Разведка и начало промышленной добычи[править]
На рубеже XIX — ХХ вв. были предприняты первые шаги по организации предприятий горнодобывающей промышленности в Минусинском крае. Но ее развитию препятствовали необжитость территории, отсутствие развитых путей сообщения, сложные климатические условия.
Угленосная толща Черногорского месторождения разделялась на 5 свит снизу вверх: Сохкельскую, Сарскую, Черногорскую, Побережную и Белоярскую. Данные были отнесены к каменноугольному периоду-карбону. Верхняя половина Черногорской свиты содержала основные промышленные пласты месторождения: Гигант III, Гигант II, Гигант I, Межпластовый, Мощный, Безымянный II, Безымянный I, Неустойчивый, Великан II, Великан I, Двухаршинный, Непостоянный2. Общая мощность свиты достигала 270—300 метров.
Месторождение располагалось на северо-западной окраине Южно-Минусинской впадины, на левом берегу реки Енисей, в 10 км к северо-западу от устья реки Абакан. Общая площадь достигала 250 кв. км. Мощность угленосных остатков в центре составляла 630 м, глубина залегания основных рабочих пластов не превышала 300 м. (Общие запасы угля на 01.01.2012 г. составляли 1545 млн т.)
Открытие и начало промышленной разработки месторождения связывают с именем Веры Арсеньевны Баландиной — выпускницей Бестужевских Высших женских курсов в Петербурге, учёным-химиком, магистром естественных наук. В 1905—1906 гг. она была приглашена в г. Минусинск директором Мартьяновского музея А. А. Яриловым для обустройства химической лаборатории в музее. По ее поручению в 1906 г. Степан Кузьмич Окулов, который вскоре стал управляющим Черногорским рудником провел исследования и выявил 5 угольных пластов с рабочей максимальной мощностью до 5 метров.
В 1907 г. продолжилась разведка и была начата промышленная добыча угля. Она находилась в руках организованной супругами Баландиными частной «Черногорской каменноугольной компании». Потребителями угля компании были Сибирская железная дорога, казенное пароходство, речная полиция, заводы для дистилляции, кирпичеделательная фабрика, контрагенты по постройке Сибирской железной дороги, Енисейское пароходство, красноярский пивоваренный , соляные заводы, минусинский пивоваренный завод и прочие.
В 1912 г. геологическим комитетом были начаты систематические исследования в Минусинском районе, в результате которых были выявлены новые месторождения и начали вырисовываться контуры угольного бассейна, получившего название Минусинский. Д. В. Соколов в 1915 г. составил первую схематическую пятиверстную геологическую карту Приенисейско-Абаканской впадины, включающей Черногорское, Изыхское и Калягинское месторождения, которые и были объединены в один Минусинский бассейн.
Статья «80 лет станции Черногорские копи»
Жизнь Черногорску вернее рабочему
поселкуКопи, расположенному в голой степи в 9 км от реки Енисей,кудадо этого заходили лишь чабаны и табунщики, дал уголь, найденный здесь в 1907 году.
Давно у Хакасского народа существовала легенда о
том,что в этих местах на горе Кара Тигей (чёрная сопка) живёт богатырь Кара Таг (чёрная гора). Жители ближайших улусов, видимо, и раньше знали о необычном горячем камне, но не придавали этому большого значения.
От чабана — хакаса, пасшего здесь отару овец, производитель горных работ Изыхских копей Степан Кузьмич Окулов прослышал об удивительной чёрной сопке и заинтересовался этим местом. С помощью хакаса Оки Боинова он нашёл здесь пласты поверхностного залегания
угля,которые под воздействием плавления и горения из чёрных стали красными. Окулов рассказал о своём открытии окружному горному инженеру Волконскому и его помощнику Яковлеву. Они посоветовалиемусделать заявки об открытии и обратиться за выделением денег на изыскания и разработку к московскому миллионеру Брунцу.
