Городской портал муниципального образования «Анивский городской округ»

Маяк на мысе Анива — бывшее навигационное сооружение на скале Сивучья, крайняя южная точка Сахалина. В последние годы уникальное строение стало настоящей визитной карточкой острова и местом притяжения туристов со всех уголков России и мира. Ознакомившись с информацией ниже, вы узнаете, чем атомный маяк на мысе Анива на Сахалине так привлекает путешественников.

Где находится маяк Анива и как до него добраться

Главный символ Сахалина расположен в юго-восточной части острова, рядом с Тонино-Анивским полуостровом, на скале Сивучья. Добраться до достопримечательности можно только по воде, между маяком и мысом — 20-метровый пролив.

Посещать мыс Анива следует только в составе экскурсий. Самостоятельно добраться до него практически невозможно. Обычно в тур входит трансфер до Новиково, откуда начинается морской путь к мысу Анива, но если это не предусмотрено, вам необходимо сначала добраться до этого села.

Ближайший крупный город — Южно-Сахалинск. Расстояние между двумя точками составляет 118 километров. На автомобиле такой путь можно преодолеть за 2 часа, направляясь на юг по трассе А-391.

Также доехать до Новиково можно на автобусе (с пересадкой). Для начала нужно добраться до Корсакова на автобусе № 115. Транспорт ходит каждые 18 минут с 06:00, стоимость проезда — 135 рублей. Далее из Корсакова в Новиково на автобусе № 521, он ходит по четвергам, пятницам и воскресеньям, стоимость —150 рублей.

От Новиково до мыса Анива 40 минут на лодке.

Город Анива на Сахалине. Расположение, инфраструктура

Анива находится в 37 километрах от Южно-Сахалинска на южной части острова Сахалин. Город уютно расположился на месте впадения широкой и полноводной Лютоги в бухту Лососей, в заболоченной низине Сусунайской долины. Входит в Анивский городской округ как административный центр Сахалинской области.

Чтобы добраться до города с Южно-Сахалинска согласно расписанию автобусов Анива — Южно-Сахалинск надо дождаться 111 маршрут. Он начинает движение с автовокзала в утреннее время в 6 ч 20 мин. Время в пути, как указано в расписании 111 маршрута, составляет чуть больше часа. По карте Анивы и расписании Анивы видно, что город отличается развитой дорожной сетью. Автомобильные дороги связывают его с федеральной трассой А-392. Когда-то в городе была своя железнодорожная станция. В связи ликвидацией и демонтажом ветки, которая следовала до Дачного, станцию тоже убрали. Теперь остается надеяться только на автобус Южно-Сахалинск — Анива. Точную схему движения транспорта в городе Анива, расписание автобусов можно посмотреть, зайдя на сайт администрации Анивского городского округа.

История сооружения

Несмотря на то, что сейчас сооружение полностью заброшено, история маяка Анива на Сахалине заслуживает особого внимания. Навигационное сооружение было построено в 1939 году японским инженером Синобу Миура. На Южном Сахалине в период правления губернаторства Карафуто было построено еще 24 подобных строения, однако именно Анива стал уникальным сооружением, аналогов которому на Дальнем востоке нет до сих пор. Он отличается от других в первую очередь своей локацией. Мыс Анива по сей день считается самым труднодоступным на Сахалине, до него сложно добраться по морю, и практически невозможно — по суше. В ходе строительства сооружения, которое длилось два года, работники столкнулись с множеством проблем. Им пришлось срезать выпирающую часть скалы, а в дальнейшем нарастить ее, используя бетон. Работу замедляли сильные течения и очень плотный туман. Материалы, которые доставляли по морю, шли очень долго. Однако после завершения работ судоходство в районе мыса Анива наладилось, и все трудности при строительстве сполна окупились. В маяке был установлен очень мощный осветительный прибор, дальность действия которого составляла 29 километров, что значительно упрощало судоходный путь и помогло избежать множества кораблекрушений.

В советский период сооружение на Сахалине использовалось в военных целях, а в 1968 году его значительно укрепили. Однако в условиях постоянных тайфунов и штормов навигационное устройство часто выходило из строя. Маяк работал на дизельном генераторе до 1990 года. После его заменили на атомный, и навигационное сооружение стало полностью автономным. Расходы на работу на атомном источнике стали минимальными, но к 2006 году средств на его содержание не выделили, и военные вывезли оттуда изотопные установки, а сам атомный маяк Анива опустел.

