, что муниципальный транспорт ходит гораздо реже, чем частный, его маршруты не такие длинные и удобные. А частный, хоть и отвезет куда надо, но не гарантирует безопасности пассажиров: горячие водители из Средней Азии устраивают на дорогах настоящие гонки, подрезают друг друга, резко тормозят. Особый шик – открывать двери на ходу или высаживать пассажиров во втором ряду движения. О комфорте во время поездки также придется забыть. В маршрутках и корейских автобусах всегда тесно и грязно, не всегда хорошо пахнет, а водители не прочь покурить за рулем. При этом транспорт может разваливаться на ходу: через дыры в полу некоторых автобусов можно следить за дорогой, а двери маршруток не раз оставались в руках пассажиров, которые пытались их закрыть. Да, просто отрывались.

Иркутская маршрутка

При этом муниципалы не хотят развивать свои маршруты, оправдываясь тем, что частники создают им большую конкуренцию. А городские власти говорят, что не могут запретить частникам работать, потому что антимонопольное законодательство не позволяет. Такой вот замкнутый круг.

Чтобы не казалось, что в Иркутске все совсем плохо, отметим, что в городе практически не бывает пробок похоже уже так же, как и в других крупных городах. На дороге можно застрять максимум на полчаса полдня. Обычно затруднение движения связано с ремонтом дорог. Например, сейчас в центре заканчивают строительство развязки нового моста и поэтому поездки в том районе занимают больше времени. Однако все понимают, что развязка нужна и мужественно терпят.


Пробка на улице Байкальской в Иркутске

Впрочем, ГИБДД регулярно напоминает, что машин в городе становится все больше, а улицы расширять уже некуда. Так что ситуация с пробками в будущем ухудшится.

В сфере ЖКХ в Иркутске особых проблем нет. Крупные коммунальные аварии здесь редкость. Тарифы на услуги, конечно, постоянно растут, но не так значительно, чтобы протестовать. Горожане любят говорить: «В России самая дешевая электроэнергия в мире. В Иркутске самая дешевая электроэнергия в России. Значит, у нас самая дешевая электроэнергия в мире!» И это действительно так – спасибо каскаду ГЭС на Ангаре. За свет здесь платят 68 копеек за квт/ч.

Стоимость коммунальных услуг зависит от габаритов квартиры и количества прописанных человек. Например, за 2-комнатную квартиру семья из 3 человек ежемесячно платит 2300 рублей. Эта сумма может быть меньше, если в квартире есть тепло- и водосчетчики. Однако в Иркутске еще не все оценили их выгоду и устанавливать не торопятся.

Строительство.

В 2003 инвестиции в основной капитал предприятий и организаций различных форм собственности по городу Иркутску составили 5358,5 млн. рублей (рост на 66% по сравнению с 2002). На строительство объектов производственного назначения было использовано 57,7% от общей суммы инвестиций. 42,3% суммы пришлось на коммунальное и жилищное строительство, на объекты здравоохранения образования, культуры, торговли, науки и т.д. Были введены в эксплуатацию предприятиями и организациями различных форм собственности жилые дома общей площадью в 106 тыс. кв.м. (86% от уровня 2002).

Предприятия и работа в Иркутске

Ведущими отраслями производства в Иркутске являются тяжелое машиностроение и пищевая продукция. В городе есть собственный молочный завод, мясокомбинат, хлебозавод, масложиркомбинат. Есть частные хлебные и кондитерские цеха. Машиностроением занимается Иркутский завод тяжелого машиностроения (ИЗТМ), который производит уникальное оборудование для разработки месторождений и добычи золота.

Важную роль играет местный энергетический комплекс, который находится в ведении и включает в себя местные ГЭС и ТЭЦ. Ежегодно Иркутская ГЭС вырабатывает порядка 4,1 миллиарда киловатт-часов энергии. Это значит, что она могла бы обеспечивать электричеством небольшое европейское государство. Пока же вся ее мощность идет на обеспечение алюминиевого завода в Шелехове. А Иркутск пользуется энергией Братской ГЭС.


Плотина иркутской ГЭС

Настоящую гордость у иркутян вызывает местный авиазавод. Он строит самолеты для Минобороны России и для других стран: Индии, Китая, Малайзии, Алжира, Индонезии, Венесуэлы.

