Мэр объяснила, зачем Сыктывкару нужен статус столицы


Сыктывкар — город на Сысоле

Сыктывкар — столица Республики Коми, крупнейшего региона европейской части России. Но при всём культурно-историческом богатстве подчиняющегося ему края сам город — довольно безлик. В первую очередь это — крупный индустриальный центр (например, здесь находится крупнейшее в Европе деревообрабатывающее предприятие), а уже потом — всё остальное.

Город стоит на впадении реки Сысолы в Вычегду. В прошлом он назывался Усть-Сысольском и играл не последнюю роль на проходившем здесь торговом речном пути. В 1920-х годах город чуть не стал Владимиром Лениным, а в 1930-х — Иосифом Сталиным. Его современное название — Сыктывкар — переводится с коми языка как «Город на Сысоле».

Как и Архангельск, как и Нарьян-Мар, это — скорее не город, а агломерация из нескольких посёлков с экспрессивными названиями: Эжва, Човью, Тентюково, Дырнос, Давпон, Кируль, Кочпон, Париж, Орбита, Мясокомбинат и, традиционно для севера, Лесозавод. Центральный район города, который когда-то и был Усть-Сысольском, по размеру — не больше Центрального района Нарьян-Мара. Но в отличие от последнего в сыктывкарской агломерации проживает ровно на порядок больше человек — ни много ни мало почти четверть миллиона.

Сыктывкар находится на пока так и не достроенном железнодорожном маршруте Белкомур (Белое море — Коми — Урал), который когда-нибудь (но это не точно) соединит Архангельск с Пермью. Пока же попасть сюда по железной дороге можно лишь по тупиковому усу от станции Микунь, расположенной на железнодорожной магистрали Коноша — Воркута. Зато прямо в центре Сыктывкара расположен аэропорт, имеющий статус международного. Правда, заграницу отсюда можно улететь лишь в Анталью и только летом.

Ужинали мы в ресторане «Жакоv». Он находится на первом этаже гостиницы «Сыктывкар». Это — одно из лучших заведений города, рекомендую!

Когда мы были в Сыктывкаре, город готовился к празднованию Масленицы.

На центральную площадь отовсюду стекались масленичные чучела для участия в конкурсе.

Сердце города — Стефановская площадь. Когда-то здесь стоял одноимённый собор.

Хмурым праздничным утром огороженная омерзительными серыми ограждениями площадь выглядела неуютно. Из-за ограждения с недоумением смотрело на окружающую реальность гранитное изваяние Владимира Ильича. Монумент под ним пестрел надписью «Ленинлы — коми йöзсянь» (в переводе с коми — «Ленину — от коми народа»). Интереснее я видел только в Ханое.

Если не приглядываться, все столицы российских регионов под снегом — одинаковые. Точно такую же фотографию я мог бы снять в Вологде или в Петрозаводске.

Архитектурный облик Сыктывкара — будто слоёный пирог.

Его новейший слой — категорически безликие современные высотки. У их подножия доживают свои последние годы старые добрые деревянные дома. Так же выглядят, например, Барнаул или Иркутск.

Серийные хрущёвско-брежневские панельки в Сыктывкаре — даже те выглядят более выгодно, чем вся эта невыразительность эпохи нефтедолларового благополучия.

Балконы и лоджии неправильной формы, фризы, украшенные национальными орнаментами, расцветка — всё это несомненно добавляет городу самобытности.

Вот — обычные балконы в типовой хрущёвке 335 серии. Но и те украшены стильными орнаментами на аккуратных вертикальных дощечках.

Именно такие детали хранят в себе архитектурную исключительность Сыктывкара. К сожалению, местные жители этого не понимают и считают, что лучше всё это сбить, налепив взамен дешёвый китайский пластик. Невежды.

Сталинская каменная застройка — хороша по умолчанию, особенно если её кварталы — малоэтажны. Этим, кстати, Сыктывкар очень похож на Ухту, только если в последней сохранность домов — на грани фантастики, то здесь — всё как везде: беспорядочно застеклённые балконы, рекламные вывески и прочая чепуха.

На фото — первый полностью благоустроенный дом Сыктывкара, в котором сразу было и центральное отопление и горячее водоснабжение. Его построили в 1939 году.