Анива: японское наследие

О самом загадочном и малоизвестном периоде в истории округа

После освобождения Сахалина от японских захватчиков всё с ними связанное воспринималось негативно. Стирались следы их былого присутствия. Сносились храмы и кладбища, столбики с иероглифами и сооружения. Перестраивались здания, а некоторые попросту сносились. Но интерес к тому, каким всё здесь раньше было в японский период, с течением времени только рос. Главный библиограф центральной библиотеки Галина Григорьевна Штепа провела большую исследовательскую работу по Аниве и нашему району, с результатами выступала на Ромахинских чтениях. А сегодня этой уникальной информацией делится с нашими читателями.

Новое время и новые источники

– В наши дни уже нет категоричного отрицания прошлого, история Сахалина подлежит детальному изучению. В книгах, виртуальных архивах стали появляться новые материалы с примечательными историческими фактами, фотодокументами, которые приоткрывают завесу над многими тайнами периода Карафуто. Это было время, когда на сахалинской земле жили совсем другие люди. Как мы знаем, в результате поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Япония отторгла Южный Сахалин. Граница между Россией и Японией прошла по 50-й параллели, где были установлены пограничные знаки и посты.

В 1907 году была образована японская префектура Карафуто с центром в Отомари (Корсаков), затем в городе Тоёхара (Южно-Сахалинск). В составе четырёх основных округов имелось 10 уездов, одним из которых был Рутака-гун (гун – уезд). Это территориальное образование включало в себя один город и две деревни с населением в одну тысячу и более человек. Также в состав уезда входило несколько мелких селений. Итак, крупными населёнными пунктами считались: город Рутака (Рутака-мура, причём, мура – село, в котором менее 50 тысяч жителей, а если более 50 тысяч, то называлось си); посёлок Тараннай, (Таранай), посёлок Ноторо, Урю (Кириллово). Кроме того, Рутака (ныне наша Анива) имел ещё просторечное наименование – Расатакамачи, а по документам – Ruuta, но чаще писали Rutaka.

Мосты и дороги

В нашем районе японцами было налажено железнодорожное сообщение с населёнными пунктами острова. Для этого они построили автомобильные дороги и капитальные бетонные мосты. От Рутаки до Симбы (с. Дачное) шла железная ветка протяжённостью в 18 км. И ещё были автомобильные дороги: Рутака – Тойохара (Южно-Сахалинск), построенная ещё в 1894-1895 годах); Рутака – Хонто (Невельск), Рутака – Маока (Холмск); Рутака – Тараннай (Таранай) и далее – до Ниси Хоторо (Крильон).

В апреле 1930 года началось строительство железобетонных мостов конструкции с Т-образными опорами. Один мост – Ятори-баси – был построен на линии Рутака – Рандомари (Анива – Яблочное) и три моста – на линии Синба – Ниси Ноторо (Дачное – Крильон) . Томаринай-баси (на реке Ульяновка) был построен в 1933 году. Затраты на его строительство составили 30600 иен. Этот мост имел длину в 50 метров, был самым протяжённым и дорогим на острове. Просуществовал до августа 1981-го, когда его средняя часть разрушилась во время сильного наводнения, вызванного тайфуном «Филис».

К 1935 году в Карафуто было построено 780 деревянных мостов. Один из них находился по дороге на Оотоё (Огоньки) при впадении реки Ямадано-гава (Быстрая) в Рутака-гава (Лютога). Недалеко расположен подвесной мост. Еще один был проложен через реку Рутака-гава (Лютога, гава – река) длинной в 135 метров. Сейчас это автомобильный мост, с которого начинается улица Калинина. Ещё один пролегал и через реку Найча в посёлке Найсяхам, после войны переименованного в Хвостово.

Кстати говоря, улица, которую мы называем Калинина, была главной в Рутаке, в нашем фотоархиве есть её японское фото. И ещё удалось найти снимок улицы в Рыбацком (в настоящее время – Анивская).

