Интересные места и достопримечательности Волжского

Россия \ Волжский \ Достопримечательности

Город Волжский – один из крупнейших городов Волгоградской области, а также крупный промышленный центр Нижнего Поволжья с населением в 314,4 тысяч человек. Город расположен на берегу Ахтубы в 20 км от Волгограда. По итогам всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России», прошедшего в 2004 году, город Волжский был удостоен звания самого зеленого города среди городов с населением до 500 000 жителей. Из-за того, что город имеет не такую большую историю, достопримечательности Волжского относительно молоды, большинству из интересных мест города нет и 50 лет.

Строительство Волжского неразрывно связано со строительством Волжской ГЭС: именно создание гидроэлектростанции послужило толчком к строительству Волжского. Самое же старинное здание в городе — это столетняя старая школа, в которой на данный момент находится картинная галерея. Волжане отдыхают на площади Ленина, парке ВГС и улице Фонтанной, посещают краеведческий музей и выставочный зал. Много в Волжском достопримечательностей религиозного характера: среди всех церквей и храмов Волжского самым известным является храм Иоанна Богослова. А любителей культуры, истории и монументального творчества заинтересуют такие достопримечательности, как памятники Волжского. Интересующихся индустриалом ждут Волжская ГЭС и старый речной вокзал.



Транспортно-географическое положение

Расположен на юге Волгоградской области, на Прикаспийской низменности, на левом берегу реки Волга, у начала её левого рукава – реки Ахтуба, в 20 км к северо-востоку от Волгограда.

Через город проходит автомобильная магистраль «Каспий» (Москва – Астрахань), здесь берёт начало автомобильная магистраль Волжский – Самара. Железнодорожная станция (1964; в 2003 электрифицирована) на линии Волгоград – Астрахань. Речной порт (грузовые перевозки: транзитные и местного значения; структурное подразделение Волгоградского речного порта). Трамвай (1963).

Предприятия и промышленность Волжского

Нередко Волжскому присваивают не только звание самого благоустроенного города России, но и города химиков: такое прозвище было дано Волжскому по причине большого скопления заводов и промышленных предприятий в Волжском. Город является одним из крупнейших центров промышленности в Нижнем Поволжье, на сегодняшний день в городе насчитывается свыше 30 промышленных предприятий различный направлений: химическая («Волжское химволокно» «Волжскрезинотехника»), пищевая («Волжский бисквит», «Волжский мясокомбинат»), энергетическая (ГЭС, ТЭЦ 1 и 2) и машиностроительная промышленность («Энерготехмаш», автобусное производство «Волжанин»), а также производство черной металлургии («Волжский трубный завод»).

В связи с таким перенасыщением Волжского промышленными предприятиями город имеет немало экологических проблем, среди которых особо выделяется сильная загазованность воздушного пространства. В 2005 году природоохранной службой было зафиксировано превышение всех норм выброса в атмосферу таких веществ, как сероводород и окись углерода. Однако в Волжском стараются наблюдать за экологической ситуацией и всячески предотвращать любые превышения выбросов вредных веществ: так в 2006 году на одной из улиц Волжского был установлен специальный прибор «СКАТ», непрерывно осуществляющий контроль над состоянием атмосферы в городе. Кроме того, в городе ежегодно высаживают партии новых деревьев: во многом это спасает волжан от сильной загазованности воздуха, а в летнее время дарит прохладу и свежесть. И именно благодаря такому масштабному озеленению городской среды, Волжский пять лет подряд был удостоен нескольких премий на конкурсе «Самый благоустроенный город России», на одном из которых Волжский был назван самым зеленым и чистым городом среди городов с населением до полумиллиона жителей.

Наука и образование

Волжский институт экономики, педагогики и права (2000); филиалы российских вузов: политехнический институт (1965; филиал Волгоградского государственного технического университета; в 2015 в его состав вошёл институт строительства и технологий, 1954 – старейший вуз города), гуманитарный институт (1992; филиал Волгоградского государственного университета), филиалы Московского энергетического института (1995), Международного юридического института (1999; г. Москва) и др.

Центральная городская библиотека (1957).

