Архангельск на карте России, достопримечательности с описанием в городе и окрестности


История присвоения почетного звания «Город воинской славы»

С момента своего основания в 1584 году город Архангельск был и остаётся северным форпостом России, внесшим свой весомый вклад в становление и развитие военного могущества Отечества, формирование славных боевых традиций Вооруженных Сил и Военно-Морского флота.
Архангельск — первый военный морской порт России, в котором, на созданных по Указу Петра I судоверфях, началось плановое строительство и спуск на воду военных и коммерческих судов, составлявших в то время основу Российского флота.

Архангельский гарнизон в боевом столкновении 1701 года не допустил прохода шведской военной экспедиции вглубь России, закрепив тем самым за Москвой Северный морской путь.

Более 120 лет Архангельск являлся крупной судостроительной верфью, обеспечивающей Российский флот военными судами самого различного тоннажа и вооружения, в том числе линейными кораблями, фрегатами, брандерами и другими вспомогательными судами.

Архангельский гарнизон принимал непосредственное участие в боевых действиях по защите Архангельска и Белого моря в период Крымской войны 1853-1856 гг., показав образцы мужества и героизма.

В годы Великой Отечественной войны Архангельск, будучи по сути, прифронтовым городом, неоднократно подвергающимся бомбёжкам немецкой авиации, смог организовать практическую работу по защите северных рубежей России и обеспечению бесперебойной деятельности тыловых учреждений армии и флота.

2 августа 1941 года Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым принимается решение о создании в Архангельске Беломорской военной флотилии, сыгравшей значительную роль в обороне и охране Беломорского района военных действий.

За годы войны в зоне флотилии в оба направления прошло более 700 союзных транспортов, перевезено более двух миллионов тонн груза для СССР, отправлено около 0,7 миллиона тонн груза в адрес союзников. Сопровождено более 1800 транспортов на внутренних коммуникациях.

Архангельский морской порт обработал 457897 тонн груза, в том числе 1360 танков, 1300 самолётов, 9800 автомашин, 10000 тонн каучука и другие грузы, имеющие оборонное значение.

Учёными Архангельска были совершены ряд открытий, имеющих значения для Вооружённых Сил СССР:

  • создана горючая жидкость для уничтожения танков противника;
  • создана специальная паста, предупреждающая обмерзание и запотевание оптических приборов;
  • выработан антибиотик нативный пенициллин;
  • создан хвойный витаминный экстракт против цинги.

Более 120 северян удостоены звания Героя Советского Союза, 14 человек стали полными кавалерами ордена Славы.

Главная достопримечательность Русского Севера

В 250 километрах на северо-запад от Архангельска расположены Соловки – архипелаг из шести островов, покрытых лесами, озерами и болотами. Главной достопримечательностью этого архипелага и всего Русского Севера считается Соловецкий монастырь.

Еще в 1429 году на Соловках был установлен первый поклонный крест. Немного позже два монаха — Герман и Зосима — основали здесь православный монастырь. В самом начале он представлял собой всего несколько невзрачных построек из дерева. Но уже к середине XVI века Соловецкий монастырь становится духовным центром всего Русского Севера.

Более двух веков обитель играла роль еще и тюрьмы, в которой томились противники царского режима, а после – враги Сталина. Через нее прошли многие выдающиеся личности: например, соратники бунтаря Степана Разина, последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский.

Сегодня Соловецкий монастырь принимает у себя путешественников и туристов. Кстати, эту достопримечательность тоже можно увидеть на 500-рублевой купюре.

Город в годы Великой Отечественной войны

В 1942-1943 годах Архангельск подвергался массированным бомбардировкам. За 1941-1945 годы в городе умерло около 40 тыс. жителей

В годы Великой Отечественной войны в Архангельске базировалась Беломорская военная флотилия. Как и в Первую мировую войну, город был основным портом, через который поступала помощь из Европы и Америки. Через Архангельский морской порт за годы войны прошло около 4 млн. тонн грузов. Порт принял и разгрузил более 330 советских и иностранных судов со стратегическими грузами. Из города отправлялись важные для фронта грузы: лес, миномёты, огнемёты, аэросани.

