Устюжна: районы, отдых, экскурсии, музеи и церкви, кухня и рестораны, шоппинг и магазины, достопримечательности Устюжны.
- Туры на Новый год
на Северо-Запад - Горящие туры
на Северо-Запад
«Господа, у меня для вас пренеприятнейшее известие! К нам едет ревизор». Кто не знает этих строк наизусть, тот, видимо, проспал в школе все уроки литературы. А между тем именно Устюжна стала прототипом для города N. из бессмертной комедии Гоголя. Однако в русской истории Устюжна славится не казусами, которые случались в городе, а давними традициями кузнечного дела, горной промышленностью и богатой историей — первые упоминания о городе появились еще в 1252 г.
Немного истории
Когда-то город называли Устюг-Железный, потому что город стоял на «железном поле» огромных залежах руды, которую издавна использовало местное население. В какой-то степени этот город — колыбель русской металлургии. Уровень кузнечного дела в Устюжне был настолько высок, что при Петре Первом город был одним из крупнейших центров оружейного дела, превосходя даже Тулу. Многие устюжане позднее стали основателями кузнечного дела на Урале.
В целости и сохранности в центре Устюжны стоит частная гостиница, где когда-то остановился Платонов-Волков и обобрал до нитки городских градоначальников.
Издревле в городе в июле проводится ярмарка кузнечного дела «Железное поле». На ней можно посмотреть на удаль кузнецов, купить сувениры и украшения из различных металлов и собственными глазами увидеть, как раньше ковалась и выплавлялась сталь. Тут же можно оценить работу оружейников, которые мастерят охотничьи ружья и демонстрируют отреставрированное оружие. Кроме сталеваров и кузнецов, Устюжна славится своими строителями, кожевенниками, плотниками и кораблестроителями, которые делали суда еще для флота Петра Великого.
Чутка истории Устюжны. Любопытные факты
Факт № 1, самый древний.
Говорят иногда, что люди где-то живут испокон веку, т. е. с тех времен, что уже точно никто не помнит и даже в летописях не найти. Это как раз об Устюжне. Начнем с того, что, по данным археологических раскопок, в здешних местах находилась одна из самых древнейших стоянок на Русском Севере. Значит, люди селились на высоких берегах Мологи сразу после окончания Ледникового периода. Так еще и точной даты основания города никто достоверно не знает. В новгородских летописях Устюжна упоминается в середине XIV века, в угличских – в середине XIII века. Поэтому годом основания считается 1252. Но это не точно.
Факт № 2, самый красивый.
Как вы относитесь к букве Ж? На наш взгляд, звучит очень красиво. А потому и история происхождения названия города, нам каЖется обвороЖительной. Нет, не в легендах дело, а в красоте русского языка. Город расположен на Мологе, в том месте, где впадают в нее притоки ИЖина и ВороЖа. Потому изначально город носил название Усть-ИЖина, но постепенно преобразовался в УстюЖну Железнопольскую, а затем и просто в УстюЖну.
Факт № 3, самый официальный.
Потому как, что может быть официальнее герба города? А герб у Устюжны необычный. С первого взгляда кажется, что на красном поле горка камней насыпана. Нет, это вовсе не камни, а «железные крицы, которыми сего города обыватели торгуют, и достают оное железо из гнездовой руды, которою окрестности сего города изобилуют» Да, Устюжна долгое время была центром производства и переработки болотной и озерной железной руды, а Ижинский железоделательный завод обеспечивал мушкетами и пушками всю русскую армию. Пока Петр I не перевел все производство в Тулу и на Урал.
Факт № 4, самый музейный.
Устюжну часто называют городом-музеем. Действительно, несмотря на советские кварталы на юго-востоке, историческая часть города осталась почти нетронутой, века с XVIII, и даже раньше. Поэтому бродить здесь одно удовольствие, словно во времени переноситесь, в век статных каменных храмов, богатых купеческих домов, крестьянских слобод, шумных ярмарок и размеренной провинциальной жизни. Это лучше любой 3D визуализации.
Факт № 5, самый переименованный.