Церкви, храмы и другие святые места Волжского:

Храм Иоанна Богослова В городе Волжском за последнее время было построено немало церквей и храмов. Одной из последних новостроек такого значения стал храм Иоанна Богослова в г. Волжский. В 1991 году был заложен первый камень здания и создан приход. Подробнее…

Церкви и храмы Волжского Храмов и церквей Волжского насчитывается около 10. Самый первый и известный храм в Волжском – это храм Серафима Саровского. Другие храмы Волжского: храм Иоанна Богослова, церковь Рождества Христова. Подробнее…

Хозяйство

Основа городской экономики – промышленное производство. Ведущие отрасли промышленности: электроэнергетика, чёрная металлургия, химическая, машиностроение и пищевкусовая. Главные электрогенерирующие мощности: Волжская ГЭС (1961; нижняя в Волжском каскаде; мощность 2671 МВт), газомазутные ТЭЦ-1 (1962; 541 МВт) и ТЭЦ-2 (1988; 240 МВт). Среди крупнейших промышленных предприятий – трубопрокатные заводы: Волжский трубный (1970; один из ведущих в стране производителей стальных труб), трубный «Профиль-Акрас» им. В. В. Макарова (1991) и трубопрофильный (2005; профильные трубы и трубы малого диаметра); (1964; анилин, метионин, сероуглерод, флотореагенты, присадки к бензинам и др.), шинный «Волтайр-Пром» (1964; до 1992 им. 50-летия образования СССР), регенератно-шиноремонтный (1961), «Волжскрезинотехника» (резиновые рукава высокого давления), «Газпром химволокно» (1966; кордные и технические ткани), «Полипластик Поволжье» (полиэтиленовые трубы), азотно-кислородный, «ЭКТОС-Волга» (высокооктановые добавки для автомобильных бензинов), подшипниковый (1961) холдинга «Volgabus» (ведёт историю с 1993, современный статус с 2008; выпуск автобусов различного назначения марки «Ситиритм»; мощность ок. 500 шт. в год), автомобильных глушителей, «Метеор» (кварцевые резонаторы), «Энерготехмаш» (сборно-разборные жилые комплексы), «Волгоградской алюминиевой компании – порошковая металлургия» («Валком-ПМ»; алюминиевые порошки и пудры), стальных конструкций, «Волжского Промышленного комплекса» (газовые баллоны и металлические ёмкости), асбестовых технических изделий и абразивный. Пищевкусовая промышленность представлена хлебопекарным и молочно-сыродельным комбинатами, пивоваренным заводом и другими предприятиями.

Культурные, исторические достопримечательности и памятники Волжского:

Площадь Ленина Площадь Ленина была построена в начале 80-х годов. Центральная площадь города Волжского – это обширная зона отдыха, украшенная многочисленными фонтанами и обрамленная зеленой зоной. Подробнее…

Старая школа и картинная галерея Старая школа была возведена в 1881 году на средства жителей села в самом центре Безродного. Сейчас в здании старой школы располагается картинная галерея Волжского. Подробнее…

Дворец культуры ДК «Октябрь» ДК «Октябрь» известен волжанам, как самый крупный в г. Волжском центр культуры и отдыха. Официальное открытие дворца культуры «Октябрь» в Волжском состоялось в октябре 1977 года. Весьма интересна история создания ДК «Октябрь». Подробнее…

Улица Фонтанная Улица Фонтанная – одна из самых красивых и спокойных улочек города Волжского. Завершением улицы Фонтанной выступает памятник первостроителям города, установленный по инициативе самих первостроителей и при поддержке администрации Волжского. Подробнее…

Дворец пионеров Торжественное открытие волжского Дворца пионеров состоялось в октябре 1967 года. На данный момент волжский Дворец пионеров – это не только крупнейший в городе центр для досуга и отдыха молодежи, но и победитель многочисленных конкурсов. Подробнее…

ДК ВГС и парк культуры и отдыха Строительство в Волжском Дворца культуры «ВолгоградГидрострой» (ДК ВГС) было задумано в 1952 году. Первое мероприятие, проведенное в еще недостроенном здании ДК ВГС, прошло 6 ноября 1955 года. За дворцом культуры расположен парк культуры и отдыха. Подробнее…