Но деньги нашлись ближе, в Минусинске, у местных предпринимателей Баландиных, которые и стали первыми хозяевами месторождения. А Окулову была предложена должность управляющего копей. Уголь сбывать было некому и некуда. Расчёт делался на местную промышленность и население. Долгие годы плодородные, богатые природными ресурсами, таящие в своих недрах почти «всю таблицу Менделеева
землиХакасии и юг правобережья Енисея связывала с остальной Россией река, служа основной транспортной магистралыо. Идея строительства железной дороги Ачинск — Минусинск родилось у владельца Черногорских угольных копей Веры Арсеньевны Баландиной, которая и взялась за её практическое осуществление. Уроженка Новосёловского района, дочь местного купца Вера Емельянова закончила высшие Бестужевские курсы, училась в Женеве, в Сорбонне. Знание потенциала родного края вылилось в стремление помочь его реализации. Выйдя замуж за сына богатейшего енисейского купца, профессора Петербургского университета Алексея Баланднна Вера Арсеньевна вернулась в Сибирь и энергично взялась за дело. Купив угольное месторождение, она построила узкоколейку от Черногорских копей к пристани на берегу Енисея, и по ней везлиугольна пароходы. Ту узкоколейку можно считать первой железной дорогой Хакасии. Да и началом большой железной дороги в этот край можно считать «Черногорские копи», отсюда, от Баландиной пошла она.
А. Поздеев.
«Черногорские копи. 1925 г.»
Станция «Черногорские копи» была тупиковая, выглядела невзрачно. Она была не освещена, пользовались керосиновыми ручными фонарями
4 цветов: красный, синий, жёлтый, белый.
До Абакана ходила двухосная вертушка с деревянными швеллерами. На
станции было общежитие, был общий погреб, где железнодорожники хранилиовощи и картошку, была лошадь, на которой дед Тамонин возил начальника станции Михайленко по объектам. Объектов было уже тогда немало.Весовщики ходили по шахтам принимать уголь, на 5 пути была весовая.Рассказывая о станции «Черногорские копи» невозможно не рассказать о тех людях, которые стояли у истоков её основания.
Один из них — Келеменев Игнатий Николаевич. Устроился на станцию в 1936
году. Во время Великой Отечественной Войны был призван на фронт, где участвовал в восстановлении железнодорожных путей. Демобилизовавшись,вернулся в родной город и проработал путевым обходчиком до 1962 года. Его дочь — Петрякова Елена Игнатьевна проработала 23 года дежурной стрелочногопоста. По стопам деда и матери работают на станции Марканова ГалинаПетровна и Настюшкина Вера Александровна. Семейный стаж работы109лет.С начала Великой Отечественной войны объём перевозок намного увеличился. Нафронт шли эшелоны с техникой, боеприпасами, продовольствием, оборудованием. В Абакане формировалась стрелковая дивизия, в Черногорске была школа лётчиков. С фронта поступали эшелоны с ранеными, которыелечились в абаканских госпиталях.В ту пору железнодорожники работали по штатам военного времени. Многиемужчины уходили на фронт, на их место приходили женщины и подростки.В 1942 году пришли работать на станцию «Черногорские копи»: Доцко Анна Григорьевна, 39 лет проработала ситуатором техническойконторы.
Матвеева Мария Григорьевна, 21 год проработала дежурной по разъезду 4 км. Можнова Анна Ивановна, 37 лет проработала товарным кассиром. В 1943 году начали свою трудовую деятельность:
Шафорост Анастасия Михайловна, проработала товарным кассиром.Литвишко Валентина Тарасовна, 34 года проработала стрелочницей.
В 1970
году о ней писали в местной газете «Шахтёр». «Она не только поддерживает свой участок в образцовом состоянии, но и является общественныминспектором по безопасности движения поездов».
Демобилизовавшись из рядов Советской Армии в 1950 году, пришёл работать
на железную дорогу Литвишко Матвей Иванович. Работал сцепщиком,составителем, дежурным по станции 34 года. Ветеран труда, находится назаслуженном отдыхе.