Экономика

– В уезде было развито сельское хозяйство и рыболовство, земля считалась одной из самых плодородных на острове. Больших градообразующих заводов здесь не возводили. Действовали небольшие производства. В районе работали семь кустарных предприятий по производству крахмала, три мельницы, в селениях Тараннай и Оотоё – два маслозавода. На территории уезда имелось четыре лесозаготовительных пункта с производственной мощностью в 30 тысяч кубометров древесины в год. В селениях Тараннай, Обара и Оотоё действовали лесопильные заводы. В устье реки Рутака-гава (Лютога) была построена база для приёмки, сортировки и складирования сплавляемого леса, который затем увозили в Японию и на бумкомбинаты в города Тойохара и Одомари, а также обустроили рыбный порт, который находился в районе ныне действующей городской бани.

Ещё в Рутаке располагались продуктовые склады. Действовало производство по добыче извести, в летние месяцы работал фарфоровый завод, выпускавший большие и малые чашки, чайники, стаканы, всего до 2000 изделий в месяц. Работал кирпичный завод. Был конезавод, поголовье которого составляли 26 племенных лошадей тяжеловесной породы – битюг.

Чем всё это управлялось? В городе было уездное управление, а также находилось управление лесного хозяйства, управление полиции, управление по вопросам переселенцев. К тому же было две школы, одна из них (гимназия) размещалась в храме, другая, построенная в 1915 году – в деревянном, бараке. Всего в районе насчитывалось 26 начальных и средних школ. И связь была. В посёлках действовало девять почтово-телеграфных станций.

О деньгах той поры дают представление монеты 1915 года в ринах и сенах, причём сен равен одной сотой йены, а рин – одной десятой сена. И изображение монет достоинством 10 и 20 сен эпохи мэйдзи (1856 – 1912). Чтобы примерно представить их ценность, приведу стоимость некоторых продуктов в 1937-ом году: 8 кг риса стоили 34 сена, 600 гр. картофеля – 0, 25 сены, 600 гр. яблок – 8 сен, 600 гр. говядины – 70 сен, 600 гр. курицы – 2,3 йены. А тонна угля, к примеру, стоила 13 йен (это была зарплата учителя за месяц). Сены и рины вышли из обращения уже в 1954 году.

Такие монеты вместе с предметами японского быта посудой до сих пор остаются в сахалинской земле, и их время от времени находят местные жители. Мне посчастливилось поучаствовать в раскопках в Углегорском районе, в результате которых мы нашли много разной японской посуды: бутылочки, фигурки, детские игрушки. Собранные предметы я с удовольствием подарила нашему музею.

Здания религиозного назначения

– Во временя Карафуто были построены синтоистские храмы практически в каждом крупном поселении и в большинстве случаев представляли собой большие комплексы различных сооружений. Вход на территорию синтоистских святилищ предваряли тории – символические ворота. Был синтоистский храм и в Рутаке. Назывался он Рутака Хатиман Дзиндзя. Напомню, что синтоизм – это древнейшая японская религия. Её название происходит от слова «синто» – путь богов. В основе её лежит поклонение всевозможным «ками» – сверхъестественным существам, а «дзиндзя» обозначает «дом бога».

Приведу нашумевший случай. В июле 2017-го в нашем городе во время капитального ремонта двора в районе дома №33 по улице Комсомольской нашли японский артефакт. Рабочие вскрывали старое бетонное полотно и на глубине примерно 15 сантиметров обнаружили предмет относительно небольшого размера, который сделан из твердого, тяжелого камня и достаточно хорошо сохранился. Этот предмет оказался ритуальной чашей для омовения.

Такие чаши стояли перед японскими храмами. В них ещё лежали длинные ложки, которыми набирали воду и полоскали рот. Считалось, что уста для чтения молитв должны быть чистыми. Полный перевод иероглифов так и звучит: «Ритуальная чаша с водой для полоскания рта». Сейчас эта интересная находка хранится на территории нашей библиотеки. По тому месту, где эта чаша лежала все эти долгие годы, можно предположить, что японский храм в Рутаке находился на территории анивских Черёмушек.

В Карафуто было много и храмов ямамия, то есть расположенных на горе. В уезде Рутака тоже был такой храм у подножия горы Урю яма (ныне гора Командная), в долине реки Урюм стоял маленький храм Яманоямаками дзиндзя. На простых деревянных тории были повешены плетенные из рисовой соломы лапти ва радзи – ритуальный символ поклонников духа горы, совершавших паломничества к её вершине.

