Инфраструктура
Транспорт. Город обладает достаточно развитой транспортной системой. Через населенный пункт проходит федеральная трасса Москва – Санкт-Петербург. Помимо этого, организованно автобусное сообщение со столицей. На городской ЖД станции, которая носит название «Химки», остановки осуществляют как пригородные, так и скоростные электропоезда. Сам город имеет достаточно развитую и обширную сеть общественного транспорта, в которую входят маршруты троллейбусов и автобусов.
Образование. Инфраструктура города находится на высоком уровне и включает в себя около шестидесяти детских садов, расположенных в разных районах населенного пункта. Также в Химках располагаются более 30 учреждений школьного образования, среди которых лицеи и гимназии с различными уклонами. Помимо этого, в городе имеется возможность получения среднетехнического и высшего образования по различным специальностям.
Культура. Практически каждый любитель культурного отдыха сможет устроить свой досуг в городе за счет большого количества театров, дворцов культуры, культурно-развлекательных центров, художественных студий, домов детского творчества, кинотеатров, музеев и библиотек. Помимо этого, в Химках постоянно проводятся различные культурно-развлекательные мероприятия, которые организуют как местная администрация, так и коммерческие организации.
Медицина. В городе Химки достаточно развита государственная система здравоохранения. В каждом районе населенного пункта в шаговой доступности имеются аптеки и поликлиники. Помимо этого, предусмотрены специализированные больницы, диспансеры и реабилитационные центры. Также в городе имеется большое количество частных медицинских клиник различной направленности.
Спорт. Любители спортивного и приверженцы здорового образа жизни смогут подобрать для себя спортивное увлечение в городе на свой вкус. Здесь расположены стадионы, тренировочные центры, фитнесс-клубы, лыжные трассы, гольф-клуб, яхт-клуб, спортивный комплекс и главный спортивный объект города «Арена Химки». К удовольствию футбольных фанатов в населенном пункте имеется собственная футбольная команда, играющая в премьер-лиге и дважды становившаяся финалистом кубка России.
Торговля. Торговая сеть населенного пункта находится на высоком уровне и представлена: торговыми комплексами, универмагами, бизнес-центрами, торговыми центрами, сетевыми продовольственными магазинами и рынками. Здесь можно найти как специализированные магазины, так и комплексы в которых представлено множество различных торговых марок.
Химки
Этимология
Своё название подмосковный город Химки получил от реки, на которой был построен. Каким образом своё имя получила река, не совсем понятно. В древности в разных посёлках, стоявших на этой реке, её называли по-разному: Хынска, Хинска, Химка, Хинка. Окончательная форма – Химка – установилась не более двух столетий назад. Название реки можно связать со словом «хинь». Это диалектное слово использовалось преимущественно в Рязанском княжестве и означало «чепуха», «ерунда», «незначительная вещь». Следовательно, Химка – небольшая, незначительная река.
По одному из народных приданий река получила своё название после того, как в ней утонула дочь одного местного богача, Химка. Был ли это несчастный случай или самоубийство, не установлено. Есть и балтийская версия происхождения этого слова. Среднелитовское himinas обозначает «мох». Название также связывают с именем Ефим (в просторечии – Фимка или Химка). Предполагается, что первоначальное название было переосмыслено под влиянием входившего в употребление слова «химия».
Село Козмодемьянское
Первые упоминания о Химке относятся к XVI веку. В документах тех лет её называют по-разному: Хинка, Хилка и т.д. Однако речь, несомненно, идёт об одной и той же реке. Через речку проходила одна из важнейших сухопутных дорог, соединявшая Москву с Новгородом и Тверью. Дорога проходила у села Козмодемьянского. Владельцами села были бояре Кучка и Чубаров. В 1585 году село становится вотчиной будущего царя Бориса Годунова. На территории вотчины происходило множество сражений. В 1608-1609 годы на этих землях произошло сражение между польско-литовскими захватчиками и русскими воинами. Село было полностью разрушено врагами. Козмодемьянское было восстановлено и в течение двух веков переходило от одних хозяев к другим.
В 1812 году территория села снова оказалась в зоне боевых действий. Жители Козмодемьянского и окрестных населённых пунктов активно участвовали в борьбе с иноземцами, вступая в партизанское движение.