Уже в первый день войны горком ВКП(б) разработал комплекс мер по преобразованию жизни города в новых условиях и приступил к их осуществлению. Слившись с военными руководством города и области, он получил чрезвычайные полномочия. С началом же бомбардировок Архангельска этот орган приобрёл официально статус чрезвычайного под названием Городской комитет обороны (ГОКО) — своего рода представительство Государственного комитета обороны (ГКО) на Севере. Под его руководством проходила перестройка всех звеньев функционирования города по принципу: всё, что не работает на оборону, — нецелесообразно. Всё — для фронта! Под этим лозунгом общество будто сжималось в единый кулак, пирамида власти заострялась, шлифовалась, принимая форму грозного наконечника, строго нацеленного в сторону фронта.

Этот лозунг был положен в основу перестройки и деятельности всех государственных и общественных организаций: партии, советов, комсомола, профсоюзов, Осоавиахима, Красного Креста. Их структура и направления деятельности были сведены к решению двух главных задач: укрепить оборону города и всемерно помочь фронту.

Укрепляя МПВО города, государственные и общественные организации за военные годы подготовили 11 тысяч членов объектовых команд МПВО, более 20 тысяч — для вновь созданных 122 групп самозащиты, десятков пожарных отрядов и постов. Практически всё население Архангельска прошло подготовку и переподготовку по нормам «Готов к ПВХО». С началом массированных налётов вражеской авиации, последовавших летом-осенью 1942 года, эти меры позволили уберечь важнейшие стратегические объекты города от разрушения, сохранить многие десятки жизней горожан. Отражение этих налетов стоило городу 150 погибших и столько же раненых. В основном это были подростки, многие из которых до последней вспышки взрыва в глазах словно играли в войну, соревнуясь в количестве погашенных зажигалок. Без службы МПВО жертв могло быть много больше.

Оборона города была важным участком деятельности государственных и общественных организаций, однако первостепенным направлением на протяжении всей войны оставалась мобилизация всех сил и средств на оказание всемерной помощи фронту. На первом месте в этой работе была мобилизация горожан на фронт. Лишь по Архангельску свыше 30 тысяч горожан добровольно подали заявления на вступление в народное ополчение, истребительные батальоны и партизанские отряды, что составило 40 процентов призванных за годы войны архангелогородцев. Даже при беглом просмотре имён, внесённых в Книгу Памяти, видно, что более половины погибших северян не вернулись с фронтов в начале войны, когда добровольцы составляли основную часть мобилизуемых. Плохо подготовленные, слабо вооружённые, они гибли первыми. Обучение призывников поэтому стало важной составной частью обеспечения фронта людьми. С введением с 1 октября 1941 г. всеобщего военного обучения (Всевобуча) всё взрослое население города прошло вневойсковую подготовку, приобретя военные специальности — стрелков, пулемётчиков, автоматчиков, снайперов, танкистов. Почти все архангелогородки сдали нормы ГСО и БГСО, научившись оказывать первую помощь раненым. Свыше пяти тысяч горожанок в свободное от работы или учёбы время получили специальности медсестёр, сандружинниц или санинструкторов.

Гостиницы Архангельска

В населенном пункте имеется немало мест, где можно остановиться туристам, от комфортабельных отелей до недорогих хостелов. Подавляющее большинство гостиниц сконцентрировано в центре города, вдоль проспектов Обводный канал, Ломоносова и Набережной Северной Двины.

Хостел «Северный»

В хостеле «Северный» за 900 руб. можно арендовать койко-место в одном из следующих номеров:

  • 6-местный;
  • 8-местный;
  • 10-местный;
  • 14-местный.

Место в номере на 4 кровати обойдется в 950 руб., а в двухместном – 1050 руб. За 2500 руб. можно арендовать весь двухместный номер. Рядом с хостелом есть стоянка для авто, действует бесплатный Wi-Fi. В комнатах есть необходимая мебель: кровати, стулья, столы, шкафчики.

Санузел и душ находятся на коридоре, как и общая кухня для самостоятельного приготовления еды. В отличие от большинства гостиниц, «Северный» находится на некотором удалении от центра, по адресу ул. Галушина, 25. От железнодорожного вокзала сюда можно добраться на 64-м автобусе.