Стадион имени Логинова Центральный стадион Логинова города Волжский, носящий имя основателя города, вот уже более полувека является центром спорта в нашем городе. Строительство стадиона имени Логинова в г. Волжский было запущено одновременно со строительством первых домов. Подробнее…

Памятники Волжского Несмотря на сравнительно короткую историю жизни Волжского, в городе насчитывается около 20 памятных сооружений и с годами их количество продолжает расти. Именно памятники Волжского, как ничто другое, помогают нам узнать историю города. Подробнее…

История Волжского: генеральный план Логинова

По замыслу Фёдора Георгиевича, посёлок строителей ГЭС должен был стать «южной Венецией»

18 февраля Волжский отметил 120-летие со дня рождения его основателя – Фёдора ЛОГИНОВА. Во многом это фигура недопонятая и даже недооценённая. В прессе культивируется образ начальника большой стройки, талантливого организатора, сына своей эпохи, но на самом деле масштаб личности Федора Георгиевича превышал все эти шаблоны. Он был не только стратегом, но и мечтателем, романтиком, заботливым отцом и просто хорошим человеком. Сегодня мы решили поговорить о «малоизвестном Логинове» и о том, каким он хотел видеть «Волжский будущего».

СИЛА СЛОВА

На выставке «История в документах»,которая работает сейчас в Волжском историко-краеведческом музее, есть уникальный экспонат – стенограмма выступления Фёдора Логинова перед участниками и посетителями Областной промышленной и сельскохозяйственной выставки в 1950 году.

Говорил Фёдор Георгиевич, конечно, о Сталинградской ГЭС. Изумлённые слушатели узнали,что посёлок строителей планируется орошать арыками и каналами, а «стройка века» будет завершена уже через пять лет – в 1956 году.

– Текст, отпечатанный на машинке, весь исчёркан, испещрён поправками–начальник Сталинградгидростроя продолжал с ним работать и после выступления,– говорит старший научный сотрудник музея Екатерина ЛОСКУТОВА.– Обратите внимание: в той же витрине – записка ответственного секретаря Сталинградского отделения Всесоюзного Общества по рассмотрению политических и научных знаний: «В Вашей лекции большая потребность на периферии». Её впоследствии предлагали издать большим тиражом и распространить в массах.

Записка ответственного секретаря

Логинов был не только выдающимся инженером-гидростроителем, но и превосходным оратором и пропагандистом. В 1925 году он занимался на губернских курсах по переподготовке агитпропработников и волженорганизаторов (волостных женских организаторов). Впоследствии этот опыт ему пригодился. Он выступал с лекциями и докладами, писал статьи о достижениях энергетики для газет и научных журналов. Публикации имели резонанс: прочитав их, на «стройку века» приезжало немало желающих «отдать свои знания и опыт на благо Родины»– так писали в анкетах будущие волжане.

ДВЕ ТЫСЯЧИ ВАГОНОВ ЕЖЕДНЕВНО

Предлагаем выдержки из многостраничной речи Логинова. По сути, планировалось создать в низовьях Волги масштабный промышленно-энергетический комплекс – со всей необходимой инфраструктурой. Сталинградский гидроэнергетический узел в планах Федора Георгиевича выглядел так: «С правого берега, углубляясь вглубь, в реку, на 1 300 – 1 400 метров, будет сооружена земляная намывная плотина высотой 45 метров и шириной 460 метров в основании. Верх дамбы будет иметь ширину свыше 25 метров – по нему будет проложена железная дорога и автострада, широкая, магистральная, хорошо благоустроенная эстакада… Гидростанция будет вырабатывать в год свыше 10 миллиардов киловатт-часов электрической энергии, при установленной мощности станции около 1 700 т. кВт. Электрическая энергия будет трёх напряжений: 400 тысяч вольт – для Москвы, 230 тысяч вольт – в дальние районы, в частности, в Саратов и Воронежскую область, и 110 тысяч вольт будет потребляться на месте – в Сталинграде и Сталинградской области…Здание гидроэлектростанции будет иметь длину около 700 метров и высоту 64 метра – с 15этажный дом. Слева к нему планируется пристроить однокамерный шлюз, чтобы все суда и плоты, идущие сверху вниз и снизу вверх, могли бы без задержки пройти. В здании станции установят 17 или 19 гидроагрегатов уникальной на сегодняшний день мощности».

