Мураши
(Кировская область)
Код ОКАТО:
33224501
Основан:
1895
Поселок городского типа с:
1928
Город с:
1944 Город районного подчинения (Мурашинский р-н Кировской области)
Центр:
Мурашинский р-н
Телефонный код (справочный телефон)
83348***** | 92-2-22 |
Отклонение от московского времени, часы:
0
Географическая широта:
59°23′
Географическая долгота:
48°58′
Высота над уровнем моря, метров:
210 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Мураши
Карта
Мураши: карты |
Мураши: фото из космоса (Google Maps)Мураши: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Мураши. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Первомайский | 39 () | ЮВ |
2 | Юрья | 41 (48) | ЮВ |
3 | Опарино | 64 (65) | СЗ |
4 | Мурыгино | 76 (133) | Ю |
5 | Даровской | 89 (205) | ЮЗ |
6 | Орлов | 94 (132) | Ю |
7 | Киров | 95 (109) | ЮВ |
8 | Вахруши | 98 (151) | ЮВ |
9 | Слободской | 101 (139) | ЮВ |
10 | Нагорск | 103 (224) | В |
11 | Оричи | 108 (153) | Ю |
12 | Кирово-Чепецк | 111 (145) | ЮВ |
13 | Объячево (Республика Коми) | 112 (126) | С |
14 | Боговарово (Костромская область) | 119 (508) | З |
Краткая характеристика
Расположен в Приуралье, на склоне возвышенности Северные Увалы, в бассейне р. Великая, в 112 км к северо-западу от Кирова. Ж.д. станция. Автомобильная дорога (Киров — Сыктывкар).
Территория (кв. км): 665
Информация о городе Мураши на русском сайте Википедии
Исторический очерк
Возник в 1895 г. как посёлок в связи со строительством железной дороги Вятка — Котлас при станции Мураши (открыта в 1899 г.). Название станции по ближайшему селению Мураши от прозвищного личного имени Мураш («мелкий муравей»); оно же именовалось как займище Над речкой Переходницей (1876 г.).
Рабочий посёлок с 9.01.1928 г.
Значительно увеличилась численность населения в связи с притоком эвакуированных в годы Великой Отечественной войны 1941-45. Город с 1944 г.
Экономика
Маслодельный завод, предприятия лесной промышленности.
В Мурашинском районе выращивают рожь, овёс, ячмень, картофель. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец.
Месторождения торфа, глины.
Архитектура, достопримечательности
Железная дорога делит город на 2 части. С конца 1950-х гг. ведётся строительство многоэтажных зданий.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1931 | 2.7 | 1996 | 9.0 | 2007 | 7.0 | 2015 | 6.5 |
1939 | 7.5 | 1998 | 8.9 | 2008 | 6.9 | 2016 | 6.4 |
1959 | 14.2 | 2000 | 8.5 | 2010 | 6.6 | 2017 | 6.3 |
1970 | 12.7 | 2001 | 8.4 | 2011 | 6.8 | 2018 | 6.2 |
1979 | 11.4 | 2003 | 7.7 | 2012 | 6.6 | 2019 | 6.1 |
1989 | 10.1 | 2005 | 7.3 | 2013 | 6.6 | 2020 | 5.9 |
1992 | 9.5 | 2006 | 7.1 | 2014 | 6.6 | 2021 | 5.7 |
Родословная малой родины
Населенный пункт на месте современного города возник в 1898 году в связи со строительством железной дороги Пермь — Вятка — Котлас. С 1929 года Мураши — центр одноименного района. Статус города получил в 1944 году.
Расположен в северной части области на железной дороге Киров — Котлас, расстояние до областного центра — 117 километров.
Население — 9,4 тысяч человек (1993 год).
В дремучей тайге, богатой зверем и птицей, в глухом краю с могучими елями, с ветвей которых свисает мохнатый мох, среди болот, покрывающихся осенью красным ковром ягод, застучали топоры. Началось строительство железной дороги Вятка — Котлас. В окрестных деревнях пошел слух об «огненном звере». Крестились бабки, предсказывая пришествие антихриста, чесали затылки мужики. А дорога, благодаря усилиям мастеровых, все дальше и дальше продиралась сквозь тайгу.
Было это в 1898 году. В больших городах ревели гудками фабрики и заводы, а здесь, на южной части Северных увалов, на плоско-пологих водоразделах, среди множества лесных рек и ручьев, в небольших деревнях и богатых селах под колокольный звон шла размеренная, у кого-то сытая, а у большинства не очень, жизнь. Волостное управление находилось в селе Белозерье и подчинялось Пинюжанской волости Орловского уезда. В селе была единственная на всю волость школа, а ближайшая больница располагалась в тридцати верстах, в Верходворье.
