У этого термина существуют и другие значения, см. Вилюйск (значения).
Город Вилюйск якут. Бүлүү Флаг | Герб |
Страна | РоссияРоссия |
Субъект Федерации | ЯкутияЯкутия |
Муниципальный район | Вилюйский улус |
Городское поселение | город Вилюйск |
Координаты | 63°45′00″ с. ш. 121°37′00″ в. д. / 63.75000° с. ш. 121.61667° в. д. / 63.75000; 121.61667 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=63.75000&mlon=121.61667&zoom=12 (O)] (Я)Координаты: 63°45′00″ с. ш. 121°37′00″ в. д. / 63.75000° с. ш. 121.61667° в. д. / 63.75000; 121.61667 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=63.75000&mlon=121.61667&zoom=12 (O)] (Я) |
Глава города | Шипков Александр Гаевич |
Основан | в 1634 году |
Прежние названия | до 1821 — Оленск |
Город с | 1783 года |
Высота центра | 110 |
Население | ↗10 744[1] человек (2016) |
Национальный состав | якуты, русские и др. |
Названия жителей | вилюйча́не, вилюйча́нин, вилюйча́нка |
Часовой пояс | UTC+9 |
Телефонный код | +7 411-32 |
Почтовый индекс | 678200 |
Автомобильный код | 14 |
Код ОКАТО | [classif.spb.ru/classificators/view/okt.php?st=A&kr=1&kod=98218501000 98 218 501 000] |
Официальный сайт | [vilyuisk.ru/ k.ru] |
Вилюйск Москва |
Якутск Вилюйск |
К:Населённые пункты, основанные в 1634 году
Вилю́йск
(якут. Бүлүү) — город (с 1783) в России, административный центр Вилюйского улуса Якутии.
История
Оленск
В XIX веке считалось, что город Оленск XVIII — начала XIX века располагался в устье реки Оленёк у Северного Ледовитого океана, т. е. был удалён от Вилюйска на расстоянии свыше 1000 км. В частности, на карте Иркутского наместничества 1792 года Оленск показан в устье реки Оленёк. Это положение подвергалось сомнению ещё в конце XIX века: тогда выяснилось, что согласно «походному журналу» сержанта Оленской городовой команды за 1794 год, город Оленск находился на реке Вилюе[2].
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907) сообщал: «Оленск это название носил некоторое время город Вилюйск».[3] Калашников («Якутия: хроника, факты, события», 2000), основываясь на сохранившихся картах реки Лены и города Оленска, утверждает, что Оленск и Вилюйск — это один и тот же город[4].
«Энциклопедический лексикон» (СПб., 1835—1841) указывал: «Верхневилюйск или Оленск, город Якутской области, на правой стороне реки Вилюй, в 610 верстах от Якутска… В 1805 г. город уничтожен и учреждено комиссарство, которое в 1822 г. опять возведено в степень города. Вилюйск назывался Оленском ещё и потому, что сначала предположено было поместить городское управление в Оленске — местечке, которое лежит по реке Оленке, впадающей в Ледовитый океан».
Вилюйск
Город Вилюйск основан весной 1634 года енисейскими казаками во главе с Посником Ивановым (Посник Губарь Иванов) приплывшими по реке Вилюй с Якутского острога по указу воеводы острога Ивана Галкина для ясачного сбора. Первоначальное название поселения откуда берёт начало город Вилюйск — Верхнее Вилюйское зимовье, первое русское поселение на Вилюе, пункт сбора ясака и форпост освоения русскими казаками бассейна реки Вилюй.
В 1798 году в Верхневилюйское селение с устья реки Оленёк перенесено Оленское уездное управление, поэтому Верхневилюйское зимовье иногда называли Оленским. Но официально Верхневилюйское зимовье никогда не называлось городом Оленским. В официальных документах значилось Верхневилюйское селение, в котором помещено правление города Оленска. Впоследствии герб города Оленска (города находившейся на устье реки Оленёк и упразднённого по указу Павла I 18 июня 1798 г.) становится гербом города Вилюйска.
— официальный сайт города Вилюйск
Однако уже на плане реки Лена 1794 года указан населённый пункт Оленск на реке Вилюй.