Кадры для местных промышленных предприятий готовятся здесь же, в Иркутске, главным образом, в политехническом университете. Толковых выпускников на работу берут с удовольствием. Но большая зарплата молодому специалисту не грозит. В первые годы основным доходом будет профессиональный опыт, который в дальнейшем поможет продвигаться по карьерной лестнице.

Молодежь, однако, не стремится делать карьеру на заводах. Никто не хочет начинать простым рабочим. Зато с удовольствием идут в официанты и продавцы, эти места им кажутся более хлебными. При этом практически ни один ресторан или магазин в городе не устраивает работников официально и не дает им соцпакет. То же самое касается и частных фирм. Официальным трудоустройством в Иркутске могут похвастаться только работники бюджетной сферы или сотрудники тех организаций, которые дорожат своей репутацией.

По статистике, средняя зарплата в Иркутске составляет 24 тысячи рублей. Но это «средняя температура по больнице» – среднее арифметическое между очень большими и очень маленькими зарплатами. Немногие горожане получают на руки больше 20 тысяч рублей. Зарплата в 25 тысяч считается хорошей.

Одна из самых распространенных профессий в городе – менеджер по продажам. На специалистов в этой области в Иркутске большой спрос. Это объясняется просто: Иркутск по-прежнему остается торговым, «купеческим» городом. Здесь очень много торговых центров, супермаркетов, магазинов. Среди них есть как крупные федеральные бренды (Benetton, Savage, «Л`Этуаль», Incity), так и чисто местные («Слата», «Цезарь», «Окей», «Бонус» и т.д.). Самые большие комплексы – «Джем Молл» и «Карамель» – включают в себя не только торговые павильоны, но и 6-зальные кинотеатры. А в «Джем Молле» есть еще и роллердром и крытый каток.


ТЦ Jam Молл

Но самый интересный рынок в Иркутске — это Шанхайка, китайские торговые ряды. Они устроены не слишком аккуратно и не отличаются чистотой, зато отовариться там можно значительно дешевле, чем в магазине. Здесь продают все: одежду, белье, посуду, игрушки, бытовую технику, ковры. В последнее время там можно найти чехлы для айпадов (со временем, наверное, появятся и сами айпады). Кроме того, на Шанхайке закупаются торговцы из соседних населенных пунктов, так называемые «челноки». У себя дома они продают это товар в два раза дороже.


Шанхайка

Находится Шанхайка в самом центре города и, конечно, никак не улучшает его внешний вид. Однако все попытки властей перенести рынок в другое место до сих пор не увенчались успехом. Такая же ситуация сложилась и с авторынком в предместье Рабочее. Автолюбители облюбовали этот участок для своих сделок – покупки и продажи подержанных машин. Жителям окрестных домов это совсем не нравится, им мешает шум и выхлопные газы машин. Но выгнать торговцев из Рабочего не получается. По требованию ГИБДД рынок несколько раз прекращал свою работу, однако через пару дней машины опять стояли на привычных местах.

Отметим, что иркутские власти активно поддерживают малый и средний бизнес. Предприниматели могут принять участие в специальной программе и получить ссуду на открытие или развитие бизнеса. Суммы, конечно, небольшие, но это лучше, чем совсем ничего. Особенно актуально предложение для молодых предпринимателей, которые делают свои первые шаги в бизнесе.

Самым перспективным и прибыльным в Иркутске считается ресторанный бизнес. Сейчас в городе уже работает почти 700 заведений общепита. Каждый год открывается еще несколько, и почти все они находят своего постоянного клиента. Иркутяне готовы тратить деньги на хорошую кухню и сервис. Но собственный ресторан – удовольствие не из дешевых: он требует солидного стартового капитала и значительных ежемесячных вложений.

В общем и целом, работы в Иркутске достаточно. Она не лежит под ногами, но при желании ее всегда можно найти. Можно устроиться грузчиком в супермаркет, а можно открыть свое дело. Это уже зависит от личных амбиций человека, его способностей и планов на будущее.

Экономика. Общая характеристика.

Иркутск – важнейший экономический центр Восточной Сибири. Объем произведенной продукции без НДС и акциза по крупным и средним предприятиям составил в 2003, по оценке, 23275,5 млн. руб. Численость занятых на крупных и средних предприятиях в 2003 достигала 181,3 тыс. человек. На 4456 малых предприятиях работали 41,4 тыс. человек; объем продукции – 12 536 млн. руб. Среднемесячная зарплата в экономике города составляла 7421 руб. Уровень безработицы 0,65%.

