Красноуфимск: достопримечательности и маршрут выходного дня


В гости к медведю и соколу

После поисков границы Урала и Сибири команда из краеведа и фотографа направилась в противоположном направлении – на Запад, практически на границу с Пермским краем. Точкой притяжения в этот раз стал город Красноуфимск. Я, Надежда Бурлакова, любитель истории и архитектуры, стремилась к памятникам казачьей старины и собору Александра Невского, а Дмитрий Елизаров, фотограф и журналист, ехал к виадукам, о которых много кто слышал, но мало кто видел.
В этот раз наш план предполагает 10 чек-поинтов: от первой казачьей избы до железнодорожных путей в воздухе (это я про виадуки, если что).

Кстати, интересных мест в Красноуфимске гораздо больше, чем в нашем плане. Например, местный краеведческий музей гордится огромной коллекцией зубов доисторических акул (окаменелости до сих пор находят поблизости от города), а музей «Красноуфимская земская больница» проводит экскурсии по пяти сохранившимся зданиям XIX века с рассказом о развитии здравоохранения в Красноуфимске (подобный музей в России есть только в Елабуге). Но мы были в городе в воскресенье, а этот день, увы, в местных музеях – выходной.

Кроме того, в условиях однодневной поездки полноценное совмещение прогулки по историческим местам города, музеям и выезд на природу практически несовместимы даже летом, когда световой день добавляет к таймингу минимум 3 часа. Если у вас задача – максимум, то планируйте путешествие на два дня. Один день – город и музеи, второй – Аликаев камень, виадуки и горочки в пределах Красноуфимска. Гостиницы в городе точно есть, а если вы любитель палаточного отдыха – то ваши возможности вообще ничем не ограничены.

Путешествие начинается, краеведу снова достается город, натуралист уезжает к виадукам.

Поехали!

По святым местам Урала

Святыни: почитаемый список Казанской иконы Божией Матери, Мощи священномучеников Алексия, Льва и Александра, оковы боярина Романова. Икона Божией Матери Боголюбская

Материал представляет тур Реж

Красноуфимская крепость

Если и есть город в Свердловской области, который мог бы претендовать на роль столицы казачества, то почти сто лет таковым был Красноуфимск, с самого основания и до 1825 года казаки здесь являлись основной социальной силой, а город их руками выполнял основную свою роль в то время — защищал уральские заводы от неспокойных башкир, которые эти заводы не дай Бог пожгут, лишив Россию ее опорного края.


Красивейшие окрестности с многочисленными угорами отличают город Красноуфимск. Фото Алексея Рычкова

Отец основатель Красноуфимска

У каждого города есть свой основатель, но далеко не во всех случаях он известен. У Красноуфимска таковым является довольно колоритный полковник (позднее генерал-майора) Кутлу-Мухаммед (Алексея Ивановича) Тевкелев. Этот человек проявил себя, как энергичный военный, способный дипломат и администратор. На южном Урале он основал несколько крепостей, позднее превратившиеся в города, среди которых наиболее известны Челябинск и Оренбург, причем первый, как и Красноуфимск, был основан в 1736 году, а еще интересно — официально тот и другой статус города в 1781 году получили (такие вот у Красноуфимска братья). До того Тевкелев служил переводчиком при самом Петре Великом во время его Прутского и Персидского походов. В 1731 году возглавил важнейшую миссию в Младший жуз, после чего началось вхождение Казахстана в состав России.


Окрестности Красноуфимска с угора Сарсинского монастыря. Фото Алексея Рычкова

Весной 1734 года Тевкелев выбирал место на дороге со стороны башкирских земель в сторону уральских заводов, Екатеринбурга. Облюбовал в долине реки Уфы возвышенность — Красный Яр, на которой и была построена деревянная крепость в 1736 году. Слово «красный», то есть красивый сохранилось в названии города, а вот «яр» со временем заменили на название реки Уфы. С того времени в Красноуфимской крепости вплоть до 1825 года находился казачий гарнизон, который весь XVIII век занимался главным для Красноуфимска делом — защитой Уральских заводов. Хорошо свою службу нес, были случаи и нападения отражал, но в самый ответственный момент уж очень сильно подвел…

Восстание Пугачева, Салават Юлаев и Пушкин

Во время восстания Емельяна Пугачева, когда в ряды восставших влились многие недовольные башкиры, красноуфимские казаки не только не встали на пути восставших, но поддержали и влились в их ряды. Среди всех городов Свердловской области Красноуфимск, как ни один другой город, более всех связан с историей восстания, став при этом главной опорой восставших на Среднем Урале. Еще одна интересная вещь: Красноуфимск был поставлен для защиты уральских заводов от возможных нападений башкир, но сегодня в этом городе установлен памятник самому известному башкирскому смутьяну, знаменитому Салавату Юлаеву, на том месте, где во время одного из своих пребываний в Красноуфимске башкирский герой установил свою юрту.


Памятник Салавату Юлаеву в Красноуфимске. Фото Алексея Рычкова

Первый раз Салават Юлаев оказался в Красноуфимске в конце 1773 года, когда перед его войском были открыты ворота Красноуфимской крепости, а ее гарнизон перешел на сторону повстанцев. В Красноуфимске Салават ликвидировал воеводство и образовал свою походную канцелярию, новый орган управления. Атаманом красноуфимских казаков был определен Макар Попов, но основные дела в канцелярии вел есаул Матвей Чигвинцев, в честь которого названа одна из окрестных деревень. В тяжелые для повстанцев февральские дни 1774 года, когда Красноуфимску угрожали правительственные силы, Чигвинцев активно переписывался с еще одним известным героем пугачевцев, атаманом Иваном Белобородовым, прося у него помощи, помощь пришла, но слишком незначительная. Отряд секунд-майор Д. Гагарина захватывает крепость 19 февраля 1774 года. Арестованный Матвей Чигвинцев был повешен в Кунгуре в ноябре того же года, а Салавата Юлаева перед смертью секли в тех крепостях, где он проявил наибольшую активность: из 175 ударов — 25 ударов кнута он получил в Красноуфимске.

В июне 1774 года Красноуфимск вновь перешел под контроль повстанцев, на этот раз сам Пугачев вошел в крепость, здесь заночевал, в деревянном еще тогда Троицком храме о его здравии был отслужен молебен перед священной для жителей Красноуфимска иконой Казанской Божией Матери.

Темой пугачевского восстания очень интересовался А. С. Пушкин. Рамки работы над «Дубровским» не позволяли описать тему на должном уровне, Поэтому в 1830-е годы Пушкин работает над «Капитанской дочкой» и «Историей Пугачева». В этих работах Пушкин не мог обойти стороною Красноуфимск, он 6 раз в своих произведениях упоминает об этом городе. Таким образом в Свердловской области благодаря своей роли в восстании Красноуфимск самый пушкинский город!

Сегодня о тех временах напоминают многие местные названия: городские улицы Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, окрестные горы Атамановская и Караульная и другие.

Окончание казачьего периода истории

После подавления восстания Пугачева бунташную часть башкир окончательно замирили, надобность в Красноуфимской крепости все более теряла свое значение. В 1781 году Красноуфимск получает статус города, с тех пор развиваясь в качестве сельскохозяйственного (земли вокруг были плодородные) и торгового центра на реке Уфе. Казаки все более теряли свою значимость. В 1810 в правительстве возникла идея нового маршрута по вывозу илецкой соли с южного Урала к берегам Волги, этот путь нуждался в форпостах от набегов «киргизцев». Для реализации этого плана в 1818 году было предложено перевести на Новоилецкую линию красноуфимских казаков. После этого последовала долгая бюрократическая работа, протесты казаков, но в середине 1820-х годов Красноуфимская станица перестала существовать, красноуфимские казаки обрели свое новое местожительства и новые задачи.

Казачья изба и часовня Иосифа Песнопевца

В память о первом казачьем периоде истории Красноуфимска в городе с XVIII века сохранилась одна из казачьих изб (Горбунова, 35), она находится на въезде в город со стороны Пермского тракта, при въезде в город нужно уйти влево с главной Ачитской улицы. Изба, сложенная из шести массивных венцов, находится вблизи крутого берега Уфы, считается самым старым строением города, которое относится к середине XVIII века. В стене сохранилось смотровое окно, бойницы.


Часовня Иосифа Песнопевца в начале XX века

Еще одна достопримечательность, связанная с Красноуфимской крепостью — Камушек с «дозорной башней». Если от казачьей избы двигаться близь русла реки к центру города, мы будем следовать вдоль несохранившихся крепостных стен и в конце улицы Пролетарской окажемся у того самого Камушка, где когда-то эта башня находилась (легенды связывают это место с пребывавшим здесь в думах июньским вечером 1774 года Емельяном Пугачевым).