Удостоверение министра

По масштабам Сталинградская ГЭС намного превосходит Днепрогэс, считавшуюся до того момента крупнейшей в Европе. Для её строительства требовалось не менее 44 миллионов тонн различных материалов. Доставлять их планировалось по воде и по железной дороге – до 2 000 вагонов ежедневно. Так как Рязано-Уральская и Сталинградская трассы с таким потоком не справились бы, Логинов предложил немедленно приступить к их реконструкции…

О САМОТЁЧНОМ ИРРИГАЦИОННОМ КАНАЛЕ

«…Это будет грандиозное сооружение длиной в 650 километров, рассчитанное на расход порядка 400 кубических метров воды в секунду – в начале, с уменьшением расхода по мере удаления. В районах, где пройдёт этот канал,страна…получит возможность создавать цветущие сады, промышленные лесные дубравы и получит хорошие урожаи… Для того, чтобы прорыть этот канал, потребуется пятилетняя работа 300 экскаваторов, которые вынут 400 млн кубометров земли»…

ХОРОШО ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ТЫЛ

Чтобы стройка шла успешно,требовались, по словам Логинова, «хорошо подготовленные тылы»: жилой фонд для рабочих, служащих и инженерно-технического персонала…

Планировалось возвести благоустроенные дома «по последнему слову техники и архитектуры» для 150 тысяч человек,культурные учреждения, клубы, Дворец культуры, школы для детей рабочих и служащих, стадион, парк, детские сады, детские ясли, поликлиники и больницы.

Стенограмма лекции с правкой Логинова

Магазины, бани, прачечные, парикмахерские, оранжереи и лесопитомники – всё, что связано с жизнью культурных советских людей. Само собой подразумевалось и строительство крупных промышленных предприятий, в том числе бетонного завода: он был жизненно необходим. По расчётам специалистов, в среднем планировалось уложить около 2 750 тыс. кубометров бетона – в 5,5 раза больше, чем на Днепрогэс, «чего не знает мировая практика за свою долголетнюю историю».

БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ

«Учёные мужи целого ряда научных учреждений вместе с нами трудятся над тем, как решить проблему переброски строительных материалов с берега на берег. Видимо, кроме железнодорожного парома, у нас будет несколько ниток подвесной канатной дороги через Волгу… Будет налажено… небольшое по величине, но сложное железнодорожное хозяйство со всеми его отраслями: путём, тягой, вагонным хозяйством и эксплуатацией железных дорог…».

ДОРОГИ И ТРАНСПОРТ

Логинов упоминал о «многих и многих десятках километров внутрипостроечных и внутрипоселковых шоссейных дорог».

Особо оговаривалось, что дороги нужны «прочные, культурные, заасфальтированные – значит, будет нужен мощный асфальтовый завод». Предусматривалось возведение механического предприятия, где можно было бы организовать ремонт строительных механизмов и изготовление запасных частей и ряда изделий,о ткрытие авторемонтных мастерских.

Пригласительный на все заседания ХХ съезда КПСС

В СТЕПЬ ПРИДЁТ ВОДА

«Строительство нового посёлка намечено в районе Верхней Ахтубы. Предполагаем построить 5-6 параллельных улиц, длиною в несколько километров каждая, рассечённых через 200 метров перпендикулярными короткими улицами. Вверху их… будет расположен командный ирригационный канал, в который будем качать воду из Ахтубы в значительных количествах. Затем эта вода будет растекаться по каналам, которые будут проходить по каждой улице, с каждой стороны – по каналу, по арыку. Вдоль арыков будут посажены деревья. Для этого мы организуем большой питомник, а во-вторых, некоторое количество больших деревьев будет пересажено из зоны затопления.

Мы думаем, что так нам удастся питать влагой корневую систему и почву, откуда должны эти деревья брать для себя пищу. Таким образом, на месте, где сейчас, по существу, пустыня, через пару лет будут цветущие сады».