Жизнь течёт по мирным рельсам. Железнодорожники трудятся на своих
рабочих местах. А также участвуют в коммунистических субботниках,выезжают на сельхозработы, участвуют в демонстрациях. В 1964 годуоткрывается детский сад, которым заведует Есаулова Нина Ивановна.Станция славится своими династиями.Династия Тарасовых. Общий трудовой стаж 197 лет.
Глава династии Тарасов Василий Евдокимович. В 1946 году пришёл работать на
станцию.Тарасов Иван Васильевич — сын, стаж работы 40 лет.
Шкицкая Людмила Васильевна — дочь, работает старшим приёмосдатчиком. Тарасова Галина Васильевна — невестка, проработала 31 год диспетчером. Корякин Виктор — зять, проработал 38 лет машинистом. Внуки: Корякина Надежда
Ивановна, старший товарный кассир 23 года, Тарасова Влада Владимировна работает приёмосдатчиком 14 лет, Корякин Вячеслав Викторович, 24 года отработалмашинистом тепловоза. Шкицкая Евгения Валерьевна, приёмосдатчик, работает с1994 года.
Тарасов Владислав Владимирович, работает с 2000 года проводником.
Династия Маркановых. Общий трудовой стаж 150 лет. Глава династии Марканов
Василий Иванович. За год до начала Великой Отечественной войны был призван вдействующую армию, воевал, дошёл до Берлина. В 1946 году устроился на станцию«Черногорские копи» составителем. Стаж работы 46 лет.
Марканова Пелагея Тихоновна — жена, стаж 5 лет.
Марканов Владимир Васильевич — сын, машинист тепловоза, стаж 36 лет.
Марканова Галина Павловна — невестка, товарный кассир, стаж 37 лет.
Марканов Александр Владимирович — внук, машинист тепловоза стаж 24 года.
Марканов Владимир Владимирович — внук, помощник машиниста тепловоза, стаж 2
года.
В 1926 году, станция «Черногорские копи» была принята в эксплуатацию. Пришёл первый паровоз. Только в 1968 году на станцию пришли тепловозы, в 1975 году —
электровозы.
С 1929 года по 1958 год начальником станции работал Николай Дмитриевич
Михайленко, с 1958 по 1978 гг. — Георгий Иванович Дороганов. Ветеран труданаходится на заслуженном отдыхе. В настоящее время работает заместителемпредседателя Совета ветеранов Абаканского отделения железной дороги.
Затем станцией руководили: Валентин Иванович Рогожа; Василий Фёдорович
Шевченко. В настоящее время заместитель начальника Абаканского отделения по
кадрам и социальной работе; Александр Владимирович Паханов, Александр
Владимирович Анисимов.
Среди внесших наибольший вклад в деятельность станции весовщики: Александра
Артемьевна Павлова, Мария Николаевна Загорулько, Надежда Степановна Маренко,составитель поездов Иван Константинович Петрухин, заведующая товарнойконторой Мария Яковлевна Бакульманова, стрелочница Сара Залмовна Смирина,старший весовщик Александр Иванович Герасименко, сцепщик Илья ДаниловичСергеев; стрелочницы:Мария Петровна Федоренко, Анна Григорьевна Харитонова, диспетчерНадежда Григорьевна Богодухова.
В
настоящее время на станции два парка.
В парке «А» два пути для накопления
вагонов и формирования поездов, ходовой, сортировочный, погрузо –выгрузочный, пути отцепного ремонта и путь для разделки вагонов.В парке «Б» главный, отправочный, 4 приёмо отправочных пути, путь дляочистки и сортировки вагонов, вытяжной, погрузочно-выгрузочный,соединительный, предохранительный. К станции примыкают подъездные путипредприятий.
В 1990 году было построено новое здание станции.
В 1996 году на станции
введена электрическая централизация, проведена контактная сеть на концыпутей.
Имеются техническая и товарная конторы, оснащённые компьютерами, есть кабинет технических занятий.
Вместе с новым зданием станции был построен и новый посёлок для семей железнодорожников.