Красноуфимск: часовня Иосифа Песнопевца (Песнописца). Фото Алексея Рычкова

Уже в конце XIX столетия от башни оставались одни руины. Именно тогда на средства купчихи Кропаневой на этом месте была построена и освящена часовня во имя Иосифа Песнопевца с просьбой к Господу, чтобы избавились ее муж и сыновья от пагубной привычки винопития. Главной святыней часовни стала икона «Неупиваемая чаша».


Красноуфимск: часовня Иосифа Песнопевца (Песнописца). Фото Алексея Рычкова

В советские годы часовня была разрушена и вновь восстановлена по старым фотографиям уже в наше время. С Камушка от часовни открывается красивый вид на излучину Уфы.

Свято-Троицкий собор в Красноуфимске

Но главным памятником казачьего периода красноуфимской истории является Свято-Троицкий собор, построенный еще в 1804 году с использованием элементов уходящего тогда барокко и нового классического стиля. Это сочетание при строительстве храмов на Среднем Урале было популярным около полувека. Красноуфимский храм один из лучших образцов этого архитектурного направления. Храм славился своим колокольным звоном, который современники сравнивали со звоном знаменитой Звонницы Ростова Великого.


Свято-Троицкий собор в Красноуфимске в начале XX века

В 1935 году был арестован настоятель храма С. И. Луканин, после чего храм закрыли, а внутри все начали крушить. Перед этим 13летнему сыну арестованного священника разрешили взять, какие сможет, иконы, книги, утварь для передачи в Иннокентиевскую церковь. Благодаря мальчику были спасены десятки икон, в том числе особо чтимые, среди них священный символ города — Казанская икона Божией Матери. В дальнейшем в здании закрытой церкви работали различные светские учреждения. От этого здание собора сильно пострадало. И несмотря на то что в 2001 году храм вновь освятили, еще до конца его прежний облик не восстановлен.


Свято-Троицкий собор сегодня и крест на месте, где были обретены мощи красноуфимских священномучеников

В 2002 году были обретены мощи священномучеников, зверски убитых в 1918 году: настоятеля собора протоиерея Алексия (Будрина) и иереев Льва (Ершова) и Александра (Малиновского). На месте их обретения, у храма, установлен каменный крест. А мощи священномучеников ныне пребывают в стенах собора.

Город Красноуфимск с 1825 по 1917 годы

По окончании казачьего периода своей истории Красноуфимск развивается как сельскохозяйственный, ремесленный и торговый центр. Введение земского самоуправления в городе с 1870 года сыграло большую роль в развитии образования, медицины, культуры.


В историческом центре Красноуфимска

Можно сказать, что среди среднеуральских городов, в облике Красноуфимска благотворное влияние земства запечатлено наилучшим образом. Именно с этого периода до революции 1917 года в основном и формируется тот облик исторического центра города, который неплохо сохранился до наших дней вокруг Свято-Троицкого собора. Причем в Красноуфимске можно увидеть весь набор общественных строений тех лет.


Здание вокзала в Красноуфимске

Чуть в стороне от исторического центра города находится здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту известного зодчего А. В. Щусева в 1915 году. Всех, кто прибывает в город поездом, встречает это красивое здание, выполненное в стиле петровского барокко.


Красноуфимская земская больница

Один из редких и потому интересных памятников — старинная земская больница с парком при ней (Свободы, 16). На ее базе с 1988 года действует музей «Красноуфимская земская больница» (ни в одном провинциальном городе Среднего Урала такого не встретишь). Неподалеку пример промышленного заведения тех лет — корпус винного завода (Мизерова, 66) известных промышленников Урала, да и всей России, Поклевских-Козелл.


Торговые ряды

Еще дальше, вокруг Свято-Троицкого собора, сразу несколько хорошо сохранившихся достопримечательностей. Двухэтажное здание земской управы (Интернациональная, 107) — типичное административное сооружение тех лет, выполненное в стиле эклектика. Неподалеку здание казначейства. Хорошо в Красноуфимске сохранились торговые ряды (Куйбышева, 3), здание бывшей женской гимназии (Советская, 2), промышленного училища (Ленина, 79).


Тюремный замок

Рядом со зданием гимназии — еще одно старинное здание — строение бывшего тюремного замка, связанного с известным старцем Федором Кузмичем.

Красноуфимская тюрьма: старец Федор Кузмич и другие святые

Вблизи Троицкого собора, в самом начале улицы Советской, находится Тюремный замок, связанный с именем святого старца Федора Кузмича (канонизирован в 1984 году), который пребывал здесь по обвинению в бродяжничестве, ожидая приговора.


Старец Федор Кузмич и Александр I: одно лицо?

Старца этого многие связывали и связывают с императором Александром I, который в 1825 году не умер, а ушел из мирской жизни, начав странничество. В 1836 году Федор Кузмич впервые обозначается в истории: старика задерживают за бродяжничество, помещают в Красноуфимский тюремный замок, а затем объявляют приговор — 20 ударов кнутом и ссылка в Сибирь. Образ старца Федора Кузмича имел определенное влияние на русскую литературу XIX века: к примеру, подобный сюжет отречения от мира воплотился в нескольких произведениях Л. Н. Толстого — «Отец Сергий», «Записки сумасшедшего», «Живой труп», уход самого Толстого в конце жизни из Красной Поляны реализовал эту модель поведения.

С тюрьмой Красноуфимска связаны моменты мученического подвига священномучеников красноуфимских Льва и Александра. В один из летних воскрестных дней трагического 1918 года во время богослужения в Троицкий храм ворвались красноармейцы и открыли беспорядочную стрельбу. Они прошли к алтарю, расталкивая прихожан. Иерей Лев Ершов спокойно и мужественно завершил последнюю в своей жизни Литургию и после того, как прихожане приложились ко святому кресту, пошел к выходу. На паперти иерей Лев увидел священника из Верх-Суксунского села Александра Малиновского, окруженного красноармейцами. Оба иерея были заключены в Красноуфимскую тюрьму.

Глухой ночью изувеченных священников Льва и Александра, обреченных на мученическую кончину, издевательски опутали колючей проволокой. Через тюремный двор их вывели за ворота. На подводе священников увезли к склону Мельничной горы у реки Сарги, где и расстреляли.

Собор Александра Невского в Красноуфимске

Как для Невьянска главный его символ наклонная башня, так для Красноуфимска — собор Александра Невского или Красная церковь (так называют храм местные жители за кирпичный цвет его стен).


Красноуфимск: собор Александра Невского ранним утром. Фото Алексея Рычкова

Собор был освящен в 1917 году, как бы подводя черту в формировании архитектурного ансамбля старого Красноуфимска. Храм, построенный в популярном в начале прошлого века русском стиле, отличается большим количеством архитектурных деталей, узорчатостью. Строился храм по проекту известного пермского зодчего Дмитрия Рябова, который свой проект городу подарил. Авторству этого архитектора принадлежит более десятка зданий в Санкт-Петербурге, в том числе дом знаменитого оперного певца Ф. И. Шаляпина, в котором ныне находится музей Шаляпина. Собор возвели в память об императоре Александре II и освятили в честь небесного покровителя царя святого князя Александра Невского.


Красноуфимск: собор Александра Невского. Фото Алексея Рычкова

Эти имена как бы олицетворяют два дореволюционных периода в истории Красноуфимска — первый, казачий (Александр Невский святой покровитель казачества), когда Красноуфимская крепость играла важную роль в стабильности уральского региона и второй — земский, когда в конце XIX — начале XX столетия под влиянием реформ Александра II в городе появляется образцовое для Урала земское самоуправление, под влиянием которого в Красноуфимске развивается образование, медицина, культура, строятся многочисленные здания, украсившие центр города.


Красноуфимск: собор Александра Невского. Фото Алексея Рычкова

В 1935 году собор был закрыт и разграблен, от большого разрушения его спасло размещение в здании краеведческого музея — наверное самый щадящий вариант для оскверненной церкви. В 1997 году храм возвратили верующим, службы в нем возобновились с 1999 года.

Оковы боярина Романова

В местном краеведческом музее, по адресу Советская, 42, среди многих предметов старины хранятся оковы боярина Михаила Никитича Романова, дяди первого русского царя из династии Романовых. Дело в том, что царь Борис Годунов, опасаясь представителей этой династии, старался всех их свести в могилу. Михаила Никитича фактически уморили в 1602 году в неприспособленной для жизни в яме в далеком северном Ныробе. С тех пор среди верующих эти оковы почитались, как оковы мученика. Паломники приходили сотнями в Ныроб из далека, чтобы прикоснуться к ним.