О переименованиях

– Известно, что 5 июня 1946 года была создана Южно-Сахалинская область, а вместе с ней – 14 административных районов, и все они получили новые, русские названия. Но не сразу. Есть очень интересный документ, который удалось обнаружить в книге сахалинского историка Игоря Самарина «Об истории переименования населённых пунктов Южного Сахалина и Курильских островов в 1946-1947 годах».

Это постановление Военного Совета Дальневосточного Военного округа № 15 от 20 марта 1946 года «О новых наименованиях районов, городов и районных центров Южного Сахалина и Курильских островов», в котором о. Согласно документу, из первоначально предложенных 14 названий райцентров только четыре были приняты к утверждению. Названия Айнивский район и город Айнива утверждены не были. Но это подсказывает ещё одну версию происхождения названия нашего города – от айнов, аборигенов Сахалина.

На сегодняшний день краеведческий архив нашей библиотеки пополнился большим количеством новых фотографий старой Анивы: от старожилов города, от друзей из социальных сетей – бывших анивчан, которые давно уехали из города. Много снимков получено из архива областного краеведческого музея.

В своей презентации на Ромахинских чтениях я использовала фотографические изображения Рутаки из архива библиотеки Саппоро, которые нашла через Интернет, а также снимки из книги «Японский альбом Карафуто» авторов Сергея Новопашина и Сергея Первухина.

Меня не перестают удивлять японские тоннели, мосты, фабрики, многие другие сооружения, которые смогли дожить и пережить всё то, что строилось на нашей земле после второй мировой войны, и чьи многочисленные руины я всегда вижу на окраинах наших городов и поселков, когда отправляюсь в путешествия по Сахалину.

Материал с фото подготовлен по презентации Г. Штепа
#Теги анива Карафуто Рутака юг_Сахалина японское_наследие

Технические характеристики

Навигационное сооружение высотой 31 метр представляет собой девятиэтажную бетонную башню с боковой пристройкой. В центре башни была проложена огромная труба с тяжелым маятником, который необходимо было заводить каждые три часа, чтобы работал осветительный механизм. Длина фокуса линзы на маяке составляла 500 мм, а диаметр — 1000 мм. Также здесь имелся наутофон, специальный прибор для излучения высоких звуков, высота света составляла 40 метров над уровнем моря, а дальность действия — 28,16 км (17,5 мили).

Конструкция по сей день считается одной из сложнейших в мировом маячном строительстве.

Анивчане отметили 135-летие города

13:08 13 сентября 2021

Праздники, Анива

135-летие Анивы жители города начали отмечать с утра. В сквере Победы и на прилегающих улицах расположились произведения искусства и декоративно-прикладного творчества. Преподаватели и учащиеся художественного отделения школы искусств организовали выставку работ «Анивский Арбат». Фотохудожники устроили «Арт-вернисаж», где был реализован проект «Анива. От зари до зари».

Любители рукоделия предложили свои работы из джута, бумажной лозы, куклы, макраме. Работы мастеров представлены в различных жанрах и стилях. Все это великолепие было подано гостям под звонкие и мелодичные русские-народные песни. В рамках концерта «Голоса моего города» творческие коллективы добавили изюминку художественным экспозициям, расположившимся по соседству.

День города не обошелся и без традиционного шествия колонн. В полдень на улице Ленина началось движение праздничных колонн в сторону городской площади. По традиции спортсмены, медики, пожарные, предприниматели, работники муниципальных учреждений, школьники и малыши с шарами, плакатами, флажками торжественным маршем прошли через весь город. Их сопровождала специализированная техника: тракторы, пожарная машина, карета скорой помощи, уборочная техника проехали с мигалками и сигналами.

Поздравить анивчан приехали официальные лица: заместитель председателя правительства Владимир Сидоренко, депутаты областной думы.

Торжественную часть открыл вице-мэр Сергей Овчинников.

— Я от всей души поздравляю со 135-летием Анивы всех тех, кто здесь родился и вырос, кто приехал сюда и остался навсегда, кто своим трудом внес вклад в развитие Анивы, кто выбрал её местом, где можно встретить старость и посвятить время внукам, тех, кому еще только предстоит перенять эстафету ответственности за судьбу своей малой родины. С праздником вас, дорогие анивчане, — отметил вице-мэр.

После поздравительных выступлений официальные лица вручали грамоты, благодарственные письма правительства области, администрации и местного собрания депутатов. Чествовали предпринимателей, внесших вклад в развитие экономики района, супружеские пары-юбиляры, старожилов и руководителей учреждений культуры анивского округа.