В настоящее время станция «Черногорские копи» работает стабильно. Отгруженный уголь идёт на экспорт в Латвию, Эстонию, Литву, Болгарию,
Польшу, Турцию, Венгрию, Белоруссию, Молдову 2221 вагон в месяц, а по России 5000 вагонов, что составляет 469 тысяч тонн угля.
В последние годы активизировалась работа Совета ветеранов. Внеся
выдающийся вклад в работу станции, ветераны и сейчас активны.С 2002 года, когда был образован Совет ветеранов, его возглавили БогодуховаНадежда Григорьевна и Маренко Надежда Степановна.
О
ни знали что, трудятся не на простом производстве, а на железной дороге. Тут не только час, а иногда минута промедления недопустимы и чреваты самыми
тяжкими последствиями. И они помнили об этом всегда. А начинали своютрудовую деятельность 30-40 лет назад. Сегодня все на заслуженном отдыхе. В Совете ветеранов 120 человек. Из них 7 мужчин. Большинство отработало более 30 лет.
Есть возможности у предприятия помогать ветеранам, значит больше
возможности и у Совета. Забота о ветеранах — это приоритет в работеруководства станции, профсоюза. Ветеранам оказывается материальнаяпомощь, предоставляются льготы: бесплатный проезд по железной дороге,оздоровительные путёвки в санаторий «Магистраль», скидки на стоимость угляи его бесплатная вывозка, проводятся «Голубые огоньки».
Угледобывающие предприятия[править]
В дореволюционный период работы по добыче угля велись на трех шахтах № 1 «Ермак», № 2, № 3 на пластах Двухаршинный и Великан. В начале 1920-х гг. они были закрыты или законсервированы. На шахте № 1 «Ермак» работы завершились 13 марта 1924 г. из-за пожара с надшахтного копра, который затем распространился на выработанное пространство пласта Великан. Шахта № 2, заложенная на пласте Великан была закрыта в сентябре 1923 г., так как исчерпала свои запасы.
Шахта № 3 эксплуатировалась с большими перебоями, и долгое время считалась резервной. Она была построена на пласте Мощный. С 1925 г. добыча велась на вновь открытых в северо-восточной части месторождения шахтах № 5 «Хакасская» и № 6 «Октябрьская», которые разрабатывали пласт Великан. Шахта № 5 была глубиной 45 метров и находилась в эксплуатации до 1928 г., а № 6 прошла в 25 метров выше по восстанию пласта, что, по сути, явилось ошибкой маркшейдеров, поэтому она уже в 1927 г. была закрыта. Весь уголь в этих двух шахтах выше уровня грунтовых вод был выработан, а дальнейшая добыча была невозможна, так как не имелось водоотливных установок.
Проходка шахты № 7, начатая в 1927 г., предполагала только разведочные цели и временную добычу угля до момента соединения ее с шахтой № 8, через год шахта № 7 была законсервирована. В 1933 г. началось строительство новой наклонной шахты № 7-бис, первая очередь которой была сдана в 1934 г. при вскрытии пластов Двухаршинный и Великан. Вторая очередь была сдана в 1939 г., когда вертикальным стволом были вскрыты пласты Мощный и Гигант, шахты соединились под названием шахта № 7.
Шахта № 8 эксплуатировалась с 1927 г., а в 1928 г. приступили к ее углублению и расширению.
Шахта № 9 с огромным объемом добычи угля планировалась еще до революции 1917 г. Она была заложена в 1932 г., капиталовложения составили более 1 млн рублей, тем не менее, работы были приостановлены. В 1933 г. они были заморожены в связи с высокой глубиной залегания (около 90 метров), со сложным механизмом добычи, а также отсутствием коксующейся составляющей в черногорском угле. Вновь в строй действующих шахт она вступила в 1960 г.
Легенды и были города у Чёрной горы
По меркам многих городов Черногорск ещё очень молод, всего-то 85 лет! Да даже если брать с момента основания посёлка Черногорские Копи, предтечи Черногорска, – тоже стариком не будет выглядеть, ведь посёлок был основан чуть больше века назад, в 1907 году.