Продолжается приватизация объектов муниципальной собственности (недвижимости, нежилых помещений, земельных участков, автотранспорта и др.). В 2003 были приватизированы 124 объекта (в 2,5 раза больше, чем в 2002); от приватизации были получены 43 млн. руб.

Внешнеторговый оборот по Иркутску за первый квартал 2003 составлял 74,7 млн. долл. США Более 90% общего объема экспорта вывозится в Китай и Индию; по импортным операциям доля Китая составляет более 40%. Предприятия города экспортируют древесину, машиностроительную продукцию, продукцию нефтехимического комплекса, черные и цветные металлы, продовольственные товары. Ввозятся машины, топливо, товары народного потребления. Экспорт услуг осуществляется в Таиланд, Китай, Монголию, Южную Корею, Германию, Японию.

Полиция и криминал в Иркутске: защити себя сам

По официальной статистике полицейских, Иркутск не является криминальным городом, преступлений в нем совершается не больше, чем везде. Однако верить полиции здесь не принято. Особенно сильно это недоверие усилилось после череды убийств, которые произошли в Академгородке с декабря 2010 года по март 2011-го. За четыре месяца было убито 6 человек. Всех их забили до смерти молотком или битой. Тем не менее, местная полиция до последнего отрицала, что в городе орудует маньяк. «Преступления никак не связаны между собой. Поводов говорить о маньяке нет», – сообщалось в официальных сводках. Как выяснилось впоследствии, в чем-то полицейские были правы. В Академгородке, действительно, орудовал не маньяк, а… двое маньяков. Убийцами оказались 17-летние парни, жители все того же Академгородка. После задержания они пояснили, что, убивая, очищали планету от тех, кто недостоин на ней жить. Странно, но даже после этого психиатры признали их нормальными. Сейчас «молоточники» (так их прозвали за любимое орудие убийства) сидят в СИЗО и ждут суда.

Пока полиция успокаивала горожан и говорила, что никакого маньяка нет, жители Академгородка решили защитить себя сами. Они образовали несколько народных дружин и патрулировали район вечером и ночью, провожали до дома женщин и детей. Дружины продолжили работать и после поимки «молоточников». Городские власти и полиция всячески поддерживают это начинание. Рады и иркутяне: дружинникам они доверяют больше, чем полицейским.

А зимой 2012-го в Иркутске снова заговорили о маньяке. Так совпало, что с разницей в 10 дней в городе пропали двое молодых парней. Первый выпивал ночью с друзьями в пабе и ушел оттуда в неизвестном направлении, второй вышел днем из дома и больше туда не вернулся.

Друзья и родственники юношей начали активные поиски: создавали группы в социальных сетях, устраивали рейды с волонтерами, клеили объявления с приметами. О пропавших говорили все СМИ. В итоге информации об этом стало так много, что у горожан сложилось впечатление, что люди в Иркутске исчезают каждый день. Причем человек по 10-15. По городу поползли самые невероятные слухи: якобы молодых здоровых парней и девушек похищают на органы. В интернете постоянно появлялись панические сообщения о телах, найденных без почек и печени. Иркутяне призывали друг друга быть осторожнее и не ходить поодиночке. Полиция опровергала тревожные слухи, приводя статистику, что люди в городе не стали пропадать чаще обычного. Однако успокоить паникеров удалось довольно нескоро.

А пропавшие парни нашлись по весне: первый замерз пьяным в сугробе на кладбище, а второй повесился в тайге недалеко от своего дома. У него были проблемы с учебой, о которых он боялся сказать родителям. Другого выхода из ситуации юноша не нашел. Истории грустные, но совсем далекие от криминала и органов.

В последнее время в Иркутске стало больше преступлений, связанных с использованием травматического оружия. Некоторые горожане применяют его для того, чтобы решать бытовые конфликты. Так, студент одного из местных вузов обстрелял школьный автобус, с которым не поделил проезжую часть. Еще один водитель стрелял в маршрутку, которая его подрезала (маршрутка, кстати, после этого спокойно поехала дальше). Другой отмороженный стрелял в пешехода, который переходил дорогу перед его машиной.