О чем думали и что загадывали наши прадеды? Наверное, о будущем, о чем-то новом и светлом. И вот предвестником этого нового, в шести километрах от села, на 117-м километре от губернской Вятки начала расти насыпь. Здесь первоначально решили построить станцию. Однако что-то не рассчитали и впоследствии передвинули ее на два километра ближе к Котласу. И хотя место было сырое и болотистое, устроителей это не смутило. Они знали — такая трудность не помеха. Вятский мужик — он привычен, все переможет. А о смысле новой стройки местные жители не задумывались. Пожалуй, только изыскатели да инженеры, поселившиеся в деревне Мураши, знали, что дорога Пермь — Котлас — это кротчайший путь из Сибири к Архангельскому порту, а значит, и к западноевропейским странам, где в большой цене сибирский хлеб и лес. Мужики же поняли одно: нужны их умелые руки. Вскоре их трудом была построена станция, которая, как и приютившая изыскателей деревня, получила название Мураши.
Затеплилась новая жизнь в глухом краю. Все больше и больше народа из деревень приходило на «железку». Было начато строительство оборотного депо, чтобы паровозы, идущие от Опарино, могли заправиться водой и дровами.
И как-то сначала незаметно, а потом все больше заторопилась жизнь. В 1899 — 1990 годах стали расти дома по улице, что носит теперь имя Ленина. Одноэтажные деревянные здания существуют и поныне. Первое учебное заведение появилось в Мурашах в 1904 году; это была двухклассная железнодорожная школа, а напротив нее открылась и поликлиника.
Рос населенный пункт, но самое главное — подрастали дети, на глазах которых уезжали куда-то далеко по железной дороге их земляки, и по этой же «железке» приезжали ученые люди: врач Огородников, жандарм Сюткин, машинисты Расчевских, Синцов, Юхневич, Емельянов олицетворяли новую жизнь. Это были приезжие, интеллигенция. В доме Расчевских -биллиардная, комната для танцев, библиотека. По нынешней улице Карла Маркса, на месте ныне существующего здания народного суда, стояла лавка купца М. В. Малкова. Торговал он продовольственными товарами, позднее построил пекарню. Жизнь в Мурашах текла неспешно, без особых происшествий и, как бы мы сейчас сказали, стрессов, пока не грянула первая русская революция.
1905 год принес в своих глубинах столько человеческих страстей, что мы до сих пор заглядываем в него, выискивая их начала.
Вот о чем пишет в своих воспоминаниях жительница Мурашей А. К. Калабина: «Помню я всеобщую железнодорожную забастовку 1905 года. Мой отец тогда работал сторожем железнодорожных кондукторских бригад, служебное помещений которых находилось рядом с домом служащих транспортного потребительского общества. Мне тогда было лет шесть. Помню шествие рабочих депо с горящими факелами, они пели революционные песни. Возглавляли забастовку доктор Трейтер, начальник станции Жиганов и другие.
Революционно настроенные рабочие, телеграфисты, мелкие служащие собирались у нас, в кондукторско — бригадных комнатах, обсуждали положение дел. Охранка дозналась, что мурашинские железнодорожники поддерживают забастовку. Специальным поездом из Вятки прибыл отряд жандармов. Начались обыски, аресты, допросы. Жандармы ворвались и к нам. Допрашивали моего отца, пытаясь выяснить имена руководителей революционеров. Отец молчал….»
Схлынула революционная волна. Притихли люди. А жизнь набирала скорость. В 1915 году культурно-просветительное общество собрало с населения деньги на приобретение помещения для школы. Вскоре она была открыта, получив статус начального училища. Таким же путем была создана библиотека с несколькими десятками книг. Съезжавшиеся из деревень крестьяне обустраивались, ставили дома, обзаводились хозяйством, а работу давала железная дорога. И вот там, в депо, в кондукторских бригадах, на разных участках, где был нелегок труд, вновь что-то закипело. Молодежь читала запрещенные книги.
Февраль 1917-го всколыхнул красные полотнища. Забурлила жизнь, тесно стало в старом русле. Обратимся к воспоминаниям А. К. Калабиной:
«В феврале мой брат Вася все свободное время пропадал на телеграфе, они с друзьями ловили информацию о событиях, происходящих в Петрограде. Однажды он прибежал домой и говорит: «Мама, царя свергли!» В тот бурный год мне запомнилось собрание. Голосовали за списки большевиков, во главе с Лениным, и меньшевиков. На стороне меньшевиков было начальство: помощник начальника депо Машаров, знатные машинисты. Возглавлял меньшевистскую группу некто Серебрин. Собравшиеся разделились. Кто за большевиков — встали на левую сторону, кто за меньшевиков — на правую. Победили большевики. Рабочие разоружили пристава, сорвали вывеску с его дома».