Но даже за относительно короткую по меркам истории жизнь в летописи Черногорска масса интересных, радостных и печальных, героических и славных страниц.
Наверное, все черногорцы ещё со школьных уроков помнят, что жизнь нашему городу дали геологические изыскания, в результате чего появилась идея построить посёлок шахтёров у Чёрной горы, и активная предпринимательская деятельность Веры Арсеньевны Баландиной – владелицы угольных копей.
В первые годы 20-го века молодой производитель горных работ Изыхских Копей Степан Окулов, которому в то время было всего 23-24 года, услышал от местных жителей легенду про Чёрную сопку, где горят камни. Как мастер горного дела, естественно, заинтересовался и отправился изучать удивительное место.
В архивах записано, что произвёл тогда Степан Кузьмич разведку нескольких пластов и сделал на своё имя 16 заявок на их разработку, однако денег для развёртывания добычных работ не было, зарплата штейгера составляла всего 35 рублей. Словом, пришлось искать Степану Окулову инвестора, который согласился бы рискнуть и вложить немалые средства в строительство. Таким обеспеченным вкладчиком оказалась Вера Баландина.
В 1902 году они вместе обследовали выходы пластов «Двухаршинный» и «Великан», восхитились высоким качеством угля, заключили между собой соглашение, по которому Вера Баландина финансировала проект, а Степан Окулов принимал должность управляющего копей с окладом в 100 рублей. И в 1908 году на-гора были выданы первые 3490 пудов угля.
С тех пор началась жизнь шахтёрского посёлка, позже преобразованного в город. 20 января 1936 года посёлку было присвоено новое имя — город Черногорск.
ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ «СОВЕТСКОЙ ХАКАССИИ»
Конечно, живых свидетелей тех лет уже не найти, но остались газетные заметки, архивные записи, которые сегодня доступны всем, кто интересуется историей города. А надо сказать, что читать старые газеты — дело хоть и очень непростое (увы, микрофильмы печатных полос тех лет крайне трудночитаемые), зато весьма увлекательное.
К сожалению, довоенный архив черногорской газеты «Удар», основанной на пять лет раньше, чем появился город, сохранился лишь в Российской государственной библиотеке в Москве, в цифровой формат эти полосы ещё не переведены. Но зато оцифрованы довоенные номера газеты «Советская Хакассия» — да-да, именно так, с двумя «с», долгое время писалось наименование нашей автономной области. Только в марте 1954 года наконец-то установилось новое написание региона – Хакасия. Так вот, в той довоенной «Советской Хакассии», которая начала издаваться в 1931 году, Черногорску посвящено немало материалов.
Стоит отметить, что в начале 30-х Черногорск всё больше ругали. И в первую очередь, осуждали отстающую работу угледобывающих предприятий. Что ни заголовок, то призыв наказать, призвать к порядку, устыдить. Впрочем, другим сёлам Хакасии доставалось не меньше. Тогда критика была чрезвычайно развита. Газета постоянно требовала у районных и городских властей наконец-то начать нормально работать. Прекратить саботаж и разгильдяйство.
И надо сказать, в выражениях не особо стеснялись.
Например, в выпуске «Советской Хакассии» от 1 августа 1931 года на первой полосе материал «Угольщиков Черногории вооружить современной техникой» вышел с подзаголовком: «Взорвать коросту безмозглого, обломовского и безответственного отношения к задаче овладения техникой производства – такова обязанность партийной и профессиональной организации Черногорска».
Впрочем, уже через несколько лет накал разоблачений снизился. Теперь в газете не только призывали к ответу и требовали наладить работу, но и, так сказать, воспитывали на положительных примерах. Всё чаще стали появляться заголовки в стиле: «Мы равняемся на них», «Поддержим начинания», «Стахановец Исаев» и так далее.
1 февраля 1936 года в публикации «О стахановских сутках на Черногорке» писали: «Обком отмечает, что проведенные первые стахановские сутки на Черногорке 26-28 декабря и в начале января, когда суточная добыча угля поднималась до 2600 тонн против 1800 тонн в течение 1935 г., оказались прекрасной школой и показали, что Черногорка имеет все возможности работать гораздо лучше, организованнее, производительнее. Стахановские сутки вскрыли большие резервы и показали, что еще больше резервов осталось не вскрытыми».