В честь 30-летия установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Кореей и к 135-летию города перед зданием ДДТ прошла акция «Дерево дружбы». Инициаторами стали представители анивского отделения региональной общественной организации «Сахалинские корейцы» (председатель И Вон До). Мероприятие стало продолжением акции в Южно-Сахалинске, где были высажены деревья возле Корейского культурного центра. Анивские корейцы также выражают благодарность местной администрации в лице мэра Артёма Лазарева, вице-мэра Андрея Саулея за активное содействие, а также директору ДДТ Марине Кузьминой за сотрудничество. Кроме того, представители анивского отделения РОО «Сахалинские корейцы» раскрыли свои секреты приготовления национальных блюд. Домохозяйкам показали, как приготовить самые популярные салаты, а также для гостей праздника провели мастер-класс по каллиграфии и познакомили с национальными корейскими играми.

В центре Анивы устроили ярмарочную торговлю. Фермеры и предприниматели района привезли свежие овощи, молочную и мясную продукцию.

Для детей и взрослых на празднике были развернуты многочисленные познавательные секции. Каждый желающий мог принять участие в мастер-классах по изготовлению значков с праздничной символикой, по росписи досок и ложек. Для самых маленьких гостей праздника наиболее привлекательным оказался надувной городок, развернутый на центральной площади, где дети могли пострелять в тире, покататься с горок и попрыгать на батутах, поиграть в бейсбол и баскетбол.

Небывалый интерес у анивчан вызвала фотозона «Казачий дворик», где, сфотографировавшись, гости получали фотомагнит на память.

К сожалению, вечерняя программа в этот день не состоялась из-за разгулявшейся непогоды. Однако организаторы не отменили фейерверки, а перенесли их на более позднюю дату. Гулянья и фейерверк предварительно перенесены на 15 октября. О времени будет сообщено дополнительно, сообщает ИА Сах.ком со ссылкой на пресс-службу анивской администрации.

ИА Сах.ком

  • 3883
  • 7
  • 12
  • В избранное
  • Распечатать
  • Отправить
  • Ошибка
  • Поделиться
  • Ссылка

Маяк внутри

Сооружение внутри достаточно просторное. На нижнем, цокольном, этаже находились дизельная и аккумуляторная. Пристройку и первый этаж занимали кухня и склад с продуктами.


На втором этаже располагалась радиорубка, вахтенная комната и аппаратная. Далее три этажа занимали жилые комнаты на 12 человек, в них были круглые окна-иллюминаторы, двухъярусные кровати и полки для личных вещей. На шестом этаже была кладовка, а на седьмом — механизмы сирены. На двух верхних этажах находились склад горючего и вращательный механизм. У рабочих не было проблем с водой и отоплением, они были проведены, как и в обычных квартирах, свет поступал в основном через окна, но и электричество в башне имелось (от аккумуляторов). В сооружении были также туалет и баня. Все девять этажей соединяла винтовая лестница.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При посещении цокольного этажа будьте аккуратны, есть вероятность провалиться в одну из щелей в полу.

Интересные факты

Бывшее навигационное сооружение — загадочное и таинственное место. Экскурсоводы и жители острова часто рассказывают туристам интересные факты про маяк Анива, а также знакомят их с местными историями:

  • существует легенда, которая гласит, что огни маяка каждую ночь призывают души погибших моряков;
  • в 1971 году в башне произошел несчастный случай, в результате которого погибло двое работников;
  • 1939 по 1946 год сооружение носило название Накасирэтоко.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! В 75-летнюю годовщину победы в ВОВ жители Владивостока на одну ночь зажгли сигнальный огонь с помощью фонаря.

Экскурсии

В последние 10 лет Сахалин успешно развивается в туристической отрасли, а Анивский маяк — одна из главных его достопримечательностей и самый популярный экскурсионный маршрут на острове. Туров к заброшенной достопримечательности немало, в основном это морские прогулки из Новиково, но можно выбрать и полет на вертолете. Обычно в ходе экскурсии туристам также показывают Мраморную бухту и мыс Слюда, там можно встретить морских животных (нерпы, дельфины и даже киты). При хороших погодных условиях вы сможете увидеть маяк Анива внутри и подняться на самый верх сооружения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Учтите, что лестницы, ведущей к башне, нет, поэтому вам придется взбираться по скале с помощью каната.