Оковы боярина Михаила Романова в Красноуфимском краеведческом музее

В начале XIX века знаток истории Пермской земли В. Н. Прокофьев с разрешения начальства взял часть этих оков, чтобы сделать копии. Но видимо именно копии и вернул в Ныроб. А часть настоящих оков оказалась в его коллекции. Далее эти оковы переходят по наследству, а затем продаются В. Голубцову, владельцу имения в селе Александровском Красноуфимского уезда. После революции, когда имущество Голубцовых национализировали, оковы боярина Романова определили в Красноуфимский музей.

Иннокентьевская церковь в Красноуфимске

Если до революции центром духовной жизни Красноуфимска был Свято-Троицкий собор, то в советские годы — неприметная деревянная Иннокетьевская церковь, поставленная в 1886 году на окраине города, на кладбище. Она не столь красива, как центральные храмы города, но ценна тем, что никогда не закрывалась, сохранив особую духовную атмосферу намоленного пространства.


Иконостас Иннокентьевского храма

Здесь пребывают многие старинные иконы, спасенные при закрытии главных храмов города, среди них особо чтимая Казанская икона Божией Матери. По преданию, этот образ был явлен среди хлама на колокольне Троицкого храма и с тех пор особо почитался. Здесь же на кладбище сохранились две старинные каменные часовни рубежа XIX — XX веков и старая кирпичная ограда.

Именно в Иннокентьевском храме служил свою последнюю службу священномученик Лев (Ершов), отсюда, после службы, его забрали, чтобы предать мученической смерти.


Иннокентьевская церковь в 2010 году

Красноуфимск и кино

Есть у Красноуфимска свои особенные черты и в советский период его истории. Для туристов наиболее интересна большая связь города с кинематографом.

В городе Красноуфимске родилась известная актриса Ирина Мурзаева, «одна из наиболее популярных «комических старух» советского кино. С начала 1940-х до конца 1980-х годов она сыграла в десятках фильмов, но кажется ни одной главной роли, все роли эпизодические, но как это не часто бывает — запоминающиеся. К примеру, роль проводницы в фильме «Девушка без адреса» или роль экскурсовода в комедии «12 стульев», роль смотрительницы музея в киношедевре «Старики-разбойники» и так далее.

Но более всего Красноуфимск связан с кино в качестве киноплощадки. Ни в одном городе Свердловской области, за исключением Екатеринбурга, не снималось столько известных фильмов, как в Красноуфимске. По этому показателю Красноуфимск самый «киношный» город на Среднем Урале. Это — «Человек без паспорта»,«Тени исчезают в полдень», «Найти и обезвредить», «Ехали два шофера», «Небесные жены луговых мари». Среди красноуфимцев не сложно встретить тех, кто участвовал в съемочном процессе — в массовках или даже основных сценах.

«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПАСПОРТА»

Первое кино, которое частично было снято в Красноуфимске, в 1966 году, это фильм — детектив «Человек без паспорта» (режиссер Анатолий Бобровский). В фильме показано, как советские контрразведчики выследили и обезвредили агента иностранной разведки. Как вспоминает В. Пономарев, в то время студент Красноуфимского сельхозтехникума, для съемок была перекрыта часть улицы Советская и студенты из окон общежития наблюдали момент съемки вылезания человека из дорожного люка. В массовки приглашали и красноуфимцев, работа хоть символически, но оплачивалась, в то время это удивляло и радовало.

«ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛДЕНЬ»

Самый большой сериал, снятый в Красноуфимске — «Тени исчезают в полдень» режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Съемки фильма шли в Саране, в исчезнувшей ныне деревне Петуховка, в Саргае. Аликаев камень, на котором был снят момент гибели героини, командира партизанского отряда Марьи Вороновой, также находится в Красноуфимском районе, и после демонстрации фильма эта скала получила свое второе название — Марьин утес. Туда уже давно проложена туристическая тропа, любят там бывать школьники, коллективы, гости из разных уголков страны. Жительница Красноуфимска Л. Ведеянцева, у которой был в фильме диалог с П. Вельяминовым (Захаром), бережно хранит в семейном альбоме фотографии, где она вместе со знаменитым артистом.

«НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ!»

Это тоже художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1982 году режиссёром Георгием Кузнецовым. Сюжет захватывающий. Три друга едут в отпуск. По дороге они знакомятся с Юлей — кандидатом в мастера спорта по стрельбе. Остановившись в поселке Семиреченск (поселок Саргая), друзья отправились на берег реки, чтобы насладиться красотами. Но их отдых прерывает известие, что бандиты атаковали автобус с инкассатором, завладели большой суммой денег и уехали в лес. Друзья с группами уходят в тайгу на поимку преступников. Погоня разворачивается по классическому сценарию с перестрелками, борьбой и захватом заложников. Смотришь фильм и узнаешь реку Уфу, красоты нашего края.

«ЕХАЛИ ДВА ШОФЕРА»

Современный российский кинофильм 2001 года режиссёра Александра Котта. Снят он в кинотрадиции фильмов начала 1980-х годов о послевоенном времени. Снимались в массовых сценах многие красноуфимцы, которые с восторгом потом узнавали себя и земляков на экране, в том числе, нынешняя сотрудница газеты « Вперед» А. Абрамова, которая участвовала в съемкам еще ребенком. А макет фигуры летчика- парашютиста, установленный для съемок на бывшем аэродроме, несколько лет привлекал внимание народа, пока не изветшал от погоды. Действие фильма происходит на дорогах Урала, где встречаются два водителя грузовиков — Колька Снегирёв и девушка Рая. Снегирёв пытается завоевать расположение девушки, однако у неё есть парень — лётчик Константин. В финале фильма Снегирёв догоняет машину Раисы и машины едут по грунтовой дороге рядом друг с другом. Премьера этого фильма состоялась в России, Украине и США.

«НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ»

Еще один фильм, который снят в Красноуфимском районе «Небесные жены луговых мари» (режиссер Алексей Федорченко), вышел он в свет в 2012 году. Это 22 новеллы о марийских женщинах в возрасте от 14 до 45 лет, имена которых начинаются на букву «О»: Окай, Осылай, Одоча, Ошвика, Оразви и другие. Каждая новелла — отдельная история, описывающая быт, традиции, мифологию и культуру марийского народа. Участвовали в съемках жители Усть-Маша, Сарсов, Верхнего Бугалыша, Малой Тавры.

Сарсинский монастырь


Боголюбская икона Божией Матери — главная святыня Сарсинского монастыря
В 45 километрах на юго-восток от Красноуфимска находится село Сарсы-Вторые, где в 1896 году на высокой горе архимандрит Зосима (Рашин) основал женскую православную общину, главой задачей которой стала миссионерская деятельность среди местного нехристианского населения. Под горой для мирян еще в 1895 году была поставлена Борисо-Глебская церковь, пустовавшая до основания обители. На гору вела широкая лестница, украшенная клумбами с цветами. В расщелине горы бил святой источник. На вершине уже к началу 1897 года из дерева были сооружены жилые и хозяйственные постройки.

За большие успехи в нелегкой миссионерской деятельности в марте 1902 года община была преобразована в Боголюбский миссионерский женский монастырь. В 1909 году епископ Пермский и Соликамский Палладий на вершине Монастырской горы совершил закладку Боголюбской церкви. В 1913 году храм был освящен.


Сарсинский монастырь, фото начала XX века

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт. На его месте была образована сельскохозяйственная коммуна. Боголюбскую церковь закрыли, а Борисо-Глебская под горой продолжала действовать до 1937 года. В 1940-е годы были разрушены все монастырские постройки, а в 1970-е годы бульдозером засыпан святой источник на горе: говорят, прежде источник просыпался лишь раз в год, накануне праздника Боголюбской иконы Божией Матери.

Сегодня от старых строений Сарсинского монастыря сохранились лишь остатки лестницы на Монастырскую гору, часть фундаментов. В 2002 году был расчищен, а затем освящен старинный источник. В Красноуфимске в Иннокентиевской церкви, которая в XX веке не закрывалась, сохранилась Боголюбская икона Божией Матери, самая чтимая икона Боголюбской обители. Говорят, одна из монахинь вынесла икону из разоренного монастыря под полами одеяний.