Последним владельцем Козмодемьянского стал купец Патрикеев. Он купил усадьбу, сожжённую крестьянами в 1905 году. По новому проекту был возведён загородный особняк. Вскоре усадьба стала называться «Белыми столбами» благодаря находившимся у въезда в имение белым колоннам. После революции 1917 года особняк у Патрикеева был отнят и перешёл в народную собственность. В 1918 году в этом особняке был организован санаторий для больных туберкулёзом. Санаторий был открыт по инициативе В. И. Ленина. Сюда был переведён один лучших врачей того времени – Ф. Гетьев, лечивший самого вождя пролетариата. Вскоре Ленин снова посетил санаторий и остался недоволен его благоустройством. Ремонт в лечебном учреждении до сих пор не был проведён. В здании отсутствовало электричество. Ленин потребовал немедленно сделать ремонт и электрифицировать помещение. Руководители строительной бригадой должны были ежедневно делать отчёт о проделанной работе. Владимир Ильич неоднократно посещал санаторий не только для осуществления контроля. Его привлекала охота в этих краях.
Населенные пункты на месте современных Химок
Частью современных Химок или Химкинского района стали и другие населённые пункты. После основания Санкт-Петербурга дорога, называвшаяся Тверской, стала именоваться Санкт-Петербургским трактом. Вдоль тракта появилось несколько деревень: Кобылья Лужа, Чёрная Грязь, Бутаково и многие другие. Решено было улучшить качество дороги, соединявшей Санкт-Петербург и Москву. В 1722 году проводилась реконструкция тракта: настил из брёвен, изготовленный специально для ремонтных работ, был покрыт песком и глиной. Реконструкция заняла 24 года. Несмотря на то, что на реконструкцию было затрачено столько времени и сил, качество новой дороги не было высоким. Проезжавшая здесь императрица Екатерина II осталась недовольна только что отремонтированным трактом. Её карета застряла в грязи недалеко от одной из деревень. Императрице пришлось долго ждать, когда, наконец, слуги и местные крестьяне вытащат карету. Потеряв терпение, Екатерина назвала деревню «проклятой кобыльей лужей». Так у деревни появилось новое название. Жители Кобыльей Лужи неоднократно обращались к государыне с просьбой переименовать населённый пункт. Однако добиться переименования им так и не удалось. Современное название деревня получила только в советские годы. Её назвали Новой Лужей.
На месте нынешнего города Химки 500 лет назад находилось село Козлово, окружённое несколькими небольшими населёнными пунктами, пустошами и заброшенными сёлами. Свои названия местные поселения получали от названий церквей или от имён их владельцев (Кирей Горин, семья Козловых). Деревни и сёла, находившиеся на территории Химкинского района (упразднен в 2005 г.
), считались достаточно заселёнными. В каждом селе насчитывалось не менее сорока домов. В посёлке обычно проживало до двух сотен крестьянских семей. Все здания были деревянными. Первое каменное здание появилось в 1678 году. Этим зданием была Владимирская церковь, находившаяся в селе Куркино. В течение следующих столетий на территории будущего Химкинского района было построено ещё несколько церквей. Они и были единственными каменными зданиями.
Станция Химская и пристанционный поселок
Начало же самому городу Химки было положено в XIX веке. В 1851 году была открыта станция Химская (сегодня она называется станция Химки). Станция относилась к Петербургско-Московской железной дороге. Недалеко от Химской возник пристанционный посёлок. Поезда на станции стояли не более десяти минут. Химская была первой станцией после Москвы. Она была отнесена к четвёртому классу. Здесь находились кассир, начальник станции со своим помощником и жандарм. На Химской была построена деревянная платформа, здание вокзала, гостиница, жилой дом для работников железной дороги и некоторые другие хозяйственные постройки. Недалеко от здания вокзала в палатке располагался буфет. К концу 1860-х годов на станции постоянно проживало около сорока человек. Это были, главным образом, работники железной дороги и вокзала. От села Козмодемьянского станцию отделяли овраг и лесистая пустошь.
Пристанционный посёлок постепенно разрастался и со временем соединился с селом. Главная улица Козмодемьянского – Кузьминка – огибала овраг и тянулась до самой станции. В начале ХХ века в пристанционном посёлке было уже около пятидесяти дворов. В посёлке построили почту, частную аптеку, телеграф, трактир, 2 лавки и ресторан.
Инициатором строительства железной дороги, которая могла бы соединить Москву с новой столицей, был Николай I. В 1838 году в России было официально открыто движение по первой в стране железной дороге, называвшейся Царской и соединявшей Петербург с Павловском. Затем возникла необходимость соединить Санкт-Петербург с Москвой при помощи железной дороги. В сентябре 1841 года Николай I получил проект Петербургско-Московской магистрали. Проект считался революционным для своего времени. На железной дороге предполагалось использовать паровую тягу. Конная тяга была в несколько раз дороже и медленнее. Строительство дороги началось в 1843 году, а закончилось в 1851. Железная дорога имела большое государственное значение, так как соединяла 2 главных города Российской империи.