Повторюсь: малоэтажный сталинский ампир — лучшее, что случилось с архитектурой в России, начиная с 1918 года. Очень трогательно, что в Сыктывкаре есть неравнодушные люди, кто это понимает. Так в январе 2021 года были отреставрированы советские неоновые вывески «Гастрономия» и «Бакалея», так чудесно дополняющие образ одного из домов в центре города. Теперь они возвращены на своё законное место и красиво светятся по вечерам.

В Сыктывкаре — огромное количество старых деревянных домов. Часть из них — бывшие дома местных купцов (на переднем плане, дата постройки — 1907 год), часть — сталинские бараки (на заднем плане, дата постройки — 1940 год). Разница между ними, не считая внешнего декора, — едва уловима. В обоих до сих пор живут люди.

Справа — одно из самых старых сохранившихся каменных зданий: дом купца Оплеснина, 1908 год. Слева — здание Республиканского центра дополнительного образования; подозреваю, что это — какой-то косящий под старину новострой, какой-то он несуразный.

Туризмом в Сыктывкаре и не пахнет, и приезжать сюда по своей воле — сомнительная затея. Список официальных достопримечательностей — вызывает лишь зевоту.

Грибной переулок — типа самый узкий в мире (за фото спасибо Наташе Бешкаревой).

На самом деле это — просто щель между домами.

Памятник букве «Ö». Помимо коми в России эта буква используется в марийском, удмуртском, хантыйском и некоторых горно-алтайских языках.

Современный коми алфавит основан на кириллице. Всего в нём — 35 букв. Помимо «Ö» здесь есть ещё «I», а все остальные — как в русском.

Мемориал «Покаяние», в память о заключённых ГУЛАГа.

Национальный музей Республики Коми встречает удивлённых посетителей книгами по народному искусству за десять рублей. Книги, кстати, интересные, и сразу — на трёх языках: русском, коми и английском. Купил себе одну.

Коми — финно-угорский народ. Он делится на коми-зырян, проживающих преимущественно на территории Республики Коми, и коми-пермяков, проживающих на севере Пермского края. Язык у них — один, но подразделяющийся на десяток диалектов.

Всего в мире существует чуть менее тридцати финно-угорских народов: от венгров, финнов и саамов до мордвы, хантов и манси. Коми находится в самом центре этого удивительного финно-угорского мира.

В мифологии коми есть священное дерево — Ас-пу (в переводе с коми — «Своё дерево»). Это дерево — двойник человека (интересно, что похожее верование есть и у ненцев, вспоминайте историю про Козьмин перелесок; а на Русском Севере до сих пор существует культ Священных рощ). Считается что у каждого коми — своё Ас-пу. Чтобы найти его — нужно отправиться в лес с собакой и дождаться, когда она начнёт лаять на какое-нибудь дерево. Если сделать зарубку на Ас-пу — из него начнёт течь кровь. А ещё такое дерево может разговаривать человеческим голосом, а, будучи срубленным, обладает чудодейственной силой.

Это всё присказка, а вот — сказка. Давным-давно жил в Коми охотник Йиркап. Он смог отыскать Ас-пу и сделал из него себе волшебные лыжи, носившие его по свету с невероятной скоростью. Жила в том краю и колдунья, которая то ли намеревалась женить его на своей дочери, то ли хотела завладеть его лыжами, то ли просто решила взять на понт — вариаций этой истории множество. Но итог один: превратила она свою дочь в голубого оленя и заявила, что Йиркап никогда его не догонит. А охотник взял — и догнал. Тогда голубой олень превратился обратно в девушку, которая стала умолять Йиркапа не убивать её. Но он убил. И в землю закопал. И надпись написал. И отнёс её сердце к колдунье.

Далее опять же существует несколько вариантов этого мифа: то ли колдунья решила отомстить ему и напоила его ядовитым зельем (по другой версии — отравленной водой, в которой были замочены его же онучи, то есть портянки), то ли это сделала мачеха Йиркапа по наставлению колдуньи, то ли колдунья тут вообще не при чём, а это были охотники, завидовавшие удаче Йиркапа, но, как бы там ни было, Йиркап после этого провалился под лёд на одном из озёр и погиб. Но и это ещё не всё: по одной из версий Йиркап провалился лишь одной ногой, а вторая нога оторвалась и вместе с волшебной лыжой врезалась в то самое дерево Ас-пу.