Цены на туры начинаются от 5000 рублей с человека. Забронировать место необходимо заранее. Самое лучшее время для посещения маяка — с июня по сентябрь. Однако тур всегда может быть отменен из-за сложных погодных условий. Возьмите с собой резиновые сапоги, чтобы не намочить ноги, и питьевую воду.

Популярность это место обрело и благодаря потрясающим фото маяка Анива на Сахалине, на снимках сооружение действительно выглядит очень впечатляюще.

Погодные условия в Аниве Сахалинской области

На сайте Анивы есть подробная информация, касающаяся погодных условий в городе и в пределах городского округа. Впрочем, погода в Аниве достаточно неустойчива и капризна, как и на всем Сахалине, но относительно мягкая. Климат здесь умеренно-холодный. Даже в самые засушливые месяцы выпадает большое количество осадков. Максимальное количество метеорологи наблюдают в августе, а минимальное — в марте. Летом температура держится в пределах 17-19°С выше ноля, а в зимнее время опускается до 16°С ниже ноля. Город Анива, область которая привлекает природными красотами. Кругом лиственные леса, туман над городом, чайки. Жизнь здесь неспешная, тихая.

Город Анива на Сахалине расположен буквально на одноименном заливе, окруженного высокими скалами с опасными обрывами. На географической карте очертания залива ассоциируются с ртом огромной морской рыбы, на которую, говорят, похож остров Сахалин с высоты птичьего полета. Глубина доходит до 93 м, более 100 км ширина, длина по береговой линии достигает 90 км. Самая узкая часть в северной части носит название Бухта Лососей. На прекрасном заливе Анива, фото которого во множестве можно найти в интернете, происходят интересные природные явления. Для аборигенов морского побережья, конечно, они привычны. Местные даже учитывают время прилив отлив Анива в своих личных планах. А приезжие туристы в период полного отлива на заливе Анива любят собирать необычные ракушки. В это время вода уходит в море на 500-800 метров вперед, обнажая песчано-илистое или песчаное дно. Во время весеннего отлива на нем часто остается морская капуста, морские звезды могут иногда застревать. Существует специальная карта приливы отливы залива Анива. В ней в виде графиков, диаграммы отражается точное время, когда происходят приливы и отливы Анива. Особенно информация необходима для рыболовов, охотников, туристов. В атласе приливы в заливе Анива приведены таблицы расчета времени и высоты прилива.

Планы

Согласно официальным документам маяк на мысе Анива в Сахалинской области принадлежит гидрографической службе Тихоокеанского флота. Волонтеры и активисты острова неоднократно обращались за помощью к военным. В 2014 на восстановление достопримечательности пообещали выделить деньги, но обещание так и не было выполнено, сооружение продолжает разрушаться под воздействием ветра и моря.

Однако в последние пару лет маяк Анива на Сахалине (в Википедии указаны данные на 2021 год) все же получил поддержку Минобороны РФ. В 2021 году запланировано проектирование, в 2022–2023 годах — строительно-монтажные работы, финансирование которых взяло на себя правительство Сахалинской области.

Посетить главную достопримечательность Сахалина, бывшее навигационное сооружение на мысе Анива, аналогов которому в мире не существует, стоит однажды каждому путешественнику.

Население города Анива Сахалинской области

Южная часть острова Сахалина по сравнению с другими его частями, более населена. Здесь раскинулись два города: г. Корсаков и г. Анива (Анивский городской округ). В последнем, согласно последней переписи населения, проживает более 9,5 тысяч жителей. Почтовый индекс г. Анива 694030. Основной деятельностью является рыболовство. Народ занят на предприятиях пищевой промышленности, добычи горбуши и кеты. Действуют мехлесхоз и строительные предприятия. Добывают природный газ.

В Анивском городском округе развита транспортная сеть. На официальном сайте Анивы доступна вся информация по направлению Анива — Южно-Сахалинск, расписание автобусов.

Небольшой город Анива, школа здесь не одна для такого количества населения. Две средних общеобразовательных учебных заведения, гимназия, школа искусств, дом детского творчества. В них работают лучшие учителя Сахалинской области, которые получили премии Президента России. За активное внедрение инновационных программ школа №2 получила миллион рублей. Все школы объединены в комплексную информационную образовательную систему Сетевой город Анива и Анивский городской округ. В городе работают две городских библиотеки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]