Гостиница «Столица Поморья»

«Столица Поморья» — отель бизнес-класса. Цены на номера здесь стартуют от 3,4 тыс. руб. за ночь. За эту сумму можно снять стандартный одноместный номер. Самый дорогой вариант – президентский люкс площадью 140 м2 – стоит 12 тыс. руб.

Помимо комфортабельных номеров, отель предоставляет платные услуги:

  • ресторан;
  • сауна;
  • бильярд;
  • конференц-зал.

Адрес гостиницы – Набережная Северной Двины, 88. Из аэропорта сюда идет автобус №12, от вокзала Архангельск-Город — №6, 54, 62.

Гостиница «Пур-Наволок»

Возле «Столицы Поморья» расположен еще один отель премиум-класса – «Пур-Наволок». Снять комнату на ночь здесь стоит от 4 тыс. руб. В стоимость входит завтрак.

Бесплатно можно воспользоваться следующими услугами:

  • хранение ценных вещей в сейфе;
  • камера для хранения багажа;
  • пресс для брюк;
  • чистка обуви;
  • сушка волос феном;
  • занятия в тренажерном зале.

Заслуги города в военной истории России

Вклад Архангельской области в дело разгрома врага определяется, прежде всего, ее трудовыми ресурсами.

С началом Второй мировой войны роль Архангельска вновь значительно возросла. В коалиционной стратегии «периферийной войны» город стал восточным пунктом созданного союзниками «Арктического фронта», с которого в 1941-1942 гг. предполагалось развернуть наступление против Германии, и вдоль которого проходил основной маршрут поставок стратегических грузов в СССР.

С первых дней Великой Отечественной войны город оказался в положении прифронтового. Практически ежедневно над ним кружили немецкие самолеты. Только за июнь 1941 — июнь 1943 гг. над территорией Архангельского дивизионного района ПВО было зафиксировано 465 полетов вражеской авиации. А в августе-сентябре 1942 г., с приходом в город очередного каравана PQ-18, Архангельск был подвергнут массированным бомбардировкам. В течение этих месяцев на город были сброшены 21000 зажигательных и 96 фугасных бомб. В ходе бомбардировок сгорели 130 домов, разрушены 70. Было убито 86 человек, 112 — тяжело ранены.

Сознавая особое значение Архангельска для страны, Государственный комитет обороны направил в Архангельск своего уполномоченного И.Д. Папанина, а 14 сентября 1942 г. здесь был образован городской комитет обороны под председательством первого секретаря обкома ВКП(б) Г.П. Огородникова. Подобные чрезвычайные органы власти, как правило, создавались в прифронтовых областях, для организации отражения возможного вражеского вторжения .

В Архангельске для обеспечения безопасность плавания в Белом, Баренцевом и Карском морях 2 августа 1941 г. была создана Беломорская военная флотилия (БВФ), 90% кораблей которой составили бывшие гражданские суда с архангельскими командами. На передовой «Арктического фронта» фактически оказались тысячи жителей Архангельска — моряков торгового и рыболовного флота. За годы войны в зоне ответственности БВФ было потоплено 17 боевых союзных кораблей, 29 гражданских судов, погибло 1534 человека, в том числе 737 военнослужащих и 793 мирных советских граждан.

Вместе с моряками и портовиками в перевозках важнейших грузов участвовали речники и железнодорожники города. От работы архангельских железнодорожников во многом зависела скорость прохождения на фронт танков и самолетов. Почти все 4 миллиона обработанных на архангельских станциях грузов прошли без задержек.

Огромную по объему работу проделали речники Севера. В условиях войны они должны были максимально разгрузить более мобильный железнодорожный транспорт. И это им вполне удалось. За четыре военные навигации судами Северного речного пароходства было перевезено 21,6 миллиона тонн грузов и 25,4 миллиона пассажиров.

Бесперебойную работу флота Северного бассейна, ремонт боевых кораблей и торговых судов призваны были обеспечить восемь судоремонтно-судостроительных заводов и верфей Архангельска, крупнейшим среди которых была «Красная Кузница». Совместно с предприятиями тыла Беломорской военной флотилии за годы войны ими были возвращены в строй 1012 кораблей, построено более 500 малых судов «москитного флота». Наряду с основной деятельностью, судоремонтники Архангельска выполняли специальные правительственные заказы: по производству бронированных аэросаней, корпусов мин, бомб, гранат, а с 1943 года — узлов сельскохозяйственных машин.