В последние годы началось возрождение обители, в 2021 году ей была возвращена главная святыня — Боголюбская икона Божией Матери. Среди других святынь — частицы мощей новомученников красноуфимских, убитых в 1918 году протоиерея Алексия (Будрина) и иереев Льва (Ершова) и Александра (Малиновского).

Красноуфимские виадуки

Среди других примечательных мест под Красноуфимском каждому туристу будет интересно осмотреть интереснейшие инженерные сооружения столетней давности — железнодорожные виадуки.

Виадуки, в отличии от мостов, которые возводятся через водные преграды, пролегают над оврагами и ущельями. Красноуфимские виадуки интересны своими размерами, высотой опор и внешним видом — архитектурой, огромных арок между опорами. Построены эти виадуки были в преиод с 1914 по 1918 годы, когда велось строительство железной дороги от Казани на Екатеринбург.

Всего в районе Красноуфимска было построено 7 виадуков. Наиболее доступные для обозрения виадуки расположены у поселка Пудлинговый, это виадук и самый большой и зрелищный, и по дороге в поселок, за 6 километров до него. Кстати, при строительстве виадука в Пудлинговом впервые в практике железнодорожного мостостроения был использован железобетон.

Село Нижнеиргинское — родина русского самовара

Безусловно, столицей русского самовара является город Тула, «Тульский самовар» это бренд, известный сегодня каждому. Первое упоминание о тульском самоваре относится к 1746 году, но документально известно, что еще в 1740 году у иргинских купцов были изъяты товары, провезенные без разрешения в обход таможни, среди которых значился самовар.

Село Нижнеиргинское находится в 40 километрах к северо-западу от Красноуфимска в долине реки Ирги, которая в этом месте образует несколько красивых излучин. Украшением села являются старинные плотина и пруд, являющиеся сегодня памятниками закрытого более 150 лет назад металлургического завода, на котором и были произведены первые русские самовары. С близлежащих вершин открываются красивые панорамы на село и долину реки. На одной из вершин, Козльячей горе, сохранился редчайший памятник в честь отмены крепостного права в 1861 году, памятник имеет вид кирпичной пирамиды с металлическим крестом наверху. Рядом с памятником еще одна интересная достопримечательность — старинный всполошный колокол на случай пожара в селе. Еще один редкий памятник старины можно осмотреть на подъеме в гору — старинная кузница, сложенная из камня, внутри которой частично сохранилось оборудование. Весьма замечательно, что эти достопримечательности находятся за пределами села, на горе, с которой открывается живописный вид на окрестности.

Самые красивые виды на село и крутую излучину Ирги можно рассмотреть с вершины горы Поперечной, здесь же можно осмотреть небольшую пещеру.

В 1728 году купцы братья Осокины купили у Резанцевых земли с уже утвержденным к тому времени местом под завод и близлежащие рудники. С 1728 по 1730 годы на этом месте были построены медеплавильный, чугуноплавильный и железоделательный заводы. Основу мастеровых на осокинских заводах составляли старообрядцы с реки Керженец, что у Нижнего Новгорода. Одной из главных специализаций Иргинского завода было производство медной посуды. Важную роль в становлении завода сыграл его первый управляющий Родион Набатов.

В 1735 — 1740 годах вспыхнуло башкирское восстание, иргинские мастеровые не раз активно записывались в казачьи сотни для подавления восстания. Среди историков существует версия, что именно тогда «родилась идея удобного в походных условиях, компактного, автономного кипятильника, не зависящего ни от печки, ни от костра, своеобразной походной кухни». Производство медной посуды на заводе было возобновлено в сентябре 1738 года, после выполнения государственного заказа, а в феврале 1740 года иргинские купцы были, как мы помним, задержаны с самоваром. Вот между этими датами, по мнению исследователей, и появился первый в России самовар. В 1740 году между Петром Осокиным и Романом Набатовым, первым управляющим, случился конфликт, который привел к переходу последнего на службу к Акинфию Демидову. Вероятно Набатов передал иргинский секрет новому хозяину, почти сразу появляется самоварное производство на демидовском Суксунском заводе, а затем и в Туле. Более могущественные Демидовы становятся основными производителями самоваров в России.

Из приписанного к Иргинскому заводу близлежащего села Медянского (ныне Перский край) вышел известный пугачевский военачальник Иван Белобородов (упоминается в «Капитанской дочке» Пушкина, неоконченном «Вадиме» Лермонтова). 4 января 1774 года, в самом начале своей повстанческой биографии, он без боя захватывает завод и приводит к присяге местное население. Несколько десятков жителей заводского поселка записываются в казаки. В июне 1774 года на заводе побывал сам Емельян Пугачев. Заводские встретили его с хлебом-солью, местный священник отслужил в храме молебен в честь повстанцев, а одна женщина омыла сапоги Пугачеву. Почти сто заводских рабочих вступили в пугачевское войско. Пугачев же домну приказал остановить, воду из пруда спустил, разрушил часть плотины, заводских сооружений… Лишь через три года завод смог возобновить стабильную работу.

С середины XIX века Иргинский завод начал испытывать все большие проблемы с сырьевой базой и транспортировкой готовой продукции. В 1879 году затонул караван плывший в Англию с заводским железом. Это стало последней каплей. Завод был закрыт.

Адрес: собор во имя Святой Троицы 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Куйбышева, 5.

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск,ул. Мизерова, 88.

Храм во имя святого преподобного Иннокентия Вологодского 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Транспортная, 1.

Казачья изба

Красноуфимск, ул. Горбуновой 35

По легендам, которые попали даже в Свод памятников истории и культуры Свердловской области, изба построена ненамного позже 1734 г., в то время, когда на месте современного города была основана крепость для усмирения смутных башкир.


Изба была честью крепости на берегу
реки Уфы, тут одно из самых удобных мест для обзора окрестностей. От крепостных стен, дома воеводы, канцелярии, церкви и жилых домов того времени ничего не осталось, кроме этой самой избы. Место на самом деле козырное – посмотрев заранее на карте, узнав, что блюдут дом настоящие казаки, я двигалась к нему с надеждой, что вот сейчас приду – а там колоритные мужики, самовар и дух казачий! Но фантазии жестоко разбились о реальность: то, что казаки берегут дом, выражается в его полной закрытости от внешнего мира.


На фото видно – окна забиты, вокруг забор, и тишина… Модный нынче маркетинг территорий в действии – один из самых интересных мне как туристу объектов города закрыт для обзора и доступа.


Я в печали, и я иду к следующему пункту.

История Красноуфимска

Город начинался с появления Красноуфимской крепости на возвышенном правом берегу реки Уфы, предназначенной для защиты от набегов башкир. Место для крепости в апреле 1734 года выбрал полковник А.И. Тевкелев (основатель Оренбурга и Челябинска). Здесь проходила дорога, по которой передвигались башкиры для набегов на Кунгур. Деревянная крепость в урочище Красный Яр была построена в 1736 году. «Красный» в названии означало «красивый», а яром называли крутой обрывистый берег. Со временем крепость стали называть Красноуфимской. В ней размещались воеводское правление и гарнизон казаков. Также появились Ачитская, Кленовская, Бисертская, Верх-Бисертская и Киргишанская крепости. Административно Красноуфимская крепость входила в состав Уфимской провинции Оренбургской губернии.

В 1770 году тут побывал академик И.И. Лепехин:

«Крепость, находясь на возвышенном берегу Уфы, примыкала западной стороной к каменному гребню. По этому высокому гребню были воздвигнуты бастионы, вооруженные пушками. Далее вниз по течению реки тянулись высокие деревянные стены с башнями».

Во время Крестьянской войны в конце 1773 года Красноуфимскую крепость взял без боя башкирский командир Салават Юлаев с 4-тысячным войском. На сторону пугачевцев перешли почти все казаки. Однако вскоре, в январе 1774 года, крепость сдалась властям. В июне 1774 года город вновь перешел к Пугачеву. В окрестностях, близ Александровских сопок, 11 июня произошло ожесточенное сражение пугачевцев с правительственными войсками.

В январе 1781 года Красноуфимск стал уездным городом Пермской губернии. Жители занимались земледелием, животноводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, ремеслами, торговлей.

Большую роль в развитии города сыграло образованное в 1870 году Красноуфимское уездное земство. В Красноуфимске работали уездные школы грамотности, женская гимназия, уездная больница, в 1887 году появилась городская общественная библиотека. К началу XX века здесь жило более 6 тысяч человек. Работали небольшие заводы: кожевенный, водочный, пивоваренный, винокуренный, восково-свечной, мыловаренный, спичечная фабрика, различные мастерские. Протекающая через город река Уфа служила водным путем в центральную часть страны. По ней сплавляли заводскую продукцию расположенные в верховьях предприятия, а также хлеб.