Всё активнее в то время вовлекались в общественную работу домохозяйки. На производство они пока ещё шли неохотно, но уже стали проявлять усердие в бытовых делах. Интересная заметка появилась в феврале 1936 года, как сейчас бы сказали – волонтёры в действии и не боятся преград.
«Ничего у вас не выйдет, так сказали в горОНО, когда им сообщили, что по инициативе обкома ВКП(б) родительское собрание вспомогательной школы постановило организовать для детей ёлку.
Скептики из канцелярии горОНО ошиблись. Оказывается, и без стандартных игрушек можно доставить детям большое удовольствие, культурный, радостный досуг. Средства для покупки материала и украшения елки были привлечены через месткомы профсоюзов города. Готовили игрушки сами родители и часть комсомольцев типографской организации.
Бусы и мишура были заменены свинцовой бумагой из-под шоколадных конфет, лентами и рубиновыми звездочками. Учениками-пионерами были сделаны самолеты, физкультурники-лыжники и т. д. Родители готовили костюмы для танцев снежинок и стрекоз.
Наконец все готово. 6-го февраля в красном уголке типографии с 4 часов проходят первые классы и дошкольники. Не было и конца радости ребятишек, когда вспыхнули разноцветные электролампочки. Каждый из 200 присутствующих ребят хотел разглядеть все игрушки».
День за днём, неделя за неделей остались в памяти события тех лет благодаря работе десятков журналистов, которые писали о труде горняков и сельчан, рассказывали о проблемах в школе и благоустройстве города, критиковали руководство и требовали повысить культуру труда и досуга. Словом, читая газеты тех лет, можно получить довольно неплохое представление о жизни людей первой трети 20-го века.
ПРЕДСКАЗАНИЕ СБЫЛОСЬ
Кстати, примерно в те годы, а быть может, и несколько раньше, в Черногорских копях произошла знаковая, как позже оказалось, история.
Об этом рассказала нам давний друг нашей газеты, делопроизводитель храма Рождества Пресвятой Богородицы Анастасия Руденко:
— Особая веха в жизни города – это храм Рождества Богородицы, где я сначала была просто прихожанкой, а потом стала работать. В следующем году храму будет тридцать лет! Он уже стал частью города.
В летописи храма записан такой случай.
Когда-то давно, когда ещё не было Черногорска, а лишь посёлок Чёрногорские копи, жил здесь глубоко верующий человек по имени Никита Антонович. Он поселился в землянке рядом с тем местом, где через десятки лет построили храм Рождества Пресвятой Богородицы. Старец был грамотным человеком, молился, читал Евангелие и Псалтирь и однажды предсказал, что на том месте, где он живёт, будет построен храм.
С годами, конечно, об этом предсказании забыли. И когда в конце 80-х годов было решено построить в Черногорске церковь, то первый настоятель храма отец Серафим (Брыскин) и глава Черногорска Владимир Сорокин долго искали подходящее место. В конце концов, остановились на участке на улице Ленина, где сейчас стоит наш храм.
Выбор был неслучаен. Ведь храм должен быть в доступном для горожан месте. Больше того, сюда приходят люди помолиться об усопших. И то, что рядом с нами находится памятник погибшим шахтёрам – это очень знаково. Впоследствии здесь построили часовню Царственных Страстотерпцев и установили мемориал в память о репрессированных. И когда к нам приходят дети или взрослые паломники на экскурсии, а они у нас проводятся часто, то мы обязательно рассказываем не только о храме, но и об истории города, о погибших шахтёрах, их труде.
Когда в храме решили составить летопись, то, конечно, обратились в черногорский архив. Там-то и обнаружилось давнее предсказание о святыне на месте землянки старца. Воспоминание о Никите Антоновиче записано со слов одной из первых прихожанок храма Агриппины Георгиевны Быковой. Вот такой штрих в истории Черногорска есть.