Резко возросшее с началом войны значение архангельского транспортного узла несколько потеснило место главного в экономике Архангельска лесоперерабатывающего комплекса, выпускавшего, казалось бы, сугубо гражданскую продукцию. Но и этой продукции нашлось применение в новых условиях. Лесом страна расплачивалась с союзниками по кредитам, предоставленным наряду с безвозмездной помощью. Лес широко применялся при строительстве оборонительных рубежей, а с середины войны в восстановительных работах.

Свыше 124 тысяч тонн целлюлозы, 25 тысяч тонн бумаги — таков итог работы архангельских бумажников в годы войны. Наряду с основной продукцией, на комбинатах города были произведены тысячи тонн извести, сотни тонн скипидара, веревки, мыла и прочей продукции лесохимического производства. К лесохимической продукции бумажников необходимо добавить 300 цистерн спирта и 750 — литейных концентратов, отправленных для нужд фронта и оборонной промышленности архангельскими гидролизными заводами.

На 118 миллионов рублей выпустили продукции предприятия местной промышленности и промкооперации. В числе этой продукции походные кухни и печи, сани и повозки-тавричанки, военное снаряжение и обмундирование. А изделий, пошитых фабриками легкой промышленности города, — гимнастерок, кителей, подшлемников, пилоток, — вполне хватило, чтобы экипировать с десяток полнокровных дивизий.

С началом военных действий Архангельск стал ближайшим тылом Карельского фронта, прифронтовым городом. Здесь были развернут 31 эвакогоспиталь, под которые отданы лучшие здания города. Здесь находился фронтовой эвакопункт (ФЭП-96). За годы войны 73% раненых и 90% больных были возвращены в строй.

Война потребовала не только огромных людских ресурсов, но и больших денежных средств для организации военного производства и сохранения финансовой системы. Государственные займы и денежно-вещевая лотерея призваны были стать важнейшим источником финансирования военных программ. Несмотря на тяжелейшее бремя, которым они легли на население города, в государственный бюджет из Архангельска было перечислено 276 миллионов рублей — сумма, на которую в те годы можно было построить 3000 истребителей или 1300 танков.

Более того, архангелогородцы стали активными участниками создания Народного фонда обороны. Свыше 47 миллионов рублей деньгами, 9,6 миллиона рублей облигациями, более 1 килограмма золота, 41,5 килограмма серебра, 130 тысяч предметов теплой одежды и обуви, 100 тысяч пудов картофеля, тысячи центнеров мяса, рыбы, овощей передали жители Архангельска в этот фонд.

Составной частью помощи фронту общественных организаций являлись отправка подарков бойцам Красной армии, оказание помощи семьям военнослужащих, раненым, инвалидам и сиротам.

Имена 23052 погибших на фронте архангелогородцев вписаны в областную Книгу Памяти. Каждый третий призванный в армию горожанин, каждый десятый житель предвоенного Архангельска не вернулся с фронта. За 1941-1944 годы в городе умерло 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный и цинготный 1942-й. По сути, по смертности среди мирного населения, Архангельск оказался на втором месте после блокадного Ленинграда. И это при том, что через архангельский порт проходили тысячи тонн продовольствия(!) Жизнью каждого пятого горожанина, умершего от голода и болезней, заплатил Архангельск за своевременно направленные на фронт ленд-лизовские грузы, за построенные и отремонтированные корабли, за лес, целлюлозу, рыбу, — все то, что он мог дать стране.

Военные заслуги архангелогородцев были отмечены в разные времена правительственными наградами. 10 мая 1984 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в развитие морского флота, освоение северных районов страны, заслуги трудящихся города в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг., успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 400-летием со времени основания город Архангельск награжден орденом Ленина.

4 мая 1985 г. в связи с празднованием 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и за заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Архангельский морской торговый порт Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Отечественной войны I степени.

После 1945 г. и до наших дней Архангельск, как город-воин, продолжает свою бессменную вахту, участвуя как областной центр Архангельской области в решении проблем находящихся на её территории федерального космодрома «Плесецк», федерального центра атомного судостроения в г. Северодвинске и ядерного полигона на Новой Земле.