Однако город знает и положительный пример использования травматики: одному автолюбителю с ее помощью удалось задержать угонщика. Мужчина застал похитителя на месте преступления, и тот попытался скрыться. Несколько точных выстрелов его остановили. Угонщика тут же сдали в полицию, а владелец травмата стал героем дня.

Автомобильные магистральные трассы

Через Иркутск проходит две трассы федерального значения:

  • Р255 «Сибирь» — автомобильная дорога федерального значения. Общая протяженность трассы — 1860 км. Автодорога проходит через Новосибирск, Кемерово, Томск. Является продолжением автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» и входит в состав азиатского маршрута AH6.
  • Р258 «Байкал» — автомобильная дорога федерального значения общей протяженностью 1113 км. Трасса ведет в Улан-Удэ, Читу и проходит по территории Республики Бурятия и Забайкальского Края. Является продолжением трассы Р-255 «Сибирь». Входит в состав азиатского маршрута AH6. Дорожное покрытие трассы — асфальтобетон.

Гора Черского

Источник фото — angara.net

Гора расположена в истоках рек Молокон, Ирель и Куркула, и является наивысшей точкой Байкальского хребта, протяженность которого почти 300 километров. Высота горы Черского — 2 588 метров над уровнем моря. Характерна высотная поясность, где до 1 000 метров преобладает сосновый бор и лесостепь, выше — темно-хвойная тайга и более 1 400 метров — лиственничное редколесье.

Назвали гору, как и Пик на хребте Хамар-Дабан и гору Камень рядом с поселком Листвянка, в честь известного исследователя Восточной Сибири — И.Д. Черского. Гору любят многие путешественники и альпинисты. Даже для альпинистов с опытом, восхождение на пик Черского оценивается престижно — на вершину проложен альпинистский маршрут второй категории сложности.

Гора Жима

Источник фото — peakfinder.ru

Высочайший пик острова Ольхон, возвышающийся над морем на 1 274 метра, а над Байкалом только на 818 метров. Гора расположена на мысе Ижимей, недалеко от мыса Хара-Хушун, на северной стороне восточной части острова. Она занимает территорию нацпарка «Прибайкальский».

Название горы пошло от бурятского «эжин», что означает «хозяин местности». Скальной наклон Жимы со стороны острова — 30-40 градусов. Здесь неподалеку, между Хара-Хушуном и Ижимей, расположен глубочайший участок Байкала в 1637 метров. Запад горы усыпан плотным реликтовым ельником.

Жима пользуется популярностью у альпинистов и туристов без профессиональной подготовки. Восхождение на гору нельзя назвать легким — приходится тратить весь день на подъем по узкой тропе через густой лес. Однако, с вершины можно наблюдать потрясающий вид на Большое море, а с другой стороны и на Малое.

Хребет Кодар

Источник фото — sentstory.ru

Расположен в регионе Забайкалья и относится к системе Станового нагорья. Его пики возвышаются над Чарской котловиной, а сам хребет протяжен на 250 километров. Большее количество вершин высотой около 3 000 метров, но высочайший пик, названный БАМ, уходит ввысь на 3 072 метра.

Хребет создан кристаллическими сланцами и гранито-гнейсами, здесь найдены залежи меди и угля. Хребет Кодар относится к району современного горообразования, поэтому здесь часты землетрясения. Современный альпийский ландшафт сформировался под влиянием эрозийной, ледниковой и тектонической активности.

Известное, но не до конца изученное местное явление — ледники, которые образовались ниже природной линии залегания снежно-ледяных массивов. Более того, их площадь поражает — 12,3 км2.

Отправиться исследовать горы Иркутской области в одиночку — не всегда отличный вариант. Не зная местность, можно потратить впустую драгоценное время отдыха, выискивая самые интересные и уникальные объекты. Экскурсия «Семь дней на Байкале» — настоящая находка для тех, кто мечтает исследовать озеро и его острова и узнать множество легенд, тайн, пройти по неизвестным тропкам. Всего неделя и концентрация ярких впечатлений обеспечена. Для размещения отлично подойдет одна из нескольких турбаз на Ольхоне с живописным видом на байкальскую природу. Более того, при заказе экскурсионного тура или размещения, вы сможете вернуть деньги за отдых в рамках акции «Кэшбек 20% за поездки по России».

Наш проект развивается благодаря вам!

Если статья оказалась полезной, Вы можете поддержать нашу редакцию в тяжелые для туризма дни (сумма может быть любой).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]