Сегодня нередко слышишь не очень ласковые слова в адрес города. Но я его люблю. Вся моя жизнь связана с ним. Фактически родилась я в Красноярске, но уже через месяц мама привезла меня обратно в Черногорск, и с тех пор я здесь. Не представляю своей жизни без нашего города.
По характеру я человек довольно консервативный, если осела на одном месте, то переезжать уже не хочу. Другое дело — в отпуск куда-то съездить, другие города и регионы посмотреть, но затем обязательно вернуться домой.
Меня задевает, что у нас только ленивый не ругает место, где живёт, но разве здесь так плохо?
На мой взгляд, город – это люди, а мне в жизни попадалось много замечательных людей. Которые помогали, поддерживали, когда было трудно. Когда училась в вузе, тогдашний мэр города Олег Пустошилов выплачивал мне именную стипендию. Окончила институт, и Владимир Сорокин, ставший к тому времени главой Черногорска, помог устроиться на работу. Помню учителей в девятой школе, где училась, и их доброжелательное отношение. Вообще, мне очень везло на встречи с хорошими людьми.
Вот и с вашей газетой меня связывает давняя дружба. Я же начинала писать заметки в «Черногорский рабочий», когда ещё училась в школе.
В Черногорске столько жило и живёт замечательных людей! Здесь особое отношение к шахтёрам, ведь во многих семьях люди трудились на шахтах. Для меня это тоже особое чувство. Оба моих деда работали на шахте «Енисейская», отдали свои силы и здоровье, лучшие годы на благо города. это очень ценно и важно.
МОЙ ГОРОД –
МОЯ ИСТОРИЯ
Нельзя не вспомнить имена замечательных краеведов, которые посвятили жизнь изучению истории нашего города. Это, конечно, Валентина Васильевна Антонова – первый директор музея истории, его основательница и первый же научный работник.
Кстати, год назад Валентина Васильевна в интервью журналисту «ЧР» высказала предложение – увековечить в памяти города не только имена героев войны, но и тружеников тыла, людей, которые создавали, строили Черногорск. А в недавнем интервью с министром культуры Хакасии уже Светлана Окольникова рассказала об идее побороться за присвоение городу звания «Город трудовой славы».
Кто из любителей истории Черногорска не знает имен Георгия Гавриловича Морозова и Валерия Алексеевича Чубрикова! Эти подвижники-краеведы открыли немало забытых страниц в истории нашего города. Десятки лет они сотрудничали с нашей газетой, и, листая старые подшивки, нередко можно встретить материалы, написанные ими.
Скольким жителям они привили интерес к прошлому города, пробудили любовь к нему! Эти люди, писавшие историю Черногорска, сами стали историей.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЧЕРНОГОРСК!
Наталья Побызакова, учитель математики гимназии:
— Родилась я и выросла не в Черногорске, но живу здесь уже больше 30 лет, и за это время он стал мне настоящим домом. Недавно дети предлагали нам с мужем поменять квартиру и уехать в Абакан, но при всех преимуществах Абакана жить я там не хочу. Черногорск мне очень нравится, он маленький и уютный.
И вы посмотрите, сколько много для людей делается в городе. Я поражаюсь мужеству тех, кто старается наш город благоустроить – денег ведь нет, и мы это понимаем. Тем не менее всё же много положительных изменений. Возле гимназии, где я работаю, появился сквер – дорожки, лавочки.
Наш парк очень люблю, с внуками через день туда ходим и проводим по несколько часов – красиво, разнообразно, детям интересно. Я не автомобилист, поэтому на дороги особого внимания не обращаю. Разве что хотелось бы, чтобы тротуары сделали, у нас с ними, увы, проблема.
В целом город доброжелательный, много хороших людей. Проблемы есть, но где их не бывает?
Алексей Баштаков, врио начальника ГАИ Черногорска:
— Черногорск — это город сильных людей! У него есть большой потенциал, и впереди в развитии Черногорск ожидает прорыв во всех сферах. Это город, где я живу и работаю. Мне нравится он тем, что уютный и маленький.