Наиболее значимые военные события, связанные с городом

25 августа 1942 г. совершили подвиг моряки ледокола «Александр Сибиряков», входившего в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. Вступив в Карском море в неравную схватку с тяжелым германским крейсером «Адмирал Шеер», моряки ценою своей жизни спасли от разгрома караван судов, предотвратив уничтожение нескольких полярных станций.

Высочайшую стойкость и героизм проявили моряки приписанных к Архангельску судов Северного морского пароходства. За годы войны пароходство при доставке стратегических грузов потеряло 14 пароходов и более 300 моряков. Ценою жизни архангельские моряки и краснофлотцы совместно с союзниками обеспечили доставку в Архангельск 4,2 млн тонн грузов, половину из которых составили грузы, направленные союзниками по ленд-лизу. Среди них 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, 717 пушек, 49 торпедных катеров. Уместно напомнить, что для нанесения контрудара под Сталинградом на советских фронтах к ноябрю 1942 г. было сосредоточено около 900 танков и немногим более тысячи самолетов.

Общая информация

Город разместился в северном регионе европейской половины России в дельте реки Северная Двина. Река впадает в Белое море в 35 километрах от Архангельска. Рельеф местности — равнинный, высота над уровнем моря составляет семь метров. Вдоль рукавов реки устроены городские набережные общей протяженностью 35 километров.

Площадь городского округа — 29442 га, количество жителей — 346976 человек (на начало 2021 года).

С 17 мая по 26 июля наступают белые ночи, а зимой можно наблюдать северное сияние.

Климат района – умеренный морской. Зима длинная, умеренно-холодная, лето недолгое и прохладное. Погода часто меняется, очень много дней с осадками. Температура воздуха зимой может опуститься до -30°С, а летом подняться до +35°С.

Заслуги тыла города

Вклад Архангельской области в достижение Победы определяется не только участием ее жителей в боевых действиях. Весьма весомы их трудовые свершения, напомним кратко о некоторых незабываемых делах тружеников архангельского тыла.

За время предвоенных пятилеток область превратилась в развитый индустриальный район страны. В 1940 году она поставила народному хозяйству почти 16 миллионов кубометров древесины, 3,3 миллиона кубометров пиломатериалов; значительное развитие получили целлюлозно-бумажное производство, железнодорожный и морской транспорт.

За короткий срок экономика области была перестроена на военный лад. Основной рабочей силой на предприятиях стали женщины, подростки, пенсионеры, которые заменили тысячи ушедших на фронт рабочих. Только за первые три месяца на предприятия Архангельска пришли 5200 женщин.

Лесопильные заводы получили срочные заказы на изготовление лыж, саней, укупорки для боеприпасов, аэродромного и инженерного оборудования. За военные годы лесопильщики дали фронту свыше 3200 тыс. кубометров пиломатериалов, 15 млн. комплектов спецтары, почти 20 тыс. саней-волокуш и многое другое. Труженики лесной промышленности дали стране более 25 млн. кубометров древесины, изготовили около 1700 тыс. ружейных и 360 тыс. лыжных заготовок.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности освоили выпуск пороховой целлюлозы, специальных сортов бумаги. Отрасль дала стране и фронту свыше 124 тысяч тонн целлюлозы, 25 тыс. тонн бумаги.

Судоремонтные предприятия Архангельска и Молотовска произодили переоборудование гражданских судов для военных целей, ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. Коллектив судоремонтников «Красной Кузницы» освоил выпуск минометов, мин, гранат, пулеметных станков. Он выпустил 213 аэросаней, около 80 тысяч корпусов мин, много другой продукции.

Война круто изменила жизнь северной деревни. Тысячи колхозников ушли на защиту Родины. Их заменили женщины и подростки, которые делали все, чтобы вспахать поля, вовремя убрать урожай, дать фронту больше мяса, масла, зерна.

Всей области были известны в то время имена Шенкурской трактористки А. Ревиной, холмогорских доярок А. Коробовой, П. Яковлевой и многих других. За военные годы труженики села сдали государству около 90 тысяч тонн зерна, 180 тысяч тонн картофеля, более 27 тысяч тонн мяса, свыше 180 тысяч тонн молока. Оленеводы Ненецкого округа направили на Карельский фронт свыше 4000 оленей для перевозки военных грузов и раненых бойцов.