По мнению жителей, ни один город не пострадал от переименований так, как Устюжна: «Не город, а какой-то набор политической топонимики». Ул. Ленина плавно переходит в Карла Маркса, ул. Коммунаров, Пролетарская, пер. Свободорабочий и т.п. Есть даже переулок космонавтки Валентины Терешковой. Историческое название вернули только Соборной площади, которая в советское время, носила имя Жертв Революции.
«Давно пора, не только задуматься, но и вернуть улицам свои изначальные названия. Большая Московская, Большая Новгородская, Козмидеянский переулок, Петербургская улица. Звучат гораздо красивее».
На удивление, сам город название никогда не менял.
Развлечения и достопримечательности Устюжны
Знакомство можно начать с посещения городища — археологического памятника 10-12 веков и памятного знака, который установили здесь в 2002 г. в честь 750-летия города. Кстати, неподалеку стоит в целости и сохранности частная гостиница, где когда-то остановился Платонов-Волков и обобрал до нитки городских градоначальников. Если есть желание, то можно остановиться в ней и самому.
Обязательно нужно посетить устюженские храмы: огромный Богородице-Рождественский собор с белокаменными стенами, Храм иконы Казанской Божьей Матери, который был построен в Строгановском стиле, Благовещенскую церковь на берегу речки Ворожи.
Устюженский краеведческий музей
Если зайти в Устюженский краеведческий музей (Собор Рождества Богородицы), то можно посмотреть на собрание памятников живописи Древней Руси (тут находится иконостас работы мастеров Оружейной палаты), на изделия кузнечного мастерства, посмотреть на 1000-летний фарфор.
Музей-усадьба Батюшковых
Еще одно знаменитое место — музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна, которые находятся в 15 км от города (д. Даниловское). Именно здесь Куприн работал над своим знаменитым «Гранатовым браслетом». Если записаться на экскурсию, то можно не только погулять по старинному парку усадьбы, но и принять участие в игровой программе. Тут же, кстати, ежегодно проходят купринские и батюшковские вечера.
Золотое кольцо Вологодчины — Устюжна
Расцвет
К этому времени в Московском княжестве произошли перемены, коренным образом повлиявшие на жизнь Устюжны: Новгород, с землями которого она граничила, был присоединен к Москве, и наш город оказался в . Из приграничного укрепленного пункта он постепенно превратился в крупный промышленный — не побоимся этого слова — центр. Способствовали этому богатые залежи болотной руды. Главным промыслом Устюжны стал, естественным образом, железоделательный. Ко второй половине XVI века здесь насчитывалось около 6000 жителей, из них 77 держали кузни (для сравнения, в гораздо более известной в этом отношении Туле было тогда всего 30 кузниц).
Город богател, но все строения его, в том числе храмы и монастыри, оставались деревянными.
Рыбалка и охота
В Устюжну часто приезжают рыбаки — местная река, Молога, славится тем, что в ней водится осетр, щука, стерлядь и севрюга. Здесь регулярно проводятся спортивные состязания среди профессиональных рыбаков, а также конкурсы на лучшую уху и копченую рыбу.
Кстати, тем, кто захочет отправиться на рыбалку, ехать лучше в направлении поселка Желябово, который расположен примерно в 12 км от самого города. Здесь река поглубже (от 2 до 4 м) и рыбы побольше.
Дорога проходит через небольшие деревни, с хорошим покрытием. Однако много лежачих полицейских, так что лихачить — себе дороже. Когда асфальт заканчивается, дорога резко ухудшается, поэтому на рыбалку лучше ехать зимой: тогда дороги намного более ровные.
Еще один популярный вид отдыха — охота, которая всегда была традиционным развлечением местных помещиков. В лесах района водятся зайцы, лисы и рябчики. Особенно популярна зимняя охота, когда охотники на лыжах бродят по лесам, выслеживая дичь. Поохотиться можно в угодьях, контролируемых ООО «Рысь». За дополнительной информацией можно обратиться в Устюжанское общество охотников.
Как добраться из Петербурга до Устюжны
Расстояние между Петербургом и Устюжной составляет 430 километров. Если ехать на личном авто, то дорога очень простая. По трассе Е105 (Кола) до пересечения с рекой Волхов. После речки поворот налево, на Тихвин и на трассу А-114 на Череповец. Незадолго до поселка им. Желябова нужно будет еще раз повернуть налево – прямо на Устюжну.