Таким образом, в 1822 году Вилюйск стал административным центром самого большого в Якутской области Вилюйского округа.
До 1902 года город Вилюйск находился под административным правлением окружного полицейского управления во главе с исправником. С января 1902 года городским хозяйством стал заведовать городской староста, избираемый из числа купеческого и мещанского сословия. 12 марта 1906 года город Вилюйск включён в список городов с упрощённым городским управлением в составе 12 выборных уполномоченных.
С 1920 года управление городом было возложено на городской Совет депутатов трудящихся, переименованный в 1978 году в городской Совет народных депутатов. 9 января 1930 года Вилюйск стал центром Вилюйского района.
С 1992 года образована администрация города Вилюйска с назначаемым главой администрации.
В октябре 2005 года создано муниципальное образование «Город Вилюйск» с избираемым главой и с городским собранием с избираемыми депутатами.
Корни и плоды образования
В середине XIX века уровень образованности населения Вилюйска оставлял желать лучшего. Вилюйский исправник (возглавляемому исправником окружному полицейскому управлению принадлежала вся исполнительная власть в городе) П. Э. Кларк описывает неутешительную картину: «Во всем округе нет ни одного училища, а потому и грамотности между инородцами вовсе не существует». Более того: по наблюдениям Кларка, казаки утрачивают связь с родной культурой, забывают русский язык и «живут, как якуты».
Маленькие прихожане-якуты. Фото протоиерея Сергия Клинцова
Это неудивительно. Первое учебное заведение Вилюйска — казачья школа — не просуществовало и семи лет: в 1829 году приняла первых учеников, а весной 1836 — закрылась, потому что посещали ее всего несколько человек. В итоге на рубеже XIX и XX столетий, когда город начинает активно застраиваться новыми зданиями для самых разных нужд, в Вилюйске создаются и новые учебные заведения. К 1917 году здесь было три школы: высшее начальное училище, приходская министерская (по старой памяти ее продолжают называть «казачьей») школа и миссионерская школа для девочек.
Тем не менее ситуация с грамотностью в Вилюйске, как и во всей Якутии, продолжала оставаться плачевной — 98 % населения края накануне революции оставалось неграмотным. Советская власть проводит обширную программу ликвидации безграмотности, вводится начальный всеобуч. В 1979 году именно в Вилюйске открывается первый музей истории народного образования в СССР. Его основатель — школьный учитель Геннадий Семенович Донской — человек поистине выдающийся. Музей создавался с нуля, на чистом энтузиазме. За короткое время удается изыскать средства, найти помещение — не говоря уже о том, чтобы собрать материалы. Сегодня музей располагает большим количеством уникальной информации по истории народного образования в Якутии. Некоторые экспонаты представляют особую ценность для эпохи создания музея. Где в 1970-е годы люди могли бы узнать, что образование коренным народам несла все-таки Церковь? А вот Г. С. Донскому ученик подарил «Букварь для якутовъ» 1895 года. И на нем достаточно крупными буквами написано: «Миссионерское изданiе. Казань». Стоит отметить, что подобные начинания в Якутии — не редкость.
Жители республики очень бережно относятся к истории рода и края, краеведческие музеи есть во многих населенных пунктах.
В декабре 2014 года по благословению епископа Якутского и Ленского Романа в Якутской духовной семинарии состоялась краеведческая конференция «Наша церковь: история Православия в улусах Якутии». В ней приняли участие семьдесят человек, увлеченных историей родного края. До нашего времени продолжают в Вилюйске открываться учебные заведения — общеобразовательные и средние специальные. Сегодня помимо музыкальной и художественной школы в городе действуют Профессиональное техническое училище и Педагогический колледж имени Н. Г. Чернышевского, в котором учатся несколько сотен студентов со всей республики.
Стоит отметить, что именно подростки и молодежь часто организованно посещают вилюйский храм святителя Николая. «Чувство прекрасного у вилюйчан развито, так что тянутся если не к вере, то сначала хотя бы к красоте, — рассказывает настоятель Никольского храма иеромонах Роман (Сокольников). — Но духовный интерес демонстрировать публично опасаются: приходят либо поодиночке, либо организованными группами». Учителя этот интерес приветствуют. Один раз в неделю батюшка встречается со студентами местных училищ и техникумов на территории храма и проводит уроки духовно-нравственного воспитания, включающие знакомство с православной культурой: сначала водит их на колокольню, потом — беседа уже непосредственно в храме.