Яркую страницу в летопись войны вписали работники Архангельского морского порта. В первые дни войны порт получил ответственное задание организовать прием и переработку стратегических грузов, поставлявшихся по ленд-лизу из США и Англии. В кратчайшие сроки была сооружена железнодорожная линия Левый берег — порт Экономия, установлены портальные краны, произведены дноуглубительные работы. В зимнее время перевозка вагонов осуществлялась по железнодорожному пути, проложенному по льду Северной Двины.

За время войны портовики приняли и своевременно обработали 332 транспорта, которые доставили около двух миллионов тонн груза. Из Архангельска и Молотовска на фронт ушли 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, много орудий и другой техники.

Бригады стивидоров, возглавляемые Н.Д. Кузнецовым, М.А. Колотовым, С.А. Яниным, К.А. Урпиным, валясь с ног от усталости, не уходили домой до полной выгрузки судов.

Родина высоко оценила труд портовиков. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года 296 человек были награждены орденами и медалями.

Навсегда останутся в истории области отважные действия северных моряков. С первого дня войны торговый флот перестроился на работу по-военному. Он пополнился десятками транспортных и рыболовных судов, переведенных в Архангельск из Мурманска, находившегося в зоне активной деятельности вражеской авиации.

На службу во флот были призваны лучшие моряки, имевшие опыт работы в Заполярье: Герои Советского Союза М.П. Белоусов и К.С. Бадигин, а также Н.П. Аннин, И.Ф. Котцов, П.А. Пономарев, Н.И. Хромцов и другие.

Перевозка рабочих на строительство оборонных укреплений в Карелии, переброска воинских частей, доставка норильского и печорского угля, никелевой руды, эвакуация из фронтовой полосы населения и оборудования, участие в экспортно-импортных операциях — таков далеко не полный перечень тех новых заданий, которые легли на плечи моряков Севера. Каждое из них было связанно риском для жизни, каждое требовало выдержки и смелости. И на каждом из них экипажи выкладывались до конца.

Неувядаемой славой овеяны подвиги команд ледокола «Ленин» и парохода «Александр Сибиряков», вступившего в неравную схватку с фашистским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», сторожевых кораблей «Бриллиант», «Пассат», «Туман», погибших, но не спустивших флага перед врагом.

Почти 23 миллиона тонн грузов перевез флот Северного речного пароходства. Десятки его работников удостоены орденов и медалей. Среди них капитаны А.А Щукин, М.Л. Брюхов, В.А. Распопов и многие другие.

600 тысяч центнеров рыбы, столь необходимой фронту и тылу, добыл за военную путину траловый флот.

Достойный вклад в дело Победы над врагом внесли отважные моряки Краснознаменного Северного флота и Беломорской военной флотилии. Моряки-североморцы уничтожили около 260 боевых и транспортных кораблей врага, 1300 самолетов, обеспечили проводку более 4000 транспортов.

Вместе с 14-й армией Карельского фронта Северный флот остановил немецких захватчиков на Кольском полуострове. В октябре 1944 года, перейдя в решительное наступление, армия и флот наголову разгромили отборные немецкие дивизии и освободили от оккупантов Северную Норвегию.

Бок о бок с рабочими, служащими, тружениками полей в трудные годы работала интеллигенция области. Ученые, преподаватели, учителя, врачи, работники культуры и искусства оказывали большую помощь фронту, готовили кадры специалистов, участвовали в обучении и воспитании подрастающего поколения, вдохновляли людей на труд и ратные подвиги.

Трудные проблемы пришлось решать работникам здравоохранения. Архангельск стал в военное время тыловой госпитальной базой Карельского фронта.

Под госпитали были отданы лучшие здания, в первую очередь для них приспосабливались новые типовые здания школ Архангельска, Котласа, Няндомы, Молотовска. К концу первого года войны в области действовал 31 госпиталь на 14 280 коек.

Начальниками госпиталей, старшими хирургами в госпиталях работали многие выпускники Архангельского медицинского института. Умелыми организаторами госпитальной службы, врачами проявили себя в те годы Г.Д. Орлов, С.И. Елизаровский, В.А. Казьмин, Н.В. Михеев, десятки других врачей и медицинских сестер.