Автобусы на Устюжну отправляются с автовокзала на Обводном канале ежедневно и регулярно. Несколько рейсов вокруг 8 часов утра и несколько вокруг полудня. Время в пути – около 7 часов.
Железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Устюжной нет, потому что в Устюжне нет железной дороги.
Строгановы в Устюжне
Большую роль в истории Устюжны и всего Вологодского края сыграла династия Строгановых, крупных промышленников, землевладельцев и государственных деятелей. Там, на Русском Севере, простирались их владения, там проходили многие торговые дела. Григорий Дмитриевич Строганов — промышленник, финансист и политический деятель — особенно часто наезжал в Устюжну: в конце XVII века город играл важную роль в экономике и торговле Русского Севера. Во время своих приездов Строганов останавливался в принадлежавших ему домах на другом берегу реки Мологи, где постоянно жили его приказчик и дворовые люди. На средства Строганова и была возведена в 1694 году церковь Казанской Иконы Божией Матери.
Первый приступ
Первый бой устюжане совместно с белозерами дали «литовским людям» еще на подступах к Устюжне, у деревни Батеевки. Но мало подготовленное местное ополчение проиграло бой литовцам.
После поражения при Батеевке защитники города не пали духом. Чем горше было поражение, тем жарче шла работа. Все, и старики и дети, трудились над постройкой земляных валов и деревянных стен. Кузнецы без устали ковали самопалы, наконечники для стрел и копий.
3 февраля 1609 года дозорные «учали во остроге всполох бити, яко литва и поляки идет ко острогу».
Полковник Микулай Косаковский, командовавший отрядом тушинцев (в котором были «и литва, и поляки, и черкасы, и немцы, и татарове, и казаки запороския, и многих градов руския воры»), совсем не ожидал увидеть перед собой пятиметровых бревенчатых стен. Еще только месяц назад ему доносили, что Устюжна не имеет укреплений и раздобыться в ней провизией и иным припасом будет нетрудно. И вот — на тебе.
Первый приступ «воровских людей» провалился. Но так просто сдаваться они не собирались — разграбив и попалив дома и храмы, оставшиеся вне крепостных стен, отошли.
Устюжна в Смутное время
В 1609 году, когда Устюжну пытались захватить «воровские люди», она стяжала славу неприступного города. Но своей заслуги устюжане в том не полагали, зная настоящую причину победы — заступничество Пресвятой Богородицы.
Смутное время Устюжна явила пример героического сопротивления интервентам. Еще в 1608 году устюжане поддержали антипольское восстание белозеров и, арестовав представителей Тушинского вора, стали спешно строить укрепления: было очевидно, что «бунт» даром им не пройдет.
Все жители, годные к ратному делу, были переписаны и разбиты на сотни, полусотни и десятки; из уезда призвали служилых дворян, начальниками же своими ополченцы избрали «Солменя Отрепьева, да Богдана Перского, да устюжского прикащика Алексея Суворова». Примечательно, что Солмень Отрепьев состоял, по-видимому, в отдаленном родстве с первым Лжедмитрием — беглым чернецом Григорием Отрепьевым.
Купеческие дома
После открытия залежей железной руды на Урале центр железодобывающей промышленности переместился туда, и Устюжна утратила свое былое значение. Она превратилась в обычный провинциальный городок, лежащий в стороне от главных дорог. Когда же во время строительства железной дороги из Петербурга в Рыбинск жители города обратились к начальству с просьбой провести ветку через Устюжну, их просьба была отклонена.
Но, как и в прежние времена, устюженцы не сдавались. Место металлургической деятельности заняла торговля хлебом и судостроительство, первую роль в городе теперь играли не кузнецы, а купцы. Благодаря им и произошли изменения в облике Устюжны — состоятельные предприниматели активно строили каменные дома на главных улицах города.
Особенное значение приобретает главная улица города, Большая Московская, в начале которой, у впадения реки Ворожи в Мологу, возвышался Рождественский собор, а в противоположном конце улицы — храм Казанской Иконы Божией Матери. Две главных и лучших городских церкви оказались на одной линии, обрамляя собой главную городскую ось — эта удачная градостроительная находка, к счастью, сохранилась до сих пор и во многом определяет архитектурный облик современной Устюжны.