Климат
Вилюйск находится на самом севере умеренного пояса Северного полушария. Климат резко континентальный. Зима очень холодная, лето короткое, но достаточно тёплое.Самая низкая температура отмечалась в 1927 году.Среднегодовая температура в Вилюйске такая же,как и в Чокурдахе.
Климат Вилюйска | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, | −0,4 | −2 | 10,1 | 18,6 | 30,3 | 36,1 | 37,4 | 36,0 | 27,7 | 18,0 | 3,3 | −2,1 | 37,4 |
Средняя температура, °C | −35,8 | −30,4 | −18,9 | −5,6 | 5,8 | 15,4 | 18,7 | 14,4 | 5,5 | −7,5 | −25,8 | −34,5 | −8,2 |
Абсолютный минимум, °C | −60,9 | −58 | −50 | −40,2 | −23 | −5,3 | 0,0 | −6,3 | −15,4 | −39,8 | −52,7 | −57,9 | −60,9 |
Норма осадков, | 11 | 9 | 9 | 12 | 24 | 39 | 50 | 38 | 35 | 25 | 20 | 13 | 285 |
Источник: [pogoda.ru.net/climate/24641.htm Погода и климат] Норма за период 1981 — 2010 гг. |
Хомус без мистики
В советский период Вилюйск оставался вторым культурным центром Якутии после столицы, Якутска. В Вилюйском народном доме (доме культуры) работают первые якутские профессиональные деятели искусства. В 1929 году открывается кинотеатр. Еще раньше, в 1920, — краеведческий музей. Сегодня одно из его отделений — Дом хомуса, в котором все желающие могут познакомиться с этим «культурообразующим» для Якутии языковым музыкальным инструментом.
Якутская тундра. Фото протоиерея Сергия Клинцова
Кстати, хомус, он же варган, — еще одно живое свидетельство значения природы для северного человека. На хомусе сложно изобразить мелодию в европейском понимании, зато с его помощью слушатель погружается в мир животных и стихий. Исполнитель дарит аудитории крики чаек, цокот копыт лошадей и оленей, шум реки и ветра… Те, кому такое искусство не было раньше знакомо, порой даже пугаются: как это? — музыки не слышно, кричит по-звериному… «Что-то тут есть духовно нездоровое!» — думает житель средней полосы — и ошибается. Не надо искать в хомусе мистики. Просто ветер, зверь и птица — поют. А северный человек повторяет их песню.
Известные люди, связанные с Вилюйском
См. также: Категория:Персоналии:Вилюйск
В Вилюйске родились:
- Кондаков, Иван Лаврентьевич (1857—1931) — русский химик;
- Аржаков, Степан Максимович (1899—1942) — якутский советский государственный, политический и хозяйственный деятель;
- Гоголев, Иван Михайлович (1930—1998) — якутский писатель, народный поэт Республики Саха (Якутия). Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), лауреат премии Якутского комсомола, лауреат литературной премии Союза Писателей России и Якутии. Член Союза писателей СССР; награждён орденом «Знак Почёта» и медалью.
Больше года провёл в Вилюйске декабрист М. И. Муравьёв-Апостол (1828); более 10 лет (с 1857) здесь находился П. Ф. Дунцов-Выгодовский. Также, в Вилюйской ссылке провёл 11 лет 7 месяцев русский революционер Николай Гаврилович Чернышевский[20]. В декабре 1889 года в вилюйскую тюрьму прибыли 20 участников монастырёвского бунта; в 1894—1895 годах здесь был поселен П. А. Грабовский.