После того, как было отменено крепостное право, большая часть помещичьих усадеб в окрестностях станции Химки переходит в руки буржуазии и дворянства. Новые хозяева поместий стремились извлечь выгоду от близости к Москве. Буржуазия стала перестраивать своё хозяйство на капиталистический лад. Землю стали продавать, а поместья перестраивали под загородные дачи. Образ жизни простого народа также изменился. Многие стали сдавать свои дома на лето небогатым москвичам, не имевшим возможность снять дачу у «буржуев». Некоторые крестьяне занялись извозом или продавали приезжим продукты сельского хозяйства. Были и те, кто уходил работать на железную дорогу или отправлялся в Москву на заработки.
Химки в начале XX века
К концу XIX века на территории будущего городского округа Химки появились первые предприятия. Недалеко от деревни Юрово находилась суконная фабрика, владельцем которой был князь Меньшиков. Затем она перешла купцу К. Ганке. Недалеко от суконного производства была открыта красильная фабрика семьи Жиро. Рядом с деревней Гавриловка была построена суконная фабрика Ижиша. В начале ХХ века новым владельцем фабрики стал А. Иванов. На предприятии стали выпускать шерстяные ткани. Недалеко от села Никольского появились шерстопрядильная фабрика и кирпичный завод.
В 1917 году после победы революции в Черкизовской волости прошли многочисленные митинги. Митинговавшие требовали от Временного правительства передать землю крестьянам и немедленно прекратить Первую мировую войну. В каждой волости было создано волостное самоуправление. В волостное собрание избирали гласных депутатов. В выборах должны были участвовать крестьяне, достигшие двадцатилетнего возраста. Черкизовская волостная управа была размещена в Сходне (ныне микрорайон города Химки). Таким образом, волость стала называться Сходненской. Революция прошла для волости без особых потрясений.
В 1918 году была образована новая волость – Ульяновская. Административным центром волости становятся Химки. В Ульяновскую вошли ещё несколько волостей: Дурыкинская, Черкизовская, часть Всехсвятской и Еремеевская. До 1928 года на территории Ульяновской волости находилось 4 посёлка и 74 деревни. Первая мировая и гражданская войны, а также политика военного коммунизма нанесли огромный ущерб крестьянскому хозяйству населённых пунктов в районе станции Химки. Военные действия значительно замедлили темпы развития волости. Резко возросла смертность, причиной которой становились голод и многочисленные эпидемии. Часть мужского населения волости не вернулось с Первой мировой войны. Посёлок Химки в те годы состоял преимущественно из одноэтажных деревянных домов. Кроме Царского шоссе в посёлке не было улиц, мощёных камнем. Не было также канализации, водопровода и электричества. Однако жизнь волости постепенно налаживалась. Уже в 1918 году по инициативе некоторых железнодорожников была открыта первая советская железнодорожная школа, расположившаяся на бывшей даче владельца Преснинской мануфактуры. В школе одновременно могло обучаться до ста пятидесяти человек. Срок обучения в школе составлял 5 лет.
До конца 1920-х годов Химки сохраняли характер дачной местности. В начале 20-х в посёлке проживало около двух тысяч человек. В 1926 году население выросло до 2876 человек. Прирост населения связан с тем, что пристанционный посёлок слился с дачным посёлком Петропавловский. В Химках появляются библиотека, пожарная команда, амбулатория, клуб. В 1919 году была открыта школа первой ступени. Инициатором открытия стал бывший дворянин Владимир Болотов. В конце 20-х годов это учебное заведение было преобразовано в школу крестьянской молодёжи. Школа находилась там, где сегодня располагается парк имени Л. Н. Толстого. Директором учебного заведения был сам Болотов. Он же был и преподавателем.
С конца 20-х годов начался промышленный рост пристанционного посёлка. Здесь появилась трикотажная артель, которая со временем превратилась в фабрику трикотажного белья. В связи с усилением строительства Николаевский кирпичный завод вынужден был работать круглогодично. Раньше он работал только сезонно. В начале 30-х годов завод был реконструирован. В эти же годы была построена мебельная фабрика. Небольшая артель производства механических изделий «Спартак» становится крупным предприятием. Посёлок рабочей артели располагался на современной улице Спартаковская. Вокруг Химок появились новые населённые пункты: посёлки Мебельный, Первомайский, Центральный, Чкаловский, Грабаровский, Лобановский. В 1932 году в Химках основали авиационный ремонтный завод. 2 первых многоэтажных дома были возведены на улице Московская в конце 30-х годов.