Легенды легендами, но спустя много тысяч лет — в 1964 году — во время разработки торфа где-то между Сыктывкаром и Ухтой был найден фрагмент древней лыжи. Её передняя часть была украшена головой лося, и при передвижении на этих лыжах лось как бы шёл впереди человека.

Исследование показало, что этому фрагменту — около восьми тысяч лет (но то есть эти лыжи почти в два раза старше египетских пирамид). Официально это — самая древняя лыжа в мире, а Коми теперь считается родиной этого способа передвижения.

Но более уникальными экспонатами мне кажутся ненецкие идолы, доставленные сюда с Торасовейского залива Карского моря. Это — мужчина и женщина. Их возраст неизвестен, но очевидно, что им — сотни лет. Интересно, что эти изваяния созданы из живого дерева, а в том месте, где они были установлены, — голая тундра, и до ближайшего леса — километров триста. Уникальность же их в том, что других подобных идолов до наших дней практически не сохранилось — в течение столетий их уничтожали: сначала — христианские миссионеры, потом — коммунистические атеисты.

Культурный слой в Коми — достаточно насыщен.

Слева — подвески и плакетки (III-VIII века нашей эры). Это — так называемый Пермский звериный стиль, разновидность бронзовой пластики. Под номером два можно увидеть хищную птицу — прообраз современного герба Республики Коми. Под номером три — изображение человека, и если внимательно его рассмотреть — там можно разглядеть голову лося. Лось для древних коми был священным животным, представителем небесного мира, так что вовсе не случайно он был высечен на той самой лыже.

Cправа — бронзовая фигура крылатой женщины (IV-V века нашей эры).

Ну прялками, я думаю, никого не удивлю. Это — типичный атрибут всех без исключения крестьянских домов на европейской территории России. Обращу только ваше внимание на обилие их форм, характерное исключительно для Коми.

Макет традиционной коми избы.

Вся домашняя утварь не покупалась, а всегда делалась хозяином дома.

Справа — сервант с солярными знаками. Слева — вход в голбец, там находился спуск в подклет (нижнюю часть дома). Обратите внимание, что над дверью — символ воды, это — олицетворение подземного мира.

Традиционный свадебный наряд.

Люлька, детский стульчик и игрушечная лошадка.

Считается, что один из традиционных аспектов древней культуры коми — пивоварение. В Коми этот напиток издавна назывался сур. Варили его все, кроме коми-ижемцев. Рецепту сура — не одна сотня лет, у каждой семьи он был свой и передавался из поколения в поколение. Традиционно пивоварением в Коми занимались женщины.

Сур был сакральным напитком. Его использовали в различных обрядах. Хранили сур в специальных деревянных бочонках, а подавали в мисках в форме утки (напомню, что утка — один из важнейших сакральных символов коми).

Особое место в жизни коми занимала баня. Здесь лечили болезни, рожали детей, проводили обряды.

Традиционная баня — конечно же по-чёрному.

Большинство мужчин коми были охотниками. Традиционное охотничье жилище представляло из себя бревенчатую постройку небольшого размера с минимумом удобств, однако подходящую для длительного проживания.

В углу всегда вешались щучьи зубы, считавшиеся самым сильным оберегом от несчастий. Их и сегодня можно встретить в деревенских домах над дверями и окнами, а в речи до сих пор используется старинный ответ на ругательство и порчу: «Щучий зуб тебе в горло!»

Интересны, как всегда, детали.

Крепление для топора.

Пороховница и сумочка для кремня.

Один из главных охотничьих атрибутов — лыжи, отделанные оленьим камусом (шкурой с голени животного). Эта технология жива до сих пор: сейчас камусом обивают нижнюю поверхность сноубордов.

На одну пару лыж был нужен камус с четырёх-пяти оленей. Неудивительно, что лыжи ценились очень дорого — на них вполне можно было обменять корову.

Главной добычей, конечно, была пушнина. Чтобы не повреждать шкуры животных охотники коми вплоть до начала XX века пользовались на охоте луком со стрелами.

Самым почитаемым из крупных животных был медведь. Коми жили с ними бок о бок в течение столетий и относились к этим зверям с большим уважением. Их называли братьями, и если приходилось убить медведя, охотник всегда просил прощения: прости, брат, что приходится тебя убивать.

С юго-запада к Сыктывкару примыкает село Выльгорт. Фактически это — сыктывкарское предместье, ничем не отличающееся от цепи посёлков, уходящих от города на север на полтора десятка километров. Но административно это — уже не Сыктывкар.