В 1912 году началось строительство железной дороги Москва – Казань – Екатеринбург, на стадии проектирования ее называли Казанбургской. В 1916 году в Красноуфимск прибыл первый паровоз, а 1 июля 1920 года началось сквозное движение по маршруту Москва – Екатеринбург. Красноуфимск превратился в крупный железнодорожный узел. В наши дни станция Красноуфимск относится к Горьковской железной дороге, хотя находится в Свердловской области.

В советское время Красноуфимск стал центром сельскохозяйственного района. В 1933 году была создана селекционная станция по разведению новых сортов и организации семеноводства яровой и озимой пшеницы, ячменя, овса, гороха, гречихи, многолетних трав. Сотрудниками выведено более 50 сортов растений, 29 из которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений России. Интересный факт: в Свердловской области каждые 2 из 3 гектаров сельхозугодий заняты сортами Красноуфимской селекции, а по яровой пшенице – около 90%.

Ираиде Маскаль удалось найти в архиве (ф. 41, д. 314, л. 277) интересный документ. Оказывается, в 1936 году рабочие и служащие железнодорожной станции Красноуфимск, а также колхозники Красноуфимского района ходатайствовали о переименовании города Красноуфимск в город Молоков, Красноуфимского района – в Молоковский район, а станции — в станцию Молоково. В честь лётчика, Героя Советского Союза В.С. Молокова.

В 1941 году на базе эвакуированного оборудования возник механический завод, позже преобразованный в опытно-экспериментальный завод по выпуску стендов для испытания дизельных двигателей (до 1988 года – единственное в стране предприятие по изготовлению подобного оборудования).

С Красноуфимском связаны некоторые известные люди. В 1768 году в Красноуфимске родился Н.С. Попов – экономист, географ, историк, составивший первое историко-географическое и хозяйственное описание Пермской губернии. После окончания Петербургской учительской семинарии он обосновался в Перми, работая преподавателем истории и географии. А в Красноуфимском промышленном училище в 1893-99 годах учился будущий маршал Советского Союза Б.М. Шапошников (1882–1945). В годы Великой Отечественной войны в Красноуфимске в доме на ул. Пролетарская, 101 жила в эвакуации Е.Д. Стасова – революционерка, соратница В.И. Ленина, секретарь ЦК.

Численность населения Красноуфимска составляет 38 тысяч человек (для сравнения в 1992 году достигала более 46 тысяч).

Дозорная башня

Красноуфимск, ул. Пролетарская 83

В Своде памятников указано только название улицы – Пролетарская, жпс-координат в сети я не нашла, поэтому (погода хорошая, светло и мухи не кусают) я решила пройти пешком всю улицу Пролетарскую. Что-то героическое в этом точно было, так как улица оказалась длинная, и восемь (!!!) местных жителей, которым я задавала вопрос – а где тут башня? — ответить мне не смогли. Печаль превращается в раздражение, улица Пролетарская заканчивается, и тут вместо башни, в которой, возможно, сиживал на совете сам Емельян Пугачев (он и его соратники занимали Красноуфимск почти два года), я получаю неожиданный бонус, Часовню на Камушке, как мило называют ее местные жители.


Именно руины этой часовни когда-то определили как дозорную башню. При изучении материалов епархии при восстановлении Троицкого храма в конце 1980-х – начале 1990-х гг., о котором мы поговорим чуть позже, была восстановлена история строения на скале и даже найдены фотографии конца XIX в. Таким образом, искомая сторожевая башня Пугачева превращается в часовню Иосифа Псалмопевца.


Точных данных о дате строительства оригинальной часовни не сохранилось, но судя по ее архитектуре, строилась она в самом конце века XIX, в модном тогда византийско-русском стиле. Восьмигранная, очень простая, даже деликатная, и стоит на таком месте, что сразу становится понятным – почему ее руины считали остовом дозорной башни. Вершина скалы – «камушка», на которой установлена часовня – идеальная обзорная площадка, с которой видно и город, и излучину реки.

Настроение мое улучшилось, тем более что с этого места я увидела, как минимум, три следующих пункта, к которым продолжаю свою пешеходную прогулку.

Экономика [ править ]

Экономика Красноуфимска отличается сбалансированной многоотраслевой структурой. 80% юридических лиц являются частными. Граждане в основном заняты в сфере транспорта, связи, торговли, общественного питания и промышленности. Большая часть продукции почти поровну распределяется между производством строительных материалов, деревообрабатывающей промышленностью, энергетикой, машиностроением и металлообработкой. Сельское хозяйство по-прежнему имеет большое значение для экономики города. Значительный вклад в развитие Красноуфимска вносят малые и средние предприятия, в которых занято 14% экономически активных граждан и составляет 7% доходов местного бюджета.

Транспорт [ править ]

Аэропорт: региональный аэропорт Красноуфимск; международный аэропорт Кольцово, Екатеринбург (SVX).

Крупные компании [ править ]

В этом разделе используются сокращения, которые могут сбивать с толку или быть двусмысленными .

На странице обсуждения может быть обсуждение этого вопроса . Пожалуйста, улучшите этот раздел, если можете.
( Январь 2013 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

  • ОГУП «Красноуфимский экспериментальный завод»
    специализируется на производстве стендов, приборов и приборов для испытаний, ремонта и регулировки дизельных двигателей.
  • ЗАО Красноуфимский молочный комбинат
    — молочная продукция
  • ООО Зерно
    — хлебобулочные изделия
  • ООО СМФ Сибпродмонтаж
    — хлебобулочные изделия
  • ООО «Инженерное предприятие« Технологии Нидерландов »
    — деревообработка.
  • ООО «Красноуфимский завод строительных материалов»
    — строительные материалы
  • ООО «Утьес»
    — лесозаготовка и деревообработка
  • ООО «Красноуфимский мебельный комбинат»
    — мебель.

Церковь Святой Троицы

Красноуфимск, ул. Куйбышева 5


Церковь сейчас активно восстанавливается, установлены леса, поэтому всю прелесть здания, строительство которого начато в 1804 г. на средства местных купцов, оценить не получится. Если же не поленитесь, как я – то можете зайти внутрь (на стенах есть постеры со старыми фотографиями храма), или в сети посмотреть фото конца XIX в.

Троицкая церковь отличалась не только своим размером (она реально большая!), но и своей смешанной эстетикой, так как совмещает как признаки барокко, так и классицизма. В советские годы помещения храма значительно перестроены (уничтожен купол и колокольня), располагались тут и спичечная фабрика, и медучилище.

От Троицкого храма рукой подать и три шага топнуть до следующей точки.

Земская управа

Красноуфимск, ул. Советская 17

Само здание не такое уж старое – построено оно в 1910-х гг. Нам известна даже фамилия архитектора – Кавадеров. Строилась управа в стиле эклектика, очень популярном в то время для «офисно-присутственных» зданий. Сохранность отличная, и можно вдумчиво и с удовольствием изучать разнообразные элементы фасадов из красного кирпича. В 1918 году в этом здании проходил первый Красноуфимский съезд Советов. Сейчас в этом доме находится Дом творчества. А первый этаж «декорирован» рекламой выборов…


От
Земской управы до следующего пункта моего плана – здания винного завода Поклевских-Козелл (а я вот в шоке была, когда узнала об огромном количестве винокурен на Урале!) буквально 500 метров, но на этом отрезке центра города голова может закружиться от десятков фасадов одно- и двухэтажных жилых домов XIX в. Они все разные, и кажется мне, что каждый раз внешний вид жилого дома отражал характер его жильцов…

Достопримечательности Красноуфимска

Если въезжать в Красноуфимск со стороны Ачита и Пермского тракта, то первой достопримечательностью города по ходу движения станет казачья изба (ул. Горбуновой, 35). Она считается старейшей постройкой Красноуфимска, ее датируют XVIII веком. Этот небольшой деревянный домик из лиственницы, стоящий на возвышенности близ крутого спуска к реке Уфе, — единственное, что осталось со времен Красноуфимской крепости. В стене можно заметить отверстие бойницы и смотровое окно. В погребе хранили порох. Когда ураловеды были здесь в 2014 году, дом стоял заброшенным и постепенно приходил в негодность. До этого он принадлежал частным лицам и был жилым домом. Сейчас, по некоторым данным, избу огородили забором, свободного доступа больше нет, можно посмотреть лишь с улицы.