Так пришла советская власть в Мураши, так начиналась новая эпоха.
Много замечательных людей выросло в городе, их помнят, ими гордятся. А о человеке, который в числе первых в стране в 1936 году получил звание Героя Труда, как-то забыли. Но благодаря краеведческим «раскопкам» Е. С. Дорофеева, энтузиаста своего дела, мы теперь знаем, что в городе жил и работал в паровозном депо Константин Васильевич Рычков. Поныне живет в отцовском доме его дочь. Она-то и предоставила краеведам интересные документы. В частности, вот Грамота ВЦИК, которая подтверждает факт присвоения Рычкову высокого звания:
«Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, отмечая Вашу выдающуюся и исключительно полезную деятельность в социалистическом строительстве, выразившуюся в энергичной борьбе на основе методов соцсоревнования и ударничества за лучшее депо и паровозный парк, путем личной образцовой работы, обучения рабочих по ремонту паровозов и машинистов и целого ряда рационализаторских и изобретательских предложений, давших большой экономический эффект в ремонте паровозов, награждает Вас званием Героя Труда».
К. В. Рычков также одним из первых в Горьковском крае был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1989 году во время празднования Дня города состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь знатного мурашинца, Героя Труда. Укреплена она на здании нового вокзала.
В 1925 году пристанционный поселок преобразуется в рабочий поселок Мураши. Вокруг него стоял сплошной лес. «Бывало, выглянешь ночью из избы, — вспоминает местная жительница М. В. Белозерова, — темно, страшно. Только слышно, как волки завывают. А вокруг сплошной черной стеной надвигается на тебя и давит тайга. Так и кажется: когда-нибудь сдвинутся эти гигантские стены и сотрут с лица земли жалкое людское селеньице».
Но не тут-то было. Наши отцы строили свой новый мир, веря, что тот, кто был ничем, тот станет всем. По переписи 1926 года, население поселка составляло 1736 человек. В 1929 году он становится центром одноименного района. С этого времени создаются различные организации: Мурашинский леспромхоз, районная типография, маслозавод, хлебозавод. Открывается Мурашинское отделение железной дороги. Создается сеть социально-культурных учреждений: железнодорожная амбулатория, клуб, восьмилетняя школа, районный Дом культуры, телефонная станция на 30 номеров, Белозерская больница.
Перепись 1939 года зарегистрировала в поселке 7538 человек. За 15 лет население выросло в 4,3 раза. На десятой сессии Мурашинского поселкового Совета депутатов трудящихся 11 марта 1941 года обсуждался вопрос о переводе поселка Мураши из категории рабочего поселка в город; вопрос был внесен железнодорожниками на торжественном заседании 8 марта. На сессии было два предложения по наименованию города — Крупск и Маяковск, в честь знаменитых людей прошлого. Сессия решила ходатайствовать перед Москвой о присвоении городу названия Маяковск.
Но началась Великая Отечественная война, и стало не до названия. Мурашинцы, как и все, кто оставался в тылу, основной задачей считали помощь фронту. Бесперебойно работала железная дорога, ударными темпами шли лесозаготовки. Жители поселка собирали теплую одежду, женщины вязали носки, рукавицы, отсылая все это на фронт. В фонд обороны собирались облигации, деньги.
В поселке в пяти корпусах разместился госпиталь, и исполком на своем заседании 6 февраля 1942 года решил взять шефство над ним. В том, что выжили многие бойцы, есть немалая доля заслуг депутатов-женщин: М. И. Белозеровой, Е. В. Зубовой, М. П. Рычковой, М. Р. Шубиной, Л. И. Ивановой, А. К. Анисимовой и десятка других жительниц Мурашей. Они в тылу, а их мужья и сыновья на фронте приближали победу.
В годы Великой Отечественной войны в связи с притоком эвакуированных население поселка достигло 16 тысяч человек. 17 апреля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Мураши преобразован в город районного подчинения с сохранением за ним прежнего наименования.