Кирилл, студент ТГУ:
— Я родился и до десяти лет жил на Дальнем Востоке, но потом отца по работе перевели в Черногорск. Сейчас учусь и живу в Томске. Вообще мы с родителями много ездили по стране, и, конечно, Черногорск не самый развитый и благоустроенный город. Здесь нет ночных клубов, молодёжи мало куда можно пойти. С Томском или Новосибирском не сравнить.
Но мне нравится Черногорск. Тем, что он маленький, что нет такого движения, как в больших городах, что не нужно до учёбы или работы ехать часами. Пока сложно думать о будущем, где буду жить и работать, не знаю, судя по тому настроению, в котором сейчас нахожусь, я бы вернулся в Черногорск, в мой любимый двор на Космонавтов.
Подготовила Валентина КОРЗУНОВА
Фотографии автора и из групп «Черногорск — город моего детства», «Типичный Черногорск», а также из других открытых источников.
«ЧР» № 66 от 32 августа 2021 г.
Подчиненность[править]
18 февраля 1920 г. Постановлением Урало-Сибирской комиссии ВСНХ и Совета рабоче-крестьянской обороны РСФСР было образовано Правление угольных копей Западной Сибири «Сибуголь». В его ведении находились все каменноугольные копи и предприятия Омской, Ново-Николаевской, Алтайской, Томской, Енисейской губерний и Семипалатинской области. Тогда же все угольные предприятия Западной Сибири были национализированы и перешли под контроль советской власти. «Сибуголь» был разделен на территориальнопроизводственные группы — райугли. Правление угольных копей ведало всеми вопросами эксплуатации угольных копей, постройкой сооружений, связанных с разработкой угля и производством геолого — разведочных изысканий.
«Сибуголь» непосредственно подчинялся Урало-Сибирской комиссии и Главуглю ВСНХ. В апреле 1920 г. Урало-Сибирская комиссия была преобразована в Сибирский СНХ, и Правление вошло в него на правах главка и было переименовано в Правление угольных копей Центрального района Сибири. В октябре 1920 г. был организован Сибирский угольный комитет «Сибкомуголь» и Правление вошло в него на правах районного управления. Рудники Кузбасса были поделены на группы, соответствующие 5 районам: Анжеро-Судженский. Северный Кузнецкий, Центральный Кузнецкий, Южный Кузнецкий и Минусинский. Было создано Управление Минусинского каменноугольного района.
В августе 1922 года «Сибуголь» был разделен на две самостоятельные организации: Государственное объединение каменноугольной промышленности Кузнецкого бассейна — «Кузбасстрест» и «Черембасс».
В 1924 году, после образования Хакасского уезда шахты Минусинского района, объединенные в трест солянокаменноугольной промышленности «Хакуголь» были подчинены Красноярскому губсовнархозу, потом перешли в распоряжение Красноярского Губисполкома, а затем Хакасского Окрисполкома. В 1925—1926 гг. шахты Черногорских копей работали в объединении «Хаксольуголь», в 1927 г. на основании постановления Совета труда и обороны от 2 июля 1927 г. предприятия вошли в состав вновь образованного Государственного каменноугольного, химического и металлургического треста «Кузбассуголь», управление которого разместили в Новосибирске. С 1926 г. добыча угля в Хакасии сосредоточилась исключительно на Черногорских копях. Главными потребителями угля Черногорских копей в начале 1930-х годов были железная дорога и водный транспорт.
На протяжении последующих лет наименование, структура организаций, управляющих угольной промышленностью Кузбасса, неоднократно менялась. В 1932 г. в Новосибирске появился новый орган управления угольной промышленностью бассейна — трест «Кузбассуголь», объединивший управление Кузнецким и Минусинским бассейнами. В 1933 г. было организовано Хакасское рудоуправление. В 1936 г. на базе треста «Кузбассуголь» и его рудоуправлений был организован самостоятельный трест «Хакасуголь».