Итак, поездочка в Константиново. Сразу прошу прощения за качество фоток. Я не фотограф, и аппаратурка у меня чисто любительская. Просто захотелось поделиться впечатлениями Ранним воскресным утром 16-ого июня текущего 2013 выехали из дома. До Рязани домчали с ветерком на комфортабельном автобусе от Выхино меньше, чем за 3 часа. Остановились в гостинице Приокской. Пока ехали в автобусе до гостинки, рязанчане выдали нам консультации, где что посмотреть — какие милые люди! Дедушка рассказывал про подземный ход на территории Кремля, припомнил времена, когда до Константиново катерки летали, тут же подключилась тетя и рассказывала про десантное училище, еще одна тетя пообещала указать нужную остановку — в общем, Рязань встречала нас с распростертыми объятиями. Кинули вещички в гостинице и сразу выдвинулись в родную СергейАлександровичеву деревушку. Оказалось, добраться до нее из Рязани намного сложнее, чем из Москвы в Рязань Автобусы ходят туда только утром и вечером — мы, соответственно, на дообеденный не успели, а вечерний ждать в наши планы не входило. Решили ехать до Рыбного, оттуда еще 20 км до деревни, но, думали, может там будет проще с транспортом. Ан нет! Пока ехали в автобусике, еще один добрый рязанчанин подсказал, что от Рыбного никаких автобусов до Константиново нет, а лучше нам выйти «у креста», а там 5 км, и вот она — родина кроткая. Есть надежда поймать попутку. Выходим «у креста». «Попутки» там несутся на минимум 120 км/ч и не думают брать попутчиков. Мы обречены пройти 5 км. Но ничто не может остановить истинных фэнов А красота-то какая! Дорожная лента в чистом поле, и никаких домиков на горизонте. «Только синь сосет глаза» Брели мы, брели, потеряв веру в доросердечных автолюбителей, смирившись с уделом путников кротких, и, наконец, прибрели.
Встречала нас деревенька скотом домашним на диком выпасе.
И вот оно! Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы — кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
За горами, за желтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок. Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь. Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. Кроток дух монастырского жителя, Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом Спасителя За погибшую душу мою.
Местность там холмистая, трава по пояс. Поход вдоль Оки был неплохим дополнением к нашей 5-километровой пробежке Да плюс еще распогодилось, солнышко припекало наши макушки, и мошкара, которой там немеряно, жутко обрадовалась нашему появлению. Но это такая ерунда, по сравнению с тем, что нам посчастливилось вдыхать полной грудью и впитывать глазами
жизнь и смерть…
Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном. Были годы тяжелых бедствий, Годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, Вспомнил я деревенскую синь. Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная морщь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь. Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком-то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом? Видно, видел он дальние страны, Сон другой и цветущей поры, Золотые пески Афганистана И стеклянную хмарь Бухары. Ах, и я эти страны знаю — Сам немалый прошел там путь. Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть. Но угасла та нежная дрема, Все истлело в дыму голубом. Мир тебе — полевая солома, Мир тебе — деревянный дом!
Вид с есенинского двора
Тополь Сергун сажал
Соседи Есениных (жилой домик)
земская начальная школа, где учился маленький Серёжка
Усадьба Кашиных
Ну, деревня, конечно, уже далеко не в том виде, в коем любил её Сергун: идеальные газоны, дорожки, выложенные плиткой, отреставрированные строения, обтянутые желтыми ленточками экспонаты — туристический комплекс. Есенин жив на берегах Оки, в нынешней деревне его присутствие слабо ощущается. Отужинав в ресторанчике около 8 вечера, выдвинулись в Рязань. От Константиново в 20:00 до Рязани уходит последний автобус. Надеялись, что его не отменят, однако, когда перед нами любезно остановился таксомотор, предложив за 700 рэ доставить до входа в гостиницу, мы отказаться не смогли, памятуя о нашем героическом марш-броске К тому же цена за 40 км прямо сказать пустяшная Раздавили в номере бутылочку коньячка за светлую память Сергея нашего Александровича, завалились спать ближе к полуночи. Спалось прекрасно! Воздух Рязани, и правда, какой-то целительный. Позавтракали и отправились гулять по городу. С утра 17 июня +28, солнце шпарит не по-деццки! территория рязанского Кремля:
Немного Рязани
Ручные птички
и ножные
в очередь, сукины дети, в очередь!
17 июня около 9 вечера мы уже в Пушкино. Ого, а у вас тут, оказывается, так холодно и дождливо!
История создания
Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.
И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.
Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.
© Владислав Кольмягин
Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича. Но и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.
К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.
© Ирина Кошевая
Ночной Дозор
Первая и самая большая композиция это Ночной Дозор. Знаменитая картина Рембрандта, посвященная выступлению стрелковой роты с их капитаном, ныне воплощенная в камне. В отличии от картины, солдат можно осмотреть со всех сторон без теней, присутствующих на картине. Вы можете даже войти внутрь и ощутить себя участником сюжета.