На ул. Ленина, 79 расположено здание бывшего промышленного училища. Это каменное двухэтажное здание с двухколонным портиком второго этажа, построено в XIX веке в стиле эклектики. Мемориальные таблички напоминают, что здесь зародился первый социал-демократический кружок Красноуфимска, а в 1893-99 годах учился будущий маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников. Сейчас здание занимает аграрный колледж.

Неподалеку расположен Свято-Троицкий собор (ул. Куйбышева, 5). Он был построен и освящен в 1804 году. Имел купол и двухъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Высота церкви со шпилем достигала 49 метров. По архитектурному стилю был переходным от барокко к классицизму. Собор был хорошо виден с реки и с другого берега. За белые цвет стен его называли Белой церковью. Здесь хранилась главная городская святыня – икона Казанской Божией Матери, якобы чудесным образом появившаяся среди различного мусора на колокольне.

В 1935 году церковь закрыли, колокольню и купол снесли, позже надстроили еще один этаж. Здесь размещались спичечная фабрика, медицинское училище и другие организации. Сейчас церковь восстанавливается. Рядом стоит мраморный крест, надпись в основании которого сообщает, что «здесь, в 2002 г. 21 июля были обретены святые мощи священномученников Алексия (Будрина), Льва (Ершова) и Александра (Малиновского)». Священники были расстреляны в 1918 году.

Перед собором располагалась центральная площадь города – Торговая (или Соборная). Здесь сконцентрировано много зданий XIX – начала XX века.

В 150 м к северо-западнее от собора по улице Пролетарской расположена часовня Иосифа Песнописца (или Песнопивца?), построенная на скалистой горе Камешек (в прошлом это место называли Болгарами). Построена из кирпича в виде ротонды, в византийско-русском стиле, по легенде в честь основания Красноуфимской крепости, которая стояла на этом месте. По другой легенде на Камешке однажды сидел сам Емельян Пугачев. Известно, что он останавливался в Красноуфимской крепости на ночлег в середине июня 1774 года. В некоторых источниках эту часовню ошибочно называют дозорной (или крепостной) башней.

По информации, полученной от Ираиды Маскаль, эта часовня построена в последней трети XIX века (т.е. после 1870 года) Марианиллой Иоановной Кропаневой. Её муж — Дементий Иоанович Кропанев был купцом, имел в городе лавки «Скобяных и прочих товаров». За товаром ездил на ярмарки в Нижний Новгород. Семья жила в достатке, но Дементий Иоанович крепко выпивал, да и сыновья со временем начали хорошо прикладываться к выпивке. Именно поэтому Марианилла Иоановна дала обет, что построит часовню и будет там молиться, с верой на то, что близкие ей люди избавятся от пагубной привычки. На свои средства Кропанева возвела часовню, украсила ее иконами, а главной среди икон часовни стала «Неупиваемая чаша». Именно на неё женщина чаще всего молилась.

В советское время часовня была закрыта и превратилась в руины. В наши дни восстановлена.

Местные предания говорят, что тут существовал подземный ход. Академик И.И. Лепехин, посещавший Красноуфимскую крепость в 1770 году, писал:

«Гора Болгары представляла возвышенный гребень с осыпями и обвалами, напоминавший как бы развалины древних зданий. При подошве гребня, почти на самой его середине, виднелось в горе отверстие, которое также завалилось осыпным камнем, и жители сказывают, что тут был пространный ход, разделенный на разные переулки и вертепы».

Позже упоминал некий подземный ход и П.С. Сигов:

«Местные старожилы рассказывали, что под Болгарами был подземный ход с ответвлениями и шел он в две стороны: на Атамановскую гору и Юртовской камень. На Камешке был вход в скалу».

На скале действительно можно заметить лаз в небольшую пещеру, давшую почву для легенд о загадочных подземельях.

Напротив стоит деревянная мусульманская мечеть (ул. Пролетарская, 74). Это красивое здание с мансардой местные жители называли «дом на Камушке». Встречается информация, что это был дом купца 1 гильдии Мухаметхафиза Хабибуллина. Ему принадлежала пристань, он занимался оптовой продажей зерна, которое отправлял вниз по реке Уфе и далее до Нижнего Новгорода и Петербурга. Однако вот что попалось Ираиде Маскаль в городском архиве:

«По документам этот дом (мечеть) принадлежал Кунцевичу, «барский дом», как мы его называли. В Красноуфимском госархиве есть заявление группы мусульман города Красноуфимска с просьбой о демуципализации (т.е. о возвращении) здания по улице Большая Гостиная, 54 и ответ на него. (ф-6, оп. 1, д. 222 стр. 227-233, 1921 год)

По словам просителей, этот дом был куплен лет 14 назад башкирином из Большой Оки «для религиозных отправлений» и в то же время по дарственной записи подарен мусульманской общине, служил для молитвенных дел. Дать форму мечети этому дому постройкой вышки «при монархическом строе не представлялось возможным», так как он находился вблизи православной часовни на расстоянии меньшем, чем позволяли православные законы. В прошении тогда (в 1921 г.) было отказано на том основании, что не было представлено документов, подтверждающих всё вышесказанное просителями».

После революции в доме открыли школу «Нацмен», в которой учились дети-башкиры. С начала 1930-х годов школа стала общей, в конце XX века переехала в новое здание. После этого освободившееся здание передали мусульманам под мечеть.

Но вернемся к Свято-Троицкому собору. В средней части бывшей Торговой площади в 2010 году создали Аллею Памяти погибших в Великой Отечественной войне.

Поблизости расположено красивое двухэтажное здание торговых (гостиных) рядов (ул. Куйбышева, 3). В 1920-е годы одна половина гостиных рядов была отдана под кинотеатр, а другая – под театр. Театр проработал до 1943 года, а кинотеатр до 1969 года, когда для него было построено отдельное здание. Сейчас здание торговых рядов используется по изначальному предназначению – для торговли.

За торговыми рядами стоит Дом культуры (ул. Куйбышева, 5), построенный по типовому проекту в середине XX века. Рядом, по ул. Советской, стоят здания бывшей женской гимназии из красного кирпича (ул. Советская, 2), открытой в 1891 году, и бывшей тюрьмы (тюремного замка) (ул. Советская, 3). По легенде в этой тюрьме сидел старец Федор Кузьмич в ожидании приговора за бродяжничество. Народная молва считала, что под этим именем скрывался император Александр I, якобы уставший от власти и покинувший престол, инициировав свою смерть. Рядом — одноэтажное здание казначейства, первое каменное здание города 1800 года постройки.

Современная центральная площадь города расположена юго-западнее от бывшей Торговой – в двух кварталах по улице Советской. Здесь стоит здание городской администрации (ул. Советская, 25), построенное в 1971 году. Как и положено на центральной площади стоит памятник В.И. Ленину.

Самое интересное здание, выходящее главным фасадом на площадь, – бывшая земская управа (ул. Интернациональная, 107, угол с ул. Советской). Двухэтажное здание управы построено в стиле эклектики по проекту архитектора Кавадерова подрядчиком Ф.Н. Мальковым в 1911 году. В наши дни в этих стенах размещается Дворец творчества детей и молодежи.

Повернув на улицу Мизерова, вы попадете к пятиглавому собору Александра Невского (ул. Мизерова, 88) из красного кирпича, построенного в псевдорусском стиле. Красноуфимцы называют его Красной церковью. Решение о постройке было принято еще в 1881 году, однако средства для начала работы собрали только к 1902 году. Проект безвозмездно выполнил пермский архитектор Д.П. Рябов, подрядчиком стал Ф.Н. Мальков. Строительство закончено в 1914 году, а освящение состоялось в 1917 году. Собор строился в честь императора Александра II, отменившего крепостное рабство и проведшего ряд других важных для развития страны реформ. Собор действовал до 1930 года, сейчас возвращен верующим. Этот собор является визитной карточкой города. Его изображение можно увидеть на магнитиках, сувенирной продукции и книгах про Красноуфимск.

Около собора Александра Невского расположен рынок, перенесенный сюда с Торговой площади в 1931 году. В сквере напротив стоит памятник погибшим «в борьбе против белогвардейских банд 1918-1919 гг.».

По адресу ул. Мизерова, 66 сохранилось здание винного завода Поклевских-Козелл начала XX века (по другой версии это здание винного погреба). Сейчас тут расположен Красноуфимский опытно-экспериментальный завод. А на ул. Мизерова, 50 сохранилось здание частной клиники Э.М. Сенкевича (1880-1953) — врача, исследователя, путешественника. Он работал в больнице с 1909 года около 10 лет. Похоронен в Красноуфимске.