Одним из проявлений заботы о раненых явилось донорство, ставшее в годы войны массовым. Много жизней спасли доноры К.П. Негодяева, А.В. Железнова, А.С. Сергеева и многие другие, сдавшие кровь более 30 раз. В области было свыше 17 тысяч доноров, около 500 из них удостоены нагрудного знака «Почетный донор СССР».

А разве менее важен в ту пору труд школьных учителей? Имена многих сподвижников народного образования навсегда остались в памяти людей. Добрый след оставили заслуженные учителя школы РСФСР А.А. Власова, А.П. Аксель — директор 37-й школы г. Архангельска, Т.П. Мальцева из Вельска, Ф.В. Семаков из с. Ровдино и многие другие.

Прокат автомобиля

Для того, чтобы по Архангельской области было удобно передвигаться можно воспользоваться арендой машины.

Основные условия проката:

  1. возраст водителя от 21 года, стаж вождения от 1 года;
  2. документы для заключения договора — паспорт и водительское удостоверение;
  3. тариф не включает бензин;
  4. тариф включает: аренду авто, ТО, страховку, сезонную резину;
  5. лимит пробега в сутки — 250 км;
  6. срок аренды — не менее суток.

Наиболее популярными прокатными конторами считаются: Мой автопорокат, Rent avto, и Пилот. Стоимость аренды начинается от 1000 рублей в сутки.

Расписание поездов смотрите здесь:

Воинские части и соединения, сформированные из населения города

Накануне войны население области равнялось 1 миллиону 109 тысячам. Из них по всем видам мобилизации в армию и на фронт было призвано свыше 270 тысяч человек, или четверть всего населения области. На территории области было сформировано более 120 различных воинских подразделений: 3 стрелковые дивизии, 5 отдельных стрелковых и лыжных бригад, столько же отдельных полков, 105 подразделений обслуживания. В значительной мере из жителей Архангельска состояли 2-я Мазурская, 23-я гвардейская Краснознаменная Дновско-Берлинская, 28-я Невельская, 100-я Львовская, 263-я Сивашская стрелковые дивизии, 12-я Краснознаменная Печенгская, 42-я, 63-я и 92-я бригады морской пехоты, многие другие подразделения.

В ряды народного ополчения вступило около 30 тысяч человек. Десятки тысяч горожан мобилизованы на оборонные работы. В городе были сформированы партизанские отряды «Полярник», «Большевик» и «Сталинец», отправленные на Карельский фронт.

Природа


Природные зоны Архангельской области многообразны:

  • арктические пустыни на островах Новой Земли, Земле Франца-Иосифа и острове Виктория;
  • тундра на северо-востоке;
  • лесотундра;
  • тайга с ее лесами занимает больше половины территории.

Основную часть водных объектов области относят к бассейнам морей Северного Ледовитого океана.

Общая протяженность рек — 250660 км, самая крупная — Северная Двина и ее притоки: Вычегда, Мезень, Онега и Печора. В регионе расположено более 74 тысяч природных и искусственных озер общей площадью свыше 0,01 км2, наиболее крупные: Лача, Воже, Голодная Губа.

В растительном мире преобладают ели, также произрастают сосны, пихты, лиственницы, ягодные растения (земляника, морошка, смородина, малина и так далее), на юге множество грибов (грузди, рыжики, белые грибы и другие), болотистые растения и луговые травы.

В арктическом поясе можно встретить: полярных медведей, северных оленей, моржей, нерпу, гренландских тюленей и морских зайцев. Среди таежных жителей: лоси, олени, медведи, рыси, росомахи, волки, лисы, бобры, норки и другие. Пернатые представлены в количестве 300 видов.

В Архангельской области размещены 113 особо охраняемых природных территорий, а именно:

  1. Пинежский государственный заповедник;
  2. Национальные парки: Кенозерский, Онежский филиал Водлозерского парка, «Русская Арктика», «Онежское Поморье»;
  3. 34 заказника;
  4. 67 памятников природы;
  5. 2 дендрологических сада;
  6. 1 ботанический сад;
  7. 4 охраняемых территории.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]