Выльгорт в переводе с коми — «Новое жильё». Село известно с конца XVI века. В прошлом это — третий по величине населённый пункт в Перми Малой (читай: Перми Вычегодской), крупнее тогда были лишь Усть-Сысольск (читай: Сыктывкар) да Яренск. В наши дни Выльгорт — самое большое село в Республике Коми.

Достопримечательностей в Выльгорте — две. Первая — деревянное здание школы, построенное в 1913 году.

Вторая — Дом народных ремёсел «Зарань». Его бревенчатое здание — хоть и немного несуразный новодел (его срубили в 2008 году), но всё же оно — самобытно и, я бы даже сказал, экстравагантно. Его интересно поразглядывать.

В мастерских Дома ремёсел местные жители занимаются художественной обработкой дерева и бересты, ткацким и гончарным ремеслом, кружевоплетением и батиком.

Пацаны стругают.

Девчата рисуют.

Ткацкие станки здесь — все рабочие.

А традиции вологодского кружевоплетения (с использованием подушек-валиков и коклюшек), как видно, живы не только в Вологде.

При Доме ремёсел есть свой сувенирный магазин. По сложившейся в последнее время на севере традиции — все изделия подписаны: наименование, состав, имя автора.

За сим на сегодня всё.

Не переключайтесь!

Продолжение: Финно-угорский этнопарк или Операция «Ыб»

Коми в Пермской области

В верхнем бассейне р. Камы, в Предуралье, расположен Коми-Пермяцкий округ — до 2005 года самостоятельный субъект РФ. Затем он был объединен с Пермской областью, в результате чего возник Пермский край.

Столица Коми-Пермяцкого округа – город Кудымкар – после слияния стал административным центром Кудымкарского района. Он расположен на притоках Камы – реках Иньве и Куве. От Перми его отделяет 200 километров.

Больше половины населения города составляют коми-пермяки. Всего в Российской Федерации проживает около 125 тысяч человек этой национальности.

Нефтяная столица Коми

Помимо административного центра, Сыктывкара, есть в Коми так называемая ее нефтяная столица. Это молодой город Усинск, которому исполнилось только 30 лет, поскольку он был основан в 1984 году.

На Усе в 1960 году была пробита первая скважина, в которой нашли нефть. И уже через четыре года там началось строительство поселка для нефтеразведочной экспедиции глубокого бурения. Еще через несколько лет там была объявлена комсомольская стройка уже благоустроенного поселка, который, в свою очередь, вскоре стал городом. Суммарный объем нефти, добытой на месторождениях Усинского района, в 1999 году превышал 200 миллионов тонн.

Сегодня Усинск по праву можно назвать центром крупнейшего в Коми нефтедобывающего района. Здесь размещаются основные нефтедобывающие предприятия: «РН-Северная нефть», «Лукойл-КОМИ», Усинская промышленная и другие.

Перепись 2010 года показала, что в Усинске проживает 47 тысяч человек.

Уникальное место — Столбы выветривания

Пусть оно расположено и не в самом Сыктывкаре, но столица Коми имеет к нему отношение. Хотя бы потому, что именно оттуда на вертолете удобнее всего попасть к седьмому чуду России, которое именуется Столбы выветривания.

Они находятся в Троицко-Печерском районе Республики Коми, где разместился Печорско-Илычский заповедник. Двести миллионов лет назад здесь были высокие горы, которые под воздействием ветра, дождя, солнца и снега постепенно разрушались. Остались 7 столбов из твердого серицито-кварцитового сланца на невысокой горе Мань-пупу-нер. Все они имеют причудливую форму и рост от 30 до 42 метров.

Останцы еще называют мансийскими болванами, потому что они являлись объектами поклонения для народа манси. Много легенд связано с их возникновением. По одной из них, шесть великанов преследовали людей из племени манси, которые стремились уйти за Уральские горы. На перевале в истоках реки Печоры, когда великаны уже настигали племя, им преградил дорогу шаман и превратил их в каменные столбы. С тех пор все шаманы племени манси черпали в этом священном урочище свою волшебную силу.

Правда это или нет. Но многие путешественники, которые побывали на горе Мань-пупу-нер, говорят о необыкновенной энергетике этого места. Однако добраться туда не так-то просто. Выбор небольшой: пешком или на вертолете. Но сказочность места стоит затраченных усилий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]