Одна из самых необычных достопримечательностей Красноуфимска – бывшая земская больница с парком (ул. Свободы, 16). Она была открыта в 1886 году. Построена в живописном месте на склоне Дивьей горы по проекту доктора М.И. Мизерова. Мизеров родился в Артинском районе и закончил медицинский факультет Казанского университета. Отказавшись от предложения остаться ординатором в университетской клинике, обосновался в Красноуфимске. Добился финансирования строительства новой больницы и закупки оборудования. Больница имела хирургический и терапевтический блоки. Она стала образцовой, для небольшого городка XIX века была верхом достижений. Однако, не сойдясь с властями, через 30 лет работы в Красноуфимске, Мизерову пришлось переехать в Уфу. Умер 30 сентября 1913 года, тело было перевезено в Красноуфимск и похоронено на городском кладбище. Мизерова красноуфимцы помнят и чтят до сих пор, он является первым почетным гражданином города, его именем названа одна из центральных улиц.

Больница проработала здесь до 1976 года, пока не переехала в новое здание. В течение 12 лет старые корпуса оставались заброшенными, пока по инициативе директора Свердловского областного музея истории медицины А.Д. Бальчугова в 1988 году тут не открыли музейный комплекс «Красноуфимская земская больница». Он является филиалом областного музея истории медицины. Состоит из нескольких зданий. Действуют павильоны земской медицины, народной медицины, рождения, советской медицины, а также воссоздан аптекарский сад в соответствии с традициями земских больниц.

Сохранился здесь и красивый парк «Целитель», заложенный М.И. Мизеровым в 1884 году. Прогуляться по нему – одно удовольствие. Фельдшер Г.Х. Минин писал, что выделенный под строительство больницы участок был почти совершенно голый. Только на южной половине его имелся молодой березняк, переходящий дальше в настоящую березовую рощу. Одновременно с постройкой больницы производилось насаждение на свободной площади деревьев разных пород – липы, сосны, ели и даже дуба. Посадка была произведена куртинами и аллеями. Таким образом, вся больница через несколько лет оказалась окруженной тенистым молодым садом. Всего было высажено более тысячи деревьев. Здесь же был аптекарский огород, где выращивались лекарственные растения.

Отсюда (по ул. Свободы) можно дойти до вершины Дивьей горы, с которой открывается панорама на город.

Есть в Красноуфимске и краеведческий музей (ул. Советская, д. 42). Он был основан в 1912 году как земский по инициативе Красноуфимского общества попечения о народном образовании. В 1919 году музей пополнился экспонатами из коллекций дворян Голубцовых, живших в имении в селе Александровском. Так в музей попали оковы, в которых по легенде содержался сосланный в 1601 году в Ныроб боярин Михаил Романов (впрочем, на этот статус претендуют и другие оковы, представленные в Чердынском музее).

Сначала музей размещался в одной из комнат земской управы, в 1919 году ему передали бывший дом купца И.А. Шевелина, а в 1930-е годы музей переехал в церковь Александра Невского, где он находился до 1998 года. Сейчас располагается в современном трехэтажном здании – в бывшем Доме быта.

Особенно интересна богатая коллекция окаменелостей, которыми славится Красноуфимский район. Музей располагает самой крупной в России коллекцией зубных спиралей геликоприона. Они были впервые обнаружены инспектором народных училищ Красноуфимского уезда А.Г. Бессоновым в 1897 году в карьере на склоне Дивьей горы и описаны академиком А.П. Карпинским. Такие необычные зубные спирали принадлежали вымершей акуле из группы эдестид, размещались на ее челюсти. В 2015 году геликоприон решили сделать брендом Красноуфимска.

Еще одна известная достопримечательность Красноуфимска – здание железнодорожного вокзала (ул. Станционная, 18). Оно было построено в 1915 году по проекту архитектора А.В. Щусева в стиле петровской эпохи. Ему принадлежат проекты многих вокзалов по линии Казанской железной дороги, в том числе и Казанского вокзала в Москве. Также по его проекту был построен Мавзолей В.И. Ленина. Кстати, по перрону красноуфимского вокзала 25 января 1928 года прогуливался поэт Владимир Маяковский, вышедший из вагона размяться по дороге в Свердловск. Здание вокзала является памятником архитектуры начала XX века.

На городском кладбище (ул. Транспортная – ул. Ачитская) сохранился комплекс построек конца XIX – начала XX века, состоящий из деревянной церкви, часовен и каменной ограды.

Помимо описанных объектов, в Красноуфимске сохранилось множество других старых дореволюционных домов. Обо всех не рассказать. Наиболее интересно пройтись по улицам Куйбышева, Пролетарская, Ленина, Советская и другим.

Близ реки Уфы много озер-стариц. Озера Криулинское и Бутки имеют статус гидрологических памятников природы Свердловской области, на них гнездятся перелетные водоплавающие птицы. Также в черте города есть ботанические памятники природы – Красноуфимская сосновая роща и Березовая роща.

По реке Уфе нередко сплавляются туристы-водники, ниже по течению по берегам возвышаются скалы. Также в окрестностях Красноуфимска интересны для посещения скала Аликаев камень (Марьин утес), железнодорожные виадуки, Александровские сопки (Титечные горы) и другие места.

UPD. В 2021 году началось масштабное благоустройство набережной в Красноуфимске, здесь появились интересные скульптуры и арт-объекты. Среди них скульптуры Нижнеиргинский самовар, Геликоприон, Виадук, Девочка с самолётом (посвящено Ираиде Вертипраховой — первой женщине-лётчику, удостоенной звания «Заслуженный пилот СССР») и другие. Пока на новой набережной я не побывал и не сфотографировал, но вам при посещении города однозначно рекомендую!

Александро-Невский собор

Красноуфимск, ул. Мизерова, 88

Вот где разгуляется глаз любителя архитектурной стилизации! Строительство храма велось в 1903 – 1914 гг., в годы, когда в российской культуре завершались процессы самоидентификации, что в архитектуре выразилось в строительстве и храмов, и светских сооружений в русском стиле.


Кокошники (полукружия, завершающие основной фасад), шатер колокольни, аркады колокольни и куполов, яркий кирпичный цвет и синий цвет куполов, размер храма – и получаем самый визуально привлекательный объект в Красноуфимске.


Кстати, самый главный человек в этом храме пообещал, что на Пасху на колокольню будут пускать всех желающих. Буду рядом – проверю!


По моему плану мне предстоит посетить еще две точки, то уже очень хочется хлеба и удобств, поэтому включаю навигатор и ищу ближайшее заведение. Первая попытка – кафе MARIO Pizza (у. Советская 26). Судя по картинкам в меню, тут много пицц, роллов и пива. Ценник вполне себе екатеринбургский – пицца от 300 рублей, роллы от 250. Но официант предупреждает – ждать заказ не менее 35 минут, поэтому делаю вторую попытку поиска быстроеды.

Теперь удачно — совсем рядом с Александро-Невским собором (ул. Рогозинниковых 14) находится «Жар-Пицца». Перекус на двоих – по два кусочка пиццы, американо и зеленый чай – обошелся нам в 242 рублей. Это было быстро и вкусно, и, хотя цена меня сначала напугала (как с такой ценой может быть съедобно?), негативных последствий у перекуса не было. И кстати удобства там – в порядке, что для девочек бывает важно. Припудрив носик, направляюсь к предмету гордости жителей Красноуфимска.

Здание железнодорожного вокзала

Красноуфимск, ул. Станционная


Посмотрите на фотку – есть чем гордиться! Мало того, что само здание – несомненный памятник архитектуры, так еще и архитектор – знаменитость! Построен вокзал в 1915 году, по проекту архитектора Алексея Викторовича Щусева. Проект Щусева совмещает в себе черты русского барокко с отсылками ко временам самих Петра I и Елизаветы Петровны. Гармоничное и очень функциональное здание украшает вокзальную площадь, ракурсов для фото – множество, так что, друзья мои, велкам! Очень приятное дополнение – в зале ожидания постоянно проходят небольшие выставки местных художников и учеников школы искусств.