Екатерина из туманного Альбиона
Говоря о Вилюйске, нельзя упустить еще одну славную и печальную страницу его истории — уже упомянутую колонию для прокаженных. Основала ее в 1892 году знаменитая сестра милосердия Кэт Марсден — фигура яркая и противоречивая. Она положила много трудов на создание приемлемых условий существования для больных лепрой по всему миру. В то же время мисс Марсден многократно обвиняли в безнравственности, «самопиаре», финансовых манипуляциях и даже в шпионаже. В Вилюйске между тем память о ней и ее трудах сохранилась самая добрая. Дело в том, что до появления в этих краях «Екатерины из туманного Альбиона» сотни прокаженных жили в чудовищных условиях без надежды на элементарную медицинскую помощь и человеческое участие.
Сестра милосердия Кэт Мардссен на фоне карты ее путешествия по Сибири. 1892
Проказы боялись. Боялись настолько панически, что вывозили больных на верную смерть в самые труднодоступные места, где даже дорог не было. «3амечательна у якутов крайняя боязнь этой болезни. Ни один не решится не только прикоснуться к прокаженному, но даже близко подойти не решится. Прокаженный изгоняется из семьи. А общество приговаривает к удалению из своей среды даже того, у кого нет проказы, но родители поражены ею, или если кто жил раньше с прокаженными», — пишет Кэт о вилюйских прокаженных. Единственным человеком, посещавшим несчастных, был вилюйский священник Иоанн Винокуров, который и сопровождал мисс Марсден в ее поездках.
Вообще-то она приехала в Россию, чтобы найти неизвестное лекарственное растение, о котором ей рассказали в Турции, — траву, якобы растущую в Сибири и исцеляющую лепру. Она знакомится с епископом Уфимским Дионисием (Хитровым) — бывшим якутским архиереем, тот направляет ее к епископу Якутскому Мелетию (будущему епископу Рязанскому и Зарайскому, святителю). Прибыв в Якутию, она выясняет, что чудодейственная трава — легенда. Увидев, насколько невыносима жизнь больных в этих краях, сестра Кэт загорается идеей построить колонию-лепрозорий — поселок для проживания прокаженных. Планировалось строительство отдельных домиков с огородами, мужской и женской больниц для тяжелобольных и так далее. Предполагалась программа не только лечения и ухода, но и психологической поддержки и социальной реабилитации пациентов: способные трудиться должны были работать в мастерских и заниматься сельским хозяйством — не для заработка, конечно, а просто чтобы отвлечься от болезни. Мисс Марсден организует сбор пожертвований по всему миру, инициирует съезды врачей, вдохновляет сестер милосердия на путешествие в далекую Якутию — на помощь несчастным. Ее подвиг высоко оценивают как те, ради кого она трудится, так и церковные иерархи и государственные деятели… Вскоре колония была построена. Здесь находят приют и медицинский уход прокаженные со всей Якутии. Содержание обеспечивают местные купцы. В 1960-е лепрозорий был упразднен, так как болезнь отступила — в 1962 году осталось всего два пациента. Сегодня на территории колонии располагается Вилюйский психоневрологический интернат — ему присвоено имя Кэт Марсден. Многие идеи основательницы оказались применимы и для пациентов этого учреждения: их реабилитации также способствует трудотерапия.
Примечания
- ↑ 12
www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года - Башарин Г. П.
История аграрных отношений в Якутии: Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. — Арт-Флекс, 2003. — С. 49. - Оленск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Калашников А. А.
Якутия: хроника, факты, события, Часть 1. — Бичик, 2000. — С. 18. - ↑ 123456789101112
[www.MojGorod.ru/r_saha/vilujsk/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Вилюйск]. Проверено 21 июня 2014. [www.webcitation.org/6QUek56qk Архивировано из первоисточника 21 июня 2014]. - [demoscope.ru/weekly/ssp/rus_gub_97.php?reg=80 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Якутская область]. Проверено 26 октября 2013. [www.webcitation.org/6Ked2KMGf Архивировано из первоисточника 26 октября 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOjhZ5L Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
- [sakha.gks.ru/Lists/20101/Attachments/3/03_городское%20и%20сельское%20население.xls Численность городского и сельского населения Республики Саха (Якутия)] (xls). Проверено 10 января 2013. [www.webcitation.org/6E00BDnPV Архивировано из первоисточника 28 января 2013].