Министр строительства электростанций. 1954 год.

Работать на коммунизм

«Когда и как будут строиться наши основные сооружения?

В 1951 году мы должны построить значительное количество из перечисленных мною объектов тыла, т. е. подсобных предприятий, жилого фонда, социально-культурных и коммунально-бытовых зданий и учреждений. Со второй половины 1951 года надо будет приступать к основным работам: мы начнём рытьё котлована под плотину и здание станции… В 1952 году закончим с котлованом начисто. 1954 год – самый напряжённый… Мы должны смонтировать около 15 тысяч тонн металлических конструкций и подготовиться к монтажу основного оборудования. В 1955 году мы должны будем начать работу по наброске в текущую воду существующей протоки Волги камня с тем, чтобы после пропуска паводка 1956 года сразу приступить к намыву земляной части плотины с правого берега. На левом берегу к этому времени земляная насыпь должна быть закончена, монтаж оборудования должен идти широким фронтом, а плоты и суда – уже идти через шлюзы. И в 1956 году воды Волги уже должны работать на коммунизм, на благо нашей социалистической Родины!» Жизнь внесла свои коррективы в эти планы. Вместо шести лет, строительство Сталинградского гидроузла продолжалось ещё лет пять. И вода по арыкам и каналам рабочего поселка не побежала, зато появился красавец Волжский– не с бараками, а со всякими, по словам Хрущёва, «архитектурными излишествами». А по мнению Логинова – это был и остаётся город, «построенный по последнему слову архитектуры».

География

Находится район в северо-восточной части города и граничит на западе с Кировским, Фрунзенским и Октябрьским районами, с востока границу очерчивает Волга. От Предмостовой площади начинается мост через Волгу, соединяющий Саратов с Энгельсом и являющийся одним из самых длинных в Европе. Общая площадь района равна 95 квадратным километрам, здесь находятся как исторические кварталы, формировавшиеся сразу после основания Саратова, так и современные посёлки и микрорайоны. В состав Волжского района входят посёлки 2-я Гусёлка, Дальный Затон, Затон, Зональный, Изумрудный город, Новосоколовогорский, Пчёлка, Сеча, Соколовогорский, Юбилейный. Крупнейшими магистралями являются Усть-Курдюмское шоссе, улицы Московская, Радищева и Чернышевского. Главный узел общественного транспорта – Музейная площадь. На территории района находятся речной вокзал и волжские пляжи.

Возникновение поселения

Точное число освоения местности не установлено. По всей вероятности, оно начинается в XIV

в. В приволжских степях существовало по меньшей мере несколько поселков Золотой Орды, а также кочевали ногайцы и калмыки. В эпоху Петра Первого русские колонисты исследовали низовье Волги, заставив калмыцких ханов переместиться ниже по течению к Ахтубе.

В середине XVIII

в. в этих краях занимались шелководством. На тутовых плантациях охотно работали беглые крестьяне, приобретая статус казенных. С
1766
по
1800
гг. здесь функционировало предприятие по производству шелка. В
XVII
в. на юго-востоке нынешней площади находилось село Безродное. Благодаря рядом протекающей реки его нередко именовали Верхняя Ахтуба.

Из-за выгодного размещения число жителей до 1917

г. приближалось к
2
десяткам тысяч. Во время Сталинградской битвы оно полностью уничтожено фашистами, не оставив никаких построек, за исключением наполовину уцелевших школы и мельницы.

Гимн

Высоко наше солнце встаёт, В куполах православных играя. Белым лебедем город плывёт, Над раздольем полынного края. Открывалась страница чудес, И дворцы, и заводы вставали. Поднималась могучая ГЭС На руках крепче камня и стали.

Припев: Гордо реет флаг: две реки волной, Под счастливою мы живём звездой. Родина моя, я горжусь тобой, Волжский город-сад стал моей судьбой!

Ветеранов храним имена. Продолжая великое дело, Чтобы сердце во все времена Славу городу Волжскому пело. Восьмикрылая светит звезда, За собою ведёт к новой жизни. Волжский в сердце моём навсегда — Славный город великой Отчизны.

Слова и музыка Е. Крюкова.

Утвержден 28 мая 2010 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]