Сама картина некогда произвела настоящую революцию в портретной живописи. До этого групповые портреты писались с сидящих людей, в парадной обстановке. Художник же привнес в сюжет движение и повседневность.
Группа представляет собой два десятка фигур солдат XVII века, выступающих в поход. Пикинеры, стрелки, знаменосец, барабанщик и офицеры. Вы можете осмотреть на них все детали одежды и оружия. Среди этих воинов с мушкетами и холодным оружием в пестрых и пышных одеждах мушкетеров присутствует маленькая девочка с куриной тушкой у пояса. Это Саския – первая жена Рембрандта. У ног барабанщика бегает собачка, которую очень любят гладить туристы – на счастье. Не барабанщика же гладить.
Описание
Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.
11-метровый монумент размещен на постаменте из гранита в окружении четырех фонарей, и тумб, соединенных бронзовой цепью. На гранях пьедестала в старорусской орфографии сделана надпись: «Сооруженъ в 1880 году» и строки из известного пушкинского «Памятника» в современной редакции. Однако четверостишия появились только в 1936 г. До этого были выбиты двустишия, да еще и в цензурной версии. В. Жуковский заменил острую пушкинскую строчку, в которой Александр Сергеевич провозгласил, что в жестокий век он восславляет свободу, на мысль о том, что поэт полезен обществу своими стихами. К 100-летнему юбилею поэта двустишия были стесаны, а на их месте были высечены строфы из оригинальной версии.
Монумент в праздничном вечернем освещении, © HombreFeliz
Герцог с супругой
Еще одной парой скульптур, расположенных у Белой башни является композиция «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца», сделанная по знаменитому диптиху (такому раздвижному портрету из нескольких частей) Пьеро делла Франческа. Герцог и герцогиня стоят напротив друг друга, смотрят в глаза, делают шаг навстречу и протягивают руки, но не соединяют их. Ведь портрет написан после кончины Баттисты и соединиться супругам не суждено.
На самом диптихе было еще много чего: триумфальные выезды герцога и герцогини, изображение их владений и девизы. Однако, по понятным причинам, в скульптуре пейзажи делать не стали. Благодаря воссозданию шедевра в трехмерном пространстве, у зрителей есть возможность обойти фигуры со всех сторон и изучить их предметы одежды. Скульптурная пара расположена в красивом месте в арке Готических ворот.
Памятник Пржевальскому
В Пушкине имеется еще один памятник выдающемуся ученому. Это бюст Н.М. Пржевальского – знаменитого географа и биолога, совершившего множество длительных экспедиций в Центральную Азию и сделавшего в них множество открытий. В том числе знаменитую лошадь.
Памятник был поставлен еще в конце позапрошлого века после смерти ученого, по проекту друга исследователя, генерал-майора Бильдерлинга. Памятник стоит на массивном постаменте, выполненном в виде естественной гранитной скалы. У подножия сидит фигура верблюда, груженого дорожными тюками и поклажей.
Николай Михайлович открыл множества хребтов, озер и рек. Он первым прошел по многим маршрутам и подробно описал свои путешествия, а также встреченных животных: дикого верблюда, тибетского медведя и других.
Памятник Растрелли
В Екатерининском парке у дворца нашлось место и великому творцу Б. Ф. Растрелли, внесшему неоценимый вклад во внешний облик основных памятников не только Пушкина, но и многих других городов России. Выдающий архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Бартоломео Франческо Растрелли долгое время был главным архитектором двора. Следы его работы и сегодня можно увидеть в облике многочисленных дворцов на территории России, Украины и Латвии.
У мастера был свой собственный стиль, характеризующийся широким использованием на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон и полуколонн, собранных в пучки и пары. Популярность его стиля была так велика, что современники массово подражали мастеру.Доходило до того, что почти все значимые постройки приписывали Растрелли.
В память о заслугах у Екатерининского дворца, построенного все тем же Растрелли, был установлен его бюст. Бюст выполнен в традициях парадных портретов XVIII в.
Слепцы
Еще одной скульптурной группой является воплощение картины Питера Брейгеля Старшего «Слепцы». Она представляет собой вереницу людей, увечных, сутулых и слепых, которые идут держась друг за друга. Первый из них падает и увлекает за собой других несчастных. Воплощение поговорки «Слепец ведет слепцов».
Кстати, смысл картины не ограничивается визуализацией приведенного выражения. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Первый уже летит кубарем к погибели, второй падает на него, следующие двое готовы упасть, а последние механически делают следующие шаги, не зная об опасности. Довольно трагическая и сильная композиция – аллегория всеобщности человеческой судьбы и неминуемости конца. Искусствоведы особенно подчеркивают, что две фигуры были ослеплены насильно, что говорит о введении на неправильный и гибельный путь сопротивляющихся.