- [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
- [sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/resources/4c22eb804e8ba4699a749f7904886701/01-05.xls Всероссийская перепись населения 2010 года. Якутия. Таб. 5. Численность населения по районам, городским и сельским населённым пунктам]. Проверено 5 апреля 2021. [www.webcitation.org/6gY1ButF3 Архивировано из первоисточника 5 апреля 2016].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
- www.gks.ru/dbscripts/munst/munst98/DBInet.cgi?pl=8112027 Якутия. Оценка численности населения на 1 января 2009-2015 годов
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
- с учётом городов Крыма
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года. Таблица «31. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2021 года». RAR-архив (1,0 Mб)]
- Пестерев В. И.
История Якутии в лицах. — Якутск: Бичик, 2001. — С. 102—103. — 464 с. — ISBN 5-7696-1606-7.
Полет на «чебурашке»
Вилюйск нельзя назвать труднодоступным местом — всего 600 километров (не так уж далеко по меркам самого крупного субъекта федерации, на территории которого поместится Индия) от столицы республики. Впрочем, для жителя средней полосы, а особенно — крупных городов, большая часть Якутии — места труднодоступные. Так всегда было: не зря наш рассказ мы начали с письма Чернышевского. В Вилюйск из Якутска можно добраться на такси — как правило, это старенькие, но крепкие уазики-«козлы». Как говорится, танки грязи не боятся. Не боятся они и бездорожья — не зря здесь шутят: «У нас нет дорог, у нас только направления». Только ехать долго: можно и часов семнадцать протрястись. Летом здесь бывает жарко, а окна открывать нельзя — песком засыплет с ног до головы. Один путешественник рассказывал, как решил подышать воздухом во время июльской поездки в Вилюйск. Подышал он, в итоге, пылью, а одежду пришлось перестирывать — даже ту, которая лежала в плотно завязанном и застегнутом рюкзаке. Другой вариант — самолет. Из Якутска регулярно летают маленькие девятнадцатиместные самолетики со смешным народным названием «чебурашка» — чехословацкие L-410. В них немного трясет, зато летают «чебурашки» невысоко, так что во время полета можно смотреть в окошко и всей душой наслаждаться видами. Вилюйск ждет.
Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
На заставке Свято-Никольский храм
Отрывок, характеризующий Вилюйск
В самом счастливом состоянии духа возвращаясь из своего южного путешествия, Пьер исполнил свое давнишнее намерение заехать к своему другу Болконскому, которого он не видал два года. Богучарово лежало в некрасивой, плоской местности, покрытой полями и срубленными и несрубленными еловыми и березовыми лесами. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с необросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен. Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшень, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленой краской; дороги были прямые, мосты были крепкие с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности. Встретившиеся дворовые, на вопрос, где живет князь, указали на небольшой, новый флигелек, стоящий у самого края пруда. Старый дядька князя Андрея, Антон, высадил Пьера из коляски, сказал, что князь дома, и проводил его в чистую, маленькую прихожую. Пьера поразила скромность маленького, хотя и чистенького домика после тех блестящих условий, в которых последний раз он видел своего друга в Петербурге. Он поспешно вошел в пахнущую еще сосной, не отштукатуренную, маленькую залу и хотел итти дальше, но Антон на цыпочках пробежал вперед и постучался в дверь. – Ну, что там? – послышался резкий, неприятный голос. – Гость, – отвечал Антон. – Проси подождать, – и послышался отодвинутый стул. Пьер быстрыми шагами подошел к двери и столкнулся лицом к лицу с выходившим к нему, нахмуренным и постаревшим, князем Андреем. Пьер обнял его и, подняв очки, целовал его в щеки и близко смотрел на него. – Вот не ждал, очень рад, – сказал князь Андрей. Пьер ничего не говорил; он удивленно, не спуская глаз, смотрел на своего друга. Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного и веселого блеска. Не то, что похудел, побледнел, возмужал его друг; но взгляд этот и морщинка на лбу, выражавшие долгое сосредоточение на чем то одном, поражали и отчуждали Пьера, пока он не привык к ним. При свидании после долгой разлуки, как это всегда бывает, разговор долго не мог остановиться; они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго. Наконец разговор стал понемногу останавливаться на прежде отрывочно сказанном, на вопросах о прошедшей жизни, о планах на будущее, о путешествии Пьера, о его занятиях, о войне и т. д. Та сосредоточенность и убитость, которую заметил Пьер во взгляде князя Андрея, теперь выражалась еще сильнее в улыбке, с которою он слушал Пьера, в особенности тогда, когда Пьер говорил с одушевлением радости о прошедшем или будущем. Как будто князь Андрей и желал бы, но не мог принимать участия в том, что он говорил. Пьер начинал чувствовать, что перед князем Андреем восторженность, мечты, надежды на счастие и на добро не приличны. Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге. – Я не могу вам сказать, как много я пережил за это время. Я сам бы не узнал себя. – Да, много, много мы изменились с тех пор, – сказал князь Андрей. – Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы? – Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем… Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея. – Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его: – Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях? Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер. Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал. – А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера. – Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей. Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал: – Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда. – Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает. – Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль? – Да, ты прошел и через это. – Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер. – Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо. – Нет, убить человека не хорошо, несправедливо… – Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым. – Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь. – А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он. – Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя. – Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c’est le remord et la maladie. II n’est de bien que l’absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь. – А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался. – Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя. – Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец? – Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера. – Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
Под покровом святителя Николая
О немногочисленных вилюйских храмах можно говорить долго и с надрывом — церковная жизнь в советские годы здесь была уничтожена вдребезги. В начале XX века в городе было три храма: Никольский и Новоникольский соборы и Иннокентьевская кладбищенская церковь. При находившейся рядом с городом колонии прокаженных действовала Свято-Пантелеймоновская церковь. Сейчас в Вилюйске восстановлен лишь Никольский храм. Его история начинается еще в 1741 году, когда путешествовавший по берегам Вилюя епископ Иркутский Иннокентий (Нерунович) заложил в Верхневилюйском зимовье часовню во имя святителя Николая. Через год был освящен храм. К сожалению, меньше чем через полвека он был уничтожен пожаром. На его месте была выстроена двухэтажная церковь, просуществовавшая сто лет — из-за подмыва берега течением реки ее пришлось разобрать. Вместо нее к 1910 году строится однопрестольный Новоникольский собор. Тысячу рублей на его возведение пожертвовал лично государь Николай II. В советские годы в храме сначала располагалось почтовое отделение, а затем — жилые помещения.
Казацкая семья. Евдокия Даниловна Кондакова, вилюйчанам больше известная как «Кубачиха», работала у Н. Г. Чернышевского в Вилюйске. Фото из архива Сергея Рудченко
В 1993 году возрождается Якутская епархия, и вскоре в Вилюйске появляется православная община. Власти выделили под молитвенный дом часть здания клуба. Приход просуществовал в этих условиях два десятилетия. Лишь в 2006 году епископом Якутским и Ленским Зосимой (+2010) было освящено место под строительство нового храма. Но до завершения работы было еще далеко.
Благочинный Вилюйского округа иеромонах Гермоген (Рубцов) в 2011–2012 годах жил здесь же — на сцене дома культуры (самого дома культуры к этому моменту уже не существовало). Проснувшись, спускался со сцены и попадал в храм. Очень удобно, далеко ходить не надо. Об условиях жизни священник рассказывал со смехом: «У меня есть любимый тазик, любимый чайник, любимые ведро и ковш!» Действительно, что еще надо человеку для счастья?
Фото из архива Якутской епархии
На дверях бывшего ДК висели две таблички: справа — «Свято-Никольский православный приход», а слева — «Авиакассы». Билеты в две стороны неба, так сказать. В 2013 году, наконец, был освящен великолепный златоглавый Никольский храм — яркий, бело-желтый, на прозрачно-акварельных просторах пейзажей Вилюйска с деревянными строениями, он смотрится как дворец — настоящее посольство Царствия Небесного. Храм освящали два архиерея — епископ Якутский и Ленский Роман и иерарх Польской Православной Церкви епископ Горлицкий Паисий. Высокий гость в проповеди сравнил православных вилюйчан с окормляемыми им русинами, которых на долгие полтора столетия отрывали от Православия. «Но после Голгофы наступает Воскресение», — владыка увидел в новом храме Воскресение для всего православного Вилюйска.