В предвоенные годы в Химках было построено много новых учреждений. В 1937 году закончилось строительство канала, соединившего реки Волга и Москва. В Химках был создан Северный речной порт. На месте деревни Киреево (левый берег Химки) был построен новый посёлок – Левобережный. Недалеко от посёлка сохранилась дача фабриканта Прохорова. Сюда в 1930 году был переведён Государственный библиотечный институт (сегодня он называется Московский государственный университет культуры и искусства), основанный Н. Крупской. Поскольку канал отрезал станцию от посёлка, Н. Крупская выступила с инициативой строительства платформы Левобережная.
Городом Химки стали в конце марта 1939 года в составе рабочих посёлков Лобаново, Химки, Петровское и двух дачных посёлков – Николаевский и Петропавловский. В 1940 году Химки становятся административным центром только что образованного Химкинского района.
В период Великой Отечественной войны
Химки стали ближайшим к столице населённым пунктом, до которого удалось дойти гитлеровцам в период Великой Отечественной войны. Существует легенда, что в середине октября 1941 года к городу неожиданно подъехал отряд мотоциклистов, захвативших мост Ленинградского шоссе. Отряд, однако, был уничтожен. Данные о том, где именно это произошло, расходятся. Согласно исследованиям историка А. Хорькова, немецкая моторазведка действительно подъезжала к мосту. Но никакого боя не было. Осмотрев местность, фашисты уехали. Согласно ещё одной версии, 16 октября в Химках было собрано ополчение из студентов, женщин и подростков. Именно с этой группой и встретилась разведка. Немцы сломили сопротивление и дошли до Сокола. В город они всё же не решились войти. Затем разведчики вернулись к мосту, где заняли оборонительную позицию, ожидая подкрепления.
По решению ГКО в Химках начали спешно строить «Дополнительную оборонительную линию». В конце 1941 года авиационный ремонтный завод был эвакуирован в Ташкент.
В 1945 году в пострадавших от войны сёлах началась электрификация государственных зданий и личных подворий. Было возобновлено автобусное сообщение между всеми населёнными пунктами района, Химками и Москвой. Одной из первых железных дорог Советского Союза стала Октябрьская. Первые годы мирной жизни были отмечены культурным, хозяйственным, бытовым и железнодорожным строительством.
Центр ракетостроения
В послевоенные годы Химки становятся одним из важнейших центров советского ракетостроения. В городе располагались главные предприятия нескольких научно-производственных объединений СССР, имевшие оборонное значение. КБ «Энергомаш», находившийся в числе этих предприятий, обеспечивал разработку двигателей для межконтинентальных баллистических ракет. МКБ «Факел» занимался разработкой зенитных ракет. НПО имени Лавочкина было занято разработкой ракет класса «воздух-земля» и «земля-воздух», а также космических аппаратов широкого спектра действия, крылатых ракет и луноходов.
Улицы города
Химки развивались не только в направлении ракетостроения. Одним из направлений развития была заготовка леса. В 50-х и 60-х годах перед зданием городской администрации в Химках сформировалась площадь. В те же годы в городе появилось множество новых улиц благодаря интенсивному строительству. Параллельно железнодорожному пути пролегла улица Железнодорожная. Появилась улица Аптечная, соединившая первую аптеку и станцию. Пролегавшая среди бараков Старых Химок Скоропрогонная улица в 1945 году была переименована в улицу Победы. Многим новым улицам были присвоены имена героев Великой Отечественной войны, например, улица Кудрявцева, получившая название в честь гвардии лейтенанта Н. Кудрявцева, погибшего в 1943 году и уничтожившего за один бой 15 вражеских танков. Одна из улиц названа в честь лётчика М. Родионова. Звание Героя Советского Союза было присвоено Родионову только в 1948 году. Не забыли жители Химок увековечить в названиях улиц и имена тех, кто занимался благоустройством их родного города. Улицы М. Рубцовой и И. Мельникова носят имена почётных граждан города, внесших огромный вклад в развитие Химок. От посёлка Нагорное протянулось шоссе, названное в честь посёлка Нагорный. В 70-х годах в микрорайоне Левобережный было построено девятиэтажное здание библиотеки.
Современный период
В середине 80-х годов значительная часть территории Химкинского района была отнесена к Москве. В результате район оказался разделённым на две части. В конце 90-х годов в Химках был запущен троллейбус, соединивший 2 части города. Троллейбус следует по проспекту Юбилейный, улице Маяковского и по проспекту Мира. К концу прошлого столетия здесь появились 2 кинотеатра, 3 стадиона, множество магазинов, общеобразовательных школ, дворец культуры «Родина», школа искусств, техникум и университет культуры. В 1999 году в городе было открыто кафе «Макдональдс».