Есть в Мурашах место, откуда город виден во всем своем многообразии: железнодорожный мост, построенный в 1951 году. Если вам доведется побывать в городе, непременно поднимитесь сюда. Ваш взгляд пробежит по прямым, утопающим в зелени улочкам. Вы увидите на южной стороне, в центре, здания администрации района, кинотеатра «Восход», райпотребсоюза, каменные жилые дома, стадион «Локомотив». На северной стороне привлечет внимание Дом культуры железнодорожников и районный узел связи, из-за деревьев просматривается крыша гостиницы, трехэтажное здание железнодорожной больницы и снова кварталы жилых домов. Дальше — на север и юг, запад и восток — деревянные домики с приусадебными участками, а потом, до горизонта, лес — меньше, чем прежде, но все же обнимающий город. Железная дорога делит его на южную и северную части, но, конечно, деление это условно.
По переписи населения 1989 года, в городе насчитывалось 9891 житель, в районе — 20188. Трудоспособное население составляет 54,1 процента. Ежедневно встречают зарю в городе и районе люди различных национальностей. Основное население, 93,3 процента мурашинцев, — русские. Есть украинцы, белорусы, марийцы, татары, удмурты.
И вновь мы на мосту. Отсюда хорошо виден новый железнодорожный вокзал. Мураши — крупный железнодорожный узел. С пристанционной площади открыты дороги во все уголки нашей страны. Кроме того, через город проходит шоссейная автотрасса республиканского значения Киров — Сыктывкар. Недавно участок Мураши — Киров получил асфальтовое покрытие, в результате чего открыто автобусное движение на всей протяженности.
Редко пустуют железнодорожные пути. Круглосуточно уходят отсюда груженые составы. Из района отправляется в различные пункты назначения страны и за границу основное богатство — лес. Много мурашинцев связало всю жизнь с железной дорогой. Станция, одиннадцатая дистанция пути, подменный пункт локомотивного депо Лянгасово, пункт подготовки вагонов, мурашинская дирекция отдела рабочего снабжения и множество других служб позволяют выбрать профессию по душе.
Значительную роль в жизни города играет ремонтно-механический завод. Преобразованный в 1965 году из паровозного депо, он сохранил добрые традиции, заложенные основоположниками города. Сейчас ремонтники ежемесячно дают вторую жизнь в среднем семнадцати тепловозам узкой колеи, производят товары народного потребления. Начат выпуск нижнескладской техники для лесозаготовительных предприятий.
Подъезжая к городу со стороны Кирова и отправляясь в сторону Котласа, пассажиры не могут не заметить штабеля леса. Лес, правда, уже не тот. Вокруг города давно прекращена заготовка древесины. Лесозаготовительные бригады ушли в тайгу на десятки километров. Сотни тысяч кубометров древесины ежегодно доставляется потребителям. Три крупных леспромхоза: Еловский, Шубрюгский, Межхозяйственный, да, кроме того, Мурашинский лесопункт одноименного комплексного леспромхоза, межхозяйственный лесхоз, лесозаготовительные конторы ведут переработку древесины. Но,что греха таить, не умеем мы еще работать с лесом. Много отходов, много бесхозяйственности. В основе производства — первичная переработка. Последнее время в связи с экономическими трудностями наблюдается спад производства.
В Мурашах 15,5 тысячи квадратных метров обобществленного жилого фонда, 65,6 тысячи квадратных метров жилфонда находится в личной собственности граждан. Обобществленный фонд на 39,1 процента оборудован водопроводом, на 20,3 процента канализацией, на 30,8 процента центральным отоплением, на 18,3 процента ваннами, на 84,7 процента — газом, на 5,6 процента горячим водоснабжением.
Ежедневно в двух общеобразовательных школах садятся за парты более тысячи мальчишек и девчонок. В городе три библиотеки с общим книжным фондом 108939 экземпляров, кроме того, работают две школьных и технических библиотеки. В детской спортивной школе идут нелегким путем к рекордам 285 юных спортсменов.
Для города характерны проблемы, что стоят перед большинством малых городов России. Не хватает жилья, нужно строить дороги, остро стоит проблема водоснабжения, канализации, благоустройства. Но своим трудом, преданностью городу мурашинцы ежедневно стараются сделать его лучше, а значит, у города есть будущее.
Основные даты
1898 год — на месте современного города появляется населенный пункт.
1904 год — открылась двухклассная железнодорожная школа.
1915 год — открылось высшее начальное училище.
1929 год — поселок Мураши становится центром одноименного района.
1936 год — звание Героя Труда одним из первых в стране получил мастер депо К. В. Рычков.
1944 год — поселок Мураши преобразован в город.
1965 год — паровозное депо преобразовано в ремонтно-механический завод.
(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).