Завершая свою программу, от вокзала я вызываю такси, так как гугла отказывается показать расстояние до искомой точки. Такси рекламируются на каждом столбе, и моя поездка к пункту 8 – на местное кладбище, обошлась мне в 100 рублей.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. « Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. Код 65 224 », в ред. изменения №278 / 2015 от 1 января 2021 г .. (Госкомстат РФ. Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. Российская классификация объектов административного деления) (ОКАТО). Код 65 224
    , с изменениями, внесенными Поправкой № 278/2015 от 1 января 2016 г.).
  2. ^ а б Федеральная служба государственной статистики (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [ Всероссийская перепись населения 2010 , т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    . Федеральная служба государственной статистики .
  3. «26. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2021 года» . Федеральная служба государственной статистики . Проверено 23 января 2021 года .
  4. ^ a b c Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. « Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. Код 65 468 », в ред. изменения №278 / 2015 от 1 января 2021 г .. (Госкомстат РФ. Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. Российская классификация объектов административного деления) (ОКАТО). Код 65 468
    , с изменениями, внесенными Поправкой № 278/2015 от 1 января 2016 г.).
  5. ^ a b Закон № 85-OZ
  6. «Об исчислении времени» . Официальный интернет-портал правовой информации
    . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2021 года .
  7. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. ( Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    почтовый Поиск объектов
    ) (на русском языке )

  8. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек» [Население России, ее федеральных округов, федеральных округов, округов, Городские поселения, сельские поселения — административные центры и сельские поселения с населением более 3000 человек] (XLS) .
    Всероссийская перепись населения 2002 года
    .
  9. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, отрицательных явлений, городских поселений и сёл-райцентров» [Всесоюзная перепись населения 1989 года: нынешнее население союзных и автономных республик, Автономные области и округа, края, области, районы, городские поселения и села, выполняющие функции районных административных центров. Всесоюзная перепись населения 1989 года [Всесоюзная перепись населения 1989 года]
    . Институт демографии национального исследовательского университета: Высшая школа экономики [Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики]. 1989 — через
    Demoscope Weekly
    .
  10. Закон № 30-OZ
  11. «Красноуфимск, Россия» . Climatebase.ru . Проверено 21 января 2013 года .

Краноуфимское кладбище

Да, теперь я еду на кладбище, потому что оно тут тоже является достопримечательностью. Конечно, это очень специфический вид туризма, но сейчас меня не интересуют старые надгробия, а нужны две каменные часовни, которые упоминаются во многих списках памятников Красноуфимска. Тут, к сожалению, эстетика сохранившихся строений пограничья XIX — XX вв. оказалась тщательно замаскирована общим состоянием кладбища. В общем, обычным путешественникам тут делать нечего, а я поставила галочку и вернулась уже пешком обратно в центр, ждать натуралиста с впечатлениями от природы.

Краноуфимск: железнодорожные виадуки

Именно под Красноуфимском располагаются уникальные для Свердловской области (да и региона, наверное) объекты, которые, безусловно, будут интересны любителям так называемого индустриального туризма. Впрочем, у любого другого поклонника Урала отвиснет челюсть при взгляде на такое. Между поселками Сарана и Черная речка высятся – вот уж без преувеличения – огромнейшие железнодорожные виадуки, которые были построены ровно век назад – в период с 1914 по 1918 годы. И часть из них используется по назначению до сих пор!


Всего
виадуков в этих краях насчитывается семь, причем несколько были построены по самой передовой для того времени технологии с использованием железобетона. Появление их связано с весьма прихотливым рельефом местности, по которой проходит железная дорога. К некоторым из виадуков подойти не получится как раз в силу ямок-горок, и того, что мосты, как стратегические объекты, тщательно охраняются.


Однако, под ближайшим из них – тем, что расположен между Сараной и поселком Пудлинговый – даже можно проехать: там проходит накатанная лесная дорога. Остановившись под виадуком, не потеряйте шапки, так как головы определенно придется задирать: высота виадуков исчисляется десятками метров. Этот виадук продублирован современным железнодорожным мостом, который, конечно, выглядит далеко не так впечатляюще.


В зимнее время до мостов возрастом в век можно добраться практически на любом автомобиле, но, поскольку дорога, их соединяющая, представляет собой некое подобие грейдера, не исключено, что летом в дождливую погоду может понадобиться внедорожник. Для ориентирования на местности неплохо запастись бумажной картой: наши сотовые операторы работать в этих краях отказались, так что мобильных навигаторов мы были лишены.

Красноуфимск

(Свердловская область)

Код ОКАТО:
65468
Основан:
1736
Город с:
1781 Город областного подчинения
Телефонный код (справочный телефон)

34394*****62-2-22

Отклонение от московского времени, часы:
2
Географическая широта:
56°37′
Географическая долгота:
57°46′
Высота над уровнем моря, метров:
210 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Красноуфимск

Аликаев камень (Марьин утес) около Сараны

Зато любые цифровые карты прекрасно знают еще одно примечательное место в районе Сараны, достойное посещения. Зимой можно, не покидая автомобиля, подобраться практически к подножию Аликаева камня, известного также под названием Марьин утес.


Суровая пятидесятиметровая скала выдается из леса так эффектно, что пропустить ее невозможно. Восхождение на
Аликаев камень может стать приключением для всей семьи, но в списке достоинств этой скалы – не только ее природная красота.
Настоящей достопримечательностью Красноуфимского района Аликаев камень стал после выхода на советские экраны знаменитого многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень». Часть эпопеи снималась в окрестностях камня, а свое второе имя скала получила в честь героини фильма Марьи Красной (она же Воронова), которую по сюжету сбрасывают именно с Аликаева камня. Играла ее, к слову, известная актриса Нина Русланова.


В окрестностях Аликаева камня можно найти места для туристических стоянок. Кроме того, у его подножия протекает речка Сарана, достаточно живописная как зимой, так и летом.

Наша программа выполнена, но перед тем как попрощаться – два бонуса!

Административный и муниципальный статус [ править ]

В рамках административных подразделений , Красноуфимск служит административным центром в Красноуфимском районе , [1] , хотя это не является его частью. [4] Как административное деление, вместе с четырьмя сельскими населенными пунктами он образован отдельно как город Красноуфимск

[4] — административная единица со статусом, равным статусу районов . [10] В качестве муниципального разделения , город Красноуфимск включен в качестве
Красноуфимского городского округа
. [5]

Бонус первый

Во время пешей прогулки по городу я обратила внимание на десятки развалин капитальных стен, часть из которых торцами выходит прямо на улицы. Судя по кладке, стенам этим не менее 100-150 лет, но вот назначение поставило меня в тупик. Мысля разумно, я попыталась предположить, что это остатки стен бывших здесь до существующих домов более ранних построек. Но все оказалось проще: хозяин собаки, которой я явно не понравилась, сообщил мне, что это противопожарные стены. Город в основном был деревянный, соответственно горел часто, и для защиты от перехода огня от одного дома к другому и были построены стены под 5 м высотой. Конечно, строили их зажиточнее горожане, которым было что беречь и были деньги на такое строительство. Останки стен – впечатляют!

Бонус второй

Если вы, читая Стругацких, задумывались, как мог выглядеть Красный дом из «Града обреченного» — то у нас есть возможный ответ!


На перекрестке Пролетарской и Советской стоит дом без адреса, без табличек, без любых опознавательных знаков. Три этажа, вековой красный кирпич, и полный сюр, если сможешь заглянуть через жалюзи в окна: два первых этажа оформлены зеркалами, сейчас тут находится школа хореографии и фитнесс-центр. По словам сотрудников местного ДК, зданию не меньше ста лет, но вот история его уже потерялась. После Великой Отечественной тут была школа ДОСААФ, потом были просто руины. Что тут было до войны – я узнать не смогла. Если кто поделится информацией – буду благодарна. А сейчас это здание почти мистически смотрится и от центра города, и с реки, благо лед позволил прогуляться и сделать парочку снимков. Лестница на восточном фасаде открыта, можно спокойно подняться до самого верха…

Бонус третий


А причем тут медведь и сокол? Все просто: оригинальный герб Красноуфимска с 1783 года – щит, поделенный на две части. В верхней части – герб Пермской губернии, к которой тогда относился Красноуфимск, с медведем и золотым Евангелием. В нижней – серебряный сокол на золотом суку, что означало птичью охоту и «великое изобилие в округе всякого рода птиц». Ни сокола, ни медведя мы так и не встретили.

Время и деньги на маршрут

  • Выезд из Екатеринбурга: 9:48
  • Приезд в Красноуфимск: 12:00
  • (Если вы с детьми или нужны удобства – в середине дороги, у поворота на Киселевку, 120 км. от Екатеринбурга, есть заправка Лукойл с кафе и туалетом)
  • Выезд из Красноуфимска: 18:20
  • Приезд в Екатеринбург: 21:05
  • Счетчик километров: 534
  • Расход бензина на нашей малолитражке: около 1200 р.
  • Американо и капуччино на заправке: 198 р.
  • Перекус в «Жар-Пицца» 242 р.
  • Такси: 100 р.
  • Термос с чаем и печеньки с собой – 130 р.
  • Итого: 1 870 р.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]