Присоединение части Химкинского района к территории Москвы было связано с тем, что на рубеже ХХ-XXI веков в столице не осталось свободных и пригодных для строительства площадей. В Подмосковье было вынесено огромное количество офисов коммерческих компаний и предприятий. В начале 2000-х Химки в числе других пригородов Москвы становятся районом массовой жилой застройки. Одним из побочных результатов такого решения проблемы стал транспортный коллапс на Ленинградском шоссе, которое связывает Химки и столицу. В 2004 году некоторые населённые пункты Химкинского района были объединены между собой. Таким образом, деревня Усково и посёлок Фирсановка были объединены с городом Сходня; деревня Вашутино и дачный посёлок Старбеево вошли в состав Химок. Решение по вопросу о том, будут ли Химки входить в состав Москвы, ещё не принято.
В последние годы Химки приобрели известность благодаря движению за сохранение Химкинского леса. В ходе движения произошло несколько конфликтов, широко освещённых в средствах массовой информации. В 2010 году группа молодых людей, выступавших против вырубки леса, подвергла акту вандализма здание мэрии города.
Достопримечательности и памятные места
В Химках находятся известные памятники и мемориалы, посвященные героическим подвигам воинов красноармейцев во время Великой Отечественной войны:
· Открытие композиции «Подвиг Милосердие» состоялось в мае 2005 года. Располагается она на территории сквера имени Марии Рубцовой. Достигающий в высоту пяти с половиной метров бронзовый мемориал, помещен на гранитный постамент. Памятник посвящен молодым девушкам-химчанкам, которые в качестве медсестер прошли всю Великую Отечественную войну и смогли спасти тысячи жизней.
· Мемориал «Подарившие жизнь» был открыт в мае 2015 года и располагается в самом . На него нанесены имена около 2 500 жителей города, которые героически отдали жизнь защищая Родину во время ВОВ. Композиция состоит их двух плит в виде прорезанной звезды с изображенными на них руками, птицей и георгиевской лентой. Также по бокам расположены двенадцать гранитных стел с нанесенными на них фамилиями. В гранитном основании памятника, вмонтирована книга, с занесенными в нее, исчезнувшими без вести, жителями города Химки.
· Памятник «Отстоявшим Отчизну» был открыт в 1965 году, а в 2009 его отреставрировали. Располагается он на ул. Победы. Монумент установлен как память о героических подвигах красноармейцев. Уникальная титановая стела изготовлена усилиями НПО «Энергомаш».
· Открытие Памятника «ЛА 7» произошло в конце весны 2007 года. Располагается он около парка «Дубки». Монумент изготовлен работниками завода им. Лавочкина с использованием оригинальных чертежей самолета. Он олицетворяет память о героических советских пилотах военных самолетов и работниках тыла, работу которых трудно переоценить.
Особенности недвижимости
Массовое жилищное строительство началось в Химках в 1930-х годах, когда застраивался поселок Левобережный и северная часть будущего города, в следующие десятилетия – район Дубки возле канала.
Затем возведение жилых домов переместилось на юг, куда следом сдвинулся центр города (так называемые Новые Химки). В дальнейшем жилье строилось для работников авиационно-космической промышленности, на которой по сей день специализируется город.
Если Вас интересуют квартиры в новостройках Химок, рассмотрим преимущества этого города.
Во-первых, Химки занимают стратегически выгодное положение между Москвой и Шереметьево, — это и транспортная доступность, и рабочие места, и экономически развитый, а значит, социально благополучный район.
Во-вторых, здесь благоприятная экологическая обстановка, обилие природных богатств (лесные массивы), близость «большой воды» (акватория канала им. Москвы, Химкинское водохранилище, реки Клязьма и Сходня).
Доступности транспорта в Путилково. Бывшая деревня в Московской области строит много недвижимости.
· Памятник «Доблесть и Слава подразделений специального назначения России» был открыт в начале осени 2007 года и располагается на территории сквера имени Марии Рубцовой. На монументе нанесены военные части специального назначения, которые участвовали в защите Родины. Памятник состоит из колонны, на ее вершине установлен орел с расправленными крыльями, который держит в клюве автомат. На колоне нанесены 2060 фамилий бойцов отрядов спецназа.
Помимо этого, в городе имеются предназначенные для отдыха и прогулок парки и скверы. За счет этого населенный пункт выглядит благоустроенным и достаточно озелененным.